Научная статья на тему 'Государственное регулирование экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда'

Государственное регулирование экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
888
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМАТИЗМ / ПРОФЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / РАБОТОДАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / СКИДКИ И НАДБАВКИ К СТРАХОВОМУ ТАРИФУ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / INJURIES / OCCUPATIONAL DISEASES / WORKING CONDITIONS / OCCUPATIONAL RISKS / EMPLOYER / SOCIAL SECURITY / ECONOMIC INCENTIVES / DISCOUNTS AND BONUSES TO INSURANCE RATES / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин А. И., Поздняков А. Н., Лежава С. А., Семина И. С.

В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда. С вводом в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ в той или иной мере была решена только первая задача по возмещению вреда застрахованным. Оставшиеся две задачи: обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по ряду причин не реализуются в должной мере на практике. Проведен анализ показателей травматизма и условий труда в Кемеровской области за период с2006 по 2014 гг. Отмечены стабильный уровень профзаболеваемости и возрастание численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Рассмотрена структура скидок и надбавок к страховому тарифу, установленных работодателям Кемеровской области в 2008-2014 гг. Проведен анализ расходов ФСС РФ и КРОФСС РФ, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин А. И., Поздняков А. Н., Лежава С. А., Семина И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF EMPLOYERS ECONOMIC INCENTIVES TO IMPROVE LABOR CONDITIONS AND PROTECTION

The article deals with problems of state regulation in matters of economic incentives for employers to improve the working conditions and safety. With the introduction of the Federal Law of July 24, 1998 № 125 FZ, in one way or another has been solved only the first task: compensation for damage to the insured. The two remaining tasks: to provide economic interest of insurance subjects to reduce the occupational risk and to ensure preventive measures to reduce occupational accidents and diseases for several reasons are not implemented adequately in practice. The injury indicators and working conditions analysis in Kemerovo region for the period from 2006 to 2014 was fulfilled. A constant level of occupational diseases and the increase in the number of workers in conditions that do not meet sanitary requirements are noted. We consider the structure of discounts and bonuses to the insurance tariff, established for Kemerovo region employers in the years 2008-2014. Analysis of the RF FSS and Russian Federation KROFSS costs aimed at the prevention of occupational accidents and occupational diseases are fulfilled.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда»

X

А. И. Фомин [email protected]

И. С. Семина [email protected]

УДК 614.8.084

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И

ОХРАНЫ ТРУДА STATE REGULATION OF EMPLOYERS ECONOMIC INCENTIVES TO IMPROVE LABOR CONDITIONS AND PROTECTION

А. И. Фомин - д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО «НЦ ВостНИИ»

А. Н. Поздняков - аспирант кафедры ФГБОУ ВО «Сибирский Государственный индустриальный университет»

С. А. Лежава - канд. хим. наук, доцент кафедры ФГБОУ ВО «Сибирский Государственный индустриальный университет»

И. С. Семина - кандидат биол. наук, доцент, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Сибирский Государственный индустриальный университет»

A. I. Fomin - doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», Kemerovo, Russia

A. N. Pozdniakov - postgraduate of Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia

S. A. Lezhava - candidate of chemical sciences, assistant professor of Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia

I. S. Semina - candidate of biological sciences, assistant professor, chair head of Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, Russia

В статье рассмотрены проблемы государственного регулирования в вопросах экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда. С вводом в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ в той или иной мере была решена только первая задача по возмещению вреда застрахованным. Оставшиеся две задачи: обеспечение экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний по ряду причин не реализуются в должной мере на практике. Проведен анализ показателей травматизма и условий труда в Кемеровской области за период с 2006 по 2014 гг. Отмечены стабильный уровень профзаболеваемости и возрастание численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Рассмотрена структура скидок и надбавок к страховому тарифу, установленных работодателям Кемеровской области в 2008-2014 гг. Проведен анализ расходов ФСС РФ и КРОФСС РФ, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваемости.

