Научная статья на тему 'Государственное регулирование и налоговая политика в области имущественного налогообложения'

Государственное регулирование и налоговая политика в области имущественного налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / TAX REFORM / PROPERTY TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко Н. М.

Рассмотрены проблемы реформирования имущественного налогообложения, необходимость рыночной оценки и формирования единого реестра объектов недвижимости, по которому налоговые органы могут осуществлять мониторинг налоговых баз имущественных налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National regulation and tax policy in the field of property taxation

The problems of property tax reform, the need of market assessment and the formation of a unified register of real estate, which the tax authorities can use to monitor tax bases of property tax.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и налоговая политика в области имущественного налогообложения»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Н.М. БОБОШКО,

доктор экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены проблемы реформирования имущественного налогообложения, необходимость рыночной оценки и формирования единого реестра объектов недвижимости, по которому налоговые органы могут осуществлять мониторинг налоговых баз имущественных налогов.

Ключевые слова: налоговая политика, реформирование налогообложения, налог на недвижимость.

NATIONAL REGULATION AND TAX POLICY IN THE FIELD OF PROPERTY TAXATION

N.M. BOBOSHKO,

doctor of economic sciences, docent

Annotation. The problems of property tax reform, the need of market assessment and the formation of a unified register of real estate, which the tax authorities can use to monitor tax bases of property tax. Keywords: tax policy, tax reform, property tax.

Поступления администрируемых имущественных налогов в бюджеты разных уровней осуществляются в рамках государственного регулирования налогообложением. Существуют две модели регулирования имущественного налогообложения: модель с жесткой системой государственного регулирования и рыночная модель.

Модель с жесткой системой государственного регулирования. Участники имущественных отношений — государственные органы (Росреестр, Миграционная служба, Муниципальные образования, Органы технической инвентаризации, Федеральная налоговая служба и ее региональные структуры), с одной стороны, и налогоплательщики — с другой (рис. 1).

Оценка налоговых баз имущественных налогов в данной модели основана на данных государственного кадастрового учета, формирование которого в стране пока не закончено. Сложным этапом работ по формированию государственного кадастра недвижимости является формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих оценке и налогообложению. Налоговые органы на практике сталкиваются с положением, когда объект налогообложения известен, а его регистрации в соответствующих органах — нет.

Для апробации оценки недвижимости в России в 2006—2008 гг. провели эксперимент, в который были вовлечены четыре субъекта РФ: Кемеровская, Тверская, Калужская области и Республика Татарстан. Объем сведений рынка недвижимости, рассматриваемый в рамках эксперимента в разрезе классов объектов недвижимости охватывал более 60 тыс. объектов: квартир, гаражей, садовых и дачных домов, около 7 тыс. объектов торговли, офисов и объектов промышленности.

Источниками информации о рынке недвижимости в процессе эксперимента служили: источники интернет (55%), различные печатные издания (26%) и только на 19% — базы данных риэлтерских агентств. Эксперимент выявил массу проблем при формировании исходных данных для проведения массовой оценки, которые можно сгруппировать в три группы (рис. 2).

Несмотря на выявленные проблемы, проводимыми экспериментами, перспективность введения в России налога на недвижимость была доказана.

Рыночная модель. К участникам налоговых отношений в рыночной модели добавлены саморегулируемые организации независимых оценщиков, саморегулируемые организации профессиональных бухгалтеров и аудиторов (рис. 3).

№ 12 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

205

Особая роль в рыночной модели отведена регулированию оценочной деятельности, которая является частью государственного регулирования. Функции уполномоченных органов и стандарты оценки являются основой для деятельности саморегулируемых организаций независимых оценщиков.

Установление рыночной стоимости объектов оценки признано необходимым в тех случаях, когда в нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного проведения оценки объектов, либо в договоре об оценке объектов, не определен конкретный вид стоимости объекта.

