Научная статья на тему 'Организация государственного регулирования страхового рынка в государствах-членах Евразийского экономического союза'

Организация государственного регулирования страхового рынка в государствах-членах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1781
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / СТРАХОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР / СТРАХОВЩИК / РЕГУЛЯТОР / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / INSURANCE / STATE REGULATION / SUPERVISION / INSURER / REGULATOR / SOLVENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шокин Виктор Олегович

В рамках статьи проанализированы основные подходы к системе государственного регулирования рынка страховых услуг в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), их соответствие международным стандартам, проведена систематизация правовых актов, регламентирующих отношения в сфере страхового сектора. Статья будет интересна специалистам, занимающимся изучением проблем государственного регулирования страховой отрасли в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of state regulation of the insurance market in the EurAsEC member-states

The article analyses the main approaches to the state regulation system of the insurance services market in the EurAsEC member-states, their compliance with international standards. We systematized legal acts regulating relations in the insurance sector. The information of the article will be interesting to experts, engaged in the study of issues of state regulation of the insurance industry in the EAEC.

Текст научной работы на тему «Организация государственного регулирования страхового рынка в государствах-членах Евразийского экономического союза»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 7•апрель 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

организация государственного регулирования страхового рынка в государствах-членах Евразийского экономического союза

Шокин В.О.1

1 Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В рамках статьи проанализированы основные подходы к системе государственного регулирования рынка страховых услуг в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), их соответствие международным стандартам, проведена систематизация правовых актов, регламентирующих отношения в сфере страхового сектора. Статья будет интересна специалистам, занимающимся изучением проблем государственного регулирования страховой отрасли в ЕАЭС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЕАЭС, страхование, государственное регулирование, надзор, страховщик, регулятор, платежеспособность.

creation of state regulation of the insurance market in the EurAsEc member-states

Shokin V.O. 1

1 LLC Insurance company "Sberbank life insurance ", Moscow, Russia

введение

Рынок страховых услуг динамично развивается во всех странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Объемы операций постоянно растут, расширяется набор страховых продуктов. При этом страхование как одна из базовых отраслей в финансовой сфере динамично формируется во всех странах ЕАЭС, являясь второй после банковского сектора по уровню своего развития. Вместе с тем, общий уровень страховой отрасли во всех рассматриваемых странах значительно отличается от показателей развитых стран, что свидетельствует о высоком потенциале роста данного сектора экономики.

Системы государственного регулирования деятельности профессиональных участников страхового рынка во всех странах Союза имеют общие черты:

• приняты основные законодательные и нормативные акты, регулирующие страховую деятельность;

• имеются уполномоченные органы государственного надзора за страховой деятельностью;

• приняты документы, определяющие стратегию страхования на долго- и среднесрочную перспективу;

• все страны-участники ЕАЭС (кроме Киргизии) имеют представительство в Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН).

• ведется подготовка профессиональных кадров как для регулирующего органа, так и для представителей рынка,

• приняты профессиональные стандарты деятельности для специальностей рынка страховых услуг.

Однако развитие рынков страховых услуг в странах-участницах ЕАЭС существенно различаются. Наименьшим уровнем развития страховой отрасли характеризуются Армения и Киргизия, максимальный уровень развития - в России. Объем собираемых страховых премий/осуществляемых страховых выплат относительно ВВП максимальное значение имеет в Российской Федерации. В Армении и Белоруссии более высокие показатели развития страхового рынка, чем в Киргизии и Казахстане, обусловлены более широким развитием обязательных видов страхования.

Далее автор рассмотрит действующую систему государственного регулирования страхового рынка стран ЕАЭС.

основные направления государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка (страховых организаций)

Пруденциальное регулирование и надзор деятельности профессиональных участников страхового рынка в Армении осуществляет Центральный банк республики

ABSTRACT:_

The article analyses the main approaches to the state regulation system of the insurance services market in the EurAsEC member-states, their compliance with international standards. We systematized legal acts regulating relations in the insurance sector. The information of the article will be interesting to experts, engaged in the study of issues of state regulation of the insurance industry in the EAEC.

KEYWORDS: ЕАЭС, insurance, state regulation, supervision, insurer, regulator, solvency

Received: 09.03.2017 / published: 16.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Shokin V.O. (voshokin0sberinsur.ru)

CITATION:_

Shokin V.O. (2017) Organizatsiya gosudarstvennogo regulirovaniya strakhovogo rynka v gosudarstvakh-chlenakh Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Creation of state regulation of the insurance market in the EurAsEC member-states]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (7). - 1283-1301. doi: 10.18334/rp.18.7.37729

(с 2006 г.), в Белоруссии, Казахстане, Киргизии - национальные банки каждой из стран, в Российской Федерации - Банк России, который является мегарегулятором финансового рынка. В таблице 1 приведена информация о законодательных основах регулирования деятельности профессиональных участников страхового рынка.

Рассмотрим системы государственного регулирования и надзора, применяемые в странах-участницах ЕАЭС.

