Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательства в условиях рынка'

Государственное регулирование предпринимательства в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амонов Мехриддин Оромиддинович

В статье рассмотрены теоретические основы экономико-организационного механизма регулирования предпринимательства. На основании анализа классических работ по экономической теории и предпринимательству автор предлагает свою точку зрения на роль ключевых стратегических факторов устойчивого развития предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation of business in the market conditions

The article considers the theoretical foundations of economic and institutional mechanism for regulation of business. Author offers his views on the role of key strategic factor for sustainable development of entrepreneurship by the analysis of classical works on economic theory and entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательства в условиях рынка»

М О. АМОНОВ

Мехриддин Оромиддииович АМОНОВ — аспирант кафедры маркетинга СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончил Ташкентский государственный экономический университет.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — государственное регулирование предпринимательства.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В УСЛОВИЯХ РЫНКА*

Рыночная экономика влияет на все хозяйственные операции и экономические сферы. Влияние такого рода не ограничивается микроэкономическим уровнем, отражаясь также и на макроэкономическом уровне. Известно, что экономические пропорции и балансы происходят под влиянием рынка. Это связано с тем, что в первую очередь формируется рынок ресурсов и сырья, распределение и перераспределение которых происходят на основе влияния рыночных механизмов.

Рыночная экономика — это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Формой организации производства в современном мире является предприятие. От эффективности деятельности предприятий, инновационного обеспечения и финансового состояния зависит состояние всей экономики. Поэтому предприятие является основой сложной пирамиды экономики страны.

Предпринимательская деятельность — это процесс организации и соединения факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ, услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Все формы хозяйствования предприятия играют важную роль в экономике государства. Учет макроэкономических позиций предприятия создает основу для:

• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;

• возможности существования государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;

• обеспечения обороноспособности государства;

• простого и расширенного воспроизводства;

• развития национальной науки и ускорения НТП;

• повышения материального благосостояния всех слоев населения страны;

• развития медицины, образования и культуры;

ГРНТИ 06.56.31 ©М.О. Амонов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Л. Багнееа.

• решения проблемы занятости;

• решения многих других социальных проблем [5, с. 7].

Для обеспечения рыночных отношений необходимо регулирование со стороны государства. Только государство может обеспечить такой экономический механизм, поскольку «современный рынок не может функционировать в ситуации негосударственной экономики» [3, с. 29].

Сущность и роль государственного регулирования экономики можно рассматривать в рамках двух научных направлений экономической науки XX в.: классического (продолжение неоклассического направления)и кейнсианского.

Самые известные и яркие представители классической политической экономии (зародилась в конце XVII — начале XVIII в.) шотландский ученый Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикар-до (1772-1823) в эпоху промышленного переворота обосновали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.

А. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» — поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Идея «естественной гармонии» (равновесия) устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, которую А. Смит называл принципом «невидимой руки».

Неоклассики проводили исследования на микроуровне, изучая взаимосвязи потребителей и компаний в экономике. В странах с развитой рыночной экономикой неоклассики требовали ограничить деятельность государства по приватизации государственного имущества и регулирования экономики.

Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс [2]. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, принося прибыли предпринимателям. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность в экономике США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Теория кейнсианства возникла как новое течение после периода Великой депрессии 1929-1933 гг. Однако первым среди экономистов, разработавших теорию о государственном вмешательстве в экономику и основы экономической политики, является Д. Рикардо [4].

В отличие от предшествующих и современных теорий, теория Кейнса не считала безработицу и кризисы перепроизводства случайными событиями, а утверждала, что эти события вызваны механизмом капиталистического рынка. Следовательно, он раскрыл роль государственного регулирования экономики. Кейнс первым из экономистов изложил неоспоримые и веские доводы в пользу государственного регулирования экономики, что привело к отмене догмы о вечной саморегулирующей функции рыночной экономики.

A.A. Алексеев [1, с. 30] полагает, что рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств. Его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессе рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

В вопросах управления экономикой государство располагает различными политическими, правовыми и социально-экономическими инструментами. Однако какой из инструментов является преобладающим, зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации, менталитета общества,

уровня жизни и других показателей. В первую очередь государство регулирует предпринимательство посредством законодательства. Государство не только разрабатывает законы, но и обеспечивает их практическое применение. Вмешательство государства в экономику отражается посредством текущей политики. Экономическая политика требует комплексности намеченных целей и инструментов их достижения. Вмешательство государства в экономику, посредственное или непосредственное влияние и управление для каждого государства зависят от выбора собственного пути экономического развития.

В связи с этим регулирование предпринимательства осуществляется двумя макроэкономическими путями (см. рис. 1).

Государственное регулирование предпринимательства

Регулирование посредством рыночного инструмента

Регулирование с участием государства

Рис. 1. Пути государственного регулирования

В современных условиях государственное регулирование предпринимательства непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т. д.

Для развития предпринимательской деятельности, макроэкономической стабильности и реализации текущих моделей и процессов рыночная экономика нуждается в регулировании со стороны государства (см. рис. 2).

Вмешательство государства в рыночную экономику требует осторожности процесса регулирования. Здесь актуальную роль играет знание границ в использовании административных и экономических механизмов. К примеру, государство импортирует дорогие новые технологии — технология может привести к росту безработицы, к увеличению социальной проблемы.

Каждый процесс, связанный с рынком, требует глубокого понимания сути государственных мероприятий, проведения многих исследований и учета всех возможных результатов. Потому что для субъектов рыночных отношений, прежде всего для субъектов предпринимательской сферы, ошибка в этой отрасли может привести к тяжелейшим последствиям. А это, в свою очередь, создает дополнительные расходы, ведет к потере доверия и, как следствие, вредит формированию рынка и оттягивает данный процесс, что приводит к отрицательным эффектам экономического положения населения.

Рис. 2. Необходимость государственного регулирования предпринимательства

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев A.A. Государственное регулирование экономических отношений при переходе к новой экономике: дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2010.

2. КейнсД.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2007. 153 с.

3. Кушлин В.II. Государственное регулирование рыночной экономики. 3-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС. 2010.616 с.

4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения М.: Эксмо, 2007. 960 с.

5. Сергеева II.B. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2005. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.