Научная статья на тему 'Государственное регулирование продукции сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики'

Государственное регулирование продукции сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВА / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / AGRARIAN POLICY / FOOD MARKET / STATE REGULATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Урусова А.Б., Бостанова П.И.

Государственное регулирование продукции сельского хозяйства представляет собой сложную взаимосвязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер, направленных на создание такой экономической среды, которая позволяла бы рынку проявить свои потенциальные возможности. Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения высококачественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для государственных и негосударственных общественных организаций. Механизм государственного регулирования продовольственного рынка должен корректироваться в зависимости от результатов слежения за объективными процессами, происходящими в сфере производства, сбыта и использования продукции сельского хозяйства в нужном для страны направлении и не входить в противоречие с рыночным механизмом хозяйствования и общими направлениями экономической политики в АПК вообще и в сельском хозяйстве в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of agricultural products of the Karachay - Cherkess republic

State regulation of agricultural products is a complex interconnected system of legal, economic, organizational and administrative measures aimed at creating an economic environment that would allow the market to show its potential. The state of the food market and the issues of providing the population with quality food have been and remain the most urgent problems for state and non-state public organizations. The mechanism of state regulation of the food market should be adjusted depending on the results of monitoring objective processes occurring in the production, sale and use of agricultural products in the right direction for the country and not contradict the market mechanism of management and the General directions of economic policy in agriculture in General and in agriculture in particular.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продукции сельского хозяйства Карачаево-Черкесской республики»

13. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The reproduction process and economic development // "Regional economy: theory and practice." - 2009. - No. 39. - C.2-6.

14. Ugurchiev O.B., Adzhigov M.T. The cluster approach to managing the efficiency of using the region's natural resource base // Regional Economics: Theory and Practice. - 2009. - No. 37. - S. 32-36.

15. Ugurchiev O.B., Gatagazhev B.M. The state and development trends of the regional food market // Regional Economics: Theory and Practice. - 2010. - No. 6. - P.21-24.

16. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy // Economic Sciences. - 2011. -No. 85. -C.241-286.

17. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. The practice of investment management in the region and suggestions for their improvement (for example, the Republic of Ingushetia // In the collection of Higher Education and Science Materials of the Regional Scientific and Practical Conference, 2009. - S.199-202.

18. Ugurchiev O.B., Ugurchiev R.O. Fundamentals of state and municipal government. Moscow, 2016.

19. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.

20. Chikatueva L.A., Totorkulov Sh.M., Misakov V.S. System analysis of forecast estimates of performance indicators of small businesses // Terra Economicus. 2012. - T. 10. - No. 1-3. - S. 137-141.

21. Shihabakhov T.A., Akezhev A., Kanikhov A.S., Misakov V.S. Formation of a strategy as a factor in increasing the competitiveness of an enterprise // Economic Sciences. 2012. No. 86. S. 157-161.

22. Misakov V.F., Baiduyev I.Z., Gendugov S.Z. Functionally-value analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2009. - No. 2 (22). - S. 167-172.

А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, abu-77@list.ru,

A.B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., NorthCaucasusstateAcademy, abu-77@list.ru;

П.И. Бостанова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, g-palina@mail.ru,

P.I. Bostanova - associate Professor of Economics, Ph. D., NorthCaucasusstateAcademy, g-palina@mail.ru.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО -

ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ STATE REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTS OF THE KARACHAY - CHERKESS REPUBLIC

Аннотация. Государственное регулирование продукции сельского хозяйства представляет собой сложную взаимосвязанную систему правовых, экономических, организационных и административных мер, направленных на создание такой экономической среды, которая позволяла бы рынку проявить свои потенциальные возможности.

Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения высококачественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для государственных и негосударственных общественных организаций.

Механизм государственного регулирования продовольственного рынка должен корректироваться в зависимости от результатов слежения за объективными процессами, происходящими в сфере производства, сбыта и использования продукции сельского хозяйства в нужном для страны направлении и не входить в противоречие с рыночным механизмом хозяйствования и общими направлениями экономической политики в АПК вообще и в сельском хозяйстве в частности.

Annotation. State regulation of agricultural products is a complex interconnected system of legal, economic, organizational and administrative measures aimed at creating an economic environment that would allow the market to show its potential.

The state of the food market and the issues of providing the population with quality food have been and remain the most urgent problems for state and non-state public organizations.

The mechanism of state regulation of the food market should be adjusted depending on the results of monitoring objective processes occurring in the production, sale and use of agricultural products in the right direction for the country and not contradict the market mechanism of management and the General directions of economic policy in agriculture in General and in agriculture in particular.

