Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка труда'

Государственное регулирование рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2765
435
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / МЕХАНИЗМ РАВНОВЕСИЯ / МАКРОУРОВЕНЬ / МИКРОУРОВЕНЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКА "СОГЛАСОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ" / КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / РАБОТОДАТЕЛИ / РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева А.А.

В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование рассматривается как многоуровневый процесс, состоящий из макроуровня, регионального уровня и микроуровня. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муравьева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State regulation of labour market

In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. State regulation is viewed as a multi-level process consisting of a macro-level, regional level and micro-level. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка труда»

Муравьева А.А.

Государственное регулирование рынка труда // Вестник Самарского государственного университета. 246 2015. № 2 (124). С. 246-249

- УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ -

УДК 330

А.А. Муравьева* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В статье обосновываются различные аспекты государственного регулирования рынка труда. Государственное регулирование рассматривается как многоуровневый процесс, состоящий из макроуровня, регионального уровня и микроуровня. Описывается применение инструментов государственного регулирования в странах с развитой экономикой.

Ключевые слова: государственное регулирование рынка труда, механизм равновесия, макроуровень, микроуровень, региональный уровень, государственное планирование, финансовое планирование, политика «согласования действий», кредитно-денежная политика, государство, регион, работодатели, работники.

Государственное регулирование рынка труда (ГРРТ) можно изобразить в виде многообразной системы мер и мероприятий, которая охватывает не только сферу занятости, но и совокупность элементов экономической системы общества.

ГРРТ для более эффективного функционирования предусматривает претворение в жизнь общеэкономических методов, инструментов и законов, оказывающих большое воздействие на уровень занятости, плюс ко всему предлагает раскрыть решения, которые принимаются на разных уровнях и направлены на стабилизацию госрегулирования. ГРРТ следует понимать как своеобразную совокупность различных функций управления, осуществляющихся государственными органами власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда.

ГРРТ можно рассматривать как некую подсистему, в которой выражен общий механизм регулирования экономической системы в целом, его можно назвать своего рода «механизмом равновесия» [5]. Государство с большой инициативой влияет как на рынок труда, так и на работу всех рынков, а также на экономическую систему в целом. Государство — это центральный регулятор на российском рынке труда, который определяет правила по регулированию взаимоотношений работников и работодателей и их функционированию. Механизм ГРРТ должен представлять собой прозрачную и открытую систему, которая обусловлена объектами, субъектами и типом взаимосвязей, которые существуют между ними.[1]

* © Муравьева А. А., 2015

Муравьева Анна Алексеевна (muravjeva.anna@mail.ru), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

ГРРТ целенаправленно рассматривается как многоуровневый процесс. Данный процесс является трехуровневым: он включает в себя макроуровень (МакУ), региональный уровень (РУ) и микроуровень (МикУ).

На МакУ решаются такие задачи, как:

1. Согласования инвестиционной, внешнеэкономической, финансово-кредитной и структурной политики с системой целей ГРРТ.

2. Согласование целей ГРРТ с демографической, миграционной и социальной политикой.

3. Поддержка незанятого населения, политика трудоустройства.

ГРРТ осуществляется в этих же направлениях и на РУ. Таким образом, органы законодательной и исполнительной ветвей власти выступают в качестве субъектов регулирования в регионах. На общегосударственном уровне список составляющих ГРРТ элементов намного лучше, чем на РУ. Часть ГРРТ осуществляется принципиально властями федерального уровня: например, демографическая политика. Также на федеральном уровне регулируются аспекты внешнеэкономической политики. Большое внимание на данном уровне отводится регулированию финансово-кредитной политики.

Регионы должны регулировать доходы населения, трансфертные платежи, миграционные процессы, демографическое качество населения (смертность трудоспособного населения, заболевание, пьянство и т.д.), уровень предложения рабочей силы в регионе, и, в конечном счете, уровень жизни населения. Как в рамках своей компетенции, так и в возможности соответствующих бюджетных и небюджетных фондов, ГРРТ должно включаться в число основных приоритетов региона [3].

Плюс ко всему на РУ возможно осуществления различного ряда программ жилищного строительства, транспортного строительства, поддержание производства, госзакупки продукции предприятий для нужд транспорта, экологических и социальных нужд, развитие приоритетных отраслей и предоставление средств (дотации, налоговые льготы, кредиты) на реализацию развития. Поддержка фермерства, индивидуального бизнеса и малого бизнеса на общегосударственном уровне менее эффективна, чем на РУ.

Политика соцподдержки безработных людей и трудоустройства имеет одинаковые задачи, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Роль регионов намного шире, чем роль центральных органов власти в соответствии с тем, что благодаря региональным фондам занятости, в состав которых входит около 80% от сумм, которые вносят работодатели как обязательное страхование, задачи данного блока в большинстве своем выполняют региональные органы по труду.

