ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы истории государства и права
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
В.А. ЧАШНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права
Уральского юридического института МВД России
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Плетников В.С.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению понятия, признаков и содержания государственно-правового принуждения как комплексного межотраслевого института (потенциальное государственно-правовое принуждение) и как специфического правого отношения (реальное государственно-правовое принуждение).
Ключевые слова: государство, принуждение, государственное принуждение, правовое принуждение, потенциальное государственно-правовое принуждение, реальное государственно-правовое принуждение.
CONTENT AND FEATURES OF STATE LAW ENFORCEMENT
V.A. CHASHNIKOV,
candidate ofjurisprudence associate professor of criminology and criminal and executive right
Ministry of Internal Affairs Ural legal institute of Russia
Annotation. The article is devoted to the concept, characteristics and content of state law enforcement as a complex interdisciplinary Institute (potential public-legal enforcement) and as a specific right relationship (real public-legal enforcement).
Keywords: state, coercion, state coercion and legal enforcement, potential public-legal enforcement, real public-legal enforcement.
Государственно-правовое принуждение — сложное и многогранное явление, характеризующееся комплексом присущих ему признаков.
Признаки государственно-правового принуждения по-разному освещаются в юридической литературе, поэтому для составления полного перечня существенных признаков нам придется обратиться к работам различных авторов.
С.С. Алексеев полагает, что наиболее общими признаками правового принуждения являются: 1) подчинение общим принципам социалистического права, выражающим его демократическое содержание; 2) единство, всеобщность; 3) строгая регламентация объема и пределов; 4) установление в нормативном порядке оснований для применения; 5) строгая регламентация порядка и процедуры применения мер государственно-принудительного воздействия1.
С.Н. Кожевников в качестве особенностей государственного принуждения в сфере правового регулирования выделяет следующие: а) сочетается с убеждением; б) по своей форме является правовым; в) отличается формальной определенностью2.
В.В. Серегина выделяет следующие признаки государственного принуждения: 1) является специфической формой правоприменительной деятельности специально уполномоченных на то органов государства, должностных лиц, представителей общественности;
2) представляет собой внешнее психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей;
3) государственное принуждение есть воздействие в виде применения соответствующих мер; 4) в действительности заключается в реальном применении санкций норм права к конкретным субъектам правоотношений, а в некоторых случаях и в применении диспозиций правовых норм; 5) сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением не него дополнительных правоограничительных обязанностей; 6) фактическим
1 Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 107.
2 Кожевников С.Н. Государственное принуждение: особенности и содержание // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 50, 51.
Актуальные проблемы истории государства и права
основанием применения мер принуждения служит совершение правонарушения, а также предотвращение иных нежелательных для общества и государства правовых аномалий; 7) применение осуществляется в определенной законом процессуальной форме; 8) основной целью является упрочнение режима законности и правопорядка в стране, всемирная охрана прав и законных интересов личности, общества и государства; 9) развивается и осуществляется в рамках охранительных правоотношений3.
Ученые, исследующие государственно-правовое принуждение в рамках конкретных отраслей права, также внесли свой вклад в уяснение сущности данного явления. Так, И.А. Галаган выделяет основные признаки административного принуждения: 1) является формой государственного принуждения; 2) всегда заключается во внешнем государственно-правовом психическом или физическом воздействии на поведение субъектов; 4) как правило, сопряжено с причинением дополнительных лишений, правоограничений субъекту; 5) применяется лишь уполномоченными на то органами государственного управления и их должностными лицами; 6) осуществляется в рамках охранительных отношений, складывающихся в сфере государственного управления; 7) реализуется во вне судебном порядке4.
Д.Н. Бахрах, говоря об особенностях государственного принуждения, отмечает: применяется путем издания правообеспечительных актов, к конкретным субъектам, нарушающим юридические нормы; осуществляется строго на правовой основе5.
Не оспаривая полноту приведенных исследований, в связи с выделением признаков государственно-правового принуждения, считаем необходимым, дать развернутую характеристику исследуемого явления. Государственно-правовое принуждение пронизывает всю систему права, которая, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития6.
Характеристика государственно-правового принуждения как правового института отвечает качествам самой системы права. Каждая отрасль права в зависимости от предмета правового регулирования предусматривает различные принудительные меры, что позволяет говорить о государственно-правовом
принуждении как о комплексном межотраслевом институте права.
Государство должно контролировать систему складывающихся в обществе общественных отношений, оценивая их с позиций интересов, целесообразности и справедливости, в том числе и применяя государственно-правовое принуждение. Если государство приходит к выводу о необходимости изменения или запрета каких-либо общественных отношений, то оно использует правовое регулирование. Тогда поведение субъектов права становится возможным лишь в рамках, очерченных законом, сила которого во многом обеспечивается принудительными средствами. Поэтому следует различать потенциальное и реальное государственно-правовое принуждение.
Потенциальное государственно-правовое принуждение содержится в нормах права и оказывает определенное воздействие на регулирование общественных отношений. Моментом возникновения потенциального государственно-правового принуждения можно считать стадию правотворческой деятельности.
