ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С. И. ОТЕВ
В статье проводится анализ современных тенденций функционирования предпринимательских структур, выявляется специфика предпринимательства в сети Интернет. Обосновывается дихотомичное влияние развития предпринимательской деятельности в сети Интернет на экономику России, исходя из чего формируются соответствующие направления ее государственного регулирования.
Ключевые слова: предпринимательство, электронный бизнес, государственное регулирование предпринимательской деятельности, регулирование сети Интернет.
Современный период развития мировой цивилизации характеризуется активной диффузией сети Интернет во все сферы жизнедеятельности общества, что способствует формированию принципиально новых рынков и форм предпринимательской деятельности. Возникают организации и лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на виртуальном рынке, оказывая различного рода услуги потребителям. Гипертрофированными темпами Интернет все глубже проникает в деятельность российских и зарубежных компаний, трансформируя стиль осуществления бизнеса и предоставляя новые возможности и уникальные технологии для его развития. Использование сети Интернет для ведения предпринимательской деятельности связано с экспоненциальным ростом количества пользователей сети Интернет, а также с превращением ее в основной канал продаж для многих отраслей бизнеса. Помимо этого, всемирная компьютерная сеть не только является технологической основой для бизнеса, но и выступает как новое средство маркетинговых исследований, коммуникации субъектов экономики, позволяет перевести обслуживание клиентов на новый уровень.
Заметим, что любая коммерческая деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законом, который бы гарантировал соблюдение прав и обязанностей как субъектов предпринимательской деятельности и потребителей, так и третьих лиц. Однако в современной России не существует единой концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет. Как извест-
но, любой рынок имеет ряд присущих только ему особенностей, которые проявляются не только в специфике ведения продаж, проведения рекламных кампаний, но в особом режиме государственного регулирования отношений, возникающих на данном рынке. Исходя из этого, актуальной остается проблема изучения специфики предпринимательской деятельности в сети Интернет и разработки рекомендаций по ее государственному регулированию применительно к российским условиям.
В настоящее время в мире осуществляется активная политика повсеместной информатизации всех сфер жизнедеятельности, разрабатываются и принимаются программы наиболее полного использования информационных ресурсов для различных нужд управления, а также экономического, социального и культурного прогресса в обществе. Активность проникновения сети Интернет в различные сферы жизнедеятельности общества наглядно иллюстрируется статистикой официальных национальных доменных имен (рис. 1).
Заметим, что на приведенном рисунке не учтены домены верхнего уровня общего пользования (.com и .net), поскольку их космополитичность не позволяет сформировать официальные статистические данные. Однако по оценкам некоторых экспертов совокупное количество официальных сайтов на доменах общего пользования более 160 млн. При этом из года в год количество интернет сайтов растет высокими темпами (рис. 2).
16000000
14000000
12000000
10000000
8000000
6000000
4000000
2000000
0
-н- 1
II И111111
.de .uk .tk .nl .ru .eu .cn .br .ar .au
Рис. 1. Количество доменных имен крупнейших национальных доменов верхнего уровня, январь 2012 г. [1]
Рис. 2. Динамика роста доменных имен в зоне .ru [2]
Приведенные выше данные отчетливо демонстрируют перманентное увеличение доли элек-тронифицированности деятельности предпринимательских структур, что с одной стороны, определяется необходимостью внедрения электронных бизнес-инструментов, обеспечивающих основной вид деятельности, с другой, переходом реального бизнеса в сферу Интернет.
В последнее время сеть Интернет стала активно использоваться как особый рынок, на котором потребителям оказываются различного рода услуги. Кроме того, технические возможности Интернет активно применяются в качестве средств ведения предпринимательской деятельности.
Соответственно, появились организации, физические лица, которые активно работают на этом рынке, оказывая различного рода услуги
потребителям. Любая предпринимательская деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законом, который бы гарантировал соблюдение прав и обязанностей как субъектов предпринимательской деятельности и потребителей, так и третьих лиц, а также гарантировал защиту прав и законных интересов перечисленных лиц в судебном или ином, предусмотренном законом порядке.
Как известно, любой рынок, имеет ряд присущих только ему особенностей, которые проявляются не только в специфике ведения продаж, проведения рекламных кампаний, но в особом режиме правового регулирования отношений, возникающих на данном рынке.
Обсуждаемый рынок также имеет ряд присущих только ему особенностей, учитывая которые,
будет сделана попытка сформулировать общие проблемы его правового регулирования и предложить комплекс первоочередных мер по решению указанных проблем. В настоящее время ведется масса дискуссий, предметом которых является сеть Интернет и проблемы ее правового регулирования. Одной из основных сегодня проблем при рассмотрении вопроса о правовом регулировании сети и отдельных связанных с этим правоотношений является вопрос соотношения в применении действующих норм законодательства и принятия специальных нормативно-правовых актов, в которых будет учтена специфика Интернет, а также взаимодействие таких актов и содержащихся в них норм.
