Научная статья на тему 'Бенчмаркинговый анализ как инструмент улучшения инвестиционного климата в регионе'

Бенчмаркинговый анализ как инструмент улучшения инвестиционного климата в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бенчмаркинговый анализ как инструмент улучшения инвестиционного климата в регионе»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

БЕНЧМАРКИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ

М.И. САМОГОРОДСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного технического университета

Привлечение внешних источников инвестиций в экономику региона в современных условиях невозможно без активизации усилий региональных властных структур, направленных на повышение инвестиционной привлекательности и снижение инвестиционного риска в регионе. Требуется внедрение специальных механизмов, процедур и функций, представляющих собой последовательности организационных действий управленческих структур по продвижению стратегических целей инвестиционного развития региона. Поиск новых, нестандартных методов и инструментов управления инвестициями на уровне региона приводит к необходимости использования современных технологий менеджмента, действующих в коммерческой среде. Одной из таких технологий является бенч-маркинг.

При проведении бенчмаркинга региональных инвестиционных процессов можно выделить несколько этапов.

1. Определение объекта бенчмаркинга. На этом этапе выявляются потребности региональных органов власти в улучшении инвестиционного климата в регионе, повышении его инвестиционной привлекательности. Предварительно осуществляются мониторинг и оценка состояния управления инвестиционной сферой в собственном регионе для идентификации проблем (областей совершенствования). В ходе мониторинга устанавливается соответствие состояния инвестиционных процессов стратегическим целям развития региона; выявляются проблемы; актуализируется нормативная документация; определяются целевые показатели улучшения, характеризующие то состояние инве-

стиционной деятельности в регионе, которое хотели бы видеть руководители в будущем.

Далее проводится оценка эффективности управления региональными инвестиционными процессами; выделяются и изучаются основные показатели, характеризующие результат управления, а также способ их количественного измерения; формулируются критерии, по которым будут производиться оценка и анализ; устанавливается, насколько глубоким должен быть бенчмаркинг.

По мнению автора, основными направлениями бенчмаркингового анализа в сфере управления региональными инвестиционными процессами являются:

цели, задачи, основные направления, мероприятия региональной инвестиционной стратегии и политики;

процесс взаимодействия и взаимоотношения непосредственных участников регионального инвестиционного рынка (инвесторов и реципиентов) с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления;

организация инвестиционных процессов, реализующихся через инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и хозяйственные связи между ними;

система нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионе;

формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, используемые в регионе;

налоговые льготы, предоставляемые для субъектов инвестиционного рынка;

источники инвестиционных ресурсов и освоения инвестиций;

уровень проектного сервиса в регионе (предоставление маркетинговых, консалтинговых, лизинговых и прочих услуг субъектам инвестиционного рынка);

возможности страхования инвестиционной деятельности в регионе;

уровень информационного обеспечения инвестиционной деятельности;

контроль целевого использования бюджетных средств, направляемых на цели инвестирования;

используемые критерии оценки социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности;

оценка социально-экономической эффективности инвестиционной деятельности и реализации региональной инвестиционной стратегии и др.

Кроме того, на данном этапе формируется команда бенчмарки н га, в состав которой включаются специалисты отделов и служб региональных властных структур, задействованных в сфере управления инвестиционными процессами.

2. Выбор партнера по бенчмаркингу. На данном этапе определяется тип бенчмаркинга (в данном контексте - функциональный); проводится идентификация кандидатов в партнеры (регионов, успехи которых в управлении инвестиционными процессами прослеживаются достаточно ярко); устанавливаются более тесные контакты с властными структурами данных регионов.

В ходе проведения анализа и выбора регионов для сравнения источниками информации могут быть: мнения экспертов и специалистов в области регулирования инвестиционных процессов;

отчеты об итогах инвестиционной деятельности в отдельных регионах РФ;

рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ и др.

Поиск лучшей практики управления региональными инвестиционными процессами, по мнению автора целесообразно осуществлять на основании анализа:

уровней и динамики инвестиционного риска и инвестиционного потенциала региона;

динамики общего объема инвестиций в регионе из всех источников и иностранных инвестиций в частности;

структуры инвестиций по источникам финансирования;

обновления основных фондов предприятий региона;

объема инвестиций в целом, иностранных инвестиций и величины основных фондов, приходящихся на одного жителя региона, и др.

