Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития транспортного комплекса: социальный аспект'

Государственное регулирование развития транспортного комплекса: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
493
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ^AN/PORT COMPLEX / DEVELOPMENT OF TRANSPORT / STATE REGULATION / SOCIAL ASPECTS / TRANSPORT POLICY / METHOD OF STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткачев Илья Геннадьевич, Колесников Александр Михайлович

В статье обобщены социальные функции транспортного комплекса (обеспечение перевозки пассажиров, обеспечение доставки грузов для населения, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой работников транспортного комплекса); определены социальные объекты государственного регулирования транспортного комплекса (кадры, транспортная безопасность, экологическая безопасность, профессиональное образование, труд и заработная плата, социальная инфраструктура); охарактеризованы роль и место транспортной политики в обеспечении социально-экономических условий жизнедеятельности населения страны, определены методы государственного регулирования транспортного комплекса, имеющие непосредственно социальный характер (кадровая политика, политика обеспечения транспортной безопасности, политика обеспечения экологической безопасности, образовательная политика, политика труда и заработной платы, развитие социальной инфраструктуры) и дана их краткая характеристика; сформулированы методические положения, раскрывающие необходимость и возможность учета социальных аспектов при совершенствовании системы государственного регулирования транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT: SOCIAL ASPECTS

The article is devoted to the necessity of taking o social factors into account for improving the system of state regulation of development of transport branch. The article summarizes the social functions of transport; defines social objects of the state regulation of transport branch, the role and place of transport policy in promoting social-economic development of the country, determinates methods of state regulation of transport branch, having social character and their characteristics; formulates methodological ideas determinates the necessity of the social aspects improving the system of state regulation of development of transport branch.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития транспортного комплекса: социальный аспект»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье обобщены социальные функции транспортного комплекса (обеспечение перевозки пассажиров, обеспечение доставки грузов для населения, обеспечение рабочими местами и социальной инфраструктурой работников транспортного комплекса); определены социальные объекты государственного регулирования транспортного комплекса (кадры, транспортная безопасность, экологическая безопасность, профессиональное образование, труд и заработная плата, социальная инфраструктура); охарактеризованы роль и место транспортной политики в обеспечении социально-экономических условий жизнедеятельности населения страны, определены методы государственного регулирования транспортного комплекса, имеющие непосредственно социальный характер (кадровая политика, политика обеспечения транспортной безопасности, политика обеспечения экологической безопасности, образовательная политика, политика труда и заработной платы, развитие социальной инфраструктуры) и дана их краткая характеристика; сформулированы методические положения, раскрывающие необходимость и возможность учета социальных аспектов при совершенствовании системы государственного регулирования транспортного комплекса.

Ключевые слова. Транспортный комплекс, государственное регулирование, социальные аспекты, транспортная политика, методы государственного регулирования.

Tkachev I.G., Kolesnikov A.M.

STATE REGULATION OF DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT:

SOCIAL ASPECTS

Abstract. The article is devoted to the necessity of taking o social factors into account for improving the system of state regulation of development of transport branch. The article summarizes the social functions of transport; defines social objects of the state regulation of transport branch, the role and place of transport policy in promoting social-economic development of the country, determinates methods of state regulation of transport branch, having social character and their characteristics; formulates methodological ideas determinates the necessity of the social aspects improving the system of state regulation of development of transport branch.

Keywords. ^ansport complex, development of transport, state regulation, social aspects, transport policy, method of state regulation.

Транспортный комплекс (ТК) входит составной частью не только в экономический блок социально-экономической системы, но и выполняет важную социальную функцию не только напрямую, обслуживая пассажиропотоки внутри поселков, городов, между населенными пунктами, но и обеспечивая качественные характеристики доставки товаров повседневного спроса и длительного пользования. С учетом того, что 30% населения страны живет в небольших поселках, селах и деревнях, его снабже-

ГРНТИ 06.71.09

© Ткачев И.Г., Колесников А.М., 2017

Илья Геннадьевич Ткачев - соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Александр Михайлович Колесников - доктор экономических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Контактные данные для связи с авторами (Ткачев И.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (963) 762-36-50.

