ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (на примере Ленинградской области)
ЛЕОНТЬЕВ В.Е., д-р экон. наук, ГРИГОРЬЕВА Ж.Е., асп.
Рассматриваются основные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности с позиции обеспечения энергобезопасности на региональном уровне на примере Ленинградской области.
Ключевые слова: государственное регулирование, инвестиционная деятельность, энергобезопасность.
INVESTMENT ACTIVITY STATE REGULATION AS THE FACTOR OF REGION POWER SECURITY GUARANTEE (BY THE EXAMPLE OF LENINGRAD REGION)
LEONTIEV V.E., Ph.D., GRIGORIEVA Zh.E., postgraduate
The article concerns the basic methods of investment activity state regulation from the point of view of power security guarantee at regional level by the example of Leningrad region.
Key words: state regulation, investment activity, power security.
Энергетическую безопасность в широком смысле можно трактовать как состояние гарантированной защищенности общества, экономики от угрозы дефицита в обеспечении экономически доступными и нормативно необходимыми топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества при нормальных и чрезвычайных обстоятельствах. Достижение энергетической безопасности основывается на стабильном обеспечении экономики энергоресурсами, как традиционными, так и альтернативными.
С учетом постоянного роста энергопотребления в России для стабильного будущего топливно-энергетического комплекса требуются значительные капиталовложения в сферы добычи, транспорта и переработки энергетических ресурсов. Следует при этом отметить, что инвестиционные проекты, направленные на развитие данной сферы, во многом могут быть реализованы частным бизнесом, для чего государство должно создать максимально прозрачный режим работы, законодательно закрепить правила ведения бизнеса.
Основная проблема обеспечения нормального функционирования топливно-энергетического сектора региона заключается в нехватке источников финансирования.
В целях решения этой проблемы инвесторам региона, реализующим проекты в сфере развития топливно-энергетической промышленности, необходимо взаимодействовать с органами государственной власти и применять все меры государственной поддержки , предоставляемые в рамках регулирования инвестиционной деятельности.
Так, государственное регулирование инвестиционной деятельности в Ленинградской области осуществляется в двух формах:
1) прямое участие государства в инвестиционной деятельности;
2) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности (т.е. косвенное регулирование).
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности проявляется:
• в формировании перечня строек и объектов технического перевооружения для региональных государственных нужд и финансировании их за счет средств бюджета Ленинградской области;
• предоставлении на конкурсной основе государственных гарантий по заимствованиям на реализацию инвестиционных проектов;
• предоставлении предприятиям концессий по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др.
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются в результате следующих мероприятий:
• предоставления (в пределах полномочий субъекта РФ) инвесторам налоговых льгот и субвенций;
• установления для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защиты прав и интересов инвесторов;
• создания инфраструктуры инвестиционной деятельности и др.
Поскольку налоговая среда является одним из наиболее существенных факторов, учитываемых инвестором при принятии решения о вложении средств в реализацию инвестиционного проекта на территории конкретного региона, первостепенное значение для реального государственного регулирования инвестиционной деятельности имеет нормативно-правовая база, определяющая порядок налогообложения предпринимательской деятельности.
Базовым нормативно-правовым актом, отражающим правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в регионе, является закон «О государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Ленинградской области».
Согласно этому закону, любое юридическое лицо, зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории области и осуществляющее капитальные вложения в приоритетные отрасли материального производства области, может воспользоваться мерами государственной поддержки, предоставляемыми Ленинградской областью, путем заключения с ней договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
Эти меры, объединяемые понятием «режим наибольшего благоприятствования», включают в себя:
• предоставление инвесторам льгот по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области;
• предоставление инвесторам субвенций на уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Ленинградской области;
• поддержку ходатайств и обращений инвесторов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов режима наибольшего благоприятствования.
Налоговые льготы в рамках режима наибольшего благоприятствования предоставляются инвесторам в отношении наиболее существенных налогов, зачисляемых в бюджет: налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций.
В дополнение к этому инвестор получает гарантию, защищающую его от неблагоприятных изменений в федеральном и областном законодательстве, увеличивающих для инвестора совокупную налоговую нагрузку по налогу на прибыль и налогу на имущество. Другим немаловажным аспектом закона является то, что он не отменяет и не изменяет налоговые льготы и особые режимы деятельности, установленные для инвестора иными законодательными актами Ленинградской области.
