Научная статья на тему 'Государственное регулирование сельского развития: опыт ЕС'

Государственное регулирование сельского развития: опыт ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕДИНАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЕС / ПРИОРИТЕТЫ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ФОНДЫ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / AGRICULTURAL POLICY / GOVERNMENT REGULATION / COMMON AGRICULTURAL POLICY OF THE EU / PRIORITIES / FUNDING / FUNDS / GREENING OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина Т.М.

Достижения Европейского Союза (ЕС) в развитии аграрной сферы экономики во многом обусловлены высоким уровнем субсидирования. Регулирование сельского развития стран £С обеспечивает сложная, но в то же время гибкая система финансовой поддержки, которая в 2007-2013 гг. ежегодно составляла 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительная поддержка локальных производителей из национальных бюджетов стран £С находилась на уровне примерно 80 евро на 1 га сельхозугодий. В среднем одно аграрное предприятие получало около 12200 евро субсидий в год, при этом выплаты в расчет на 1 га обрабатываемых угодий варьировали от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии. В бюджет новой аграрной политики ЕС на 2014-2020 гг., который в общем составит 386,9 млрд евро, по разделу 1 (прямые выплаты и маркетинговые расходы) заложены 281,8 млрд евро, по разделу 2 (развитие сельских территорий) 89,9 млрд евро. Успешность и целостность Единой аграрной политики ЕС определяется, прежде всего, общим пониманием основных базовых принципов, единой теоретической моделью и способностью на этой основе достигать постоянных компромиссов. Необходимо использовать опыт £диной аграрной политики как четко отрегулированной системы, включающей в себя поддержку не только сельхозпроизводителей, но и развития сельских территорий, с адаптацией к современным социально-экономическим реалиям в РФ, что во многом позволит повысить устойчивость и качество жизни сельского населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Rural Development: EU Experience

The undeniable achievements of the EU in the development of the agrarian sector of the economy are largely a consequence of the high scale level of subsidy to European agriculture. Regulation of rural development in EU countries is provided by the complex but at the same time flexible system of financial support. It was 325 euros per 1 ha of cultivated land in 2007-2013 annually. The additional support of local producers from national budgets of EU countries accounted for approximately 80 euros per 1 ha of farmland. On average, one agricultural enterprise receives about 12200 euros of subsidies per year, and payments per 1 ha of cultivated land range from 527 euros in Greece to 89 euros in Latvia. In the budget of the new agricultural policy of the EU for 2014-2020, which will be 386.9 billion euros, 281.8 billion euros are laid for the section 1 (direct payments and marketing expenditure) and 89.9 billion euros are laid for the section 2 (rural development). The success and integrity of the common agricultural policy of the EU are determined, above all, by a common understanding of the basic principles, a unified theoretical model and the ability to reach compromises on this basis. It is necessary to use the experience of the common agricultural policy of the EU as a well-regulated system, which includes not only farmers support, but support to rural development with the adaptation to current social and economic situation in the Russian Federation, which largely determines the sustainability and quality of life of the rural population of the country.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сельского развития: опыт ЕС»

УДК 338.2:338.43(2)

государственное регулирование сельского развития: опыт ес*

Т.М. ПОЛУШКИНА, доктор экономических наук, профессор (e-mail: polushkinatm@gmail.com)

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, ул. Большевистская, 68, Саранск, 430005, Российская Федерация

