Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В КОМПАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ'

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В КОМПАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобан Н.В.

Текущий глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает новые угрозы для развития автомобилестроения и актуализирует проблематику исследований трансформаций, происходящих в отрасли под воздействием кризиса. Массовые остановки производств, продаж, появление дефицита комплектующих бросают новые вызовы автопроизводителям. Цель статьи - на основе проведенного исследования оценить влияние глобального экономического кризиса на развитие мировой автомобильной промышленности и определить принятые антикризисные меры, с помощью которых мировые автопроизводители справляются с проблемами. В работе было выявлено, что электрическая мобильность батарей, подключение и цифровизация, электрическая и гибридная мобильность топливных элементов зарекомендовали себя как ключевые антикризисные меры в отрасли. Стратегии субсидирования и налоговых льгот являются важными антикризисными инструментами. Кроме того, производство медицинских изделий стало первоочередной задачей автомобильных компаний с целью выживания в период пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF OVERCOMING CRISIS SITUATIONS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY COMPANIES

The current global economic crisis caused by the COVID-19 pandemic creates new threats to the development of the automotive industry and actualizes the problems of research on transformations taking place in the industry under the influence of the crisis. Mass shutdowns of production, sales, and the appearance of a shortage of components pose new challenges to automakers. The purpose of the article is to assess the impact of the global economic crisis on the development of the global automotive industry on the basis of the conducted research and to determine the anti-crisis measures taken by which global automakers cope with the problems. The work revealed that the electric mobility of batteries, connection and digitalization, electric and hybrid mobility of fuel cells have proven themselves as key anti-crisis measures in the industry. Subsidy and tax relief strategies are important anti-crisis tools. In addition, the production of medical devices has become a top priority for automotive companies in order to survive during the pandemic.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В КОМПАНИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ»

Методы преодоления кризисных явлений в компаниях автомобильной индустрии

Лобан Никита Вячеславович

магистрант, НИУ ВШЭ, ФМПЭиМП, lobannikita@yandex.ru

Текущий глобальный экономический кризис, вызванный пандемией СОУЮ-19, создает новые угрозы для развития автомобилестроения и актуализирует проблематику исследований трансформаций, происходящих в отрасли под воздействием кризиса. Массовые остановки производств, продаж, появление дефицита комплектующих бросают новые вызовы автопроизводителям. Цель статьи - на основе проведенного исследования оценить влияние глобального экономического кризиса на развитие мировой автомобильной промышленности и определить принятые антикризисные меры, с помощью которых мировые автопроизводители справляются с проблемами. В работе было выявлено, что электрическая мобильность батарей, подключение и цифровизация, электрическая и гибридная мобильность топливных элементов зарекомендовали себя как ключевые антикризисные меры в отрасли. Стратегии субсидирования и налоговых льгот являются важными антикризисными инструментами. Кроме того, производство медицинских изделий стало первоочередной задачей автомобильных компаний с целью выживания в период пандемии.

Ключевые слова: экономический кризис, пандемия СОУЮ-19, автомобильная промышленность, антикризисные меры

Современная автомобильная промышленность, состоящая из глобальных цепочек поставок, демонстрирует высокую чувствительность к воздействию кризисных явлений в экономике. Трудности испытывают все компании отрасли: автодилеры -в связи с закрытием автосалонов, операторы кар-шеринга - из-за остановки деятельности, автопроизводители и производители запчастей - из-за падения продаж автомобилей и проблем с поставками комплектующих. Текущий глобальный экономический кризис, вызванный пандемией СОУЮ-19, создает новые угрозы для развития автомобилестроения и актуализирует проблематику исследований трансформаций, происходящих в отрасли под воздействием кризиса. Массовые остановки производств, продаж, появление дефицита комплектующих и необходимость восстановления производства, ставшие следствием пандемии ко-ронавирусной инфекции, бросают новые вызовы автопроизводителям. Кризис 2020 г. реализовался в условиях сокращающегося мирового спроса на новые автомобили. Сбои в цепочках поставок в начале пандемии, а затем и резкое снижение спроса привели к падению объемов производства, сокращению занятости, проблемам с ликвидностью и банкротствам компаний отрасли.[7]