The article deals with problems of state regulation in matters of economic incentives for employers to improve the working conditions and safety. With the introduction of the Federal Law of July 24, 1998 № 125 - FZ, in one way or another has been solved only the first task: compensation for damage to the insured. The two remaining tasks: to provide economic interest of insurance subjects to reduce the occupational risk and to ensure preventive measures to reduce occupational accidents and diseases for several reasons are not implemented adequately in practice. The injury indicators and working conditions analysis in Kemerovo region for the period from 2006 to 2014 was fulfilled. A constant level of occupational diseases and the increase in the number of workers in conditions that do not meet sanitary requirements are noted. We consider the structure of discounts and bonuses to the insurance tariff, established for Kemerovo region employers in the years 2008-2014. Analysis of the RF FSS and Russian Federation KROFSS costs aimed at the prevention of occupational accidents and occupational diseases are fulfilled.

Ключевые слова: ТРАВМАТИЗМ, ПРОФЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, УСЛОВИЯ ТРУДА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК, РАБОТОДАТЕЛЬ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ, СКИДКИ И НАДБАВКИ К СТРАХОВОМУ ТАРИФУ, ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Key words: INJURIES, OCCUPATIONAL DISEASES, WORKING CONDITIONS, OCCUPATIONAL RISKS, EMPLOYER, SOCIAL SECURITY, ECONOMIC INCENTIVES, DISCOUNTS AND BONUSES TO INSURANCE RATES, PREVENTIVE MEASURES

Приоритет в области управления охраной труда на предприятии в странах с рыночной экономикой, бесспорно, принадлежит экономическим методам. Отказ от данных методов способствует снижению эффективности управления безопасностью и охраной труда на предприятиях, организациях, регионах, отраслях и в целом по стране. Поэтому реальные методы экономического стимулирования сторон социально-трудовых отношений в ближайшее время должны выйти на передовые позиции в национальной системе управления охраной труда (СУОТ).

Низкий уровень средней заработной платы в РФ (в 8-9 раз меньше чем в США, ФРГ, Франции, Японии с учетом снижения курса рубля в 2014 году) [1] отрицательно сказывается на процессе стимулирования работодателя на улучшение условий и охраны труда. Работодателю зачастую выгоднее нанять дополнительных работников, чем внедрять современные безопасные технологии. По этой причине работодателю выгоднее предоставлять, а работникам получать надбавки к заработной плате в виде льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на морально и физически устаревших основных производственных фондах.

С вводом в действие Федерального закона [2] в основном была решена только задача по возмещению вреда застрахованным, а обеспечение предупредительных мер и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска не реализуются в полной мере на практике.

Механизм экономического стимулирования работодателей к непрерывному улучшению условий и охраны труда, согласно [2], предусмотрен в системе скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Класс профессионального риска определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей. Скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах.

Механизм экономического стимулирования работодателей - это самый действенный в бизнесе инструмент, однако эффективность его реализации в СУОТ по большому счету ограничена рамками действующих нормативных правовых актов (НПА) и нормативных технических документов (НТД). В Российской Федерации, согласно [3,4], превалируют стимулы фискального характера: проведен периодический медосмотр (не реже 1 раза в год), специальная оценка условий труда (не реже 1 раза в 5 лет), наличие показателей травматизма меньше аналогичных в среднем по виду экономической деятельности за последние 3 года - и только в этом случае

Таблица 1 - Сведения об установленных скидках и надбавках к страховому тарифу в 2008-2014 гг. работодателям в Кемеровской области

Год Число страхова-телей Израсходовано на мероприятия по охране труда за год, млрд. руб. Общая сумма скидки, тыс. руб. Сумма скидки в расчете на одного страхователя, тыс. руб. Доля скидки в затратах на мероприятия по охране труда за год, % Общая сумма надбавки, тыс. руб. Сумма надбавки в расчете на одного страхователя, тыс. руб. Доля надбавки в затратах на мероприятия по охране труда за год, %

2008 63093 6,8 231 535,7 3,67 3,40 14 368,9 0,23 0,21

2009 64399 6,8 215 489,8 3,35 3,17 11 638,7 0,18 0,17

2010 67640 8,1 268 994,2 3,98 3,32 13 300,0 0,20 0,16

2011 67115 10,1 113 700,2 1,69 1,13 13 958,4 0,21 0,14

2012 66348 8,3 36 653,0 0,55 0,44 137 759,1 2,08 1,66

2013 63369 6,8 41 221,9 0,65 0,61 140 238,6 2,21 2,06

2014 62377 6,8 44 993,7 0,72 0,66 146 379,5 2,35 2,15

можно рассчитывать на скидки (с учетом финансового состояния Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). Если показатели травматизма выше аналогичных в среднем по виду экономической деятельности за последние 3 года, то работодатель получает надбавку к страховому тарифу за счет прибыли.

