ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_6
Елена КУЗЬМИНА
ВОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ УЗБЕКИСТАНА
Дата поступления в редакцию: 30.10.2020.
Для цитирования: Кузьмина Е. М., 2020. Водные проблемы и риски гидроэнергетики Узбекистана. - Геоэкономика энергетики. № 4 (12). С. 6-24.
Вода для Узбекистана в силу жаркого и засушливого климата занимает значительное место не только в экономике, но и в жизнеобеспечении населения. В статье рассматриваются водный и гидроэнергетический потенциал Узбекистана. Наиболее значимыми отраслями экономики в сфере водозабора и использования водных ресурсов являются сельское хозяйство, связанное с орошаемым земледелием, и гидроэнергетика. Программы развития этих отраслей нацелены не только на увеличение использования имеющегося водного потенциала, но и на модернизацию производственных мощностей с целью энерго- и ресурсосбережения. Особый акцент в гидроэнергетике ставится на строительство новых ГЭС, в первую очередь малых и средних. Это позволит улучшить ситуацию в удалённых и труднодоступных районах страны. Для этих целей была проведена реструктуризация ведомств, занимающихся вопросами гидроэнергетики. Актуальным вопросом водообеспечения сельского хозяйства остаётся модернизация ирригационных и других мелиорационных систем.
Сделан анализ изменений в законодательной базе по водным вопросам и гидроэнергетике в 2017—2020 гг. В республике значительно усовершенствована законодательная база, регламентирующая водные вопросы: водопользование жителями страны и отдельными отраслями национальной экономики, водосбережение, использование трансграничных и подземных вод. Приняты и находятся в действии программы по водным вопросам и гидроэнергетике.
Узбекистан, не имея достаточных водных ресурсов на своей территории, потребляет самый большой процент воды в регионе и также имеет критическую зависимость от трансграничных водных ресурсов региона. Отдельно
КУЗЬМИНА Елена Михайловна, кандидат политических наук, заведующая сектором Белоруссии, Молдавии и Украины ИМЭМО РАН. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117997, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 1307-5256.
Ключевые слова: Узбекистан, Центральная Азия, гидроэнергетический потенциал, речной сток, трансграничные воды, подземные воды, орошаемое земледелие, водопользование, программы развития гидроэнергетики, водное законодательство.
рассматривается взаимодействие Узбекистана со странами Центральной Азии в вопросах использования трансграничных рек и водоёмов, а также воссоздания единой энергосистемы региона. В последние годы он сумел наладить прагматичные отношения с сопредельными странами в вопросах водопользования. Идёт интенсивная работа над восстановлением единой региональной энергосистемы. Хотя планы на совместные проекты в строительстве ГЭС пока остаются декларацией. Эти действия Узбекистана уже снизили конфликтный потенциал в регионе. Они способствуют укреплению позиции Узбекистана как регулятора регионального гидроэнергетического баланса.
Вода для Узбекистана в силу жаркого и засушливого климата занимает значительное место не только в сельском хозяйстве (28,1 % ВВП на 2019 г.) и промышленности (30,0% ВВП на 2019 г.)1, но и в жизнеобеспечении человека в целом. Республика Узбекистан — самая густонаселённая страна Центральной Азии. Численность постоянного населения страны на июль 2020 г. составила 33 905,2 тыс. человек [Демография Узбекистана]. Порядка 49% населения проживают в сельской местности, и их жизнедеятельность полностью зависит от сельского хозяйства и сопряжённых отраслей.
Поэтому по Закону Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» «воды являются государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» [Закон «О воде и водопользовании», 1993].
В статье будут рассмотрены вопросы использования республикой имеющихся у неё гидроресурсов для жизнеобеспечения населения, развития национальной экономики и сохранения продовольственной безопасности страны. При этом будет проведён анализ значительно обновлённой за 2017—2019 гг. законодательной базы республики в вопросах водопользования и гидроэнергетики. Другой актуальной проблемой для исследования станет анализ сотрудничества республики с сопредельными государствами в исследуемых вопросах с акцентом на те изменения, которые произошли после прихода к власти президента Ш. Мирзиёева.
Географические особенности страны с точки зрения её водо- и энергообеспечения
Географические особенности республики определяют её особое место в водном балансе, гидроэнергетике и экономике всего региона. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, на территории Узбекистана формируется лишь 9,6% общего стока бассейна Аральского моря, меньше только в Казахстане (2,1%) и Туркмении (1,2%). Речной сток региона формируется в горах Киргизии
1 ВВП Узбекистана по видам экономической деятельности // web.stat.uz/open_data/ гц/3.2.1 GDP_IFUT2_hajmi_ru.pdf, дата обращения 10.10.2020.
(25,1%) и Таджикистана (43,4%). Используются эти ресурсы во всех странах региона.
При этом именно в Узбекистане наблюдается наибольшее потребление воды — 39,3% общего объёма водозаборов из крупнейших рек региона — Сырдарьи и Амударьи. Для сравнения, на Туркмению приходится 22,87%, на Таджикистан — 13,05%, на Казахстан — 11,07%, на Киргизию — не более 0,8%. Необходимо отметить ещё один показатель — коэффициент трансграничной зависимости водных ресурсов, который определяется долей речного стока, поступающего извне. Для Узбекистана этот показатель очень высокий — 77%, больше только в Туркмении — 94%, а в Казахстане он составляет 42% [Мироненков, Сарсембеков, 2005: 12].