Армения

Согласно результатам оценки страхового сектора Армении со стороны МВФ и Всемирного банка, уровень соответствия основным принципам страхования, установленным Международной ассоциацией органов страхового надзора (МАСН), возрос с 32 % в 2007 г. до 86 % в 2012 г.

В настоящее время в республике внедрены отдельные элементы риск-ориентированного подхода к осуществлению государственного страхового надзора, в частности, к процессу планирования инспекций в страховых компаниях. С целью повышения эффективности страхового надзора Центральный банк Армении в 2013 г. разработал концепцию по развитию риск-ориентированного подхода в финансовом надзоре [1]. Согласно этой концепции, планируется пересмотреть руководства по осуществлению документарного надзора и инспекций в страховых организациях, внедрить новый инструмент оценки деятельности страховых компаний.

Полный переход к риск-ориентированному надзору предполагает внедрение риск-ориентированной идеологии во все процессы, осуществляемые Центральным банком Армении, а также внедрение новой надзорной модели (предполагается внедрение канадской надзорной модели).

Предусмотрено развитие системы внутреннего контроля в страховых организациях.

Требования к внутреннему контролю, внутреннему аудиту и корпоративному управлению страховщика предусмотрены в Законе Республики «О страховании и страховой деятельности» [2] и в Положении «Минимальные требования, предъявляемые к деятельности внутреннего аудита, к системе внутреннего контроля страховой компании» [3].

Внутренний аудит в случае выявления нарушений законов, иных правовых актов обязан предоставить отчеты совету директоров компании, а копию направить в Центральный банк. Положение устанавливает детальные требования к деятельности

ОБ АВТОРЕ:_

Шокин Виктор Олегович, руководитель управления внутреннего аудита (voshokm0sbennsur.ru)

цитировать СТАТЬЮ:_

Шокин В.О. Организация государственного регулирования страхового рынка в государствах-членах Евразийского экономического союза // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 7. -С. 1283-1301. сЫ: 10.18334/гр.18.7.37729

Таблица 1

основные документы нормативно-правовой базы рынка страховых услуг

в странах ЕАЭс

Отрана-участни-ца ЕАЭО Основные документы нормативно-правовой базы рынка страховых услуг Орган государства, регулирующий рынок страховых услуг

Армения Гражданский кодекс (глава 54 «Страхование»); Закон Республики Армения от 22 мая 2007 года № ЗР-177 «О страховании и страховой деятельности»; Закон об обязательном страховании ответственности за использование автотранспортных средств (ОСАГО) от 18 мая 2010 г.; Нормативные акты Центрального банка Республики Армения; Стратегия Центрального банка Республики Армения на 2015-2017 гг. Центральный банк Республики Армения

Белоруссия Гражданский кодекс (глава 48 «Страхование»); Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530); Постановления Совета министров, Министерства финансов; Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-2020 гг. Министерство финансов Республики Беларусь

Казахстан Гражданский кодекс Республики Казахстан; Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»; Нормативные акты Национального банка Республики Казахстан; Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 г. Национальный Банк Республики Казахстан

Киргизия Закон от 23 июля 1998 года № 96 «Об организации страхования в Киргизской Республике»; Постановления Правительства Киргизии; Национальная стратегия устойчивого развития на период 2013-2017 гг. (п. 9.4) Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызстана

Российская Федерация Гражданский кодекс РФ (глава 48 «Страхование»); Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года; Нормативные документы Банка России Центральный банк Российской Федерации

Источник: ос шциальные сайты регуляторов рынка страховых услуг государств-членов ЕАЭС.

внутреннего аудита, а также к другим аспектам внутреннего контроля.

Белоруссия

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории республики осуществляется Министерством финансов и его территориальными органами [4]. В документе, определяющем стратегию развития страхового сектора, предусмотрен переход на риск-ориентированный надзор и оценку достаточности капитала на основе принципов 1Л18 [5].

Внутренний контроль и аудит осуществляется страховыми организациями самостоятельно с учетом внутренней политики организаций.

Казахстан

Государственный контроль и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляется Национальным банком Казахстана.

Законодательно установлены требования по формированию страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми группами систем управления рисками и внутреннего контроля. В обязательном порядке страхования организация формирует контрольный орган - службу внутреннего аудита. Порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля устанавливается Инструкцией о требованиях по наличию системы управления рисками и внутреннего контроля в страховых (перестраховочных) организациях [6].

Киргизия

Уполномоченным государственным органом, который проводит единую государственную политику по развитию небанковского финансового рынка, в том числе страхового рынка, является Госфиннадзор [7].

В Концепции страхования на 2013-2017 гг. предусмотрен учет в законодательстве таких принципов 1Л1Б, как: финансовая устойчивость, регулирование и надзор.

Российская Федерация

Функции регулятора рынка страховых услуг выполняет Банк России.