Резюме. Достижения Европейского Союза (ЕС) в развитии аграрной сферы экономики во многом обусловлены высоким уровнем субсидирования. Регулирование сельского развития стран ЕС обеспечивает сложная, но в то же время гибкая система финансовой поддержки, которая в 2007-2013 гг. ежегодно составляла 325 евро на 1 га обрабатываемой земли. Дополнительная поддержка локальных производителей из национальных бюджетов стран ЕС находилась на уровне примерно 80 евро на 1 га сельхозугодий. В среднем одно аграрное предприятие получало около 12200 евро субсидий в год, при этом выплаты в расчет на 1 га обрабатываемых угодий варьировали от 527 евро в Гэеции до 89 евро в Латвии. В бюджет новой аграрной политики ЕС на 2014-2020 гг., который в общем составит 386,9 млрд евро, по разделу 1 (прямые выплаты и маркетинговые расходы) заложены 281,8 млрд евро, по разделу 2(развитие сельских территорий) - 89,9 млрд евро. Успешность и целостность Единой аграрной политики ЕС определяется, прежде всего, общим пониманием основных базовых принципов, единой теоретической моделью и способностью на этой основе достигать постоянных компромиссов. Необходимо использовать опыт Единой аграрной политики как четко отрегулированной системы, включающей в себя поддержку не только сельхозпроизводителей, но и развития сельских территорий, с адаптацией к современным социально-экономическим реалиям в РФ, что во многом позволит повысить устойчивость и качество жизни сельского населения страны.

Ключевые слова: аграрная политика, государственное регулирование, Единая аграрная политика ЕС, приоритеты, субсидирование, фонды, экологизация сельского хозяйства.

Для цитирования: Полушкина Т.М. Государственное регулирование сельского развития: опыт ЕС // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 4. С. 96-100.

«Сельское хозяйство - это, возможно, самый несчастный пасынок природы, но в тоже время оно часто является любимым приемным сыном правительства» [1]. Известный американский экономист П. Самуэльсон писал об этом еще в 1960-е гг. Современная аграрная сфера, на которую в развитых странах приходится лишь незначительная и все уменьшающаяся часть национальной экономики, привлекает к себе весьма пристальное внимание политиков, значительные организационные усилия государственных органов и огромные финансовые ресурсы. В некоторых странах с высокоразвитым сельским хозяйством (в частности, в странах Европейского Союза), общий объем государственного субсидирования, учитывая косвенные меры поддержки, значительно превышает годовую прибыль фермеров. Пожалуй, только затраты на оборону сравнимы по уровню поддержки и регулирования с агропродовольственным сектором.

Цель нашего исследования - обобщение основных подходов к государственному регулированию

сельского развития на уровне Европейского Союза (ЕС) в целом и стран - участников союза по отдельности с точки зрения возможности их использования в РФ для ускорения экономического развития аграрной сферы экономики, решения проблем продовольственной безопасности, повышения качества жизни сельских жителей.

Условия, материалы и методы. Единая аграрная политика (Common Agricultural Policy) предмет пристального внимания отечественной научной общественности. Многие вопросы, связанные с ее разработкой и реализацией, уже достаточно хорошо исследованы и получили достойное место в библиографии, посвященной вопросам государственного регулирования сельского развития стран ЕС. Наше исследование выполнено на основе фундаментальных работ таких ученых, как Э.Н. Крылатых, А.Г. Папцов, В.И. Назаренко, которые задали вектор приращения знаний о роли государства в развитии сельского хозяйства ЕС применительно к российским условиям [2,3,4].

В работе использовали материалы Евростата, ФАОстата, FIBL-IFOAM-SOEL, обзоров рынков органической продукции мира и др. В процессе исследования применяли общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, сравнение, структурно-уровневый подход.

результаты и обсуждение. Единая аграрная политика (ЕАП) охватывает 28 государств - членов ЕС, включая режим внешней торговли, внутреннюю свободную торговлю и общее регулирование.

В 2013 г. основные цели ЕАП были пересмотрены в соответствии с глобальными вызовами XXI века и стали еще более тесно связаны с необходимостью долгосрочного и гарантированного обеспечения продовольственной безопасности и решением проблем в области здоровья населения планеты, а, следовательно, с экологизацией сельского хозяйства. Этот принцип зафиксирован в Парижской декларации по единой аграрной и продовольственной политике ЕС, в которой отмечено, что в условиях климатических изменений, глобальной политической и продовольственной нестабильности, колебаний цен на мировых рынках и обострения проблем со здоровьем населения планеты только амбициозная и всеохватывающая континентальная политика может сохранить продовольственную независимость Европы [2].

