5. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
5.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ: СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ
Кожевников Сергей Никитич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, профессор кафедры теории государства и права и сравнительного правоведения
Место работы: Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Аннотация: статья посвящена комплексному анализу государственного принуждения, свойственного ему механизму, его элементам, субъектам и объектам принудительного процесса. Внимание сконцентрировано на основа-ниях государственного принуждения, его динамической и статической стороне, регулятивной и охранительной особенности. Рассмотрены также физические и психические свойства государственного принуждения, его объем, в рамках которого выделены конкретные формы (виды) мер государственного принуждения (меры правовосста-новительные, меры юридической ответственности и др.).
Ключевые слова: принуждение, основания государственного принуждения, механизм государственного принуждения, правовое принуждение, меры государственного принуждения.
STATE COMPULSION: THE ESSENTIAL ASPECTS
Kozhevnikov Sergey N., Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor of the Department of Theory of State and Law and Comparative Law
Place of employment: Nizhny Novgorod Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: The article is devoted to the complex analysis of state coercion inherent in his mechanism, its elements, subjects and objects of compulsory process. The focus is on the grounds of state coercion, its dynamic and static side, regulatory and protective features. We also consider the physical and psychological characteristics of state coercion, its scope, within which highlights specific form (s) of the state coercive measures (pravovosstanovitelnye, legal liability and other measures.).
Keywords: abuse, base of state coercion, state enforcement mechanism, law enforcement, state coercion.
Государственное принуждение - разновидность (вид) социального принуждения, которое свойственно любому объединению людей и означает внешнее воздействие на их сознание и поведение. Принуждение использовалось в догосударственный период в системе родовых отношений (изгнание из племени, родовой общины). Социальное принуждение с появлением государства и права принимает форму государственного принуждения.
История развития юридической науки свидетельствует о постоянном интересе правоведов к проблеме государственного принуждения [1]. Позитивно оценивая существующие публикации по этой проблеме, рассмотрим понятие, особенности и признаки государственного принуждения.
В контексте теоретического обобщения, предварительно отметим: государственное принуждение - это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами физическое, психическое или организационное воздействие в отношении определенных лиц в целях обеспечения правопорядка, защиты личных, общественных или государственных интересов.
Обратим внимание на следующее: в «Словаре современного русского литературного языка» термин «принуждать» определяется «силой, способной побуждать к чему-либо; заставлять» [2, С. 635]. В «Толковом словаре русского языка» по этому поводу сказано следующее: принудить - заставить сделать что-либо (принудить к признанию, принудить сдаться) [3, С. 585]. Оче-
видно, здесь речь идет о принуждении, как волевом и силовом факторе, что свойственно и государственной и негосударственной формам принуждения.
Государственное принуждение - один из методов государственной власти, реализуемый ею наряду с убеждением, разъяснением принятых государственных решений и содержащихся в них обеспечительных мер (идеологических, информационных и др.).
Различия между убеждением и государственным принуждением можно провести по сфере воздействия. Убеждение влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания людей, однозначно не предопределяет ими возможного выбора варианта поведения или принимаемого решения. В результате применения принуждения расстановка сил иная, поскольку принуждаемый субъект вынужден вести себя вопреки своей воле, в интересах принуждающего.
Природа, специфика и назначение государственного принуждения в российском обществе наиболее отчетливо проявляются в специальных признаках, позволяющих отграничить его от иных форм социального принуждения.
1. Государственное принуждение - это силовое воздействие, осуществляемое специально уполномоченными органами в отношении отдельных субъектов, сопряженное с наступлением для них определенных правоограничений. Его потенциал нацелен на обеспечение целостности общества, слаженность и взаимодействие его подсистем.
Социально-политические науки
3'2017
Реальное государственное принуждение, с формальной точки зрения - результат применения нормы права и прежде всего, реализация ее санкций к лицам, совершившим противоправные деяния и не только. В ряду государственных принудительных мер есть и такие, которые вызваны государственной необходимостью, «общественными нуждами». К таким в силу закона можно отнести реквизицию, карантин, установление режима запретных зон и закрытых территорий и др;
2. Государственное принуждение сложное структурное образование, в рамках которого обособляется понятие «механизм государственного принуждения». Имеется в виду совокупность соединительных, взаимодействующих частей, совершающих определенные целевые движения. Иными словами механизм - «система, устройство определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности» [4, С. 346].
