Научная статья на тему 'Государственное регулирование российского страхового рынка'

Государственное регулирование российского страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2291
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / INSURANCE MARKET / STATE REGULATION / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саркисов Сергей Эдуардович

В статье рассматриваются некоторые особенности государственного регулирования российского страхового рынка в современных условиях. Показывается, что основной целью государственного регулирования страховой деятельности является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF RUSSIAN INSURANCE MARKET

The article considers some particular characteristics of state regulation of Russian insurance market in modern conditions. It is shown that the main goal of state regulation of insurance activity is assistance to the development of the market of insurance services, creation of favorable conditions for the activity of insurance organizations, protection of rights and interests of insurers, other interested persons and the state.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование российского страхового рынка»

САРКИСОВ С.Э.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности государственного регулирования российского страхового рынка в современных условиях. Показывается, что основной целью государственного регулирования страховой деятельности является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства.

Ключевые слова: страховой рынок, государственное регулирование, конкуренция.

SARKISOV S.E.

STATE REGULATION OF RUSSIAN INSURANCE MARKET

Abstract. The article considers some particular characteristics of state regulation of Russian insurance market in modern conditions. It is shown that the main goal of state regulation of insurance activity is assistance to the development of the market of insurance services, creation of favorable conditions for the activity of insurance organizations, protection of rights and interests of insurers, other interested persons and the state. Keywords: insurance market, state regulation, competition.

Нормативную базу регулирования страховой деятельности в настоящее время формирует совокупность законодательных, нормативных, методических документов, среди которых основное положение занимают Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-! «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [2] и Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"» [3].

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ введена новая редакция статьи 4 «Объекты страхования», в соответствии с которой [3]:

«1. Объектами страхования жизни могут быть имущественные интересы, связанные с дожитием граждан до определенного возраста или срока либо наступлением иных событий в жизни граждан, а также с их смертью (страхование жизни).

2. Объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).

3. Объектами медицинского страхования могут быть имущественные интересы, связанные с оплатой организации и оказания медицинской и лекарственной помощи (медицинских услуг) и иных услуг вследствие расстройства здоровья физического лица или состояния физического лица, требующих организации и оказания таких услуг, а также проведения профилактических мероприятий, снижающих степень опасных для жизни или здоровья физического лица угроз и (или) устраняющих их (медицинское страхование).

4. Объектами страхования имущества могут быть имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества (страхование имущества). Объектами страхования финансовых рисков в имущественном страховании могут быть имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических лиц, юридических лиц и не относящиеся к предпринимательской деятельности страхователя (застрахованного лица) (страхование финансовых рисков).

5. Объектами страхования предпринимательских рисков могут быть имущественные интересы, связанные с риском возникновения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе с риском неполучения ожидаемых доходов (страхование предпринимательских рисков).

Саркисов С.Э.

_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА_

6. Объектами страхования гражданской ответственности могут быть имущественные интересы, связанные с:

1) риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации;

2) риском наступления ответственности за нарушение договора.

7. Объекты, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, относятся к личному страхованию; объекты, указанные в пунктах 4-6 настоящей статьи, относятся к имущественному страхованию.

8. Если федеральным законом не установлено иное, при осуществлении страхования допускается комбинация объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования, предусмотренным пунктами 4-6 настоящей статьи, и личного страхования, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, или только объектов личного страхования, предусмотренных пунктами 1-3 настоящей статьи (комбинированное страхование)».

Уточнено также положение о Едином государственном реестре субъектов страхового дела, который должен содержать сведения о субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, руководителе, участниках (акционерах), номере, дате выдачи, сроке действия лицензии, виде страховой деятельности, на осуществление которой выдана лицензия, видах страхования, которые осуществляются в рамках соответствующего вида страховой деятельности (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, филиалах и представительствах страховщика и о месте их нахождения, о принятии решения о приостановлении, возобновлении действия либо отзыве (аннулировании) лицензии, причины и дату исключения из Единого государственного реестра субъектов страхового дела. В случае изменения сведений о субъекте страхового дела соответствующая информация подлежит внесению в Единый государственный реестр субъектов страхового дела не позднее пяти рабочих дней со дня изменения указанных сведений [3].

Органом, регулирующим российский страховой рынок, контролирующим деятельность страховых компаний, работающих в России, до 1 сентября 2013 года была Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). С 1 сентября полномочия ФСФР переданы мегарегулятору, созданному при ЦБ РФ.

Создание мегарегулятора и перевод надзора за страховым рынком в его ведение в среднесрочной перспективе должно оказать позитивное влияние на надежность и репутацию страхового рынка. Вместе с тем в течение нескольких ближайших лет ожидается определенное ужесточение регулирования страховой деятельности, что потребует от страховщиков дополнительных, но оправданных управленческих расходов. Усиление страхового надзора будет способствовать качественному улучшению активов страховых компаний. При этом многие страховые организации, имеющие фиктивные активы, будут вынуждены покинуть страховой рынок.