Предусмотрена обязанность страховых организаций по введению системы внутреннего контроля, в том числе создание контрольного подразделения - службы внутреннего аудита (либо назначение должностного лица - внутреннего аудитора). К лицу, выполняющему функции руководителя службы внутреннего аудита (внутреннего аудитора) в страховой организации, установлены квалификационные требования [8]. В Стратегии развития предусмотрена необходимость принятии мер по развитию института внутреннего контроля в страховых организациях [9].

За 2015 г. Банк России принял 23 документа по регулированию страхового рынка. В этих документах преобладали два направления регулирования. Во-первых, подготовка

к изменениям бухгалтерского учета страховых организаций (в том числе подготовка к переходу на новый план счетов), что направлено на унификацию принципов учета страховых и кредитных организаций.

Второе направление - это регулирование инвестиционной деятельности страховых организаций, что, несомненно, является реакцией регулятора на массовые случаи неплатежеспособности страховых организаций после искажения сведений о составе принадлежащих им активов. С тем, чтобы снизить остроту проблемы, Банк России разработал изменения в Положение о порядке инвестирования средств страховых организаций и собственных средств организаций, предусматривающее изменение лимитов вложений средств страховщиков в различные виды активов, в том числе сокращение минимального размера вложений в недвижимость и ценные бумаги. Данные ограничения приведут к перетоку средств страховщиков в банковские инструменты, что, с одной стороны, повысит ликвидность портфелей активов страховых организаций, но с другой - отрицательно повлияет на доходность инвестиций и как следствие доходность собственных средств и активов страховых организаций.

В течение 2015 г. Банком России были проведены следующие регулятивные изменения1:

• установление порядка расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств (в частности, были введены ограничения на объем ответственности нетто-перестрахование, а также необходимость докапитализации в случае его превышения над установленной величиной для страховщиков, осуществляющих страхование;

• определение порядка передачи страхового портфеля в случае применения к страховой организации мер по предупреждению банкротства или отзыва лицензии;

• введение института специализированного депозитария, основной задачей которого является оперативное выявление нарушений страховой организацией требований законодательства посредством ежедневного контроля за соблюдением требований к составу и структуре всех активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика;

• вступление в силу Положения о кураторах страховых организаций, которое позволяет Банку России выполнять функции контроля и надзора.

Представление отчетности по международным стандартам в странах Евросоюза и в странах ЕАЭО

В странах Евросоюза для учета по МСФО в страховой сфере наиболее важны следующие документы: МСФО (1БЯ8) 4 «Договоры страхования» [10] и концеп-

1 https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_250716.pdf

ция надзора над платежеспособностью Solvency I, а с 1 января 2016 г. - Solvency II («Платежеспособность») [11].

МСФО (IFRS)4 применяется к договорам страхования и перестрахования, а также к финансовым инструментам, которые предприятие выпускает с негарантированной возможностью получения дополнительных выгод. Стандарт был опубликован Советом по МСФО в марте 2004 г., страховые организации Евросоюза применяют его с 1 января 2005 г.

Концепция надзора за платежеспособностью существует в странах Евросоюза с 1970-х годов. Первые требования к платежеспособности страховых организаций были сформулированы в 1973 и 1979 гг. в Директиве ЕЭС по страхованию иному, чем страхование жизни (73/239/EEC), и Директиве ЕЭС по страхованию жизни (79/267/ EEC). В 2002 г была принята Директива ЕС 202/13/ЕС (по страхованию иному, чем страхование жизни), которая внесла изменения в метод расчета платежеспособности и обеспечила дополнительную защиту интересов страхователей. За этими законодательными изменениями закрепилось название Solvency I. Хотя в рамках Solvency I и была пересмотрена сложившаяся система надзора в области страхования, кардинальных изменений не произошло, лишь обновились формулы для расчета маржи платежеспособности.

Более новый подход реализован в рамках системы Solvency II, которая начала действовать с 1 января 2016 г. и во многом напоминает систему «Базель II», которая уже применяется в области банковского надзора. Система Solvency II вводит требования к капиталу в зависимости от рисковости и структуры страхового и инвестиционного портфелей, а также справедливую оценку активов и обязательств.

Во всех странах ЕАЭС [12], за исключением Киргизии, предусмотрены те или иные меры по внедрению МСФО для страховых организаций. При этом в большинстве стран уже проделана большая работа по переходу национальных страховых организаций к МСФО.

В Армении и Казахстане МСФО внедрены для всех видов организаций, поскольку национальные стандарты отчетности признаются соответствующими международным стандартам. В Белоруссии стандарты МСФО начиная с 1 января 2016 г. обязательны для компаний публичного интереса (акционерные общества), в том числе и страховых организаций. В Киргизии МСФО обязательна для применения компаниями публичного интереса (эмитенты, имеющие листинг, лицензируемые ЦБ, в том числе страховые компании) [13].

В России для страховых организаций предусмотрена отмена предоставления отчетности по российским стандартам, что означает полный переход на МСФО. Банк России, который последовательно проводит политику сближения систем ведения учета и составления отчетности по РСБУ и МСФО, принял пакет нормативных документов, обязывающих страховые и прочие некредитные финансовые организации с 1 января 2017 г. составлять и предоставлять отчетность, эквивалентную МСФО.

