Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (1), с. 276-280
УДК 339
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА НАУКОЁМКОЙ ПРОДУКЦИИ
© 2013 г. О.Ф. Удалов, Ю.Р. Ромашкина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
сатотШк@таП. т
Поступила в редакцию 15.01.2013
Анализируется механизм государственного регулирования экспорта наукоёмкой продукции, раскрываются основные моменты таможенного оформления наукоёмкого экспорта и проблемы российских предприятий, ориентированных на наукоёмкий экспорт, а также меры, направленные на увеличение доли экспорта наукоёмкой продукции в общем объёме вывозимых из страны товаров.
Ключевые слова: экспорт, наукоёмкая продукция, государственное регулирование, таможенное оформление.
Экспорт наукоёмкой продукции способствует экономическому развитию страны, её позиционированию на мировом рынке как успешного экономического субъекта. Степень экономического развития и технологической зрелости любого государства характеризуется целым рядом показателей, в число которых входит удельный вес экспорта наукоёмкой продукции в общем объёме экспорта страны. В настоящее время экономически развитые страны наращивают в своём экспорте долю наукоёмких товаров, тем самым повышая свою конкурентоспособность на внешнем рынке. Что касается России, то особенностью её экономики является преобладание ресурсно-сырьевой ориентации экономики в целом и экспорта в частности, что не позволяет ей совершенствовать свои конкурентные позиции при выходе на мировой рынок.
Одной из существенных проблем России остаётся повышение эффективности экспортной деятельности, которое возможно лишь на основе изменения товарной структуры экспорта и совершенствования государственной поддержки наукоёмкого экспорта. Поэтому актуальным является вопрос государственного регулирования экспорта продукции наукоёмкого бизнеса. Рассмотрим механизм государственного регулирования экспорта наукоёмкой продукции подробнее.
Основополагающим документом в таможенном регулировании является Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [1]. До образования в 2010 году Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана базовым законодательным актом в Российской Федерации для регулирования системы внешнеэкономической деятельности был ФЗ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [2]. Данный закон в настоящее время действует в части, не противоречащей нормативно-правовой базе Таможенного союза.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 164-ФЗ государственная внешнеторговая политика, в том числе направленная на регулирование наукоёмкого экспорта, осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования (применение импортного и экспортного таможенного тарифов);
2) нетарифного регулирования (квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности).
В настоящее время на территории Таможенного союза действует Единый таможенный тариф (ЕТТ), представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой таможенной номенклатурой ВЭД Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), утверждённой Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130. ТН ВЭД представляет собой классификатор, включающий товарные позиции и относящиеся к ним цифровые коды, использующиеся для осуществления мер таможеннотарифного и нетарифного регулирования ВЭД, а также ведения таможенной статистки торговли.
Высокотехнологичная продукция не облагается вывозными таможенными пошлинами в целях стимулирования её экспорта и поддержки отечественных производителей.
Рис. 1. Виды таможенных сборов
Таблица 1
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление ввозимых и вывозимых товаров, ______________________облагаемых таможенными пошлинами [3]_____________________________
Таможенная стоимость товаров, руб. Таможенный сбор, руб.
Не превышает 200 000 500
200 000.01 - 450 000 1 000
450 000.01 - 1 200 000 2 000
1 200 000.01 - 2 500 000 5 500
2 500 000.01 - 5 000 000 7 500
5 000 000.01 - 10 000 000 20 000
10 000 000.01 - 30 000 000 50 000
30 000 000. 01 и более 100 000
Другим видом таможенных платежей при экспорте товаров являются таможенные сборы (рис.
1.) Таможенный сбор - дополнительный размер платежей, взимаемых помимо таможенных пошлин в процессе таможенного оформления.
Таможенный сбор за оформление является обязательным для всех товаров и всех таможенных процедур.
В настоящее время относительно товаров, облагаемых таможенными пошлинами, действует Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» [3]. Ставки таможенных сборов, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 863 от 28.12.2004 г., для вывозимых и ввозимых товаров, облагаемых таможенными пошлинами, приведены в таблице 1.
