А.Г. Репьев,
кандидат юридических наук,
УМВДРоссии по Пензенской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА И ПРОФИЛАКТИКА ИХ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
THE STATE MAINTENANCE OF THE RIGHTS OF PERSONS WITHOUT THE CERTAIN RESIDENCE AND THEIR PREVENTIVE MAINTENANCE ДЕЛИНКВЕНТНОГО OF BEHAVIOUR (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)
Азтор на примере положительного опыта Пензенской области рассматривает актуальные аспекты взаимодействия органов государственной власти в сфере профилактики правонарушений, обеспечения и защиты прав лиц без определенного места жительства.
The author on an example ofpositive experience of the Penza region considers actual aspects of interaction of public authorities in sphere preventive maintenance of offences, of maintenance and protection of the rights of persons without a certain residence.
Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые в последние годы экономические, политические и правовые реформы не в полной мере вывели страну из духовного и финансового кризиса. Ситуация с ростом безработицы и паде -нием жизненного уровня популяризирует криминальный образ жизни среди всех слоев населения. Степень нравственного и правового сознания, правовой культуры людей, попавших в зону риска, деградирует в сторону асоциального, делинквентного поведения, (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность), т. е. противоправного поведения индивида [1. — С. 248], воплощенного в поступ -ках, наносящих вред обществу.
Делинквентное поведение в нашей стране имеет глубокие исторически предпосылки. Профессор Р. С. Байниязов отмечает по этому поводу, что российский правовой менталитет «изначально отличался небрежным, отрицательным отношением к законам» [2. — С. 34]. «Юридические ценности <...> не воспринимались и не воспринимаются до сих пор в качестве необходимых для его существования. Напротив, повсеместное нарушение право -вых предписаний, скрытое, а порой откровенное попирание права, непонимание (и нежелание понять) фундаментальных ценностей правового бытия — все это и многое другое есть проявление жесткого юридического нигилизма российского менталитета...» [3. — С. 37—38].
Закономерным продолжением данного процесса сегодня стало увеличение числа правонарушений, совершенных лицами, не имеющими определенного места жительства (далее БОМЖ),
ведущими антиобщественный образ жизни. Делинквентное поведение лиц БОМЖ является одной из самый острый общественный проблем, которая до настоящего времени не получила достаточного научного освещения и, к сожалению, не входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. Не в полной мере изучены реальные масштабы бродяжничества и попрошайничества в России; политические, правовые, экономические, культурные и социальнопсихологические причины и предпосылки обо-значенныых явлений; их сравнительные особенности в разрезе субъектов Федерации и этнических групп; эффективные методики разрешения. Представляется, что рассмотрение в настоящей работе некоторый аспектов обеспечения прав, законный интересов лиц БОМЖ, профилактики их асоциального поведения послужит методологическим базисом для дальнейшего исследования данного научного направления.
Понятие «лица без определенного места жительства» определяется в науке в качестве социальной группы, сформировавшейся в результате отсутствия у граждан жилых помещений и регистрации по месту жительства или по месту пребывания [4. — С. 59]. По данным социологических исследований, лица БОМЖ, как правило, объединены в локальные сообщества, внутри который существует определенная иерархия и разделение труда. Точная численность лиц без определенного места жительства на территории нашего государства неизвестна (по различным оценкам, она составляет около 4,5 миллиона человек, или 2,8% населения России) [5. — С. 3].
Приведенные данные характеризуют коли -чество «остры1х», или «уличных», бездомных, т. е. лиц, у которых отсутствует фактическое место проживания и регистрация, утрачены связи с обществом. Менее подвержены учету и анализу «латентные» лица БОМЖ, не имею -щие права на жилье, проживающие у знако-мых, родственников. Необходимо отметить, что при неблагоприятных обстоятельствах (отсутствие постоянного заработка, проблемы со здоровьем и т. д.) эта форма переходит в «острую» бездомность, поскольку человек, лишен -ный возможности получить помощь от государственных социальных служб, предоставлен сам себе [6. — С. 6].
Эмпирические исследования показышают, что современное «лицо БОМЖ» — это мужчина (две трети от общего количества) в возрасте 45 лет (средний показатель), рабочий по социальному положению (81%), одинокий (92%), не имеющий паспорта (50%), ранее отбышавший наказание в виде лишения свободы (26%) [7]. За последние годы отмечается неутешительная тен -денция — количество бездомных несовершеннолетних увеличилось в два раза и на сегодняшний день составляет около 12% [6. — С. 12]. Еже -дневно данную социальную группу пополняют дети из неблагополучных семей: при наличии родителей-алкоголиков, душевнобольных, утратив по разным причинам попечение взрослых [8. — С. 199], освобожденные из воспитательных колоний, по какой-либо причине не желающие возвращаться в семью или интернат.
В настоящее время правоохранительными органами развернуты масштабные усилия для снижения уровня преступлений, совершаемых лицами БОМЖ. Однако меры, принимаемые органами правопорядка, не могут привести к суще -ственному улучшению криминальной ситуации без соответствующей поддержки всех заинтересованных ведомств и служб.
Положительный опыт Пензенской области в этой сфере свидетельствует, что наступатель-ность совместных действий позволяет добивать -ся положительного эффекта. Одним из основных направлений работы органов внутренних дел в сфере профилактики делинквентного поведения лиц без определенного места жительства являет -ся проведение регулярных рейдов в местах массового пребышания граждан с целью установле -ния лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, распитием спиртных напит -ков, находящихся в общественном транспорте, сетях продовольственных магазинов и т. д. в грязной и зловонной одежде, создающих антиса -нитарные условия и провоцирующих соверше-ние противоправных действий.
