Горшенина Е.В.
Экономическая теория. Учебное пособие. - Тверь: ТвГУ, 2012. - 185 с.
Редакция журнала «Экономические исследования» продолжает публикацию материалов из третьего раздела учебного пособия по экономической теории Горшениной Е.В. В данном номере вниманию читателей предлагается одна из тем раздела «Макроэкономика».
Тема 23: Государственное регулирование
экономики
План
1. Функции государства в рыночной экономике.
2. Меры воздействия государства на рыночный механизм:
2.1. Налоги, дотации, фиксированные цены.
2.2. Регулирование внешних затрат и внешних эффектов.
2.3. Оптимизация объемов производства общественных благ.
2.4. Регулирование дифференциации доходов населения.
3. Границы государственного вмешательства в рыночный механизм.
1. Функции государства в рыночной экономике
Законодательная функция государства означает создание правовой основы для применения экономических решений, т.е. государство разрабатывает и принимает законы.
Стабилизационная функция государства. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы.
Социально ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор (связь, транспорт, оборона, космос, образование, здравоохранение и т.д.).
Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим гражданам, осуществляет индексацию доходов.
2. Меры воздействия государства на рыночный механизм 2.1. Налоги, дотации, фиксированные цены
В российской экономике применяется сложная система налогов. Население вносит в Госбюджет подоходный налог. Предприятия уплачивают НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог и многие другие.
Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных» налогов (НДС, акцизы), плательщиками которых являются продавцы. Допустим, что правительство ввело «потоварный» налог на какой-то товар. Это приведет к сдвигу линии предложения (рис. 23.1.).
Комментарии к рис. 23.1. Перемещение линии предложения из Б1 в 82 означает снижение предложения данного товара. Объем продаж уменьшается до Q2, цена для покупателя увеличивается до Р2.
Дотации - денежные средства, выделяемые из государственного, регионального и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям. Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие «потоварных» дотаций, которые обычно получают производители. Допустим, что правительство ввело «потоварные» дотации на какой-то товар. Это приведет к сдвигу линии предложения этого товара (рис.23.2).
Р
Р1
Р2
Рис. 23.2. Воздействие на рыночное равновесие «потоварной» дотации
01 02
о
Комментарии крис.23.2. Перемещение линии предложения из Б1 в 82 означает увеличение предложения. Объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р2.
Помимо налогов и дотаций, государство использует фиксированные цены. Предположим, что государство устанавливает фиксированную цену как выше равновесной, так и ниже. В первом случае это приведет к избытку продукции, во втором - к дефициту (рис. 23.3).
Комментарии к рис. 23.3. В любом случае при фиксированных ценах (выше или ниже равновесной цены) объем продаж будет меньше равновесного объема < QЕ) и < QE).
2.2. Регулирование внешних затрат и внешних эффектов
Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если они имеют позитивное воздействие.
Примеры внешних затрат: 1) химическое предприятие загрязняет окружающую среду; 2) потребитель алкогольных напитков подрывает своё здоровье, а лечится за общественный счет; 3) курящая женщина подрывает своё здоровье и здоровье будущих детей, а лечится сама и лечит своих детей за общественный счет; 4) владелец автомобиля загрязняет окружающую среду и создает опасность для пешеходов и т.д.
Примеры внешних эффектов: 1) человек занимается спортом, укрепляет своё здоровье, тем самым экономит общественные средства на здравоохранение; 2) человек, сделавший прививку против инфекционной болезни, уменьшает опасность её распространения 3) и др.
Участники рыночных операций, как правило, не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. Регулированием внешних эффектов и затрат должно заниматься государства. Меры воздействия на рыночное равновесие могут быть разными. Например, в целях уменьшения внешних затрат государство может запретить промышленное производство в курортной местности, ввести запрет на производство и потребление наркотиков, установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды и т.д. Если производство или потребление некоторого товара или услуги сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям, создать льготные условия производства и реализации товаров и услуг.
2.3. Оптимизация объемов производства общественных благ
Общественные блага отличаются от обычных благ свойствами неизбирательности и неисключаемости в потреблении.
1. Свойство неизбирательности в потреблении означает отсутствие соперничества в потреблении общественных благ, т.е. использование какого-либо блага одним субъектом не ограничивает одновременного использования этого блага другими субъектами.
2. Свойство неисключаемости в потреблении означает, что невозможно воспрепятствовать потреблению общественных благ. Например, не существует технических средств, которые могли бы не допустить использования общественных благ одним людям, в то время как его могут использовать другие.
К общественным благам относят национальную оборону, охрану общественного порядка, фундаментальные научные исследования, дороги, уличное освещение и многие другие блага. В ситуациях с общественными благами чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными. Общественные блага либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве, поэтому они обычно производятся при участии государства за счет принудительного обложения налогами их потребителей.
Основная трудность с определением оптимального объема производства общественного блага заключается в том, что предельная полезность от его использования на рынке никак не проявляется. В отличие от спроса на обычный товар, спрос на общественное благо непосредственно измерить невозможно.
2.4. Регулирование дифференциации доходов населения
Распределение доходов, обусловленное действиями рыночных сил, не соответствует представлениям общества о социальной справедливости. Для предотвращения социально неприемлемой дифференциации доходов государство использует различные финансовые и ценовые инструменты:
1) налогообложение через подоходный налог;
2) установление повышенных ставок «потоварного» налога на предметы роскоши (ювелирные изделия, хрусталь и т.д.);
3) установление «потоварных» дотаций на товары, потребляемые малоимущими (детские товары, товары для пенсионеров и т.д.).
3. Границы государственного вмешательства в рыночный
механизм
В ряде случаев государственное вмешательство может привести не к повышению, а наоборот, к понижению экономической эффективности. Например, 1) борьба с монополизмом в экономике может превратиться в борьбу с крупным производством; 2) размеры штрафов, налогов, «потоварных» дотаций могут быть сильно завышены, что приведет к снижению экономической эффективности производства; 3) лица, осуществляющие государственное регулирование экономики, в своих действиях могут руководствоваться личными интересами, которые нередко отличаются от общественных.
Следует помнить, что и рыночный и государственный механизмы регулирования экономики и организации хозяйственной жизни -несовершенны.