В модернизированном виде основные задачи ЕАП выглядят следующим образом:

самообеспечение ЕС продовольствием и безопасность продуктов питания;

участие ЕС в поддержании равновесия на мировом рынке продовольствия;

развитие сельских регионов ЕС; противодействие изменению климата и улучшение окружающей среды.

В целом в структуре ЕАП, которая была определена в рамках «Повестки дня - 2000», выделены 2 раздела (Pillar). Первый из них составляет производственно-

*Статья опубликована при финансовой поддержке гранта Jean Monnet Module "Organic farming in the system of sustainable rural development: the EU experience», 2016-2019 гг. (проект № 575610-EPP-1-2016-1-RU-EPPJM0-M0DULE)

Таблица. Структура единой аграрной политики ЕС [2]

Бюджет ЕС

Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий (European Agricultural Guarantee Fund)

Европейский фонд развития села (European Agricultural Fund for Rural Development)

Национальные региональные бюджеты

Регулирование сельскохозяйственного рынка (MPS):

целевые и интервенционные цены квоты на производство экспортные пошлины импортные тарифы тарифные квоты

Прямая поддержка фермеров:

разовые платежи SPS

разовые поземельные платежи SAPS

прямые погектарные, «поголовные» выплаты

Развитие сельских территорий:

повышение конкурентоспособности аграрного и лесного секторов экономики (финансирование модернизации ферм, досрочного выхода на пенсию, профессиональной переподготовки фермеров, поддержки молодых фермеров)

охрана окружающей среды и сельской среды обитания (выплаты фермерам, работающим в неблагоприятных для сельского хозяйства условиях и др.)

улучшение качества жизни на селе и стимулирование диверсификации сельской экономики (поощрение сельского туризм, создание микропредприятий сферы услуг и др.)_

торговую основу и необходим для регулирования мер поддержки в рамках Общего рынка и прямой поддержки фермеров. Мероприятия, заложенные в этом разделе, финансирует Европейский фонд сельскохозяйственных гарантий. Во втором разделе предусмотрены меры по решению задач комплексного развития сельских территорий, а также повышения конкурентоспособности аграрного сектора ЕС в целом, которые финансируются из Европейского фонда развития села и национальных региональных бюджетов (см. табл.).

В бюджет новой аграрной политики ЕС на 20142020 гг., который в общем составит 386,9 млрд евро, по разделу 1 (прямые выплаты и маркетинговые расходы) заложены 281,8 млрд евро (более 75 %), по разделу 2 (развитие сельских территорий) -89,9 млрд евро (24 %) [5].

Новая аграрная политика предполагает более справедливое распределение прямых выплат, а именно, все государства - члены ЕС получат не менее 75 % среднего объема помощи внутри сообщества. Помощь в расчете на 1 га не может быть менее 60 % от ее среднего значения в одном административном или агрономическом районе. Государства - члены ЕС получат возможность увеличить поддержку малых и средних хозяйств, а для новых членов ЕС до 2020 г. будет действовать упрощенная схема платежной зоны (SAPS) - разовый платеж за 1 га.

Кроме того, странам - членам ЕС предоставлены возможности для дополнительных компенсаций за работу в менее благоприятных условиях, а также предусмотрен ряд мероприятий для оптимизации рыночной ориентации европейского сельского хозяйства и дополнительной поддержки фермеров (разработка правил конкурентной политики для рынка молока, говядины, оливкового масла и круп, повышение эффективности аграрного сектора через развитие инфраструктуры, отмена квот на сахар к 2017 г., введение новых институтов антикризисного управления и др.). Основной документ, который регулирует государственную поддержку сельского хозяйства стран ЕС сегодня - Постановление Евросоюза № 1698/2005, и только потом действуют национальные законы, программы и другие нормативно-правовые документы.

