Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития качества трудовой жизни'

Государственное регулирование развития качества трудовой жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / QUALITY OF WORKING LIFE / GOVERNMENT CONTROL / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафина Лилия Моратовна

Современные аспекты формирования качества жизни предполагают анализ различных сфер жизни индивидуума. Такой подход позволяет выделить ключевые факторы, соответственно, сосредоточить внимание на их исследовании. Особое значение в формировании качества жизни современного человека играет качество его трудовой жизни. Качество трудовой жизни (КТЖ) рассматривается как результат такого уровня социально-трудовых отношений между работником и работодателем, при котором достигается удовлетворение потребностей работника и достижение целей организации. Очевидно, что такая трактовка требует изучения вопроса о роли современных институтов в гармонизации социальнотрудовых отношений. В связи с этим исследование государственного регулирования развития КТЖ является актуальным. Автор исследует трансформацию роли государства в современных концепциях и теориях развития экономических систем и общественного сектора. Научная новизна исследования заключается в постановке и решении важной теоретической проблемы систематизации подходов к государственному регулированию развития КТЖ. В работе представлена классификация методов регулирования КТЖ со стороны государства. Представлена характеристика действующей нормативно-правовой базы, где используется категория КТЖ. Автором обоснована необходимость правовой оценки и закрепления понятия в законодательной базе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT CONTROL IN THE QUALITY OF WORKING LIFE

Modern aspects of life quality management involve research in various aspects of the individual’s life. This approach allows detecting major factors and concentrates on their studying. The quality of working life is crucial for the modern person’s life quality. Quality of working life (QWL) is viewed as the result of labour relations between the employee and the employer, balanced in such a way as to allow the employee satisfy their needs and the organization to reach its goals. Therefore, there arises the issue of modern social institutions’ role in social and labour relations’ harmonization and government control over QWL. The author studies the transformation of the state’s role in modern concepts and theories of economic systems and social sector. The study presents scientific novelty as it puts forth and solves an important theoretical problem in systematization of government regulation in QWL improvement. The paper presents a classification of methods for government control over the quality of working life and a survey of current regulatory framework in QWL. The author gives the grounds for its legal estimate and introducing the concept into the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития качества трудовой жизни»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-9-19 УДК 331.07

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ

Сафина Л.М.

Современные аспекты формирования качества жизни предполагают анализ различных сфер жизни индивидуума. Такой подход позволяет выделить ключевые факторы, соответственно, сосредоточить внимание на их исследовании.

Особое значение в формировании качества жизни современного человека играет качество его трудовой жизни. Качество трудовой жизни (КТЖ) рассматривается как результат такого уровня социально-трудовых отношений между работником и работодателем, при котором достигается удовлетворение потребностей работника и достижение целей организации. Очевидно, что такая трактовка требует изучения вопроса о роли современных институтов в гармонизации социально- трудовых отношений. В связи с этим исследование государственного регулирования развития КТЖ является актуальным.

Автор исследует трансформацию роли государства в современных концепциях и теориях развития экономических систем и общественного сектора. Научная новизна исследования заключается в постановке и решении важной теоретической проблемы систематизации подходов к государственному регулированию развития КТЖ.

В работе представлена классификация методов регулирования КТЖ со стороны государства. Представлена характеристика действующей нормативно-правовой базы, где используется категория КТЖ. Автором обоснована необходимость правовой оценки и закрепления понятия в законодательной базе РФ.

Ключевые слова: качество трудовой жизни ; государственное регулирование; социальное партнерство.

GOVERNMENT CONTROL IN THE QUALITY OF WORKING LIFE

Safina L.M.

Modern aspects of life quality management involve research in various aspects of the individual s life. This approach allows detecting major factors and concentrates on their studying.

The quality of working life is crucial for the modern person's life quality. Quality of working life (QWL) is viewed as the result of labour relations between the employee and the employer, balanced in such a way as to allow the employee satisfy their needs and the organization to reach its goals. Therefore, there arises the issue of modern social institutions' role in social and labour relations' harmonization and government control over QWL.

