Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕСУРСОВ ВОДЫ И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕСУРСОВ ВОДЫ И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОСИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ВОДООБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бекхожаева Айгуль Кожахметовна, Жусупова Гульназ Аппазовна, Жусупов Айболат Ертаевич

Проблема водоснабжения населения, сохранения и рационального использования водных ресурсов, объектов входит в ряд наболевших, острых проблем, которые стоят перед государством. В данном материале очень показаны главные вопросы, касающиеся бережного использования ресурсов воды, чистой питьевой, а также технической, а также как, каким образом регулируется экосистема ресурсов воды, как главного природного стратегического объекта государства, проблемы, задачи регулирования на современном этапе. Очень интересным в этом материале можно назвать, то как взаимодействуют государства в вопросах по защите и сохранению чистоты и качества воды, по сохранению хорошей экологии, в вопросах достижения полной согласованности в использовании ресурсов водных объектов. Одним из решений проблемы недостатка водных ресурсов и их истощения считается создание и выбор так называемой модели «зеленой экономики», и те или иные вопросы, которые касаются данной темы, темы так называемой «зеленой экономики» собраны в государственном документе, где прописаны основные стратегии и направления политики в этой сфере. Эти материалы содержат данные об определении главных и четко обозначенных инструментах и механизмах, помогающих сформировать эффективную и устойчивую экономическую модель, которая основана на переходе к так называемой модели «зеленой экономики». В Стратегии очерчены крупные регионального и государственного уровней проблемы, в том числе: недостаток воды и иссякаемость естественных ресурсов. Также рассмотрены региональные, бассейновые механизмы организации и структуры в сфере регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бекхожаева Айгуль Кожахметовна, Жусупова Гульназ Аппазовна, Жусупов Айболат Ертаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE SYSTEM OF WATER RESOURCES AND WATER BODIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The problem of water supply to the population, conservation and rational use of water resources, facilities is one of the most urgent, acute problems facing the state. This material shows very well the main issues concerning the careful use of water resources, clean drinking water, as well as technical, as well as how, how the ecosystem of water resources is regulated, as the main natural strategic object of the state, problems, regulatory tasks at the present stage. Very interesting in this material can be called how states interact in matters of protecting and preserving the purity and quality of water, preserving good ecology, and achieving full consistency in the use of water resources. One of the solutions to the problem of lack of water resources and their depletion is considered to be the creation and choice of the so-called “green economy” model, and certain issues that relate to this topic, the topics of the so-called “green economy” are collected in a state document, which outlines the main strategies and policy directions in this area. These materials contain data on the definition of the main and clearly defined tools and mechanisms that help to form an effective and sustainable economic model, which is based on the transition to the so-called “green economy” model. The Strategy outlines major regional and state-level problems, including: lack of water and the depletion of natural resources. Regional, basin mechanisms of organization and structures in the field of regulation are also considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕСУРСОВ ВОДЫ И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Государственное регулирование системы ресурсов воды и водных объектов Республики Казахстан

Бекхожаева Айгуль Кожахметовна,

кандидат экономических наук, доцент Кызылординский университет имени Коркыт Ата E-mail: aigulbekhozha@gmail.com

Жусупова Гульназ Аппазовна,

кандидат экономических наук, Университет Болашак E-mail: gulnaz.zhusupova.75@bk.ru

Жусупов Айболат Ертаевич,

магистр экономических наук, Кызылординский университет имени Коркыт Ата, E-mail: aibolat10@mail.ru

Проблема водоснабжения населения, сохранения и рационального использования водных ресурсов, объектов входит в ряд наболевших, острых проблем, которые стоят перед государством.

В данном материале очень показаны главные вопросы, касающиеся бережного использования ресурсов воды, чистой питьевой, а также технической, а также как, каким образом регулируется экосистема ресурсов воды, как главного природного стратегического объекта государства, проблемы, задачи регулирования на современном этапе.

