УДК 338. 242
ТК. Ковалева ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В США: НЕКОТОРЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье проанализированы некоторые институциональные аспекты государственного регулирования экономики в США, рассмотрен вопрос о структуре, статусе и полномочиях Управления промышленности и безопасности Министерства торговли США, определены ключевые параметры его воздействия на хозяйствующие субъекты и стратегические отрасли экономики. Ключевые слова: государственное регулирование экономики в США, национальный интерес, Департамент промышленности и безопасности Министерства торговли США, Отдел стратегических отраслей и экономической безопасности.
Tatiana Kovaleva STATE REGULATION OF ECONOMY
AND ENSURING NATIONAL INTERESTS IN THE USA: SOME INSTITUTIONAL ASPECTS
Annotation. In the article analyzed some institutional aspects of state regulation of the economy on the USA, the structure, status and powers of the Bureau of Industry and Security in the United States Department of Commerce, determined кеу parameters of its influence on strategic industries.
Keywords: state regulation of economy in the USA, national interest, Bureau of Industry and Security of the United States Department of Commerce, Office of Strategic Industries and Economic Security.
Современные аспекты совершенствования управления экономикой любого государства в значительной мере сфокусированы на поиске оптимальных способов «сопряжения» всех элементов регулятивного воздействия с целью выработки моделей и механизмов стратегического управления, способствующих экономическому развитию государства в долгосрочной перспективе. В этой связи изучение опыта ряда стран, использующих собственные подходы к поиску стратегического управления экономикой, к определению границ свободы экономической деятельности при соблюдении всех требований защиты национального интереса как фундамента экономической стратегии, может способствовать созданию дополнительных инструментов совершенствования практических параметров такого управления.
Американская система управления экономикой в его институциональном преломлении включает (наряду с другими элементами) наличие и функционирование целого ряда государственно-властных структур федерального уровня. В ряду этих органов находится Министерство торговли США (United States Department of Commerce). В структуру Министерства торговли входит ряд структурных подразделений: Управление экономики и статистики (Genomics and Statistics Administration), Управление международной торговли (International Trade Administration), Департамент промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security), Управление экономического развития (Economic Development Administration), Управление национальными телекоммуникациями и информацией (National Telecommunications and Information Administration) и некоторые другие [2]. Задача Министерства торговли США, сформулированная как обеспечение экономического роста, уточняется и объективируется наделением этого органа достаточным кругом полномочий, определяющих его роль в решении вопросов управления экономикой страны. В ряду структурных подразделений Министерства торговли США особый интерес представляет Департамент промышленности и безопасности (да-
© Ковалева Т.К., 2016
Вестник университета № 7-8, 2016
лее - Департамент), занимающий особое место в системе органов государственной власти и управления. Специфика функций Департамента состоит в том, что именно этому подразделению исполнительной власти вверена задача определения «порога» свободы экономической деятельности во внешнеэкономической сфере. Другими словами, именно эта структура, выдавая лицензии и разрешения на экспорт и реэкспорт, определяет, в конечном итоге, возможности хозяйствующих субъектов, включая субъекты стратегических отраслей экономики США, осуществлять экономическую деятельность в глобальном мире. В этой связи концепция организации работы и осуществления функций Департамента представляет значительный практический интерес.
Департамент состоит из 8 отделов, каждый из которых отвечает за государственное регулирование конкретных направлений (Отдел национальной безопасности и контроля передачи технологий, Отдел по соблюдению Договора о нераспространении ядерного оружия, Отдел стратегических отраслей и экономической безопасности, Отдел экспортных услуг, Отдел оценки технологий, Аналитический отдел, Отдел обеспечения экспорта, Отдел по соблюдению антибойкотных установлений.
Перед Департаментом поставлена задача обеспечения национальной безопасности и стратегического лидерства в технологиях при достижении ряда экономических целей, что фактически предопределило место самого Департамента как инструмента в механизме «сопряжения» различных векторов стратегического управления экономикой США. Сложносоставной характер задачи этого органа, сформулированной как обеспечение национальной безопасности США и экономических интересов [1], по-существу, отражает важнейшие элементы традиционных государственных функций в экономике (стимулирование экономического роста, поддержание рыночной конкуренции, поддержание в определенной законодательством сфере выверенной институциональной среды и т.д.) в соединении с понятием «национальный интерес» с акцентом на обеспечение национальной безопасности. (Важно отметить то, что «безопасность» США в установочных государственных документах определяется как совокупность следующих компонентов: национальная безопасность, экономическая безопасность, кибербезопасность и внутренняя безопасность [1]).
Изучение нормативных правовых актов , регламентов о Департаменте показывает некоторые ключевые приоритеты законодателя в определении параметров работы Департамента, уполномоченного выдавать разрешения и лицензии хозяйствующим субъектам. Так, установлено, что Департамент должен максимально заботиться о том, чтобы любые принятые им акты не налагали неразумные ограничения на законную внешнеторговую деятельность, которая необходима для «здоровья» промышленности США»[4], соразмеряя разумность защиты национальной безопасности и эффект от экономических потерь. Далее, формально определена обязанность Департамента осуществлять свою деятельность в «партнерстве» с частным сектором и принимать решения на основе рыночных оценок. В формальном заявлении Департамента определено то, « что безопасность США не может быть достигнута без активной кооперации с частным сектором, который сегодня контролирует большую часть важнейших ресурсов США...» [1].
Немаловажное значение для понимания существа механизма регулирования имеет тот факт, что формально-юридически определена обязанность Департамента соотносить свои любые регулятивные действия с меняющимися глобальными условиями и требованиями. В Заявлении Департамента указано, что все административные установления имеют смысл, лишь постольку, поскольку они соответствуют текущим реалиям глобального мира. В противном случае они могут нанести лишь вред национальной безопасности, налагая на промышленность необоснованное США финансовое бремя [1].
Важнейшим принципом работы Департамента является кооперация с другими органами власти и управления, как в системе органов федеральной власти, так и на уровне штатов и местных властей. Эта обязанность четко объективирует целеполагание на кумулятивность регулятивного воздей-
ствия, соединение в единый стержень многих элементов так называемой «институциональной среды» в контексте определения неких рамок экономического развития. Департамент осуществляет свои функции в совместной работе с Советом национальной безопасности (National Security Council), Министерством внутренней безопасности (Office of Homeland Security), Государственный департаментом (State Department) , Министерством обороны (Defense Department) , Министерством энергетики ( Energy Department), а также с 17 учреждениями США, перед которыми стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах США (так называемое «Разведывательное сообщество» - United States Intelligence Community).
Изложенные выше элементы правового статуса Департамента и его места в системе других органов власти и управления США достаточно наглядно показывают четко обозначенный подход к концепции «национальный интерес» и определению роли государственного регулятивного воздействия на хозяйствующие субъекты и целые отрасли, включая стратегические. Вопрос формирования институциональной среды приоритетно сфокусирован на поиске механизмов защиты экономической безопасности как фундаментальной основы национальной безопасности. Данные аспекты американской институциональной модели могут быть адаптированы к условиям российской экономики, модернизация которой провозглашена в качестве одной из стратегических целей государственной политики.
Библиографический список
1. Learn about commerce [Electronic resource]. - Mode of Access : https://www.commerce.gov/about (accessed date : 20.04.2016).
2. Mission Statement [Electronic resource]. - Mode of Access : https://www.bis.doc.gov/index.php/about-bis/mission-statement (accessed date : 20.04.2016).