ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ
А. Н. ЧИКИШЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Вятского государственного гуманитарного университета
Правовое обеспечение внешнеторговых операций среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций является наиболее объемным. Поэтому знаний только бухгалтерского и налогового законодательства для правильного отражения в учете и отчетности экспортно-импортных сделок недостаточно, необходимо иметь представление о системе правового регулирования внешнеторговой деятельности в целом, а также знать некоторые аспекты международного, таможенного и валютного законодательства, влияющие на бухгалтерский учет взаимоотношений с зарубежными партнерами. Рассмотрим подробно, что нужно знать бухгалтеру о структуре источников права и нормативно-правовых актов, регулирующих экспортно-импортные операции.
В зависимости от юридического статуса совокупность источников права и нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговые операции, можно представить в виде трех блоков (рис. 1):
— нормы международных договоров и актов;
— нормативно-правовые акты РФ;
— обычаи делового оборота.
Место международных договоров и актов в правовой системе России определяется согласно принципу верховенства международного права над национальным законодательством: если международным договором (актом), в отношении которого выражено согласие на обязательность применения, установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила
первого. Например, при осуществлении экспортно-импортных операций на территории Таможенного союза обложение налогом на добавленную стоимость (НДС) осуществляется не на основании положений гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а на основании Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе [2].
Особенности заключения международных договоров купли-продажи товара, определенных Венской конвенцией. Источником правового регулирования экспортно-импортных операций также являются акты международных организаций, в том числе Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» от 11.04.1980, применяемая в 74 государствах (Австралии, Белоруссии, Канаде, Китае, Франции, США и др.).
Бухгалтеру, во-первых, необходимо обратить внимание на то, что Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» от 11.04.1980 не регулирует перехода права собственности на товар, однако устанавливает порядок передачи риска утраты или повреждения товара: в общем случае риск переходит на покупателя, когда товар сдан первому перевозчику для передачи покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Так как согласно ст. 211 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) риск несет собственник товара, момент перехода риска, установленный в соответствии с Конвенцией, может считаться и моментом перехода права собственности на товар.
Система правового регулирования внешнеторговой деятельности
Нормы международных договоров и актов
Международные Межгосударственные
договоры Межправительственные
Межведомственные
Акты международных организаций
Нормативно-правовые акты РФ
Законодательные акты РФ
Кодексы РФ
Законы РФ
Указы Президента РФ
Подзаконные акты РФ
Постановления и распоряжения Ппавительства РФ
Акты министерств РФ
Акты субъектов РФ
Обычаи делового оборота
Рис. 1. Структура источников права и нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность
Следовательно, на дату передачи риска утраты или повреждения товара, по сути, выполняется одно из условий признания доходов в бухгалтерском учете, установленное п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н: право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).
Во-вторых, Конвенция ратифицирована РФ с оговоркой, что любое положение Конвенции, которое допускает, чтобы договор купли-продажи, его изменение или прекращение, оферта, акцепт совершались не в письменной, а в любой иной форме, неприменимо, если одна из сторон находится на территории РФ. Следовательно, несмотря на то, что согласно Конвенции договор может быть заключен в любой форме, в том числе устной, и подтверждаться свидетельскими показаниями, российским организациям необходимо руководствоваться нормами ГК РФ во избежание недействительности сделки. В рамках бухгалтерского учета этот аспект крайне важен, так как недействительность договора влечет за собой неисполнение условий
признания доходов и расходов, связанных с его исполнением [п. 12 ПБУ 9/99 и п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н].
В-третьих, Конвенция распространяется на договор международной купли-продажи товара, т. е. договор, заключенный между коммерческими предприятиями, которые расположены на территории различных государств — участников Конвенции [абз. 1 п. «а» ст. 1 Конвенции]. Следовательно, сторонами договора могут быть две российские организации, одна из которых располагается вне таможенной территории РФ. В данном случае бухгалтеру необходимо помнить о положениях Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», из совокупности которых следует, что проведение расчетов по сделке между такими партнерами допустимо только в валюте РФ (руб.).
Международные правила «Инкотермс 2010» (Incoterms 2010). Обычаи делового оборота — это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законо-
дательством. В сфере внешней торговли наиболее значимым примером таковых являются Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» [7]. На территории РФ правила «Инкотермс» действуют как обычаи делового оборота [ст. 1211 ГК РФ], в то время как в некоторых государствах (например, на Украине, в Испании, Ираке и др.) правила «Инкотермс» включены в состав нормативно-правовых актов и являются обязательными для применения.