Исходным, первичным элементом этого механизма являются меры государственного принуждения, т.е. определенные в законе средства правового воздействия, реализуемые при наличии правовых оснований в отношении граждан, организаций. Такая «мера» одновременно означает установление правовых рамок ее реализации. С этим связано и определение возможного и должного поведения управомоченных лиц, применяющих меры принудительного воздействия.
Центральным элементом механизма государственного принуждения является система субъектов, наделенных специальной компетенцией, используемой для достижения целей, указанных в законе. Субъекты государственного принуждения - это различные государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственно-принудительную деятельность. Таким субъектом, в исключительных случаях, выступает и государство в целом. Укажем в этой связи на ч. 2 ст. 56 Конституции РФ, согласно которой в порядке, установленном конституционным законом, может вводиться чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях.
С позиции логики и правоприменительной практики к элементам рассматриваемого механизма относятся лица, которым адресованы меры государственного принуждения.
По сути, речь идет об объектах такого воздействия, к которым относятся:
- лица, совершившие противоправное деяние, нарушившие предписания закона; и
- лица, оказавшиеся в ситуации, вызвавшей государственную необходимость в реализации принудительных мер (введение чрезвычайного положения, карантин и др.).
Нормативно-правовая основа - существенный, необходимый элемент механизма принуждения. Базовые правовые предписания данного уровня определяют основания, порядок реализации принудительных мер, компетенцию субъектов их применяющих и др.
Итак, в механизме государственного принуждения, как в специфической функциональной системе выделяются следующие элементы: нормативно-правовая основа, точнее правовая регламентация функционально-принудительной деятельности управомочен-ных субъектов; система субъектов, реализующих государственное принуждение в ситуациях указанных в законе; субъекты, т.е. индивиды и организации, выступающие, по сути, объектами соответствующего воздействия; меры государственного принуждения, применяемые к этим лицам;
3. Государственное принуждение по своей направленности делится на физическое и психическое, вы-
ражающие общую его сущность, но различающиеся по содержанию.
Физическое принуждение и свойственные ему правовые средства обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта. Как видим, непосредственно объектом воздействия здесь является физическое бытие определенных субъектов, их свобода. Кроме того, такое воздействие оказывается на общественное положение, статус, имущество, денежные средства граждан и иных лиц и их объединений. По сути, это внешняя форма воздействия на названные выше объекты, вызывающая существенные правоогра-ничения, касающиеся в основном личных интересов физических лиц; правовых возможностей организаций.
Психическое государственное принуждение - угроза применения санкций, возможное их ужесточение в отношении физических и юридических лиц. Непосредственный объект этой формы принуждения - разум, чувства, волевая сфера. «Что касается психического принуждения, отмечает отечественный ученый Л. Пет-ражицкий, - то здесь на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неисполнения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовать свое поведение с требованиями права» [5, С. 260];
4. Особенности государственного принуждения могут раскрываться и посредством рассмотрения присущих ему динамического и статического свойства.
В этой связи отметим: динамическая сторона любой системы взаимодействующих субъектов - это целенаправленная деятельность, предполагающая достижение определенных результатов; статическая сторона -по сути, реализованная цель, т.е. определенный итоговый результат материального или иного уровня.
В этом контексте отметим особенности динамической и статической сторон механизма государственного принуждения.
Динамическая сторона рассматриваемого механизма в основном связана с правоприменительной деятельностью уполномоченных государственных органов. Применение права есть властная организационная деятельность компетентных, т.е. специально на это уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел путем издания индивидуальных правовых предписаний на основе и восполнении действующего законодательства [6, С. 423].
В литературе высказано обоснованное мнение о том, что реализация мер государственно-правового принуждения выступает самостоятельным видом правоприменительной деятельности, качественное своеобразие которого находит свое выражение, как в содержании такой деятельности, так и в ее внешних проявлениях [7, С. 7].