Общая сумма, выделенная на реализацию ЕАП на 2014-2020 гг., составила 37,8 % от полного бюджета ЕС за этот период (для сравнения в России в последние 10 лет доля расходов на сельское хозяйство в бюджете составляла от 1 до 2 %). Кроме того, предлагается введение дополнительных статей расходов по реализации ЕАП, на которые ранее не были

предусмотрены субсидии. Так, для оказания продовольственной помощи нуждающимся гражданам ЕС намечено выделить из Европейского социального фонда около 3 млрд евро, на обеспечение безопасности продуктов питания - примерно 2,6 млрд евро. В Фонде ЕС, предназначенном для адаптации к вызовам глобализации, будет создан дополнительный резерв в размере 4 млрд евро для использования непосредственно в аграрном секторе экономики.

В отношении прямых субсидий с 2014 г. намечено изменение модели поддержки фермеров, привязывающее ее размер к площади используемых сельскохозяйственных земель с учетом производства как сельхозпродукции, так и «общественных благ» (экологических, ландшафтных и других общественно полезных эффектов), причем «равное производство» таких благ должно получать «равную финансовую поддержку». Верхний предел прямых субсидий составляет 300 тыс. евро на одно хозяйство или сельхозпредприятие.

Согласно обновленной ЕАП в центре внимания ЕС должна быть молодежь, поскольку без четких действий в этом направлении европейское сельское хозяйство останется без будущего. Для того чтобы удержать и занять молодежь в аграрном секторе ЕАП предусматривает такие меры, как содействие образованию новых сельскохозяйственных предприятий, возглавляемых молодыми людьми; упрощение и ускорение бюрократических процедур; различные льготы. Предполагается также предоставление субсидии на оказание технической поддержки по ведению сельского хозяйства в соответствии с новыми стандартами и по агроэкологическим видам деятельности, а также на организацию управления сельскохозяйственным бизнесом. Еще один немаловажный аспект новой ЕАП - возвращение уважения к профессиям в сельском хозяйстве (путем государственной пропаганды значимости аграрного труда, уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве, дополнительных финансовых преференций для аграриев и др.), чтобы занятые в отрасли люди были довольны своим жизненным выбором.

Большое внимание в новой ЕАП уделено поддержке производства местной продукции с использованием локальных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, наиболее приспособленных к определенным почвенно-климатическим условиям, в которых благодаря человеческому труду, они акклиматизировались на протяжении веков и стали более устойчивыми, чем аналоги из других регионов. Кроме того, такие сорта и породы играют важную роль в сохранении биоразнообразия и традиций сообществ.

Важное место в новой аграрной политике занимают экологизация и обязательная борьба всех государств-членов с климатическими изменениями. Бюджет на 2014-2020 гг. предусматривает выделение более 100 млрд евро на помощь фермерским хозяйствам в реализации этого направления. Предложено исключить генетически модифицированные культуры, монокультуры и интенсивное размножение, сократить или исключить применение химических удобрений, сохранять природные ландшафты.

Все основные положения реформы, кроме новой структуры прямых платежей («зеленые» платежи, дополнительная поддержка молодых фермеров и др.), вступившей в силу с 2015 г., применяют с 1 января 2014 г.

При реализации новой ЕАП в ЕС будут стремиться не только к уменьшению размеров сельскохозяйственных предприятий, но и, параллельно, поощрять тех, кто действительно использует агроэкологиче-ские методы (зеленое сельское хозяйство). Предполагается материально поощрять фермеров, которые будут поддерживать сохранение природной окружающей среды и естественных ландшафтов при ведении хозяйственной деятельности и способствовать «экологизации» сельского хозяйства.

Следует отметить, что национальная политика в странах ЕС служит продолжением Единой аграрной политики, однако существуют различия в направлениях и методах финансирования. Например, Дания расходует на поддержку производства и рынков, в добавление к средствам ЕС, треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия - соответственно 15 и 20 % [9]. Почти все страны половину национальных аграрных бюджетов направляют на структурную политику (модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями). Великобритания расходует на программы модернизации почти треть (31,8 %) своего сельскохозяйственного бюджета, Нидерланды и Люксембург - менее 10 %. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляют в среднем 10 % аграрных бюджетов, при этом во Франции - на ее долю приходится 25 %. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляют около 10 %, в Нидерландах - почти 30 % бюджета [6].

