ЭКОНОМИКА
УДК 338.43.02
Государственная финансовая поддержка устойчивого развития сельских территорий в странах Европейского союза*
Кормишкина Людмила Александровна, доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой,
Семенова Надежда Николаевна, доктор экон. наук, доцент, профессор ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия
E-mail: kormishkinala@mail.ru; E-mail: nnsemenova@mail.ru
Важнейшим направлением единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (ЕС) является обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Приоритетность данной проблемы для стран ЕС обусловлена появлением ряда факторов (миграция сельского населения, низкий уровень доходов жителей сельских районов, ухудшение качества почв и вод, утрата биоразнообразия и др.), негативно влияющих на развитие сельских местностей. В статье рассмотрен опыт ЕС по реализации политики поддержки развития сельских районов, а также изменение целей и приоритетов данной политики в рамках различных программных периодов. В 2007-2013 гг. около 50% средств, выделенных Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских районов, было направлено на реализацию агроэкологических мер. Причем наибольшая доля в распределении средств на развитие сельских территорий в рамках программного периода 2014-2020 гг. приходится на Францию (11,5%), Италию (10,5%), Германию (9,5%), Польшу (8,8%), Испанию (8,4%), Румынию (8,2%). Подчеркивается, что политика развития сельских территорий в ЕС на протяжении длительного периода времени была направлена на обеспечение достаточного количества доступных продуктов питания и соответствующего уровня жизни фермеров, развитие и модернизацию сельских местностей, а также создание условий для занятия сельским хозяйством во всех регионах ЕС. Сегодня же важнейшими приоритетами политики сельского развития в странах ЕС являются защита окружающей среды и сохранение биоразнообразия, борьба с последствиями изменения климата, а также повышение занятости сельского населения. Опыт ЕС следует учитывать правительству Российской Федерации при разработке и реализации политики устойчивого развития сельских территорий.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, единая сельскохозяйственная политика, Европейский союз
Устойчивое развитие сельских территорий является важнейшим приоритетом единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (ЕС). Сегодня сельские районы занимают 80% всей территории ЕС, в них проживает 25% населения [1]. Особую актуальность вопросы обеспечения устойчивого развития сельских территорий для стран ЕС приобрели в связи с обострением таких социально-экономических проблем, как миграция сельского населения, низкий уровень доходов жителей сельских районов, ухудшение состояния окружающей среды, изменение климата и др.
Цель исследования - изучение опыта Европейского союза в сфере политики устойчивого развития сельских территорий.
Материал и методы. Для проведения исследования в качестве информационной базы были использованы данные Европейской комиссии о финансировании политики устойчивого развития сельских территорий. Исследование основано на использовании таких общенаучных методов, как научная абстракция,
индукция и дедукция, сравнительный и сопоставительный анализ, синтез.
Результаты и их обсуждение. Проблема развития сельских районов как составная часть единой сельскохозяйственной политики ЕС впервые была обозначена еще в начале 1970-х годов, в связи с их деградацией и запустением. В этот период основными целями политики развития сельских районов в ЕС являлись: содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов; социально-экономическое содействие территориям, имеющим структурные проблемы; адаптация и модернизация политик и систем образования, обучения и занятости [2].
Современная единая аграрная политика ЕС включает два так называемых уровня: поддержка сельскохозяйственного рынка и политика развития сельских районов. В рамках первого уровня осуществляется рыночная поддержка фермеров путем предоставления им прямых выплат.
* Статья подготовлена в рамках проекта № 564989-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-MODULE «European Union: global foresight into accessible and quality food»
В рамках второго уровня осуществляется финансирование структурных изменений и политики развития сельских территорий. При этом мероприятия в рамках первого уровня финансируется за счет общего аграрного бюджета, а меры по устойчивому развитию сельских территорий - на условиях самофинансирования из общего аграрного бюджета и национальных бюджетов стран-членов ЕС [3]. Общий аграрный бюджет ЕС в 2014 г. составлял около 42 млрд евро, из которых 32% приходилось на финансирование мероприятий в рамках второго уровня.
Основными целями государственной политики поддержки развития сельских районов в ЕС в 2007-2013 гг. являлись:
- повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства путем поддержки реструктуризации, развития и инноваций;
- улучшение состояния окружающей среды и ландшафта;
- улучшение качества жизни в сельской местности и сельской экономики [4].
Для достижения этих целей выделялись три тематические оси развития и одна ось (методическая), предусматривающая оказание поддержки локальным стратегиям развития в соответствии с принципами программы «Лидер» (LEADER). В рамках выделенных осей, составляющих структуру политики ЕС по поддержке развития сельских районов, реализовывались следующие меры:
Ось 1 - поддержка конкурентоспособности агропродовольственных систем, гранты начинающим фермерам, программы раннего выхода на пенсию, инвестиции в сельскохозяйственные угодья, помощь в восстановлении в результате природных катаклизмов, предоставление консультационных услуг.