Такого рода «стимулирование» действенно только при условии, когда расходы на безопасность и охрану труда меньше обязательных платежей в ФСС РФ, т.е. когда работодатель реально видит прибыль. Фактически для реального улучшения условий труда в отечественной экономике необходимы значительные инвестиции для обновления технологий, оборудования и систем управления. Отмеченный уровень затрат на порядок превышает платежи в системе действующего социального страхования [2].

В таблице 1 приведены годовые затраты работодателей Кемеровской области на мероприятия по охране труда, число страхователей в Кузбасском региональном отделении ФСС РФ (КРОФСС РФ), а также общие суммы скидок и надбавок работодателям за период с 2008 по 2014 гг. [5-8].

Снижение общей суммы скидок более чем в 7 раз (по сравнению с 2010 г.) и возрастание общей суммы надбавок в 10 раз (по сравнению с 2010 г.) в 2012 г. обусловлено ужесточением методик установления страховых скидок и надбавок к страховому тарифу [3-4], по сравнению с ранее действовавшими. Сумма скидки в расчете на одного страхователя за период с 2008 по 2014 гг. снизилась с 3,67 до 0,72 тыс. руб., или в 5,1 раза, а сумма надбавки - возросла с 0,23 до 2,35 тыс. руб., или в 10,2 раза. Доля скидки в суммарных годовых затратах работодателей Кемеровской области на мероприятия по охране труда снизилась с 3,40 до 0,66 %, или в 5,2 раза, а доля надбавки - возросла с 0,21 до 2,15 %, или в 10,2 раза.

Отмеченные тенденции являются в России системными и серьезно препятствуют практической реализации механизма экономического стимулирования работодателей по улучшению условий труда. Отсутствие реальных шансов у большинства предприятий получить ощутимые скидки к страховому тарифу ведет к обратному эффекту - переходу к финансированию мероприятий по охране труда по остаточному принципу, т.к. страховщик, в лице ФСС РФ, в соответствии с [2] просто обязан возместить все расходы пострадавшему.

По данным [5-8] показатели травматизма в Кемеровской области имеют положительную

тенденцию к снижению:

1) общего - с 3,0 тыс. чел. в 2006 г. до 1,3 тыс. чел. в 2014 г. или на 56,7%;

2) со смертельным исходом - с 192 чел. в 2006 г. до 74 чел. в 2014 г. или на 61,5%.

К отрицательным моментам можно отнести неудовлетворительное состояния условий труда в Кемеровской области [5-8]:

1) стабильный уровень профзаболевае-мости - за период 2006-2014 гг. колеблется в интервале 10,6 - 14,5 случаев на 10 000 занятого населения по всем предприятиям;

2) снижение расходов на мероприятия по охране труда с 10,1 млрд. руб. в 2011 г. до 6,8 млрд. руб. в 2013-2014 гг. или на 32,7%;

3) возрастание численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям с 185,5 тыс. чел. в 2006 г. до 217,3 тыс. чел. в 2014 г. или на 17,1%;

4) возрастание численности работающих, получающих повышенные тарифные ставки и оклады за работу во вредных и опасных условиях труда, с 105,6 тыс. чел. в 2006 г. до 139,0 тыс. чел. в 2014 г. или на 31,6%;

5) возрастание численности работающих, имеющих сокращенный режим рабочего дня за работу во вредных и опасных условиях труда, с 30,0 тыс. чел. в 2006 г. до 38,2 тыс. чел. в 2014 г. или на 27,3%.

Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от НСП и ПЗ, подлежащих перечислению в установленном порядке работодателями в ФСС РФ в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых ФСС РФ на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных ФСС РФ в предшествующем календарном году [9].

Структура расходов ФСС РФ за период 2005-2013 гг. представлена в таблице 2. В структуре расходов ФСС РФ за период 2005-2013 гг. наибольшую долю (71,1-80,5%) составляют ежемесячные страховые выплаты, затем идут расходы на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний (7,4-12,4%), медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (5,8-11,8%), пособия по временной нетрудоспособности (3,7-6,2%), единовре-

Таблица 3 - Расходы ФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний за период 2004-2013 гг.