Задачами данного блока на РУ являются: повышение эффективности систем подготовки и переподготовки рабочих, обеспечение доступности информации, обеспечение приспособленными для работы помещениями, эффективность трудоустройства, повышение эффективности регистрации и поддержки безработных людей, вынужденных переселенцев и беженцев, а также граждан относящихся группам с ограниченной трудоспособностью: женщины, подростки, молодежи и длительно безработные. Также на региональном уровне решаются вопросы, связанные с организацией общественных работ.

На МикУ ГРРТ включает: законодательное регулирование, нормативное регулирование, налоговое и финансовое стимулирование поведения на рынке труда организаций, предприятий, индивидуальных зарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

Подготовка и переподготовка кадров, развитие системы отбора персонала и управление персоналом — все это осуществляется на предприятиях. Рыночная конку-

248

Муравьева А.А.

рентоспособность предприятий и их занятость не только в стране, но и регионе определяется правильным и успешным решением предприятиями задач, связанных с управлением персоналом. Исходя из выше сказанного, мы можем понять, что сохранение рабочих мест, а также создание новых, увеличение количества сотрудников, которые имеют неполный рабочий график, и отправка некоторых работников в отпуск по инициативе администрации происходит именно на предприятиях.

Главные функции по увеличению рабочей силы выполняются в домохозяйстве. Сумма всех предложений труда на уровне страны и региона значительно обуславливается уровнем благосостояния семей.

Потребительской ячейкой общества в последние десятилетия в нашей стране представляется домохозяйство, частично восстановившее свои производственные функции. Вместе с предприятиями, рабочие места могут создавать также фермерские и иные предпринимательские домохозяйства. Помимо всего этого, в число приоритетов ГРРТ входит поддержание экономической активности домохозяйств [2].

Генеральное направление ГРРТ в стране можно рассматривать как поддержку в период кризиса и источник создания вакансий в послекризисное время. Финансирование данных государственных программ должно производиться из собственных средств предприятия, а также за счет кредитных ресурсов и из государственных бюджетов разных уровней, но не из фондов занятости [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перейдем к Инструментам государственного регулирования. В различных странах с развитой экономикой применяются инструменты ГРРТ. К ним относятся следующие инструменты. Во-первых, необходимо упомянуть об обширном распространении общего государственного планирования с применением целевых установок. Общее планирование создает фундамент долгосрочной экономической политики и охватывает множество важных показателей: динамику цен, национальный доход, внешнюю деятельность экономики и т.д. Этот инструмент способствует наиболее динамичному развитию хозяйства рынка. Несомненно, стоит упомянуть то, что теоретические выводы неокейнсианцев дают основу современной системе национальных счетов. Следующим инструментом ГРРТ является, среднесрочное финансовое планирование. В качестве главного инструмента системы госрегулирования рыночных отношений этот механизм использует государственный бюджет. Еще одним инструментом выступает политика «согласования действий». Главная цель такой политики — достижение функционирования и согласованности интересов государства, работодателей и работников. При всем этом происходит согласование заработной платы и размера прибыли, учитывание общих потребностей рыночной экономики страны. И наконец, активное использование упомянутого инструмента государственного регулирования как кредитно-денежная политика.

В России экономическая политика целенаправленно стремится к уменьшению дефицита государственного бюджета, сокращая государственные расходы, а также стабилизирует шаткое положение таких граждан, которые работают на организациях, чья деятельность связана с государством, представляющим себя крупнейшим заказчиком и работодателем.

Поддержание спроса на труд, расходы на подготовку трудовых ресурсов и обучение кадров требует много затрат бюджетных средств. Гораздо меньше затрат уходит на организационный аспект рынка труда.

Службы трудоустройства — это одно из главных направлений организационной деятельности государства. Занятость населения и безработица, прежде всего, имеют прямую зависимость от состояния экономической конъюнктуры, которая определяет загрузку производственных мощностей и инвестиционную активность [2].

Государство в России выступает в качестве крупного работодателя. Отраслевая

структура госсектора во многом схожа с частным, является его дополнением и стремится выполнять общественно-необходимые функции, которые по каким-либо причинам не могут являться объектами приложения частного капитала. Нужно заметить, что занятость в государстве не служит гарантией от безработицы.

Библиографический список

1. Алонкина Л. И. Государственное регулирование занятости населения // Вестник Московского университета МВД РФ. 2007. № 6. 141-144 с.

2. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. 4-е изд. М., 2005. 256 с.