Ось 2 - гранты и выплаты фермерам на агроэкологию и ветеринарию, защита биоразнообразия, поддержка неблагоприятных территорий, выплаты на посадку леса и поддержку непроизводственных инвестиций.
Ось 3 - программы диверсификации сельской экономики, развитие сельской инфраструктуры, развитие туризма и сохранение культурного наследия, повышение качества жизни в сельских районах, подготовка кадров.
Ось 4 - гранты в рамках программы LEADER на поддержку инициатив и местных сообществ.
Государственное финансирование мер по устойчивому развитию сельских территорий в ЕС осуществляется за счет двух фондов:
Европейского фонда гарантирования сельского хозяйства (БЛОР) и Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов (БЛРКО). Европейский фонд гарантирования сельского хозяйства финансирует прямые выплаты фермерам и меры по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, а Европейский сельскохозяйственный фонд развития сельских районов — программы развития сельских территорий.
Финансирование мер по устойчивому развитию сельских территорий в странах ЕС в 2007-2013 гг. по тематическим осям представлено в таблице 1.
Таблица 1
Финансирование мер по устойчивому развитию сельских территорий в ЕС в 2007-2013 гг., млн евро [6]
Тематические Сумма
оси всего в т.ч. EAFRD
Ось 1 48453,6 31347,7
Ось 2 72330,5 44196,5
Ось 3 18420,7 12646,2
Ось 4 8946,3 5919,1
Итого 148151,1 94109,5
Что касается структуры финансирования мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий в ЕС, то в 20072013 гг. 48,9% средств было направлено на реализацию агроэкологических мер (рис.). Причем значительный объем средств в рамках данной тематической оси приходится на Ирландию (80,2%), Великобританию (75,4%) и Австрию (73,9%). Самый низкий уровень финансирования Оси 2 наблюдается в Мальте (26,3%), Румынии (25,5%) и Болгарии (23,2%).
32,7
И Ось 1
48,9
I Ось 2 □ Ось 3 0 Ось 4
Рис. Структура финансирования мер по устойчивому развитию сельских территорий в ЕС по тематическим осям в 2007-2013 гг.
С 2014 г. реализуется новый этап политики устойчивого развития сельских территорий в ЕС, основными целями которой являются:
- повышение конкурентоспособности сельского хозяйства;
- устойчивое управление природными ресурсами, а также противодействие изменению климата;
- достижение сбалансированного территориального развития сельской экономики,
создание и поддержание занятости населения [5].
Заметим, что государства-члены не менее 30% средств, выделяемых из аграрного бюджета ЕС, длжны направлять на меры, связанные с управлением земельными ресурсами, а на борьбу с изменением климата - не менее 5% средств, выделяемых в рамках программы LEADER. В рамках программного периода 2014-2020 гг. выделено шесть приоритетов политики развития сельских территорий (табл. 2).
Таблица 2
Политика устойчивого развития сельских территорий ЕС на 2014-2020 гг.
Приоритеты Цели
1. Содействие передаче знаний и инноваций в сельском и лесном хозяйствах а) содействие развитию инноваций, сотрудничества и генерации знаний в сельской местности; б) укрепление связей между сельским хозяйством, переработкой и лесным хозяйством, научными исследованиями и инновациями с целью улучшения окружающей среды; в) содействие непрерывному обучению и профессиональной подготовке специалистов в области сельского и лесного хозяйства.
2. Повышение жизнеспособности фермы и конкурентоспособности сельского хозяйства, продвижение инновационных технологий а) повышение экономической эффективности ферм, реструктуризация и модернизация, диверсификация сельского хозяйства; б) содействие созданию новых ферм.
3. Содействие организации пищевой цепи, включая переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, управление рисками в сельском хозяйстве а) повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей путем более тесной их интеграции и создания агропродовольственных цепей; б) снижение рисков в сельском хозяйстве.
4. Восстановление, сохранение и укрепление экосистем, связанных с сельским и лесным хозяйством а) восстановление, сохранение и расширение биоразнообразия; б) совершенствование управления водными ресурсами; в) предотвращение эрозии почв и улучшение управления земельными ресурсами.
5. Содействие повышению эффективности использования ресурсов и противодействие изменению климата а) повышение эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве; б) повышение эффективности использования энергии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности; в) содействие использованию возобновляемых источников энергии, побочных продуктов, отходов для целей биоэкономики; г) сокращение выбросов парниковых газов и аммиака в сельском хозяйстве; д) содействие сохранению углерода в сельском и лесном хозяйствах.
6. Содействие социальной интеграции, сокращение бедности и экономическое развитие в сельской местности а) содействие диверсификации, создание и развитие малых предприятий, создание новых рабочих мест; б) содействие развитию сельских районов; в) повышение доступности использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сельской местности.
Общий объем Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов на программный период 2014-2020 гг. составляет около 100 млрд евро, что на 3 млрд евро больше, чем в период 2007-2013 гг. (табл. 3) [6].