В целом на поддержку сельского хозяйства в 80-х гг. приходилось около 70 % расходной части бюджета Евросоюза, в 90-х гг. - ее доля уменьшилась до 50 % и продолжает снижаться. Крупнейшие получатели средств по линии ЕСХП - Франция (на нее, по данным BBC, приходится около 17 % выплат), Германия и Испания (примерно по 13 % каждая), Италия (около 11 %) и Великобритания (около 7 %) [9].

В пересчете на площадь сельхозугодий получается, что господдержка в Европе (в последний программный период 2007-2013 гг.) находилась на уровне около 325 евро на 1 га обрабатываемой земли (для сравнения - в России величина этого показателя в последние 10 лет варьировала от 30 до 40 евро). Дополнительная поддержка локальных производителей из национальных бюджетов стран ЕС составляет еще примерно 80 евро на 1 га сельхозугодий. В среднем одно аграрное предприятие получает

около 12200 евро субсидий в год, при этом выплаты в расчет на 1 га обрабатываемых угодий варьируют от 527 евро в Греции до 89 евро в Латвии (субсидии для новых членов Евросоюза значительно меньше) [7].

Согласно новой аграрной политике значительную часть прямых выплат для фермеров и на развитие сельской местности ЕС впервые составляет обеспечение общественных благ (экологизация сельского хозяйства). В основе первого направления (Pillar 1 или Компонент 1) ЕАП ЕС лежит зависимость прямых выплат от требований, предъявляемых к фермерам, по преобразованию сельскохозяйственных земель, которые предусматривают три основных направления - диверсификацию сельскохозяйственных земель, поддержание состояния существующих пастбищ и использование 7 % пахотных земель в качестве экологических зон. Они формируют часть программы экологизации, которая составляет 30 % от национального финансирования по первому направлению ЕАП (Pillar 1). Согласно второму направлению (Pillar 2 или Компонет 2) государства-члены ЕС обязаны выделять до 30 % средств бюджета на мероприятия по охране окружающей среды, в том числе на поддержку органического сельского хозяйства и защиту агроэкологического климата, которые не входят в рамки первого направления (Pillar 1) [8,9].

Таким образом, государства - члены ЕС могут использовать для экологизации сельского хозяйства максимум 30 % всех прямых платежей (Компонент 1 ЕАП), что соответствует 89,3 млрд евро, или 21,7 % от общего бюджета ЕС. В компоненте 2 предусмотрены средства для смягчения изменений климата и адаптации, а также решения проблем охраны окружающей среды в размере 7,2 % совокупных расходов на социальные нужды ЕС для сельского хозяйства, направленных на поддержку экологических общественных благ в виде выплат на развитие агроэкологических форм ведения хозяйства (органическое сельское хозяйство). Таким образом, 28,9 % всего аграрного бюджета ЕС предусмотрено для проведения мер, непосредственно связанных с решением экологических проблем, а остальные более чем две трети средств, выделяемых на сельское хозяйство, предусматривают достижение других целей [9].

Реформа ЕАП ввела новый инструмент государственного регулирования сельского развития, известный как компонент озеленения. Цель этих платежей состоит в том, чтобы улучшить качество окружающей среды. Они предназначены для поддержки фермеров, внедряющих или сохраняющих сельскохозяйственные практики, которые помогают улучшить качество окружающей среды. Фермеры, производящие органическую продукцию получат компенсацию.

Органические платежи в странах ЕС выделяют фермерам для компенсации дополнительных расходов и упущенных доходов, а также для покрытия таких операционных издержек, как сертификация, обучение и консультирование. На сегодняшний день в большинстве стран ЕС их используют как инструмент поддержки в рамках национальных или региональных программ устойчивого развития сельских территорий. При этом уровень поддержки в странах Евросоюза сильно варьирует и зачастую не полностью покрывает все дополнительные затраты, которые возникают у производителей органической продукции [11]. Для того чтобы стимулировать

фермеров на развитие органического сельского хозяйства, выплаты на его поддержку должны быть существенно выше традиционных. Поэтому в новом программном периоде фермеры, производящие органическую продукцию, по-прежнему имеют право на такие дополнительные агроэкологические выплаты, выходящие за рамки требований органического сельского хозяйства, как сохранение пород животных или генетических ресурсов растений.

