Научная статья на тему 'Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия '

Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова С. А., Лазанюк И. В.

В статье проанализировано развитие индустрии информационных технологий в Индии и России. Показана ведущая роль индийского государства в успешном становлении отрасли ИКТ в Индии. Рассмотрены основные меры, принятые российским правительством к настоящему моменту, и обсуждаются те меры, которые должны быть приняты для успешного развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental regulation of information technologies industry: India and Russia

The evolution of information technologies and software industry in India and Russia is analyzed in this article. The dominant role of Indian state in the successful development of industry is shown. The authors consider already taken measures of Russian government, and those measures that should be taken for accelerated creation of information technologies sector in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование сектора информационных технологий: Индия и Россия »

Государственное регулирование сектора информационных

технологий: Индия и Россия

Балашова С.А. (sbal@list.ru), Лазанюк И.В. Российский Университет дружбы народов

Современные глобальные процессы неразрывно связаны с информационными технологиями. Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) быстро и повсеместно проникают во все отрасли экономики, а также являются самостоятельной мощной отраслью мировой экономики, ежегодный темп роста которой в среднем составляет 15%. Под воздействием ИКТ меняются формы экономической деятельности. Совершенствование системы коммуникаций и возможность теледоступа стирают географические границы и порождают изменения организации производства, модернизацию трудовых отношений и принципиальный рост мобильности рабочей силы, а также эволюцию производственного процесса. Развитие ИКТ является не только ключевым фактором экономического роста, но и необходимым условием развития и даже выживания в 21 веке.

Благодаря высокой скорости распространения информационных технологий в новом тысячелетии создаются реальные возможности для вхождения развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое экономическое пространство в качественно новой роли. Ряд развивающихся стран, в первую очередь, Индия, сумели осознать преимущества нового пути, в основе которого лежит приоритетное развитие индустрий информационных и коммуникационных технологий.

При этом создание и развитие такой индустрии как индустрия ИКТ немыслимо без определяющей роли государства в этом процессе. Вырабатывая и реализуя определенную экономическую, правовую и налоговую политику, расставляя приоритеты, государство оказывает влияние на развитие отраслей экономики своих стран. Как отмечает P.B.Evans [1], государство может играть три роли в развитии отраслей экономики - роль «регулятора», роль «опекуна» и роль собственника (производителя).

В исследовании «Восточно-азиатское чудо» [2], опубликованным Всемирным банком в 1993 году, подчеркивалась необходимость выработки четкой государственной политики, направленной на ускорении развития ИТ индустрии.

Уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний - создают основу устойчивого экономического роста, определяют границы между богатыми и бедными странами. Этот вывод был в полной мере подтвержден в 90-е годы, когда возросшие темпы научно-технических изменений, бурное развитие наукоемких производств и услуг явились основным фактором ускорения экономического роста в развитых странах.

Проблема использования ИТ для целей развития настолько важна, что появился специальный термин "digital divide" (игра слов - разрыв на порядок и раздел по использованию цифровой техники), который характеризует соотношение использования ИТ развитыми и развивающимися странами.

Уникальный опыт по построению индустрии ИКТ в Индии - огромной, в целом бедной (уровень ВВП на душу населения менее 500 долл.) развивающейся страны, значительная часть населения которой безграмотна (52% населения грамотно), - заслуживает внимания и изучения. Изначально имея ограниченные возможности для капиталовложений и сложный инвестиционный климат, эта страна осуществляла и продолжает осуществлять целенаправленную государственную политику в области развития ИКТ. В результате этой политики, а также благодаря наличию ряда благоприятных предпосылок и деятельности индийских предпринимателей, Индия за сравнительно короткий срок сумела построить мощную индустрию ИКТ и, в частности, экспортную отрасль производства программного обеспечения (ПО), опираясь на свои преимущества.

