Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Экономика, финансы, менеджмент
условиях и многое другое. Однако имеется еще один важный аспект — недостаточность тесного сотрудничества, координации и взаимодействия на правовой основе основных субъектов безопасности хозяйствующего субъекта — частных и ведомственных служб безопасности с государственными правоохранительными органами. Такое взаимодействие — одно из необходимых условий укрепления экономики и правопорядка в стране.
Главное сегодня заключается в том, чтобы выработать оптимальный, эффективный механизм взаимодействия между государственными и негосударственными структурами в обеспечении безопасности хозяйствующего субъекта. Только такой подход может дать положительный результат в деле обеспечения безопасности развивающейся рыночной экономики.
Список литературы
1. Лврутин, Ю. Е., Булавчик, В. Г., Бугель, Н. В. и др. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / под общ. ред. В.П. Сальникова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 260 с.
2. Арбитражный процесс / под ред. Р. Е. Гукасяна. — М., Проспект, 2008. — С. 6.
3. Бугель, Н. В., Булавчик, В. Г. Право как средство управления в социальных системах : монография.
— СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 118 с.
4. Бугель, Н. В., Булавчик, В. Г. Статистические возможности комплексного анализа социальноправовых реалий : монография — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2008. — 185 с.
5. Бугель, Н. В., Булавчик, В. Г. Теоретические и практические особенности решения правоохранительных задач на основе теории научной организации управленческого труда : монография
— СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. — 162 с.
6. Бугель, Н. В., Булавчик, В. Г. Управление в сложных социальных системах : монография — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. — 188 с.
7. Главное управление вневедомственной охраны / / Сайт МВД РФ — МВД России — Структура министерства [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mvd.ru/mvd/structure/unit/defens/ (дата обращения 25.08.2011).
8. Аемидов, Л. М. Тоталитарное государство и безопасность общества // Безопасность : информационный сборник. — 1994. — №4 (20). — С.22-23.
9. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник. — Т. 1. — М.: Проспект, 2009. — С. 557.
10. Пучков, С. И. Торгово-промышленные палаты и вопросы безопасности предпринимательской деятельности. К докладу на межрегиональной конференции «Безопасность предпринимательской деятельности. Проблемы, тенденции, перспективы», (26 февраля 2009 года, г. Тамбов) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.totpp.ru/files/news/Puchkov_SI.pdf (дата обращения 25.08.2011).
11. Система самозащиты предпринимательства // Международный бизнес России. — 1995. — № 5. — С. 10; Назаров А. Безопасность бизнеса — основа развития страны / / Парламентская газета. — 2010. — 28 мая. [Электронный ресурс] — Режим доступа: wwwdeloros.ru/main.php?mid=52&doc=19508 (дата обращения 25.08.2011).
12. Частный охранный бизнес — время перемен [Электронный ресурс] - Режим доступа:wwwsec4all.net/modules/myarticles/article.php?storyid=985 (дата обращения 24.09.2011г.).
УДК 338
О.П. Толкачева*, А.С. Крупенина**
Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны
В статье рассматриваются современные проблемы регулирования алкогольной отрасли Российской Федерации в условиях обеспечения национальной безопасности страны. Авторами на основе исследованного статистического материала предложены механизмы совершенствования регулирования рынка алкогольной продукции.
Ключевые слова: национальная безопасность, рынок алкогольный продукции, политика трезвости, нелегальный алкогольный рынок.
* Толкачева, Ольга Петровна, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург пл. Репина, 1. E-mail: [email protected].
** Крупенина, Анна Сергеевна, аспирант кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Адрес: Россия, 191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21. E-mail: [email protected].
* Tolkachyova, Olga Petrovna, docent of department of accounting, auditing and analysis, candidate of economic sciences. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121, Saint-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected]
** Krupenina, Anna Sergeyevna, postgraduate of department of business economics and industrial management, Saint Petersburg State University of economics and finance. Address: Russia, 191023 Saint-Petersburg Sadovaya str., 21. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 3 ноября 2011 года.