Остановимся на некоторых теоретических пояснениях. Антикризисному управлению присущи различные инструменты: одни характерны для всех рынков и отраслей, другие более специфичны. Данные инструменты подразумевают под собой комплекс мероприятий, направленный на предупреждение кризисных явлений, которые приводят к разрушению организации, призванный сохранить и укрепить позиции компании и предотвратить ее банкротство.

К стандартным антикризисным инструментам можно отнести:

- оценку финансово-экономического состояния;

- формализацию правил сбора и обработки сложившихся потоков информации;

- оценку эффективности функционирования организационной системы управления.

К антикризисным инструментам, которые могут отличаться в зависимости от рынков и индустрии, можно отнести:

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш Ш X

<

т о х

X

- сокращение издержек: сокращение фонда оплаты труда, сокращение затрат на сырье и материалы за счет использования более дешевых компонентов изделий, горизонтальной интеграции с поставщиками, работы с местными производителями, внедрения ресурсосберегающих технологий, сокращение производственных расходов, затрат на ремонт и обслуживание оборудования, затрат на рекламу, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, исследование рынка, поддержание определенного качества услуг;

- привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса: продажа и сдача в аренду активов компании, оптимизация продаж, изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности;

- оптимизация продаж требует проведения ряда важных мероприятий: ценового регулирования, привлечения новых заказчиков, внедрения программы скидок и льгот для потребителей, которые платят быстрее, заключения стратегических союзов и альянсов, оценки дополнительных затрат, связанных с внедрением в производство и продвижением на рынок новой продукции.

- а также расширение ассортимента, реструктуризация долгов, введение мер по оздоровлению предприятия, реорганизация его деятельности, стратегически инновационные изменения, использование ноу-хау, позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба за качество, ценовая политика и т. д.[8]

Использование различных антикризисных инструментов в антикризисном управлении повышает его эффективность. Приоритетное значение приобретает выбор и построение рациональной антикризисной стратегии, где выбор и реализация той или иной стратегии в значительной степени определяются особенностями, глубиной и масштабами кризиса.

Если рассматривать автомобильную отрасль, то можно сказать, что на своем внутреннем рынке автомобильные компании чаще всего прибегают к стратегии слияния и поглощения, в то время как страны с низким уровнем автомобилизации и высоким потенциалом рынка рассматриваются ими как наиболее перспективные для строительства собственных предприятий и начала выпуска там своей продукции. Например, иностранные автопроизводители рассматривают Россию, прежде всего, как рынок сбыта и не ставят задач по локализации, экспорту автомобилей и автокомпонентов, развитию новых технологий.

Выход на новый (принимающий) рынок основан на трех принципиально разных подходах: автомобильные компании могут либо поставлять уже готовую продукцию, либо собирать ее на месте, либо сочетать эти две стратегии. В зависимости от спо-

соба ведения бизнеса на внешнем рынке могут выбираться необходимые антикризисные стратегии. Стратегии освоения, в том числе, как способ преодоления кризиса, новых рынков и выбор способа начала производства в различных регионах мира определяются рядом страновых, отраслевых и корпоративных факторов, среди которых наибольшую роль играют предполагаемая величина спроса, особенности национального законодательства и стабильность политической ситуации.^]

Кроме того, безусловно, антикризисные стратегии в автомобильной отрасли включают:

- стратегии интегрированного роста - расширение путем добавления новых структур внутри отрасли;

- стратегии концентрированного роста - изменение продукта или рынка в рамках традиционной отрасли: захват рынка - увеличение доли на традиционных рынках, развитие рынка - новые рынки для старого продукта, развитие продукта - новый продукт на традиционных рынках;

- стратегии диверсификации: центрированной диверсификации - новые производства, совпадающие с основным профилем; горизонтальной диверсификации - новая непрофильная продукция для традиционных рынков; конгломеративной диверсификации - новые непрофильные производства для новых рынков;

- стратегии деинвестирования - продажа части или всего предприятия.