Данные показатели, характеризующие инвестиционные процессы, позволяют сопоставить позиции различных регионов и выделить наиболее инвестиционно привлекательный регион.

Для идентификации партнеров по бенчмаркин-говому альянсу использовалась информация об инвестиционном рейтинге регионов России, ежегодно предоставляемая специалистами группы «Эксперт». Кроме того, использовалась статистическая информация об основных показателях социально-экономического положения областей Центрального федерального округа (ЦФО) в 2000 -2003 гг.

На основании источников информации автор посчитал наиболее оптимальным выбрать в качестве партнеров по бенчмаркинговому альянсу Московскую, Белгородскую, Ярославскую и Липецкую обл.

3. Поиск информации. На данном этапе собирается информация о деятельности всех партнеров по бенчмаркингу.

Направлениями анализа были выбраны:

система нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в регионах;

формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, используемые в регионе;

налоговые льготы, предоставляемые для субъектов инвестиционного рынка;

цели, задачи, основные направления, мероприятия региональной инвестиционной стратегии и политики.

В результате исследований была собрана необходимая информация, для удобства дальнейшего анализа систематизированная в форме таблиц, представленных в приложении 1,2,3.

4. Анализ информации. Полученная информация классифицируется, систематизируется, выбирается метод анализа. Также устанавливается система показателей, включающая ключевые факторы успеха, индикаторы результативности и другие необходимые характеристики процесса; оценивается степень достижения целей.

На основании собранной информации автором проведен анализ форм государственного регулирования инвестиций и налоговых льгот, применяемых в отношении субъектов инвестиционного рынка в регионах. Для этого были разработаны аналитические табл. 1 и 2.

На основании табл. 1 и 2 можно сделать выводы. Инвестиционное законодательство Воронеж-

ской обл. является хорошо развитым и наиболее полно закрепляет возможности региона в части регулирования инвестиционной деятельности. Однако добавление к перечню форм государственной поддержки инвестиционной сферы такого пункта, как разработка областной адресной инвестиционной программы, и ее практическая реализация, на взгляд автора, позволит активизировать инвестиционную деятельность в регионе. В Воронежской обл. разработана программа социально-экономического развития области на перспективу до 2006 г., в которой представлены приоритетные для региона инвестиционные проекты. Данная программа носит ярко выраженный социальный характер. Инвестиционная же программа, на взгляд автора, помимо социального аспекта должна содержать инновационную направленность.

Достаточно актуальна на сегодняшний день в свете низкой эффективности использования госу-

Формы государственного регу.>

дарственной собственности такая форма поддержки инвестиционной деятельности, регламентируемая законодательством Ярославской области, как передача государственного имущества в доверительное управление. Особенности применения этого инструмента регулирования инвестиционной деятельности в Ярославской обл. целесообразно исследовать более детально, для того чтобы выявить дополнительные возможности повышения инвестиционной привлекательности региона за счет более рационального использования государственной собственности.

Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности в регионе закладывается благодаря некоторому росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения, - негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и инвес-

Таблица 1

эования инвестиций в регионах

Наименование форм Воронежская обл. Липецкая обл. Московская обл. Ярославская обл.

Разработка и реализация областной адресной инвестиционной программы - + + +

Предоставление государственных гарантий областного бюджета + + + +

Предоставление налоговых льгот + + + +

Предоставление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей + - + +

Предоставление бюджетных инвестиций + - - + •

Предоставление бюджетных кредитов и займов + - + -

Предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами + - - -

Предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности + - + +

Реструктуризация задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам + - - -

Обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности + - - -

Участие в разработке инвестиционных проектов + - + +

Предоставление бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами + - - -

Определение приоритетных направлений социально-экономического развития региона и формирование на их базе инвестиционной политики - - - +

Экспертиза инвестиционных проектов + - + +

Создание режима наибольшего благоприятствования, обеспечивающего расширение прав и возможностей инвесторов - - - -

Передача государственного имущества в доверительное управление - - - +

Примечание. Здесь отсутствует информация, касающаяся Белгородской области, в силу того, что в инвестиционном законодательстве данного региона отдельно не выделяются формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Таблица 2

Налоговые льготы в регионах

Наименование льгот Белгородская обл. Воронежская обл. Липецкая обл. Московская обл. Ярославская обл.