В новой Программе развития сельских районов сохранены варианты сочетания мер поддержки органического сельского хозяйства с возможностью инвестирования, консультационными, информационными и рекламными услугами. Поддержка органического сельского хозяйства в этом документе стала более заметной, сегодня осуществляющие его фермеры получают дополнительные финансовые преференции, что позволяет им дополнительно вкладывать средства в развитие производства [12].

Кроме того, для органического сектора актуальны такие меры, как поддержка диверсификации несельскохозяйственной деятельности, помощь в создании производственных групп (кооперативов), а также поддержка инициатив, связанных с окружающей средой, изменением климата, формированием коротких сбытовых цепочек и инноваций (например, переработки навоза инновационными методами).

Особый интерес с точки зрения проблематики органического сельского хозяйства вызывает признание лидерами Евросоюза необходимости агроэкологических инноваций и содействия переходу сельского хозяйства на более устойчивый путь развития. В 2012 г. для экологизации аграрного сектора в ЕС было создано Европейское инновационное партнёрство «Сельскохозяйственное производство и устойчивость» (EIP-AGRI) с целью содействия в реализации стратегии ЕС «Европа 2020», направленной на устойчивый и комплексный рост [12]. Усиление роли исследований и инноваций было обозначено в качестве одного из пяти приоритетов этой стратегии.

Деятельность указанного партнёрства (EIP-AGRI) поддерживает конкурентоспособность и устойчивость сельского и лесного хозяйства для того, чтобы предприятия этих отраслей, используя минимальные ресурсы, могли добиваться максимальных экономических показателей. Партнёрство вносит вклад в безопасное и стабильное обеспечение пищевыми продуктами, кормами и биоматериалами в гармонии с основными природными ресурсами, от которых зависит сельское и лесное хозяйство.

Мероприятия, предусмотренные ЕАП на период с 2014 по 2020 гг., создают потенциал для выявления приоритетов и повышения значимости органического сельского хозяйства не только в рамках Программы развития сельских районов, но и других проектов, связанных с Общей стратегической программой ЕС (CSF), которая позволит сформировать набор четких инвестиционных приоритетов, направленных на финансовое планирование государств - членов ЕС и их регионов в будущем [10].

Безусловно, в процессе разработки аграрной политики в современной России следует использовать позитивный опыт ЕС. Преодолеть системный кризис, в котором долгие годы пребывает сельское хозяйство в нашей стране можно только в рамках теоретически выверенной, базирующейся на строгом научном обосновании и подтвержденной опытом последователь-

ной протекционистской модели аграрной политики [14,15,16].

При этом начинать следует с совершенствования законодательства в области аграрной политики государства. В нынешнем виде оно весьма противоречиво, правовые основы развития отрасли отражены во множестве часто не стыкующихся между собой актов федерального и регионального уровней [17].

Цели, декларируемые в программах развития отрасли и сельских территорий, недостаточно значимы и научно не обоснованы. До сих пор не разработаны социальные стандарты жизни и деятельности сельских жителей, которые должны лежать в основе всех программных документов. Здесь был бы очень полезен опыт ЕАП, в том числе в части порядка разработки приоритетов аграрной политики, вовлечения в этот процесс и социальный диалог с властью сельских жителей [18].

Прежде всего, следует обратить внимание на количественные показатели государственной поддержки развития сельского хозяйства, которые, несмотря на все заверения о сокращении, уже длительное время применяют в рамках ЕС. В расчете на одного сельского жителя поддержка устойчивого сельского развития в РФ составляет около 19 евро в год, в странах ЕС - 117 евро [2]. Об этом следует задуматься на самом высоком уровне, чтобы благие пожелания о достижении устойчивого сельского развития стали реальностью.

