Научная статья на тему 'Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения'

Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушниренко Оксана Николаевна

В исследовании рассматриваются механизмы государственной поддержки системы продовольственного обеспечения населения путем внедрения комплекса мероприятий по стимулированию развития продовольственного комплекса и внутреннего рынка с целью решения проблемы продовольственной безопасности в современных условиях развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения»

Кушниренко Оксана Николаевна

К.э.н., доц. Житомирский государственный технологический университет г. Житомир, Украина

Государственное регулирование продовольственного обеспечения населения

Аннотация: В исследовании рассматриваются механизмы государственной поддержки системы продовольственного обеспечения населения путем внедрения комплекса мероприятий по стимулированию развития продовольственного комплекса и внутреннего рынка с целью решения проблемы продовольственной безопасности в современных условиях развития экономики.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственный комплекс, стимулирование, государственная поддержка

Kushnirenko O. N. State regulation of food supply of the population

Abstract: In research the mechanisms of state support of the system of the food providing of population are examined by introduction of complex measures on stimulation of the food complex development and internal market with the purpose of decision the problems of food safety for the modern -development of economy Key words: food safety, food complex, stimulation, state support

Наиболее актуальной и социально-значимой проблемой современности является проблема обеспечения населения продуктами питания, что в основном определяет здоровье и продолжительность жизни человека. Особо остро эта проблема характерна для современного общества. Анализ уровня развития продовольственного обеспечения населения позволяет выделить ряд узловых проблем, которые оказывают непосредственное влияние на обеспечение продовольственной безопасности государства. Эти угрозы выявлены как со стороны производителей продуктов питания, так и со стороны потребительского сегмента.

Продовольственный комплекс относится к числу основных общественно-хозяйственных сфер, которые определяют условия поддержки жизнедеятельности общества и являются залогом продовольственной безопасности. Значение его проявляется не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства. В условиях роста открытости отечественной экономики растет роль государства в обеспечении эффективного функционирования организационно-экономического механизма управления сферой производства продовольствия. Опыт развитых стран показывает, что в социально-экономическом развитии важную роль играет создание системы государственной регуля-торной политики, которая базируется на применении соответствующих регуляторных механизмов. Основная деятельность перерабатывающей сферы продуктового комплекса заключается в переработке сельскохозяйственного сырья в пищевые полуфабрикаты и готовые продукты для конечного потребления, что и определяет двойную функцию предприятий ее отраслей, которые одновременно выступают в качестве покупателя продукции сельскохозяйственных предприятий и основного поставщика готовой продукции предприятиям розничной торговли и потребителям.

Объектом исследования являются механизмы государственной поддержки продовольственного комплекса как эффективные рычаги минимизации угрозы рисков агрессивной внешней среды. Предметом исследования являются теоретико-методологические подходы относительно определения системы отношений, которые складываются между государством и агробизнесом. Целью исследования является разработка теоретико-методологических и практических аспектов внедрения системы государственных механизмов стимулирования и выявления его возможностей для развития агропромышленной сферы.

Агропродовольственный сектор в Украине занимает одну из главных позиций в национальной экономической системе, что подтверждают следующие показатели. Удельный вес агропродоволь-ственного сектора в структуре валового внутреннего продукта составляет 12-12,5 % в 2007-2008 годах, а по итогам 2009-2011 годов - 14-16% [4, с. 61]. Даже в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов агросфера Украины продемонстрировала наилучшие показатели производства сравнительно с другими отраслями. Так, в 2008 по сравнению с 2007 годом наблюдается рост вало-

вой продукции на 17,1 %. Даже показатели кризисного 2009 года были наилучшими среди других сфер экономики, хоть и характеризовались спадом на 1,8 % сравнительно с предыдущим годом.

Современное развитие агропродовольственного комплекса в Украине характеризуется нестабильными колебаниями. Так, в 2011 году был зафиксирован серьезный показатель роста (17,6 % сравнительно с данными 2010 года), а уже в 2012 году наблюдается спад производства на 4,3 %. В значительной мере отрицательная динамика стала следствием влияния сложных погодных условий, общего замедления экономического развития, ужесточения денежно-кредитной политики правительства [2]. Эти факторы не позволяют использовать производственный потенциал агропродовольственного сектора в Украине в полной мере.