© Толкачева О.П., Крупенина А.С., 2011
O.P. Tolkachyova*, A.S. Krupenina**. State regulation of market alcoholic beverages in the system of ensuring national security of the country. The modern problems of regulation the alcohol industry in the Russian Federation in the national security of the country are considered in this article. The authors have also proposed arrangements to improve regulation of market alcoholic beverages on the basis of statistical material studied.
Keywords: national security, market alcoholic beverages, the policy of sobriety, the illegal alcohol market
Проблемы обеспечения национальной безопасности России как непременного условия её устойчивого развития сегодня привлекают к себе все более пристальное внимание самых широких слоёв населения — от политических деятелей и учёных до рядовых граждан. Это объясняется усложнением межстрановых экономических отношений, глобализацией финансовых рынков, распространением ядерного и иного оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, активизацией деятельности международных террористических организаций [9, с. 64].
Сам термин «национальная безопасность» появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности [10, с. 79].
В отечественной практике в настоящее время есть некоторые затруднения с правильным пониманием термина «национальная безопасность» и до сих пор ведутся споры о правомерности его использования в России, что отражено в многочисленных работах и научных трудах известных российских учёных.
После распада СССР перед Россией встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов [9, с. 67]. В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности страны, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. После того как на практике выяснилось, что некоторые положения этого документа нуждаются в корректировке, в январе 2000 г. Указом Президента была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В мае 2009 г. Указом Президента Российской Федерации № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
В данной статье авторы используют определение национальной безопасности из новой редакции Стратегии, где «национальная безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6].
Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей [12, с. 2].
Сегодня существуют особо острые проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто другой, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны, одним из важнейших показателей которой является уровень потребления алкоголя в плане его демографических и социально-экономических последствий.
Перед государством всегда стояла сложнейшая задача, каким образом соблюсти баланс интересов между производством и реализацией алкогольной продукции, которые всегда были высокоприбыльным и бюджетообразующим делом, с одной стороны, и потреблением алкогольной продукции, социальные последствия которого чаще бывают катастрофическими, с другой.
Алкогольный рынок в России — явление по-своему уникальное. В настоящее время в стране не существует никакого другого потребительского рынка, где доля нелегальной продукции составляет более 40 %. Наиболее показателен в этом отношении водочный сегмент. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат), ежегодный уровень легального производства водки и ликёроводочных изделий составляет 100-120 млн дал. (дал. — сокращение от названия единицы измерения объема жидкостей «декалитр», равен 10 литрам), тогда как объем реализации продукции в розничной торговле, по данным того же Росстата, из года в год не опускается ниже 170 млн дал. Например, в 2009 году всего было выпущено 98 млн дал., а реализовано 166 млн дал [11]. Разница между производством и реализацией возникает за счет нелегальной продукции. Таким образом, только исходя из официальных данных, доля нелегального водочного рынка составляет 50—60 %. В реальности она значительно выше, т.к. часть нелегального алкоголя вообще никак не фиксируется в рознице. Таким образом, государство теряет огромные деньги в виде не уплаченных с данной продукции налогов.
Другая крайне острая и тяжелая проблема для нашей страны — это проблема потребления алкоголя. Как подчеркнул Дмитрий Медведев на Совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12 августа 2009 г., «алкоголизм имеет характер национального бедствия» [5]. Как показывают исследования, тяжелые алкогольные проблемы являются главной причиной того, что уровень смертности россиян катастрофически высок для страны такого уровня экономического развития, не втянутой в широкомасштабные военные действия.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (52) 2011
Экономика, финансы, менеджмент
По словам главного нарколога министерства здравоохранения и социального развития России и директора Московского научно-практического центра наркологии Евгения Брюна, 30-40 % жителей России злоупотребляют алкоголем [1, с. 4].
