Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE REGULATION / PRIVATE DETECTIVE ACTIVITY / SECURITY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомичев Олег Владимирович

Вопросы правового регулирования частной охранной деятельности получили недостаточное освещение в юридической литературе. Институт негосударственных субъектов охраны требует дальнейшего совершенствования на законодательном уровне. Актуальность затронутых в настоящей статье вопросов обусловлена распространенностью частной детективной и охранной деятельности в России, высокой степенью динамики законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений, а также проблемами правоприменительной практики, обосновываются направления совершенствования государственного регулирования детективной и охранной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомичев Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF NON-STATE (PRIVATE) DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The issues of legal regulation of private security activities have received insufficient coverage in the legal literature. The institution of non-state protection agents requires further improvement at the legislative level. The relevance of the issues raised in this article is due to the prevalence of private detective and security activities in Russia, a high degree of dynamics of legislation regulating this area of public relations, as well as problems of law enforcement practice, the directions of improving state regulation of detective and security activities are substantiated.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ (ЧАСТНОЙ) ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фомичев О.В. Email: Fomichev6103@scientifictext.ru

Фомичев Олег Владимирович - студент магистратуры,

Институт права Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: вопросы правового регулирования частной охранной деятельности получили недостаточное освещение в юридической литературе. Институт негосударственных субъектов охраны требует дальнейшего совершенствования на законодательном уровне. Актуальность затронутых в настоящей статье вопросов обусловлена распространенностью частной детективной и охранной деятельности в России, высокой степенью динамики законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений, а также проблемами правоприменительной практики, обосновываются направления совершенствования государственного регулирования детективной и охранной деятельности.

Ключевые слова: государственное регулирование, частная детективная деятельность, охранная деятельность.

STATE REGULATION OF NON-STATE (PRIVATE) DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Fomichev O.V.

Fomichev Oleg Vladimirovich - graduate Student, INSTITUTE OF LAW CHELYABINSK STATE UNIVERSITY, CHELYABINSK

Abstract: the issues of legal regulation of private security activities have received insufficient coverage in the legal literature. The institution of non-state protection agents requires further improvement at the legislative level. The relevance of the issues raised in this article is due to the prevalence of private detective and security activities in Russia, a high degree of dynamics of legislation regulating this area of public relations, as well as problems of law enforcement practice, the directions of improving state regulation of detective and security activities are substantiated. Keywords: state regulation, private detective activity, security activity.

УДК 34.07

В настоящее время идет процесс формирования всеобъемлющего межотраслевого правового института для частных расследований и деятельности по обеспечению безопасности. Их формирование ограничено несовершенством нормативно-правовой базы, не обеспечивающей достаточной полноты и слаженности механизмов, регулирующих данную сферу [4].

Практика показывает, что безопасность и следственная деятельность не могут основываться только на механизмах рыночного саморегулирования. Поступательное развитие частного права по сравнению с публичным ведет к деформации правового порядка, в том числе нормативного регулирования следственной и охранной деятельности, и снижает организационное влияние государства. В этом контексте следует искать пути улучшения государственного регулирования следственной и охранной деятельности и обеспечения оптимального баланса между принципами

гражданского и публичного права. Последовательность государственного регулирования может быть обеспечена путем закрепления верховенства Конституции Российской Федерации в законодательстве о частной детективной и охранной деятельности [10].

Следует отметить, что законодательство не раскрывает полное юридическое содержание термина «охрана» как предпосылки для возникновения охранной деятельности. Негосударственная (частная) детективная и охранная деятельность в Российской Федерации, как сообщалось ранее, получила новые возможности для развития после принятия Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в России» с 11 марта 1992. Следует отметить, что согласно действующему законодательству негосударственная (частная) детективная деятельность и охранная деятельность - это два различных вида деятельности, которые по содержанию и характеру отличаются от предоставляемых услуг. Частный детектив предназначен для проведения детективной деятельности, которая включает сбор информации в рамках детективных услуг. Безопасность - это деятельность, направленная на защиту жизни и здоровья физических и юридических лиц, а также обеспечение сохранности их имущества [9].