The author studies the transformation of the state's role in modern concepts and theories of economic systems and social sector. The study presents scientific novelty as it puts forth and solves an important theoretical problem in systematization of government regulation in QWL improvement.

The paper presents a classification of methods for government control over the quality of working life and a survey of current regulatory framework in QWL. The author gives the grounds for its legal estimate and introducing the concept into the legislation of the Russian Federation.

Keywords: quality of working life; government control; social partnership. Введение

Государство занимает особое место в системе регулирования экономических процессов. На первоначальных этапах формирования представлений о роли государства в экономике и поиска путей построения эффективного взаимодействия общества и государства наиболее значимой с позиции теории развития являются идеи, предложенные немецким экономистом Ф. Листом. С его точки зрения, именно активная протекционалистская и импортозамещающая политика государства позволяет обществу рассчитывать на высокие темпы экономического роста с целью преодоления отставания и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Эти идеи активно были развиты и в XX веке, в различных линейных моделях экономического роста (У Ростоу, модель Харрода-Домара). [1, с. 15] В то же время вторая половина XX века ознаменовалась значительным экономическим успехом Японии и стран Юго-Восточной Азии, что обогатило теорию и практику экономических исследований по вопросу взаимодействия государства и общества. Был сделан вывод, что экономический рост этих стран был, в том числе обусловлен значительным объемом инвестиций государства в развитие человеческого капитала, в формирование лучших условий трудовой деятельности.

Современные модели экономики стран - это в первую очередь разнообразные варианты реализации модели смешанной экономики. В контексте взаимодействия общества и государства реализация модели строится в рамках от неолиберальных идей до эгалитарной политики. С точки зрения развития качества трудовой жизни (КТЖ) неолиберальная концепция, определяющая ослабление роли государства в решении социальных проблем, предполагает, что работник самостоятельно формирует качество в процессе трудовой деятельности. Для этого он использует весь свой человеческий потенциал, активно демонстрируя инициативу и неся ответственность за результаты.

Другая позиция с точки зрения реализации эгалитарной политики, предполагает варианты активной поддержки государства социально-экономического развития общества. Активная реализация кейнсианской бюджетной политики и «экономики благосостояния» по А.К. Пигу вывели государство в ранг гаранта справедливости распределения общественного богатства. На практике вариантами такой политики являлась и советская экономическая система, и западная социалистическая система по скандинавской модели стран, и разнообразные сочетания подходов в процессе поиска собственной уникальной модели взаимодействия государства и общества в экономически развитых странах мира в период после Второй мировой войны и до кризиса 70-ых гг. Кризис определяет смену парадигмы в пользу более либеральных подходов. Это обусловлено не сколько ростом общественного сознания и достижением значительного уровня благополучия, сколько недостатком финансирования в кризисные периоды всех социально ориентированных проектов. Аналогичная тенденция наблюдается в настоящий момент как следствие глобального экономического кризиса 2009-2010 гг., а в российских условиях ухудшением экономической ситуации ввиду сложного и неоднозначного вопроса по Украине.

Анализ российских и зарубежных источников

В настоящее время значительный интерес к вопросу формирования и развития КТЖ определил рост исследований в данном направлении как со стороны практиков в России и на западе, так и со стороны академической науки. Первоначально концепция качества трудовой жизни активно разрабатывалась в США и странах Западной Европы и, в качестве самостоятельного научного направления, сформировалось в 60-70-е годы XX века. Значительный вклад в формирование представлений о качестве трудовой жизни и качестве жизни вообще внесли М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Маслоу, Э. Мэйо, Ф Герцберг, Дж. Гэлбрейт, Д. Макгрегор, Р. Уол-тон, Э. Лоулер, Ж. Роде.