Во-вторых, на территорию Узбекистана поступает 95,642 куб. м речных вод. Из этого 52,291 куб. м приходит в Амударьинский речной бассейн и 43,351 куб. м — в Сырдарьинский бассейн. Поскольку страна граничит со всеми странами региона, располагаясь в его центре, часть рек продолжает своё течение в сопредельных государствах. За пределы территории Узбекистана поступает 47,562 куб. м воды. Из этого количества воды из бассейна Амударьи уходит 36,852 куб. м, а из бассейна Сырдарьи — 11,228 куб. м. На территории Узбекистана формируется 9,701 куб. м речной воды. В Узбекистане практически используется 57,781 куб. м воды (в бассейне Амударьи — 41,472, в бассейне Сырдарьи — 16,309 куб. м) [Kuzmina, 2018: 203].
В-третьих, внутренние воды страны включают в себя 525 озёр, 53 водохранилища, а в бассейнах верховьев рек Сурхандарьи, Кашкадарьи и Чир-чик имеется 525 ледников общей площадью 154,2 кв. км. Однако наиболее важное значение имеют реки, которых в республике насчитывается около 18 тысяч. Они распределены по территории неравномерно. На равнинах рек очень мало: на каждый 1 кв. км приходится только 20 м реки, а в горах, наоборот, густота речной сети большая. При этом горные реки непригодны для судоходства, но богаты гидроресурсами.
В-четвёртых, большая часть речных стоков при выходе на равнину по каналам разбирается на орошение, другая часть испаряется или впитывается в почву. Поэтому многие реки, постепенно иссякая, теряются в песках. Лишь Амударья и Сырдарья впадают в Аральское море на территории Узбекистана. Но в последние годы из-за большого расхода воды на орошение только незначительная часть Амударьи и Сырдарьи доходит до Арала.
В-пятых, важной частью водных ресурсов в стране также являются подземные воды, которые поддерживают экологическую систему всего региона. Кроме того, в аридных (поливных) регионах подземные воды являются единственным источником пресных вод. В Узбекистане существует порядка 100 месторождений подземных вод, из которых 77 составляют пресные подземные воды [Kuzmina, 2018: 204]. За счёт их запасов удовлетворяется
потребность населения 69 городов, 335 посёлков и почти 3000 сельских населённых пунктов страны2.
Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства за последние 50 лет оказало негативное воздействие на состояние пресных подземных вод в Узбекистане, что привело к сокращению их запасов на 35% и истощению отдельных месторождений вследствие несанкционированного строительства водозаборных сооружений и бесконтрольного отбора воды [Постановление Президента, 2017]. Следует отметить, что быстрое развитие сельского хозяйства и освоение новых территорий под его нужды в советское время также послужили причиной ухудшения состояния подземных вод и деградации почв. Наиболее ярким примером этому служит освоение Голодной степи, когда речной сток по мере движения по ландшафту собирает растворимые соли в регионах сельскохозяйственного производства. А действующие дренажные системы поверхностных водоносных слоёв недостаточно эффективные, что привело к повышению уровня грунтовых вод и их приближению к поверхности земли, что привело к деградации почв и их засолению.
Инвентаризация более 10 тыс. скважин на воду, проведённая в 2017 г., выявила бесконтрольный отбор подземных вод из более 60 % скважин и продолжение загрязнения и истощения их запасов, отбор 59% подземных вод из неутверждённых запасов3. В результате появилась реальная угроза безвозвратной потери более половины имеющихся ресурсов пресных подземных вод в ближайшие десятилетия, говорится в постановлении президента.
Законодательство и практика водопользования
Для сохранения стабильного уровня водных запасов и дальнейшего развития экономики страны с учётом существующей ныне экологической ситуации в Центральной Азии идёт работа по совершенствованию законодательной базы в сфере водопользования.
Закон «О воде и водопользовании» [Закон «О воде и водопользовании», 1993], который определяет особенности водопользования и водопотребле-ния республики, постоянно совершенствуется. Последние изменения в него были внесены в ноябре 2019 г. Согласно документу, земли водного фонда, водные объекты, водохозяйственные объекты и сооружения организаций водного хозяйства эксплуатируются как единая водохозяйственная систе-
2 Более половины пресных подземных вод в Узбекистане под угрозой безвозвратной потери // https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/bolee-poloviny-presnykh-podzemnykh-vod-v-uzbekistane-pod-ugrozoy-bezvozvratnoy-poteri/, дата обращения 13.10.2020.
3 Более половины пресных подземных вод в Узбекистане под угрозой безвозвратной потери // https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/bolee-poloviny-presnykh-podzemnykh-vod-v-uzbekistane-pod-ugrozoy-bezvozvratnoy-poteri/, дата обращения 13.10.2020.
ма страны. Они не подлежат приватизации. Определено, что забор воды разрешается только на зарегистрированных точках выдела воды, оснащённых средствами её регулирования и учёта. Водопользователи для нужд сельского хозяйства обязаны: не допускать сверхлимитного водозабора и нецелевого использования воды; осуществлять в установленном порядке строительство новых и реконструкцию действующих водных объектов, а также комплексную реконструкцию орошаемых земель; внедрять водосберегающие технологии и прогрессивную технику полива; устранять причины и последствия негативных процессов на основе мониторинга вод, используемых для нужд сельского хозяйства.
Ещё более жёсткие требования предъявляются к водопользованию промышленных предприятий. Они обязаны совершенствовать технологии для сокращения расхода воды и прекращения сброса сточных вод. Вновь вводимые промышленные объекты не могут иметь прямоточные системы водоснабжения, за исключением предприятий, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение. Уже действующие предприятия обязаны определить сроки перевода на оборотное водоснабжение. Пресные подземные воды, отнесённые к категории питьевых, запрещается использовать для производственно-технических целей, за исключением случаев в районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники.
В законе более чётко прописаны вопросы водо- и энергосбережения и эффективного использования новых технологий в мелиорации и ирригации, а также в гидроэнергетике. Также регламентируются действия властей страны в использовании трансграничных рек и взаимодействии по этим вопросам с соседними странами.