Ключевые слова: Сельское хозяйства, аграрная политика, продовольственный рынок, государственное регулирование, агропромышленный комплекс.

Keyword: Agriculture, agrarian policy, food market, state regulation, agro-industrial complex.

Функционирование сельского хозяйства требует такой аграрной политики, когда государственное регулирование, как это принято во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой, играет гораздо большую роль, чем в других отраслях экономики. Формирование продовольственного рынка России в современных условиях сопряжено со значительными трудностями и напрямую зависит от развития аграрного и

перерабатывающего секторов российского продовольственного комплекса, а также от эффективного взаимодействия с зарубежными производителями продовольствия.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составляющей экономики Карачаево-Черкесской Республики.

В 2018 году 724 сельхозтоваропроизводителя получили государственную поддержку в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики", которая охватывает весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса. Общий объем господдержки аграрного сектора составил 1,049 млрд рублей [4].

Объем производства сельскохозяйственной продукции на 2018 год составляет 28,057 млрд рублей, что на 0,57 млрд больше, чем в 2017 году, а доля продукции сельского хозяйства в валовом региональном продукте республики достигла около 40%.

За счет бюджетных средств субъекты малого предпринимательства приобрели 2984 голов крупного рогатого скота, приобрели 26 единиц сельскохозяйственной техники, создали 78 новых рабочих мест.

В рамках подпрограммы "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации" на 2018 год были отобраны три сельскохозяйственных потребительских кооператива на общую сумму 73 млн рублей. В 2018 году в этой сфере было создано 25 постоянных рабочих мест.

Помимо 25 животноводческих ферм и комплексов, уже построенных за 6 лет, в 2017-2019 годах ведется строительство и реконструкция 10 ферм, что позволит увеличить производство мяса на 10 %.

Аграрии республики, несмотря на негативное влияние погодных условий (сильные дожди, град, засуха) в 2018 году, собрали зерно в весе после завершения уборки зерновых в объеме 437,9 тыс. тонн, при плане 410,5 тыс. тонн.

На урожай 2019 года было завезено 626 тонн элитных семян озимых культур и посеяно на площади 2543 гектара[5].

Республика имеет собственные семена кукурузы, которые не уступают импортным семенам, но значительно дешевле импортных аналогов, и поэтому регион имеет возможность поставлять коммерческую кукурузу в Исламскую Республику Иран. Реализован инвестиционный проект компании "Хаммер" селекционно-семеноводческого центра по выращиванию семян кукурузы мощностью 10 000 тонн семян в год и оптово-распределительного центра мощностью 120 000 тонн зерна однократного хранения.

В целях увеличения производства плодоовощной продукции, в рамках плана импортозамещения реализуется ряд инвестиционных проектов по закладке интенсивных фруктовых садов мощностью хранения плодов 25 тыс. тонн, что позволит полностью обеспечить население и поставлять фрукты в соседние регионы.

Объем сельскохозяйственного производства всех сельхозтоваропроизводителей в 2018 году в текущих ценах, по предварительным оценкам, составил 29512,0 млн рублей, индекс сельскохозяйственного производства за 2018-101, 5 процента.

В 2018 году посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий увеличились по сравнению с 2017 годом на 5,1 процента и составили 137,7 тысячи гектаров, в том числе зерновых и зернобобовых культур (в том числе кукурузы) - на 10,9 процента (106,8 тысячи гектаров), технических культур -на 12,3 процента (14,4 тысячи гектаров), картофеля и овощных культур - на 2,9 процента (10,3 тысячи гектаров), кормовых культур-на 20,2 процента (6,1 тысячи гектаров). В 2018 году почти во всех основных культурах наблюдалось снижение производства растениеводческой продукции. Валовой сбор зерна (масса после переработки) в хозяйствах всех категорий снизился по сравнению с прошлогодним уровнем на 8,0% и составил 437,9 тыс. тонн, сахарной свеклы (Заводской) - на 50,9% (110,4 тыс. тонн), картофеля - на 14,0% (123,8 тыс. тонн), овощей - на 10,1% (30,7 тыс. тонн), производство подсолнечника увеличилось на 9,9% и составило 17,0 тыс. тонн.

По итогам декабря 2018 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозтоваропроизводителей, по расчетам, составило 153,6 тыс. голов, что на 2,5 процента меньше соответствующей даты предыдущего года, в том числе коров-76,0 тыс. голов (рост на 1,6%), поголовье свиней сократилось на 34,3 процента и составило 2,8 тыс. голов, овец и коз - на 0,6 процента (1073,2 тыс. голов).

