Научная статья на тему 'Государственное регулирование рынка труда в социально-ориентированной экономике'

Государственное регулирование рынка труда в социально-ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL STATE / STATE REGULATION OF A LABOR MARKET / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Юлия Викторовна, Янкаускас Константин Стасисович, Артамонов Денис Юрьевич, Новоселов Михаил Владимирович

В статье рассмотрены вопросы и задачи государственного регулирования рынка труда в России с учетом требований социально-ориентированной экономики. Выявлены недостатки современной системы и определены задачи регулирования в долгосрочной перспективе для целей повышения конкурентоспособности национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF THE LABOUR MARKET IN THE SOCIO-ORIENTED ECONOMY

In article questions and problems of state regulation of a labor market in Russia taking into account requirements of socially focused economy are considered. Shortcomings of modern system are revealed and problems of regulation in long-term prospect for increase of competitiveness of national economy are defined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование рынка труда в социально-ориентированной экономике»

С. В. Луков, О. О. Намлинская; отв. ред. Вал. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 4U5.

5. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения // URL: http // www.wciom.ru.

6. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // URL: http://studlib.ru/article/a-84.html]. 2006.

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population.

8. Официальный сайт Всероссийской переписи населения // URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

9. Гневашева, В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования : науч. моногр. — М. : Изд-воМоск. гуманит. ун-та, 2011.

НАУМОВА Ю. В., ЯНКАУСКАСК. С., АРТАМОНОВ Д. Ю, НОВОСЕЛОВ М.В.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 49

В статье рассмотрены вопросы и задачи государственного регулирования рынка труда в России с учетом требований социально-ориентированной экономики. Выявлены недостатки современной системы и определены задачи регулирования в долгосрочной перспективе для целей повышения конкурентоспособности национальной экономики.

NAUMOVA Y. V., ARTAMONOVD. Y., YANKAUSKASK. S., NOVOSELOVM. V.

GOVERNMENT REGULATION OF THE LABOUR MARKET IN THE

SOCIO-ORIENTED ECONOMY

In article questions and problems of state regulation of a labor market in Russia taking into account requirements of socially focused economy are considered. Shortcomings of modern system are revealed and problems of regulation in long-term prospect for increase of competitiveness of national economy are defined.

Ключевые слова: социальное государство, государственное регулирование рынка труда, социальная политика.

Keywords: social state, state regulation of a labor market, social policy.

Одна из стратегических целей экономической и социальной политики в России в предстоящие годы должна состоять в повышении роли высококвалифицированного труда и его производительности в обеспечении устойчивого роста высокоэффективного производства. В этой связи целесообразно более надежно обеспечивать соблюдение интенсивного типа расширенного воспроизводства с меньшими затратами всех ресурсов на единицу прироста продукции и национального дохода. В современную эпоху

49 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 12-06-33015-мол_а_вед).

286

это достигается, прежде всего, путем применения новейших технологий, усиления социальной ориентации рыночной системы хозяйствования.

Рынок труда — базовый элемент социальной сферы, по отношению к которой большинство прочих социальных процессов в обществе являются производными. По оценкам экспертов, российский рынок труда сегодня — это жесткая и негибкая занятость, низкая производительность труда, нестабильная заработная плата и недружественное по отношению к работодателю трудовое законодательство.

Сегодняшняя политика занятости, по сути, является политикой противодействия безработице. Последствия этой политики — сохранение архаичной структуры экономики, низкая производительность труда, низкий в абсолютном выражении уровень оплаты труда, формирование и хроническое воспроизводство группы «работающих бедных» и пр.