Пруденциальные требования к финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка

Пруденциальные требования к финансовой устойчивости профессиональных участников страхового рынка в каждой стране-участнице ЕАЭС могут быть установлены как на уровне закона, так и определены документами, принятыми на уровне уполномоченного органа, осуществляющего надзор и регулирование (инструкции, положения).

Регуляторами рынка страховых услуг в государствах-членах ЕАЭС в части повышения финансовой устойчивости страховых организаций установлены следующие конкретные требования [14]:

• повышение минимального размера уставного капитала страховой организации (Белоруссия, Киргизия);

• общее требование к росту капитализации (Киргизия);

• применение рискового подхода к оценке уровня достаточности собственных средств (Белоруссия, Казахстан, Россия);

• совершенствование порядка формирования страховых резервов (учет различных факторов страховых обязательств для оценки достаточности страховых резервов) (Россия);

• дифференцирование размера маржи платежеспособности с учетом дополнительных специфических факторов деятельности страховщика и осуществляемых им видов страхования (Казахстан, Россия);

• развитие института гарантий и поручительств в страховании (Российская Федерация).

Во всех странах ЕАЭС регуляторы устанавливают текущие требования к финансовой устойчивости организаций-страховщиков. В обязательном порядке во всех странах установлен минимальный размер уставного капитала. Размер уставного капитала определяет те виды деятельности, которые может осуществлять страховая организация, такой подход применяется во всех странах ЕАЭС. Так, например, в Российской Федерации минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн рублей, для проведения страхования имущества и гражданской ответственности минимальный размер капитала установлен в сумме 120 млн рублей, а страховщик с минимальным размером капитала в сумме 240 млн рублей может осуществлять перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием.

В Армении установлены норматив общего капитала (аналог собственных средств) и норматив достаточности капитала. В Белоруссии и Киргизии в стратегических документах развития страхового рынка предусмотрено увеличение минимального размера уставного капитала.

Регуляторами устанавливаются нормативы по рискам, которые могут принимать страховые организации:

• норматив максимального размера одного принятого страхового риска, максимальный размер (размеры) риска одного заемщика, крупных заемщиков, а также дополнительные нормативы: норматив максимального размера принятых крупных страховых рисков, максимальный размер (размеры) риска по взаимосвязанным лицам (Армения);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• норматив ответственности - максимальный размер обязательств по договору добровольного (пере-, со-) страхования, остающихся на собственном удержании страховой организации, текущей ликвидности (Белоруссия);

• норматив достаточности маржи платежеспособности и гарантийного фонда, нормативы диверсификации активов, максимальный размер собственного удержания (Казахстан);

• максимальный объем ответственности по отдельному риску в договоре страхования (по отношению к собственным средствам), структурные соотношения активов, представленные за счет покрытия страховых (технических резервов) (Киргизия);

• соотношение между нормативным (минимальным) и фактическим размером маржи платежеспособности (нормативное соотношение активов и принятых обязательств), структурные соотношения видов активов, в которые инвестируются средства страхования (Российская Федерация).

Группа нормативов устанавливает требования к резервам и фондам страховых организаций:

• нормативы соразмерных техническим резервам всех или взятых в отдельности активов (Армения);

• нормативы достаточности страховых резервов (по страхованию жизни, другим видам), нормативы отчислений в фонды (гарантийные, фонды предупредительных мероприятий) (Белоруссия);

• минимальный размер гарантийного фонда, дополнительные пруденциальные нормативы: резерв непредвиденных рисков, стабилизационный резерв (Казахстан);

• норматив страховых резервов (Российская Федерация).

Состав обязательных нормативов учитывает специфические черты рынка страховых услуг, так в Армении установлен отдельный норматив по услугам микрострахования.

Во всех странах отмечается необходимость повышения требований к финансовой устойчивости страховых организаций.

Следует отметить, что требования к финансовой устойчивости, применяемые регуляторами стран-участниц ЕАЭС, в целом отражают требования ОПС (Ключевые принципы страхования МАСН) [15], а именно требования принципа ОПС 17 «Достаточность капитала», а также принципа ОПС 16 «Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности».

Согласно принципу ОПС 17 надзорный орган устанавливает требования к достаточности капитала в целях обеспечения платежеспособности, чтобы страховщики могли покрывать существенные непредвиденные убытки.

В принципе ОПС 17 установлены требования в целом к собственному капиталу, уставной капитал организации при этом отдельно не выделяется. Между тем, в большинстве стран регулируются только требования к уставному капиталу страховых организаций, при этом не учитывается качество капитала (что предусмотрено в части ОПС 17.10, 17.11).

Принцип ОПС 17.10 определяет, что надзорный орган устанавливает подход к определению капитальных ресурсов, способных удовлетворить требования к нормативному капиталу, и их стоимость в соответствии с общим балансовым подходом для оценки платежеспособности и с учетом качества и пригодности элементов капитала.

