М О. АМОНОВ
Мехриддин Оромиддииович АМОНОВ — аспирант кафедры маркетинга СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончил Ташкентский государственный экономический университет.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — государственное регулирование предпринимательства.
^ ^ ^
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В УСЛОВИЯХ РЫНКА*
Рыночная экономика влияет на все хозяйственные операции и экономические сферы. Влияние такого рода не ограничивается микроэкономическим уровнем, отражаясь также и на макроэкономическом уровне. Известно, что экономические пропорции и балансы происходят под влиянием рынка. Это связано с тем, что в первую очередь формируется рынок ресурсов и сырья, распределение и перераспределение которых происходят на основе влияния рыночных механизмов.
Рыночная экономика — это экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Формой организации производства в современном мире является предприятие. От эффективности деятельности предприятий, инновационного обеспечения и финансового состояния зависит состояние всей экономики. Поэтому предприятие является основой сложной пирамиды экономики страны.
Предпринимательская деятельность — это процесс организации и соединения факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ, услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Все формы хозяйствования предприятия играют важную роль в экономике государства. Учет макроэкономических позиций предприятия создает основу для:
• увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
• возможности существования государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
• обеспечения обороноспособности государства;
• простого и расширенного воспроизводства;
• развития национальной науки и ускорения НТП;
• повышения материального благосостояния всех слоев населения страны;
• развития медицины, образования и культуры;
ГРНТИ 06.56.31 ©М.О. Амонов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Л. Багнееа.
• решения проблемы занятости;
• решения многих других социальных проблем [5, с. 7].
Для обеспечения рыночных отношений необходимо регулирование со стороны государства. Только государство может обеспечить такой экономический механизм, поскольку «современный рынок не может функционировать в ситуации негосударственной экономики» [3, с. 29].
Сущность и роль государственного регулирования экономики можно рассматривать в рамках двух научных направлений экономической науки XX в.: классического (продолжение неоклассического направления)и кейнсианского.
Самые известные и яркие представители классической политической экономии (зародилась в конце XVII — начале XVIII в.) шотландский ученый Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикар-до (1772-1823) в эпоху промышленного переворота обосновали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь.
А. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» — поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Идея «естественной гармонии» (равновесия) устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, которую А. Смит называл принципом «невидимой руки».
Неоклассики проводили исследования на микроуровне, изучая взаимосвязи потребителей и компаний в экономике. В странах с развитой рыночной экономикой неоклассики требовали ограничить деятельность государства по приватизации государственного имущества и регулирования экономики.
Теоретически необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. М. Кейнс [2]. Государственные заказы оживляли спрос, стимулировали занятость, принося прибыли предпринимателям. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность в экономике США и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Теория кейнсианства возникла как новое течение после периода Великой депрессии 1929-1933 гг. Однако первым среди экономистов, разработавших теорию о государственном вмешательстве в экономику и основы экономической политики, является Д. Рикардо [4].
В отличие от предшествующих и современных теорий, теория Кейнса не считала безработицу и кризисы перепроизводства случайными событиями, а утверждала, что эти события вызваны механизмом капиталистического рынка. Следовательно, он раскрыл роль государственного регулирования экономики. Кейнс первым из экономистов изложил неоспоримые и веские доводы в пользу государственного регулирования экономики, что привело к отмене догмы о вечной саморегулирующей функции рыночной экономики.
A.A. Алексеев [1, с. 30] полагает, что рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств. Его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства.
Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессе рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
В вопросах управления экономикой государство располагает различными политическими, правовыми и социально-экономическими инструментами. Однако какой из инструментов является преобладающим, зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации, менталитета общества,
уровня жизни и других показателей. В первую очередь государство регулирует предпринимательство посредством законодательства. Государство не только разрабатывает законы, но и обеспечивает их практическое применение. Вмешательство государства в экономику отражается посредством текущей политики. Экономическая политика требует комплексности намеченных целей и инструментов их достижения. Вмешательство государства в экономику, посредственное или непосредственное влияние и управление для каждого государства зависят от выбора собственного пути экономического развития.
В связи с этим регулирование предпринимательства осуществляется двумя макроэкономическими путями (см. рис. 1).
Государственное регулирование предпринимательства
Регулирование посредством рыночного инструмента
Регулирование с участием государства
Рис. 1. Пути государственного регулирования
В современных условиях государственное регулирование предпринимательства непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т. д.
Для развития предпринимательской деятельности, макроэкономической стабильности и реализации текущих моделей и процессов рыночная экономика нуждается в регулировании со стороны государства (см. рис. 2).
Вмешательство государства в рыночную экономику требует осторожности процесса регулирования. Здесь актуальную роль играет знание границ в использовании административных и экономических механизмов. К примеру, государство импортирует дорогие новые технологии — технология может привести к росту безработицы, к увеличению социальной проблемы.
Каждый процесс, связанный с рынком, требует глубокого понимания сути государственных мероприятий, проведения многих исследований и учета всех возможных результатов. Потому что для субъектов рыночных отношений, прежде всего для субъектов предпринимательской сферы, ошибка в этой отрасли может привести к тяжелейшим последствиям. А это, в свою очередь, создает дополнительные расходы, ведет к потере доверия и, как следствие, вредит формированию рынка и оттягивает данный процесс, что приводит к отрицательным эффектам экономического положения населения.
Рис. 2. Необходимость государственного регулирования предпринимательства
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев A.A. Государственное регулирование экономических отношений при переходе к новой экономике: дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2010.
2. КейнсД.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: ЭКСМО, 2007. 153 с.
3. Кушлин В.II. Государственное регулирование рыночной экономики. 3-е изд., доп. и перераб. М.: РАГС. 2010.616 с.
4. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения М.: Эксмо, 2007. 960 с.
5. Сергеева II.B. Экономика организаций (предприятий). 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во. Проспект, 2005. 560 с.