В нашей стране политика занятости проводится по линии Федеральной службы занятости и ее региональных отделений. Она также подразделяется на активную и пассивную политику и основывается на принципах МОТ: содействие в трудоустройстве, сохранение и создание новых рабочих мест; содействие территориальной мобильности; профессиональное консультирование и обучение и пр. В целом по России на активную политику расходуется 34,1 %, а на административные расходы — 21 %. По мнению большинства экспертов, меры государственного регулирования занятости в России носят паллиативный характер и в корне не решают проблем занятости и создания высококвалифицированных рабочих мест.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы в регулировании занятости населения:

1. Глобальное расширение сферы нестандартной занятости. Оно обусловлено действием целого ряда факторов. В их число входит: снижение роли профсоюзов; высокий уровень безработицы; трудности глобальной экономической конкуренции; финансовое давление, вызываемое старением населения; возможности трудоустройства для населения, которое стало жить дольше; изменения в структуре семьи; другое отношение работающих к соотношению труда и свободного времени, а также более высокий уровень занятости женщин.

Еще один фактор — значительное число мигрантов, занятых на неквалифицированной и низкооплачиваемой работе. Указанные категории мигрантов в наибольшей степени подвержены рискам, связанным с потерей занятости. В общем и целом тенденцию к росту нестандартной занятости часто связывают с заинтересованностью в ней работодателей. Однако на этот вид занятости существует также и спрос со стороны работающих, которые хотят совместить трудовую деятельность с семейными обязанностями. Как бы то ни было последствием нетрадиционных видов занятости может стать повышение рисков [3].

Рост нестандартных видов занятости связан с определенными рисками. Самозанятым работникам, а также лицам на временной, неполной или разовой работе занятость гарантирована менее других. В свою очередь растет риск устаревания рабочих навыков и повторяющихся периодов безработицы. Еще одна опасность состоит в том, что перерывы в стаже могут привести к нерегулярности уплаты пенсионных взносов, а значит, к уменьшению будущей пенсии, если ее размер привязан к заработку, или к недостаточным накоплениям в рамках обязательной накопительной системы.

2. Сокращение доли стабильной занятости. Доля рабочих мест в

неформальном секторе экономики растет; эта общемировая тенденция расценивается как препятствие к достижению достаточного уровня социальной защиты. Более того, растущая нестабильность занятости наносит вред и производительности труда. Возникает парадокс: изменения на рынках труда ведут к нестабильной занятости и требуют улучшений в сфере социального обеспечения. В то же время те же самые изменения делают адекватный уровень социальной защиты недосягаемым для многих.

3. Низкое качество рабочих мест, которые не позволяют людям заработать. С другой стороны, квалификация значительной части персонала, а порой и нежелание работать не позволяют работодателям предложить таким сотрудникам достойную компенсацию. Очевидно, что модернизация российской экономики неизбежно повлечет за собой сокращение довольно большого числа работающих, занятых на неквалифицированных работах, которые находятся в том возрасте, когда им уже трудно переквалифицироваться на специальности, требующие принципиально иных навыков. В результате резкие преобразования в какой-то степени угрожают или противоречат социальной стабильности. С этими трудностями, разве что в локальных масштабах, российские работодатели уже столкнулись в острой фазе кризиса 2008-2009 годов, когда принялись сокращать издержки (то есть повышать эффективность) за счет увольнения персонала.

С одной стороны, курс властей на модернизацию прямо конфликтует с декларируемой социальной политикой. С другой — кризис помог российским работодателям убедиться в том, что повышение эффективности — задача, решить которую мешает вовсе не отсутствие современных технологий. Если государство, с одной стороны, будет ждать от предпринимателей модернизационных прорывов, а с другой — жестко требовать сохранения рабочих мест в прежних объемах, не развивая инфраструктуру переподготовки кадров, Россия вскоре рискует разделить судьбу «плохих» членов Евросоюза.

Проблема носит комплексный характер, включая неразвитость законодательства в сфере трудовых отношений; отсутствие системной работы по переобучению и созданию квалифицированных достойных мест; негибкий рынок труда, который препятствует быстрому увольнению; отсутствие эффективной системы переобучения. Положение осложняется явным дефицитом (по сравнению с развитыми странами) отраслей с высокой добавленной стоимостью и сервисной составляющей.