В 1991г. в Индии была объявлена экономическая реформа, в основу которой была положена так называемая экспортно-ориентированнная модель развития. В Индии были предприняты усилия для изменения многих прошлых правил и регулирующих мер для повышения роли рынка и открытия экономики, а также для уменьшения бюрократического вмешательства в экономику, чтобы расширить возможности роста и участия в ней частного сектора [3]. Это привело к значительному изменению прежней обращенной вовнутрь крайне регулируемой стратегии развития к нынешней рыночной, обращенной вовне стратегии экономического роста.

Основные меры государства в ходе реформирования экономики Индии

В области экспортно-импортной политики государство предприняло следующие основные

шаги:

> стимулирование экспорта путем введения налоговых льгот (включая налоги на прибыль), льготных таможенных пошлин и др.;

> установление приемлемых норм соотношений доли экспорта и продаж внутри страны для экспортных предприятий;

> либерализация импорта (были сокращены списки товаров, импорт которых подлежал лицензированию, а также ослаблено множество внешнеторговых барьеров).

В области инвестиционной политики [4]:

> стимулирование привлечения частного и иностранного капитала (был разрешен доступ частного капитала в большинство отраслей промышленности, за исключением шести стратегически важных);

> либерализация политики в области привлечения иностранных инвестиций, особенно в отношении институциональных инвесторов и индийцев, проживающих за рубежом;

> была увеличена до 51% допустимая доля иностранного капитала, а для предприятий, работающих только на экспорт, - до 100% .

Осознавая важность и перспективы, связанные с развитием информационных технологий, государство повело целенаправленную политику, направленную на создание собственной отрасли ИКТ.

Основой бурного роста индустрии ИКТ в Индии стали следующие важнейшие факторы:

> успешная предпринимательская тактика, основанная на маркетинге и продуманной организации производства, формальных и неформальных связях, обменах опытом как внутри предприятий, так и вовне;

> успешная национальная стратегия государства, направленная на продвижение Индии на мировом рынке в качестве экспортера ИТ. Государство выступает в роли «опекуна индустрии» и осуществляет целенаправленную либеральную политику по отношению к отрасли;

> национальное видение: успех Индии в области ИТ - плод 30-летней совместной мечты предпринимателей и государственных деятелей, воплощенный в жизнь творческим потенциалом нации. ИТ стали в буквальном смысле новой мантрой индийского общества;

> наличие специфических для региона предпосылок [5].

Огромная роль в формировании современного курса Индии на лидерство в области ИКТ принадлежит некоторым заинтересованным лицам в правительстве и государственным чиновникам, таким как Р.Ганди, Н.Сешагири, В.Сингху и др.

Говоря об успешной национальной стратегии государства, следует отметить ряд основных инициатив по стимулированию развития индустрии ИКТ, предпринятых индийским государством в различных сферах. В области административного регулирования:

> делицензирование деятельности в ПО индустрии;

> существенное упрощение схемы регистрации фирм - производителей ПО;

> создание и развитие государственных структур, содействующих отрасли (в области маркетинга, организации производства и др.).

В области налоговой политики власти дали технологичным компаниям фору, освободив от налогов или полностью или просто уменьшив до минимума сумму. Большая часть из ныне процветающих структур ИКТ наделена мораторием, освобождающим их от огромных отчислений в казну на долгие десять лет. Особую поддержку государство оказывает развитию телекоммуникационной инфраструктуры. С этой целью проводится:

> стимулирование привлечения частного и иностранного капитала к развитию телекоммуникаций;

> приватизация государственных телекоммуникационных компаний;

С середины 80-х индийское государство уделяет особое внимание финансированию и развитию телекоммуникационной инфраструктуры в стране. Государственные инвестиции в развитие международных телекоммуникаций:

> в период с 1985 по 1990 год ежегодно составляли 150 млн. долларов;

> в период с 1990 по 1995 год ежегодно составляли 200 млн. долларов.

