Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прямые иностранные инвестиции / банковский сектор / банки / государство / банковский капитал / регулирование / foreign direct investment / banking sector / banks / state / bank capital / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Битюк, М.В. Глизнуца

Статья посвящена оценке эффективности мер государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в банковский сектор России. Раскрывается теоретический аспект прямых иностранных инвестиций, анализируется российская практика их регулирования: какие нормативно-правовые акты регламентируют иностранные инвестиции в банковский сектор, в виде каких форм они могут быть реализованы. Оценивается влияние существующих мер на долю иностранного участия в совокупном банковском капитале за последние 10 лет, выявляются актуальные проблемы, вызванные регулирующей политикой иностранных банковских инвестиций, а также определяются возможные пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to assessing the effectiveness of government regulation of foreign direct investment in the Russian banking sector. The theoretical aspect of foreign direct investment is revealed, the Russian practice of their regulation is analyzed: what legal acts regulate foreign investments in the banking sector, in what forms they can be implemented. The impact of existing measures on the share of foreign participation in total banking capital over the past 10 years is assessed, current problems caused by the regulatory policy of foreign banking investments are identified, and possible ways to improve it are identified.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.А. Битюк, магистрант М.В. Глизнуца, магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-30-35

Аннотация. статья посвящена оценке эффективности мер государственного регулирования прямых иностранных инвестиций в банковский сектор России. Раскрывается теоретический аспект прямых иностранных инвестиций, анализируется российская практика их регулирования: какие нормативно-правовые акты регламентируют иностранные инвестиции в банковский сектор, в виде каких форм они могут быть реализованы. Оценивается влияние существующих мер на долю иностранного участия в совокупном банковском капитале за последние 10 лет, выявляются актуальные проблемы, вызванные регулирующей политикой иностранных банковских инвестиций, а также определяются возможные пути ее совершенствования.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, банковский сектор, банки, государство, банковский капитал, регулирование.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют значительную роль в банковском секторе многих современных стран. Помимо того, что они позволяют привлечь сравнительно дешевые средства фондирования, при определенной форме ПИИ также могут подразумевать внедрение передовых технологий банкинга, реализацию новых продуктов и услуг, позволяющих удовлетворить значительно больше потребностей клиентов.

Привлечение иностранных инвестиций всегда подразумевает их регулирование со стороны государства. Фондирование банков за счет иностранных средств подвергает их дополнительным рискам, делает зависимыми от экономической конъюнктуры не только родной страны, но и страны, из которой поступает финансирование. Строгость государственной политики, регулирующей иностранный банковский капитал, определяется сложившейся в стране-реципиенте экономической конъюнктурой, а также общественно-политическим видением того, каким образом должна развиваться национальная экономика.

На данный момент Россия является одной из тех стран, что стремится выстроить

оптимальную регулирующую политику в отношении прямых иностранных инвестиций в банковском секторе с целью достижения баланса между высоким уровнем привлекательности российских банков со стороны иностранных инвесторов и достаточным уровнем защищенности банковской системы страны в целом. Целесообразно оценить существующие меры государственного прямых иностранных инвестиций в российском банковском секторе, оценить их эффективность, выявить проблемы и определить возможные перспективы.

Под иностранными инвестициями в целом подразумеваются капитальные вложения, имеющие материальную, денежную или интеллектуальную ценность, которые осуществляются посредством их вложения в различные виды предпринимательской деятельности зарубежом с целью извлечения прибыли (или процентного дохода, если речь идет о ссудном капитале) [1]. Понятие иностранных инвестиций смежно с понятием иностранного капитала, поэтому в дальнейшем одно может замещаться другим.

Прямые иностранные инвестиции подразумевают вложение средств нерезиден-

тами в бизнес страны-реципиента с целью осуществления контроля за его деятельностью. Они могут выражаться в покупке контрольного пакета акций компании. Прямые иностранные инвестиции также могут подразумевать создание бизнеса с нуля: в качестве примера могут служить филиалы или дочерние организации транснациональных корпораций и банков. Прямые иностранные инвестиции играют особую роль в экономике многих современных стран, так как, осуществляя их, инвесторы-нерезиденты преследуют долгосрочный экономический интерес, который может проявляться в стимулировании интенсивного развития отечественного бизнеса.