В структуре поголовья сельскохозяйственных организаций на долю крупного рогатого скота приходилось 6,9 процента, овец и коз-18,1 процента; домашних хозяйств-56,0 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств - 8,4 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств-37,1 процента, 73,5 процента соответственно.

Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 358 утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики до 2020 года".

В целях реализации мероприятий программы Республики между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики были заключены соглашения, в которых зафиксированы значения основных целевых показателей (индикаторов) программы. Предусмотренные соглашением целевые показатели (индикаторы) легли в основу республиканской программы.

Для реализации программы в 2018 году с учетом всех внесенных изменений в сводной бюджетной росписи предусмотрен объем расходов в размере 1448554,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета-995687,7 тыс. рублей, республиканского бюджета-231616,8 тыс. рублей, местных бюджетов-371,7 тыс. рублей, внебюджетных источников-220878,5 тыс. рублей.

По непрограммным мероприятиям в 2018 году было выплачено всего 123764,1 тыс. рублей, в том числе: 119553,1 тыс. рублей из федерального бюджета на компенсацию сельхозтоваропроизводителям, не обеспечившим страховую защиту своих имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера ущерба, 4211,0 тыс. рублей из республиканского бюджета выплачено штрафа за недостижение показателей за 2017 год.

По итогам 2018 года, по предварительным данным, индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий по сравнению с прошлым годом составил 101,6 % (при плановом значении на год-101,4 %), индекс производства продукции растениеводства составил 98,6% (при плановом значении-101,5 %), индекс производства продукции животноводства составил 104,2% (при плановом значении -100,8%), индекс производства продуктов питания составил 72,3% (при плановом значении - 100,1%).

Рентабельность сельскохозяйственного производства с учетом государственной поддержки в 2018 году составила 22,9 % (160,1% от планового показателя).

Невыполнение программного задания по показателю "индекс растениеводства" в 2018 году обусловлено последствиями, вызванными чрезвычайными природными ситуациями. В отрасли "растениеводство" в 2018 году были приняты необходимые меры по минимизации последствий неблагоприятных погодных условий. Погодные условия в 2018 году оказали негативное влияние на состояние посевов, что привело к гибели посевов на площади 19,184 тыс. га[5].

Недостаточно освещены вопросы государственного антимонопольного регулирования на внутреннем продовольственном рынке в отношении кредитных организаций, транспортных служб, элеваторов и зерноперерабатывающих предприятий, а также региональных органов исполнительной власти. [1]

В новых экономических условиях одним из основных механизмов реализации государственного регулирования производства и реализации отдельных видов продукции должны стать товарные программы на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. С их помощью можно решить целый комплекс вопросов в системе взаимоотношений государства и товаропроизводителей на принципах сочетания взаимных интересов. Использование различных видов продовольственных товарных программ в практике государственного регулирования производства и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции позволит:

- осуществлять целевое использование финансовых и материальных ресурсов, выделяя их только на те виды продукции, которые в настоящее время наиболее необходимы стране, и только на те виды деятельности, обязательное осуществление которых непосредственно направлено на достижение поставленной цели;

- повысить эффективность мер государственного регулирования, поскольку в формировании и реализации продовольственных программ принимают участие как производители, так и потребители;

- обеспечить выполнение государством предлагаемых мер, поскольку они напрямую связаны с возможностями его бюджета. В свою очередь, доведение стимулирующих мер экономического регулирования до сельских товаропроизводителей за несколько месяцев до начала экономического года создает уверенность в стабильности и гарантии поддержки их хозяйственной деятельности, позволяет им более эффективно планировать и осуществлять свою текущую производственно-хозяйственную деятельность и реалистично прогнозировать ее на будущее;

- переход к дифференцированной поддержке тех производителей и тех регионов, где финансовые и материальные ресурсы могут дать наибольшую и относительно быструю отдачу. Это позволит улучшить размещение и повысить концентрацию производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции в наиболее благоприятных природно-климатических зонах, формирование крупных специализированных товарных зон, снизить себестоимость и повысить качество выпускаемой продукции, рационально использовать природно-экономический потенциал основных производящих регионов страны;

- обеспечить стабильную прямую и обратную связь государства и производителей, оперативно и целенаправленно влиять на изменение текущей ситуации, ежегодно внося необходимые коррективы в меры экономического регулирования в зависимости от имеющихся возможностей для достижения ранее поставленной цели. [2]