Начиная с 1990 года, государственные вложения в развитие внутренних и внешних коммуникаций увеличивались на 15% ежегодно. Интенсивное развитие телекоммуникационной инфраструктуры является одной из важнейших предпосылок дальнейшего развития отрасли.

В сфере инвестиционной политики проводится дальнейшее стимулирование привлечения частного и иностранного капитала в индустрию ИКТ и ИТ образование:

> созданы особые инвестиционные режимы для совместных предприятий и частных учебных заведений;

> введены льготное кредитование и страхование рисков;

> разрешено 100% участия иностранного капитала во всех областях ИКТ, в том числе в электронной коммерции;

> установлено льготное налогообложение при приобретении акций крупных иностранных компаний, а также льготное налогообложение венчурных фондов, инвестирующих средства в компании отрасли.

В результате проводимой политики приток иностранного капитала возрос в период с 1991 по 1997 гг. в 36 раз, в том числе прямые иностранные инвестиции увеличились соответственно в 25 раз (рис.1).

С середины восьмидесятых годов развитию отрасли производства ПО в Индии активно способствовал Всемирный банк, финансируя и поддерживая проведение государственных реформ и преобразований в области финансов, образования и маркетинга. В частности, в 1990-1991 годах были одобрены проекты поддержки технического образования, по которому Департамент образования Индии в течение 8 лет получил 567 млн. долларов. В 1992 году

Инвестиции всего В том числе ПИИ

□ 1991 □ 1997

Рис.1. Приток иностранного капитала в экономику Индии в период с 1991 по 1997 гг.

Всемирным банком была разработана рекомендательная стратегия развития индустрии информационных технологий в Индии [6], в которой были определены основные направления государственного стимулирования роста и совершенствования производства ИКТ в стране. В области образования и обучения предпринимаются следующие меры:

> реформа высшего и среднего ИТ образования, развитие системы повышения квалификации;

> развитие системы сертификации специалистов;

> стимулирование стандартизации процесса обучения и развитие системы сертификации учебных заведений;

> привлечение молодежи к получению образования в сфере ИТ (система субсидий, поощрений, налоговые льготы);

> государственная поддержка и финансирование учебных заведений.

В целях ускорения развития экспортно-ориентированной отрасли ИКТ в 1988 году была создана национальная ассоциация индийских производителей в области информационных технологий (КАББСОМ). Ассоциация оказалась способной сформулировать потребности развития отрасли и в условиях сложной индийской бюрократии эффективно лоббировать необходимые изменения в налоговом, торговом и инвестиционном законодательстве. В 1976 году экспортерам ПО было разрешено создавать свои компании в так называемых экспортных производственных зонах (БР2) с льготными условиями налогообложения и организации экспортно-импортных процедур. А в 1986 году для развития оффшорного программирования были созданы первые технопарки по разработке программного обеспечения (БТР). В настоящее время существует 19 структурных единиц БТР - технопарков по разработке ПО, объединенных в единое автономное образование при Министерстве информационных технологий - сеть программных технопарков (БТР1). Доля БТР1 в экспорте программного обеспечения и услуг из Индии составляет 60%.

Основные показатели развития отрасли ИКТ в Индии

Курс на приоритетное развитие отрасли и либеральная политика государства по отношению к ИТ компаниям привели к небывалому росту отрасли ИКТ Индии. Первые значимые результаты проявились в середине 80-х годов, а, начиная с 1991, объем выпускаемой продукции отраслью ИКТ увеличивается в среднем на 45% в год (Рис.2).

1995-96 1996-97 1997-98 1998-99 1999-00 2000-01 2001-02

Рис. 2. Производство ПО и услуг в млн. долл. США Составлено по: Statistical outline of India 2002-2003г. Mumbay, 2002.