Правила «Инкотермс» — это свод международных коммерческих терминов, которые являются общепризнанным международным стандартом и используются при заключении внешнеторговых или внутристрановых контрактов купли-продажи товаров. Правила «Инкотермс» содержат описание базисов поставки, каждый из которых определяет:
— момент перехода риска утраты или повреждения товара;
— обязанности сторон по осуществлению расходов на продвижение товара.
Главным достоинством правил «Инкотермс» является то, что участникам контракта не нужно отдельно прописывать в договоре полный перечень их прав и обязанностей, так как унифицированное толкование терминов позволяет достичь взаимопонимания. Наименование базиса указывается во внешнеторговом контракте, а также в счете-фактуре и международной товарно-транспортной накладной. Обладая этой информацией и понимая суть правил «Инкотермс», бухгалтер должен определить:
— по импортным операциям — состав транс-портно-заготовительных расходов, обязанности по осуществлению которых возложены на покупателя и суммы которых подлежат включению в стоимость приобретаемых активов согласно п. 6 ПБУ 5/01 и п. 8 ПБУ 6/01;
— по экспортным операциям — состав коммерческих расходов, обязанности по осуществлению которых возложены на продавца и суммы которых подлежат включению в состав расходов на продажу согласно п. 16 ПБУ 10/99.
Правовой фундамент внешнеторговой деятельности образуют нормативно-правовые акты РФ (см. рис. 1). По своему юридическому статусу документы данного блока подразделяются на два уровня: законодательные и подзаконные акты. К первому уровню относятся Кодексы и законы, в частности Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», Федеральный закон от
27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. Подзаконные акты РФ включают в себя постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств (например, постановление Правительства РФ «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» от 28.12.2004 № 863).
Непосредственное влияние на организацию бухгалтерского учета и налогообложения внешнеторговых операций оказывает таможенное и валютное законодательство РФ.
Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности. В настоящее время таможенное регулирование экспортно-импортных операций осуществляется на основе законодательства Таможенного союза и законодательства РФ (ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Основными документами Таможенного союза в этой области являются:
— Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС);
— Единый таможенный тариф Таможенного союза;
— Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе;
— Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза и др.
Основным документом таможенного законодательства РФ является Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в соответствии с которым разработан ряд подзаконных нормативно-правовых актов.
При перемещении товаров через границу Таможенного союза осуществляется их таможенное оформление, в процессе которого производится таможенное декларирование. Таможенное декларирование — это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (ст. 4 ТК ТС). Согласно ст. 179 ТК ТС и ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларирование осуществляется в письменной и / или электронной формах. В зависимости от совершаемых операций следует оформлять декларацию на
товары, транзитную декларацию, пассажирскую таможенную декларацию, декларацию на транспортное средство (ст. 180 ТК ТС).
Наиболее важными для бухгалтера положениями таможенной декларации на товары являются:
— заявленная таможенная процедура;
— таможенная стоимость товара;
— исчисленные на этом основании таможенные платежи.
Таможенная процедура — это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (ст. 4 ТК ТС). Например, для осуществления импортной операции, как правило, избирается процедура «Выпуск для внутреннего потребления», согласно которой иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению (ст. 209 ТК ТС).
Таможенная стоимость перемещаемых товаров определяется в соответствии со ст. 64—69 ТК ТС и гл. 11 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» на основании следующих документов:
— стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;
— стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».
В обобщенном виде применяемые методы определения таможенной стоимости ввозимых и вывозимых с территории РФ товаров представлены на рис. 2.
Необходимо отметить, что договорная и таможенная стоимости товаров, как правило, не тождественны и могут отличаться от фактической стоимости импортируемых ценностей или продажной стоимости экспортируемых товаров. Например, если стоимость импортируемых материалов по внешнеторговому договору составляет 10 000 долл. США, то таможенная стоимость может быть больше ввиду включения в нее по методу 1 (рис. 2) затрат на упаковку. В свою очередь фактическая стоимость данных материалом может быть еще больше, так как в ее состав согласно п. 6 ПБУ 5/01 будут включены таможенные пошлины и сборы.