Стратегические документы ряда стран (Белоруссия, Киргизия) предусматривают увеличение минимального размера уставного капитала (фонда). В Стратегии развития страховой деятельности РФ предусмотрено определение величины необходимого капитала исходя из риска и качества портфеля, что можно расценивать как следование принципам ОПС 17, что подразумевает учет всех относящихся к делу и существенных рисков.

Принцип ОПС 16 «Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности». Согласно этому стандарту надзорный орган устанавливает требования к управлению рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности, в соответствии с которыми страховщики должны рассматривать все релевантные и существенные риски.

В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 г. предусмотрены развитие и улучшение внутренних систем управления рисками, андеррайтинга и внутреннего контроля, оценки убытков; унификация и внедрение надзора за методикой оценки рисков, что соответствует требованиям принципа ОПС 16.11-16.16.

В стратегическом документе Белоруссии предусмотрено внедрение специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование), что соответствует ОПС 16.1 (требования к наличию количественных техник оценки риска, в том числе моделирование риска, стресс-тестирование, включая сценарный анализ).

В Стратегии развития страховой деятельности РФ предусмотрено использование таких методов управления рисками, как разработка и внедрение карт рисков по отдельным видам страхования и страховым событиям, что соответствует требованиям принципа ОПС 16.1 (идентификация и контроль за всеми существенными рисками). Согласно принципу 16.1, надзорный орган требует, чтобы механизмом управления рисками предприятия страховщика были предусмотрены идентификация и количественное определение риска в рамках достаточно широкого диапазона результатов, используя приемы, соответствующие характеру, масштабу и сложности рисков, возникающих у страховщика, и достаточные для управления рисками и капиталом и в целях обеспечения платежеспособности.

Соответствие концептуальных документов государств-членов Союза принципам Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН), международным стандартами платежеспособности страховых организаций «Платежеспособность» (Solvency I, Solvency II)

Все страны-участники ЕАЭС (кроме Киргизии) имеют представительство в Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН), вместе с тем, Соглашение о взаимопонимании с МАСН не было подписано ни одной из стран ЕАЭС. Страховые организации этих стран принимали участие в разработке Ключевых принципов страхования (Insurance Core Principles, ОПС). В каждой стране предполагается внедрение данных принципов в законодательство, регулирующее страховой рынок.

Большинство государств Союза в стратегических документах по развитию страхового рынка указывают на необходимость внедрения в систему регулирования принципов МАСН. В документах, принятых после 2014 г., прослеживается тенденция перехода от общих заявлений следовать принципам МАСН на введение в практику национального надзора конкретных требований, предусмотренных международными стандартами платежеспособности страховых организаций «Платежеспособность» (Solvency I, Solvency II), которые действуют на территории Евросоюза.

В Стратегии Центрального банка Армении на 2012-2014 гг. в качестве мер в сфере обеспечения финансовой стабильности указывается необходимость постепенного приведения законодательства в соответствие с принципами и критериями надзора, установленными Международной ассоциацией органов страхового надзора. В стратегическом документе, охватывающем период 2015-2017 гг., наряду с необходимостью внедрения лучших стандартов регулирования и надзора за страховой системой указывается продолжение работ по внедрению системы «Платежеспособность» (Solvency II).

В стратегических документах Белоруссии прослеживается движение от определения принципов надзора, разработанных МАСН, в качестве стратегической цели (Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011-2015 гг., Глава 3), до указания на конкретные принципы стандарта «Платежеспособность II» (Solvency II), которые будут внедряться в практику регуляторов (Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-2020 гг., Глава 4).

Так, в Республиканской программе развития страховой деятельности на 2011-2015 гг. в качестве стратегической цели указывается необходимость максимального приближения к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (Глава 3). Для достижения этой цели необходимо было реализовать в том числе задачу перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных МАСН.

В стратегическом документе, действующем в настоящее время в Белоруссии на период до 2020 г, указано, что в надзорную практику будут внедрены требования международного стандарта «Платежеспособность II» (Solvency II) по расчету минималь-

ных требований к капиталу и требований к капиталу для обеспечения платежеспособности. Указанные требования предполагают расчет капитала по каждой категории риска с учетом параметров, установленных регулятором (операционный риск, рыночные риски, страховые риски и другие).

Концепцией развития финансового сектора Казахстана до 2030г. в целях обеспечения устойчивости и конкурентоспособности страховых организаций предусмотрено введение требований, предусмотренных международным стандартом «Платежеспособность II» (Solvency II). Предусмотрено поэтапное внедрение требований этого стандарта: на первом этапе будет адаптирована стандартная формула расчета минимальных требований к капиталу и требований к капиталу для обеспечения платежеспособности. Будут введены категории рыночных и иных рисков (операционный риск, рыночные риски, риски, возникающие из страхования жизни, риски, возникающие из иных видов страхования, чем страхование жизни, риск несостоятельности контрагента, риски, связанные с нематериальными активами), которые будут учитываться при расчете капитала. Количественные требования к размеру собственного капитала будут состоять из двух уровней: минимальные требования к капиталу, при их несоблюдении немедленно отзывается лицензия на осуществление страховой деятельности. Несоблюдение требований, которые будут установлены к капиталу для обеспечения платежеспособности, будет иметь последствиями применение мер по финансовому оздоровлению и санкции в отношении страховой организации.