Далее следует непосредственно перейти к российской практике государственного регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в пользу банковских организаций. Регулирующая политика в области прямого иностранного инвестирования в банковский сектор РФ основывается на трех нормативно-правовых актах:

1. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1;

2. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ;

3. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ.

Основным регулирующим органом по отношению к банковским организациям является Центральный банк РФ (Банк России). Именно от него исходят основополагающие нормы осуществления иностранных инвестиций в банковский сектор.

ФЗ «О банках...» определяет две возможные формы реализации прямых иностранных инвестиций в банковский сектор: учреждение дочернего банка с 100% владением его капитала материнской организацией, а также покупка доли капитала отечественных банков [2]. Первая форма подразумевает то, что иностранными инвесторами создается сугубо российский банк, который, как и все остальные российские банки, находится под контролем

ЦБ и следует всем предписанным банковским организациям нормативам. Данная форма реализации является наиболее затратной для иностранных инвесторов, так как требует приведения деятельности дочернего банка в соответствие всем общим и специальным нормативно-правовым нормам страны. Помимо этого, учреждение банка с участием иностранного капитала предполагает комплексную процедуру регистрации и получения лицензии от ЦБ. Если говорить о выкупе контрольного пакета акций существующего российского банка, то он не может осуществиться лишь по договоренности с самим банком: для этого требуется специальное разрешение надзорного органа.

Филиалы иностранных банков, в свою очередь, запрещены российским законодательством [3]. Запрет на учреждение филиалов был введен в 2013 году по причине того, что режим их функционирования на территории РФ предоставлял им конкурентные преимущества перед отечественными банками: филиалы не в полной мере подчинялись российскому законодательству и не обязывались выполнять все требования к банкам, предъявляемые ЦБ. К данным требованиям, например, относились предоставление отчетности и отчисление средств в фонды обязательного резервирования.

Иностранным инвесторам также нужно учитывать закрепленную законом квоту иностранного участия в совокупном уставном капитале кредитных организаций, которая может составлять не более 50%. Если квота достигает данного значения, ЦБ приостанавливает регистрацию и выдачу лицензий банкам с иностранным участием. Данная цифра характеризует регулирующую политику России в области иностранных инвестиций в банковском секторе как протекционистскую и направленную на создание автономной банковской системы. Об этом также может свидетельствовать динамика иностранного участия в совокупном капитале российских банковских организаций за последние 10 лет (рис.).

Рис. Динамика доли иностранного капитала в совокупном капитале российских банков,

2013-2023 гг., % [4]

Как можно заметить, доля иностранного участия в капитале российских банков уменьшилась на 20 % и к концу 2023 года составила незначительные 7%. Это говорит о том, что Россия демонстрирует низкий уровень инвестиционной привлекательности в банковской сфере. Однако стоит отметить, что это объясняется не только протекционистской политикой, но и сложившейся геополитической обстановкой.

Санкции, введенные западными странами, создают дополнительные вызовы для потенциальных инвесторов, подрывая доверие к российскому банковскому сектору и осложняя перспективы сотрудничества. Риск вмешательства со стороны государства создает неопределенность, а перспективы новых санкций могут оттолкнуть потенциальных инвесторов. Большое количество банков заявило о своем намерении прекратить свою деятельность на территории нашей страны. Так, например, Росбанк, входящий в группу французского финансового конгломерата Societe Generale, с активами на сумму 1,5 трлн. рублей и входящий в утвержденный Банком России перечень системно значимых, в апреле 2022 года был продан российской группе «Интеррос». Официально сторонами не было объявлено о сумме сделки, но согласно информации, появившейся в прессе, кредитная организация была куплена за

0,2-0,3 капитала [5]. Ситибанк, местное подразделение американского банка Citibank, с активами стоимостью 700 млрд. рублей, стимулировал розничных клиентов закрывать счета, а в октябре 2022 года розничный кредитный портфель организации был приобретен Уралсибом. Также возникли проблемы при продаже бизнеса по техническим причинам - IT система банка завязана на американском ПО и оборудование, что затрудняет реализацию в России [6].