С 1 октября 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31 августа 2011 г. № 724 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863» [4]. Согласно документу, ставки таможенных сборов установлены для каждой группы товаров, классифицируемых по ТН ВЭД. При этом единые сборы уплачиваются как при подаче временной декларации, так и при декларировании экспорта беспошлинных товаров.
При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставкам, утвержденным Постановлением № 724 от 31.08.2011 г., при условии, что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.
Таким образом, при вывозе из Российской Федерации продукции наукоёмкого бизнеса экспортёр не уплачивает вывозные таможенные пошлины, но платит обязательный сбор в размере в соответствии с Постановлением № 724 [4].
В случае если при вывозе товаров из Российской Федерации в одной таможенной декларации, кроме товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, декларируются товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются:
- по ставкам, утвержденным Постановлением № 724 от 31.08.2011 г., - в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами;
- по ставкам, установленным Постановлением № 863 от 28.12.2004 г., - в отношении то-
Таблица 2
Ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными _______________таможенными пошлинами [4]_______________
Номер группы по Единой ТН ВЭД ТС Ставка таможенных сборов, руб.
45, 46, 50, 65, 66, 91, 92 500
13, 14, 20, 35, 58, 60 1 000
04, 06, 07, 08, 09, 11, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 32, 33, 34, 37, 38, 42, 44, 48, 49, 53, 54, 55, 56, 57, 59, 61, 62, 63, 64, 67, 68, 69, 70, 82, 83, 94, 95, 96, 97 2 000
84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 5 000
01, 02, 05, 23, 30, 36, 39, 40, 41, 51, 52, 73, 78, 80 5 500
12, 15, 24, 25, 28, 29, 43, 47, 81 7 500
93 20 000
03, 10, 31, 74 50 000
26, 27, 71, 75 100 000
варов, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
Ставки таможенных сборов, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 724 от
31.08.2011 г. относительно вывозимых товаров, не облагаемых таможенными пошлинами, приведены в таблице 2.
В целом, экспорт наукоёмких товаров из Российской Федерации осуществляется без количественных ограничений, однако в исключительных случаях Правительство РФ может вводить количественные ограничения экспорта в целях:
1) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
2) выполнения международных обязательств Российской Федерации;
3) защиты внутреннего рынка Российской Федерации.
Лицензирование применяется как наряду с квотированием, так и независимо от него. К продукции наукоёмкого бизнеса применяется обязательное требование лицензирования.
Создание Таможенного союза способствовало появлению изменений в законодательстве, связанных с запретами и ограничениями на экспорт (импорт). Они стали едиными для государств - членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
При вывозе наукоёмких товаров необходимо руководствоваться Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положениями о применении ограничений, утвержденными Решением Меж-госсовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 19.
При экспорте товаров, в том числе и наукоёмкой продукции, применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) ак-
цизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При вывозе товаров с территории Российской Федерации экспортёр имеет право на возврат НДС. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов, в который входят:
1) налоговая декларация с нулевой ставкой НДС;
2) договоры с иностранными покупателями;
3) документы продажи;
4) банковские документы, подтверждающие поступление выручки по экспортному договору: выписки, справки, платёжные поручения, ордера;
5) таможенная декларация, подтверждающая, что товар пошёл на экспорт;
6) данные обо всех закупках, связанных с экспортными продажами.
Документы, подтверждающие обоснованность применения ставки НДС - 0%, должны быть представлены налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенным органом по таможенной процедуре экспорта, налогоплательщик не представил данные документы, то он обязан заплатить НДС в бюджет (п. 9 ст. 165 НК РФ) [5].
Мерами государственного регулирования экспорта является также экспортный контроль, т.е. комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового пораже-
ния, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Существуют типовые списки подлежащих экспортному контролю товаров двойного назначения, используемых в ядерных целях, а также при создании вооружений и военной техники. Данные списки утверждаются Решением Межгоссовета ЕврАзЭС. Так как многие товары, относящиеся к категории наукоёмких, могут классифицироваться как продукция двойного назначения, то экспортный контроль продукции наукоёмкого бизнеса является существенным моментом государственного регулирования её экспорта.
Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы [1, п. 4, ст. 96].