Стоит подчеркнуть, что наибольшая доля в распределении средств на развитие сельских территорий в рамках программного периода 2014-2020 гг. приходится на Францию (11,5%), Италию (10,5%), Германию (9,5%), Польшу (8,8%), Испанию (8,4%), Румынию (8,2%).
Таблица 3
Распределение средств EAFRD, млн евро [5, 6]
Страна 2007-2013 гг. 2014-2020 гг.
Бельгия 487 648
Болгария 2642 2367
Чехия 2856 2306
Дания 578 919
Германия 9080 9446
Эстония 724 823
Греция 3906 4718
Испания 8054 8297
Франция 7584 11385
Ирландия 2494 2191
Италия 8986 10444
Кипр 165 132
Латвия 1054 1076
Литва 1766 1613
Люксембург 95 101
Венгрия 3860 3431
Мальта 78 97
Нидерланды 593 765
Австрия 4026 3938
Польша 1398 8698
Португалия 4058 4058
Румыния 8124 8128
Словения 916 838
Словакия 1997 1560
Финляндия 2155 2380
Швеция 1953 1764
Великобритания 4612 5200
Всего 96224 99437
Выводы. Политика развития сельских территорий в ЕС на протяжении длительного периода времени была направлена на обеспечение достаточного количества доступных продуктов питания, соответствующего уровня жизни фермеров, развитие и модернизацию сельских местностей, а также создание условий для занятия сельским хозяйством во всех регионах ЕС. Сегодня же важнейшими приоритетами политики сельского развития в странах ЕС являются защита окружающей среды и сохранение биоразнообразия, борьба с последствиями изменения климата, а также повышение занятости сельского населения.
Список литературы
1. Synthesis of ex ante evaluations of rural development programmes 2014-2020. Final Report. European Union, 2015. 232 p.
2. Квочкин А.Н. Основные элементы политики устойчивого развития сельских территорий в странах ЕС // Вестник Мичуринского государственного агарного университета. 2013. №2. С. 80-87.
3. Янбых Р.Г. Меры поддержки сельского развития : возвращаясь к опыту Европейского союза // Экономика сельского хозяйства России. 2015. №9. С. 81-85
4. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2013. European Union, 2013. 213 p.
5. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2012. European Union, 2012. 213 p.
6. Rural Development Programmes 2014-2020 // http://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-2014-2020/country-files/common/rdp-list_en.pdf
State financial support for sustainable development of rural areas in the European Union
Kormishkina L.A., DSc in economics, professor, head of cathedra,
Semenova N.N., DSc in economics, assistant professor
National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation
The most important area of the common agricultural policy of the European Union (EU) is the sustainable development of rural territories. The priority of this issue for EU countries due to the emergence of a number of factors (migration of rural population, low incomes in rural areas, the deterioration of the quality of soils and waters, loss of biodiversity, etc.) that negatively affect the development of rural areas. The article describes the experience of the EU to implement the policy of supporting rural development, as well as changing goals and priorities of this policy within the different programme periods. In 2007-2013, around 50% of the funds supplied by the European agricultural Fund for rural development were aimed at the implementation of agri-ecological measures. Moreover, the largest part in the distribution of funds for the development of rural areas in the programme period 2014-2020 are to France (11.5%), Italy (10.5%), Germany (9.5%), Poland (8.8%), Spain (8.4%), Romania (8.2%). It is emphasized that the policy of development of rural territories in the EU for a long period was aimed at providing sufficient quantities of available food and appropriate living standards of farmers, the development and modernization of rural areas and creation of conditions for agriculture in all regions of the EU. Today the most important priorities of rural development policy in the EU are the protection of the environment and the conservation of biodiversity, combating climate change and increase rural employment. EU experience should be considered the government of the Russian Federation in the development and implementation of policies for sustainable development of rural areas.
Key words: sustainable developmen, rural areas, Common Agricultural Policy, European Union
References [Measures supporting rural development : the experience of
1. Synthesis of ex ante evaluations of rural develop- returning to the European Union]. Ekonomika sel'skogo ment programmes 2014-2020. Final Report. European Union, khozyaystvaRossii. 2015. no. 9. pp.81-85.
2015. 232 p.
2. Kvochkin A.N. Osnovnye elementy politiki ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy v stranakh Es. [Key elements of the policy of sustainable development of rural areas in the EU]. Vestnik Michurinskogo gosudar-stvennogo agarnogo universiteta. 2013. no.2. pp. 80-87.
3. Yanbykh R.G. Mery podderzhki sel'skogo razvitiya: vozvrashchayas' k opytu Evropeyskogo soyuza.
4. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2013. European Union, 2013. 213 p.
5. Rural Development in the EU. Statistical and Economic Information. Report 2012. European Union, 2012. 213 p.
6. Rural Development Programmes 2014-2020 // http://ec.europa.eu/agriculture/rural-development-2014-2020/country-files/common/rdp-list_en.pdf (accessed 22.06.2016).