На сегодняшний момент все меньшее количество предпринимательских структур осуществля-
ет свою деятельность без использования сети Интернет. Коммерческие организации создают свои сайты, которые используются как в качестве инструмента продаж, так и как средство коммуникации с потребителями, поставщиками и другими экономическими агентами. При этом многие коммерческие сайты не подкреплены бизнесом в реальном секторе экономики и зачастую зарегистрированы только в виртуальном пространстве. Исходя из этого, можно отметить, что специфика предпринимательства в сети Интернет заключается в приоритете нематериальной созидательной деятельности, аллокациии трудовых ресурсов, минимизации объема основных фондов, высокой скорости адаптации к быстроменяющимся условиям функционирования, высокой степени «тене-визации» (рис. 3).
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
СВОЙСТВА
Приоритет нематериальной созидательной деятельности:
> создание сайтов;
> написание программных продуктов;
> копирайтинг;
> рерайтинг;
> веб-дизайн;
> оптимизация и продвижение
■=>
Аллокация трудовых ресурсов:
> фриланс,
> привлечение специалистов только для конкретных операций
Высокая скорость адаптации к быст-роменяющимся условиям функциони-
рования: >
легкость переориентации бизнеса за счет отсутствия большого штата работников;
незначительные затраты времени на запуск новых услуг, достигаемые за счет минимизации необходимых фондов
Минимизация объема основных
фондов:
> отсутствие необходимости в офисном помещении;
> уменьшение затрат на оборудование (за счет найма персонала по фрилансу);
> сведение к минимуму необходимости затрат на мебель, инструменты, приборы и т. д.
Высокая степень «теневизации»:
> сложность контроля со стороны государственных органов,
> возможность неуплаты налогов (подоходный налог, начисления на заработную плату и т. д.)
> отсутствие контроля за движением денежных средств за счет использования нефиатных денег
>
Рис. 3. Специфика предпринимательской деятельности в сети Интернет
Специфика предпринимательства в сети Интернет обуславливает ее дихотомичное влияние на российскую экономику (табл 1).
Таблица 1.
Дихотомичный характер влияния развития предпринимательства в сети Интернет на экономику
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
Тенденция Описание Тенденция Описание
совокупное снижение трансакционных издержек экономических агентов Развитие сети Интернет и основанных на ней средств коммуникации снижает недоступность информации и время на ее поиск, а также время на осуществление сделки (многие переговоры проводятся с помощью сети Интернет, т. е. нивелируется необходимость непосредственного присутствия в удаленном месте). Снижение трансакционных издержек делает бизнес более доступным, что способствует росту экономики страны снижение налоговых поступлений В сети Интернет в настоящее время осуществляется большое количество транзакций, которые практические не отслеживаются и не контролируются, что делает легкодоступной возможность осуществления незаконных операций, уход в «тень»
повышение конкуренции Доступность информации о ценах, качестве товаров и услуг, дополнительном сервисе, а также возможность осуществления приобретения желаемого блага через сеть Интернет делает потребителя более антилояль-ным, что детерминирует предпринимательским структурам необходимость перманентного совершенствования своей конкурентоспособности учащение случаев мошенничества Космополитичность и упрощенная процедура регистрации доменных имен, а также возможность размещения сайта на сервере любой другой страны провоцирует мошенников на осуществление незаконной деятельности
освоение новых ниш Активное развитие интернет-предпринимательства существенным образом меняет экономические уклады современного общества, что проявляется в формировании новых форм взаимоотношений экономических агентов, появлении новых видов товаров (виртуальные ценности) и услуг (SEO оптимизация, веб-разработка и т. д.), а также новых способов продажи реальных товаров уменьшение количества рабочих мест Автоматизация множества бизнес-процессов уменьшает необходимость найма персонала.
