Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мессауди Мохамед Амин, Горлова О.С.

В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования автомобильной промышленности в Евросоюзе. Изучается роль отрасли для стран ЕС, проводится анализ ее современного состояния, рассматриваются меры государственного регулирования. Выявлено, что наихудшим периодом для европейской автомобилестроительной отрасли был период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Сделан вывод, что, несмотря на меры государственной поддержки европейского автопрома, к производителям предъявляются самые жесткие требования в области экологичности продукции, ее безопасности, а также увеличения энергоэффективности автомобилей, что является серьезным препятствием к дальнейшему развитию отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN THE EUROPEAN UNION

The article deals with the main aspects of state regulation of the automotive industry in the European Union. The role of the industry for the EU countries is studied, its current state is analyzed, and state regulation measures are considered. It was revealed that the worst period for the European automotive industry was the period of the pandemic of a new coronavirus infection Covid-19. It is concluded that, despite the measures of state support for the European automotive industry, manufacturers are subject to the most stringent requirements in the field of environmental friendliness of products, their safety, as well as increasing the energy efficiency of cars, which is a serious obstacle to the further development of the industry

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ»

«Гуманитарный научный журнал»

2022, №2

Электронный научный журнал ISSN 2078-9661

УДК 629.331

Мессауди Мохамед Амин, Горлова О. С.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия,

Государственное регулирование развития автомобильной промышленности в Европейском Союзе

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты государственного регулирования автомобильной промышленности в Евросоюзе. Изучается роль отрасли для стран ЕС, проводится анализ ее современного состояния, рассматриваются меры государственного регулирования. Выявлено, что наихудшим периодом для европейской автомобилестроительной отрасли был период пандемии новой коронавирусной инфекции Covid-19. Сделан вывод, что, несмотря на меры государственной поддержки европейского автопрома, к производителям предъявляются самые жесткие требования в области экологичности продукции, ее безопасности, а также увеличения энергоэффективности автомобилей, что является серьезным препятствием к дальнейшему развитию отрасли.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, Европейский Союз (ЕС), отрасль экономики, государственное регулирование

Образец цитирования: Мессауди М. А., Горлова О. С.Государственное регулирование развития автомобильной промышленности в Европейском Союзе // Гуманитарный научный журнал. 2022. №2. С 98-102.

Messaudi Mohamed Amin, Gorlova O. S. State regulation of the development of the automotive industry in

the European Union

Annotation: The article deals with the main aspects of state regulation of the automotive industry in the European Union. The role of the industry for the EU countries is studied, its current state is analyzed, and state regulation measures are considered. It was revealed that the worst period for the European automotive industry was the period of the pandemic of a new coronavirus infection Covid-19. It is concluded that, despite the measures of state support for the European automotive industry, manufacturers are subject to the most stringent requirements in the field of environmental friendliness of products, their safety, as well as increasing the energy efficiency of cars, which is a serious obstacle to the further development of the industry

Key words: automotive industry, European Union (EU), sector of the economy, government regulation

For citation: Messaudi M. A., Gorlova O. S. State regulation of the development of the automotive industry in the European Union// Humanitarian scientific journal. 2022. №2. pp 98-102 (In Russ.)

Роль автомобильной промышленности для Европейского Союза.

Автомобильная промышленность Европейского Союза (ЕС) выступает главной отраслью национальных экономик стран, входящих в Союз, и способствует их социально-экономическому развитию. Следует отметить, что отрасль не только обеспечивает рост ВВП стран ЕС (доля отрасли в

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2022, №2 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

ВВП ЕС составляет 7%), но и способствует развитию иных смежных отраслей национальных экономик (текстильная, химическая промышленности, а также информационно-телекоммуникационные технологии). Кроме того, автомобильная промышленность влияет на занятость населения в европейских странах, обеспечивая тем самым повышение качества жизни населения. Согласно аналитическим данным компании ERAI, автомобильная промышленность ЕС обеспечивает в общей сложности рабочими местами более 13,8 млн. европейцев (6,1% всего занятого населения ЕС являются работниками данной отрасли - 14,6 млн. человек). Причем в производстве моторных транспортных средств напрямую заняты 2,6 млн. жителей Союза (8,5% всех занятых в промышленности), в продажах и обслуживании - 4,5 млн., в транспорте -5,1 млн. человек. Однако проблемы, связанные с последствиями пандемии нового коронавируса, а также ситуацией, сложившейся с антироссийскими санкциями, серьезно подорвали автомобильную промышленность крупнейших западных стран-производителей.