Очень интересным в этом материале можно назвать, то как взаимодействуют государства в вопросах по защите и сохранению чистоты и качества воды, по сохранению хорошей экологии, в вопросах достижения полной согласованности в использовании ресурсов водных объектов. Одним из решений проблемы недостатка водных ресурсов и их истощения считается создание и выбор так называемой модели «зеленой экономики», и те или иные вопросы, которые касаются данной темы, темы так называемой «зеленой экономики» собраны в государственном документе, где прописаны основные стратегии и направления политики в этой сфере. Эти материалы содержат данные об определении главных и четко обозначенных инструментах и механизмах, помогающих сформировать эффективную и устойчивую экономическую модель, которая основана на переходе к так называемой модели «зеленой экономики». В Стратегии очерчены крупные регионального и государственного уровней проблемы, в том числе: недостаток воды и иссякаемость естественных ресурсов.

Также рассмотрены региональные, бассейновые механизмы организации и структуры в сфере регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование, водные ресурсы, экосистема, региональный уровень, рациональное использование, водообеспечение.

Общеизвестно, вода, водные объекты, водные ресурсы считаются большим природным богатством, которое очень необходимо для полноценной и нормальной жизни и деятельности человека, а также весомым звеном геополитики. Проблема водоснабжения населения, сохранения и рационального использования водных ресурсов входит в ряд наболевших, острых проблем, которые стоят перед государством. Ряд регионов испытывает острую потребность в качественной питьевой воде. Присутствует и геополитическая сторона этой проблемы [2]. Можно констатировать о серьезных проблемах по применению, потреблению ресурсов воды близко граничащих водоемов рек.

Несмотря на то, что Республика Казахстан официально на государственном уровне не признана государством с дефицитом ресурсов воды питьевой, технической, и все равно обозначается угроза вододефицита. Надо отметить, что более сорока процентов всего объема ресурсов воды, имеющих поверхностный характер, формируется из ресурсов воды речных водоемов соседних республик. В ситуации когда меняются климат, климатические условия в целом, все это приводит к тому, что в близлежащих водоемах рек происходят различные изменения, приводит к воздействиям и рискам. В этом смысле, очень актуальным представляется регулирование движения потоков воды [3].

В своем Послании Глава государства отметил, что одним из важных вопросов экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности страны является сохранение экосистемы и бережное использование водных объектов [1]. В этом государственном документе также отмечается тот факт, что в ближайшее время, а точнее ближайшие десять лет, надо ожидать большого дефицита ресурсов воды. В настоящее время недостаток воды на ближайшие десять лет во всех государствах, республиках мира может получить сорокапроцентный уровень. В этом смысле, очень могут помочь в сбережении ресурсов воды инновационные технологии и собственно сам процесс цифровизации. И это подчеркивается в самых важных государственных материалах, докладах, документах, это поможет избежать дефицита ресурсов воды, формулируется и готовится целый пакет документов, конкретных задач, инструментов и механизмов, которые помогут внедрить, причем эффективно, новые технологии по сохранению ресурсов воды, успешному регулированию потребления воды.

Планируется проведение ряда мероприятий и исполнения программ по сбережению водных ресурсов. Для того чтобы защитить, сохранить

сз о

о Л о

о сз о в

экосистему, при условии бережного использования ресурсов воды планируется отремонтировать более ста каналов по республике. Например, в ряде областей северного, западного, южного регионов готовится строительство девяти новых хранилищ ресурсов воды. И ресурсы, которые нужны для данного крупномасштабного проекта есть и в достаточном количестве.

В государстве есть области, в которых имеет место быть проблема чистой питьевой воды, это районы в Атырауской и Мангистауской областях. Для этого планируется реконструировать и оснастить новейшими технологиями магистральный водовод «Астрахань-Мангышлак», а также провести строительство нового опреснительного завода в поселке Кендерли.

Если говорить о проблемных вопросах в этой области, то в целом проблема обеспечения и получения чистой питьевой воды, к сожалению, нельзя сказать, что полностью решена. И это при всем том, что на самом деле для этих нужд немалые средства выделяются и тратятся на протяжении большого отрезка времени. Чтобы решить эту проблему ставится задача дать городам, районам и селам чистую, качественную питьевую воду в ближайшие пять лет.

