ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
Особенности функционирования Интернет-компаний в сфере Интернет-коммерции • •
Т, В. Васильева ^
старший преподаватель кафедры мировой и национальной экономики Северо-Западной академии
В статье проводится анализ отличительныххарактеристик Интернет-компаний как компаний инновационного типа, основная коммерческая деятельность которых реализуется в сети Интернет. Ин-тернет-коммерциярассматривается как основной элемент информационной ("новой") экономики. Автором приведены основные принципы организации предпринимательской деятельности в сети Интернет, обусловленные особой средой, в которой функционируют Интернет-компании. Среди основных особенностей Интернет-компаний автор выделяет особую форму реализуемого товара (услуги), структуру затрат и активов, этапы организации и инновационность процессов. Данные особенности представлены в виде блок-схемы, отражающей сущность Интернет-компании. Проведен анализ факторов, оказывающих воздействие на эффективное функционирование Интернет-компаний. Сформулированы соответствующие выводы и предложения.
В научной литературе, и в законодательных актах, предпринимательство определяет ся как инновационная самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность. Инновационный характер предпринимательства влечет за собой активное использование предпринимателями последних достижений информационных технологий в качестве основы прогрессивного метода ведения бизнеса. Осуществление предпринимательской деятельности невозможно без широкого использования последних достижений информационных технологий в процессе управления, производства, маркетинга. Информационные технологии могут быть применены в любой сфере деятельности (дизайн, маркетинг, средства массовой информации, производственные предприятия и т.п.) и на любом из участков управления фирмы (от менеджмента, до бухгалтерской учета), во всех секторах экономики, на любом из этапов производственного цикла (обслуживание покупателей, проведение маркетинговых исследований, производство продукции и услуг и т.п.). Одним из самых заметных достижений развития информационных технологий становится ведение предпринимательской деятельности в сети Интернет.
Все особенности предпринимательства определяются бизнес-средой, в которой предприниматель действует, и, если эта среда изменяется в связи с появлением новых технологий, то изменяется само предпринимательство и философия бизнеса в целом. С развитием сети Интернет как новой среды бизнеса связана и
The summary: In clause the analysis of distinctive characteristics the Internet-companies as companies of innovative type is spent, basic which commercial activity is realized in a network the Internet. The Internet-commerce is considered as a basic element ofinformation ("new") economy. The author results main principles of the organization of enterprise activity in the networks the Internet caused by the special environment in which function the Internet-company. Among the basicfeatures the Internet-companies the author allocates the special form of the sold goods (service), structure of expenses and actives, stages of the organization and инновационность processes. The givenfeatures are presented in the form of the block diagram reflecting essence the Internet-company. The analysis ofthe factors affecting effective functioning the Internet-companies is lead. Corresponding conclusions and offers are formulated.
интернет-коммерция - наиболее динамично развивающаяся в настоящее время форма Интернет-бизнеса. Интернет-коммерция, являясь главным элементом информационной ("новой") экономики, становится особой формой предпринимательской деятельности, имеющей специфические особенности, обусловленные средой Интернет как международной телекоммуникационной сети. Ведение предпринимательской деятельности в сети Интернет дает компаниям ряд конкурентных преимуществ, таких как: снижение уровня складских запасов и экономии операционных издержек, упрощение процесса поиска новых поставщиков и покупателей, достижения глобального (международного) присутствия на рынке и многие другие. Данный вид деятельности является перспективным направлением развития российской экономики, повышая степень интеграции России в мировые информационные и экономические процессы. Интернет-коммерцию можно рассматривать и как особую среду экономических коммуникаций, в которой появляется возможность объединения сообществ потребителей ("сетевые сообщества") благодаря интерактивности общения. Интернет-коммерция является также средством решения проблемы приведения информационной инфраструктуры поддержки рынка в России в соответствие современным требованиям, которое позволит сократить расходы на проведение торговых операций и частично решит проблемы регионов и предприятий, связанные с традиционно невыгодным географическим расположением и большими расстояниями от потребителей.
Таким образом, Интернет-коммерция становится особой формой предпринимательской деятельности, при
которой основные бизнес-процессы (купля-продажа, поиск клиентов, распространение товаров и пр.) осуществляются в сети Интернет. При принятии решения о внедрении Интернет-коммерции появляется необходимость решения следующих основных вопросов:
• кардинальное изменение бизнес-процессов, характер-
ных для традиционной деятельности;
• изменение требований к товарам и услугам, осуществляемым через Сеть;
• изменение отношений с поставщиками;
• изменение инфраструктуры деятельности.