Чаще всего на домашнем рынке используются стратегии интегрированного и концентрированного роста, на внешнем рынке - стратегии диверсификации и деинвестирования.

Кризис COVID-19 привел к фундаментальным изменениям в спросе, что привело к гораздо более глубокой систематической рецессии. Компаниям автомобильной индустрии интенсивно сосредотачиваются на управлении отношениями с клиентами и цифровым спросом, а также на предоставлении гибких предложений с низкими первоначальными затратами, чтобы активно противодействовать растущей неопределенности потребителей. Теперь требуются модели управления волнами, учитывающие временную задержку в цепочках поставок и спроса.[4]

Электрическая мобильность батарей, подключение и цифровизация, электрическая мобильность топливных элементов и гибридная электрическая мобильность зарекомендовали себя как ключевые антикризисные меры в отрасли. Стратегии субсидирования и налоговых льгот являются важными инструментами для достижения технологических целей и определения доли рынка.

Фундаментальное отличие кризиса COVID-19 от других состоит в том, что он перенес фокус отрасли с технологического развития на повестку

дня, которая больше сосредоточена на выживании.

Рассмотрим степень влияния кризиса 2020 г. на мировую автомобильную промышленность.

На рисунке 1 отражены темпы прироста мирового ВВП и динамика мирового производства автотранспортных средств всех типов.

2017 2018 2019

■ Африка

■ Америка

"Общее мировое производство автомобилей

2020

Янв-сент 2021

Азия и Океания Европа

■Рост (снижение) мирового ВВП, %

Рисунок 1 - Динамика мирового ВВП[1] и мирового производства автотранспортных средств, шт.[11]

В преддверии настоящего кризиса, вызванного пандемией COVID-19, мировая экономика характеризовалась высокими, но замедлением темпов роста, так, в 2017 г. среднегодовой прирост мирового ВВП составлял 3,4%, в 2018 г. - 3,2%, в 2019 г. -2,6%. Мировая экономика характеризовалась нарастанием экономической конфронтации между США и Китаем, сокращением объемов инвестиций, ростом государственных долгов. Кризис привел к резкому снижению ВВП в 2020 г. до отрицательного значения, сокращение мирового ВВП составило 3,4%.

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, создает значительные угрозы для автомобильной промышленности. Пандемия продемонстрировала уязвимость глобализированных систем производства, основанных на сложных и взаимозависимых цепочках поставок. Продолжительное закрытие заводов в г. Ухань в Китае в связи с карантинными мерами обусловило возникновение дефицита автокомпонентов и сбои в цепочке поставок на глобальном уровне.

Кроме того, текущий кризис реализовался в условиях сокращающегося мирового спроса на новые автомобили, в связи с чем мировое производство автотранспортных средств также сокращалось: на 1,6% - в 2018 г., на 4,1% - в 2019 г. по отношению к предыдущим годам. В 2020 г. объем мирового производства автотранспортных средств сократился на 15,4%, а за три квартала 2021 г. - на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., причем сокращение производства произошло во всех регионах мира, что создало серьезные проблемы для автомобильной промышленности.

Причиной значительного падения количества произведенных автомобилей в 2020 г. считается полная остановка заводов по производству автомобилей в начале 2020 г. в странах Азии, Европы, Северной и Южной Америки. Данные события произошли в марте 2020 г. вследствие обнаружения и распространения случаев заражения на автомобильных фабриках. Остановка производства и закрытие заводов началось в Германии на заводах концернов Volkswagen, Daimler, BMW, во Франции на заводах концернов PSA и Renault, в Италии на заводах концерна FCA, после чего данными концернами были остановлены заводы в остальных странах Европейского союза и по всему миру.[6]

Второй причиной снижения считаются трудности с поставкой компонентов, особенно микроэлектроники, вследствие повышенного спроса на микрочипы и интегральные схемы со стороны отрасли потребительской электроники, в результате чего действующие фабрики по производству чипов и интегральных схем не справились с потоком заказов и не в состоянии были удовлетворить спрос.