Налоговые льготы, применяемые в отношении инвесторов, осуществляющих финансирование инвестиционных проектов

Часть прибыли банков и кредитных организаций, предоставляющих кредиты на инвестиционные проекты по ставке не выше ставки рефинансирования Центрального банка РФ + - - - -

Часть прибыли предприятий, организаций, инвестиционных институтов, страховых компаний, направляемая на реализацию инвестиционных проектов предприятий + - - - -

Прибыль юридических лиц (лизингодателей), зарегистрированных на территории области, получаемая от лизинговых операций: а) полностью; б) частично + - - + -

Освобождение от уплаты налога на имущество лизинговых компаний - - - + -

Снижение ставки налога на пользователей автомобильных дорог на 50 % - - + + -

Налоговые льготы, применяемые в отношении предприятий и организаций, реализующих инвестиционные проекты

Прибыль предприятий всех форм собственности, вновь созданных в целях реализации инвестиционных проектов и реализующих эти проекты в пределах срока окупаемости проекта: а) полностью; б) частично + + + +

Прибыль действующих предприятий, расширяющих свое производство или образующих новое производство за счет собственных и заемных средств в пределах срока окупаемости проекта: а) полностью; б) частично + + + +

Средства, безвозмездно полученные для реализации инвестиционных проектов (программ) - - - - +

Частичное освобождение от уплаты налога на имущество в части вновь создаваемого имущества на период окупаемости проекта - + + + +

Частичное освобождение от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог на период окупаемости проекта - - + + -

Освобождение от уплаты единого налога субъектов малого предпринимательства на период окупаемости проекта - - + - -

Освобождение от уплаты земельного налога на период окупаемости проекта - + - - +

Предоставление инвестиционного налогового кредита - + - + +

тиционных фондов. Вместе с тем усиливаются предложения свободных денежных ресурсов населения к вложению в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной подцерж-

' Постановление главы администрации Белгородской обл. от 12 июля 2002 г. № 292 О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития индивидуального жилищного строительства». http://beladm.bel.ru/BELGOROD/80402/p292.txt.

ки инвестиционной деятельности, применяемой в Белгородской обл., является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения1. Актуальность данной меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования в РФ и Воронежской обл. в частности.

По мнению автора, использование белгородского опыта, заключающегося в применении принципа «единого окна» в практической работе по согласованию документов, касающихся инвестиционной деятельности, в значительной степени может повысить инвестиционную привлекательность Воронежской обл. Использование данного принципа будет способствовать упрощению согласительно-распорядительных процедур, в том числе с органами местного самоуправления, и позволит субъектам инвестиционной деятельности иметь дело с одним уполномоченным органом, берущим на себя сопровождение инвестиционного проекта (включая обеспечение контроля за прохождением в компетентных инстанциях необходимых согласительных и разрешительных процедур, получением требующихся резолюций). В конечном итоге это скажется на активизации инвестиционных процессов в регионе.

Относительно предоставления льгот субъектам инвестиционной деятельности в Воронежской обл. необходимо отметить ряд недостатков, выявленных в ходе анализа инвестиционного законодательства данного региона. Основным законодательным актом, регламентирующим инвестиционную деятельность в Воронежской обл., является закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Воронежской области». В данном документе очень коротко говорится в целом о налоговых льготах инвесторам, без разделения льгот, предоставляемых субъектам, реализующим инвестиционные проекты, и инвесторам, финансирующим инвестиционные проекты. В результате из текста закона не совсем понятно, кто подразумевается под инвесторами и входят ли банки, лизинговые, страховые организации, инвестиционные фонды в эту категорию.

По мнению автора, необходимо максимально конкретизировать категории субъектов инвестиционной деятельности, для которых предусмотрено льготное налогообложение; акцентировать внимание на предоставлении льгот организациям, финансирующим инвестиционные проекты. Кроме того, имеет смысл рассмотреть возможность расширения перечня предоставляемых льгот за счет сокращения ставки налога с владельцев транспортных средств (как это сделано в Московской обл.)

2 Концепция государственной инвестиционной политики Ярославской обл. на период с 2000 до 2003 г., утвержденная постановлением губернатора Ярославской обл. от 06.10.2000 № 674.

и введения льгот на единый вмененный налог (опыт Липецкой обл.).

В законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой на территории Воронежской области» дано определение инвестиционной политики и перечислены ее основные задачи. Однако как таковой инвестиционной политики в данном регионе на сегодняшний день не существует. Практика показала, что определенные действия в плане управления региональными инвестиционными процессами выполняются субъектами управления без должной взаимосвязи и часто делают неэффективными весьма перспективные начинания. Это объясняется различиями в понимании самой сути, целей и методов управления инвестициями со стороны различных структур органов власти в Воронежской обл. В связи с этим, по мнению автора, было бы целесообразно использовать опыт Ярославской обл., в которой государственная поддержка и регулирование инвестиционных процессов осуществляются в рамках разработанной в данном регионе «Концепции государственной инвестиционной политики». Инвестиционная политика подразумевает не только определение объектов инвестирования, но и разработку технологий привлечения инвестиций из государственных и негосударственных источников. Наибольшие усилия в этой работе концентрируются не на получении инвестиций из государственных источников, а на создании условий для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников и на обеспечении финансовой самодостаточности региона2.

Одним из возможных подходов к использованию бенчмаркинга является участие в различных рейтингах и оценках качества систем управления. Любое общественное признание, основанное на результатах, достигнутых в процессе открытого и гласного соревнования, может способствовать повышению качества государственного управления. Оценка качества регионального или муниципального управления или государственной организации, выполненная независимыми комиссиями или общественными организациями и получившая общественное признание, содействует повышению качества управления в государственных и муниципальных органах управления. Любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс государственного и муниципального управления более прозрачным и эффективным. В связи с этим на первых этапах

использования бенчмаркинга в отечественной практике государственного и муниципального управления целесообразно организовать разнообразные конкурсы и рейтинги органов местного управления и самоуправления, а также оценки качества использования бюджетных средств в различных сферах регионального и муниципального управления3.

В этой связи представляется интересным опыт Белгородской обл. в организации рейтингового соревнования между муниципальными образованиями данного региона. Основными целями рейтингового соревнования являются4:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирование механизма управления нового тина, обеспечивающего высокое качество государственных и муниципальных услуг;

обеспечение положительной динамики и устойчивого развития отраслей реального сектора экономики;

повышение экономической самостоятельности и эффективности использования финансовых ресурсов муниципальных образований области;

создание благоприятного инвестиционного климата на территории муниципальных образований области;

обеспечение последовательного улучшения качества жизни населения;

повышение уровня информирования населения области о результатах деятельности органов местного самоуправления городов и районов области.

Детальное изучение Белгородского опыта и адаптация его в Воронежской области, по мнению автора, позволит значительно повысить эффективность управления регионом в целом и региональными инвестиционными процессами в частности.

5. Адаптация и применение изученного опыта для решения собственных проблем. На данном этапе разрабатывается подробный календарный план (программа) внедрения мероприятий, направленных на улучшение процесса управления инвести-

циями в регионе; распределяются роли в реализации отдельных мероприятий программы; назначаются ответственные лица за реализацию программы усовершенствований; определяются процедуры контроля изменений. Реализация каждого этапа календарного плана систематически оценивается и анализируется. Итогом данного этапа является достижение эффективности изменяемых процессов. Результаты улучшений должны быть стандартизованы, лучший опыт обобщен, интегрирован в общую систему управления и распространен (развернут) по всей организации. Обобщенная информация и предложения могут использоваться высшим руководством также и при анализе состояния управления регионом в целом.

* * *

Цель данной работы заключалась в желании обратить внимание государственных служащих на возможность и необходимость использования в практике государственного управления современных технологий менеджмента. Их применение позволит реализовать качественно новые подходы к процессам и процедурам управления социально-экономическим развитием региона; построить мобильную функциональную структуру исполнительной власти, ориентированную на реализацию конкурентных преимуществ региона. Несомненно, это потребует нового типа квалификации государственных и муниципальных служащих, радикального поворота в мышлении всего управленческого аппарата, перегруппировки управленческих сил и конкретизации ответственности.

Таким образом, в управлении региональными инвестиционными процессами бенчмаркинг может иметь место как систематический процесс поиска лучшей практики, инновационных идей и высокоэффективного выполнения управленческих процедур, использование которых ведет к повышению инвестиционной привлекательности региона и усилению инвестиционной активности в нем.