Независимая оценка имеет свои организационные, теоретические и методические основы, сочетание которых раскрывают суть основных понятий: действительная стоимость, разумная стоимость, эквивалентная стоимость, реальная стоимость, рыночная стоимость, справедливая стоимость. В сообществе оценщиков весьма популярными являются стандарты США, издаваемые: Американским обществом оценщиков (ASA), Институтом оценщиков бизнеса (IBA), Фондом оценки (TAF) и Национальной ассоциацией сертифицированных аналитиков по оценке (NACVA). Известно, что стандарты TAF часто называют Еди-

Рис. 1. Модель государственного регулирования системой имущественного налогообложения -Вестник Московского университета МВД России -№ 12 / 2013

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблемы формирования базы данных для проведения массовой оценки объектов недвижимости

1 группа — по определению перечня объектов оценки:

- в перечне объектов оценки содержится небольшое количество нежилых объектов капитального строительства;

- отсутствие у части объектов капитального строительства обязательных физических характеристик, таких как: общая площадь, материал стен, год строительства;

- отсутствие у части объектов капитального строительства адресной привязки;

- описание части объектов капитального строительства не позволяет отнести объекты ни к одному

из классов объектов оценки;

- отсутствие кадастрового номера объекта капитального строительства

2 группа — по формированию адресного цифрового пространства (АЦП):

- АЦП содержит не все улицы городских населенных пунктов;

- на слове «Здания» АЦП

не все объекты имеют семантическую инф ормацию;

- на АЦП не содержатся садоводческие, дачные объединения и гаражные кооперативы для привязки объектов оценки АЦП

3 группа — по содержанию собираемой рыночной информации:

- в собранной рыночной информации (далее — объекты-аналоги)

не присутствует информация о сделках, зарегистрированных в Росрегистрации. В основном объекты-аналоги были получены из бумажных и электронных СМИ;

- собранная рыночная информация не охватывает всю территорию Калужской области и все классы объектов недвижимости;

- отсутствие в описании объекта-аналога физических характеристик и четких адресных ориентиров

Рис. 2. Систематизация выявленных проблем при формировании данных для массовой оценки объектов недвижимости

ными стандартами профессиональной практики оценки — ^РАР. Американское общество оценщиков требует от входящих в его состав новых оценщиков применять ^РАР.

Американский институт сертифицированных публичных бухгалтеров (А1СРА) разработал «Положение о стандартах для оценочных услуг — оценки бизнеса,

долей собственностей в бизнесе, а также нематериальных активов», отличающееся от существующих документов более подробным описанием сфер (их насчитывается в Положении — 11), которые должны включаться в отчет об оценке. Заслуживает внимание опыт Налоговой службы США, которая разработала и опубликовала еще в 2006 г. свои правила. В этих пра-

Рис. 3. Рыночная модель регулирования и оценки имущественного налогообложения № 12 / 2013-Вестник Московского университета МВД России-

вилах предлагаемые А1СРА стандарты достаточно четко детализированы. «Стандарты Налоговой службы дают оценщику достаточную свободу принятия решений о том, что включать, а что не включать в отчет, в зависимости от того, что требуется в каждом случае. Однако, как и некоторые иные стандарты отчетности, стандарты Налоговой службы требуют подписанного оценщиком заявления, удостоверяющего правдивость, точность, отсутствие отклонений, отсутствие существующей или будущей заинтересованности оценщика и ограничивающих условий, а также независимости установления вознаграждения (оценщика) от результатов оценки».

К информации, на основе которой рассчитывается независимая оценка, предъявляются самые серьезные требования. Не случайно оценочные стандарты в мировой практике исходят из положений налогового законодательства стран и кроме того касаются проблем профессиональной этики оценщиков. Можно выделить наиболее общие положения стандартов отчетности об оценке, которые включают: вопросы найма оценщиков; анализ информации и развития стоимости; заключение и подпись оценщика; использованной финансовой информации; ограничивающих условий и предположений; отзывов об оценщике (рекомендации).

В России существует стандарт качества государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки недвижимости», разработанный на основе Международного стандарта качества ISO 9000 (ГОСТ-Р ИСО-9001-2001). Общий порядок и процедура государственной кадастровой оценки недвижимости включает следующие работы:

♦ формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

♦ отбор оценщиков для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

♦ определение кадастровой стоимости объектов недвижимости;

♦ экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости;

♦ разрешение споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости;

♦ утверждение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

♦ внесение кадастровой стоимости объектов недвижимости в государственный кадастр недвижимости.