Данные задачи определяют основные принципы построения бизнеса в сети Интернет, среди которых можно выделить следующие:
1. Системный подход в рамках организации коммерческой деятельности в Сети предполагает рассмотрение всех бизнес-процессов как единой функционирующей системы. Интернет-коммерция, как система, представляет собой совокупность технических средств, программных продуктов и способов, позволяющих реализовать коммерческую деятельность в сети Интернет. В интернет-коммерции все операции тесно связаны, и нарушение хотя бы одного из них повлечет за собой остановку всей коммерческой деятельности.
2. Инновационный характер предпринимательской деятельности в сети Интернет связан с постоянным изучением рынка высоких технологий и внедрением самых передовых достижений науки в бизнес-процессы организации. Это связано с тем, что сеть Интернет является открытой структурой, где уровень конкуренции очень высокий.
3. Особое значение имеет принцип реализуемости бизнес-идеи, предполагающий постановку конкретных, реально достижимых целей с учетом финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов.
4. Принцип оперативности и гибкости определяется способностью организации своевременно реагировать на изменения, происходящие в сфере инновационных технологий, законодательства и мировых тенденций в развитии экономики.
5. Соблюдение принципа ориентированности на клиента, его потребности в настоящее время и чувство «перспективных потребностей» является неотъемлемой чертой успешного ведения бизнеса в Сети. Деятельность любой коммерческой организации направлена на удовлетворение потребности определенного круга потенциальных покупателей ее товаров и услуг. Покупатели сферы Интернет-коммерции имеют свои отличительные особенности от покупателей на традиционных, физических, рынках, которые необходимо учитывать при организации интернет-коммерции. Проведенное компанией NPD Group маркетинговое исследование показало, что 51% интернет-покупателей в основном используют Сеть как инструмент выбора и изучения товара, после чего покупают его в реальном (традиционном) магазине; 40% опрошенных являются, так называемыми, «чистыми» интернет - покупателями, совершающими весь цикл, от выбора товара до получения, в сети Интернет; 9 % интернет-покупателей, как правило, выбирают в реальном магазине, а приобретают в сети Интернет [106]. Учитывать эти особенности необходимо любой компании, выходящей на рынок интернет-коммерции.
Схема 1. Особенности функционирования интернет-компании
В сфере интернет-коммерции функционируют компании определенного типа, так называемые интернет-компании, имеющие отличительные особенности от традиционных компаний, представленные на схеме 1. Отличительными особенностями интернет-компаний, выделяемыми автором, являются особая форма реализуемого товара (услуги), инновационный характер процессов, особая структура затрат и активов компании, и особые этапы организации коммерческой деятельности.
Интернет-компания существует в особой среде -сети Интернет, соответственно и основными товарами (услугами), реализуемыми компанией становятся те, которые возможно передать по телекоммуникационным каналам связи (цифровые товары), а также те, оплата которых может быть осуществлена посредством сети Интернет с помощью специальных платежных систем. Таким образом, можно выделить следующие виды Интернет-коммерции:
- Интернет-коммерция, связанная с обслуживанием цифрового потока продукции. Это является проявлением Интернет-коммерции в «чистом» виде, при котором полный цикл коммерческой сделки (включая доставку) может быть проведен через сеть Интернет.
- Интернет-коммерция, связанная с обслуживанием материального потока продукции. В данном случае имеется ввиду продукция, которую невозможно представить в ином виде, чем она представлена и в традиционном бизнесе, например, автомобили, недвижимость, продукты питания, косметика и т.д. Однако, несмотря на материальную форму, заказы и оплата таких товаров могут производится с помощью сети Интернет. Особенностью является то, что потребитель получает эту продукцию через курьера почтовой службы или непосредственно в офисе самой фирмы.
Инновационность процессов в Интернет-компании обусловлена стратегической ролью информационных технологий. Инновациями, в данном случае, становятся новые (сетевые) «уникальные» продукты, новые способы производства данных продуктов, нахождение новых сегментов рынка и разработка «уникальных торговых предложений», представляющих собой умение преподнести новый товар (услугу) потенциальному покупателю.
Также, специфической особенностью интернет-компаний является структура затрат, в которой веду-
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
ИННОВАЦИИ № 6 (93), 2006
щее место занимают затраты на НИОКР, вследствие постоянного развития рынка информационных технологий. Затраты на материалы и оборудование составляют, в большинстве случаев, незначительную долю в общем объеме затрат компании. В структуре активов компании превалирует высокая доля интеллектуальных активов, которыми выступают, в основном, программные средства, квалификация специалистов, торговая марка и репутация фирмы и др. Интеллектуальный потенциал является, наверное, единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на российском рынке в борьбе с зарубежными фирмами.