Статическая часть механизма государственного принуждения включает реализованные, ставшие действительностью, меры государственного принуждения, с которыми определенные лица должны сообразовывать свое поведение. Имеются в виду существенные правоограничения, наступившие для лиц, совершивших правонарушения или оказавшихся в ситуации безотлагательного решения иных государственных задач (использование принудительных профилактических средств, введение карантина и др.);
5. Государственному принуждению, как и праву в целом, свойственны регулятивное и охранительное направления. Регулятивный аспект проявляется в том, что принятие правового акта, содержащего нормы права, одновременно означает требование к участникам
общественных отношений действовать в соответствии с этой нормой. Устанавливаемые при этом санкции (от лат. sanction - строжайшее постановление) определяют меры государственного воздействия к субъектам права в случае совершения ими действий, противоречащим правовым предписаниям. В этом смысле соответствующая правовая информированность личности влияет на осознание ею необходимости соотнесения своего поведения с дозволениями и запретами права.
Право не выполнило бы своей регулятивной роли, если бы в нем не присутствовал элемент возможной реализации государственного принуждения. В противном случае нивелируется нормативный характер права, оно низводится до уровня деклараций, не опирающихся на силовой фактор.
Охранительное значение государственного принуждения наиболее отчетливо проявляется в реакции государства на неправомерное поведение тех или иных лиц, на иные препятствия, возникающие в процессе функционирования правовой системы. Его предназначение - обеспечение государственной воли, выраженной в законодательстве, обеспечение порядка в обществе, основанного на правовых предписаниях. Соответственно принудительное воздействие в ситуациях, указанных в законе, сопряжено с наступлением для определенных лиц отрицательных последствий. Имеется в виду «правовой урон» в виде правоограничений личного, имущественного и организационного характера. Существенно и в возложение специальных обязанностей, понуждающих к осуществлению правовых предписаний в условиях (введения чрезвычайного положения, карантин и т.д.). Любая такая мера принудительного воздействия в отношении определенных лиц ставит их в положение жесткого следования установленным предписаниям, отсутствия свободного выбора для избрания иного варианта поведения. Подобные обременения императивны, поскольку закреплены законодательством, являются проявлением государственной воли, в основном возлагаются на субъектов в связи с судебными решениями или правовыми актами органов государственного управления.
6. Государственное принуждение основано на праве и в этой связи характеризуется как правовое принуждение. Соответственно ему свойственны следующие черты:
- право предусматривает, фиксирует в официальных источниках меры государственного принуждения, различаемые по целевой направленности и основаниям реализации;
- оно определяет принципы, порядок реализации этих мер, компетенцию субъектов их применяющих, а также регламентирует применение иных, неюридических (организационных) средств, обеспечивающих достижение правовых целей в сфере реализации принудительных мер (ч. 2 ст. 87 УК РФ);
- право определяет общую цель государственного принуждения: оно всегда есть принуждение к осуществлению правовых предписаний [8, С. 128-129].
- Государственное принуждение применяется в установленном процессуальном порядке. Процессуальное право закрепляет определенные правила, процедуры, последовательность определенных действий. В рассматриваемом аспекте существенно то, что процессуальная форма включает: условия, сроки совершаемых действий, порядок издания и реализации предусмотренных процессуальных актов. В Российской Федерации применение мер государственного принуждения регламентируется административно-процессуальными, гражданско-процессуальными и уголовно-процессуальными нормами, которые в целом создают процессуальную основу применения принудительных мер.
К задачам процессуальных норм в системе рассматриваемых отношений относятся:
а) всестороннее исследование обстоятельств раз-
решаемой ситуации;
б) обоснованное применение норм материального права;
в) защита прав и законных интересов участвующих в деле лиц;
г) осуществление контроля за правоприменительной практикой.
8. Основания государственного принуждения - те обстоятельства, наличие которых позволяет признать меры государственного принуждения возможными (необходимыми) для реализации, а отсутствие таковых исключает их применение.
Наиболее распространенной в теории права является точка зрения, согласно которой основанием для реализации мер государственного принуждения следует признать единство фактического и юридического основания.
Юридическое основание - нормы прав, предусматривающие меры государственного принуждения для практической реализации при наличии необходимых юридических фактов (правонарушение или экстремальная ситуация вызывающая возможность принятия особых правоограничительных мер (введение чрезвычайного положения и т.д.).
Существует также мнение относительно того, что только определение правовых норм - предпосылок для реализации принудительных средств недостаточно для этого процесса. Здесь необходим так же и специальный правоприменительный акт. В таком акте компетентный государственный орган устанавливает конкретный вид принудительного воздействия, лиц которым оно адресовано и т.д.