На решение этих же вопросов нацелено и постановление Президента «О мерах по упорядочению контроля и учёта рационального использования запасов подземных вод на 2017—2021 гг.» [Постановление Президента, 2017].
9 октября 2019 г. издан Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления водными ресурсами» [Постановление Президента № ПП-4486, 2019]. Этим документом определены приоритетные области в развитии водного хозяйства до конца 2022 г. Среди них разработка Концепции развития водного хозяйства на 2020—2030 гг., которая уже принята в феврале 2020 г. Важнейшими задачами определены: поэтапное внедрение механизмов покрытия части эксплуатационных расходов на доставку воды потребителями; доведение доли орошаемых земель с использованием водосберегающих технологий до не менее 10% от общей площади. В документе также определены показатели эффективности: сокращение не менее 15% эксплуатационных расходов за счёт внедрения рыночных механизмов в области управления водными ресурсами, развития государственно-частного партнёрства в этой сфере; инновационное разви-
тие водного хозяйства; повышение эффективности ирригационных систем не менее чем на 1% в год в среднем по стране за счёт их модернизации, реконструкции и ремонта; радикальное развитие деятельности ассоциаций водопользователей путём усиления их правового статуса и повышения их роли в области управления водными ресурсами.
Также в документе предполагалось принятие до конца 2020 г. Закона «О воде и водопользовании» в новой редакции (закон пока не принят) и к 2023 г. Водного кодекса Республики Узбекистан.
Государственное управление водопользованием осуществляется Кабинетом министров, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией: Министерством водного хозяйства (использование поверхностных вод); Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам (использование подземных вод); Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (использование термальных и минеральных вод); Центром гидрометеорологической службы при МЧС (мониторинг водных ресурсов и национальные программы адаптации к изменениям климата); Министерством ЖКО (питьевое водоснабжение и санитария, свод национального водного баланса); Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды (мониторинг окружающей среды и охрана водных ресурсов, национальный координатор достижения целей устойчивого развития — 2030) [ Салохиддинов, Соколов, 2020].
Крупнейший потребитель воды в республике — сельское хозяйство. На его долю приходится в среднем 90—91% используемой в республике воды. В условиях аридного климата базой для развития сельского хозяйства является водное орошение. Общая площадь орошаемых земель в Узбекистане составляет 4,3 млн га, или около 18% территории республики. К ней относятся Ферганский, Чирчик-Ангарский, Зеравшанский, Кашкадарьин-ский, Сурхандарьинский оазисы и низовья Амударьи [Концепция развития водного хозяйства, 2020].
За последние годы годовой объём используемых Узбекистаном водных ресурсов составляет в среднем 51—53 куб. м/год, что указывает на сокращение на 20 % водозабора [Концепция развития водного хозяйства, 2020]. Это обусловлено уменьшением водности рек и водных источников под воздействием изменения климата, а также проблемами трансграничного водопользования. Свою роль в этом сыграли и внедрение водосберегающих технологий, и совершенствование мелиоративных мероприятий. В результате широкомасштабных реформ в сельском хозяйстве и водном секторе часть полномочий по управлению водными ресурсами передана общественным организациям (следовательно, самим потребителям). Для создания водных запасов и гарантированного обеспечения водой посевных площадей был со-
здан ряд водохранилищ. Например, водохранилище Сардоба обеспечивает водой более 395 тыс. га посевных площадей Джизакской и Сырдарьинской областей, водохранилище Жийдалисай — 4,7 тыс. га посевных площадей Наманганской области, водохранилище Куксарай — 1,1 тыс. га орошаемых земель Навоийской области.
Принимаемые меры по развитию водного и сельского хозяйства гарантируют их устойчивое функционирование, несмотря на колебания водности источников и нарастающее влияние изменения климата — роста температуры воздуха, увеличения повторяемости экстремальных явлений.
Гидроэнергетика страны: состояние и законодательство
Состояние водных ресурсов в стране влияет на развитие гидроэнергетики. Она является важнейшей сферой экономики, влияющей как на жизнеобеспечение населения и сельское хозяйство республики, так и на развитие промышленности. Более 80% электроэнергетического комплекса страны работает на газе, тогда как гидроэнергетика занимает чуть более 20%.
Потенциал гидроэнергоресурсов Узбекистана оценивается в 27,5 млрд кВт-ч в год, но страна использует лишь около 30% возможностей. В стране работает 37 ГЭС, которые обеспечивают около 10% выработки электроэнергии. Гидроэлектростанции общей мощностью 1854 МВт генерируют около 6,5 млрд кВт-ч электроэнергии в зависимости от водности года [Концепция развития гидроэнергетической отрасли РУ, 2018].
Власти республики активно работают над развитием и модернизацией гидроэнергетики республики.
В ноябре 2015 г. утверждена Программа развития гидроэнергетики на 2016—2020 гг. В мае 2017 г. она была дополнена новыми мерами. Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев одобрил Программу мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017—2021 гг. [Постановление Президента, 2017]. Эта программа имеет целью перестройку сферы энергетики. Одна из важнейших задач — обеспечить энергетическую безопасность страны. В ней говорится о необходимости модернизации старых ГЭС и строительства новых.
Правительство республики намерено направить до 2021 г. около 4,3 млрд долл. на развитие гидроэнергетики4 — на строительство 42 новых ГЭС, преимущественно малых и средних, и ремонт 32 существующих станций. Это позволит, согласно государственной программе развития гидроэнергетики,
4 Узбекистан выделяет 4,3 млрд долл. на гидроэнергетику // http://www.stanradar. com/news/full/25447-uzbekistan-vydeljaet-43-mlrd-na-gidroenergetiku.html, дата обращения 15.10.2020.
увеличить её долю в энергобалансе страны с 12,7 до 15,8% [Внедрение малой гидроэнергетики в Узбекистане, 2017].
