Научная статья на тему 'Государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики'

Государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротаев Е.В.

Исследование рынка Мировой экономический прогресс ориентирует промышленно развитые страны в направлении формирования качественно нового общества. Большинство специалистов называют это вступлением человечества в постиндустриальную эпоху, которая, в частности, характеризуется инновационными подходами как в отношении управления, так и организации экономических процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики»

Коротаев Е.В.

аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭиФ)

шеренги, в ряд!..

государственное регулирование как инструмент эффективного управления отраслями экономики

Мировой экономический прогресс ориентирует промышленно развитые страны в направлении формирования качественно нового общества. Большинство специалистов называют это вступлением человечества в постиндустриальную эпоху, которая, в частности, характеризуется инновационными подходами как в отношении управления, так и организации экономических процессов.

Обоснование и разработка стратегии развития России в XXI веке является сегодня крайне актуальной задачей. Мнение о саморазвитии, самонастройке рыночного механизма находит все меньше сторонников. Все больше экспертов приходит к выводу о том, что роль государства должна быть весьма значительной. Государство призвано создавать институционально-правовую структуру, выполняющую функции по обеспечению производства «общественных» благ, защите от внешних эффектов, регулированию естественных монополий и т.д.

На сегодняшний день в экономической науке сложились две основные противостоящие друг другу концепции переходной экономики/ градуа-листская и радикальная. Первая предполагает переход к рынку в условиях достаточно мощного государственного протекционизма. Ее авторы утверждают, что рыночные отношения формируются постепенно, под контролем государства, которое определяет в какой мере давать простор развитию рыночных связей экономических агентов, а в какой, наоборот, вступать на путь интервен-ционализма и ограничения этих связей, вытесняя их интенсивным государственным регулированием. Радикальная концепция, не отрицая функций государственной власти, ориентируется на минимизацию непосредственного участия государства в тех сферах, где рынок функционирует эффективнее, а присутствие государства ведет лишь к неоправданным затратам ресурсов, разрастанию бюрократии и коррупции.

Конфликт этих двух концепций находит непосредственное отражение при рассмотрении большинства вопросов, связанных с реформированием российской экономики. Его

исследование ры,

ынка

актуальность и значимость отражается на проводимой экономической политик, именно им обуславливается непоследовательность в действиях государственной власти. Для нашей страны решение данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку российские экономические реформы внесли большое число не совсем верных экономических суждений о путях развития отечественной экономики. Это относится к активному вытеснению государства из экономической сферы и его сознательному уходу от функций управления и планирования. Данный подход нельзя признать научным, поскольку он не отличается от моделей «самотека», от упования на некие силы, которые могут сами по себе привести к тому или иному результату.

Активизация роли государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического роста должна сочетаться с процессами рыночного реформирования экономики, то есть необходим синтез государственного регулирования для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей. Современная экономика - это экономика систем, которые перешли от состояния стихийного саморегулирования в состоя-

необходим синтез государственного регулирования для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей

ние жесткой самоорганизации и взаимоорганизации. Государственное регулирование есть способ опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Швеции, Дании, Австрии, Испании), Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. В США, Канаде, Австралии, где не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями, государственное регулирование экономики развито слабее. Тем не менее госрегулирование и в этих странах играет заметную роль, особенно в период ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. В период преодоления системного кризиса в экономике усиление роли государства необходимо по следующим причинам: - пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система, государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

российское предпринимательство

- место ушедшего от управления экономикой государства тотчас занимают криминальные структуры;

- потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеют столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и уходу незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой должны включать:

- формирование государственного сектора экономики;

- стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса;

- регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов;

- регулирование на региональном уровне.

Модель индикативного управления национальной экономикой, важнейшим элементом которой является индикативное регулирование, выступает в качестве наиболее подходящей для реализации указанной стратегии. Индикативное регулирование сочетает характеристики централизованного директивно-распорядительного регулирования и черты рыночного саморегулирования.

Наиболее целесообразной формой индикативного регулирования применительно к условиям России является структурно-стратегическая. Сегодня, как правило, речь идет о придании государству функций непосредственного управления собственностью (федеральной или субфедеральной), но уже не в командно-административном

целесообразной формой индикативного регулирования применительно к условиям России является структурно-стратегическая

смысле, а в условиях рыночных отношений.

Именно поэтому сегодня особый интерес представляет исследование государственного сектора социальной сферы, поскольку на него в наибольшей степени распространяются возможности государственного регулирования.

Оценивая перспективы развития социальной сферы в современных экономических условиях, на наш взгляд, нельзя вернуться к «доперестроечным» формам планирования, но точно так же неэффективным может оказаться и применение индикативного планирования, для которого необходимо иметь соответствующий уровень организации производства, основанный на преобладании, прежде всего, вертикальной интеграции.

Таким образом, использование интеграционных процессов, в том числе методов вертикальной и горизонтальной интеграции в совокупности с государственной поддержкой ряда элементов экономической системы, обеспечивающих требуемые структурные изменения, позволит обеспечить наиболее эффективное управление различными секторами экономики. В особенности - социальной сферой.

исследование рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.