Итак, необходимым основанием для реализации мер государственного принуждения по российскому законодательству, как правило, должны быть:
- нормы права, предусматривающие возможность реализации мер государственного принуждения при наличии определенных условий;
- существование необходимой фактической основы (правонарушение или экстремальная ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность людей);
- акт правоприменения (приговор или решение суда, приказ, постановление органа государственного управления и т.д.).
9. Государственное принуждение - комплексный правовой институт, в рамках которого устанавливаются и реализуются различные по целевой направленности меры государственного принуждения (принудительное лечение, принудительный возврат имущества из незаконного владения, правоограничения в отношении лиц, оказавшихся в условиях введения чрезвычайного положения или карантина и т.д.). Отметим особенности тех принудительных правовых средств, которые наиболее значимы в правоприменительной практике.
Меры предупреждения применяются с целью не допустить, предупредить наступление предупреждения возможных правонарушений, либо используются при обеспечении безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях. В основе таких мер, может быть, отрицательная характеристика личности (изъятие охотничьего огнестрельного оружия), стихийное бедствие (реквизиция транспортного средства) и правомерное поведение (досмотр пассажиров и их багажа). К этой же группе превентивных средств относятся меры, применяемые с целью обеспечения государственного контроля и надзора, осуществляемые при проведении таможенного, пограничного, лицензионного, экспортного контроля. Как видим, названные меры отличаются не только превентивной, но и право-обеспечительной направленностью.
Социально-политические науки
32017
Меры пресечения применяются для прекращения (пресечения) в принудительном порядке противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Иными словами, эти меры применяются только при наличии факта правонарушения. К таким мерам принято относить: привод и официальные предостережения лица за его антиобщественное поведение; изъятие определенного имущества, если нет разрешения на него (печатей, штампов, огнестрельного и иного оружия, радиопередатчиков и т.д.) депортация.
Меры правовосстановительные (меры защиты) применяются для обеспечения исполнения невыполненной юридической обязанности, возложенной на индивида или организацию. Принудительные меры этой направленности, в отличие от мер юридической ответственности, наступают не только в связи с фактом правонарушения, но и в силу объективно-противоправного действия (ущерб причиненный источником повышенной опасности). Примечательно и то, что восстановительные меры в ряде случаев реализуются и при отсутствии противоправности вообще (возмещение вреда, понесенного при спасении имущества). В юридической литературе к группе таких мер относится: выселение из самовольно занятого жилого помещения, изъятие незаконно полученного, восстановление статуса работника, уволенного не на законных основаниях и др.
Особенность юридической ответственности в отличие от иных форм государственного принуждения состоит в специфике оснований ее применения: фактическим основанием ее применения является только состав правонарушения, с которым сопряжен тот или иной вид санкций [9, С. 106].
Юридическая ответственность, будучи мерой государственного принуждения, характеризуется следующими свойствами:
1. наступает за совершенное правонарушение;
2. выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера;
3. связана с государственным осуждением;
4. осуществляется в процессуальной форме.
Как видим, государственно-правовое принуждение, являясь сложным и многоплановым явлением, тем не менее, обладает свойством системности. Это позволило классифицировать его по целевому назначению на различные виды.
В целом можно отметить, что государственное принуждение, несмотря на изменения в его содержании, институт постоянный в смысле его целевого назначения, предопределенности правом.
Список литературы:
1. Макарейко Н. В. Государственное принуждение: проблемы теории и практики реализации. М.: Юрлитин-форм, 2015.
2. Словарь современного русского литературного языка. - Т. 2. - М.-Л., 1961. - С. 635.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. - 3-е изд. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1996. - С. 585.
4. Ожегов С. Н. Толковый словарь русского языка / С. Н. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: А36, 1946. С. 346.
5. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, 1907. Т 1. С. 260.
6. Лазарев В. В. Действие права и формы его реализации // Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М. Норма., 2010. С. 423.
7. Лановая Г. М. Принуждение в системе форм правоприменения: дисс... канд. юрид. наук / Г. М. Лановая. - М., 2006. С. 7.
8. Макарейко Н. В. Государственное принуждение в механизме обеспечения экономической безопасности: теоретические и прикладные проблемы / Н. В. Макарейко. -Н. Новгород. 2011. - С. 128-129.
9. Серегина В. В. Государственное принуждение по советскому праву. - Воронеж. Изд-во Воронежск. ун-та, 1991. С. 106.