На вопрос рейтингового агентства «Эксперт РА»: «Каких действий в первую очередь Вы ожидаете от страхового регулятора?» — почти половина опрошенных руководителей российских страховых компаний выбрала в качестве ответа действия по повышению прозрачности и предсказуемости страхового надзора; второй по популярности ответ — введение МСФО и актуарного аудита (необходимость этих мер признавалась специалистами уже на протяжении многих лет); небольшое число участников опроса высказалось за скорейшую модернизацию системы нормативов и требований к страховым компаниям (12 %) и создание системы стресс-тестирования и раннего предупреждения банкротства страховых компаний (10 %) (рис. 1).

Большинство руководителей страховых компаний, участвовавших в опросе рейтингового агентства «Эксперт РА» (36,4 %), в качестве первоочередных решений страхового регулятора ожидают повышение качества надзора в сфере раннего предупреждения банкротства; 30,3 % опрошенных надеются на повышение прозрачности надзора и качества используемой информации; 18,2 % ждут от страхового регулятора создания системы регулирования страховых посредников; около 15 % руководителей ожидают повышения информационной прозрачности рынка (рис. 2). При этом ни один участник опроса не проголосовал за сохранение прежнего курса работы страхового регулятора.

о

И повышение прозрачности и предсказуемости надзора

И создание системы стресс-тестирования и раннего предупреждения банкротства страховых компаний

□ модернизация системы нормативов и требований к страховым компаниям

□ введение обязательного МСФО и актуарного аудита

Рис. 1. Оценка ожидания первоочередных действий страхового регулятора [4]

^сохранение прежнего курса

□ повышение информационной прозрачности рынка

И повышение качества надзора в сфере раннего предупреждения банкротства

И повышение прозрачности надзора и качества используемой информации

□ создание системы регулирования страховых посредников

Рис. 2. Оценка ожиданий первоочередных решений страхового регулятора [4]

Несмотря на существенный рост к настоящему времени качества инвестиций и заметное снижение доли фиктивных активов (с 50 до 20 % за последние пять лет), в процессе регулирования страхового рынка от подавляющего числа страховщиков потребуется изменение структуры инвестиций в связи с новыми требованиями регулятора. С 01 июля 2015 года планируется введение института спецдепозитария, а также возможное введение нормативов по ликвидности, концентрации рисков и вложений в связанные стороны по аналогии с кредитными организациями. Поэтому можно предположить, что наибольшие проблемы возникнут в связи с фиктивными активами и инвестициями в аффилированные компании, хотя уже в настоящее время надежность и ликвидность инвестиций страховых организаций оцениваются как приемлемые [5].

По имеющимся оценкам, качество инвестиций российских страховых компаний заметно

Саркисов С.Э.

_ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА_

выросло за последние пять лет. Так, инвестиции топ-150 российских страховщиков имеют следующие усредненные характеристики [5]:

- надежность: две трети инвестиций приходится на вложения с рейтингом не ниже уровня «А+» «Эксперт РА» либо рейтингами агентств Fitch, Moody's и S&P аналогичного уровня;

- недвижимость и денежные средства в кассе;

- диверсификация: доля крупнейшего объекта вложений в среднем составляет 33 % от размера инвестиций;

- ликвидность: три четверти инвестиций приходится на высоколиквидные активы;

- вложения в связные стороны: доля инвестиций в связанные стороны колеблется от 20 до 23 %.

Вместе с тем, по тем же оценкам, около 20 % инвестиций страховых компаний можно отнести к фиктивным; это ниже, чем пять лет назад, когда доля фиктивных инвестиций составляла почти 50 % [5]. Однако при этом следует учитывать, что за прошедшие годы существенно изменились сами способы оптимизации отчетности. Особо популярные до недавнего времени операции РЕПО практически не используются (по данным новой отчетности, их доля не превышает 1 % от активов), но все чаще применяются более сложные механизмы (например, «лизинг» финансовых инструментов — акций, облигаций, государственных и муниципальных ценных бумаг).

Все эти аспекты подлежат учету при осуществлении деятельности по регулированию страхового рынка.

Также представляется очевидной необходимость учета локальных и региональных особенностей страховых организаций. Наиболее высокие кредитные риски имеют компании, входящие в финансовые группы, а также средние и небольшие московские страховщики. У региональных компаний могут возникнуть проблемы с ликвидностью, а у крупных федеральных компаний и дочерних компаний иностранных организаций — потери от реализации рыночного риска.