ние является важной социально-экономической задачей. Кроме того, следует заметить, что ТК является одним из крупнейших работодателей (рис. 1). Так, на предприятиях транспортного комплекса занято порядка 8% трудовых ресурсов страны без учета лиц, которые занимаются перевозочной деятельностью без необходимых разрешений. При этом обеспечение социальных аспектов трудовой профессиональной деятельности работников транспортного комплекса в соответствии с особенностями отельных видов транспорта является самостоятельной задачей, решение которой требует комплексного подхода.

Рис. 1. Социальные функции транспортного комплекса

Таким образом, помимо традиционных для рыночной системы объектов государственного регулирования (экономическая среда и экономические отношения), одним из значимых объектов государственного регулирования для транспортного комплекса являются социальные функции (отношения) как транспортного комплекса с внешней средой, так и внутри самого транспортного комплекса. Ввиду множественности проявления социальных эффектов, определим основные объекты государственного регулирования в сфере социальных отношений на транспортном комплексе, к которым отнесем следующие: кадровое обеспечение; профессиональное образование; труд и заработная плата; обеспечение безопасности транспортных средств; регулирование влияния транспорта на условия жизнедеятельности общества в сфере обеспечения экологического равновесия; регулирование социальной инфраструктуры.

Социальный аспект транспорта общего пользования заключается в определении степени влияния уровня его развития на основные параметры жизнедеятельности общества, в т.ч.: степень транспортной доступности объектов промышленности, сельского хозяйства, торговли, социальной сферы для доставки факторов производства; уровень затрат на воспроизводство человека; степень взаимодействия экономического потенциала города и деревни и обусловленные этим уровнем социальные условия жизнедеятельности населения; связанные с влиянием движения грузопотоков (достаточность или недостаточность транспортного обеспечения грузопотоков на вывоз или на ввоз).

Необходимо отметить, что в России активно применяется программно-целевой метод государственного регулирования развития транспортного комплекса, в частности разработаны Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [1], Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» [2], в наличии значительное количество научных работ разных лет, посвященных проблемам государственного регулирования транспортного комплекса на основе реализации системного подхода [3-10 и др.], в которых освещены вопросы совершенствования государственного регулирования развития транспортного комплекса, как на федеральном, так и на региональном уровне, но при этом в них не уделено достаточного внимания социальным аспектам транспортной политики.

В силу особенностей государственного регулирования социально-экономических процессов, сфера государственного регулирования социальных вопросов затрагивает как федеральный уровень, так и уровень субъекта федерации. При этом социальная политика на региональном уровне может отдельно включать транспортный блок по каждому из трех основных направлений:

• регулирование пассажирских тарифов;

• регулирование обеспечения населения отдаленных населенных пунктов продовольственными и

промышленными товарами через формирование госзаказа; финансирование развития транспорт-

ных сетей, в первую очередь автомобильных дорог; создание унитарных транспортных предприятий для обеспечения регулярной доставки грузов и пассажиров; • регулирование социальных процессов внутри ТК в соответствии с его региональными особенностями и целями и задачами развития региональной экономики.

Социальные аспекты государственного регулирования транспортного комплекса могут быть, в свою очередь, частью федеральной или региональной транспортной политики, а также частью политики, формируемой для отдельных видов транспорта в силу особенностей региональных транспортных комплексов и, соответственно, задач, которые определены приоритетами и методами государственного регулирования. Безусловно, каждый из этих социальных аспектов непосредственно связан с экономическими аспектами государственного регулирования и, вместе с тем, несет самостоятельную нагрузку, как в рамках общей социальной политики государства и форм и методов ее реализации, так и в рамках социальной политики на ТК в целом и на отдельных видах транспорта с учетом их специфики.