Срок действия режима наибольшего благоприятствования фиксируется в договоре об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемом между инвестором и Ленинградской областью. Наличие договорных отношений инвестора с субъектом федерации во многих случаях способствует формированию оптимального механизма мобилизации финансовых ресурсов предприятия, способствующего в дальнейшем успешной реализации инвестиционного проекта.
В настоящее время между Ленинградской областью и инвесторами региона заключено около 130 инвестиционных договоров. Благодаря благоприятному инвестиционному
климату в область пришли такие стратегические инвесторы, как «Филип Моррис», «Катерпиллар», «Форд», «Интернейшнл Пейпер», «Нокиан Тайерс», «Роквул Север» и многие другие. В стадии переговоров и подготовки документации находятся еще десятки новых инвестиционных предложений крупных отечественных и иностранных компаний.
В рамках специальных налоговых режимов государственная поддержка инвесторов может рассматриваться в форме предоставления предприятиям Ленинградской области налогового и инвестиционного налогового кредитов. Конкретный порядок и условия предоставления таких кредитов устанавливаются соответствующими нормативно-правовыми актами.
Под инвестиционным налоговым кредитом, предоставляемым организациям Ленинградской области, понимается изменение срока исполнения налогового обязательства: налогоплательщику в целях оказания поддержки в реализации инвестиционного проекта предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам, в части, зачисляемой в областной бюджет Ленинградской области.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации при наличии следующих оснований инвестиционного характера:
• проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения, расширения, реконструкции, модернизации собственного производства, вплоть до создания новых производственных мощностей на территории Ленинградской области;
• осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;
• выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию Ленинградской области или предоставление особо важных услуг населению.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на условиях платности и возвратности. Срок действия такого кредита - от шести месяцев до трех лет. Размер процентной ставки за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливается равным одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Предоставление кредита оформляется договором, заключаемым между организацией-получа-
телем льгот по налогу и уполномоченным органом власти. Договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита должен содержать сведения о сумме кредита и его залоговом обеспечении, виде налога, по уплате которого он предоставляется, сроке действия договора, порядке разрешения споров и об ответственности сторон.
При всей внешней привлекательности условий предоставления такого кредита следует отметить, что по сравнению с налоговыми льготами таким механизмом к настоящему времени воспользовались немногие предприятия. Причиной может быть платность и возвратность такого кредита, а также сложности получения его в крупных объемах - предоставление кредита на сумму свыше 2,5 млн руб. возможно только в порядке исполнения региональных целевых программ Ленинградской области, утвержденных на очередной бюджетный год.
При прочих равных условиях для инвесторов Ленинградской области такая мера государственной поддержки, как предоставляемое в рамках вышеупомянутого областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области» льготное налогообложение, т.е. полное освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в областной его части и налога на имущество организаций на период окупаемости реализуемого инвестором инвестиционного проекта, может являться более привлекательной.
В то же время следует отметить стимулирующий характер предоставляемого инвестиционного налогового кредита - особенно в том случае, если организация реализует инве-
стиционный проект с привлечением заемных средств, а цена их привлечения ниже учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации. Немаловажным является также тот факт, что возможность получения такого кредита предоставляется фактически всем предприятиям, осуществляющим инвестиционные проекты в производственной сфере, а также выполняющим социальные заказы, имеющие в своей основе бюджетное финансирование.
Защита прав субъектов инвестиционной деятельности выражается в обеспечении равных условий и равных прав при осуществлении данной деятельности, в обеспечении равных прав инвесторов на предоставление им режима наибольшего благоприятствования с начала осуществления инвестиционной деятельности.
В связи со стремительным ростом спроса инвесторов на свободные производственные площади властями Ленинградской области решаются вопросы инженерной подготовки ранее не задействованных территорий и привлечения дополнительных трудовых ресурсов для строительства новых заводов и фабрик. Потенциальным инвесторам оказывается помощь при подборе площадок для реализации инвестиционных проектов, содействие и поддержка на всех этапах реализации проекта, предоставляются все условия для успешного ведения бизнеса.
Все вышеперечисленные формы финансирования инвестиций могут быть в полном объеме применены и для инвесторов, реализующих проекты топливно-энергетической промышленности региона.
Леонтьев Владимир Евгеньевич,
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, доктор экономических наук кафедры финансов, e-mail: [email protected]
Григорьева Жанна Евгеньевна,
Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, аспирант кафедры финансов, e-mail: [email protected]