Современное состояние автомобильной отрасли Европейского Союза. Европейские компании выпускают легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и другие виды мало- и крупногабаритного транспорта. В целом, автоконцернам из ЕС принадлежит 38 марок легковых автомобилей, продающихся по всему миру. Так, на европейских производителей автомобильной промышленности приходится более 30% мирового производства автомобилей. В сегменте автомобилей премиум-класса Германия занимает третье место после Китая и США (табл. 1).

Таблица 1 - Рейтинг мировых производителей автомобильных премиум-моделей в 2021 _году_

№ Страна-производитель Кол-во произведенных машин

1 Китай 2,79 млн.

2 США 1,89 млн.

3 Германия 0,72 млн.

4 Великобритания 0,43 млн.

5 Южная Корея 0,34 млн.

Источник: составлено автором по: Владимирский И. Мировая статистика-2021: самые популярные бренды, крупнейшие рынки // «АвтоРевю» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://autoreview.ru/news/mirovaya-statistika-2021 -samye-populyarnye-brendy-krupneyshie-rynki (дата обращения: 02.04.2022)

В последние годы крупнейшим производителем автомобилей в ЕС был Volkswagen Group (Volkswagen, Audi, Scoda, Seat, Porsche), PSA Group (Peugeot, Citroen, Opel) и Renault Group (Renault, Dacia). На страны ЕС до пандемии приходилась почти половина экспорта товаров автомобильной отрасли, что обеспечивало им лидерство на глобальном рынке. Главным экспортером из Европы была Германия. Также весомое положение на

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2022, №2 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

мировом рынке занимали Бельгия, Испания, Франция и Италия. Однако в 2021 году только немецкие Volkswagen и BMW вошли в список десяти крупнейших производителей мирового автопрома. На первом месте в рейтинге была японская компания Toyota (табл. 2).

Таблица 2 - Рейтинг крупнейших производителей автомобилей в 2021 году

Место в рейтинге Название компании Производство автомобилей

1 Toyota 8 120 478

2 Volkswagen 4 923 233

3 Honda 3 893 038

4 Ford 3 492 863

5 Hyundai 3 403 871

6 Nissan 3 213 480

7 Suzuki 2 707 047

8 Kia 2 584 415

9 Chevrolet 2 349 304

10 BMW 2 215 835

Источник: составлено автором по материалам: ТОП-100 производства автомобильных марок в 2021 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://auto.vercity.ru/statistics/production/marks/2021/ (дата обращения: 02.04.2022)

Несмотря на активные темпы развития автомобильной промышленности ЕС в последнее десятилетие, в последние годы в отрасли наметился серьезный спад. В первую очередь, ключевым фактором этого спада стала пандемия нового коронавируса Covid-19, когда многие заводы вынуждены были простаивать в связи с локдаунами, а также задержкой поставок комплектующих для автомобилей из других стран. По оценкам Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), с началом пандемии был зафиксирован самый серьезный спад в истории европейского автомобильного рынка. Продажи составили 9,94 млн. автомобилей, что соответствовало сокращению продаж на 23,7% по сравнению с 2019 годом. В 2021 году также произошло сокращение продаж европейских автомобилей. К примеру, моделей Mercedes было продано в 2021 году на 11% меньше по сравнению с предыдущим периодом, Audi - на 2%. Только продажи BMW выросли на 4%.

Кроме того, серьезное влияние на снижение темпов роста отрасли оказало ужесточение требований к уровню вредных выбросов, что серьезно сказалось на объемах продаж таких автомобильных марок, как Audi и Porsche. В настоящее время, в условиях антироссийских экономических санкций, которые объявили Российской Федерации страны Запада, ряд автомобильных компаний ушел с российского рынка, потеряв

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2022, №2 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

таким образом существенную долю рынка сбыта произведенных автомобилей.

Например, в 2021 году во Франции было произведено 1 310 260 автомобилей, в 2022 году (с января по март) - 192 522 автомобилей; в Германии в 2021 году показатель производства составил 3 353 245, а с января по март 2022 года - 593 663. Таким образом, можно констатировать тот факт, что если темпы производства в 2022 году сохранятся на таком же уровне, то по итогу текущего года в автомобильной промышленности будут наблюдаться отрицательная динамика.