Проблема с нехваткой электронных компонентов возникла еще до пандемии коронавируса и позже осложнилась из-за ряда других факторов, в том числе из-за распространения более заразного индийского штамма коронавируса, что привело к закрытию некоторых заводов. От дефицита микрочипов пострадали сразу несколько отраслей, в частности автомобильная промышленность. По прогнозу Boston Consulting Group, из-за дефицита полупроводников глобальное производство автомобилей в 2021 году может сократиться на 7-9 млн. единиц.[12]

В первом квартале 2021 года потери автопроизводителей составили около 1,4 млн. единиц, во втором - 2,6 млн. В третьем и четвертом кварталах, по прогнозу BCG, падение составит от 3 млн. до 5 млн. единиц.

Проблема возникла еще до пандемии коронавируса. Впоследствии она осложнилась из-за нескольких факторов. Это спрос со стороны производителей других товаров, особенно бытовой электроники; влияние неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок, например ледяной шторм в Техасе, и другие форс-мажорные события, такие как пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии.

Наибольшие потери производства в первом полугодии понесли Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge и другие) - почти 600 тыс., а также RenaultNissan-Mitsubishi - более 415 тыс. единиц.

Сложившаяся ситуация может негативно повлиять на планы развития электротранспорта, который больше зависит от электронных компонентов, чем обычные автомобили. Кроме того, о корректировке объема производства из-за вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О M

сч

0 сч

сч

01

о ш m

X

3

<

m О X X

начинают задумываться и производители других компонентов.

В частности, с проблемами поставок электронных компонентов столкнулся российский концерн АвтоВАЗ, который летом 2021 года несколько раз приостанавливал выпуск автомобилей. Так, 1 июня компания сообщила о временной остановке производства Lada Granta, а 14 июля заявила о приостановке на день выпуска моделей Lada Largus и Xray, а также Renault Sandero и Logan, поскольку компания «Bosch Самара» недопоставила электронные компоненты. С 23 августа концерн на неделю приостановил работу на всех трех линиях по производству автомобилей завода в Тольятти.

Как следствие, сокращается не только производство автомобилей, но и их реализация. В 2020 г. глобальные продажи транспортных средств снизились на 13,8% относительно 2019 г.[10] В течение 2021 г. на мировом рынке также продолжается падение продаж новых автомобилей.

Так как же глобальные автопроизводители справляются с настоящим кризисом? Крупнейший автоконцерн Volkswagen преодолевает кризис в первую очередь с помощью четкой, ориентированной на клиента, и инновационной политики в отношении продуктов и цен.[5]

Из-за воздействия кризиса, вызванного COVID-19, некоторые немедицинские компании начали производство медицинских изделий, таких как маски, аппараты искусственной вентиляции легких и их комплектующие, дезинфицирующие средства. Однако это не долгосрочная стратегия выживания, и компании должны сосредоточиться на инновациях, чтобы пережить пандемию.[3]

Например, по заказу правительства Великобритании компания Mercedes Formula One разработала и начала производство адаптированного устройства, которое обеспечивает постоянное положительное давление в дыхательных путях, доставляет кислород в легкие без инвазивных аппаратов ИВЛ. Устройство позволит пациентам с ко-ронавирусом проходить лечение в отделениях обычной терапии.

Южнокорейская автомобилестроительная компания Hyundai Motor занимается производством кислородных респираторов, чтобы помочь Индии справиться с распространением коронавирусной инфекции. Компания намерена изготавливать тысячи респираторов в сотрудничестве с производителями медицинского оборудования.

Компания Ferrari полностью перепрофилировала свое производство и занялась выпуском аппаратов вентиляции легких.

