Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в Ямало-Ненецком автономном округе'

Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в Ямало-Ненецком автономном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Канев Е. Г., Пахомчик С. А.

В округе агропромышленное производство представлено сельскохозяйственными и рыбодобывающими предприятиями, занимающимися оленеводством, звероводством животноводством и рыбным промыслом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ln district agroindustrial manufacture is presented by the agricultural enterprises and the enterprises on manufacture of the fish, an engaged reindeer breeding, fur farming by animal industries and fishing.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства в Ямало-Ненецком автономном округе»

№ 5 (35), 2006 г.

Аграрный вестник Урала

15

Экономика. Северные территории

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ

ОКРУГЕ

Е.Г. КАНЕВ,

главный специалист департамента по развитию АПК ЯНАО, аспирант Тюменской ГСХА С.А.ПАХОМЧИК,

кандидат экономических наук, доцент Тюменской ГСХА

Щщ

м

В округе

агропромышленное производство представлено с ель скохозяйств ен-ными и

рыбодобывающими

предприятиями,

занимающимися

оленеводством,

звероводством

животноводством и

рыбным промыслом.

Агропромышленный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа является основой экономики и жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, проживающих на его территории. В округе агропромышленное производство представлено сельскохозяйственными и рыбодобывающими предприятиями, занимающимися оленеводством, звероводством животноводством и рыбным промыслом.

Ведущей отраслью сельского хозяйства на Ямале остается оленеводство. Эта отрасль консолидирует народы Севера, сохраняет их самобытную культуру, позволяет обеспечить трудовую занятость населения, снабдить национальной одеждой и питанием. Численность поголовья домашнего северного оленя более 600 тысяч или 40% общероссийской численности домашних оленей. Они выпасаются на площади 47 млн. га оленьих пастбищ. Второе место по значимости в агропромышленном комплексе автономного округа занимает рыбная отрасль, она обеспечивает население рыбной продукцией, создает рабочие места и сохра-

In district agroindustrial manufacture is presented by the agricultural enterprises and the enterprises on manufacture of the fish, an engaged reindeer breeding, fur farming by animal industries and fishing.

няет традиционный уклад жизни аборигенного населения. Сельскохозяйственные предприятия округа также занимаются животноводством и разведением зверей. Основные виды зверей - вуалевый, серебристый песец, серебристая лисица.

Цели и методика исследований

В ходе рыночных реформ в агропромышленном комплексе округа сформировалась многоукладная экономика с наличием коллективного и частного производства, были образованы хозяйства различной организационно-правовой формы, в том числе - общины, частные оленеводческие хозяйства. В условиях складывающихся рыночных отношений и в особых природно-климатических условиях функционирование и развитие как коллективных, так и частных хозяйств является достаточно проблематичным. Это связано еще и с тем, что агропромышленный комплекс в рыночных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Основные звенья АПК - это низкодоходные сельское и рыбное хозяйства, имеющие ярко выраженный сезонный цикличный характер производства. К тому же сельскохозяйственное и рыбное производства носят биологический и пространственно рассредоточенный характер, что создает естественные границы концентрации производства. Сельское и рыбное хозяйства, объективно более отсталые в плане развития производительных сил по сравнению с промышленностью, медленнее, чем другие, адаптируются к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Вложенный в них капитал приносит меньшую отдачу, чем в других отраслях экономики. Поэтому в этих обстоятельствах особое значение имеет государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства.

В сельскохозяйственной отрасли в целях эффективной хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности, занятых в оленеводстве, а также в целях сохранения традиционного уклада жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, принят Закон ЯНАО «Об оленеводстве» (далее Закон).

Закон устанавливает правовые, экономические, природоохранные и социальные основы оленеводства как одного из видов традиционной хозяйственной деятельности автономного округа.

В соответствии со статьей 27 Закона, органы государственной власти гарантируют государственную поддержку юридическим и физическим лицам, занятым в оленеводстве, в форме:

• ежегодных дотаций на оленеводческую продукцию, поставляемую в окружные фонды и за пределы автономного округа;

Экономика. Северные территории

• компенсацию в размере 100 процентов нормативных затрат по завозу продукции (товаров) от пунктов централизованной доставки грузов (железнодорожные станции, авиационные, речные и морские порты) к местам проживания коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей и их производственной деятельности;

• авиационное обслуживание оленеводческих бригад при каслании на отдаленные оленьи пастбища;

• компенсацию стоимости всех видов энергоресурсов, используемых для производственных целей;

• поддержку производства по комплексной переработке оленьего сырья (мяса, пантов, эн-докринно-ферментного сырья и так далее);

• содействие развитию современных технологий производства изделий, получаемых из продукции оленеводства, в том числе по выделке шкур и мехового сырья;

• оказание помощи в развитии систем заготовки и хранения сырья, транспортировки и сбыта готовой продукции;

• содействие в получении необходимого специального образования;

• оказание помощи в приобретении специальных средств связи;

• оказание помощи в приобретении средств жизнеобеспечения оленеводов.

Для государственного регулирования рыбного хозяйства приняты окружные законы «О ведении рыбного хозяйства в водоемах Ямало-Ненецкого автономного округа», «О рыболовстве», утверждены Правила рыболовства в водоемах округа, создан и функционирует рыбопромысловый совет по регулированию рыболовства.