Таблица 2 - Структура расходов ФСС РФ за период 2005-2013 гг.

Год Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2005-2013 годы Структура расходов Фонда социального страхования РФ, обусловленных производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью за период 2005-2013 годы

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация Пособие по временной не-трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием Единовременные страховые выплаты Ежемесячные страховые выплаты

млн руб. доля, % млн руб. доля, % млн руб. доля, % млн руб. доля, % млн руб. доля, %

2005 2125,3 7,4 1673,2 5,8 1300 4,5 528,3 1,8 23300 80,5

2006 2819,7 9,7 1892,2 6,5 1500 5,2 547,7 1,9 22300 76,7

2007 3168,2 9,2 3291,25 9,6 1900 5,6 569,3 1,7 25300 73,9

2008 3798,4 9,8 4150,01 10,7 2400 6,2 587,8 1,5 27700 71,8

2009 4298,8 9,7 5077,2 11,5 2500 5,6 634,1 1,4 31800 71,8

2010 4623,5 9,5 5447,17 11,2 2700 5,5 638,3 1,3 35300 72,5

2011 5419,6 10,1 6048,8 11,3 2539,9 4,8 654,9 1,2 38798,6 72,6

2012 6332,5 11,1 6697 11,7 2183,3 3,8 658,2 1,1 41421,3 72,3

2013 7648,6 12,4 7309,5 11,8 2311,9 3,7 651,8 1,0 44155,4 71,1

Год Число страхователей в РФ, тыс.: Годовые затраты на охрану труда в РФ, млн руб. Расходы на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний в РФ, млн руб. Доля от годовых затрат на охрану труда в РФ, %

общее из них по которым принято решений о финансировании Доля, %

2004 4149,8 12,761 0,308 55913 1395,5 2,50

2005 4417,1 14,526 0,329 72919 2125,3 2,91

2006 4506,6 14,423 0,320 93900,8 2819,7 3,00

2007 4674,9 18,985 0,406 119590,4 3168,2 2,65

2008 4771,9 19,896 0,417 148361,8 3798,4 2,56

2009 4907,8 19,407 0,395 135314,2 4298,8 3,18

2010 4823,3 24,642 0,511 162392,2 4623,5 2,85

2011 4866,6 26,128 0,537 199956,8 5419,6 2,71

2012 4886,4 27,665 0,566 223164 6332,5 2,84

2013 4843,4 29,397 0,607 229251,4 7648,6 3,34

менные страховые выплаты (1,0-1,9%) (табл. 2). Таким образом, доля расходов ФСС РФ за период 2005-2013 гг. на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний составляет 7,4-12,4%, а оставшаяся большая часть (87,5 - 92,6%) расходов носит реагирую-

щий характер на уже произошедшие факты травматизма и профессиональной заболеваемости.

В табл. 3 приведена информация за 2004 - 2013 гг. о числе страхователей, по которым принято решение о финансировании, годовых затратах работодателей на мероприятия по ох-

ране труда и по расходам ФСС РФ на предупредительные меры [1].

Несмотря на рост числа страхователей в РФ, по которым принято решение о финансировании предупредительных мер за период 20042013 гг. с 12,761 до 29,397 тыс. или в 2,3 раза, их доля составляет всего 0,308 - 0,607% от общего количества (табл. 3).

Также несмотря на рост расходов ФСС РФ на предупредительные меры за период 20042013 гг. с 1395,5 до 7648,6 млн руб. или в 5,5 раза, доля указанных расходов в общих годовых затратах работодателей на охрану труда в РФ составляет всего 2,50 - 3,34% (табл. 3).

В соответствии с [9] объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных работодателем в предшествующем календарном году. Причем в объем указанных вычетов помимо выплат ФСС РФ по НСП и ПЗ также входят расходы ФСС РФ, связанные с оплатой больничных листов по общей заболеваемости и бытовому травматизму, что значительно снижает базу для расчета финансового обеспечения предупредительных мер.