Автомобильная компания Lamborghini перевела свой пошивочный цех на круглосуточную работу, там делаю маски. А цех литья изготавливает прозрачные «забрала» позволяющие защитить лицо и шею.

Франко-итальяно-германское объединение FCA vs PSA-Opel также наладило выпуск масок и дыхательных аппаратов.

Многие компании в Европейском союзе пользуются налоговыми льготами и мерами поддержки от государства, в частности, субсидирование, снижение налогов.

В Великобритании компания Jaguar Land Rover предоставила своим партнерам более 160 автомобилей по всему миру в целях поддержки усилий организаций по борьбе с чрезвычайными ситуациями в период распространения коронавируса. В общей сложности 57 автомобилей, включая 27 новых Land Rover Defender, были переданы Британскому обществу Красного креста для доставки лекарственных средств и продовольствия гражданам со всей Великобритании, входящим в группу риска и нуждающимся в дополнительной поддержке из-за введенного режима социальной изоляции.

В Испании компания Seat, входящая в состав VAG, полностью перепрофилировалась производство и начала изготовление аппаратов искусственной вентиляции. Все цеха одного из заводов полностью перепрофилированы для производства ИВЛ.

В Германии компания Daimler AG в цехе по производству 3D компонентов сегодня работают без перерыва и обеспечивают печать специальных масок. Спортивное подразделение концерна Mercedes-AMG Petronas Formula One Team занялось производством усовершенствованных аппаратов ИВЛ.

В ноябре 2020 г. Toyota Motor Corporation (Toyota) объявила о выпуске «Шодоку Тайши», подставки для дезинфицирующих средств с ножным управлением. В условиях распространения COVID-19 Toyota использовала свои возможности и производственную систему, которые поддерживают стремление производить маски и щитки, разрабатывать транспортные средства, которые контролируют распространение воздушно-капельным путем, а также обеспечить поддержку для повышения производительности труда в производстве специальных защитных костюмов для медицинского применения. Подставка для дезинфицирующих средств с ножным приводом была впервые выпущена в начале апреля 2020 г. по инициативе сотрудников заводов Toyota, которые хотели принять меры и предотвратить инфекции среди своих коллег, где эксплуатация производственных линий была неизбежно приостановлена из-за пандемии COVID-19. Кроме того, с апреля Toyota Group занимается полномасштабным производством медицинских защитных экранов для лица.[13]

Однако кризисы различаются по своим причинам, и, как следствие, компании используют различные инструменты для их преодоления. Например, в экономический кризис 2008-2009 гг. на пер-

вый план выходили снижение издержек, повышение производительности и быстрая реакция на запросы потребителей. Перемены требовали от руководителей большей гибкости и оперативности, изменений в модели бизнеса. Многие компенсировали падение спроса за счет роста эффективности бизнеса. Компании сворачивали неперспективные проекты, отказывались от малоэффективных процессов и продуктов, сокращали затраты на продвижение (рекламные бюджеты) и зарплаты персоналу. Самые трудные решения - об увольнении работников. Компании уходили от экстенсивного роста, увеличивающего долговую нагрузку. Таким образом, успех компаний на рынке определялся растущей производительностью труда, контролем издержек, оперативной реакцией на запросы потребителей, создание прочных межотраслевых связей.

После проведенного анализа, можно сделать вывод, что для автомобильной индустрии типичными антикризисными инструментами являются:

- партнерство с госструктурами, в том числе государственная поддержка, в частности, послабление налогового бремени, компенсации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перепрофилирование собственного производства;

- создание новой продукции, выход на новые рынки;

- развитие онлайн-продаж, как способ снижения издержек;

- изменение отношения к потребностям клиентов, их дифференциация, в том числе обслуживание конкретного сегмента рынка и индивидуальный подход к клиенту;

- привлечения профессионалов со стороны и т.д. (для понимания специфики внешнего рынка)

- изменение внутренней культуры компании (в т.ч. бизнес-процессов, мотивации сотрудников, корпоративной культуры)