На основе общепринятых в мировой практике требований, в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ», было

Государственное регулирование бюджетно-налоговых отношений

Налоговая политика

Законодательство РФ о налогах и сборах

Принципы реализации налоговой политики и ее основных направлений

Основные категории и понятия имущественного налогообложения

Налоговые отношения

Механизм имущественного налогообложения

Методический инструментарий имущественного налогообложения: налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы

Имущественные отношения

Имущество и имущественные права как объекты налогообложения

Налог на имущество организаций

Земельный налог

Транспортный налог

Налог на имущество физических лиц

Налог на недвижимость

Инфраструктура и условия, в которых функционируют институты налоговой политики в области имущественного налогообложения

Кадастровый учет — Информационная база данных — Оценка и налоговое ценообразование

Рис. 4. Российская модель налоговой политики в области имущественного налогообложения -Вестник Московского университета МВД России -№ 12 / 2013

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

разработано Положение о раскрытии информации саморегулируемой организации независимых оценщиков, в котором изложен порядок предоставления отчетности членами СРО НО и требования в отношении информации, содержащейся в реестре членов СРО НО по запросам граждан и юридических лиц.

К организационным основам независимой оценки следует отнести формирование системы кадастрового учета. К методическим основам независимой оценки следует отнести ту совокупность существующих методик и способов исчисления цены и стоимости объектов имущественного налогообложения, которые существуют в зарубежной и отечественной практике и используются для бухгалтерской оценки объектов учета, статистической оценки, а также методов анализа, экономико-математических, экспертных и других расчетных методов определения цены.

Развитие имущественного налогообложения определяется налоговой политикой государства (рис. 4).

Стратегической целью деятельности ФНС России в области налогообложения имущества установлено повышение роли имущественных налогов в формировании доходной части региональных и местных бюджетов. В этой связи налоговые органы страны призваны осуществить комплекс мер, обеспечивающих:

♦ совершенствование методологии администрирования имущественных налогов;

♦ повышение качества межведомственного обмена сведениями, используемыми для исчисления имущественных налогов;

♦ повышения качества работы налоговых органов с налогоплательщиками на основе согласования данных, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России и иных информационных ресурсах.

В настоящее время внесены изменения в законодательство РФ о налогах и сборах, предусматривающие возможность уплаты земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц один раз в год за прошедший налоговый период в срок не ранее 1 ноября. Утверждена форма единого налогового уведомления на уплату перечисленных налогов. Кроме того, усовершенствован Web-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» в части использования альтернативной возможности направления налогового уведомления об уплате налогов гражданам.

Значимость имеют мероприятия по повышению качества межведомственного обмена сведениями, используемыми для исчисления имущественных налогов.

Основными поставщиками сведений для налоговых органов, используемых при исчислении транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, является: Росреестр, Отдел технической инвентаризации, Органы муниципальных образований, ЗАГС, Отдел регистрации транспортных средств, Федеральная миграционная служба и др. Межведомственный обмен сведениями является достаточно сложным, поскольку в налоговый оборот вовлекаются десятки миллионов земельных участков, объектов капитального строительства (зданий, строений, помещений), транспортных средств. По данным налоговых органов известно о наличии на территории страны большого количества объектов, не вовлеченных в налоговый оборот по разным причинам, в том числе и из-за недостаточного качества информационного обмена. Это влечет за собой потери на государственном уровне.

В этой связи в Основные направления налоговой политики РФ на 2013—2014 гг. и на плановые периоды до 2016 г. внесены мероприятия, которые должны обеспечить введение на территории РФ налога на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций. К этим мероприятиям относится, в том числе, работа по проведению кадастровой (массовой) оценки объектов капитального строительства. Предусмотрены поправки к ч. II НК РФ и другие законодательные акты, предусматривающие включение в налоговою систему РФ налога на недвижимое имущество, переход на который предусматривается завершить до 2018 г. Налог на недвижимое имущество для организаций будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. Налог на недвижимое имущество физических лиц будет отнесен к местным налогам.

Литература

1. Бобошко Н.М. Оценка и контроль в системе имущественного налогообложения: теория и методология: Моногр.Йошкар-Ола, 2011.

2. Бобошко В.И., Мамедов Д. А. Проблемные вопросы налогообложения и оценки недвижимости // Инновационное развитие экономики. 2011. № 3.

3. Майкл Дж. Мард, Джеймс Р. Хитчнер, Стивен Д. Хайден. Справедливая стоимость в финансовой отчетности / Пер. с англ. М., 2010.

3. Налоговое администрирование: Учебник / Под ред. Мироновой О.А., Ханафеева Ф.Ф. Йошкар-Ола, 2013.

4. Налоговые реформы: теория и практика. М., 2010.

5. Полежаев В.А. Вопросы администрирования местных налогов в регионе // Российский налоговый курьер. 2009. № 13—14.

№ 12 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.