При перемещении товаров через границу Таможенного союза уплачиваются таможенные платежи, в состав которых входят:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— таможенные сборы;
— НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
— акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ст. 70 ТК ТС).
Ввозная и вывозная таможенные пошлины рассчитываются исходя из установленных ставок. Базовые ставки таможенных пошлин на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза из третьих стран, установлены Единым Таможенным Тарифом Таможенного союза. Ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории РФ за пределы государств — участников Таможенного союза согласно ст. 3 Федерального закона от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» устанавливаются Правительством РФ.
Кроме таможенных пошлин уплате подлежат таможенные сборы — платежи, взимаемые за совершение таможенных операций (ст. 72 ТК ТС). Виды, ставки и сроки уплаты таможенных сборов на территории РФ определены Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (см. таблицу).
Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС и в целом характеризуются датой официального разрешения на ввоз или вывоз товаров с таможенной территории. Кроме того, таможенные платежи могут быть оплачены авансом (ст. 73 ТК ТС). Бухгалтеру следует обратить внимание на то, что НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, должен быть уплачен в сроки, установленные перечисленными статьями ТК ТС, а не гл. 21 НК РФ.
Таможенные платежи уплачиваются в валюте того государства и в том государстве Таможенного союза, таможенный орган которого производил таможенное оформление (ст. 84 ТК ТС), поэтому когда для целей исчисления таможенных платежей российской организации требуется произвести пересчет, применяется курс иностранной валюты к рублю, устанавливаемый Банком России на день регистрации таможенной декларации, и в дальнейшем переоценка задолженности по таможенным платежам в бухгалтерском учете не производится (ст. 78 ТК ТС).
* Не применяется к вывозимым товарам.
Рис. 2. Методы определения таможенной стоимости товаров
По общему правилу суммы таможенных пошлин и сборов включаются в состав фактической стоимости импортируемых материально-производственных запасов, первоначальной стоимости основных средств или в состав расходов на продажу товаров на экспорт при выполнении условий признания расходов в бухгалтерском учете. Если стороны сделки договорились о применении Международных правил Инкотермс, то отнесение их в состав расходов организации зависит от характеристики закрепленного в договоре базиса поставки. Например, по базису поставки EXW «Франко-завод (... название места)» экспортные таможенные формальности — обязан-
ность покупателя, поэтому в состав расходов на продажу российской организации — экспортера товаров такие таможенные платежи не входят.
Валютное регулирование внешнеторговой деятельности. Основой валютного регулирования внешнеторговых операций является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии со ст. 1 которого субъектами валютных отношений являются:
1) резиденты:
— физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением постоянно проживающих в иностранном государстве;
Виды, ставки и сроки уплаты таможенных сборов в Российской Федерации
Вид сбора (ст. 123 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») Срок уплаты (ст. 128 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») Ставка сбора (ст. 130 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»)
Сбор за таможенные операции Одновременно с подачей таможенной декларации Дифференцирован постановлением Правительства РФ № 863 в зависимости от таможенной стоимости товара, при этом максимальная сумма сбора (на товары стоимостью более 30 млн руб.) составляет 100 тыс. руб.
Сбор за таможенное сопровождение До начала таможенного сопровождения товара Установлен ст. 130 Федерального закона № 311-ФЗ и составляет: 1) за сопровождение каждого автотранспортного средства и единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: — до 50 км включительно — 2 000 руб.; — от 51 до 100 км включительно — 3 000 руб.; — от 101 до 200 км включительно — 4 000 руб.; — свыше 200 км — 1 000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6 000 руб.; 2) за сопровождение каждого водного или воздушного судна — 20 000 руб. независимо от расстояния
Сбор за хранение До фактической выдачи товаров со склада временного хранения Установлен ст. 130 Федерального закона № 311-ФЗ и составляет: 1) 1 руб. с каждых 100 кг / день 2) 2 руб. с каждых 100 кг / день при хранении товара в специально приспособленных помещениях
— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также находящиеся за пределами территории РФ их филиалы, представительства и иные подразделения;
— дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
2) нерезиденты:
— физические лица, не признаваемые резидентами;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, а также находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения;
— аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;
— межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.