- изменения бизнес-модели на внешнем рынке (чаще всего на внутреннем рынке это сделать сложнее из-за большей интеграции компании в экономике и потенциальным нарушением процессов всей компании)

- уход с внешнего рынка (позволяет прекратит генерировать убытки)

Общими антикризисными инструментами на внутренних и внешних рынках чаще всего являются: перепрофилирование собственного производства; создание новой продукции; развитие он-лайн-продаж, как способ снижения издержек; изменение отношения к потребностям клиентов, их дифференциация, в том числе обслуживание конкретного сегмента рынка и индивидуальный подход к клиенту.

Специфичными антикризисными инструментами для внутреннего (домашнего) рынка выступает партнерство с госструктурами, в том числе

государственная поддержка, в частности, послабление налогового бремени, компенсации, изменение внутренней культуры компании; специфичными для внешних рынков - привлечение профессионалов со стороны, изменения бизнес-модели, уход с рынка.

Как видно, методы преодоления кризиса, вызванного пандемией COVID-19, включают в себя не только технологическое и инновационное развитие непосредственной автомобильной отрасли, но и стратегию выживания, основанную на производстве медицинских изделий, таких как маски, аппараты искусственной вентиляции легких и их комплектующие, дезинфицирующих средств. В этой связи приоритетными направлениями развития автомобильной промышленности являются государственная поддержка развития отрасли, стратегии субсидирования и налоговых льгот, стимулирование проведения прикладных и перспективных НИОКР в отрасли.

Литература

1. Банк данных. Показатели мирового развития // Группа Всемирного банка, 2021. - Режим доступа:

https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source= 2&series=NY.GDP.MKTP.KD.ZG&country=RUS (дата обращения: 01.12.2021).

2. Баронина, Ю.А. Современные производственные стратегии европейских автомобильных ТНК / Ю.А. Баронина // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2019. - № 1. -С. 159-174.

3. Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию [Электронный ресурс] // Счетная палата Российской Федерации, 2020. -Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

4. Глобальный опрос руководителей автомобильной отрасли 2020 [Электронный ресурс] // KPMG International. - Режим доступа: https://automotive-institute.kpmg.de/ (дата обращения: 10.12.2021).

5. Годовой отчет 2020 [Электронный ресурс] // Volkswagen AG 2021. - Режим доступа: https://annualreport2020.volkswagenag.com/group-management-report/business-development/new-models.html (дата обращения: 10.12.2021).

6. Догузов, Г.Т. Анализ мирового рынка и производства легковых автомобилей в современных условиях / Г.Т. Догузов // Московский экономический журнал. - 2021. - № 7. - С. 379-387.

7. Журова, Л.И. Влияние глобальных экономических кризисов на развитие автомобильной промышленности России / Л.И. Журова, И.Н. Краковская // Регионология. - 2021. - Т. 29, № 3. - С. 541-561.

8. Коротков, Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Коротков. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 406 с.

х х О го А С.

X

го m

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

9. Новая бизнес-модель сотрудничества альянса для поддержки конкурентоспособности и прибыльности компаний-членов [Электронный ресурс] // Renault-Nissan-Mitsubishi. - Режим доступа: https://www.alliance-2022.com/news/alliance-new-cooperation-business-model-to-support-member-company-competitiveness-and-profitability/ (дата обращения: 10.12.2021).

10.Статистика продаж [Электронный ресурс] // Международная организация производителей автотранспортных средств, 2021. - Режим доступа: https://www.oica.net/category/sales-statistics/ (дата обращения: 01.12.2021).

11. Статистика производства [Электронный ресурс] // Международная организация производителей автотранспортных средств, 2021. - Режим доступа: https://www.oica.net/category/production-statistics/2021-statistics/ (дата обращения: 01.12.2021).

12. BCG спрогнозировала сокращение производства авто из-за дефицита чипов [Электронный ресурс] // РБК, 2021. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/25/08/2021/612586e49a 7947fe3af9044e (дата обращения: 01.12.2021).