Учитывая важность и необходимость максимально быстрого решения продовольственной проблемы в стране, необходимо обеспечить для развития сельского хозяйства наиболее благоприятный режим, сформировать продовольственный рынок с использованием" мягких " регуляторных механизмов со стороны государства. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран с высокоразвитым сельским хозяйством, которые постоянно и целенаправленно поддерживают его развитие, поскольку, таким образом, достигается более стабильный уровень издержек производства, а, следовательно, и цен, сохраняется гарантия получения необходимых доходов от сельхозтоваропроизводителей. Государство должно разработать концепцию долгосрочной стратегии научного обеспечения и на этой основе построить инновационную политику, модернизировать экономику, без чего невозможно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, а именно продовольственного рынка [3].

В целом по итогам 2018 года, несмотря на комплекс неблагоприятных внешних факторов, агропромышленный комплекс республики демонстрирует стабильный рост сельскохозяйственного производства.

Источники:

1. Алексеев А. Н. Организационно-экономический механизм агропродовольственного рынка Северного региона/ А.Н. Алексеев// Транспортное дело России. - 2011. -№12. - С. 187-188.

2. Семенова Н. Н. Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности /Н. Н. Семенова// Финансы и кредит. - 2012. - №4 (484). - С.65-69.

3. Урусова А. Б. Механизм ценообразования на продовольственном рынке /Урусова А. Б.// Финансовая экономика. -2018. - №7 (ч.8). - С.95-99

4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. - Режим доступа: URL: http://www.mcx.ru/

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства КЧР. - Режим доступа: URL: http://www.mcx@mcxkchr.ru Sources:

1. Alekseev A. N. Organizational and economic mechanism of the agri-food market of the Northern region / A.N. Alekseev // Transport business in Russia. - 2011.-№12. - S.187-188.

2. Semenova N. N. Financing agricultural production in the context of ensuring food security / N. N. Semenova // Finance and credit. - 2012. - No. 4 (484). - S. 65-69.

3. Urusova A. B. The mechanism of pricing in the food market / Urusova A. B. // Financial economy. 2018. - No. 7 (Part 8).

- S.95-99

4. The official website of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. - Access mode: URL: http://www.mcx.ru/

5. Official website of the Ministry of Agriculture of the KCR. - Access mode: URL: http: //www.mcx@mcxkchr.ru

А.Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, abu-77@list.ru,

A.B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy, abu-77@list.ru;

Л.А. Хутова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, hutova75@mail.ru,

L.A. Hutova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy, hutova75@mail.ru.

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

РЫНКА

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE FOOD

MARKET

Аннотация. Функционирование сельского хозяйства требует проведения такой аграрной политики, когда государственное регулирование, как это принято во всех странах с высокоразвитой рыночной экономикой, играет значительно большую роль, чем в других отраслях экономики. Становление продовольственного рынка в России в современных условиях связано с существенными трудностями и прямо зависит как от развития аграрного и перерабатывающего секторов российского продовольственного комплекса, так и от эффективного сотрудничества с иностранными товаропроизводителями продовольствия.

Annotation. The Functioning of agriculture requires such an agricultural policy, when state regulation, as is customary in all countries with a highly developed market economy, plays a much greater role than in other sectors of the economy. The formation of the food market in Russia in modern conditions is associated with significant difficulties and directly depends on the development of the agricultural and processing sectors of the Russian food complex, as well as on effective cooperation with foreign food producers.

Ключевые слова. Сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, объем производства продукции, сельхозпроизводители.

Keyword. Agriculture, crop production, animal husbandry, production volume, agricultural producers.

Обеспечение населения продовольствием и, соответственно, уровень продовольственной безопасности региона в решающей степени зависят от состояния регионального продовольственного рынка.

С позиций системного анализа продовольственный рынок можно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, как организационную структуру с взаимодействующими элементами: производителями, покупателями, инфраструктурой и государством в лице федеральных и региональных органов власти и управления; во-вторых, как регулируемую экономическую систему, поскольку устойчивость производства продовольствия и управляемость экономическими и организационными процессами в конечном счете определяют достижение главной цели-обеспечение населения продуктами питания отечественного производства в достаточном количестве, ассортименте и качестве [1].

Организационная структура продовольственного рынка КЧР представляет собой объединение нескольких групп хозяйствующих субъектов [3]:

- покупатели, в качестве которых выступают предприятия пищевой промышленности, заготовительные организации, осуществляющие операции по закупке, хранению и доставке пищевых продуктов в федеральные и региональные фонды, оптовые торговые фирмы, предприятия розничной торговли, население;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.