1 Гапоненко А.Л. Применение новых технологий менеджмента

в региональном и муниципальном управлении, http://

ww\v. koism.rags.ru/publ/arliclcs/03. php.

4 Постановление главы администрации Белгородской обл. от 17 января 2003 г № 20 «Об организации рейтингового соревнования между муниципальными образованиями области».

Приложение 1

Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в субъектах ЦФО

Субъект ЦФО Нормативные акты

Белгородская обл. 1. Закон Белгородской обл. «Об инвестициях в Белгородской области» от 09.01.2001 № 130. 2. Постановление главы администрации от 17.06.2002 № 264 «О вексельном кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства». 3. Постановление главы администрации от 12.07.2002 № 292 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития индивидуального жилищного строительства». 4. Постановление главы администрации от 16.07.2002 № 296 «О мерах по стимулированию привлечения инвестиций предприятиями области с использованием инструментов рынка ценных бумаг».

Воронежская обл. 1. Закон Воронежской обл. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» от 15.05.2002 № 27-03. 2. Закон Воронежской обл. «Об областном залоговом фонде» от 20.03.2002 № 15-03. 3. Закон Воронежской обл. от 17.11.1997 № 20-11-03 «О государственной (областной) поддержке малого предпринимательства в Воронежской области». 4. Постановление администрации обл. от 02.10.2002 № 614 «О предоставлении субсидий по долгосрочным кредитам, полученным в российских банках, на покупку оборудования промышленными предприятиями». 5. Постановление администрации области от 24.04.2001 № 431 (с Положением об Экспертном Совете) «О создании Экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области». 6. Постановление администрации области от 02.03.2001 № 210 «О порядке разработки и реализации на территории Воронежской области комплексных целевых программ, финансируемых с участием средств бюджета области и государственных внебюджетных фондов». 11. Постановление администрации области ог 06.08.2001 № 827 «О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы». 12. Постановление правления Воронежского банка Сбербанка РФ от 21.08.1997 «О мерах по созданию условий для развития инвестиционной деятельности клиентов банка».

Липецкая обл. 1. Закон Липецкой обл. от 20.02.1997 № 59-03 «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». 2. Закон Липецкой обл. от 26.05.2000 № 94-03 «О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой обл. «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области»». 3. Постановление главы администрации области от 31.08.1998 № 334 « О мерах по реализации Закона Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области». 4. Постановление областною собрания депутатов от 27.11.1997 № 1260-пс «О положении о фонде поддержки предпринимательства и инвестиций». 5. Постановление главы администрации области от 17.06.1997 № 291 «О порядке предоставления поручительств по инвестиционным проектам предприятий области».

Московская обл. 1. Закон Московской обл. № 39/97-03 «О льготном налогообложении в Московской области». 2. Закон Московской обл. от 31.12.1998 № 65/98-03 «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области». 3. Закон Московской обл. от 25 июля 2002 г. № 77/2002-03 «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О льготном налогообложении в Московской области»». 4. Закон Московской обл. от 14.07.2000 № 44/2000-03 «О лизинге в агропромышленном комплексе Московской области с использованием средств областного бюджета». 5. Постановление правительства МО от 24.10.2000 № 122/30 «Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области». 6. Постановление правительства МО от 16.03.2001 № 78/10 «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства МО от 24.10.2000 № 122/30 «Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области»».

Ярославская обл. 1. Закон Ярославской обл. от 20.02.1996 № 5-з «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области». 2. Закон Ярославской обл. от 29.01.1997 № З-з «Об уполномоченных банках администрации Ярославской области». 3. Закон Ярославской обл. от 10.02.1998 № 2-з «О порядке и условиях предоставления налоговых льгот». 4. Закон Ярославской обл. от 31.10.2000 № 25-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области от 20 февраля 1996 г. № 5-з «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»».

Окончание приложения 1

Субъект ЦФО Нормативные акты

5. Закон Ярославской обл. от 10.04.2001 № 20-з «О стимулировании экономического развития Ярославской области». 6. Закон Ярославской обл. от 30.01.2001 № 4-з «О государственно-правовых гарантиях Ярославской области». 7. Постановление губернатора области от 06.10.2000 № 674 «Концепция государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года».

