Научная статья на тему 'Государственное регулирование российского банковского сектора'

Государственное регулирование российского банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алатова К. И., Иванченко Л. А.

Рассматриваются основные меры государственного регулирования российского банковского сектора в текущий период, анализируются их противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование российского банковского сектора»

Секция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКА»

УДК 330.101.54(075)

К. И. Алатова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Рассматриваются основные меры государственного регулирования российского банковского сектора в текущий период, анализируются их противоречия.

На современном этапе развившийся ипотечный кризис в США затронул все мировые финансовые рынки. Во многих странах известнейшие инвестиционные банки были вынуждены в своих годовых отчетах отобразить убытки в миллиарды долларов. Более того, воздействие кризиса не только продолжается, но и вызывает серьезные опасения. В этой связи банковские системы большинства стран, в том числе и России, принимают все возможные меры с целью своей защиты или хотя бы смягчения последствий от этого воздействия.

Весь пакет антикризисных мер денежно-кредитной политики (ДКП) России включает в себя следующее.

1. Предоставление ликвидности банковскому сектору (беззалоговые аукционы, субординированные кредиты, гарантии Банка России по МБК, расширение ломбардного списка) и частному сектору. В январе 2009 г. Министерство финансов РФ признало, что потребуется дополнительно как минимум 40 млрд долл. (по курсу 1 долл. = 32 руб., это 1280 млрд руб.) на рекапитализацию банковского сектора.

2. Банк России и Правительство РФ приняли решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять иные меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии, согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности», а на санацию банка-банкрота.

3. Банк России вынужден совмещать стабилизацию финансового положения в банковской системе с ее реформированием. Основное направление реформирования - консолидация банковского сектора под давлением административных требований или инициативы «сверху».

4. Введение нормы государственной гарантии 100%-ной сохранности по вкладам физических лиц в размере до 700 тыс. руб. Данные гарантии охватывают 98 % вкладов в российских банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового

кризиса вводили подобные меры для предотвращения «банковских паник» и восстановления доверия общества к банковским институтам

5. Создание универсального механизма, который позволил бы привлекать ресурсы коммерческих организаций на санацию проблемных банков. В настоящее время функция отбора стратегических инвесторов для банков-банкротов пока возложена на Агентство страхования вкладов (АСВ). Оно «ведет» примерно 10 проектов по санации банков, т. е. их символической покупке стратегическими инвесторами. Чтобы оценить ситуацию в проблемном банке и найти инвестора (покупателя), нужно время, а именно его в условиях кризиса нет. К тому же возможности АСВ ограничены - санация 20-40 банков, в то время как, по оценкам Банка России, в санации уже нуждаются от 50 до 70 банков.

6. Банк России поощряет покупку проблемных банков государственными и квазигосударственными структурами. Во многом это обусловлено тем, что частные банки не хотят покупать непрозрачные банки. Поэтому при углублении кризиса в 2009 г. правительство «спускало» госструктурам своего рода разнарядку на приобретение системообразующих банков.

7. Банк России проводит курс на постепенное ослабление рубля. У такой политики «управляемой девальвации» есть как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, ослабление рубля теоретически делает продукцию российских предприятий более конкурентоспособной и ограничивает импорт. С другой стороны, подобная политика может привести к исчерпанию официальных валютных резервов и к полному отказу от инвестиций, бегству капитала, долларизации экономики и как результат -остановке большинства российских производств и резкому обнищанию населения.

Анализ антикризисных мероприятий ДКП России показывает, что предпринятые для преодоления экономического кризиса меры носят противоречивый характер. Основное правило антикризисной экономической политики состоит в непротиворечивости мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик. Однако бюджетная экспансия

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

наряду с внутренне противоречивой ДКП только способствуют углублению финансового кризиса.

Первое противоречие состоит в том, что пополнение ликвидности банковской системы и системообразующих предприятий сопровождается повышением процентных ставок. Таким образом, хотя в банковской системе в настоящее время достаточно свободных денежных средств для кредитования предприятий и населения, кредитные средства недоступны для большинства хозяйствующих субъектов.