Проведенный нами эконометрический анализ временных рядов основных показателей экономики Индии за период с начала 50-х гг. до настоящего времени, основанный на данных статистического справочника Statistical outline of India 2002-2003г [7], показывает, что до середины 90-х прирост ВВП Индии составлял в среднем 4,2% в год. Начиная с 1995-96 гг. прирост ВВП составляет в среднем 5,7% в год. Такое существенное изменение скорости роста ВВП может быть связано с все возрастающей ролью индустрии ИКТ в экономике Индии. Действительно, к 1995 г. меры правительства по созданию экспортно-ориентированной

отрасли привели к тому, что ИКТ стали играть заметную роль в экономике страны - доля ИКТ в ВВП достигла 0,35% (Рис.3). При этом отрасль ИКТ развивалась более динамично, примерно в 4 раза быстрее, чем в целом экономика. Эта оценка учитывает только прямой вклад продукции отрасли ИКТ в ВВП. Основное значение ИКТ заключается в улучшении качественных параметров экономики и жизнедеятельности общества Вторичные экономические эффекты использования ИКТ наиболее ощутимы на корпоративном уровне: в финансовой сфере, в торговле, в сфере коммуникаций и ряде других, которые и вносят основной вклад в экономический рост.

Динамика роста ВВП Индии за исследуемый период, также как и динамика роста отрасли ИКТ, хорошо описываются экспоненциальными трендами (коэффициенты детерминации регрессионных уравнений Я2=0,987 и Я =0,999 соответственно). Построенный на основе экспоненциальных трендов прогноз позволяет ожидать, что доля продукции отрасли ИКТ в ВВП в 2003 году составит 3,5%, а уже в 2004 году эта цифра составит 6,5%. Государство является крупнейшим потребителем продукции и услуг ИТ индустрии на внутреннем рынке: на государственный сектор приходится около 28% от национального потребления. Таким образом, спрос государства на те или иные ИТ продукты и услуги во многом влияет на направления развития национальной индустрии информационных технологий.

2003-04* -_

2001-02 - I

1999-00 I

]

1997-98 --1

1995-96 -F=l-,-,-,-,-,-1

0% 1% 2% 3% 4% 5% 6%

Рис. 3. Вклад продукции ИКТ в ВВП Индии Рассчитано по: Statistical outline of India 2002-2003г. Mumbay, 2002.

Крайне ограниченный объем внутреннего рынка и достаточно низкий уровень экономического развития страны, заставил отрасль ориентироваться преимущественно на экспорт продукции и услуг.

Первый случай экспорта ПО из Индии был зарегистрирован в 1974 году. Согласно отчетам Департамента электроники в 1980 году экспорт был зафиксирован на отметке 4 млн. долларов. А в 1999-2000 финансовом году экспорт ПО и услуг составил 4 млрд. долларов. В среднем ежегодный прирост экспорта в течение десяти лет, с 1989-1990 финансового по 19992000 финансовый год, составил 46%.

Основными направлениями экспортного сектора являются: разработка системного ПО, оказание услуг в области телекоммуникаций, электронная коммерция, медицинские системы, программы для автомобильных систем, разработка Web-решений, мультимедиа-приложения, а также прикладные программы для страховых компаний, банков, риэлтерских фирм. Динамику развития основных экспортных направлений можно проследить на рисунке (рис 4).

Рис. 4. Структура экспорта отрасли ИКТ Составлено по : Statistical outline of India 2002-2003. Mumbay, 2002.

Перспективы к 2008 году

Согласно исследованиям, проведенным совместно Nasscom и McKinsey Global Institute, а также данным Министерства информационных технологий Индии, при сохранении существующих тенденций и благоприятного экономико-политического климата к 2008 году индустрия производства программного обеспечения и ИТ услуг будет играть ключевую роль в индийской экономике [8]:

> сектор ИКТ даст более 7,5% общего прироста ВВП Индии;

> объем рынка программных продуктов составит 18 млрд. долларов, из которых 10 млрд. будет приходиться на внутренний рынок;

> экспорт ИКТ к 2008 году достигнет 50 млрд. долларов в год;

> количество занятых в секторе специалистов составит 2,2 млн. человек;

> иностранные инвестиции в сектор составят 4-5 млрд. долларов, что больше объема всех иностранных инвестиций в экономику Индии в 1998 году.