Все субъекты валютных отношений осуществляют валютные операции по приобретению и отчуждению, ввозу и вывозу, перемещению валютных
ценностей (иностранной валюты, ценных бумаг), а также использованию их в качестве средства платежа. Прежде чем проводить какую-либо операцию с валютными ценностями, бухгалтеру следует удостовериться в ее правомерности. В зависимости от состава участников валютные операции можно разделить на три группы:
1) операции между резидентами, которые согласно ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» запрещены за некоторыми исключениями, в том числе операции по расчетам в магазинах беспошлинной торговли, операции с внешними ценными бумагами, операции по обязательным платежам в бюджет и др.;
2) операции между резидентами и нерезидентами, которые согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляются без ограничений за исключением ряда случаев (например, при купле-продаже иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте), когда устанавливаются дополнительные требования к субъектам внешнеторговых операций;
3) операции между нерезидентами, которые согласно ст. 10 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляются без ограничений.
Для осуществления разрешенных валютных операций организации вправе:
— открывать счета (вклады) в иностранной валюте в уполномоченных банках без ограничений (ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);
— открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) без ограничений (ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).
В первом случае в соответствии со ст. 23 НК РФ об открытии и закрытии счета (вклада) организация должна сообщить налоговым органам в течение 7 дней путем представления им ф. № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
Во втором случае согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» об открытии и закрытии счета налоговым органам в течение 1 мес. направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.
Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение штрафа:
— на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Если нарушен срок предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке на территории РФ, то к административной ответственности привлекается только должностное лицо путем предупреждения либо наложения штрафа в размере 1—2 тыс. руб. (ст. 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В ряде случаев, предусмотренных ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», организации могут производить расчеты с резидентами и нерезидентами в наличной валюте. Например, юридические лица-резиденты могут осуществлять расчеты с находящимися за пределами территории РФ филиалами, представительствами и иными подразделениями, выдавать валютные средства в подотчет сотрудникам, направляющимся в загранкомандировку.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговых операций организации обязаны обеспечить репатриацию иностранной валюты, т. е.:
— получение от нерезидентов на свои банковские счета валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные товары, работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
— возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
За неисполнение обязанности по получению причитающихся средств предусмотрено наложение штрафа на должностных и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы средств, зачисленных на счета с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). За неисполнение обязанности по возврату средств предусмотрен штраф на должностное лицо и юридическое лицо в размере от 3/4 до одного размера неполученной (невозвращенной) суммы (ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Валютный контроль осуществляется на основе документов, предоставляемых резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам. Состав таких документов установлен Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». В соответствии с п. 2.1. Инструкции № 138-И при осуществлении операций в иностранной валюте резиденты предоставляют в банк:
— справку о валютных операциях, подтверждающую совершение валютной операции;
— документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке;
— документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, которые предусмотрены ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (договоры, таможенные декларации и т. д.).
Эти документы представляются при списании иностранной валюты со счета либо не позднее 15 рабочих дн. со дня ее поступления на счет.
Основным документом валютного контроля внешнеэкономических операций является паспорт сделки.
В соответствии с п. 5.1 Инструкции № 138-И паспорт сделки необходимо оформлять при проведении валютных операций между резидентом и нерезидентом через банковские счета по договорам, предусматривающим:
— вывоз / ввоз на территорию РФ товаров (в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения);
— продажу / приобретение и (или) оказание услуг, связанных с ними, горюче-смазочных материалов, продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования;
— выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения);
— передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга);
— получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа).
Несоблюдение установленного порядка отчетности по валютным операциям, в том числе соблюдения форм документов и сроков их предоставления, влечет предупреждение либо наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 5 000 руб., а также наложение штрафа на юридических лиц — от 5 000 до 50 000 руб. (ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, по мнению автора, нормы различных областей права тесно переплетаются между собой и для грамотной организации учета
внешнеторговых операций бухгалтеру необходимо иметь представление обо всех источниках права и нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность в совокупности.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 05.02.2014).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
4. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Вена. 11.04.1980.
5. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (публикация Международной торговой палаты № 715).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
7. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3.
8. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением: инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
9. О ставках таможенных сборов за таможенные операции: постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863.
10. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
11. О таможенном тарифе: Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1.
12. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.
13. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ.
14. Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 06.03.2012 № 191.
15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
18. Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ.
19. Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешне-
торговых контрактов: утверждены МВЭС России от 29.02.1996.
20. О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе: соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008.
21. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.