3. Некрестьянова С.Я. Роль государства в становлении и дальнейшем развитии рынка труда на общероссийском и региональном уровнях // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 7. 65-75 с.

4. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. Челябинск, 1994. 91с.

5. Кульман А. Экономические механизмы: учебник для вузов. М., 2000. 118 с.

References

1. Alonkina L.I. State regulation of employment. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD RF [Vestnik of Moscow University of the Interior Ministry], 2007, no. 6, pp. 141-144 [in Russian].

2. Kurakov L.P. Economic Theory. Workbook, 4th ed. M., 2005, 256 p. [in Russian].

3. Nekrestyanova S.Ya. The role of state in the establishment and further development of labor market on national and regional levels. Kadrovik. Kadrovyi menedzhment [HR Manager. Personnel Management], 2008, no. 7, pp. 65-75 [in Russian].

4. Kuznetsova L.A., Nesterenko I.Yu., Mel'nikova A.P. Labor market and employment. Workbook. Chelyabinsk, 1994, 91 p. [in Russian].

5. Kuhlman A. Economic mechanisms: college textbook. M., 2000, 118 p. [in Russian].

A.A. Muravjeva*

STATE REGULATION OF LABOR MARKET

In the article various aspects of state regulation of labor market are substantiated. State regulation is viewed as a multi-level process consisting of a macro-level, regional level and micro-level. There is a description of the use of instruments of state regulation in the countries with advanced economies.

Key words: state regulation of labor market, mechanism of equilibrium, macro level, micro-level, regional level, state planning, financial planning, policy of coordination of actions, monetary policy, state, region, employers, employees.

Статья поступила в редакцию 28/XII/2014.

The article received 28/XII/2014.

* Muravjeva Anna Alekseevna (muravjeva.anna@mail.ru), student, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А.

Повышение производительности труда как необходимое условие конкурентоспособности российской 250 экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 250— 255

УДК 331.101.6

А.Г. Оловянишников, М.А. Рябыкин*

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются причины замедления темпов роста российской экономики и основные тенденции в изменении ее структуры. Сравнивается уровень производительности труда России с различными странами, как в целом, так и по одним и тем же отраслям. Анализируется отставание объемов производства по ряду направлений обрабатывающей промышленности, дается оценка причин низкого показателя инвестирования в основные фонды. Предложены основные направления повышения производительности труда, которые должны способствовать повышению конкурентоспособности российского производства на мировом рынке и обеспечить рост благосостояния населения.

Ключевые слова: производительность труда, госсектор, добавленная стоимость, инвестиции, конкурентоспособность.

В настоящее время в прессе, а также среди экономистов и чиновников идет активное обсуждение динамики основных экономических показателей российской экономики. Идут споры о том, что происходит в настоящий момент, находимся мы в стагнации или рецессии. В 2013 г. темпы роста экономики сократились более чем в два раза (3,4% в 2012 и 1,6% прогноз 2013 г.), а в третьем квартале экономика не росла. Более того, аналитики АФК Система прогнозируют в 2014 г. отрицательное значение прироста ВВП -1%.

Основная причина, по их мнению, кроется в отсутствии значительных инвестиций в новый капитал. Во многом рост прошедших 10 лет был связан с загрузкой свободных производственных мощностей и восстановлением промышленности после резкого провала в 90-е. Однако этот потенциал практически исчерпан и нужны новые точки роста. Текущий спад в инвестициях означает сокращение в «капиталосоздающих» секторах (строительстве, металлургии, машиностроении), которые следом потянут вниз строительные материалы и грузоперевозки. Спад в обрабатывающей промышленности тянет энергетику вниз и к концу года промышленное производство целиком уйдет в минус (-1,5% июль 2013/2012).

Какие существенные перемены в экономике мы наблюдаем в эпоху президентства В. Путина? Хотел бы обратить внимание на значительный рост госсектора. По данным МЭР, если в 2000 г. он составлял менее 25% ВВП, то в 2006 г. уже 38%, а по состоянию на конец 2012 г. достиг 50% ВВП (общемировая практика 30%), доля численности работников госсектора составляет более 25% от экономически активного населения [1]. По данным исследования аналитиков банка BNP Paribas, в ключевой для страны отрасли — нефтедобыче — госкомпаниям принадлежит 40—

* © Оловянишников А.Г., Рябыкин М.А., 2015

Оловянишников Александр Геннадьевич (olov.aleks@gmail.com), кафедра системного менеджмента и экономики предпринимательства, Томский государственный университет, 634029, Российская Федерация, г. Томск, ул. Герцена 12.

Рябыкин Максим Александрович (riabykin_max@mail.ru), кафедра менеджмента, Томский политехнический университет, 634034, Российская Федерация, г. Томск, ул. Белинского, 55.