Столь высокие прогнозируемые темпы роста индийской отрасли ИКТ обусловлены в первую очередь четкой политикой государства и принятой в конце 1990-х гг. программой «Развитие отрасли ИКТ Индии на период 2000-2008гг.», нацеленной на достижение этих результатов.

Краткий обзор положения в сфере ИКТ в России

Отрасль информационных технологий в России находится в настоящее время в стадии становления. Причем развивается эта отрасль преимущественно самостоятельно, на базе частной инициативы. В интересах общества и государства - ускорить развитие отрасли, от которой во многом зависит конкурентоспособность экономики страны в современном мире. ИКТ-отрасль является многокомпонентной разнородной системой, динамично развивающейся и единый подход к ее структуре отсутствует. Большинство самих участников этой отрасли выделяют следующие сегменты: материальные товары (оборудование) и нематериальный продукт (программное обеспечение (ПО) и услуги). К услугам относятся следующие разделы: консультирование (в области ИТ, в области бизнеса, по информационной безопасности), интеграция ИТ (разработка, сетевая интеграция, внедрение), обучение и тренинги, эксплуатация (обслуживание технических средств, ПО, ИТ-аутсорсинг). Отдельно принято выделять сектора Телекоммуникации и Интернет, которые также включают в себя как оборудование, так и ПО и услуги.

Опираясь только на показатели государственной статистики и статистики предприятий невозможно получить адекватное представление об объемах отрасли ИКТ в России. Поэтому при определении объемов рынка прибегают к экспертным оценкам, которые зачастую очень отличаются друг от друга. Разброс в оценках обусловлен несколькими факторами [9]. Во-первых, отрасль информационно-коммуникационных технологий до сих пор не выделена в рамках каких-либо государственных классификаторов, и ее границы размыты, поэтому нет возможности собирать статистику у государственных органов.

Во-вторых, все проводимые в нашей стране исследования того или иного сегмента ИКТ-рынка опираются на финансовые показатели валовых продаж, а не на добавленную стоимость. Такой шаг обусловлен недостаточной прозрачностью нашего рынка и сложностью анализа содержания валовых продаж в каждом конкретном случае, но он приводит к многократному учету одних и тех же товаров.

Именно попытки отсечь излишек, связанный с множественным учетом, ведут к огромным различиям в оценках объемов рынков отрасли ИКТ.

Третьим фактором, влияющим на разброс в оценках объема отрасли, является отсутствие достоверной информации об объемах продаж или оборотах российских компаний. Можно также добавить различное структурирование отрасли ИКТ участниками рынка, приводящее к разным результатам даже при сходной методике оценивания.

По мнению экспертов [9], объем российской отрасли ИКТ составил в 2002 году 12,130 млрд. долларов и делится на составляющие ее подотрасли следующим образом:

□ Телекоммуникация

□ Оборудование

□ ПО

□ Интернет

□ Услуги (без учета Интернет)

Рис. 5. Распределение рынка ИКТ по секторам

Как видно из диаграммы, наибольшую долю 72% (8700 млн. долларов) занимает подотрасль «телекоммуникации» и лишь 28% (3430 млн. долларов) отрасли занимает весь остальной ИТ-рынок («оборудование», «ПО», «услуги»). Отметим, что многие эксперты вообще не включают в свои оценки сектор телекоммуникации и, говоря об объемах российского ИКТ рынка, называют цифры в 3-4 млрд. долл.

Российский рынок оборудования, несмотря на стагнацию мирового рынка, по мнению экспертов, вырос в 2002 году до 1980 млн. долларов, что составляет 16% от отрасли ИКТ в целом.