Для компаний, входящих в финансовые группы, характерна высокая концентрация рисков (доля вложений в связанные стороны достигает 50 %, а средняя доля крупнейшего объекта инвестиций — 43 %). При этом зачастую финансовый потенциал группы может быть невысок, в связи с чем у этих организаций самый низкий показатель доли высоконадежных активов — 58 %.

Средние и небольшие московские компании имеют наиболее высокий показатель фиктивных инвестиций — около 25 %. Помимо регулятивного риска, эта группа компаний имеет достаточно высокие показатели концентрации кредитных рисков (средняя доля крупнейшего объекта вложений — 37 %).

По сравнению с другими страховыми организациями региональные компании сильнее подвержены риску ликвидности, так как они имеют наиболее высокую долю вложений в материальные ценности и предоставленные займы, поэтому доля высоколиквидных активов самая низкая среди всех типов страховых компаний.

Регулированием рынка страховых услуг занимается не только страховой регулятор (ФСФР или мегарегулятор ЦБ РФ), но и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), осуществляющая надзорные функции, в том числе и на финансовом рынке. По мнению специалистов ФАС, ключевые проблемы конкуренции на страховом рынке, характеризующемся высокой степенью консолидации, связаны с созданием и деятельностью страховых союзов. В 2012 году более половины дел, возбужденных антимонопольными органами на финансовых рынках, пришлось на рынок страховых услуг — 151 дело, однако общее количество нарушений на страховом рынке снижается: в 2011 году было возбуждено 597 дел, в 2010 году — 987 дел [6]. Как правило, суть дел связана с недобросовестной конкуренцией при участии в конкурсах и взаимодействием страховщиков с банками.

Тем не менее союзы страховщиков выполняют важную работу, но иногда их действия свидетельствуют о стремлении закрыть рынки для новых участников. Одним из вариантов решения данной проблемы является предварительное согласование с ФАС в обязательном порядке, закрепленном в законе, создание ассоциаций и союзов финансовых организаций. Кроме того, необходимо законодательно установить порядок формирования органов управления объеди-

нений в новых видах обязательного страхования.

Еще одно направление регулирования страхового рынка посредством надзорных функций ФАС связано с действием соглашений между банками и страховщиками. Банки имеют право устанавливать дополнительные требования к страховщикам и условиям страхования. Это обусловлено тем, что на страховом рынке недостаточно осуществлялся надзор за финансовой устойчивостью страховых компаний. Само по себе наличие лицензии не является гарантией устойчивости страховщика, к тому же некоторые правила страхования не позволяют потребителям получать то страховое покрытие, на которое они рассчитывают. В этих условиях банки должны иметь возможность устанавливать дополнительные требования к финансовой устойчивости своих страховых партнеров, а также к качеству страховых услуг.

Литература

1. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Губин В. А., Зоидов З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М.: ЦЭМИРАН, 2012. — 207 с.

2. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 2. — Ст. 56.

3. Федеральный закон от 23.072013 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70319138/.

4. Рэнкинги российских страховых компаний по итогам 2012 года // Эксперт РА. URL: http:// raexpert.by/related_activities/researches/insurance/#.

5. Инвестиции российских страховых компаний в 2012-2013 годах. URL: http://raexpert.by/ related_activities/researches/insurance/#invest_ins2013.

6. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2166600.

7. Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А. Особенности структурных преобразований в трансформационной экономике //Вопросы структуризации экономики. 2008. № 1., С. 36-43.

References

1. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Gubin V.A., Zoidov Z.K. The Study of Social-Economical Cyclical Dynamics of Russia and Improvement of Regulation of the Strategy of Advanced Growth - M.: TSEMI of RAS, 2012. - 207 p.

2. «On the Organization of Insurance Business in the Russian Federation»: The Law of the Russian Federation as of 27.11.1992 No. 4015-I// Vedomosti of the Congress of Peoples' Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1993. No. 2. Art. 56.

3. The Federal Law as of July 23, 2013 No. 234-FZ «On Making Changes in the Law of the Russian Federation «On the Organization of Insurance Business in the Russian Federation». Informational-legal portal GARANT. URL: http://www.garant.ru/products/ipo /prime/doc/70319138/.

4. Source: Rankings of Russian Insurance Companies Based on the Results of 2012 /Expert RA. URL: http:// raexpert.by/related_activities/researches/insurance/#.

5. Investments of Russian Insurance Companies in 2012-2013: URL: http://raexpert.by/related_activities/ researches/insurance/#invest_ins2013.

6. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2166600.

7. Doholjan S. V., Petrosjants V. Z, Sadykov And. Features of structural transformations in трансформационной to economy// Questions of structurization of economy. 2008. № 1., with. 36-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.