Большой интерес для современных российских аграриев представляет опыт ЕС в плане экологизации. В нашей стране, к сожалению, до сих пор не принят закон «Об органическом сельском хозяйстве». Хотя производство органических продуктов питания могло бы стать новым «окном возможностей» для развития сельских территорий, новой нишей на международном рынке продовольствия. Необходимо понять многоуровневую значимость органических систем производства продуктов питания и ведения сельского хозяйства, которая включает производство высококачественных продуктов питания, формирование общественных благ, создание новых рабочих мест и комплексное развитие агропродовольствен-ного сектора.

В целом необходима последовательная аграрная политика, в том числе «органическая», в сочетании с программными мерами, чтобы использовать весь спектр преимуществ российских территорий, земель, человеческого потенциала для решения проблем продовольственной безопасности и динамичного развития сельского хозяйства.

Заключение. Проведенный анализ европейского опыта позволяет утверждать следующее:

государственное регулирование сельского развития в ЕС в целом и на уровне национальных правительств стран - участников этого объединения представляет собой целостную систему с едиными приоритетами и комплексом взаимодополняющих финансовых инструментов;

объем финансовой поддержки аграрного сектора в ЕС несравнимо больше, чем в Российской Федерации, и конкурировать отечественным сельхозпроизводителям с европейскими аграриями в таких условиях трудно, а порой и невозможно;

единая аграрная политика ЕС представляет собой глубоко продуманную и четко отрегулированную систему, включающую в себя поддержку не только

сельхозпроизводителей, но и развития сельских территорий, что во многом определяет устойчивость этих процессов, высокий уровень и качество жизни населения;

несомненно, следует использовать опыт ЕАП в Российской Федерации с адаптацией к современным социально-экономическим реалиям;

особый интерес для российских аграриев представляет опыт государственного регулирования органического сельского хозяйства, поскольку в нашей стране имеются все условия для его развития, но, к сожалению, до сих пор отсутствует законодательная база и, как следствие, меры государственного воздействия.

Литература.

1. Самуэльсон П. Э. Экономика. Вводный курс/ пер. с англ. М.: Прогресс, 1964. 443 с.

2. Аграрная Европа в XXI веке / Крылатых Э.Н. и др.; под общ. ред. Э.Н. Крылатых. М.: ООО Изд-во «Летний сад», 2015. 328 с.

3. Назаренко В.И. Аграрная политика и продовольственное хозяйство. Екатеринбург, 2010. 419 с.

4. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. М.: ГРИФ, 2009. 288 с.

5. Кибиров А.Я. Об опыте регулирования агропродовольственного рынка стран Европейского Союза в условиях глобализации //Агропродовольственная политика России. 2016. № 1(49). С. 16-19.

6. Lernoud J., Wilier H. Current Statistics on Organic Agriculture Worldwide: Area, Producers, Markets, and Selected Crops [Electronic resource] // The World of Organic Agriculture: Statistics and Emerging Trends 2016. Bonn: Research Institute of Organic Agriculture (FiBL), IFOAM - Organics International, 2016. Pp. 34-116. URL: https://shop.fibl.org/fileadmin/documents/ shop/1698-organic-world-2016.pdf (дата обращения 11.10.2016).

7. Аджимет Г.Х. Специфика аграрной политика ЕС: ретроспективный анализ // Проблемы современной экономики.

2015. № 18. С. 16-115.

8. The CAP towards 2020. Meeting the food, natural resources and territorial challenges of the future: Communication from the Commission to The European Parliament, The Council, The European Economic and Social Committee of the Regions, Brussels, 18.11.2010, COM (2010) 672 final [Electronic resource]. Pp. 2. URL: http://ec.europa.eu/agriculture/sites/agriculture/files/ cap-post-2013/communication/com2010-672_en.pdf (дата обращения 11.10.2016).