Негативные тенденции развития продовольственного комплекса характеризуются такими особенностями: происходит процесс сокращения площадей обрабатываемых сельскохозяйственных земель, в составе земельных угодий увеличивается доля переувлажненных, эродированных, засоленных и солонцовых почв, что приводит к качественному ухудшению всего земельно-ресурсного потенциала. Остается высоким уровень физического и морального износа основного капитала: по отдельным видам у 50-70 % машин сельскохозяйственного назначения превышен нормативный срок эксплуатации. Торможение технического обновления материально-технической базы продовольственного комплекса грозит дальнейшим сокращением посевных площадей и производства продовольственной продукции.

Внутренний рынок продуктов питания характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта по отдельным важнейшим видам продукции, что составляет в среднем до 40 % на продовольственном рынке. За 2010-2011 годы в Украину в среднем за год ввозилось 445 тыс.тон мяса и 320 тыс.тон молочной продукции. В 2011 году импорт мясных продуктов сократился до 244 тыс.тон, а молочных до 257 тыс. тон. Кроме того, после вступления в ВТО наблюдается тенденция увеличения импорта свежих фруктов и овощей. На протяжении 2011 года ухудшилось сальдо внешнеторгового балансу по разделу «Готовые пищевые продукты», среди которых львиную долю занимают колбасы, консервированные томаты, варенья и джемы. Происходит небезопасный процесс установления контроля иностранными компаниями над отдельными отраслями продовольственного комплекса (пи-вобезалкогольная, кондитерская, молокоперерабатывающая).

Про негативные тенденции продовольственного обеспечения населения Украины свидетельствуют такие статистические данные: в 2012 году один человек употребляет на 661 ккал меньше чем в 1991 году; протеиновое обеспечение питания сократилось на 25 %. Наблюдается постоянное разба-лансирование питания: так, в 1990 году часть продукции животного происхождения составляла 63 % от общего потребления, а в 2012 году обеспечение организма протеинами и жирами составляет 67 % продукцией растительного производства и химическими добавками. Продовольственное обеспечение в Украине также характеризуется чрезмерным употреблением однородной продукции (хлеба, картофеля, сахара) на фоне стремительного уменьшения продукции животного происхождения [1, с. 32].

По данным социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья и пищевого статуса различных социально-демографических групп населения, проведенного Роспотребнадзором, большинство жителей Российской Федерации испытывают острый дефицит важнейших микронутриентов: витамина С (60 - 70% населения), железа (20 - 40%), кальция (40 - 60%), йода (до 70%), фолиевой кислоты (70 - 80%) [5]. По данным информационно-аналитического комплекса "Бюджетная система Российской Федерации" в настоящее время в России на уровне или с небольшим превышением рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов находится фактическое среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов, мяса и мясопродуктов, сахара, масла растительного. Потребление фруктов и ягод, картофеля, овощей и бахчевых, молока и молочных продуктов находится на уровне 65-85% по отношению к рекомендуемым рациональным нормам. В результате происходящих в последние годы положительных структурных изменений в потреблении продуктов питания, качественный состав рациона питания в среднем на душу населения (с учетом демографической структуры Российской Федерации) находится в пределах физиологических норм потребностей по содержанию жиров, углеводов и энергии; содержание в рационе питания белка приближается к расчетной потребности [5].

При таких условиях оптимальное государственное регулирование производства пищевой продукции имеет экономическое, политическое и международное значение. Учитывая отмеченное, изу-

чение и понимание государственного регулирования продовольственной сферы будет способствовать формированию благоприятной социальной среды для ее усовершенствования.

Государственное регулирование агропродовольственного сектора экономики рассматривается как способ направленного и координирующего влияния на участников сельскохозяйственного производства. В современной науке сформировалось несколько подходов к регулированию аграрного сектора. В трудах зарубежных исследователей выделяется четыре концепции, которые отличаются толкованием их авторами природы сельского хозяйства, особенностей его функционирования, заданий и инструментов аграрной политики, объектов государственной поддержки: традиционная концепция (аграрный фундаментализм), новая концепция (рыночный подход), концепция мультифункциональ-ности сельского хозяйства (Европейская фермерская модель), концепция глобальности сельского хозяйства (агропромышленная модель [3, с.43]. Развитие правового обеспечения государственного регулирования сельскохозяйственной деятельности в Украине, который рассматривается как составляющей ее аграрной политики, предусмотрено прежде всего Законом Украины от 18.10.2005 г. "Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 года". Стратегическим целями такой политики является гарантирование продовольственной безопасности государства; сохранения крестьянства как носителя украинской идентичности, культуры и духовности нации; комплексное развитие сельских территорий и решение социальных проблем на селе [2]. Положения данного закона конкретизированы и дополнены принятыми нормативно-правовыми актами, которые повлияли на ведение агробизнеса в Украине путем регулирования оборота земель и проведения земельной реформы, внедрения нового порядка регистрации прав на недвижимое имущество, финансовые аспекты поддержки (внедрение аграрных расписок) и прочих. Эти Законы и подзаконные акты направлены на стимулирование развития производства пищевой продукции, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, вытеснение спекулятивных цен из рынка. По мнению ведущих ученых, рост внутреннего предложения продовольствия может быть достигнут благодаря государственной поддержке производителей, повышению инвестиционной привлекательности агропродо-вольственной сферы путем предоставления государственных гарантий инвесторам, рационализации институциональной структуры рынка продовольствия, развития системы информационного обеспечения субъектов рынка. Это предусматривает использование следующих средств стимулирования :