13.Toyota начинает продажи подставок для дезинфицирующих средств с ножным приводом «Shodoku Taishi» [Электронный ресурс] // Toyota Motor Corporation. - Режим доступа: https://global.toyota/en/newsroom/corporate/3430308 3.html (дата обращения: 10.12.2021).

Methods of overcoming crisis situations in the automotive industry

companies Loban N.V.

National Research University Higher School of Economics

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The current global economic crisis caused by the COVID-19 pandemic creates new threats to the development of the automotive industry and actualizes the problems of research on transformations taking place in the industry under the influence of the crisis. Mass shutdowns of production, sales, and the appearance of a shortage of components pose new challenges to automakers. The purpose of the article is to assess the impact of the global economic crisis on the development of the global automotive industry on the basis of the conducted research and to determine the anti-crisis measures taken by which global automakers

cope with the problems. The work revealed that the electric mobility of batteries, connection and digitalization, electric and hybrid mobility of fuel cells have proven themselves as key anti-crisis measures in the industry. Subsidy and tax relief strategies are important anti-crisis tools. In addition, the production of medical devices has become a top priority for automotive companies in order to survive during the pandemic.

Keywords: economic crisis, COVID-19 pandemic, automotive industry, anticrisis measures

References

1. Data bank. World Development Indicators // World Bank Group, 2021. -Access mode: https://databank.worldbank.org/reports.aspx?source=2&series=NY.GD P.MKTP.KD.ZG&country=RUS (date accessed: 01.12. 2021).

2. Baronina, Yu.A. Modern production strategies of European automobile TNK / Yu.A. Baronina // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2019. - No. 1. - S. 159-174.

3. Impact of the COVID-19 pandemic on industry and the environment [Electronic resource] // Accounts Chamber of the Russian Federation, 2020. - Access mode: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf ( date of access: 10.12.2021).

4. Global survey of leaders of the automotive industry 2020 [Electronic resource] // KPMG International. - Access mode: https://automotive-institute.kpmg.de/ (date of access: 10.12.2021).

5. Annual report 2020 [Electronic resource] // Volkswagen AG 2021. -Access mode: https://annualreport2020.volkswagenag.com/group-management-report/business-development/new-models.html (date of access: 10.12. 2021).

6. Doguzov, G.T. Analysis of the world market and production of passenger cars in modern conditions / G.T. Doguzov // Moscow Economic Journal. - 2021. - No. 7. - P. 379-387.

7. Zhurova, L.I. The influence of global economic crises on the development of the automotive industry in Russia / L.I. Zhurova, I.N. Krakow // Regionology. - 2021. - T. 29, No. 3. - S. 541-561.

8. Korotkov, E.M. Anti-crisis management: textbook / E.M. Korotkov. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2021 .-- 406 p.

9. New business model of cooperation of the alliance to support the competitiveness and profitability of member companies [Electronic resource] // Renault-Nissan-Mitsubishi. - Access mode: https://www.alliance-2022.com/news/alliance-new-cooperation-business-model-to-support-member-company-competitiveness-and-profitability/ (date accessed: 10.12.2021) ...

10. Sales statistics [Electronic resource] // International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, 2021. - Access mode: https://www.oica.net/category/sales-statistics/ (date of access: 01.12.2021).

11. Production statistics [Electronic resource] // International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, 2021. - Access mode: https://www.oica.net/category/production-statistics/2021-statistics/ (access date: 01.12.2021) ...

12. BCG predicted a reduction in auto production due to a shortage of chips [Electronic resource] // RBK, 2021. - Access mode: https://www.rbc.ru/business/25/08/2021/612586e49a7947fe3af9044e (date accessed: 01.12 .2021).

13. Toyota starts selling foot-operated disinfectants "Shodoku Taishi" [Electronic resource] // Toyota Motor Corporation. - Access mode: https://global.toyota/en/newsroom/corporate/34303083.html (date accessed: 12/10/2021).

О Ш

m x

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.