9. Sorrentino A., Henke R., Severini S. The Common Agricultural Policy After the Fischler Reform: National Implementations, Impact Assessment and the Agenda for Future Reforms. Routledge, 2016. 544 p.

10. Organic Agriculture Worldwide: Key results from the survey on organic agriculture worldwide 2012. Part 1: Global data and survey background [Electronic resource]. Frick, Switzerland: Research Institute of Organic Agriculture (FiBL), International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM). 09.05.2012. URL: http://www.organic-world.net/fileadmin/documents/ yearbook/2012/fibl-ifoam-survey-data-2010-global-data.pdf (дата обращения 11.10.2016).

11. Аgriculture and Rural Development Budget 2012 [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. 2012. № 55. URL : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2012:056:FULL (дата обращения 04.11.2016).

12. Organic Europe: Data tables on organic food and farming in Europe [Electronic resource]. Frick, Switzerland: Research Institute of Organic Agriculture (FiBL), 2013. URL: www.organic-europe.net/europe-data-tables.html?&L=0 (дата обращения 11.10.2016).

13. Willer H., Lernoud J. Organic Agriculture Worldwide 2016: Current Statistics. Frick, Switzerland: FiBL, IFOAM EU, BIOFACH

2016. 10.2.2016. URL: http://orgprints.org/29790/13/willer-lernoud-2016-global-data-biofach.pdf (дата обращения 02. 11.2016).

14. Белокопытов А.В. Расширенное воспроизводство - основа устойчивого развития АПК региона //Достижения науки и техники АПК. 2016. Т. 30. № 3. С. 9-14.

15. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного прессинга // Российское предпринимательство. 2016. Т.17. № 2. С. 145-154.

16. Белокопытов А.В. Аграрные инвестиционный потенциал и государственная поддержка в регионе // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 357-358.

17. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография//Акчурина И.Г., Али-мирзоева М.Г., Арбузов А.А. и др. Ставрополь: Издательство «СИБПРИНТ», 2012. 378 с.

18. Полушкина Т.М. Формирование рациональной системы государственного регулирования аграрной сферы экономики, отвечающей требованиям экономически эффективной аграрной политики // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. С. 976-980.

STATE REGuLATION OF RuRAL DEVELOPMENT:

eu experience

T.M. Polushkina

N.P. Ogarev National Research Mordovia State University, ul. Bol'shevistskaya, 68, Saransk, 430005, Russian Federation Abstract. The undeniable achievements of the EU in the development of the agrarian sector of the economy are largely a consequence of the high scale level of subsidy to European agriculture. Regulation of rural development in EU countries is provided by the complex but at the same time flexible system of financial support. It was 325 euros per 1 ha of cultivated land in 2007-2013 annually. The additional support of local producers from national budgets of EU countries accounted for approximately 80 euros per 1 ha of farmland. On average, one agricultural enterprise receives about 12200 euros of subsidies per year, and payments per 1 ha of cultivated land range from 527 euros in Greece to 89 euros in Latvia. In the budget of the new agricultural policy of the EU for 2014-2020, which will be 386.9 billion euros, 281.8 billion euros are laid for the section 1 (direct payments and marketing expenditure) and 89.9 billion euros are laid for the section 2 (rural development). The success and integrity of the common agricultural policy of the EU are determined, above all, by a common understanding of the basic principles, a unified theoretical model and the ability to reach compromises on this basis. It is necessary to use the experience of the common agricultural policy of the EU as a well-regulated system, which includes not only farmers support, but support to rural development with the adaptation to current social and economic situation in the Russian Federation, which largely determines the sustainability and quality of life of the rural population of the country.

Keywords: agricultural policy, government regulation, common agricultural policy of the EU, priorities, funding, funds, greening of agriculture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author Details: T.M. Polushkina, D. Sc. (Econ.), prof. (e-mail: polushkinatm@gmail.com).

For citation: Polushkina T.M. State Regulation of Rural Development: EU Experience. Dostizheniya nauki i tekhniki APK. 2017. Vol. 31. No 4. Pp. 96-100 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.