В ФСС РФ в основном поступают заявления на финансирование предупредительных мер от крупных предприятий, двадцать процентов от суммы страховых взносов у которых составляют десятки и сотни тысяч рублей. Подавляющее большинство страхователей имеет среднесписочную численность менее 100 чел. и сравнительно низкий уровень страховых взносов, двадцать процентов от которых составляют от десятков до сотен рублей. В результате указанные организации не имеют возможности реализовать предупредительные меры за счет ФСС РФ.

В таблице 4 приведена структура расходов ФСС РФ на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за 20122013 гг. [1]. В 2012-2013 гг. средства ФСС РФ в основном расходовались на приобретение СИЗ (38,14-41,50% по РФ и 51,99-52,63% по Сибирскому федеральному округу (СФО) и санаторно-курортное лечение работников (24,23-25,11% по РФ и 23,21-24,32% по СФО) (табл. 4).

Средства ФСС РФ, направленные на оцен-

ку рисков травматизма и профессиональной заболеваемости на рабочих местах, расходовались в 2012-2013 гг. на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (13,65-20,89% по РФ и 6,83-10,58% по СФО) и проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (13,90-17,86% по РФ и 11,87-16,05% по СФО) (табл. 4).

В то же время средства ФСС РФ, направленные на реальное улучшение условий труда на рабочих местах (приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями), в 2012-2013 гг. составляли менее 2% (1,17-1,67% по РФ и 0,51-0,84% по СФО) (табл. 4).

Средства ФСС РФ, направленные на обучение по охране труда работников, в 2012-2013 гг. составляли менее 1% (0,55-0,67% по РФ и 0,30-0,58% по СФО) (табл. 4).

Аналогичная ситуация прослеживается и в целом по Кемеровской области. Соотношение доходов и расходов Кузбасского регионального отделения ФСС РФ (КРОФСС РФ) за период 2011-2014 гг. представлено в табл. 5 [5-8]. Бюджет КРОФСС РФ является дотационным с отрицательной динамикой. Так, если в 2011 г. расходы КРОФСС РФ превышали доходы на 56,3%, то в 2014 г. - уже на 69,4% (табл. 5).

В структуре расходов КРОФСС РФ за 2011-2014 гг. наибольшую долю составляют ежемесячные страховые выплаты (72,6-74,2%), затем следуют расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию (14,7-15,2%), предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний (7,0-8,8%), пособия по временной нетрудоспособности (2,4-2,8%) и единовременные страховые выплаты (0,8-1,6%) (табл. 5). Следовательно, доля расходов КРОФСС РФ за период 2011-2014 гг. на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний составляет 7,0-8,8%, а основная часть расходов (91,2-93,0%) носит реагирующий характер на уже произошедшие факты травматизма и профессиональной заболеваемости.

При росте числа страхователей в Кемеровской области, по которым принято решение о финансировании предупредительных мер в 2011-2014 гг. с 465 до 560 или на 20,4%, доля этих страхователей составляет всего 0,693 - 0,898% от общего количества (табл. 5). Несмотря на рост расходов КРОФСС РФ на предупредительные меры за период 2011-2014 гг. с 377942,6 до 584627,1 тыс. или на 54,7%, доля указанных расходов в общих годовых затратах

Таблица 4 - Структура расходов ФСС РФ на предупредительные меры по сокращению НСП и ПЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за 2012-2013 гг.

Наименование мероприятия 2012 2013

Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, %

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда:

1) всего по РФ: 1322745,22 20,89 1043373,88 13,65

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 124833,58 10,58 98293,77 6,83

Работы по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с гос. нормативными требованиями по охране труда:

1) всего по РФ: 74196,50 1,17 127884,64 1,67

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 9925,96 0,84 7270,78 0,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение по охране труда:

1) всего по РФ: 35056,89 0,55 51323,16 0,67

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 3567,41 0,30 8396,54 0,58

Приобретение средств индивидуальной защиты:

1) всего по РФ: 2414482,14 38,14 3173457,09 41,50

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 613489,46 51,99 757053,18 52,63

Санаторно-курортное лечение работников:

1) всего по РФ: 1589986,15 25,11 1852273,97 24,23

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 287002,63 24,32 333868,63 23,21

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников:

1) всего по РФ: 880333,35 13,90 1365520,74 17,86

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 140111,32 11,87 230897,77 16,05

Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием:

1) всего по РФ: 7847,40 0,12 5286,46 0,07

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 0 0 0 0

Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры):

1) всего по РФ: 5866,83 0,09 10195,44 0,13

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 801,01 0,07 1366,59 0,09

Приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов):

1) всего по РФ: 1997,84 0,03 16614,90 0,22

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 321,78 0,03 1431,72 0,10

Итого:

1) всего по РФ: 6332512,22 100 7648595,44 100

2) всего по Сибирскому федеральному округу: 1180053,16 100 1438578,99 100

Таблица 5 - Соотношение доходов и расходов КРОФСС РФ за период 2011-2014 гг.