Одним из основных направлений принятой программы является строительство малых и микроГЭС. Это обосновано несколькими причинами.
Во-первых, как мы уже писали, в стране много мелких и маловодных рек, потенциал которых не задействован. Как показывает мировой опыт, на таких реках можно строить подобные ГЭС. Так, только в Андижанской области уже найдено 32 точки для установки микроГЭС общей мощностью 18,5 МВт, что позволит покрыть 10% дефицита энергии в год для области [Kuzmina, 2018: 204].
Во-вторых, такие ГЭС можно устанавливать в отдалённых уголках, куда сложно и дорого тянуть линии электропередачи. Что особенно важно для фермерских хозяйств, а также для повышения качества жизни людей в отдалённых районах. Однако строительство и реконструкция малых ГЭС достаточно дорогостоящи, поэтому в Узбекистане этим в основном занимается государство, которое не только само финансирует проекты, но и привлекает для этих целей иностранный капитал (в большей степени китайский и российский).
Для решения поставленных задач в мае 2017 г. по указу президента Ш. Мирзиёева создано АО «Узбекгидроэнерго» на базе активов ранее функционировавших АО «Узбекэнерго» и объединения «Узводэнерго» Министерства сельского и водного хозяйства республики. Компания осуществляет единую координацию вопросов оперативно-диспетчерского управления и 100-процентную закупку электроэнергии, производимой предприятиями АО «Узбекгидроэнерго» [Постановление Президента РУ № ПП-2972, 2017].
В 2020 г. компания согласно бизнес-плану должна была модернизировать каскад Кадырьинской ГЭС, построить ГЭС «Камолот», Нижнечаткаль-скую ГЭС и Пскемскую ГЭС в Ташкентской области, канал в Бухарской области и ряд других объектов [Бизнес-план, 2020]. Старейшая в республике Кадырьинская ГЭС уже запущена в июле 2020 г. [Новиков, 2020]. Все указанные строящиеся ГЭС Ташкентской области — это малые электростанции. Следует отметить, что некоторые станции предполагалось построить ещё в первом десятилетии XXI в. Сегодня с привлечением иностранного капитала эти проекты стали осуществляться.
К 2025 г. АО «Узбекгидроэнерго» планирует построить 4 ГЭС мощностью более 30 МВт, 16 новых малых и провести модернизацию 21 действующей ГЭС. В целях обеспечения одновременного строительства крупных и малых гидроэлектростанций и модернизации действующих ГЭС финансирование проектов предусматривается осуществлять в соотношении 69, 19 и 12% соответственно. В результате будет обеспечено увеличение ежегодной выработки электроэнергии на 2826 млн кВт-ч, при этом в структуре АО «Узбекгидроэнерго» общее количество станций достигнет 57 ГЭС с сум-
марной выработкой электроэнергии 9343 млн кВт-ч [Концепция развития гидроэнергетической отрасли РУ на 2020—2024 гг., 2018].
Узбекистан сотрудничает с рядом стран в модернизации и развитии гидроэнергетики страны. Российская Федерация также имеет значимые вложения в отрасль. Так, по данным министерства энергетики республики, в гидроэнергетике в настоящее время в сотрудничестве с Россией реализуется 5 проектов общей стоимостью 297,5 млн евро, из которых кредитные средства «ВЭБ.РФ» составляют 146,5 млн евро5. В сентябре 2020 г. стороны обсудили новые совместные проекты — модернизацию на Туполангской ГЭС, строительство УП Фархадской ГЭС и Нижне-Чаткальской ГЭС.
Отношения с сопредельными странами в вопросах водопользования
и гидроэнергетики
В среднем 80% (около 41 куб. м/год) [Концепция развития водного хозяйства на 2020—2030 гг., 2020] общего объёма потребляемых Узбекистаном водных ресурсов приходится на долю трансграничных рек, которые формируются на территории соседних стран, о чём говорилось ранее.
В 2007 г. Узбекистан присоединился к международным конвенциям ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр [Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр, 1992] и о праве несудоходных видов использования международных водотоков [Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, 1997], что говорит о приверженности республики принципам международного водного законодательства. Это важный аспект для решения водных проблем в регионе.
В 2017 г. на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Президент Ш. Мирзиёев сказал, что проблема общих водных ресурсов является ключевой для безопасности и стабильности в Центральной Азии. А решение вопросов совместного водопользования в регионе стало одним из приоритетов внешней политики Узбекистана, т. к. только 9,6% от общего стока трансграничных рек в бассейне Аральского моря формируется в пределах республики [ Салохиддинов, Соколов, 2020].
Таким образом, одной из острейших проблем региона стало расширение взаимодействия между сопредельными странами в вопросах водопользования в связи с изменением за годы независимости системы гидроэнергетических отношений центральноазиатских стран.
В советский период в регионе работала объединённая энергосистема Средней Азии, объединявшая энергосистемы Таджикистана, Киргизии,
5 Корпорация «ВЭБ.РФ» модернизирует каскады ГЭС в Узбекистане // https:// rossaprimavera.ru/news/2fc196f2, дата обращения 12.10.2020.
Туркмении, Узбекистана и Южного Казахстана, а её диспетчерское управление располагалось в Ташкенте исходя из фактора наибольшей экономической выгоды его центрального месторасположения в регионе. В состав системы входили 83 электростанции, объединённые линиями мощностью 220 и 550 кВт.