С начала 90-х годов прошлого века концепция КТЖ активно исследуется российскими учеными: М.А. Винокуровым, А.П. Егоршиным, Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьян, Ю.П. Кокиным, Ю.Г. Одеговым, Н.Н. Мазаевой, А.К. Зайцевым, Б.М. Генкиным, Н.А. Волгиным, Н.А. Гореловым, О.А. Платоновым, В.Ф. Потуданской, Г.Э. Слезингером, П.Э. Шлендером, Н.М. Рима-шевской, В.Н. Бобковым, Н.И. Тучковым, В.А.Цыганковым, И.В. Цыганковой, Л.Г. Миляевой, Е.Г. Жулиной и др.

Общий анализ источников показал, что вопрос влияния государства на формирование и развитие КТЖ в российской практике практически не исследовался.

Результаты исследования

Современная экономическая теория государства выделяет два основных подхода к определению позиции государства в процессе его возникновения, а именно, теория общественного договора и теория эксплуатации. В тоже время институциональная теория дает свою модель государства (по Д. Норту) и его роль в регулировании экономики сопряжена с двойственной природой целей, преследуемых государством. С одной стороны базовое воздействие, через структуру прав собственности, нацелено на получение максимального экономического эффекта самим государством, с другой стороны, эта же система должна обеспечивать рост доходов общества. [2, с. 213] Противоречивость целей предопределяет неустойчивость в долгосрочной перспективе сохранения темпов экономического развития общества.

Для понимания процесса формирования КТЖ и определения роли государства в его развитии, в качестве отправной точки рассуждений мы определяем следующие экономические функции государства. Во-первых, государство регулирует рынок с использованием разнообразных инструментов. В-вторых, современное общество функционирует в условиях, когда государство активно восполняет недостатки, «провалы» рынка. В-третьих, государство не просто аккумулирует ресурсы общества, но активно их перераспределяет также с использованием разнообразных инструментов. На наш взгляд, именно такое представление об экономических функциях государства позволяет определить степень государственного воздействия на формирование условий активного развития КТЖ. В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных классификации методов, форм и видов государственного регулирования экономических аспектов развития общества. В своем исследовании мы будем придерживаться традиционных подходов к классификации методов госрегулирования, актуализируя их в разрезе формирования и развития КТЖ в российских условиях (рис. 1).

Рис. 1. Группировка методов регулирования КТЖ со стороны государства

Весь представленный спектр методов и подходов в различном их сочетании используется разными государством как инструменты воздействия на субъекты формирования и развития КТЖ, но с разной степенью успешности. Это связано с тем, что КТЖ - это результирующий показатель и его уровень не может быть оценен величиной бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятия по повышению КТЖ или количеством органов, осуществляющих контроль и надзор. В экономическом аспекте должен быть оценен уровень государственных и частных расходов [9, с. 44] приведенный к численности занятого населения. С точки зрения социальной составляющей - доступность блага для удовлетворения базовыми параметрами КТЖ.

Формирование и развитие качества трудовой жизни (КТЖ) в современных условиях не возможно без развития действующей законодательной базы. Система нормативно-правового регулирования является определяющим фактором и фундаментальной базой закрепляющей основные институты правового понятия и регулирования КТЖ. На сегодняшний день в законодательстве нет четкого определения и содержания понятия КТЖ. Это связано, в первую очередь, со сложностью формирования юридического понятия как правовой категории. [9] Однако, значительный научный и практический интерес к данному вопросу определяет существенный рост в области исследований КТЖ. На сегодняшний день на уровне законодательной базы данное определение было зафиксировано в области межгосударственных отношений и отображено в решении Экономического совета СНГ.

Так, решение Экономического совета СНГ определяет КТЖ как «условие производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных способностей и др. Качество трудовой жизни находит свое выражение в повышении чувства удовлетворенности трудом, в стремлении повышать квалификацию...» [3]. Данное определение сформулировано максимально узко как в экономическом, так и в правовом смысле и слабо отражает экономическую и правовую составляющую данной категории.