4. Сокращение численности трудоспособного населения. Хотя средний уровень безработицы в мире, по оценкам экспертов, стабильно держится на отметке примерно 6 %, за последние 10 лет доля мирового населения трудоспособного возраста, занятого той или иной трудовой деятельностью, сократилась на 1,2 % (до 61,4 %). Налицо падение уровня занятости среди двух групп населения: во-первых, среди молодых работников в возрасте от 15 до 24 лет и, во-вторых, среди женщин, у которых по-прежнему меньше возможностей по трудоустройству, чем у мужчин.

5. Обеспечение занятости сельского населения.

Обеспечение занятости населения в сельской местности остается острейшей проблемой для 40 миллионов россиян, проживающих вдали от городов и мегаполисов. Адаптация сельскохозяйственного сектора к рыночным условиям привела к существенному сокращению занятости в 2000-х годах вследствие недееспособности многих сельхозпредприятий.

В результате в сельской местности регистрируется более высокий уровень безработицы, чем в целом по стране. По официальным данным, при уровне

безработицы в четвертом квартале 2009 года 2,1 % в сельской местности этот показатель составил 4,5 % [2]. Но даже эти цифры не отражают реальные тенденции с занятостью, происходящие в этом сегменте экономики. Есть скрытая безработица, сезонная занятость и длительные невыплаты зарплат. При этом ведение частного бизнеса на селе, так называемая самозанятость, имеет весьма определенную специфику. Ее надо учитывать при составлении правительственных программ и схем работы центров занятости населения. Здесь же следует указать на проблему низкой информированности сельского населения о действующих программах центра занятости, кредитования и поддержки малого бизнеса, кооперации 50.

Настоящее состояние трудового потенциала неадекватно вызовам современного этапа экономического развития России. Деформирована и полностью не отвечает потребностям производства его профессионально-квалификационная структура 51. Ухудшается качество профессионального образования. Велики потери трудового потенциала из-за плохого состояния здоровья и преждевременной смертности населения. Отсутствуют действенные мотивы к эффективному труду. Низкий уровень оплаты труда и недостатки ее организации не стимулируют рост трудовой отдачи работников. Качество рабочей силы не содействует росту конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Именно государство разрушило систему подготовки трудовых резервов, производственно-технических училищ. Частный бизнес пока не может (или не хочет) финансировать эту систему. Поэтому значительная часть активного трудоспособного мужского населения оказалась в частных охранных предприятиях, а дешевая малоквалифицированная рабочая сила привлекается из ближнего зарубежья. Организация подготовки высококвалифицированной рабочей силы, естественно, должна лечь на плечи государства.

В этой связи заслуживают внимания исследования, проведенные Центром развития человеческого капитала и политики занятости ИМЭИ [4]. Согласно его оценкам, для реализации преимущественно инновационного сценария социально-экономического развития (например, при целевой установке увеличения ВВП не менее чем в 3,5 раза за 20 лет) потребуется повышение производительности труда в 4,5 раза. К числу основных ожидаемых структурных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых (как показал прогноз) относятся:

1) перераспределение контингента занятых в пользу работников умственного труда (до 50 % к 2025 году) в связи с переходом от индустриального типа экономики к инновационному;

2) повышение доли специалистов среднего уровня квалификации и служащих, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием, поскольку сложившиеся пропорции в численности специалистов высшего и среднего уровня квалификации сильно деформированы;

3) реструктуризация состава рабочих кадров по уровню квалификации в пользу квалифицированных рабочих индустриальных отраслей экономики (до 43 % к 2025 году), поскольку закономерной тенденцией при переходе к

50 Из 6 млрд рублей, выделенных Правительством в 2009 году сельским территориям на снижение напряженности на рынке труда, около 5 млрд рублей остались нереализованными.

51 По опросам руководителей компаний, проводимым РСПП, дефицит квалифицированной рабочей силы был в 2008 году основным фактором, сдерживающим рост производства в промышленности (его отметили около 40% опрошенных руководителей компаний).

инновационному типу экономики является сокращение потребности в рабочих кадрах, прежде всего, мало- и неквалифицированных;

4) замедление темпов повышения удельного веса работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности по двум основным причинам: значительное сокращение численности населения страны и, следовательно, контингента, на который рассчитаны эти услуги, и высокая занятость населения в преобладающих по численности работников видах услуг с малоэффективными формами их организации (например, в торговле).