интеграция экономики в мировое экономическое сообщество Появление новых Интернет-сервисов, упрощающих коммуникационный процесс (on-line переводчик, социальные сети, информационные помощники и т. д.) облегчают процесс взаимодействия экономических субъектов разных стран, что способствует интеграции России в мировое экономическое сообщество распространение нелегального программного обеспечения Несовершенство законодательства в сфере защиты авторских прав, совмещенное с неограниченными возможностями передачи информации, выступают базовыми условиями для распространения нелегального программного обеспечения и объектов защиты авторскими правами
снижение уровня коррупции Многие вопросы, решаемые в реальном секторе зачастую способами «взятки» или «отката», теряют свою актуальность в сети Интернет пренебрежения стандартами качества В настоящее время весьма затруднительным является контроль качества продукции (как виртуальной, так и реальной), продаваемой в сети Интернет
коэволюционное развитие предпринимательских структур Развитие предпринимательства в сети Интернет детерминирует трансформационные процессы в предпринимательских структурах реального сектора, что, в свою очередь, способствует развитию коммерческой деятельности с помощью сети Интернет. При этом данный процесс носит континуальный характер - -
повышение уровня доходов населения Низкие барьеры для осуществления предпринимательской деятельности в сети Интернет позволяют достаточно большой части населения получать дополнительный доход (самозанятость, работа по удаленному найму) - -
Исходя из этого, государственное регулирование предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет, должно осуществляться исходя из цели создания адекватных условий их функционирования и развития, а также нивелирования негативных последствий для экономики (снижение налоговых поступлений, учащение случаев мошенничества, уменьшение количества рабочих мест, распространение нелегального программного обеспечения, пренебрежения стандартами качества). При этом комплекс мероприятий, форм и методов государственного регулирования коммерческой деятельности, осуществляемой в сети Интернет, должен быть ориентирован на формирование и укрепление положительных тенденций развития интернет-предпринимательства (совокупное снижение трансакционных издержек экономических агентов, повышение конкуренции, освоение новых ниш, интеграция экономики в мировое экономическое сообщество, снижение уровня коррупции, коэволюционное развитие предпринимательских структур, повышение уровня доходов населения).
При этом следует учитывать, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в сети Интернет в России в настоящее время достаточно затруднено, в виду ряда объективных и субъективных ограничений. К объективным ограничениям государственного регулирования интернет-предпринимательства отнесены: несовершенство законодательства, регулирующего коммерческую деятельность в сети Интернет; сложность осуществления технических барьеров на несанкционированную деятельность; отсутствие деловых регламентов осуществления транзакций в сети Интернет; к субъективным -недостаточный уровень технической грамотности населения; дифференциация общественного мнения по поводу регулирования Интернета; специфика российского менталитета.
В Российской Федерации государственное регулирование предпринимательской деятельности в сети Интернет осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», «Об электронной цифровой подписи», «Об участии в международном информационном обмене» и другими, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, косвенно регулирующими отношения электронного документооборота и электронной коммерции. Однако в настоящее время отсутствует законода-
тельная база прямо, регулирующая предпринимательскую деятельность в сети Интернет и возникающие в процессе ее осуществления экономические отношения.
Регулирование предпринимательства, осуществляемого в сети Интернет, необходимо реализовывать, используя определенный набор технических операций. Тем не менее, многие из данных операций на данный момент осуществить весьма затруднительно. Особым образом в данном контексте выделяется проблема регулирования ресурсов, осуществляющих коммерческую деятельность в России, но территориально расположенных на серверах другой страны, а также на доменах низшего уровня.
Проблема отсутствия деловых регламентов осуществления транзакций в сети Интернет детерминируется тем, что интернет-предпринимательство является относительно новым феноменом. Несформированная единая система взаиморасчетов экономических субъектов в сети Интернет обуславливает необходимость построения дифференцированного комплекса контроля над денежными потоками, что в значительной мере усложняет процесс государственного регулирования коммерческой деятельности в сети Интернет.
Одной из основных проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности в сети интернет остается низкий уровень технической грамотности населения, в том числе и среди работников государственной службы.
В настоящее время в России наблюдается существенная дифференциация общественного мнения по поводу регулирования Интернета. Часть населения страны ратует за абсолютную свободу Интернета, другая часть считает регулирование всемирной сети и осуществляемой с ее помощью коммерческой деятельностью необходимостью.
При этом особой проблемой остается специфика российского менталитета, который зачастую предполагает уклонение от уплаты налогов, обезличенное нарушение закона и т. д.
Построение государственного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет может осуществляться на основе трех подходов:
- регулирование производится только государственными органами посредством издания общеобязательных нормативно-правовых актов и контроля над их реализацией. Сами участники экономических отношений, возникающих в процессе осуществления коммерческой деятельности с помощью глобальной информационной сети, лишаются права регулировать свое функционирование путем собственного нормотворчества;
- диаметрально противоположный подход, при котором экономические отношения, возникающие в процессе ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет, упорядочивают только их участники путем объединения в организации по общественному регулированию Интернета, которые вырабатывают определенные правила и добровольно принимают на себя обязательство соблюдать и исполнять их. Роль государства состоит только в поддержке данных организаций;
- подход, подразумевающий одновременное использование оба приведенных выше варианта, когда в регулировании предпринимательской деятельности в сети Интернет существует своего рода разделение труда между органами государственной власти и организациями саморегулирования. Соответствующие нормативные акты и контрольные акции исходят от государства, но, кроме того, некоторые нормотворческие и контрольные функции выполняют организации саморегулирования.