Концепцией также предложены изменения по реализации второго компонента стандарта «Платежеспособность II» (Solvency II), который предполагает оценку эффективности внутренних систем управления рисками и внутреннего контроля, оценку стратегии и основных бизнес-процессов организации.

В Киргизии система страхового регулирования является наименее развитой, поэтому там актуально говорить о построении более эффективной системы. В Национальной стратегии устойчивого развития республики на период 2013-2017 годы (п. 9.4) указывается, что система надзора и регулирования требует доработки в соответствии с требованиями Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН). Более конкретные меры для реализации этой цели в документе не рассматриваются.

В Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года предусмотрено поддержание постоянного диалога, направленного на развитие сотрудничества и сближение регулирующих систем в сфере страхования по результатам реализации международных проектов, рекомендаций и директив МАСН и Евросоюза (раздел III, 11).

Данные о взаимодействии с Международной ассоциацией органов страхового надзора (МАСН) и следование стандартам «Платежеспособность II» (Solvency II) представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимодействие с Международной ассоциацией органов страхового надзора (МАСН), следование стандартам «Платежеспособность II» (Solvency ii

Страна ЕАЭС Представительство в МАСН Намерение следовать требованиям МАСН Намерение следовать требованиям стандарта «Платежеспособность II» (Solvency II)

Армения да Стратегия Центрального банка Армения на 2012-2014 гг. Стратегия Центрального банка Армении на 2015-2017 гг.

Белоруссия да Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011-2015 гг. Республиканская программа развития страховой деятельности на 2016-2020 гг.

Казахстан да В стратегических документах не указано, но фактически выполняется Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 г.

Киргизия нет Национальная стратегия устойчивого развития республики на период 2013-2017 гг. нет

Российская Федерация да Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (Раздел III, 11) Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (Приложение, Раздел VII, 32)

Источник: официальные сайты регуляторов рынка страховых услуг государств-членов ЕАЭС.

Как показывает анализ положений концептуальных документов, в целом они соответствуют требованиям международных стандартов МАСН.

Соответствие международным стандартам в части требований ВТО

Общие подходы

Членство в ВТО не является общим для всех стран Союза. Так, членами ВТО являются Армения, Киргизия, Российская Федерация, Казахстан. Республика Беларусь ведет переговоры о вступлении в эту организацию (табл. 3).

Таблица 3

Участие стран ЕАЭС в ВТО (составлено автором)

Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия

Участие в ВТО Является членом с 05.02.2003 Не является членом и не имеет статуса наблюдателя Является членом с 30.11.2015 Является членом с 20.12.1998 Является членом с 22.08.2012

Источник: составлено автором.

Члены ВТО свободны в выборе графика исполнения принятых на себя конкретных обязательств. Основные подходы к либерализации рынков капитала ВТО содержатся в Общем соглашении о свободной торговле (General Agreement on Trade in Services (GATS), Annex on Financial Services).

GATS не содержит обязательства стран о либерализации рынков капиталов при вступлении в торговую организацию. Статья IX GATS содержит условное обязательство, согласно которому, если страна обеспечивает доступ к какому-либо рынку услуг, то она должна также либерализовать операции по текущему счету и счету капитала, который связан с этими услугами.

То есть, в той степени, в которой страны-члены ВТО свободны в выборе графика исполнения принятых на себя конкретных обязательств, они остаются свободными и в выборе инструментов контроля за движением капиталов.

В части оказания услуг страхования иностранными компаниями - в настоящее время все страны ЕАЭС свободны от выполнения этих обязательств. В России предусмотрена свобода от выполнения этих обязательств в течение 4-х лет с даты вступления в ВТО, за исключением свободы трансграничного страхования морских судов и авиатранспорта, страхования риска ответственности перед пассажирами и других рисков, связанных с перевозками [16].

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов на страховом рынке стран ЕАЭС

Страны-участницы ЕАЭС, учитывая негативные последствия присутствия иностранных компаний на национальном страховом рынке, к числу которых относят необходимость сохранения национального контроля за страховой системой в интересах национальной безопасности, создают определенные ограничения для деятельности иностранных инвесторов на национальных страховых рынках. В этом смысле законодательные системы России и Белоруссии весьма близки.

В Российской Федерации требования к размеру капитала устанавливаются в виде минимального размера уставного капитала, который является основным структурным элементом собственных средств страховой организации. Российские требования по минимальному размеру уставного капитала2 дифференцируются по группам видов страхования: 60 млн руб. - для страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, для страховщиков, осуществляющих иные виды деятельности -на основе базового капитала, равного 120 млн руб. и законодательно установленных коэффициентов. Для всех участников страхового рынка установлены одинаковые требования к величине уставного капитала вне зависимости от наличия иностранной доли в их капитале.