Приложение 2 Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах

Субъект ЦФО Нормативные акты

Белгородская обл. Не выделяются

Воронежская обл. Установление для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ Предоставление на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности Реструктуризация задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам Обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности Участие в разработке инвестиционных проектов Участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета Предоставление бюджетных кредитов и займов в соответствии с действующим законодательством Предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда Предоставление бюджетных субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами хозяйствующим субъектам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития Воронежской обл., федеральных и областных целевых программ

Липецкая обл. Отбор проектов для включения в инвестиционные программы области и размещения централизованных ресурсов Предоставление инвесторам гарантий от региональных некоммерческих рисков Льготное налогообложение инвестиционной деятельности

Московская обл. Предоставление бюджетных кредитов Предоставление областных государственных гарантий Предоставление областных налоговых льгот и налоговых кредитов Предоставление нефинансовых льгот и иных форм государственной поддержки

Ярославская обл. Инвестиции из государственных источников финансирования в установленном законодательством порядке Предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности Предоставление инвестиционных налоговых кредитов участникам инвестиционной деятельности Установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ярославской обл. и используемом при реализации инвестиционных проектов и программ, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской обл. Участие органов государственной власти Ярославской обл. в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов и программ Ярославской обл., в том числе путем обращения администрации Ярославской обл. в федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления с ходатайством о предоставлении ими поддержки инвестиционных проектов и программ, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской обл. Предоставление государственно-правовых гарантий Ярославской обл. участникам инвестиционной деятельности

Приложение 3

Налоговые льготы, предоставляемые субъектам инвестиционной деятельности в регионах ЦФО

Субъект ЦФО Налоговые льготы

Белгородская обл. Льготы инвесторам, осуществляющим финансирование инвестиционных проектов 1. Банки и кредитные организации, предоставляющие кредиты на инвестиционные проекты, одобренные администрацией области, по ставке не выше ставки рефинансирования Центрального банка РФ освобождаются от уплаты налога на прибыль в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, от доходов, полученных от предоставления кредитов на вышеуказанные цели. 2. Освобождается от уплаты налога на прибыль в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, часть налогооблагаемой прибыли предприятий, организаций, инвестиционных институтов, страховых компаний, направляемая на реализацию инвестиционных проектов предприятий, кроме тех, учредителями и участниками которых они являются, если эта часть составляет не менее 30 % средств, необходимых для реализации проекта. Льготы предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты 1. Предприятия всех форм собственности, вновь созданные в целях реализации инвестиционных проектов и реализующие эти проекты, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, на период полной окупаемости затрат, но не более срока, определенного договором между инвестором и администрацией области. 2. Действующие предприятия, расширяющие свое производство или образующие новое производство за счет привлеченных средств, освобождаются от уплаты налога на прибыль (в части платежей в областной бюджет), исчисленного из налогооблагаемой базы, образованной в процессе реализации

Воронежская обл. Налоговые льготы, изменение сроков уплаты налогов устанавливаются в соответствии с федеральным и областным законодательством инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития Воронежской обл., федеральных и областных целевых программ, прошедшие экспертизу в органах государственной власти. Органами государственной власти Воронежской области в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ и Воронежской обл., предоставляются инвесторам льготы по уплате налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет. Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости инвестиционного проекта. Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории муниципальных образований области, по решению органов местного самоуправления могут освобождаться от уплаты налогов, зачисляемых в местные бюджеты. Ежегодный объем налоговых льгот для стимулирования инвестиционной деятельности устанавливается законом Воронежской обл. "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год. Налоговый кредит или отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и других обязательных платежей в части, зачисляемой в областной бюджет, предоставляются налогоплательщику при реализации инвестиционного проекта на территории Воронежской обл. в случае принятия решения Экспертным советом администрации области и областной Думы об оказании государственной поддержки и включения в Реестр инвестиционных проектов области на срок реализации проекта (но не более 5 лет) с взиманием платы в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Гарантии кредитным организациям за счет активов областного залогового фонда предоставляются по займам предприятий при условии реализации их инвестиционных проектов, включенных в Программу экономического и социального развития Воронежской обл. на 2002 - 2006 гг.

Липецкая обл. Льготы по налогу па имущество Не облагается налогом в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, имущество предприятия, являющееся объектом реконструкции, расширения или технического перевооружения производства, а также созданное или приобретенное в результате осуществления инвестиционных проектов. Льготы по налогу на пользователей автодорог 1. Сумма налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной в результате реализации продукции за счет эксплуатации объектов инвестиционной деятельности, подлежащая внесению в территориальный дорожный фонд области, уменьшается на 50 %.