Особыми элементами организации Интернет-компании по сравнению с традиционными компаниями, становятся регистрация доменных имен, организация приема денег через электронные платежные системы, организация доставки продаваемого товара (услуги), а также организация обеспечения достаточного уровня безопасности информации осуществляемых сделок купли-продажи. Особое значение в данном случае приобретает регистрация не одного доменного имени в сети Интернет, а приобретение как можно большего количества доменов в разных зонах. Это непосредственно связано с приобретением конкурентных преимуществ компании. Доменное имя имеет значение торговой марки, поэтому, приобретая домен только в одной зоне сети Интернет, компания тем самым дает возможность другим компаниям воспользоваться преимуществом продвижения своих товаров, используя уже «раскрученное» имя.
Рассмотренные особенности функционирования интернет-компаний необходимо учитывать при создании веб-сайта, являющегося главным элементом в процессе организации интернет-компании. Веб-сайт представляет собой интернет-представительство компании, совокупность взаимосвязанных страниц, концептуально объединенных по содержанию и навигации и физически находящихся на одном сервере. Веб-сайт, являясь основой Интернет-компании, аккумулирует в себе всю информацию, которую необходимо довести до потенциального покупателя. С учетом данного обстоятельства, Интернет-компании следует рассматривать как компании инновационного типа, основная коммерческая деятельность которых реализуется в сети Интернет и базируется на собственном веб-сайте.
Интернет-компании функционируют в особой среде - сети Интернет, соответственно и факторы, оказывающие влияние на деятельность Интернет-компаний непосредственно связаны с особенностями сети Интернет как телекоммуникационной системы. Всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на функционирование веб-сайта Интернет-компании, можно разделить на две группы:
• факторы прямого воздействия, оказывающие не-
посредственное воздействие на функционирование веб-сайта интернет-компании;
• общие факторы опосредованного воздействия.
Общими факторами опосредованного воздействия, выделяемыми автором, являются влияние государства, природных условий, уровень платежеспо-
собности населения и уровень компьютерной грамотности и доступности к сети Интернет. Вплоть до настоящего времени не разработаны законы, регулирующие деятельность в сети Интернет, поэтому фактор «воздействие государства» не может оказывать прямого воздействия на функционирование веб-сайта интернет-компании. Природные (климатические) условия могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. В первом случае, при неблагоприятных погодных условиях, потенциальному покупателю легче сделать заказ, не выходя из дома - в сети Интернет. Отрицательное воздействие данного фактора заключается в том, что неблагоприятные климатические условия могут вызвать помехи в электрических цепях коммутатора и привести к неустойчивой связи или абсолютному сбою работы веб-сайта интернет-компании. Уровень платежеспособности населения непосредственного воздействия на работу веб-сайта интернет-компании не оказывает, но влияет на уровень получаемых компанией доходов. Чем выше уровень компьютерной грамотности, тем быстрее совершаются сделки купли-продажи в Сети.
К факторам прямого воздействия относятся поведение интернет-посетителей, поисковых систем, конкурентов и развитие информационных технологий. В связи с тем, что по данным исследований, около 70% интернет-пользователей находят интересующую информацию с помощью поисковых систем, данный источник информации и его характеристики оказывают огромное влияние на работу веб-сайта Интернет-компании. Интернет-компании конкурентов могут проводить политику захвата рынка посредством приобретения доменов с именем уже известной компании, продвигая таким образом веб-сайты, не соответствующие тематике. Поведение и желания интернет-пользователей трудно предсказуемы, для чего необходимо постоянно проводить анализ целевого рынка. В связи с тем, что основные данные для анализа эффективности интернет-компании заложены в веб-сайте, необходимо постоянно следить за развитием информационных технологий в целях нахождения новых программных продуктов, интегрируемых в веб-сайта Интернет-компании и расширяющих объем информации, доступной для анализа.
Рассмотренные особенности функционирования Интернет-компаний определяются инновационным характером такой сферы предпринимательской деятельности, как Интернет-коммерция, которая с каждым годом приобретает все большую популярность. По данным исследования, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) совместно с независимым маркетинговым агентством РМ^гоир, в 2005 г. объем рынка Интернет-коммерции в России составил 4,47 млрд долл., что на 38% больше, чем в 2004 г. и в 14 раз больше, чем в 2001 г. В связи с данными обстоятельствами вопросы организации предпринимательской деятельности в сети Интернет становятся одним из главных направлений научных исследований на современном этапе развития российской экономики.