В год на каждого жителя страны (включая стариков и младенцев) по экспертным оценкам приходится более 15 литров чистого алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения, критическим порогом для здоровья нации является уровень в 8 литров на душу населения.
По данным Росстата, в настоящее время в Российской Федерации от случайных отравлений алкогольной продукцией умирают более 20 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, — более 75 тысяч человек в год [11].
Общество, здоровье, семья, нация несут колоссальные потери от пьянства, превосходящего все разумные пределы.
Очевидно, назрела острая необходимость в проведении государством мероприятий по модернизации рынка алкогольной продукции, направленных на регулирование не только экономических аспектов, но и социальных, т.к. деятельность государства не может быть эффективной без здоровой нации.
И первой важной мерой в регулировании рынка алкогольной продукции должно стать установление государственной монополии на производство, оборот и реализацию алкогольной продукции в Российской Федерации. Это должно гарантировать, во-первых, увеличение поступления средств от реализации в федеральный бюджет за счёт усиления контроля над соблюдением налоговых соглашений, а во-вторых, повышение качества производимой продукции, что положительно скажется как на потребителях, так и на государстве.
В России уже давно назревала необходимость создания единого координирующего центра, который объединял бы все экономические, нравственные, социальные, правовые, социологические и другие проблемы в области борьбы с алкоголизмом, антиалкогольного воспитания и пропаганды здорового образа жизни. В этом плане показательным стало создание Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» специальной службы по регулированию алкогольного рынка (далее Росалкогольрегулирование), ставшей правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам. На вновь образованную службу были возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Изучение опыта правовой системы в сфере производства и оборота алкогольной продукции показывает, что необходимо также совершенствование законодательной базы, регламентирующей оборот алкогольных товаров, т.к. существовавшая ранее не могла эффективно противодействовать правонарушениям в этой сфере. Но сегодня уже можно говорить об усилении внимания государства к решению данной проблемы. По-настоящему революционными для алкогольного рынка в этом плане стали 2010-2011 гг. Вначале Росалкогольрегулирование ввело минимальную цену на пол-литровую бутылку водки для розничных продаж с января 2010 г. в размере 89 рублей, а с 1 января 2011 г. — 98 руб. за 0,5 литра. Также поэтапно были установлены минимальные цены на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (за исключением коньяка). 7 июля 2011 г. Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в т.ч. пива, которое приравнивается к алкоголю. Этот документ впервые создал четкий и прозрачный механизм государственного регулирования отрасли. Для этого в законе были прописаны жесткие лицензионные требования и сформулированы определения всех алкогольных напитков, к которым — впервые в России — было отнесено и пиво. Теперь на пиво также распространяется общий запрет по продаже алкогольной продукции с 23.00 до 8.00. А с 1 января 2013 г. пиво, как и прочий алкоголь крепостью свыше 0,5 %, нельзя будет продавать в нестационарных торговых точках (ларьках и киосках), а также в общественных местах, в т.ч. на вокзалах и аэропортах. Также с 1 июля 2012 г. будет запрещена и «пивная» реклама. С 2013 г. пивоваренные компании введут декларирование пива и установят на предприятиях счетчики, которые будут фиксировать объемы выпуска продукции. Ещё одним важным шагом регулирования социальных аспектов в обеспечении национальной безопасности стал закон, вступивший в силу 6 августа, ужесточающий ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Теперь нарушение данного закона станет уголовно наказуемым.
Если говорить о причинах роста потребления алкогольной продукции в России на современном этапе, стоит обратить внимание на общее состояние уровня жизни народа, социально-экономические условия, обеспечивающие стабилизацию развития общества. Именно социальный аспект становления рыночной экономики, разрушение сложившихся социалистических ценностей и защищенности породило у людей чувство безысходности, тоски и унижения и, как следствие, — тягу к алкоголю со всеми вытекающими последствиями. Вследствие этого назрела необходимость в проведении мер по сохранению здоровья нации за счет повышения уровня жизни.