В основе государственной политики Республики Казахстан в сфере сбережения и разумного использования трансграничных вод заложены принципы системы обеспечения чистой хорошей экологии, а также безопасной зоны, развития взаимодействия между государствами в вопросах по защите и сохранению чистоты и качества воды, по сохранению хорошей экологии, в вопросах достижения полной согласованности в использовании ресурсов водных объектов В международной конвенции изложены основные принципы и механизмы, которые обеспечивают и гарантируют регулирование экосистемы водных объектов и ресурсов воды, учитывая при этом потребности современного поколения, без ущерба и сохранения ресурсов поколению грядущему, а также соблюдение и обеспечение равновесия прав и интересов экологии и человека, а также потребностей развития экономической составляющей водной хозяйствующей системы бассейнов трансграничных рек.

Учитывая общенациональные и законодательные базы, большая заслуга нашего государства состоит в четком обозначении и эффективном решении имеющихся проблем в области справедливого и разумного использования и защиты ресурсов воды трансграничного характера.

В рамках регулирования проблемные вопросы с приграничными государствами решаются соответствующими уполномоченными органами путем диалогов двусторонних и многосторонних договоров о взаимодействии и сотрудничестве, создании е специальных межстрановых рабочих групп и коЕ миссий.

^ Например, формирование в международном ° фонде спасения Арала государственной меж-ав страновой комиссии, занимающейся вопросами

устойчивого развития, в частности создании документов, включающих специальные концепции по защите и сохранению чистой хорошей экологии в рамках программ регионального характера, по выработке региональных действий в районе аральского водоема.

Общий дефицит водных ресурсов, его увеличение, в Центральной Азии несет в себе негативную окраску и может представлять для Республики Казахстан в грядущем будущем реальную угрозу.

Плохие показатели по обеспеченности населения качественной водой стран в последние десятилетия объясняются рядом факторов климатического, демографического, экономического характера. В бассейне Аральского моря уровень обеспечения водой упал в четыре раза, составив порядка 2,7 тыс м3 ресурсов воды в год в расчете на одного человека, по отчетам ООН.

Чтобы эффективно регулировать экосистему водных объектов, ресурсы воды, которые относятся к трансграничным бассейнам и эффективно взаимодействовать нужны соответствующие региональные инструменты и механизмы

Аральский водоем, а также центр азиатского региона яркий тому пример, международный фонд спасения Арала - это единственный в своем роде эффективный механизм межстранового централь-ноазиатского взаимодействия по проблемам сохранения и защиты экосистемы водных объектов, ресурсов воды.

Во всем мире потребление, использование ресурсов воды сопряжено, во-первых, с ростом, а во-вторых, с уровнем загрязнения водных ресурсов.

Это явилось следствием увеличения численности людей, активного применения и развития специфических технологических операций, которые предполагают использование в больших количествах пресные ресурсы воды. Во многих странах очень высок уровень потребления, обеспеченность водой стремительно сокращается.

Если говорить о мерах, предпринимаемых правительством страны по сохранению и защите экосистемы водных объектов, ресурсов воды то основными можно назвать реформирование в целом системы регулирования государством экосистемы водных объектов, реформирование законодательной, нормативно-правовой базы. [6]

Одним из решений проблемы недостатка водных ресурсов и их истощения считается создание и выбор так называемой модели «зеленой экономики», и те или иные вопросы, которые касаются данной темы, темы так называемой «зеленой экономики» собраны в государственном документе, где прописаны основные стратегии и направления политики в этой сфере.

Эти материалы содержат данные об определении главных и четко обозначенных инструментах и механизмах, помогающих сформировать эффективную и устойчивую экономическую модель, которая основана на переходе к так называемой модели «зеленой экономики». В Стратегии очерчены крупные регионального и государственно-

го уровней проблемы, в том числе: дефицит воды и иссякаемость естественных ресурсов.

Ориентированность страны на модель «зеленой экономики» означает исполнение национальной программы регулирования экосистемы водных объектов на период 2015-2040 годы [2]. В национальной программе, государственной концепции по созданию модели «зеленой экономики», ориентированности и перехода к ней определены основные направления развития в сфере регулирования экосистемы водных объектов, бережного и оптимального использования водоресурсов [4]. В концепции также озвучивается объективная необходимость формирования национальной программы, основной целью которой является бережное и справедливое использование ресурсов воды, повышение степени доступности качественной воды [5].