Параметры социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровне характеризуются множественностью. Поскольку как социальную, так и транспортную политику следует рассматривать как глобальную форму государственного регулирования, отдельные социальные аспекты государственного регулирования в этой сфере нацелены на повышение социально-экономического уровня жизнедеятельности населения страны через механизмы формирования и реализации экономической и социальной политики, отраслевых политик, в том числе транспортной политики, на федеральном и региональном уровнях.

Необходимость специального рассмотрения вопросов государственного регулирования социальной политики обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях финансово-экономического кризиса условия финансового обеспечения как целевых отраслевых программ, так и социальной политики в целом претерпевают существенные корректировки, что, в свою очередь, определяет необходимость взаимоувязки экономических и социальных аспектов использования адекватных методов государственного регулирования применительно к специфике транспортного комплекса. Таким образом, представляется возможным выделить два подхода к рассмотрению социальных аспектов государственного регулирования функционирования и развития транспортного комплекса: через призму социальной политики и через призму общих методов государственного регулирования с оценкой социальной составляющей (рис. 2).

Рис. 2. Роль и место транспортной политики в обеспечении социально-экономических условий

жизнедеятельности населения страны

Рассмотрим особенности взаимодействия различных методов государственного регулирования социальных процессов с позиций учета специфики транспортного комплекса и рассмотрения с позиций общего - социально-экономической политики, особенного - социальной политики, единичного -особенностей социальной политики на ТК. Каждый из подходов представляется продуктивным с позиций определения целей и задач государственного регулирования, поскольку в силу особенностей

государственного регулирования в процессе использования тех или иных методов государственного регулирования решаются локальные или глобальные задачи.

В целом вопросы социальной политики на федеральном уровне являются теоретически разработанными, и проблемы реализации разработанных методов государственного регулирования социальных процессов через инструменты социальной политики с той или иной степенью детализации определены для каждого региона, муниципального образования. В рамках этих программ преимущественно рассматриваются вопросы обеспечения пассажирских перевозок, регулирования тарифов на местные, внутрирегиональные и межрегиональные и федеральные перевозки, при этом практически не затрагиваются вопросы влияния тарифов на грузовые и пассажирские перевозки на транспортную активность населения и темпы роста/снижения ВРП, что, по нашему мнению, требует специального изучения.

Вместе с тем, каждый из методов государственного регулирования в той или иной степени оказывает влияние на социальные процессы, имея не только общее значение, но и внутриотраслевое и межотраслевое значение. Другими словами, каждый метод государственного регулирования в целом оказывает непосредственное или опосредованное влияние на основные отрасли экономической системы и также непосредственно или опосредованно влияет на характер социальных процессов. Это влияние может реализовываться через целевую функцию социальной политики, а может оказывать косвенное воздействие, которое также необходимо отдельно оценивать, реализуя комплексный подход к проблеме государственного регулирования социально-экономических процессов. Таким образом, представляется возможным определить в соответствии с основными социальными объектами государственного регулирования транспортного комплекса методы государственного регулирования, имеющие социальный характер/аспект (рис. 1).

При этом мы полагаем, что отдельные методы в рамках государственного регулирования взаимозависимы, т.к. они интегрируют меры образовательной политики, политики труда и заработной платы, мероприятий развития социальной инфраструктуры, кадровой политики (на уровне отрасли), политики обеспечения безопасности на транспорте, а также экологической политики, реализуемой в транспортном комплексе. Необходимо отметить, что социальные аспекты государственного регулирования могут быть встроены в экономические и организационные методы государственного регулирования и рассматриваться как отдельное (дополнительное, важное, приоритетное) условие, а могут рассматриваться как самостоятельные.