Рынок программного обеспечения — самый трудный для измерения ИТ-рынок России в силу большого числа причин: это и наличие множества оффшорных компаний, обороты которых не прозрачны, и самый большой теневой сектор, оцениваемый специалистами от 40 до 99% общего оборота рынка. По мнению экспертов отрасли [9], рынок программного обеспечения составляет 590 млн. долларов. Оффшорное программирование занимает четверть рынка ПО в целом. В абсолютных числах это 150 млн. долларов. Однако, согласно другим экспертным оценкам [10] этот рынок составлял в 2002 г. 300 млн. долларов, а по оценке компании FortRoss [11] - 350 млн. долл. Российским правительством приводится оценка объема экспорта программных продуктов из России в 2004 г. на уровне 500 млн. долл. При этом ставится задача довести объем экспорта ПО до 1,3 млрд. долл. [12].

Объем рынка ИТ-услуг согласно аналитическому отчету [9] составил в 2002 г. 755 млн. долларов.

Оценки экспертов о темпах роста отрасли ИКТ в России также весьма различаются между собой: от 10-15% [13] до 30% в год [9]. Темпы в 10-15% могут поддерживаться без вмешательства государства, но это будет означать все большее отставание России от других стран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если сравнивать оценки развития российской отрасли ИКТ с индийской, то можно привести следующие цифры.

Размеры отрасли программного обеспечения на 1999-2000 гг. в России примерно соответствовали тому уровню, с которого стартовала Индия в 1989 г.: 380 млн. долл. дохода и 65 млн. долл. экспорта.

Внутреннее потребление ИТ в России и Индии в 2000 г. (1,75 млрд. долл.) довольно близко, хотя в Индии это относится лишь к продуктам программного обеспечения. Рынок собственно программного обеспечения в России составлял порядка 300-400 млн. долл., в 2000 г. -столько затратила Индия на НИОКР (4% от 8 млрд. долл. продаж 1999/2000 финансового года) [7]. Данных о внутренних затратах российских компаний на развитие ИТ нет. В России использование ИТ, видимо, в ближайшем будущем будет опираться не только на экспорт, но и на внутренний спрос бизнеса, населения и государства. В этом состоит важное отличие от опыта Индии, которая практически строила отрасль в более благоприятных условиях как экспортную. Наибольший спрос на продукцию ИКТ на внутреннем российском рынке предъявляют предприятия финансовой сферы (банки, страховые и финансовые компании), государственные организации, а также предприятия нефтегазовой отрасли. Однако спрос носит разрозненный характер, высокая информационная культура ни в правительстве, ни в бизнесе еще не сформировалась. Важно обеспечить качество внутреннего спроса и условия для участия российского бизнеса в международной конкуренции. Государственная поддержка ИКТ-отрасли в России

Российское правительство выразило свои приоритеты в области развития ИКТ на ближайшее десятилетие посредством федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (ФЦП «ЭР»). Основные цели программы [14]:

> формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ,

> развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры,

> создание условий для подключения к открытым информационным системам,

> обеспечение эффективного государственного управления на основе широкого внедрения ИКТ.

Эта программа должна была обеспечить инвестиции в размере около 2,4 млрд. долл. в развитие отечественной отрасли ИКТ. Однако реальное финансирование в 2002-2004 гг. было примерно в 5 раз меньше запланированного.

Несмотря на серьезное недофинансирование и многочисленную критику программы определенная работа в рамках ФЦП «ЭР» ведется, особенно на региональном уровне. Программа способствует более широкому распространению информационных технологий в нашей стране. Кроме того, в программе поставлен вопрос о необходимости формирования национальной политики в области высоких технологий. Одним из первых шагов в этом направлении стала уже одобренная правительством "Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010г". Министерство информационных технологий и связи разрабатывает также концепцию региональной информатизации, а также концепцию развития рынка информационных технологий в России. Эти разработки должны стать составной частью общей системы программных документов, призванных сформулировать государственную политику в области ИТ [12].