Эта система перестала существовать в 2003 г., когда из неё вышла Туркмения, а в 2009 г. — Узбекистан. Казахстан создал свою объединённую государственную энергосистему. Это привело к серьёзным экономическим последствиям. Странам пришлось самостоятельно заниматься модернизацией национальных энергосистем, формировать новые направления энергоперетоков, что означало строительство новых линий электропередач, малых ГЭС. Но, главное, это привело к нарушению регионального гидро-и энергобаланса. Страны низовий стали продавать газ и электричество соседям по рыночным ценам, а за долги прекращали поставки. Таджикистан и Киргизия столкнулись с дефицитом энергии в зимний период, не имея достаточного количества крупных ГЭС и своих запасов углеводородов. Они вынуждены в зимний период накапливать воду в водохранилищах своих ГЭС, чтобы поставлять её летом находящимся ниже по течению Узбекистану, Казахстану и Туркмении для ирригации. А зимой, когда потребность в тепле и свете возрастает, им не хватает электричества, которое могут поставлять соседние страны, лежащие ниже по течению и вырабатывающие его на теплоэлектростанциях.
Поэтому Таджикистан и Киргизия озаботились вопросами обеспечения собственной энергетической безопасности, эксплуатируя круглогодично свои ГЭС и намереваясь построить новые крупные гидроэнергетические объекты: Рогунскую (на реке Вахш) и Даштиджумскую (на реке Пяндж) ГЭС в Таджикистане и две Камбаратинские ГЭС (на реке Нарын) в Киргизии. Кроме того, эти страны регулярно поднимают вопрос о необходимости платы за воду, так же как осуществляется плата за газ и другие природные ресурсы. Фактически ставится вопрос о переводе воды из категории природного ресурса в категорию товара, против чего выступает Узбекистан как крупнейший потребитель воды в регионе при молчаливой поддержке Казахстана и Туркмении.
В результате усугубился разрыв энергетических связей и нарастали водные противоречия, что негативно влияло на региональные экономики и вело к дезинтеграции государств. По данным ООН, из-за несогласованности решений в сфере координации трансграничных водных проблем Центральная Азия ежегодно теряет 1,75 млрд долл. [Бухари-заде, 2015]. Ситуация обостряется и из-за быстрого роста населения региона и, соответственно, увеличения потребности в воде, нерационального водопотреб-ления вследствие использования устаревших ирригационных и дренажных систем в странах региона.
Решить эти проблемы невозможно силами отдельных государств. Были определённые попытки решения этих вопросов в рамках действовавших здесь региональных организаций — ЦАС, ОЦАС, — но результата они не дали [Дадабаева, Кузьмина, 2014: 10—11; 26—27].
Сегодня единственным совместным региональным органом, решающим вопросы управления трансграничными реками бассейна Аральского моря, является Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). Она состоит из руководителей водохозяйственных ведомств пяти государств, оценивает водность рек и решает, сколько воды должна забирать каждая из республик. Но режимы работы гидроузлов бассейна Аральского моря разрабатываются без участия энергетиков, которые реализуют эти режимы без участия представителей водного хозяйства. Кроме того, органы МКВК располагаются в Ташкенте, сформированы на 100% национальными кадрами Узбекистана и, соответственно, в большей степени учитывают его водные интересы. Но комиссия — это рекомендательный орган по во-доделению и водопользованию, не имеющий права решать вопросы взаиморасчётов по воде.
Камнем преткновения для решения общерегиональных водных проблем долгое время была жёсткая негативная позиция первого президента Узбекистана И. Каримова по строительству новых крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии, что могло привести, по его мнению, к сокращению объёмов воды, поступающей в страну, и плохо отразиться на узбекской экономике.
С приходом на президентский пост Ш. Мирзиёева ситуация стала меняться. Главным приоритетом республики в международных отношениях стало укрепление связей с сопредельными странами. Это сразу же отразилось и на водной проблеме как одной из самых острых в регионе.
В мае 2017 г. в Астане (сейчас — Нур-Султан) на встрече руководителей энергетических ведомств пяти государств Центральной Азии был согласован проект резолюции по восстановлению объединённой энергосистемы региона. Правда, проект так и не был подписан из-за несогласованности тарифов на транзит и поставку электроэнергии.
Летом 2019 г. в рамках второй Центральноазиатской конференции по реформам в энергетике в Стамбуле страны ЦА подписали совместную декларацию по региональному сотрудничеству в сфере энергетических реформ и созданию единого рынка электроэнергии.
По словам министра энергетики Узбекистана Ш. Ходжаева, Узбекистан, Казахстан и Киргизия уже восстановили энергокольцо. Сейчас идёт работа по подключению Таджикистана, наиболее пострадавшего от распада единой региональной энергосистемы. Завершить её планируется в 2021 г.
Началась и деятельность технических групп по налаживанию работы в параллельном режиме электроэнергетики Туркмении6.
Узбекистану важно не только сохранить необходимые экономике республики поставки воды и электроэнергии, но и оставить за собой роль диспетчерского центра общерегиональной энергосистемы.
Изменились и двусторонние отношения в вопросах водопользования и гидроэнергетики.
Так, о сотрудничестве в энергетической сфере Ташкент и Душанбе договорились в марте 2018 г. В совместном заявлении по итогам переговоров говорилось о «комплексном использовании водно-энергетических ресурсов с учётом интересов всех государств региона» и обоюдной заинтересованности в их рациональном использовании. Также Узбекистан выразил готовность рассмотреть возможность участия в строительстве гидроузлов на территории Таджикистана, в том числе Рогунской ГЭС. При этом в документе указывались два условия этого:
• строительство будет происходить с учётом соблюдения международных норм и стандартов по строительству подобных объектов;
• необходимость совершенствования правовых механизмов по комплексному и эффективному использованию трансграничных водных ресурсов7.
В августе 2018 г. стороны договорились проработать вопрос о совместном строительстве двух ГЭС общей мощностью 320 МВт на реке Зеравшан на территории Таджикистана, а также было решено изучить вопрос использования Сарезского озера для питьевых нужд обеих стран. Пока вопросы строительства не урегулированы, вероятнее всего, из-за нерешённости вопроса финансирования проекта и долей его участников.