На этой стадии принуждение присутствует в своем психологическом виде, что предполагается императивностью правовых предписаний и возможностью применения государственно-правового принуждения. С момента официального опубликования нормативно-правового акта принуждение начинает психологически воздействовать на сознание каждого индивида, формируя мотив дальнейшего поведения. И в этом случае степень понимания необходимости того или иного поведения будет зависеть от уровня правосознания и правовой культуры личности, воспринимающей информацию7.
Поскольку право является регулятором поведения людей, регулятивные отношения стоят в центре всех правовых отношений. Государственно-правовое принуждение, содержащееся в нормах права, также играет роль своеобразного регулятора общественных
3 Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 42—47.
4 Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж, 1970. С. 72.
5 Бахрах Д.Н. Принуждение и ответственность по административному праву: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 4.
6 Агабалиева И.Э. Методология государственно-правового принуждения // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 157, 158.
7 Базылев Б. Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985. С. 53.
Актуальные проблемы истории государства и права
отношений. Присутствуя в нормах права, оно направлено на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических лиц.
В свою очередь, как реальное явление общественной жизни государственно-правовое принуждение реализуется в рамках правоотношений, как правило, связанных с правоохранительной деятельностью государства, с разрешением конкретных правовых ситуаций по применению правовых норм и исполнению принудительных мер.
Исходя из этого, мы можем выделить существенные признаки исследуемого явления.
1. Государственно-правовое принуждение представляет собой воздействие государства (через свои органы и должностных лиц, других субъектов права) на сознание, волю и поведение людей для достижения своей основной цели, выраженной в нормах права.
Именно возможность государственно-правового принуждения отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества. Следует, однако, подчеркнуть, что в данном случае речь идет о возможности государственно-правового принуждения, о его потенциальной форме, а не о принудительном характере правовых норм, как писали многие ученые-юристы8. Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются извне. Они продукт — результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности.
Государственно-правовое принуждение в своем потенциальном виде основывается на всех структурных элементах правовой нормы, с помощью которых государство воздействует на поведение человека в случае несоблюдения им требований норм права. От степени разработанности правовых норм, ясности и четкости обязательных предписаний зависит не только уровень складывающихся на их основе правоотношений и издаваемых правоприменительных актов, а также эффективность претворения в жизнь основной цели государственно-правового принуждения.
2. Государственно-правовое принуждение всегда реализуется только в форме правовых отношений в строго обозначенных законом процессуальных формах.
Структура, внутреннее строение процесса принуждения, т.е. «система образующих его элементов»,
в свое время была раскрыта С.Н. Кожевниковым. По его мнению, в структурном отношении принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принуждения, т.е. физическое или юридическое лицо, допустившее противоправное деяние9.
С учетом приведенной структуры, относительно субъекта осуществления принуждения, оно есть проявление его интересов и воли. Применительно непосредственно к процессу осуществления, принуждение есть метод воздействия путем угрозы применения мер наказания и других правовых средств, либо путем применения мер непосредственного принуждения, обращенных против личности субъекта, его свободы.
И, наконец, для объекта принуждение выступает как определенный режим, подчиняющий его волю, стремления и действия воле властвующего субъекта10.
Следует отметить, что в изложенной структуре процесса принуждения вызывает возражение выделение в качестве его объекта физического либо юридического лица. По нашему мнению, объектом принуждения всякий раз является воля, сознание и поведение лица, а не само это лицо. Лицо же, для приведения поведения которого в соответствие с предъявляемыми требованиями применяется принуждение, тоже является полноправным субъектом этого процесса. Таким образом, мы отмечаем, что государственно-правовое принуждение есть специфическое общественное отношение между двумя и более субъектами по поводу поведения одного (или нескольких) из них. Это замечание позволяет предположить, что государственно-правовое принуждение как особый вид принуждения вообще осуществляется в рамках соответствующего правоотношения, урегулированного отраслевым законодательством о принудительной деятельности тех или иных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов права.
3. Государственно-правовое принуждение имеет юридическое и фактическое основания своего применения.
8 Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль, 1880. С. 83.
9 Кожевников С.Н. Социальное назначение, структура и формы государственного принуждения: Сб. учен. тр. Свердловского юрид. ин-та. Свердловск, 1973. Вып. 22. С. 129.
10 Там же. С. 130.
Актуальные проблемы истории государства и права
Под термином «юридическое основание государственно-правового принуждения» понимается нормативно-правовая база, на основе которой к субъекту права могут быть применены принудительные меры; такая база представляет собой совокупность норм права, где государственно-правовое принуждение содержится в своем потенциальном виде.
Нормы, закрепляющие меры государственно-правового принуждения, реализуются в ходе осуществления правоприменительной деятельности в рамках охранительных и регулятивных отношений. Из числа существующих форм реализации норм права — соблюдение, исполнение, использование и применение, — меры принуждения реализуются, прежде всего, в форме применения.
Применение права — это государственная, организующая деятельность компетентных органов по реализации конкретных правовых норм в конкретных жизненных обстоятельствах и вынесение индивидуального решения, выраженного в специальном акте.
В некоторых случаях под фактическим основанием применения государственно-правового принуждения, в первую очередь, связанную с использованием физического принуждения, следует понимать акт применения права.