Государственное регулирование занятости включает пассивные и активные меры. К пассивным мерам относятся все денежные выплаты безработным, программы помощи бедным, семейные пособия и пр. Активная политика занятости означает прямые правительственные меры по изменению структуры спроса на рабочую силу благодаря сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест; меры по регулированию предложения и повышения качества рабочей силы путем ее подготовки и реабилитации; меры по поощрению мобильности рабочей силы с помощью ее трудоустройства, профориентации и стимулирования. Для оценки характера и эффективности политики в области занятости при международных сопоставлениях обычно сравнивают сумму пособий и других выплат по безработице и их долю в общих расходах по осуществлению политики занятости. Так, например, при уровне безработицы в 10,3 % во Франции (начало 90-х годов) общие расходы по регулированию занятости составили 3,06 % к ВВП, в том числе на пассивную политику — 2,36 %, на активную политику — 0,70 %; в Швеции при уровне безработицы в 2,8 % расходы составили 2,93 % к ВНП, на пассивную политику пошло 0,85 %, а на активную — 2,08 %. В Великобритании и США расходы на пассивную политику превышали расходы на активные меры борьбы с безработицей [1]. По расходам на активную политику занятости Швеция (и Скандинавские страны в целом) обогнала другие государства.

Опыт Швеции расценивается как уникальный. Считается, что возможности программ по занятости не беспредельны: слишком высокие показатели вовлеченности людей в программы такого рода свидетельствуют о недостаточности совокупного спроса на рабочую силу, а рынок рабочей силы перенасыщен. Помимо того, эти меры требуют больших затрат, что не под силу дефицитным государственным бюджетам.

Предстоящие структурные сдвиги в экономике и в составе занятых под влиянием неизбежной технологической модернизации и глобализации, упрочения институциональных преобразований обуславливают целесообразность расширения научно-практических разработок в области прогноза профессионально-квалификационного состава рабочей силы на перспективу. Эти разработки должны включать:

❖ обоснование государственной политики занятости на перспективу, особенно повышение роли ее действенных мер в регулировании рынка труда;

❖ определение перспектив развития профессионального образования всех уровней (особенно с длительным периодом обучения) в интересах удовлетворения потребностей отраслей экономики в кадрах, оптимального сочетания источников финансирования образовательных услуг, повышения эффективности затрат на подготовку рабочих и специалистов, рационального использования труда молодежи;

❖ анализ путей ускорения профессионального становления экономически активных граждан, особенно молодежи (обоснованный выбор

предпочтительной сферы деятельности, направлений профессиональной подготовки, мотивации труда);

❖ направления повышения результативности инвестиций в экономику с целью усиления их влияния на трансформацию системы рабочих мест, расширение сферы применения высокопроизводительного труда как основы роста доходов работающего населения.

Как представляется, решить проблему занятости в настоящих условиях не представляется возможным без целенаправленного регулирующего воздействия государства. К такому выводу в последнее время приходят исследователи и специалисты самых разных политических и экономических воззрений. В частности, А. Шаститко и другие авторы под стратегией развития понимают сознательные действия правительства, направленные на обеспечение экономического и социального прогресса страны [5].

Предпосылки к формированию конкретных инструментов государственного воздействия может создать принятие специальных федеральных и региональных программ, направленных на создание новых высокотехнологичных и эффективных рабочих мест. В этой связи важно четко определить целевые ориентиры и приоритеты, способные не только решить проблему занятости в условиях кризиса, но и создать предпосылки перехода к постиндустриальной экономике. Речь, в частности, может идти о следующих ключевых направлениях:

1. Целенаправленная государственная поддержка отраслей и сфер деятельности, формирующих максимальные мультипликативные эффекты для создания рабочих мест и экономики в целом. С определенной степенью условности конкретные меры по обеспечению занятости и созданию новых рабочих мест были разделены по таким отраслям, как: инфраструктурное строительство, жилищное строительство, автомобильная промышленность, туристическая отрасль, инновационно-активные и информационные секторы экономики.