Для регулирования и сохранения стабильности в финансовом секторе нашей страны Президент России издал указ об ограничении продажи своих российских активов иностранными банками из числа недружественных стран. Был утвержден список из 45 банков, в отношении которых был введен запрет на совершение сделок с долями в уставном капитале, а также с их акциями. Список был подготовлен правительством, по согласованию с ЦБ РФ. В него вошли такие банки как - Raiffeisen Bank, Unicredit, Citibank, Deutsche Bank, BNP Paribas, Goldman Sachs, UBS, HSBC, JPMorgan и другие. Одно из последних решений в этой области было принято в феврале текущего года - Президент В.В. Путин одобрил Экспобанку приобретение 100% в российском подразделении британского HSBC [7].

Обозначив проблемы, с которыми сталкивается Россия по ходу осуществления регулирующей политики в области иностранных банковских инвестиций, следует обозначить возможные пути ее усовершенствования, которые могли бы способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности отечественного банковского сектора. Стимулом для повышения ее эффективности может послужить то, что в условиях ухудшения отношений с Западом Россия больше внимания уделяет сотрудничеству со странами Востока - как с отдельными государствами, так и в рамках различных объединений, в частности в БРИКС. Активно изучаются новые возможности и партнерство в банковской сфере с Китаем, что может иметь значительное влияние на геополитический ландшафт и финансовые потоки в регионе. Китайские банки, по мнению экспертов, могут играть, по крайней мере, ту же роль, что и западные до осложнения международной обстановки. Увеличения инвестиций в российский банковский сектор со стороны китайских коллег способствует развитию финансовой инфраструктуры, а также является стимулом для инноваций в области финансовых технологий и несомненно создает дополнительные источники капитала для различных компаний и проектов на территории Российской Федерации.

В настоящее время на территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность четыре банка с китайским капиталом - «Банк оф Чайна», «АйСиБи-Си банк», «Чайна констракшн банк» и «Чайнасельхозбанк». Они обслуживают по большей части расчетные операции представителей китайского бизнеса в нашей стране, но также среди их клиентов есть и ТНК, совместные российско-китайские предприятия, ряд крупных российских компаний, а также ряд государственных структур. Они также осуществляют работу с корреспондентскими счетами российских банков. За прошедшие два года клиентская база кредитных организаций значительно расширилась за счет увеличения числа юридических лиц на расчетно-кассовом обслуживании и растущего ко-

личества транзакций с контрагентами. Показатели банков демонстрировали существенный рост, экспертами отмечается значительное увеличение чистых процентных доходов и, как следствие, рентабельности собственного капитала [8]. Тем не менее, ограничения, связанные с международными санкциями, затрудняют операции банков и влияют на возможности финансирования проектов, создают дополнительные риски и неопределенность для китайских кредитных организаций, которые стремятся расширить свое присутствие в России. Кроме того, сложность процессов в российской банковской системе также может создавать определенного рода препятствия. Российские законы и нормативы отличаются от тех, к которым привыкли китайские банки, что в свою очередь требует дополнительных усилий и ресурсов для адаптации и соответствия требованиям.

Для дальнейшего развития банковского сектора России необходимы изменения в политике. В частности, Министерство финансов предложило разрешить иностранным банкам из дружественных стран открывать филиалы в России [9]. Данная инициатива может быть направлена на снятие протекционистских барьеров и улучшение инвестиционного климата. Она также может поспособствовать укреплению финансовой устойчивости страны, притоку иностранного капитала и улучшению общего инвестиционного климата в России. Внесение таких изменений в политику в области банковского сектора будет шагом в направлении повышения его привлекательности и дальнейшего развития.

В результате анализа текущей государственной политики России в области регулирования иностранных инвестиций в банковском секторе следует закрепить ключевые моменты:

- В последние годы российским государством проводилась протекционистская политика в отношении банковской системы. Это выражалось в предъявлении крайне строгих требований к нерезидентам при реализации прямых иностранных инвестиций в банковский сектор.