Можно сделать вывод, что негосударственная (частная) розыскная и охранная деятельность заключается в оказании услуг на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, организаций и индивидуальных предпринимателей, для защиты законных прав и интересов своих клиентов. Законность деятельности негосударственного (частного) следователя определяется: во-первых, фактом государственной регистрации гражданина Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя; во-вторых, он имеет специальное разрешение (лицензию) на право ведения частной розыскной деятельности (следственной деятельности), выданное органами внутренних дел сроком на пять лет на основании положения о разрешении частной розыскной деятельности [2].

В.В. Горовенко поясняет: «Частная детективная деятельность - это независимая, рискованная правоохранительная деятельность, направленная на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей физических и юридических лиц. Компании, обеспечивающие реализацию и защиту имущественных и неимущественных прав и законных интересов путем оказания определенного набора детективных и охранных услуг с использованием определенных методов и средств от торговых организаций, получивших специальную лицензию и их сотрудники - российские иметь гражданство. Согласно статье 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная деятельность в России осуществляется в форме расследования. В соответствии с законом частные детективы могут решать индивидуальные задачи, хотя они не идентичны тем, которые решаются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, но в чем-то схожи с ними [3].

Таким образом, частные детективы могут:

1) искать биографические и другие личные данные лиц (с их письменного согласия) при заключении трудовых и иных договоров;

2) вести поиск пропавших без вести; поиск потерянного имущества гражданами или компаниями, учреждениями, организациями;

3) собирать информацию по уголовным делам на основании соглашения со сторонами процесса, при условии, что частный следователь в течение 24 часов с момента заключения договора с клиентом письменно информирует лицо, ведущее расследование, следователя или суд, в ведении которого находится дело. Говоря о понятии ограничения деятельности негосударственных (частных) детективных организаций, следует отметить, что законодателем определены четкие ограничения деятельности негосударственного (частного) детектива, которому категорически запрещается:

1) скрывать от полиции факты подготовки, совершения или совершения преступления, у него было знание;

2) выдавать себя за сотрудников милиции;

3) собирать информацию, касающуюся личной жизни (поскольку согласно статье 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни человека без их согласия не допускается), а также информацию о политических и религиозных убеждениях отдельных лиц;

4) производить видео- и аудиозапись, фото- и видеосъемку в офисе или другом помещении без письменного согласия соответствующих сотрудников или лиц и т.д., а полученные по этому делу материалы не являются доказательствами. Однако даже с такими проблемами негосударственные (частные) детективы своей деятельностью способствуют получению необходимой информации как от клиентов, так и от органов общественной безопасности (например, при расследовании экономических преступлений) [6].

Учитывая высокую социальную активность участников рынка охранно-детективных услуг, а также частоту их противоправного поведения, недостаточно интенсивное государственное регулирование в сфере безопасности и детективности может представлять для них угрозу, угрозу для прав и законных интересов граждан, безопасность государства. В целом ожидается усиление интенсивности государственного регулирования в условиях недостаточной законности. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации усиление государственного регулирования в экономике рассматривается как основное направление обеспечения национальной безопасности во внутренней экономической деятельности. Необходимо повысить конкретность и определенность регулирования рассматриваемого вида деятельности, чтобы устранить пробелы и правовые коллизии в нормативном регулировании. Чтобы установить пределы государственного вмешательства в детективную и охранную деятельность, необходимо гарантировать их соразмерность и адекватность целям защиты конституционных ценностей [5].

Список литературы / References

1. Боголепов Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. М.: Книга по Требованию, 2012. 257 с.

2. Введение в специальность "Юриспруденция". М.: Юнити-Дана, 2013. 264 с.

3. Власенко Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. М.: Проспект, 2015. 747 с.

4. Десницкий С.Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются... и др. / С.Е. Десницкий. Москва: Гостехиздат, 2016. 193 с.

5. Жалинский А.Э. Введение в специальность "Юриспруденция". Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. М.: Проспект, 2015. 362 с.

6. Казанцев С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. М.: Академия (Academia), 2012. 369 с.

7. Левенфельд Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. М.: Типография "Саратовского Дневника", 2016. 438 с.

8. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. М.: Наука, 2016. 248 с.

9. Мацкевич И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. М.: Проспект, 2017. 915 с.

10. Михайленко Е.В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет. МОДЭК, 2012. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.