Поэтому главной целью проводимой сегодня государством в стране алкогольной политики стало снижение потребления алкоголя населением до относительно безопасного уровня.
Сам термин «алкогольная политика», зародившийся в нордических странах и получивший распространение и значение с 1960-х гг., сегодня представляет собой государственную политику, направленную на снижение смертности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с алкоголем, и рассматривается как потенциальный инструмент для улучшения здоровья общества.
Первой важной мерой в этом направлении стала разработка Росалкогольрегулированием с участием общественных организаций и религиозных объединений «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации теперь необходимо учитывать в своей деятельности положения данной Концепции.
Также нельзя забывать и о необходимой поддержке общества в целом, которая значительно облегчает проведение в жизнь мер алкогольной политики. Государству не стоит рассчитывать на поддержку общества как нечто само собой разумеющееся, это требует постоянной, целенаправленной работы. Как показывают исследования, сама по себе пропаганда трезвости и умеренности слабо влияет на поведение людей. Однако проведение такой работы необходимо, т.к. она способствует формированию общественной поддержки алкогольной политики государства. Здесь важно упомянуть о разработке и поддержке Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка социального сайта «Пьянству — нет!», основными задачами которого провозглашаются: 1) создание эффективной системы профилактики алкоголизма; 2) формирование здорового образа жизни; 3) повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.
Подводя итог, заметим: в настоящий момент уже ясно видно, что государственная антиалкогольная компания перешла в стадию реализации. Однако до сих пор ещё остаётся много вопросов, на которые государству нужно ответить в ближайшее время, чтобы меры проводимой политики выглядели более продуманными и организованными. Финансирование приоритетной государственно-общественной программы снижения масштабов алкоголизации населения как одной из ощутимейших угроз национальной безопасности страны возможно в первую очередь из федерального бюджета. Источниками финансирования могут стать: стабилизационный фонд России, а также часть Федерального бюджета, в будущем формируемая за счёт поступлений от уплаты налогов производителями алкогольной продукции.
Россия, как показывает статистика, теряет свой генофонд, и вложения нужны немедленно. Эффективность таких вложений исключительно велика, поэтому исследования авторов по данной проблеме являются актуальными и своевременными.
Список литературы1
1. Александрова, М. Договор о трезвости: нужен закон о профилактике алкоголизма и наркомании // Российская газета. — 2010. — 12 ноября.
2. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса.
— СПБ.: Астерион, 2010. — 394 с.
3. Коробов, В. В., Резаев, А. В. Экономическая безопасность как социальный институт и предмет научного знания. — СПб.: ИнтеркомЦентр, 2008.
4. Метеяев, С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социальноэкономические и правовые аспекты. — М.: Юнити-дана, 2006. — 223 с.
5. О мерах по снижению потребления алкоголя в России : стенограмма совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России от 12 августа 2009 г. [Электронный документ]. Режим доступа: иКЬ:кИр://президент.рф/выступления/5171 (дата обращения 01.11.2011).
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» / / Российская газета. — 2009. — 19 мая.
7. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [Электронный документ]. иКЬ^Ир://www.fsrar.ru/ (дата обращения 29.11.2011).
8. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности / / Вестник ИНЖЭКОНА - 2009. - № 7 (34). - С. 66-74.
9. Сенчагов, В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - С. 64-79.
10. Телегин, В. И. Историко-социологический анализ развития социальной и социологической мысли по проблемам национальной безопасности // Безопасность : информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. - 1995. - № 2. - С. 78-91.
11. Центральная база статистических данных // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - [Электронный документ]. иКЬ:Ь1±р://wwwgks.ru/ (дата обращения 29.10.2011).
12. Чаевич, А., Павлов, С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России // Ориентир. - 2005. - № 10. - С. 53-56.
13. Экономическая и национальная безопасность : учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2005. - 768 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (52) 2011