Второе противоречие связано с политикой Банка России на плавное ослабление рубля. У подобной политики есть также несколько негативных последствий: а) формирование устойчивых инфляционных и девальвационных ожиданий; б) значительное расходование золотовалютных резервов; в) предприятия-импортеры получают частичную возможность адаптироваться к обесценению рубля, поэтому не получают развития эффекты импортозамещения; г) экспортеры не получают дополнительных доходов; д) реальные инвестиции становятся невыгодными, стимулируется отток капиталов и развитие теневой экономики; е) население отказывается от сбережений в национальной валюте.

Третье противоречие заключается в ослаблении требований к банкам наряду с введением требования относительно минимального размера собственного

капитала банков. По мнению регулятора, это должно стимулировать процесс консолидации в банковском секторе РФ. Но при этом остается открытым вопрос, каким должен стать российский банковский сектор после кризиса.

Четвертое противоречие говорит о том, что антикризисные меры ДКП основной акцент делают на увеличение предложения денег, сохранение доверия физических лиц к национальным банкам, а также на частичное решение проблемы рефинансирования внешнего долга крупнейших российских компаний и банков. При этом многие системные проблемы российской банковской системы, на которые еще до начала кризиса обращали внимание эксперты, в частности на недостатки банковского регулирования и банковского надзора, остались вне поля зрения.

В итоге хотелось бы отметить, что в настоящее время наблюдается сложный процесс постепенной адаптации банков к новым условиям деятельности и говорить о преодолении кризиса преждевременно. Кризис проявляется в нерешенности проблем с рекапитализацией банков, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, стагнации рынка ценных бумаг и межбанковских операций, невосстановленном доверии клиентов и в первую очередь населения.

© Алатова К. И., Иванченко Л. А., 2010

УДК 339.138

У. А. Александрова Научный руководитель - А. В. Цветцых Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ

Проблема создания лояльно настроенного потребителя на сегодняшний день находится в центре внимания маркетологов. Обострение конкуренции снижает возможность получения максимальной прибыли и компании вынуждены искать новые пути привлечения клиентов.

Исследователи отмечают, что наличие большого количества лояльных по отношению к организации и платежеспособных клиентов может обеспечить ей ряд существенных преимуществ как в кратко, так и в долгосрочной перспективе. Пластиковые дисконтные карты и различные бумажные бонусные купоны постепенно уходят в прошлое. Новым помощником программ лояльности стал мобильный телефон. Чтобы внести сдачу на счет мобильного оператора, покупателю нужно приобрести за 10 рублей специальную карту со штрихкодом, к которой привязывается указанный им телефонный номер. Использование карты позволяет сокращать время обслуживания клиентов, ведь кассиру более не нужно вбивать номер телефона плательщика вручную. Программы лояльности существуют у большинства крупных розничных компаний, а значит, есть возможность использовать дисконтные и бонусные карты и для данного проекта. Мобильная купон или карта всегда с клиентом, она не занимает места в бумажнике, ее просто восстановить при утере.

Выделяют следующие Преимущества мобильных штрих-кодов:

Удобно хранить и использовать: мобильный телефон всегда с собой, а соответственно мобильный штрих код всегда с собой.

Быстрое распространение: мобильные штрих-коды удобно продавать. Штрих-код может быть продан с использованием любых безналичных способов платежей (электронные деньги, банковские карты, мобильный счет) или за наличные через терминалы приема платежей. Это значительно расширяет доступность вашего предложения для конечного клиента и укорачивает путь к покупке.

Увеличение клиентской базы: позволяет отправлять четко нацеленные предложения со скидками всем участникам программы, пожелавшим присоединится.

Получение обратной связи от аудитории: по результатам использования мобильных штрих кодов клиентами, можно сформировать картину их предпочтений и соответственно в дальнейшем отправлять им таргетированные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.