При этом анализ использования понятия КТЖ в нормативно-правовых актах РФ разного уровня свидетельствует, что в настоящий момент нет единого подхода к сущностному определению категории. Так в Программе развития угольной промышленности на период до 2030 года КТЖ рассматривается как механизм совершенствования социального партнерства. [4]

В другом локальном нормативном акте, а именно, в постановлении Правительства Санкт-Петербурга в сфере занятости населения рассматривается положение о «формировании экономически эффективной системы рабочих мест, отвечающих уровню европейских стандартов качества трудовой жизни». В этом постановлении КТЖ должно быть достигнуто за счет совершенствования механизмов социального партнерства, улучшения условий труда. [5]

В тоже время, в «Программе повышения качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» повышение КТЖ работников с несовершеннолетними детьми предполагает гарантию занятости этой категории работников.[6]

Тем не менее, сама система нормативно-правового регулирования в части формирования КТЖ существует, но весьма противоречива в российской практике. Это связано с тем, что среда формирования КТЖ, а именно, система правового регулирования социально-трудовых отношений между субъектами (основными субъектами выступают работник и работодатель) не достаточно регламентируется государством посредством законодательного обеспечения условий взаимодействия между субъектами.

Сложность самой исследуемой категории определяет поиск специфических подходов к классификации и систематизации нормативно-правовой базы. Традиционная привязка классификации к объектам, субъектам и компонентам КТЖ, на наш взгляд, затруднена в связи с тем, что эта категория отличается наличием как объективных, так и субъективных параметров оценки КТЖ. В связи с этим, наиболее приемлемым вариантом является использование в качестве отправной точки группировку факторов формирования КТЖ предложенную Жули-ной Е.Г. [7] В данной классификации факторы формирования и развития КТЖ сгруппированы по признаку возникновения в шесть уровней: мега-, макро-, мезо-, микро-, мини- и наноу-

ровень. Соответственно, каждый уровень характеризуется собственным объемом наполнения нормативно-правовой базы. Мега-уровень представлен различными международными трудовыми соглашениями, ратифицированными РФ. Макро-уровень представлен Конституцией РФ, Кодексами РФ, федеральными законами, Указами и постановлениями Президента и Правительства РФ, а также различных отраслевых министерств и ведомств. Мезо-уровень отражает региональный и отраслевой аспект нормативно-правовой базы трудовой и социальной сферы. Мини-уровень содержит внутренние нормативные документы каждого конкретного предприятия. Микро-уровень представлен нормативными документами структурных подразделений предприятия, а нано-уровень - это уровень договора каждого работника предприятия с работодателем.

Можно также рассмотреть и более общий подход к классификации всей нормативно-правовой базы среды формирования КТЖ. Очевидно, что КТЖ формируется в условиях самостоятельно определяемых работодателем в рамках существующего правового пространства и действующего законодательства. С позиции направления формирования взаимодействия между работником и работодателем можно выделить следующие группы нормативно-правовых актов. Во-первых, защитная - сюда относятся нормы права, определяющие обязанности работодателя по отношению к работнику и гарантирующие права работника. Вторая группа - взаимодействия - это нормы определяющие возможность договорных отношений между работником и работодателем в рамках социального партнерства. Третья группа - контрольная - представлена нормами права, позволяющими осуществлять надзор и определять степень наказания за не соблюдение действующего трудового законодательства.

Заключение

На наш взгляд, объективная сложность и проблематика рассматриваемого вопроса заключена на сегодняшний день в отсутствие понимания необходимости правовой оценки и нормативного закрепления понятия КТЖ. Однако, все это не исключает изучение и систематизацию сложившейся нормативно-правовой базы в области КТЖ.

Представленные подходы к классификации нормативно-правовой базы формирования и развития КТЖ позволяют не просто определить степень развития и уровень правового регулирования в области КТЖ, но и по средствам сравнительно правового анализа, позволяют установить и выявить те или иные правоотношения требующие соответствующего правового регулирования. Соответственно, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы КТЖ должно формироваться с условием развития не только каждого элемента КТЖ по отдельности, но

и с позиции формирования единого комплексного, многоуровневого интеграционного взаимодействия всех субъектов социально трудовых отношений по поводу развития КТЖ в целом и

закрепление этой категории в российском законодательстве.