Показатель Финансовый период (12 мес.)

2011 2012 2013 2014

Число страхователей (организаций всех форм собственности) 67115 66348 63369 62377

Среднесписочная численность застрахованных работников (тыс. чел.) 1107,3 1066,3 1019,8 957,5

Доходы (страховые взносы, штрафы, пеня, пр.), тыс. руб. 3 472 108,7 3 549 977,8 4 104 927,8 4 069 331,5

Расходы, тыс. руб. 5 427 520,1 5 893 621,9 6 360 759,0 6 894 953,1

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием Количество дней 231 011 204 299 206 214 185 159

Выплаты, тыс. руб. 152 805,1 142 782,3 170 225,4 171 647,2

Доля от общих расходов,% 2,8 2,5 2,7 2,4

Единовременные страховые выплаты Число выплат 2 331 1 828 2 046 1 994

Сумма, тыс. руб. 59 144,3 49 654,5 57 081,4 107 760,0

Доля от общих расходов,% 1,1 0,8 0,9 1,6

Ежемесячные страховые выплаты Число выплат 432 661 437 695 441 980 441 980

Сумма, тыс. руб. 4 023 034,2 4 305 752,3 4 630 020,3 4 999 028,5

Доля от общих расходов,% 74,2 73,1 72,9 72,6

Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация Сумма, тыс. руб. 809 408,2 895 368,1 936 548,1 1 026 319,0

Доля от общих расходов,% 14,9 15,2 14,7 14,9

Предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний Число страхователей по которым принято решений о финансировании 465 486 458 560

Доля от общего числа страхователей, % 0,693 0,733 0,723 0,898

Сумма, тыс. руб. 377 942,6 494 894,1 561 340,7 584 627,1

Доля от общих расходов, % 7,0 8,4 8,8 8,5

работодателей на охрану труда в Кемеровской области составляет всего 3,74 - 8,59% (табл. 5).

В таблице 6 приведена структура расходов КРОФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2012-2014 гг. [5-8]. В 2012-2014 гг. средства КРОФСС РФ в основном расходовались на приобретение СИЗ (45,05-53,26%) и санаторно-курортное лечение работников (34,5-36,3%) (табл. 6).

Средства КРОФСС РФ, направленные на оценку рисков травматизма и профессиональной заболеваемости на рабочих местах, расходовались в 2012-2014 гг. на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников (10,3-17,5%) и проведение аттестации рабочих мест по условиям

труда (АРМ), (с 2014 г. - специальной оценки условий труда (СОУТ) (1,0-1,9%) (табл. 6).

В то же время в 2012-2014 гг. на реальное улучшение условий труда на рабочих местах средства КРОФСС РФ работодателями Кемеровской области не расходовались вообще. Средства КРОФСС РФ, направленные на обучение по охране труда работников, в 2012-2014 гг. не превышали 0,1% (0,04-0,1%) (табл. 6).

Выводы

1) Механизм экономического стимулирования работодателей к непрерывному улучшению условий и охраны труда, предусмотренный в системе скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от НСП и ПЗ, не обеспечивает реальную финан-

Таблица 6 - Структура расходов КРОФСС РФ на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний за период 2012-2014 гг.