Прежде чем дать характеристику социальных аспектов государственного регулирования транспортного комплекса, отметим, что одной из существенных проблем является то, что определение адекватных методов государственного регулирования социальных процессов в транспортном комплексе необходимо увязывать как с позиций текущего и среднесрочного планирования, так и с долгосрочной перспективой в связи с тем, что, во-первых, объекты транспортной инфраструктуры проектируются, строятся, вводятся в действие, модернизируются и реконструируются в сроки, которые совпадают с общими границами среднесрочного планирования и долгосрочного прогнозирования; во-вторых, необходимо учитывать широкий спектр факторов, из которых наиболее актуальными являются вопросы прогноза финансово-экономического кризиса и его преодоления как в рамках краткосрочного, так и среднесрочного и долгосрочного планирования и прогнозирования.

Необходимость учета социального аспекта в рамках комплекса мер государственного регулирования функционирования и развития транспортного комплекса определяется также тем, что в Российской Федерации существуют значительные межрегиональные диспропорции [12], которые проявляются как в количественных, так и в качественных показателях и параметрах.

Количественные показатели - это показатели, которые определяют уровень заработной платы работников транспортного комплекса, продолжительности трудового стажа, характеристик пенсионного обеспечения; требований к образовательному уровню; квалификационных требований; нормативов по повышению квалификации. Так, например, различия в уровне заработной платы составляют от 5% до 45%, в то время как характер работы является одинаковым, и требования к результатам труда также одинаковыми: груз должен быть доставлен в срок, с минимальными потерями и пр.

Качественные показатели - это степень соответствия транспортных средств, транспортных путей, перегрузочной техники мировым образцам по широкому кругу эргономических характеристик, а также среднероссийским нормативным требованиям, отражающим текущее и перспективное представле-

ние об условиях труда на транспорте. При этом необходимо учитывать, что управление транспортным средством является профессиональной деятельностью повышенной опасности для окружающих, характеризуется широким и многообразным спектром воздействия.

Кратко охарактеризуем методы государственного регулирования, имеющие ярко выраженный социальный аспект. Во-первых, это кадровая политика, регулирование здесь осуществляется через особые требования к специалистам, занятым в конкретном виде транспорта и на предприятиях этого вида транспорта. Эти требования могут касаться квалификационных характеристик, требований к здоровью в целом, регламентирования отсутствия тех или иных вредных привычек и пр. Требования к кадрам тесно связаны с образовательной политикой, которая реализуется через систему средних специальных учебных заведений, систему высшего (профессионального) образования, систему повышения квалификации в соответствии с отраслевыми требованиями и особенностями. Финансирование этих блоков позволяет повысить уровень государственного регулирования этой сферы с целью минимизации ошибок человеческого фактора, обусловленных недостаточной компетенцией сотрудников на всех уровнях. Формирование системы образования в сфере транспорта по отраслевому принципу обеспечивает необходимый отбор и подготовку кадров в соответствии с целевыми установками на ускоренное инновационное развитие отечественной экономики.

Политика труда и заработной платы особенно важна на транспорте, что связано с повышенным уровнем опасности этой отрасли. Регламентирование времени труда и отдыха, требований к условиям труда, состоянию здоровья при управлении любым транспортным средством является абсолютно необходимым условием на современном этапе развития транспортного комплекса. Необходимость адекватной как профессиональным характеристикам, так и уровню опасности для окружающих деятельности определяет необходимость регламентирования заработной платы. Развитие социальной инфраструктуры как за счет государственного, так и за счет частного (корпоративного) финансирования обеспечивает лояльность сотрудников, стабильность трудовых коллективов, снижение издержек на поиск новых работников и их адаптацию на рабочих местах, что способствует стабильности в деятельности предприятий транспортного комплекса.

Меры по обеспечению безопасности на транспорте находятся в сфере повышенного внимания, как общества, так и государства. В этой сфере действует транспортное законодательство, которое включает в себя специальный федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. [11], в который постоянно вносятся поправки и изменения в соответствии с новыми экономическими и иными реалиями и задачами. Согласно закону, нормативное правовое регулирования обеспечения транспортной безопасности включает требования: по планированию и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, по кадровым требованиям, по информационному обеспечению в области транспортной безопасности; определяет порядок федерального государственного контроля (надзора) в сфере транспортной безопасности, регламентирует права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности; определяет требования к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и порядок аккредитации подразделений транспортной безопасности.