Началось улучшение отношений Узбекистана и с Киргизией по водным вопросам. В ходе визита президента Узбекистана Ш. Мирзиёева в Бишкек в сентябре 2017 г. были обсуждены региональные водно-энергетические проблемы. Президенты пришли к принципиальному согласию о возможном участии Узбекистана в строительстве новых ГЭС в соседней республике. Хотя пока нет никаких официальных документов о размораживании строительства каскада Камбаратинских ГЭС. Причины такой ситуации аналогичны указанным в отношении совместного строительства ГЭС в Таджикистане. В ходе этого визита также было подписано соглашение о со-
6 Узбекистан намерен запустить полноценную работу энергокольца в ЦА за счёт подключения Таджикистана и Туркмении // https://www.podrobno.uz/cat/economic/uzbekistan-nameren-zapustit-polnotsennuyu-rabotu-energokoltsa-v-tsa-za-schet-podklyucheniya-tadzhiki/, дата обращения 12.10.2020.
7 Узбекистан — Таджикистан: кто даст денег на ГЭС? // https://stanradar.com/news/full/ 33981-uzbekistan-tadzhikistan-kto-dast-deneg-na-ges.html, дата обращения 15.10.2020.
вместном использовании Орто-Токойского (Касансайского) водохранилища в Джалал-Абадской области Киргизии8.
Выводы
Республика, не имея достаточных водных ресурсов на своей территории, потребляет самый большой процент воды в регионе и также имеет критическую зависимость от трансграничных водных ресурсов региона. Перед Узбекистаном как страной с малым запасом водных ресурсов и засушливым климатом, с самым большим населением в Центрально-Азиатском регионе стоят задачи по обеспечению нормальной жизнедеятельности своих граждан и сохранению продовольственной безопасности.
Основными актуальными вопросами государственной политики являются вопросы модернизации существующей гидроэнергетической базы и строительства новых ГЭС, в первую очередь малых и средних, для увеличения выработки электроэнергии. Вместе с этим перед правительством стоит важнейшая задача энергосбережения. Другим актуальным вопросом водообеспечения сельского хозяйства республики остаётся модернизация ирригационных и других мелиорационных систем.
Для этих целей была проведена реструктуризация ведомств, занимающихся вопросами гидроэнергетики. В республике значительно усовершенствована законодательная база, регламентирующая водные вопросы: водопользование простыми жителями и отдельными отраслями национальной экономики, водосбережение, использование трансграничных и подземных вод. Отдельный блок законов и подзаконных актов посвящён развитию и модернизации гидроэнергетики, а также ирригационных и мелиоративных систем. И эта работа продолжается.
Наиболее значимыми отраслями экономики в сфере водозабора и использования водных ресурсов в республике являются сельское хозяйство, связанное в первую очередь с орошаемым земледелием, и гидроэнергетика. Программы развития этих отраслей нацелены не только на увеличение использования имеющегося водного потенциала, но и на модернизацию производственных мощностей с целью энерго-и ресурсосбережения. Это вопрос стоит особо остро в связи с нарастающими экологическими проблемами в регионе и процессом изменения климата на планете.
Республика целенаправленно решает благодаря выполнению этих программ вопросы продовольственной и водной безопасности страны.
8 «Узбекгидроэнерго» примет участие в строительстве ГЭС в Киргизии // https://nuz.uz/ ekonomika-i-fmansy/26731-uzbekgidroenergo-primet-uchastie-v-stroitelstve-ges-v-kyrgyzstane. html, дата обращения 15.10.2020.
Узбекистан в последние годы сумел наладить прагматичные отношения с сопредельными странами в вопросах водопользования. Президент ведёт активную деятельность в водных вопросах на двустороннем уровне и в их переходе на иной качественный уровень. Пока планы на совместные проекты в строительстве ГЭС в Киргизии и Таджикистане остаются декларацией из-за отсутствия необходимого финансирования. Но эффективно идёт работа по восстановлению единой энергосистемы Центральной Азии. Ташкент имеет особый интерес в её восстановлении. Однако параллельно необходимо решение вопросов цен на электроэнергию и её транзита по узбекской территории. Нормализация отношений при совместном водопользовании не только снизила конфликтный потенциал в регионе, но способствует укреплению позиции Узбекистана как регулятора регионального гидроэнергетического баланса.
Список литературы
Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017—2021 гг.», 2017 // https://lex.uz/docs/3221897, дата обращения 25.10.2020.
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2972 «О мерах по организации деятельности акционерного общества „Узбекгидроэнерго"». 2017. Собрание законодательства Республики Узбекистан, № 25. Ст. 549. С. 603-606.
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2954 «О мерах по упорядочению контроля и учёта рационального использования запасов подземных вод на 2017-2021 гг.», 2017. Собрание законодательства Республики Узбекистан, № 19. Ст. 336, С. 171-199.
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4486 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления водными ресурсами», 2019 // https://lex.uz/docs/4545906, дата обращения 25.10.2020.
Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании», 1993 // https:// lex.uz/docs/93202, дата обращения 24.10.2020.
Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр. 1992 // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ watercourses_lakes.shtml, дата обращения 24.10.2020.
Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, 1997 // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs. shtml, дата обращения 24.10.2020.
Концепция развития водного хозяйства на 2020-2030 гг., 2020 // http://www. water.gov.uz/ru/posts/1545735855/396, дата обращения 17.10.2020.
Концепция развития гидроэнергетической отрасли Республики Узбекистан на 2020—2024 годы, 2018 // https://regulation.gov.uz/ru/document/1343, дата обращения 16.10.2020.
ВВП Узбекистана по видам экономической деятельности // web.stat.uz/open_ data/ru/3.2.1 GDP_IFUT2_hajmi_ru.pdf, дата обращения 10.10.2020.