Наименование мероприятия 2012 2013 2014

Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, % Расходы, тыс. руб. Доля, %

Проведение (АРМ) (с 2014 г. СОУТ) 9403,0 1,9 5613,4 1,0 6431,0 1,1

Обучение по охране труда 198,0 0,04 280,7 0,05 584,6 0,1

Приобретение спецодежды, спецобуви, других СИЗ 263580,6 53,26 270566,2 48,2 263374,5 45,05

Санаторно-курортное лечение 170738,5 34,5 203766,7 36,3 210465,8 36,0

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников 50974,0 10,3 80833,0 14,4 102309,7 17,5

Приобретение приборов контроля (алкотестеры, тахографы) 0 0 280,7 0,05 1169,2 0,2

Приобретение аптечек первой помощи 0 0 0 0 292,3 0,05

Итого: 494 894,1 100 561 340,7 100 584 627,1 100

совую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессиональных рисков на рабочих местах.

2) В России превалируют стимулы фискального характера. Такого рода «стимулирование» действенно только при условии, когда расходы на безопасность и охрану труда меньше обязательных платежей в ФСС РФ, т.е. когда работодатель реально видит прибыль. Фактически все обстоит с точностью до наоборот: для реального улучшения условий труда в отечественной экономике необходимы значительные инвестиции для обновления технологий, оборудования и систем управления. Отмеченный уровень затрат на порядки превышает платежи в системе действующего социального страхования.

3) Механизм финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению НСП и ПЗ не обеспечивает реальное улучшение условий труда на рабочем месте. В ФСС РФ в основном поступают заявления на финансирование предупредительных мер от крупных предприятий, двадцать процентов от суммы страховых взносов которых составляют десятки и сотни тысяч рублей. Подавляющее большинство страхователей имеет среднесписочную численность менее 100 чел. и сравнительно низкий уровень страховых взносов, двадцать процентов от которых составляют от десятков до сотен рублей. В результате указанные организации не имеют

возможности реализовать предупредительные меры за счет ФСС РФ.

4) Основная часть расходов ФСС РФ (87,5

- 92,6%) за период 2005-2013 гг. носит реагирующий характер на уже произошедшие факты травматизма и профессиональной заболеваемости. Оставшаяся доля расходов ФСС РФ (7,4

- 12,4%), направляется на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, из которых менее 2% (1,17-1,67%) по РФ, 0,51-0,84% по СФО и 0% по Кемеровской области) используется на реальное улучшение условий труда на рабочих местах.

5) В сложившихся условиях за период 2006-2014 гг. в Кемеровской области отмечается стабильный уровень профзаболеваемости; возрастание численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям с 185,5 тыс. чел. в 2006 г. до 217,3 тыс. чел. в 2014 г. или на 17,1%; возрастание численности работающих, получающих повышенные тарифные ставки и оклады за работу во вредных и опасных условиях труда, с 105,6 тыс. чел. в 2006 г. до 139,0 тыс. чел. в 2014 г. или на 31,6%; возрастание численности работающих, имеющих сокращенный режим рабочего дня за работу во вредных и опасных условиях труда, с 30,0 тыс. чел. в 2006 г. до 38,2 тыс. чел. в 2014 г. или на 27,3%.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб. Росстат. М., 2014. 693 с.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обязательном со-

циальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 г. N 524 (ред. от 30.07.2014) «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Приказ Минтруда России от 1 августа 2012 г. N 39н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2011 году: Региональный обзор: Сборник. Кемерово, 2012. 81 с.

6. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2012 году: Региональный обзор: Сборник. Кемерово, 2013. 96 с.

7. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2013 году: Региональный обзор: Сборник. Кемерово, 2014. 90 с.

8. О состоянии условий и охраны труда в Кемеровской области в 2014 году: Региональный обзор: Сборник. Кемерово: ООО «Фирма ПОЛИГРАФ», 2015. 96 с.

9. Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

REFERENCES

1. Rossiiski statisticheski iezhegodnik. 2014 [Russian statistical Yearbook. 2014]. Moscow: Rosstat. [in Russian].

2. Federalnyi zakon ot 24 iiulia 1998 g. No. 125-FZ (Edited on 29.12.2015) "Ob obiazatelnom sotsialnom strakhovanii ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve i professionalnykh zabolevanii" [Federal Law of July 24, 1998 No. 125-FZ "On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases"]. (n.d.). base.garant.ru. Retrieved from: Legal Information System "Garant" [in Russian].