Саморегулируемые организации призваны обеспечивать реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Вместе с тем, практика показы-
вает, что саморегулирование порождает ряд серьезных проблем, которые обусловлены как практическими вопросами, так и недостатками правового регулирования данного института. Наиболее эффективным является комплексный подход, объединяющий в себе государственное воздействие и саморегулирование. На его основе сформулируем направления государственного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет:
- экономико-правового характера, включающие в себя совершенствование законодательства в области налогообложения предпринимательской деятельности в сети Интернет, в сфере защиты авторских прав, а также регулирующие транзакции в глобальной информационной сети;
- институционального характера, предполагающие создание государственно-общественых структур, занимающихся основными проблемами регулирования электронного бизнеса;
- организационного характера, представляющие собой совокупность мер и мероприятий, направленных на все субъекты структуры и инфраструктуры коммерческой деятельности в сети Интернет;
- системно-идеологического характера, подразумевающие формирование технически развитого нравственного общества и информационной экономики (табл. 2).
Таблица 2
Направления развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в сети Интернет
Характер Направления Меры
Экономико-правовой Совершенствование законодательной базы, регулирующей проблемы связанные с коммерческой деятельностью в сети Интернет Детализация в нормах законодательства правовых механизмов и процедур, обеспечивающих реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений; формирование единого концептуального подхода к урегулированию основных вопросов правоотношений, возникающих в процессе коммерческой деятельности в сети Интернет; развитие законодательной базы информационных прав; совершенствование патентного законодательства и защиты авторских прав; формирование специальных налоговых режимов для субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сети Интернет; разработка деловых регламентов осуществления Интернет-транзакций
Институциональный Создание государственнообщественной структуры, занимающейся основными проблемами регулирования электронного бизнеса Формирование механизма государственно-частного партнерства в сети Интернет; разработка инструментов проведения процедуры общественного контроля над сайтами, нарушающими законодательсто; формирование единой базы «нелегальных» ресурсов сети Интернет
Поддержка саморегулируе-мых организаций Дотации на создание электронных ресурсов, необходимых для осуществления деятельности; предоставление доменного имени и хостинга в русскоязычной доменной зоне; разработка процедуры обязательной регистрации саморегулируемых организаций
Организационный Создание условий для совершенствования функционирования экономических субъектов сети Интернет Формирование предписаний субъектам экономических отношений, возникающих в процессе осуществления коммерческой деятельности в сети Интернет
Формирование предписаний и проведение соответствующих процедур, направ- Создание единых требований и норм контроля для всех провайдеров; разработка программного обеспечения, необходимого для фильтрации сайтов; разработка фиатной системы денежного обращения в сети Интер-
Характер Направления Меры
ленных на инфраструктурные объекты интернет-предпринимательства нет, специализированной на русскоязычную его часть
Системно- идеологический Создание условий для развития информационного общества Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для отрасли ИТ и приведение ее в соответствие с основными международными стандартами; создание в регионах общедоступных центров повышения компьютерной грамотности населения и центров общественного доступа к сети Интернет; модернизация технологического обеспечения доступа в сеть интернет для образовательных учреждений; разработка программы кадрового обеспечения мероприятий по реализации Стратегии развития информационного общества в России; создание центров дистанционного обучения детей-инвалидов через интернет; внесение корректив в национальные проекты и действующие федеральные целевые программы с целью усиления их информационных компонентов; внесение изменений в программы информатизации регионов, министерств и ведомств РФ для обеспечения реализации Стратегии развития информационного общества в России
Нравственное воспитание личности в соответствии с условиями информационной экономики Разработка концепции и программы формирования новой информационной культуры личности и общества, а также развертывание соответствующей просветительской работы.
Литература
1. Колесников А. В. Отчет о работе Координационного Центра национального домена сети Интернет за 2011 г. М., 2012.
2. URL: http://www.cctld.ru
STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN THE INTERNET OF MODERN RUSSIA
S. I. Otev
* * *
In article the analysis of current trends of functioning of enterprise structures is carried out, specifics of business in the Internet comes to light. The dichotomic influence of development of business activity in the Internet on economy of Russia is justified, proceeding from what, the corresponding directions of its state regulation are formed.
Key words: business, electronic business, state regulation of business activity, Internet regulation.