Ежегодно на государственную поддержку агропромышленного производства выделяются значительные окружные средства, направленные на субсидирование авиаполетов для нужд сельскохозяйственных и рыбных хозяйств, на поддержку северного оленеводства, крупного рогатого скота, охотпромысла, пищевой рыбной продукции, осуществления мелиоративного лова хищных видов рыб, закупа привозных кормов, закупа тепло-энергетических ресурсов. Также окружные средства выделялись на осуществление целевых программ «Сохранение оленеводства Ямало-Ненецкого автономного округа до 2005 года» и «Развитие рыбного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа до 2005 года». В рамках целевой программы «Сохранение оленеводства» осуществляются зоотехнические и лечебно-профилактические мероприятия, закуп оленей, развитие мощностей по переработке животноводческой продукции, восстановление факторий. В рамках целевой программы «Развитие рыбного хозяйства» осуществляются мероприятия по развитию рыбообрабатывающей базы, техническому

№ 5 (35), 2006 г.

Аграрный вестник Урала

17

Экономика. Северные территории

перевооружению рыбопромыслового флота, приобретению техники техническому перевооружению рыбопромысловой техники.

В социальной сфере агропромышленного производства лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, занятых традиционной хозяйственной деятельностью, а также отдельным категориям работников, занятым в оленеводстве, производятся ежемесячные компенсационные выплаты.

Несмотря на то, что автономный округ оказывает достаточно мощную государственную поддержку агропромышленному производству, часть предприятий АПК ЯНАО находится в кризисном состоянии.

Для выхода предприятий на более качественный уровень существует потребность в совершенствовании системы государственной поддержки и регулирования агропромышленного производства. Необходимо придать системе господдержки антикризисную направленность, консолидировать в ней не только финансовые, но и управленческие ресурсы автономного округа и частного бизнеса.

Совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного производства должно, на наш взгляд базироваться на следующих принципах:

• товаропроизводителям агропромышленного производства необходимо постепенно осуществлять переход на самофинансирование,

меры поддержки со стороны округа должны являться лишь дополнительными в обеспечении нормальных экономических условий хозяйствования;

• субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование, их необходимо применять в политике протекционизма, исключающей «подпитку» хозяйств - банкротов.

Поддержка слабых хозяйств со стороны государственных органов должна заключаться в активном участии в разработке комплексных проектов их финансового оздоровления и модернизации производства. В этих условиях главным содержанием деятельности аппарата управления АПК становится не столько разверстывание бюджетных средств по объектам, сколько участие в разработке проектов, их реализации и поддержке окружными средствами. Такую систему организации можно назвать договорной, поскольку окружные средства будут представляться в зависимости от участия в реализации разработанных проектов. Договорная система позволит сосредоточить усилия хозяйствующих субъектов и органов управления на изыскание внутренних резервов, мобилизации внешних источников финансирования. Сильные хозяйства станут более заинтересованно участвовать в объединительных процессах со слабыми предприятиями, если получат для этого финан-

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ законодательное обеспечение нормативно-правовая база организационный механизм система управления

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ бюджетная поддержка кредитно-финансовая политика налоговая политика товарные и закупочные интервенции ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ антимонопольная политика фитосанитариый, ветеринарный, экологический контроль, стандартизация, лицензирование, квотирование производства и экспорта-импорта

1 г 1 г

АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК

спрос, предложение, конкуренция РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Рис. 1. Схема экономического регулирования агропромышленного производства

совую поддержку у округа [1].

Выводы. Рекомендации

Необходимо рассматривать регулирование агропромышленного комплекса (рис. 1), как органичное сочетание государственного экономического регулирования агропромышленного производства, продовольственного рынка, социальной сферы села совместно с механизмами саморегулирования.

Все преобразования в экономическом регулировании агропромышленного производства должны решать следующие задачи: повышать доходность производственной деятельности товаропроизводителей, осуществлять структурные изменения АПК, стимулировать рост объемов производства и расширять сбыт продукции, повышать технологический уровень производства, обеспечивать конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынке, развивать социальную сферу села.

В условиях кризисной переходной экономики важным принципом государственного регулирования должно является сочетание экономических и социальных целей. Регулирование, ориен-

Экономика. Северные территории

тирующееся на решение только экономических задач, как показывает практика, обостряет социальную ситуацию. Успех возможен, если меры государственного регулирования учитывают сложившиеся ценностные ориентации населения, модели поведения различных его групп, социально-психологические и национальные особенности. В этой связи важная форма активного воздействия государства на развитие агропромышленного производства - программное регулирование. При реализации принципа программного регулирования необходимо учитывать взаимодополняемость механизмов регулирования [2].

Таким образом, совершенствовать государственную поддержку и регулирование агропромышленного производства в условиях складывающихся рыночных отношений необходимо, так как важно преодолеть сложившуюся кризисную ситуацию в агропромышленном производстве и сохранить производственный потенциал предприятий, способных в современных условиях реально давать продукцию с минимальными издержками.

Литература

1. Беспахотный Г. Изменение направлений бюджетного финансирования сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. - 2003. - № 1. - С. 52.

2. Денин Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика управление. - 2003. - № 2. - С. 23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.