3. Postanovlrniie Pravitelstva RF ot 30 maia 2012 g. No. 524 (red. 30.07.2014) "ob utverzhdenii Pravil ustanovleniia strakhovateliam skidok I nadbavok k strakhovym tarifam na obiazatelnoie socialnoie strakhovaniie ot neschastnykh sluchaev na proizvodstve I professionalnykh zabolevani" [RF Government Decree of May 30, 2012, No. 524 (ed. 0n30.07.2014) "On approval of Rules establishing policyholders discounts and premiums to the insurance tariffs for compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases"]. base.garant.ru. Retrieved from: Legal Information System "Garant" [in Russian].

4. Prikaz Mintruda Rossii ot 1 avgusta 2012 g. No. 39n (red. Of 20.02.2014) "Ob utverzhdenii Metodiki rascheta skidok I nadbavok k strakhovym tarifam na obiazatelnoie sotsialnoie strakhovanie ot neschastnykh sluchiaev na proizvodstve I professionalnykh zabolevanii [Russia's Ministry of Labor Order of August1, 2012 No. 39n (edited on20.02.2014) "On approval of the discounts and premiums calculation Methodology to the insurance tariffs for compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases"]. base.garant.ru. Retrieved from: Legal Information System "Garant" [in Russian].

5. O sostoianii uslovii i okhrany truda v Kemerovskoi oblasti v 2011 godu: [On the state of working conditions and safety in Kemerovo region in 2011]. (2012) Regionalnyi obzor: Sbornik - Regional overview. Collection, Kemerovo [in Russian].

6. O sostoianii uslovii i okhrany truda v Kemerovskoi oblasti v 2012 godu: [On the state of working conditions and safety in Kemerovo region in 2012]. (2013) Regionalnyi obzor: Sbornik - Regional overview. Collection, Kemerovo [in Russian].

7. O sostoianii uslovii i okhrany truda v Kemerovskoi oblasti v 2013 godu: [On the state of working conditions and safety in Kemerovo region in 2013]. (2014) Regionalnyi obzor: Sbornik - Regional overview. Collection, Kemerovo [in Russian].

8. O sostoianii uslovii i okhrany truda v Kemerovskoi oblasti v 2014 godu: [On the state of working conditions and safety in Kemerovo region in 2014]. (2015) Regionalnyi obzor: Sbornik - Regional overview. Collection, Kemerovo OOO "Firma Poligraf" [in Russian].

9. Prikaz Mintruda Rossii ot 10 dekabria 2012 g. No. 580n (red. Of 20.02.2014) "Ob utverzhdenii pravil finansovogo obespecheniia predupreditelnykh mer po sokrashcheniiu proizvodstvennogo travmatizma i professionalnykh zabolevanii rabotnikov i sanatorno-kurortnogo lecheniia rabotnikov, zaniatykh na rabotakh s vrednymi i (ili) opasnymi proizvodstvennymi faktorami" [Russia's Ministry of Labor Order of December 10, 2012 No. 580n (edited on20.02.2014) On approval of financial provision rules of preventive measures to reduce workplace injuries and occupational diseases and sanatorium treatment of employees engaged in work with harmful and (or ) dangerous production factors"] base.garant.ru.

Группа компанийД

О нас ^^^орн ь I й -Ц СП« ■ ВостЭКО Ш

Исе^тфика^^^иценз^^Н [Продукция* (Услуги JH

Гнаучная'деятельиостьЧ ' Подготовка'кадровв [Вести и к |Ру ко водствоИ

ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ Поиск... S H

ВСТРЕЧИ С СЕМЬЯМИ ПОГИБШИХ ГОРНЯКОВ 15-07-2015

В Кузбассе прошли первые в этом году традиционные встречи с родственниками погибших горняков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕ НУЖЕН УГОЛЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Подробнее...

В РАЗВИТИЕ ГЛАВНОЙ ТЕМЫ 24-06-2015

Из печати вышел второй в этом году номер научно-технического журнала «Вестник». В своём обращении к читателям главный редактор издания, доктор технических наук Нэля Вадимовна Трубицына подчеркивает, что на угледобывающих предприятиях Кузнецкого бассейна аварийность с тяжёлыми последствиями и человеческими жертвами заметно снизилась.

"УГОЛЬНАЯ" ПРОКУРАТУРА: ИТОГИ ПОЛУГОД

С

ПОРТАЛ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Научные публикации

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ПУНКТОВ КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ

.ru

шш

4 г

на правах рекламы

97

Актуально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.