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Демография Узбекистана // https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/demography, дата обращения 10.10.2020.
Бизнес-план АО «Узбекгидроэнергокурилиш» на 2020 год // http:// uzbekgidroenergoqurilish.uz/images/biznesplan/biznes_plan-28.05.2020.pdf, дата обращения 16.10.2020.
Дадабаева З. А., Кузьмина Е. М., 2014. Процессы регионализации в Центральной Азии: проблемы и противоречия: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН.
Kuzmina E., 2018. Impact of Water and Energy Problems on the Economic Development of Uzbekistan. The Handbook of Environmental Chemistry. Springer. T. 85. P. 201-214 // http://doi-org-443.webvpn.fjmu.edu.cn/10.1007/698_2017_221
Мироненков А., Сарсембеков Т., 2005. Освоение гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии. Промышленный еженедельник. № 18. С. 12.
Бухари-заде Н, 2015. Водные ресурсы в Центральной Азии: зависимая независимость // http://www.fergananews.com/articles/8589, дата обращения 12.10.2020.
Каттаходжаев Ш, Османова Д., Сулайманова С., Тулякова Р., 2017. Внедрение малой гидроэнергетики в Узбекистане. Современность и перспективы // https:// anhor.uz/ekologiya/vnedrenie-maloy-gidroenergetiki-v-uzbekistane.-sovremennosty-i-perspektivi, дата обращения 15.10.2020.
Новиков В., 2020. Вновь перезапущена старейшая в Узбекистане Кадырьин-ская ГЭС // https://nuz.uz/sobytiya/1161736-vnov-perezapushhena-starejshaya-v-uzbekistane-kadyrinskaya-ges.html, дата обращения 16.10.2020.
Салохиддинов А., Соколов В., 2020. Проблемы водных ресурсов, стабильности и безопасности: как они взаимосвязаны // https://pv.uz/ru/newspapers/problemy-vodnyh-resursov-stabilnosti-i-bezopasnosti-kak-oni-vzaimosvjazany, дата обращения 20.10.2020.
Более половины пресных подземных вод в Узбекистане под угрозой безвозвратной потери // https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/bolee-poloviny-presnykh-podzemnykh-vod-v-uzbekistane-pod-ugrozoy-bezvozvratnoy-poteri/, дата обращения 13.10.2020.
Корпорация «ВЭБ.РФ» модернизирует каскады ГЭС в Узбекистане // https:// rossaprimavera.ru/news/2fc196f2, дата обращения 12.10.2020.
«Узбекгидроэнерго» примет участие в строительстве ГЭС в Киргизии // https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/26731-uzbekgidroenergo-primet-uchastie-v-stroitelstve-ges-v-kyrgyzstane.html, дата обращения 15.10.2020.
Узбекистан — Таджикистан: кто даст денег на ГЭС? // https://stanradar.com/ news/full/33981-uzbekistan-tadzhikistan-kto-dast-deneg-na-ges.html, дата обращения 15.10.2020.
Узбекистан выделяет 4,3 млрд долл. на гидроэнергетику // http://www. stanradar.com/news/full/25447-uzbekistan-vydeljaet-43-mlrd-na-gidroenergetiku. html, дата обращения 15.10.2020.
Узбекистан намерен запустить полноценную работу энергокольца в ЦА за счёт подключения Таджикистана и Туркмении // https://www.podrobno.uz/ cat/economic/uzbekistan-nameren-zapustit-polnotsennuyu-rabotu-energokoltsa-v-tsa-za-schet-podklyucheniya-tadzhiki/, дата обращения 12.10.2020.
ELENA M. KUZMINA,
candidate of political science, head of the sector of Belarus, Moldova
and Ukraine IMEMO RAS.
Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 1307-5256
WATER PROBLEMS AND RISKS OF HYDROPOWER IN UZBEKISTAN
DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_6
Received: 30.10.2020.
For citation: Kuzmina E., 2020. Water Problems and Risks of Hydropower in Uzbekistan. - Geoeconomics of Energetics. № 4 (12). P. 6-24.
Keywords: Uzbekistan, Central Asia, hydropower potential, river flow, transboundary waters, groundwater, irrigated agriculture, water use, hydropower development programs, water legislation.
Abstract
By virtue of Uzbekistan's hot and arid climate water is very important for its economy and satisfaction of the population's basic needs in general. The article addresses Uzbekistan's water and hydropower potential. The most important economy sectors in the field of water intake and use of water resources are irrigated agriculture and hydropower. The development programs of these industries are aimed not only at increasing the use of the water potential, but also at modernizing capacities for energy and resource conservation. Special emphasis in hydropower is placed on the construction of new hydroelectric power stations, primarily small and medium-sized ones. This will improve the situation in remote and inaccessible areas of the state. To this end, hydropower agencies have been restructured. Modernization of irrigation and other reclamation systems remains a pressing issue in the water supply of agriculture.
An analysis of changes in the legislative framework on water issues and hydropower in 2017—2020 was made. The legislative framework regulating water issues has been significantly improved in the Republic: water use by population and the national economy, water conservation, the use of transboundary and groundwater. Water and hydropower programs have been adopted and are in operation.
Uzbekistan does not have sufficient water resources on its territory but consumes the largest amount of water in the region. It is critically dependent on the transboundary water resources. The article also analyzes Uzbekistan's interaction with the countries of Central Asia in the transboundary rivers and reservoirs use, reconstruction of the unified region energy system. In recent years, it has managed to establish pragmatic relations with neighboring countries in the sphere of water resources. Intensive work is underway to restore a single regional energy system. Nevertheless, plans for joint projects in the construction of hydroelectric power stations are only planned. These actions by Uzbekistan's government have already reduced the conflict potential in the region. They help strengthen Uzbekistan's position as a regulator of the regional hydropower balance.