Список литературы

1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. - М.: ИНФРА-М, 2013. 345 с.

2. Васильцова В.М., Тертышный С.А. Институциональная экономика. - СПб.: Питер, 2013. 256 с.

3. Жулина Е.Г. Формирование и развитие качества трудовой жизни: теория, методология исследования, социально-экономическое управление: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Саратов, 2011. 49 с.

4. О программе «Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011№577. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О проекте Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн, участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах-участниках СНГ на 2006-2010 годы. [Электронный ресурс]: Решение Экономического совета СНГ от 16.12.2005. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Об Основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики РФ в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2010 №15 (ред. от 13.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2014 №1099-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Токсанбаева М.С. Социальные интересы работников и использование трудового потенциала. - М.: Наука, 2006. 264 с.

9. Elena Fakhrutdinova, Liliya Safina, Daniya Shigapova and Ramil Yagudin. World Applied Sciences Journal, 27(2013): 92-96. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.emf.19

References

1. Akhinov G.A., Zhil'tsov E.N. Ekonomika obshchestvennogo sektora. - Moscow: INFRA-M, 2013. 345 p.

2. Vasil'tsova V.M., Tertyshnyy S.A. Institutsional'naya ekonomika. - Sankt-Peterburg: Piter, 2013. 256 p.

3. O proekte Kontseptsii razvitiya sotsial'nykh i meditsinskikh osnov uluch-sheniya kachestva zhizni i profilaktiki poteri trudosposobnosti veteranov voyn, uchastnikov lokal'nykh konfliktov, mirotvorcheskikh operatsiy i zhertv terrorizma v gosudarstvakh-uchastnikakh SNG na 2006-2010 gody. [Elektronnyy resurs]: Reshenie Ekonomicheskogo soveta SNG ot 16.12.2005. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Programma razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2030 goda. [Elektronnyy resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21.06.2014 №1099-r. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

5. Ob Osnovnykh napravleniyakh deyatel'nosti ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti Sankt-Peterburga po realizatsii gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere truda i zanyatosti naseleniya v Sankt-Peterburge na period do 2015 goda [Elektronnyy resurs]: Postanov-lenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 20.01.2010 N 15 (red. ot 31.07.2013). Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

6. O Programme «Povyshenie kachestva zhizni detey i semey s det'mi v Sankt-Peterburge» na 20112013 gody [Elektronnyy resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 17.05.2011 N 577. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. Zhulina E.G. Formirovanie i razvitie kachestva trudovoy zhizni: teoriya, metodologiya issledo-vaniya, sotsial'no-ekonomicheskoe upravlenie: Avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. - Saratov, 2011. 49 p.

8. Toksanbaeva M.S. Sotsial'nye interesy rabotnikov i ispol'zovanie trudovogo potentsiala. - Moscow: Nauka, 2006. 264 p.

9. Elena Fakhrutdinova, Liliya Safina, Daniya Shigapova and Ramil Yagudin. Legislative Provision of the Quality of Working Life in Russia. [World Applied Sciences Journal], no.27(2013): 92-96.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Сафина Лилия Моратовна, старший преподаватель кафедры сервиса и туризма

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма Деревня Универсиады, д. 35, г. Казань, Республика Татарстан, 420138, Россия e-mail: lilisafina@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2864-8425

DATA ABOUT THE AUTHORS

Safina Lilia Moratovna, senior instructor to chair of service and tourism Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism 35, Universiade Village, Kazan, Republic of Tatarstan, 420138, Russia e-mail: lilisafina@yandex.ru

Рецензент:

Кайгородова Г.Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры ценных бумаг, биржевого дела и страхования Института управления, экономики и финансов, Казанского (Приволжского) федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.