Меры государственного регулирования автомобильной отрасли в Европейском Союзе. На развитие автомобильной отрасли европейских стран серьезное влияние всегда оказывала государственная поддержка. Национальные правительства вводят как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки автомобильных концернов (например, льготные займы, субсидии на покупку транспортных средств потребителями на внутреннем рынке и пр.) Особую роль играет поддержка автомобильной отрасли со стороны различных организаций, которые также поддерживаются государствами. Через эти организации, по оценкам Европейской Ассоциации Автомобильных Поставщиков (^ЕРА), производители деталей и компонентов ежегодно инвестируют более 20 млрд. евро в НИОКР, способствуя таким образом более активному технологическому развитию отрасли.

Однако ряд исследователей отмечают тот факт, что европейская автомобильная промышленность является одной из самых «зарегулированных» отраслей национальных экономик стран мира. Так, именно в ЕС чаще всего происходит повышение требований к экологичности автомобильной продукции, ее безопасности, а также увеличению энергоэффективности автомобилей. Подобные меры объясняются со стороны правительств европейских стран обеспечением высокой конкурентоспособности автомобилей из ЕС на мировом рынке. Однако европейские производители считают, что вводимые ограничения серьезно усложняют работу автоконцернов. Это становится причиной вывода промышленных предприятий автомобильных компаний за пределы ЕС.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, в которой крупнейшие автоконцерны ЕС находятся под давлением не только конкурентов, поставщиков, потребителей, но и государства. В ближайшее время лидерство европейских концернов на мировом рынке может встать под угрозу. Длительные простои в период локдауна, уход с российского рынка большинства европейских марок, наращивание производства в развивающихся странах, а также ужесточение государственного

2022, №2

«Гуманитарный научный журнал»

Электронный научный журнал

ISSN 2078-9661

регулирования - все это самым неблагоприятным образом уже сказывается на деятельности европейских автомобильных компаний.

Выводы. Несмотря на активные темпы своего развития в последние десятилетия, автомобильная промышленность ЕС столкнулась с чередой кризисов, которые серьезно сказались на деятельности европейских автоконцернов. Так, существенно повлиял кризис, связанный с пандемией Соу1ё-2019, а также антироссийские санкции, к которым присоединилось большинство стран ЕС. В этой связи следует сделать вывод, что в условиях кризисных тенденций автомобильная промышленность ЕС требует серьезной поддержки государства, в том числе снижения требований к производителям и установления льготного налогообложения. От дальнейшей поддержки со стороны национальных правительств будет зависеть дальнейшее развитие отрасли стран ЕС.

1. Алиева А.Б. Позиции европейских автоконцернов в мировой автомобильной промышленности // Инновации и инвестиции. - 2020. - №5 - С. 62-66

2. Владимирский И. Мировая статистика-2021: самые популярные бренды, крупнейшие рынки // «АвтоРевю» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://autoreview.ru/news/mirovaya-statistika-2021-samye-populyarnye-brendy-krupneyshie-rynki (дата обращения: 02.04.2022)

3. Европейская автомобильная промышленность: текущее состояние, риски и перспективы модального сдвига [Электронный ресурс] Режим доступа: https://index1520.com/analytics/evropeyskaya-avtomobilnaya-promyshlennost-tekushchee-sostoyanie-riski-i-perspektivy-modalnogo-sdviga/ (дата обращения: 16.04.2022)

4. Т0П-100 производства автомобильных марок в 2021 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://auto.vercity.ru/statistics/production/marks/2021/ (дата обращения: 02.04.2022)

5. Статистика производства новых автомобилей в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://auto.vercity.ru/statistics/production/2022/ (дата обращения: 16.04.2022)

6. Research and Innovation // ACEA. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.acea.be/industry-topics/tag/category/research-and-innovation (data access: 02.04.2022)

Информация об авторах:

Мессауди Мохамед Амин, студент магистратуры по направлению «Международный менеджмент» (Алжир), ФГБОУ ВО Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Горлова О. С., к.и.н., доцент кафедры «Менеджмент» экономического факультета, заместитель декана по учебной работе, ФГБОУ ВО Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Information about the authors:

Messaudi Mohamed Amin, Master's student in the direction of "International Management" (Algeria) FSBEI HE "Peoples' Friendship University of Russia"

Gorlova O. S., Candidate of History, Associate Professor of the Department of Management, Faculty of Economics, Deputy Dean for Academic Affairs, Peoples' Friendship University of Russia

Библиографический список

«Гуманитарный научный журнал»

2022, №2

Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.