- реализация мероприятий государственной поддержки (займы, компенсации, дотации, лизинг);

- льготное налогообложение;

- субсидирование развития производственной инфраструктуры;

- страхование;

- закупочные и товарные интервенции;

- осуществление региональных программ развития.

Следовательно, совокупность вышеназванных мероприятий формирует комплекс государственной политики поддержки продовольственной сферы и позволяет выделить следующие основные элементы регуляторного механизма агропромышленного комплекса :

- регулирование спроса (функционирование и развитие внутреннего рынка продовольственных товаров);

- регулирование предложения (формирование мощного экспортного потенциала пищевых продуктов).

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить неэффективность государственной поддержки агропродовольственного сектора Украины и наметить пути поиска оптимизации аграрной политики в направлении повышения эффективности мероприятий по регулированию цен, уменьшения непосредственного участия государства в управлении сельским хозяйством и переориентации его деятельности в направлении развития рыночной инфраструктуры, обеспечения развития кредитования аграрного сектора, создание благоприятных условий для инвестиций, а также стабилизации макроэкономической ситуации и повышения платежеспособного спроса населения, которое является необходимыми факторами для улучшения условий деятельности производителей сельскохозяйственной продукции.

Реализация государственных механизмов регуляторной политики в агропромышленной сфере определяется оптимальным сочетанием внутреннего производства и экспортно-импортной политики, ведь реализация его организационно-экономического механизма способствует повышению кон-

курентоспособности аграрного сектора экономики, привлечению инвестиции, инновационному обновлению промышленности и социальной инфраструктуры. Одно из важнейших мест в структуре мероприятий государственной политики стимулирования продовольственного обеспечения Украины должно занимать налоговое стимулирование в сфере перерабатывающей отрасли, а также формирование нормативных принципов создания прозрачного сотрудничества органов государственной власти, представителей агропродовольственного комплекса, построенного на принципах равенства партнеров и согласованности их интересов, при реализации которых, возможности обоих партнеров объединяются, с соответствующим распределением рисков, ответственности и получения позитивного конечного результата для взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной основе.

Литература

1. Проблемы рынка продовольственных ресурсов Украины: сб. науч.трудов по материалам Первой науч.-практ.конф., 10 апреля 2013 года / Институт продовольственных ресурсов Украины НААН. - К.: ННЦ ИАЕ, 2013.- 134 с.

2. Ведение аграрного бизнеса в Украине 2012 / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.agribusiness.kiev.ua/uk/service/studies/1354264999/

3. Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015 года / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minagro.kiev.ua/page/73800

4. Погрибняк Н. А. Принципы регуляторной политики в Украине и государствах ЕС // Теория и практика государственного управления : Сб. науч. трудов. - Вып. 4(19). - X.: Изд-во ХарРИДУ НАДУ "Магистр", 2007. - С. 4147.

5. Проблемы, направления и факторы содействия развитию внутреннего рынка Украины (реальный сектор экономики) : кол. монография. / [Дейнеко Л.В., Осташко Т.О., Точилин В.О. и др.] под ред. чл.-кор. НАНУ А.1. Даниленко; д-ра экон. наук, проф. Л. В. Дейнеко, д-ра экон. наук, проф. В.О. Точилина ; НАН Украины, Ин-т екон.та прогноз. НАНУ. - К., 2013. - 292 с.

6. Справка к вопросу о мониторинге и состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации/ [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2013/VSF_NEW201308121827/VSF_NEW20130812182 7 000.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.