Продолжение приложения 3

Субъект ЦФО Налоговые льготы

2. Ставка налога для банков и других кредитных организаций снижается пропорционально доле кредитных вложений (в общем объеме кредитных вложений), направляемых на реализацию инвестиционных проектов на территории области, но не более чем на 50 % от ставки, предусмотренной законом области об областном бюджете на соответствующий год. Общий объем кредитных вложений, в том числе по инвестиционным проектам, за отчетный период определяется путем умножения суммы кредита на количество календарных дней пользования этими средствами в течение отчетного периода и деления полученной величины на число календарных дней в отчетном периоде. Льготы по единому налогу на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства Не облагается налогом совокупный доход в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, полученный инвестором в результате реализации инвестиционного проекта.

Московская обл. Льготы, предоставляемые пользователям объектов производственных инвестиций Пользователями объектов производственных инвестиций признаются юридические лица и филиалы, осуществляющие производственную деятельность на указанных объектах и уплачивающие налоги на территории Московской обл. Объектами производственных инвестиций признаются вновь создаваемые в отраслях материального производства за счет производственных инвестиций основные фонды. Налоговые льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются пользователям, если производственные инвестиции в сумме, эквивалентной не менее чем I млн дол. США, осуществлены после 1 января 1995 г. и срок осуществления производственных инвестиций составляет не более 3 лет. Для пользователей на срок до 3 лет ставка налога на прибыль, полученную от эксплуатации объектов производственных инвестиций, снижается на 4 %. Сумма налога на имущество предприятий, относящееся к объектам производственных инвестиций, уменьшается на 50 % в части средств, зачисляемых в областной бюджет в течение 3 лет со дня завершения инвестиционного проекта. Ставка налога с владельцев транспортных средств, зачисляемого в территориальный дорожный фонд Московской обл., уменьшается на 50 %, за исключением легкового автотранспорта в течение 3 лет со дня завершения инвестиционного проекта. Льготы, предоставляемые лизингодателям: а) снижение ставки налога на прибыль, полученную от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет, на 4 %; б) освобождение от уплаты налога на имущество предприятий в части средств, зачисляемых в областной бюджет, на 50 %; в) уменьшение ставки налога с владельцев транспортных средств на 50 %, кроме легкового автотранспорта. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере материального производства на территории Московской обл., предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен юридическому лицу на срок от 1 года до 5 лет по следующим налогам, зачисляемым в областной бюджет: а) по налогу на прибыль (доход) при наличии оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ; б) по налогам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ и вводимым нормативными правовыми актами Московской обл.

Ярославская обл. Льготное налогообложение имущества Имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционных проектов (программ), включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области, в том числе имущество, приобретаемое в качестве вклада 1! уставный капитал, и прирост стоимости модернизированных в соответствии с указанными инвестиционными проектами (программами) основных фондов, не облагается налогом на имущество предприятий в части, поступающей в областной бюджет. Льготное налогообложение прибыли: - полное освобождение от налога на прибыль средств, безвозмездно полученных для реализации инвестиционных проектов (программ), включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской обл.; - полное освобождение от налога на прибыль прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках инвестицион-

Окончание приложения 3

Субъект ЦФО Налоговые льготы

ных проектов (программ), включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской обл., мощностях или посредством внедренных технологий, в части, поступающей в областной бюджет Льгота по земельному налогу предусматривает полное освобождение от уплаты земельного налога в части, поступающей в областной бюджет, с участка земли, вновь приобретенного в собственность, владение или пользование для реализации инвестиционного проекта или программы, включенных в перечень приоритетных проектов и программ Ярославской обл. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в областной бюджет, а также по региональным налогам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определяются Налоговым кодексом РФ. Льготная арендная плата предусматривает снижение на 70% ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ярославской обл. и используемым для реализации инвестиционного проекта (программы), включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской обл.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и Кредит»

Мы гарантируем Вам:

^ Оперативное размещение S Гибкую систему скидок s Индивидуальный подход s Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: s Самые низкие цены

Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки ■S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: 8(095)237-86-57

8(095) 237-86-59 http: www.financepress.ru

8(095)959-69-79 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.