Экологическая политика становится все более значимым фактором социально-экономического развития [13], что связано с ростом техногенного влияния на условия жизнедеятельности населения, а также с ростом ответственности населения за свое здоровье. В связи с тем, что транспортные средства, в силу своей роли в обеспечении доставки грузов и пассажиров, являются практически самым массовым средством производства и, следовательно, самыми загрязняющим воздух, почвы и пр. производственными агрегатами, поиск путей минимизации воздействия транспортного комплекса на внешнюю для человека среду является общим направлением научных исследований, технологических новаций и государственного регулирования.

Таким образом, в целом представляется возможным практически по каждому методу государственного регулирования функционирования и развития ТК выявить социальные аспекты и оценить степень их влияния на реализацию целевых для каждого метода установок. Методологической базой в рассмотрении этой проблемы являются следующие исходные положения. Во-первых, каждый метод государственного регулирования имеет конкретную экономическую цель. Во-вторых, достижение этой цели является вероятностным процессом, определяемым совокупностью факторов.

В-третьих, достижение цели определяется как качеством целеполагания, так и адекватностью выбранного метода для достижения цели. В-четвертых, специфика транспортного комплекса определяется тем, что выбор транспорта или транспортной схемы доставки грузов может быть, как правило, многовариантным, как в экономическом, так и в социальном плане. В-пятых, транспортный комплекс по своей организационно-правовой характеристике отражает все возможные формы собственности: государственную, смешанную, совместную, ведомственную, личную при одновременном использовании транспортных путей, находящихся в федеральной собственности, что и определяет ключевую роль государства в потенциальной возможности эффективного регулирования транспортного комплекса.

В-шестых, для каждого метода государственного регулирования может быть определена социальная составляющая, которую следует учитывать при выборе метода государственного регулирования с учетом степени ее влияния на конкретные целевые показатели используемого метода, которая прямо или косвенно связана с кадровой и/или образовательной политикой, политикой труда и заработной платы на отдельных видах транспорта с учетом региональной составляющей; степени обеспечения сотрудников и работников объектами социальной инфраструктуры (поликлиники, больницы, ясли, детские сады, санатории, дома культуры, спортивные залы и стадионы и пр.).

Выделение социальных аспектов при совершенствовании системы государственного регулирования ТК и их учет при разработке целевых программ развития транспортного комплекса, как на федеральном, так и на региональном уровне, позволит повысить эффективность программно-целевого планирования и прогнозирования с учетом особенностей влияния транспортной отрасли на социально-экономическое развитие страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» от 05.12.2001 г. № 848.

2. Распоряжение Правительства РФ «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» от 22.11.2008 г. № 1734-р.

3. Экономика транспорта: управление в рыночных условиях / под ред. О.В. Белого. СПб.: Изд-во «Наука», 2014. 204 с.

4. Галабурда В.Г. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1996. 295 с.

5. Гончарук О.В. Управление транспортом: вопросы теории и практики. СПб.: Изд-во «Наука», 1994. 219 с.

6. Громов H.H., Персианов В.А., Усков Н.С. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2003. 528 с.

7. Гукетлев Ю.Х. Региональный транспортный комплекс: формирование и развитие рыночных систем регулирования. Майкоп: МГТУ, 2006. 168 с.

8. Жуков В.А. Транспортный комплекс региона: системно-стратегическое управление: дисс. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 144 с.

9. Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. 240 с.

10. Локтев А.А. Совершенствование механизма государственного регулирования развития транспортного комплекса: дисс. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2006. 158 с.

11. Федеральный закон «О транспортной безопасности в Российской Федерации» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ.

12. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Теоретические аспекты учета динамических характеристик социально-экономических систем в управлении региональным развитием // Известия Русского географического общества. 2011. Том 143. № 6. С. 42-50.

13. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем: монография / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. СПб., 2014. 706 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.