2. Усиление государственного регулирования рынка труда. Важное место в регулировании рынка труда должны занять индикативное планирование (планирование по ключевым направлениям) и прогнозирование рынка труда. Непосредственной базой индикативного планирования может стать российская система статистики и другие источники информации, в том числе предоставляемые правительственными органами, корпоративными структурами. При этом статистика должна вестись не только на безработных, но и по ключевым индикаторам, как, например, сведениям о создании рабочих мест, количестве вакансий, величине заработной платы, потенциале трудовой карьеры и т. д.

3. Разработка и реализация программ диверсификации моногородов и градообразующих предприятий. Ситуация в моногородах может стать серьезным вызовом для властей и общества. В этой связи правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их диверсификации, нацеленный на интенсивное замещение старых и малопроизводительных рабочих мест новыми высокопроизводительными и высокотехнологичными.

4. Разработка государственной целевой миграционной программы, направленной на защиту рынка рабочей силы от конкуренции со стороны мигрантов. Правительству необходимо кардинально пересмотреть подход к регулированию миграционных процессов, поставив во главу угла не столько административные меры управления ими, сколько экономические. Речь идет о

сложной задаче применения системного и комплексного подхода к решению миграционных проблем на рынке труда, введении действенных механизмов, стимулирующих работодателей к отказу от использования нелегальных мигрантов и от создания рабочих мест с заниженной оплатой труда.

5. Возобновление практики налоговых льгот для компаний, инвестирующих средства в создание рабочих мест. В зависимости от количества созданных рабочих мест в регионе, инвестиций в переобучение работников, информатизацию и технологическое обновление производства компаниям могут быть предоставлены самые разные льготы и преференции: налоговые, льготы при покупке земли, премии за занятость и др. Так, например, в Великобритании компании, создающие новые рабочие места, получают от правительства страны некоторую компенсацию зарплат [6].

6. Активная политика создания рабочих мест в малом бизнесе и расширение сферы приложения труда в сельской местности.

7. Восстановление связи между образовательными учреждениями и работодателями. Государство должно восстановить заказ на подготовку определенных профессий. Сокращающийся приток трудоспособной молодежи целесообразнее всего направлять на пополнение кадров науки и инженерно-технологической сферы, подготовку специалистов экспортных областей высокоуровневых услуг и аутсорсинга знаний, а также специалистов, способных работать в сфере создания и использования конкурентоспособных знаний и инноваций.

Непреложное требование инновационной экономики — непрерывное повышение квалификации и приобретение работниками новых профессиональных навыков. Практическое значение этого требования усиливается обстоятельствами экономического кризиса. С учетом этого государственные программы должны быть направлены не на переобучение уволенных непрестижным профессиям, а на приобретение ими перспективных конкурентоспособных специальностей. Осуществление программы должно происходить на базе передовых вузов России с привлечением лучших зарубежных и отечественных ученых и специалистов.

Качественное обновление системы рабочих мест означает отказ от пассивной компенсационной социальной политики в отношении трудового потенциала и переход к активной инвестиционной, развивающей стратегии, которая обеспечивает синхронизацию инвестиций в модернизацию рабочих мест и развитие качества рабочей силы, сочетание баланса интересов государства, бизнеса и работников.

Литература

1.Аделъфинский А. О. Формирование рыночной экономики: социально-экономический аспект (вопросы теории). — М.: МПУ «Народныйучителъ», 2001. — С. 113.

2.Искать эффективные решения // Вопросы социального обеспечения. — 2010.— № 11.

3.Конколевски X. Социальное обеспечение и рынки труда: взаимовыгодное сотрудничество //Вопросы социального обеспечения. — 2010. — № 13.

4. Чижова Л. С. Трудовой фактор в макроэкономических прогнозах // Проблемы прогнозирования. — 2008. — № 4.

5.Шаститко А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономическогоразвития России // Вопросы экономики. — 2009. — № 1. — С. 71-85.

6.Шохина Е. Власти Европы стимулируют создание новых рабочих мест. А что у нас? / expert.ru //Ь^1р://ж^^.]0Ь8тагке1. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.