- Российское законодательство предполагает наиболее сложные и затратные формы реализации прямых иностранных инвестиций в банковском секторе. Основной формой является учреждение дочернего банка.

- Протекционистская политика негативно повлияла на долю иностранного участия в совокупном капитале российских банков: за 10 лет она снизилась на 20%. Это говорит о низкой эффективности государственной политики с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности отечественного банковского сектора;

- Помимо протекционистской политики российского государства, на инвестиционную привлекательность также влияют санкции. Они лишь усилили отток иностранного банковского капитала, в результате чего государству пришлось ввести дополнительные ограничения с целью поддержание стабильности банковского сектора. Они также касаются продажи банков с иностранным участием;

- В текущих реалиях, когда Россия ищет пути укрепления сотрудничества в банковской сфере с дружественными странами (в том числе страны БРИКС), целесообразно заявить о необходимости смягчения регу-

лирующих мер в области иностранных инвестиций в банковском секторе. Так, следует предоставить возможность банкам из дружественных стран открывать филиалы на территории РФ, а условия открытия дочернего банка - упростить;

В заключении следует отметить, что актуальные меры регулирования ПИИ в банковский сектор эффективны с точки зрения защиты отечественных банков, а не повышения их инвестиционной привлекательности и увеличения притока иностранного банковского капитала. За последние 10 лет роль иностранного капитала существенно снизилась. Одновременно с этим российский банковский сектор стал демонстрировать крайне высокую степень концентрации банковского капитала: на рынке начали доминировать несколько крупных банков с государственным участием. Если учитывать иностранный капитал как инструмент, способный повысить конкурентоспособность банков, снижение барьеров для его притока на данный момент становится необходимым для того, чтобы предотвратить монополизацию банковского сектора. Это также актуально на фоне ухода западных инвесторов и поиска их альтернативы среди дружественных стран.

Библиографический список

1. Ивасенко, А.Г., Иностранные инвестиции: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - Москва: КноРус, 2023. - 270 с. - ISBN 978-5-406-10828-4.

2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.02.1996 г. № 6. Ст. 492.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.03.2013 № 29 // Собрание законодательства Российской Федерации.

4. Статистика внешнего сектора // Банк России: [сайт]. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 26.02.2024).

5. Какие иностранные банки ушли из РФ, а какие только планируют это сделать // Tinkoff Journal: [сайт]. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/news/review-banks-2023/ (дата обращения: 24.02.2024).

6. Кредитная дезорганизация: Ситибанк не могут продать из-за проблем с IT-системой Что будет с его российским бизнесом и клиентами // Известия: [сайт]. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iz.ru/1487984/valerii-kodachigov-natalia-ilina/kreditnaia-dezorganizatciia-sitibank-ne-mogut-prodat-iz-za-problem-s-it-sistemoi (дата обращения: 24.02.2024).

7. Путин разрешил Экспобанку купить российский бизнес HSBC // РБК: [сайт]. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/19/02/2024/65d36c3a9a79476738638799 (дата обращения: 24.02.2024).

8. Китайские банки увеличили свои активы в России в четыре раза // РБК: [сайт]. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/04/09/2023/64f584129a794796e94cf724 (дата обращения: 24.02.2024).

9. Минфин предложил разрешить иностранным банкам открывать филиалы в России // Коммерсантъ: [сайт]. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6070670 (дата обращения: 24.02.2024).

STATE REGULATION OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

A.A. Bityuk, Graduate Student M.V. Gliznutsa, Graduate Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to assessing the effectiveness of government regulation offoreign direct investment in the Russian banking sector. The theoretical aspect of foreign direct investment is revealed, the Russian practice of their regulation is analyzed: what legal acts regulate foreign investments in the banking sector, in what forms they can be implemented. The impact of existing measures on the share of foreign participation in total banking capital over the past 10 years is assessed, current problems caused by the regulatory policy of foreign banking investments are identified, and possible ways to improve it are identified.

Keywords: foreign direct investment, banking sector, banks, state, bank capital, regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.