Ключевым элементом стратегии наряду с рациональным и бережным потреблением и использованием ресурсов воды, ставится сокращение рисков экологического характера, и экономический рост и конкурентоспособность должны сохранить свои высокие темпы, а также должны успешно решаться вопросы занятости населения, в том числе безработицы среди женщин и молодежи, повышения уровня благосостояния населения и ряд других.

В рамках государственного регулирования экосистемы водных объектов и рационального использования ресурсов воды в целом, большой акцент ставится на регулировании на уровне бассейна рек и, разработке и внедрению экономических инструментов регулирования и защиты экосистемы водных объектов. [7] Все эти направления и тезисы исполняются через регулирование в сфере защиты и сохранения экосистемы водных объектов, разумного использования ресурсов воды, оптимального обеспечения водными ресурсами. Структурированная система государственного регулирования заключает в себе уровни, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены и исполняют нижеприведенные задачи (рис. 1).

Межгосударственный уровень -управление водными ресурсами реализуется через достижение сотрудничества по вопрос использования и охраны трансграничных водных ресурсов международных договоров обязательств Республики Казахстан по ратифицированным ею международным договорам

Рис. 1. Уровни и задачи регулирования использования и охраны водных объектов

Ниже перечислены функции в рамках регулирования водными объектами, которые находятся в собственности государства(рис. 2, 3).

Ниже рассмотрены принципы регулирования государством водообеспечения и водоотведения в сфере защиты и использования водных объектов в целом (рис. 4).

Рис. 2. Функции регулирования водных объектов

Бассейновый уровень-осуществление комплексного управления водными ресурсами гидрографического бассейна на основе бассейнового принципа.

Территориальный уровень-принятие правил общего водопользования с учетом особенностей региональных

условий, управление водохозяйственными сооружениями, находящимися в коммунальной собственности.

Рис. 3. Уровни в системе регулирования водных объектов

государственное регулирование и контроль в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения

устойчивое водопользование -

соч етание бер ежного, рационального и комплексного использования и охраны вод

создание оптимальных условии водопользования, сохранение экологической устойчивости окружающей среды и с анитарно-эпид емиоло гической безопасности населения

разделение функций государственного контроля и управление в области использования и охраны водного фонда и функций хозяйственного использования водных ресурсов

Рис. 4. Принципы регулирования водообеспечения

Направлениями по усилению политики регулирования государством в области защиты и бережного, эффективного использования ресурсов воды можно назвать следующие (рис. 5).

сз о

о Л о

о сз о в

Рис. 5. Направления политики в области регулирования водных объектов

Программа регулирования государством водных объектов и ресурсов воды в республике, которая была принята вплоть до 2040-го года, имеет своей целью решить задачи по созданию безопасной зоны в сфере аккуратного использования ресурсов воды и сохранности объектов водных, снижения уровней экологических рисков. [8] На нынешнем

в u

CM

со

этапе развития данная программа представляет собой составляющую траекторию [9] Программы государства, государственной политики в области регулирования и развития аграрного потенциала, агропромышленного комплекса страны в целом. Среди главных задач по эффективному и оптимальному потреблению ресурсов воды и уменьшению водных расходов в рамках выполнения данной программы выделяют следующие [10] (рис. 6).

дальнейшее совершенствование системы управления водными ресурсами в части развития компетенций по прогнозированию водных балансов

дальнейшее развитие регулирования в части совершенствования стандартов и повышения экономических стимулов для рационального использования водных ресурсов

дальнейшее совершенствование системы управления водными ресурсами в части развития компетенций по реализации проектов капитального строительства

дальнейшее совершенствование системы управления водными ресурсами в части развития компетенций по повышению эфф ективности водопользования

дальнейшее совершенствование системы управления водными

ресурсами в части развития компетенций по эффективному управлению инфраструктурой

Рис. 6. Задачи по эффективному потреблению ресурсов воды

Успешное исполнение указанных выше задач и мероприятий в области использования, сохранения и защиты водных объектов Республики Казахстан возможно при усилении профессиональной и качественной составляющей существующей законодательной, правовой базы в данной сфере.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан Касым - Жомарта Токаева народу Казахстана. Нур - Султан, 21 сентябрь 2021. С. 4-6.

2. Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства. Астана, 2015. С. 3-5.

3. Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана на 2015-2040 годы. Астана, 2015. С. 3-5.

4. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зелёной экономике». Астана, 2013. С. 10-15.

5. Николаенко А., Ибатуллин И., Виноградов С. Обзор политики и рекомендации для Республики Казахстан в сфере управления трансграничными водными ресурсами. Астана. UNECE. 2016. С. 68

6. Водный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.) от 9 июля 2003 года № 481. С. 3-8.

7. Государственная программа инфраструктурного развития Республики Казахстан «Нурлы жол» на 2020-2025 годы. Нур - Султан, декабрь 2020. С. 2-6

8. Государственная программа развития регионов Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Нур - Султан, 2020. С. 3-6.

9. Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Астана, 2017. С. 5-10.

10. Государственная программа «Цифровой Казахстан». Астана, 2017. С. 2-7.

11. Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Нур - Султан, 2020. С. 3-7.

STATE REGULATION OF THE SYSTEM OF WATER RESOURCES AND WATER BODIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Bekhozhaeva A.K., Zhusupova G.A., Zhusupov B. Ye.

Korkyt Ata Kyzylorda University, Bolashak University

The problem of water supply to the population, conservation and rational use of water resources, facilities is one of the most urgent, acute problems facing the state.

This material shows very well the main issues concerning the careful use of water resources, clean drinking water, as well as technical, as well as how, how the ecosystem of water resources is regulated, as the main natural strategic object of the state, problems, regulatory tasks at the present stage.

Very interesting in this material can be called how states interact in matters of protecting and preserving the purity and quality of water, preserving good ecology, and achieving full consistency in the use of water resources.

One of the solutions to the problem of lack of water resources and their depletion is considered to be the creation and choice of the so-called "green economy" model, and certain issues that relate to this topic, the topics of the so-called "green economy" are collected in a state document, which outlines the main strategies and policy directions in this area.

These materials contain data on the definition of the main and clearly defined tools and mechanisms that help to form an effective and sustainable economic model, which is based on the transition to the so-called "green economy" model. The Strategy outlines major regional and state-level problems, including: lack of water and the depletion of natural resources.

Regional, basin mechanisms of organization and structures in the field of regulation are also considered.

Keywords: state regulation, water resources, ecosystem, regional level, rational use, water supply.

Reference

1. Message of the President of the Republic of Kazakhstan Kass-ym - Jomart Tokayev to the people of Kazakhstan. Nur - Sultan, September 21, 2021. pp. 4-6.

2. Strategy "Kazakhstan - 2050": a new political course of the established state. Astana, 2015. pp. 3-5.

3. The State program of water resources management of Kazakhstan for 2015-2040. Astana, 2015. pp. 3-5.

4. The concept of the transition of the Republic of Kazakhstan to a "green economy". Astana, 2013. pp. 10-15.

5. Nikolaenko A., Ibatullin I., Vinogradov S. Policy review and recommendations for the Republic of Kazakhstan in the field of transboundary water resources management. Astana. UNECE. 2016. p. 68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Water Code of the Republic of Kazakhstan (with amendments and additions as of 01.07.2021) dated July 9, 2003 No. 481. p. 3-8.

7. State Program of infrastructural development of the Republic of Kazakhstan "Nurly Zhol" for 2020-2025. Nur-Sultan, December 2020. pp. 2-6

8. The State program of development of the regions of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025. Nur - Sultan, 2020. pp. 3-6.

9. The State program for the development of the agro-industrial complex of the Republic of Kazakhstan for 2017-2021. Astana, 2017. pp.5-10.

10. The State program "Digital Kazakhstan". Astana, 2017. pp. 2-7.

11. The State Program of Industrial and Innovative development of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025. Nur - Sultan, 2020. pp. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.