2 Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», п. 3 ст. 25

В европейской практике ограничения устанавливаются по всему размеру собственных средств страховой организации. При этом в практике ЕС требования по минимальному размеру гарантийного фонда дифференцируются по видам страховании, учитывают специфику рисков, покрываемых конкретными видами страхования.

Ограничения на участие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг установлены с ориентацией на значения уставного капитала, учитывая значение этого показателя в структуре собственных средств страховщиков.

В российском законодательстве установлен размер квоты участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций [17].

Согласно п. 3. статьи 6 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Банк России ежегодно по состоянию на 1 января текущего года рассчитывает размер (квоту) участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций - на основе данных об уставных капиталах страховых организаций по состоянию на 1 января текущего года. Информация доводится до сведения страховых организаций - публикуется Банком России в печатных изданиях и размещается на его официальном сайте в течение 10-ти дней со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с требованиями ВТО, предполагается, что квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, работающих на российском рынке, принимается равной 50 %.

В случае если доля иностранных инвесторов (нерезидентов) в совокупном капитале российских страховщиков превышает 50 %, то Банк России отказывает в предварительном разрешении страховым организациям, которые являются «дочкам» иностранных инвесторов или имеют долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %, или же становятся таковыми в результате указанных сделок.

В Российской Федерации предусмотрено, что на ее территории может осуществлять страховую деятельность страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору, при условии если этот иностранный инвестор не менее пяти лет является страховой организацией и осуществляет свою деятельность согласно законодательству соответствующего государства.

Закон предусматривает необходимость предварительного разрешения Банка России в случае, если она увеличивает размер своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ. Предварительное разрешение Банка России необходимо также в случае, если страховая организация отчуждает в пользу иностранных инвесторов часть своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) обязаны получить предварительное разрешение Банка России на отчуждение принадлежащих им акций в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ.

Страховые организации, в уставном капитале которых доля иностранных средств составляет более 49 %, не могут осуществлять в РФ страхование жизни, здоровья и

имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органом исполнительной власти, страхование, которое связано с госзакупками, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

При этом законодательно установлено, что ограничения не распространяются на организации с иностранным участием в уставном каптале, которые были созданы или реорганизованы до 22 августа 2012 г., то есть до вступления в ВТО.

В России после прохождения переходного периода: с 22.08.2017 г. устранение ограничений на выдачу лицензий по страхованию жизни, ОСАГО, обязательного страхования пассажиров, с 22.08.2021 г. - открытие рынка для иностранных страховщиков, при этом сохраняются ограничения на страхование госзакупок, других видов обязательного страхования.

В Белоруссии установлен минимальный размер уставного фонда страховой организации - в сумме, эквивалентной 5 млн евро. Данная норма величины уставного фонда в настоящее время одинакова для всех участников страхового рынка республики и не зависит от наличия иностранной доли. Отметим, что до 2011 г. суммы минимального уставного фонда для страховщиков-резидентов и нерезидентов существенно отличались.

В настоящее время законодательно предусмотрена квота участия иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций. Конкретная величина квоты определяется Советом министров Белоруссии по согласованию с президентом республики (начиная с 2006 г. установлена в размере 30 %). Опубликование информации о соблюдении этой квоты не предусмотрено.

В случае превышения квоты Министерство финансов прекращает регистрацию страховых организаций с участием иностранных инвесторов и выдачу лицензий. Приобретать акции или доли в уставном фонде страховых организаций может только тот иностранный инвестор, который осуществляет свою деятельность не менее трех лет и имеет прибыль по итогам этой деятельности.

Предусмотрена необходимость получения предварительного разрешения Министерства финансов в случаях:

• увеличения размера уставного фонда организации за счет средств иностранных инвесторов и (или) страховых организаций, которые являются зависимыми по отношению к этим иностранным инвесторам;

• создания обособленных подразделений страховыми организациями, являющимися дочерними по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 %.

В Белоруссии страховые организации с долей участия иностранных инвесторов в уставном фонде не могут проводить на рынке страны страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок, оказанием услуг или выполнением

подрядных работ для государственных нужд, а также страхование государственных имущественных интересов и административно-территориальных единиц.

В Республике Казахстан страхование, связанное с осуществлением страховой деятельности по заключению и исполнению договоров страхования на территории другого государства, является трансграничным, что во многом совпадает с подходами, принятыми в международных документах.

В Казахстане имеется ряд ограничений для участия иностранного капитала на национальном страховом рынке. Во-первых, предусмотрены прямые ограничения на действия иностранных компаний на рынке страховых услуг:

• страхование расположенных на территории республики имущественных интересов юридического лица-резидента республики может осуществляться только страховой организацией-резидентом;

• запрещено владение, распоряжение голосующими акциями организаций-резидентов для юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах;

• запрещено открытие филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов.