Акт применения нормы права, регламентирующий поведение принуждаемого лица, содержит решение, которое влечет возникновение, изменение и прекращение правовых отношений с участием данного лица.
Под фактическими основаниями применения государственно-правового принуждения, на наш взгляд, следует понимать юридически значимые факты, которые служат поводом для принудительного воздействия. В отечественной теории права сложились два подхода к определению круга оснований государственно-правового принуждения.
Представители первого подхода считают, что в качестве основания государственно-правового принуждения выступает только лишь противоправное поведение. Так, по мнению П.И. Кононова, схема возникновения государственно-правового принуждения может быть представлена следующим образом: а) государство устанавливает нормы права; б) установленные государством нормы права определяют права и обязанности субъектов общественных отношений в различных сферах жизни государства и общества и предусматривают механизм их добровольной и при-
нудительной реализации; в) в случае отказа субъекта правоотношения от добровольной реализации предписаний норм права (соблюдения прав других лиц и исполнения обязанностей, соблюдения установленных запретов) включается механизм принудительной реализации, т.е. возникает государственно-правовое принуждение, применяемое к этому субъекту11.
Таким образом, П.И. Кононов единственным основанием для применения мер принуждения считает отказ лица от добровольного исполнения предписания, содержащегося в правовой норме, т.е. противоправное поведение.
С ним соглашается М.Х. Фарукшин. «Применение самого государственного принуждения, — пишет он, — допустимо лишь в случае противоправного поведения и в связи с таким поведением. Никакими иными соображениями использование мер принуждения обосновать нельзя»12.
Представители второго подхода считают, что в качестве таких оснований могут также выступать и противоправное поведение, и экстремальные социальные условия. По мнению Ю.М. Козлова, «...основанием применения правового принуждения являются: во-первых, совершение противоправного деяния; во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например, эпидемий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры государственно-правового принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации»13.
Нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что меры государственно-правового принуждения применяются только в связи с правонарушениями. В законе можно встретить множество указаний на возможность государственно-принудительного воздействия и при отсутствии правонарушений. Так, по мнению С.С. Алексеева, в особых экстраординарных условиях компетентные органы государства (долж-
11 Кононов П.И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 27, 28.
12 Фарукшин М.Х. Вопросы общей теории юридической ответственности // Правоведение. 1969. № 4. С. 29, 30.
13 Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право России: Учебник. М., 1999. С. 516.
Актуальные проблемы истории государства и права
ностные лица) могут применять государственно-принудительные меры и без отсутствия факта совершения правонарушения с целью «предупреждения возможного причинения обществу необратимого вреда»14.
На наш взгляд, государственно-правовое принуждение применяется не только в связи с совершением правонарушений, но и в случаях наступления особых условий с целью предупреждения правонарушений, иных нежелательных для общества последствий, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. В частности, основанием введения чрезвычайного положения на всей территории РФ или ее части могут служить и природно-тех-ногенные катастрофы. При этом правовой режим чрезвычайного положения, введенного по природно-техногенным основаниям, может предусматривать и меры, ограничивающие права и свободы граждан.
Такие меры государственно-правового принуждения могут применяться в целях поддержания необходимого режима безопасности людей (личный досмотр и досмотр багажа, технический осмотр транспортных средств и т.п.), а также в целях обнаружения угрозы безопасности личности, выявления правонарушений (например, оперативно-розыскные мероприятия, контрольные проверки и др.). Основания и порядок применения такого рода мер, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (право свободного передвижения, право собственности, личная неприкосновенность и пр.), должны строго регламентироваться федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Таким образом, фактическим основанием применения государственно-правового принуждения служат юридические факты, указывающие на необходимость охраны и защиты нарушенных прав и свобод или законных интересов индивида, общества и государства.
Государственно-правовое принуждение представляет собой комплексный межотраслевой институт, содержащийся в нормах права (потенциальное государственно-правовое принуждение) и оказывающий определенное воздействие на регулирование общественных отношений. Государственно-правовое принуждение направлено на широкое развитие юридически значимого правомерного поведения физических и юридических лиц.
Государственно-правовое принуждение (реальное государственно-правовое принуждение) следует рассматривать как специфическое правовое отношение, включающее в себя совокупность следующих элементов: субъекты (участники) процесса государственно-правового принуждения, среди которых выделяют как тех, кто применяет государственно-правовое принуждение (государство в лице органов, должностных лиц и иных субъектов), так и тех, к поведению которых применяется государственно-правовое принуждение; объект государственно-правового принуждения, т.е. то, по поводу чего оно возникает и к чему применяется (поведение одного из субъектов); содержание государственно-правовое принуждения, т.е. взаимные, корреспондирующие друг другу права и обязанности субъектов (юридическая сторона) и конкретные действия по применению принудительных мер (материальная сторона).
Содержание материальной стороны государственно-правового принуждения заключается в нормативно предусмотренном применении специально уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами и иными субъектами права соответствующих принудительных мер к физическим и юридическим лицам, сопряженное с причинением им определенных правовых ограничений.
14 Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 269, 270.