Среди проектов, выполняемых в рамках ФЦП «ЭР» надо отметить проект Институт информационной экономики "Введение новых статистических показателей развития и распространения информационных и коммуникационных технологий". В ходе реализации проекта решены следующие задачи [14]:

> определены новые статистические показатели и методологические подходы к организации государственного статистического наблюдения за развитием и распространением ИКТ, обеспечивающего оценку спроса и предложения на рынке ИКТ;

> разработан инструментарий государственного статистического наблюдения за использованием ИКТ в экономике и производством продукции и услуг в сфере ИКТ, включающий форму государственного статистического наблюдения и инструкцию по ее заполнению; форма и инструкция утверждены Госкомстатом России, соответствующее наблюдение включено в план статистических работ на 2003 г.;

> сформирована система обработки первичной информации, получаемой в результате статистического наблюдения, и расчета агрегированных данных о развитии и распространении ИКТ.

Безусловно, внедрение результатов этого проекта будет способствовать более адекватной оценке состояния и перспектив развития отрасли ИКТ в России.

Важную роль в ускорении развития индустрии ИКТ, как и других наукоемких отраслей, могла бы сыграть особая налоговая политика [16]. Существенные налоговые льготы по отдельным налогам вплоть до полного освобождения от всех видов налогов и платежей для стратегически важных отраслей (в частности это касается отрасли ИКТ) и предприятий на период их становления были бы важным стимулом для развития отечественных предприятий. Идея об особых экономических зонах (промышленно-производственных и технико-внедренческих), для которых предусмотрен особый налоговый и таможенный режим, не раз обсуждалась в правительстве, однако соответствующий законопроект не получил одобрения в министерстве финансов.

Более быстрому проникновению российских программных продуктов на мировой рынок препятствуют не только высокая конкуренция на мировом рынке, но и существующие внутри страны таможенные барьеры.

Серьезной проблемой в дальнейшем развитии отрасли ИКТ в России является недостаточность правового обеспечения. Не только несовершенство законодательства, но и практические проблемы, связанные с реализацией действующих законов, создают затруднения в работе предприятий отрасли.

Россия пока не сумела в полной мере реализовать свой потенциал в становлении индустрии ИКТ. Поддержка отрасли на государственном уровне носит фрагментарный характер. Для развития отрасли необходим правительственный центр, который обеспечил бы интеллектуальную и политическую координацию развития производства и использования ИТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Evans P.B. "Indian informatics in 1980s: the changing character of state involvement", World development, Vol.20 (1), 1992.

2. "The East Asia Miracle", World Bank, Oxford University Press, 1993.

3. Сдасюк Г.В. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. Москва: Изд-во КМК, 2002.

4. По материалам индийского инвестиционного центра: http://iic.nic.in.

5. Балашова С.А., Лазанюк И.В. «Значение опыта Индии для развития российского рынка информационных технологий», Вестник РУДН, серия Экономика, №1(8), 2002.

6. «India: an Information Technology Development Strategy», World Bank, Washington DC, 1992.

7. Statistical outline of India 2002-2003г., Mumbay, 2002.

8. По материалам NASSCOM: http://www.nasscom.org/.

9. Аналитический отчет ИД «Компьютерра» «Анализ тенденций развития ИКТ и их применение в социально-экономической сфере», 2003 г.

10. По материалам http://www.beafnd.org/; http://www.cnews.ru/.

11. По материалам Market-Visio/IDC: http://www.marketvisio.ru/.

12. По материалам Fort-Ross: http://www.fort-ross.ru.

13. По материалам Министерства по информатизации и связи: http://www.minsvyaz.ru

14. Инновационная экономика. / Дынкин А.А., Иванова Н.И., Грачев М.В., Ночевкина Л.П. и др. - М.: Наука, 2004. С. 214.

15. Официальный сайт ФЦП «ЭР»: http://www.e-rus.ru/

16. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / - М.: Наука, 2002. - С.182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.