Во-вторых, установлены дополнительные требования к страховой организации с участием нерезидента по структуре голосующих акций. В-третьих, предусмотрены требования по уровню капитализации страховых компаний, минимальному размеры гарантированного фонда, установлены нормативы достаточности маржи платежеспособности.

Законодательство Киргизии содержит наиболее либеральные условия допуска нерезидентов на национальный страховой рынок. Ограничения предусмотрены только в сфере обязательного страхования, сохраняются ограничения на трансграничное перестрахование.

В отношении коммерческого присутствия иностранных страховых организаций - в Армении нельзя совмещать банковскую и страховую деятельность.

Более существенные ограничения имеют место в страховом посредничестве. Они унифицированы по странам - запрещается страховое посредничество, которое связано с заключением и распределением страховых контрактов от имени иностранных страховщиков. В России необходимо присутствие иностранного поставщика в форме юридического лица, зарегистрированного на территории РФ.

Сопутствующие страхованию услуги в целом не имеют ограничений, за исключением Армении, где предусмотрены ограничения в части трансграничных поставок таких услуг.

Заключение

Страховой сектор в странах ЕАЭС рассматривается как национально значимый и участие нерезидентов на нем ограничивается, несмотря на вступление в ВТО.

Большинство стран ЕАЭС в стратегических документах предусматривают внедрение в практику надзора и регулирования принципов Международной ассоциации органов страхового надзора (МАСН).

Требования к финансовой устойчивости, применяемые регуляторами стран-участниц ЕАЭС, в целом отражают требования ОПС (Ключевые принципы страхования МАСН), а именно требования принципа ОПС 17 «Достаточность капитала», а также принципа ОПС 16 «Управление рисками предприятия в целях обеспечения платежеспособности».

Рекомендации в части развития системы государственного регулирования в странах-участницах ЕАЭС могут быть следующие:

• переход к риск-ориентированному надзору, постепенное внедрение консолидированного надзора;

• использование лучшей практики РФ в части оперативного мониторинга и контроля: создание условий для автоматизации части контрольных функций в части разработки систематизированных перечней показателей финансовой устойчивости, ранних признаков банкротства:

• последовательный переход стран на международные стандарты отчетности;

В стратегических документах стран ЕАЭС отмечено намерение внедрения принципов риск-ориентированного надзора, гармонизации национального законодательства в соответствии с международными стандартами.

ИСТОЧНИКИ:

1. Современное состояние страхового надзора и регулирование страховой деятельнос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ти в государствах-участниках СНГ (информационно-аналитический материал)

2. Закон Республики Армения от 22 мая 2007 года №ЗР-177 «О страховании и страхо-

вой деятельности»

3. Минимальные требования, предъявляемые к деятельности внутреннего аудита, си-

стеме внутреннего контроля страховой компании. Текст. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cba.am/EN/laregulations/Reg%203.10%20Rus.pdf.

4. Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №530. Текст. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bgs.by/files/files/1d.doc.

5. Республиканская программа развития страховой деятельности. Текст. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.government.by/upload/docs/file735b7923f322238a.PDF.

6. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности»

7. Закон Кыргызской Республики от 23 июля 1998 года № 96 «Об организации страхо-

вания в Кыргызской Республике»

8. Федеральный закон от 27 ноября 1992г. № 4015-I «Об организации страхового дела

в Российской Федерации»

9. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года :

утв. распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р

10. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхова-

ния». Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). [Электронный ресурс]. URL: http://dipifr.info.

11. Solvency Capital Requirement. [Электронный ресурс]. URL: https://www.piu.org.pl/ public/upload/ibrowser/solvency/o_solvency.pdf.

12. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014г.). Раздел XVI. Регулирование финансовых рынков. Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecis.info|.

13. О развитии рынка страховых услуг в государствах- участниках СНГ. Информационно-аналитический обзор. Интернет-портал СНГ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecis.info.

14. Стандарт и рекомендации по структуре капитала для целей обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций (Standard and Guidance Paper on the Structure of Capital Resources for Solvency Purposes. IAIS, October 2009)

15. Основные принципы страхования, стандарты, инструкции и методология оценок. Международная ассоциация страховых надзоров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

16. Доклад рабочей группы о присоединении Российской Федерации в ВТО (Report of the Working Party on the Accession of the Russian Federation WT/ACC/RUS/70/Add/2 WT/MIN (11)/2/Add/2, 17 November 2011)

17. О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций. Текст. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/ supervision/Inf_note_feb_2416.pdf.

18. О работе по основным направлениям сотрудничества с ОЭСР Министерство экономического развития Российской Федерации 24 мая 2015 г

19. Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического сообщества от 27.04.2003. Еэс. [Электронный ресурс]. URL: http://docs. eaeunion.org/.

20. Протокол о создании общего страхового рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009. Еэс. [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.eaeunion.org.

REFERENCES:

Solvency Capital Requirement. Retrieved from https://www.piu.org.pl/public/upload/ ibrowser/solvency/o_solvency.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.