В целом государство стремится к поддержке экспорта, т.к. экспорт укрепляет его конкурентные позиции на мировом рынке. Теоретическое обоснование необходимости стимулирования экспорта сделано в работах Л.О. Абалкина, А. Илларионова, П. Кругмана, М. Портера, К. Шмитгоффа, А. Спартака, Г. Хорошилова, М.В. Кокорева, В.Ю. Преснякова и др.
В настоящее время Правительство РФ стремится к увеличению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта. Для этого разработана система мер государственной поддержки экспорта продукции наукоёмкого бизнеса:
1. Кредитование экспорта за счёт (с участием) средств федерального бюджета.
2. Страхование экспортных кредитов для защиты экспортёров от коммерческих и политических рисков.
3. Гарантирование экспортных операций.
Агентом Правительства РФ является специализированный Российский экспортноимпортный банк (ЗАО «Росэксимбанк»), который предоставляет гарантии в форме обеспечения платёжных обязательств иностранного импортёра (заёмщика) перед российским экспортёром (банком-кредитором) или в форме обеспечения обязательств банка-агента перед иностранными контрагентами, выданных им по обращениям российских экспортёров.
4. Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам [6].
Итак, основным методом механизма госу-дарстенного регулирования экпорта наукоёмкой
продукции являются таможенно-тарифные меры. Экспортируемая продукция облагается вывозными таможенными пошлинами, однако к наукоёмкой продукции они не применяются. Обязательным платежом, в том числе и для экспорта наукоёмких товаров, остаётся таможенный сбор за таможенное оформление. Льготой экспортёру является освобождение от уплаты акцизов и возможность возврата уплаченного при экспорте НДС. Нетарифные меры регулирования представлены установлением квот на вывоз продукции и лицензированием экспортной деятельности. К продукции наукоёмкого бизнеса применяется обязательное требование лицензирования.
Таким образом, в настоящее время механизм государственного регулирования экспорта наукоёмких товаров достаточно хорошо проработан, существуют льготы экпортёрам подобной продукции, разрабатываются меры, направленные на увеличение доли наукоёмкого экспорта в общем объёме вывозимой из России продукции. Создание Таможенного Союза привело к обновлению нормативно-правовой базы регулирования наукоёмкого экспорта. Целесообразность подобного обновления будет определяться с течением времени в условиях постоянно меняющегося рынка. Однако уже сейчас прослеживаются некоторые проблемы экспорта наукоёмкой продукции. Так, отмена вывозных пошлин сопровождается ростом таможенных сборов, что сильно сказывается на деятельности наукоёмких предприятий, т.к. большинство из них является малыми. Отсутсвует четкий механизм поддержки данных предприятий в виде субсидий или дотаций. Всё это ведёт к неэффективности экпорта наукоёмкой продукции и снижению активности экпортных процессов в этой отрасли экономики. Таким образом, с одной стороны, процесс таможенно-тарифного регулирования экспорта наукоёмкой продукции детально проработан законодательными органами страны, но с другой - налицо рутинность и немобиль-ность таможенного законодательства в отношении наукоёмкого экспорта, что требует дальнейшей проработки законодательства в этой сфере.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) (утв. ВС РФ 18.06.1993 г. № 5221-1) (действующая редакция от 06.07.2010)).
2. ФЗ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 28.07.2012).
3. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (ред. от 12.12.2012 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 31.08.2011 г. № 724 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863».
5. Еженедельная юридическая газета // http://www. yur-gazeta.rЩartide.php?n= 172.
6. Официальный сайт Правительства Нижегородской области // www.govemment-nnov.ru/?id=22194.
Механизм государственного регулирования экспорта наукоёмкой продукции.
7. ФЗ от 02.06.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
8. ФЗ от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (ред. от 06.12.2011 г. № 409-ФЗ).
9. ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от
30.12.2012 г. № 283-ФЗ).
10. Виртуальная Таможня // www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi.
STATE REGULATION OF THE EXPORT OF RESEARCH-INTENSIVE PRODUCTS
O.F. Udalov, Yu.R Romashkina
This article analyses the mechanism of state regulation of Russian exports of research-intensive products, considers the main issues in customs clearance and the problems of Russian companies oriented to the export of researchintensive products, as well as the measures to increase the share of such products in Russia's overall exports.
Keywords: export, research-intensive products, state regulation, customs clearance.