References
Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan «On the program of measures for the further development of renewable energy, energy efficiency in economic and social sectors for 2017—2021», 2017 // https://lex.uz/docs/3221897, accessed 25.10.2020. (In Russ.)
Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan no. PP-2972 «On measures to organize the activities of Uzbekgidroenergo joint-stock company», 2017. Collection of legislation of the Republic of Uzbekistan. № 25. Article 549. Pp. 603-606. (In Russ.)
Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan No. PP-2954 «On measures to streamline the control and accounting of rational use of groundwater reserves for 2017-2021», 2017. Collection of legislation ofthe Republic of Uzbekistan, № 19. Article 336. P. 171-199. (In Russ.)
Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan no. PP-4486 «On measures for further improvement of the water resources management system», 2019 // https:// lex.uz/docs/4545906, accessed 25.10.2020. (In Russ.)
Law of the Republic of Uzbekistan «On water and water use», 1993 // https://lex. uz/docs/93202, accessed 24.10.2020. (In Russ.)
Convention on the protection and use of transboundary watercourses and international lakes, 1992 // https://www.un.org/ru/documents / decl_conv/ conventions/watercourses_lakes.shtml, accessed 24.10.2020. (In Russ.)
Convention on the law of the non-navigational uses of international watercourses, 1997 // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs.shtml, accessed 24.10.2020. (In Russ.)
The concept of development ofwater resources in 2020-2030, 2020 // http://www. water.gov.uz/ru/posts/1545735855/396, accessed 17.10.2020. (In Russ.)
Concept of development of the hydroelectric industry of the Republic of Uzbekistan for 2020-2024, 2018 // https://regulation.gov.uz/ru/document/1343, accessed 16.10.2020. (In Russ.)
Uzbekistan's GDP by type of economic activity // web.stat.uz/open_data/ru/3.2.1 GDP_IFUT2_hajmi_ru. pdf, accessed 10.10.2020. (In Russ.)
State statistics Committee of the Republic of Uzbekistan. Demographics of Uzbekistan // https://stat.uz/ru/ofitsialnaya-statistika/demography, accessed 10.10.2020. (In Russ.)
Business plan of JSC Uzbekhydroenergokurilish for 2020 // http://uzbek gidroenergoqurilish.uz/images/biznesplan/biznes_plan-28.05.2020.pdf, accessed 16.10.2020. (In Russ.)
Dadabaeva Z. A., Kuzmina E. M, 2014. Regionalization processes in Central Asia: problems and contradictions: Scientific report. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.)
Kuzmina E., 2018. Impact of Water and Energy Problems on the Economic Development of Uzbekistan. The Handbook of Environmental Chemistry. Springer. T. 85. P. 201-214. // http://doi-org-443.webvpn.fjmu.edu.cn/10.1007/698_2017_221 (In Eng.)
Mironenkov A., Sarsembekov T, 2005. Development of hydroelectric resources in Central Asia-Industrial weekly. № 18. P. 12. (In Russ.)
Bukhari-zadeN, 2015. Water resources in Central Asia: dependent independence // http://www.fergananews.com/articles/8589, accessed 12.10.2020. (In Russ.)
Kattakhodjaev Sh, Osmanova D., Sulaymanova S., Tulyakova R., 2017. Introduction of small hydropower in Uzbekistan. Present state and future prospects. // https:// anhor.uz/ekologiya/vnedrenie-maloy-gidroenergetiki-v-uzbekistane.-sovremennosty-i-perspektivi, accessed 15.10.2020. (In Russ.)
Novikov V, 2020. Kadyrinskaya HPP, the oldest in Uzbekistan, has been restarted again // https://nuz.uz/sobytiya/1161736-vnov-perezapushhena-starejshaya-v-uzbekistane-kadyrinskaya-ges.html, accessed 16.10.2020. (In Russ.)
Salokhiddinov A, Sokolov V, 2020. Problems ofwater resources, stability and security: how they are related // https://pv.uz/ru/newspapers/problemy-vodnyh-resursov-stabilnosti-i-bezopasnosti-kak-oni-vzaimosvjazany, accessed 20.10.2020. (In Russ.)
More than half of fresh ground water in Uzbekistan is under threat of irretrievable loss // https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/bolee-poloviny-presnykh-podzemnykh-vod-v-uzbekistane-pod-ugrozoy-bezvozvratnoy-poteri/, accessed 13.10.2020. (In Russ.)
Corporation WEB.Russia modernizes HPP cascades in Uzbekistan // https:// rossaprimavera.ru/news/2fc196f2, accessed 12.10.2020. (In Russ.)
Uzbekgidroenergo will participate in the construction of hydroelectric power plants in Kyrgyzstan // https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/26731 -uzbekgidroenergo-primet-uchastie-v-stroitelstve-ges-v-kyrgyzstane.html, accessed 15.10.2020. (In Russ.)
Uzbekistan — Tajikistan: who will give money for the hydroelectric power station? // https://stanradar.com/news/full/33981-uzbekistan-tadzhikistan-kto-dast-deneg-na-ges.html and address date 15.10.2020. (In Russ.)
Uzbekistan allocates 4.3 billion doll. for hydropower // http://www.stanradar.com/ news/full/25447-uzbekistan-vydeljaet-43-mlrd-na-gidroenergetiku.html, accessed 15.10.2020. (In Russ.)
Uzbekistan intends to launch a full-fledged operation of the power ring in Central Asia by connecting Tajikistan and Turkmenistan // https://www.podrobno.uz/cat/ economic/uzbekistan-nameren-zapustit-polnotsennuyu-rabotu-energokoltsa-v-tsa-za-schet-podklyucheniya-tadzhiki/, accessed 12.10.2020. (In Russ.)