В результате проводимых мероприятий, а также на основе обобщения сведений по обращениям в органы и учреждения социальной защиты населения в Пензенской области ежегодно выявляется в среднем 350 лиц без определенного места жительства. Около 15—20% из них составляют освобож-
денные из мест лишения свободы, 99% пребывают на территории областного центра.
Не менее важным направлением деятельности органов государственной власти, и в первую очередь полиции, является устранение бытовых криминогенных очагов, связанных с местами незаконного проживания и совершением противоправных действий данной категорией социума. Такие зоны являются объектом пристального внимания как со стороны органов внутренних дел, так и со стороны администраций районов города и области, товариществ собственников жилья и т. д. Э то объясняется тем, что основным местом совершения противоправный действий лиц БОМЖ является жилой сектор и места, не -посредственно прилегающие к нему. Участко-выми уполномоченными полиции устанавлива-ются контакты с населением для получения уп -реждающей информации о местах концентрации правонарушителей. Укрепление общественных связей положительно сказышается на выывлении в г. Пензе и населенных пунктах области быто-вых криминогенных очагов, способствует профилактике преступлений, совершаемых бездомными.
Практика работы органов государственной власти в данном направлении показывает, что все чаще одной из причин совершения правонарушений и преступлений указанными лицами становится алкогольное и наркотическое опьяне -ние. В 2011 году число таких правонарушений увеличилось на 13,2% в сравнении с аналогич-ным периодом прошлого года.
Более того, в последнее время возросло количество преступлений, совершаемых в состоя -нии опьянения, что многократно усложняет за -дачи полиции по их предупреждению. Поведе-ние лиц в состоянии опьянения приобретает импульсивный характер, снижаются все социалы-ные ограничения, появляется агрессия и т. д. Под влиянием алкоголя наступают психические нарушения, в результате чего опьяневший совершает неадекватные, не поддающиеся здравому смыслу действия, а также поступки, которые находятся в резком противоречии со свойствен -ными ему характерологическими особенностями, социальными и этическими установками, при -выганым жизненным укладом [9. — С. 124].
Сложившаяся ситуация актуализирует направление работы органов государственной вла -сти по снижению уровня алкоголизации населе -ния, исключению потребления контрафактной спиртосодержащей продукции низкого качества и непромышленного производства.
В связи с этим появилась проблема оказания медицинской помощи гражданам, которые, находясь в общественный местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, утратили способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться на местности и имеют неопрятный внешний вид, унижающий человеческое достоинство (включая и лиц без определенного места жительства). Положение усложняется тем, что во исполне-
ние решения Президента России о реформировании Министерства внутренних дел, на основе ряда федеральный и региональный нормативных право-выгх актов [10; 11; 12], сеть медицинских вытрезвителей в области быта ликвидирована. Федеральный закон «О полиции» предусматривает передачу обязанностей по организации данной работы профильным службам, однако до настоящего времени в структуре Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации подобного рода учреждения не организованы.
Принимая во внимание сказанное, особую актуальность приобретает необходимость создания на базе медицинских учреждений специализированных отделений (палат, пунктов) по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, с профессиональным составом врачей, сестер и иного персонала. Органы государственной власти Пензенской области, в том числе правоохранительной направленности, имеют положительный опыт работы в данном направлении, как на уровне правовой регламентации указанной сферы, так и практического воплощения принятых нормативный актов.
В частности, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и Управление министерства внутренних дел по Пензенской области подписали Соглашение по взаимодействию в сфере оказания медицинской помощи гражданам, находящимся в обществен -ных местах в состоянии алкогольного, наркоти -ческого или иного токсичного опьянения и утратившим способность самостоятельно передви-гаться или ориентироваться в окружающей обстановке [13]. Нормативный акт регламентирует правовую основу совместной работы данных ведомств по обозначенному вопросу, координацию и порядок действия должностных лиц, от -ветственность сторон. Принимаемые меры позволили уменьшить число преступлений, совершенных на улицах города Пензы и области на 23,3% и в общественных местах на 15,0%.
К сожалению, имеющиеся положительные результаты все же не позволяют говорить о существенном снижении уровня алкоголизации населения. Тому есть объективные причины. Одной из них явилось исключение нуждающихся в лечении от алкоголизма и наркомании из перечня предусмотренных Уголовным кодексом РФ категорий лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера [14]. Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим порядок медицинского вмешательства и оказания медицинской помощи без согласия граждан являются Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Согласно указанному акту, «.. .не обходимым предварительным условием медицинского вмешательства явля -ется информированное добровольное согласие гражданина» [15]. Под действие данной нормы не подпадают лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, тяжелыми психическими расстройствами и со-
вершившие общественно опасные деяния (ст. 34). Принятие указанный норм воплотилось в последующую ликвидацию специализированный учреждений для принудительного лечения лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками (ле -чебно-трудовых профилакториев), упразднение системы медицинских вытрезвителей.
Существующая современная система лечения алкоголизма по добровольному согласию граждан не может в полной мере обеспечить сокращение алкоголизации населения и выполне-ние поставленных перед органами государствен -ной власти задач по профилактике делинквент -ного поведения лиц БОМЖ. Учитышая сказанное, назрела необходимость в принятии закона о принудительном лечении алкоголизма, возрождении сети медвытрезвителей. Работа в данном направлении должна консолидировать усилия всех ведомств — правоохранительных, медицинских, социальных, с обязательном участием представителей общественности. Законодательное урегулирование рассматриваемого вопроса послужит важной составляющей системы профилактики правонарушений, базисным аспектом формирования норм законопослушного поведения лиц БОМЖ, привития им здорового образа жизни. На актуальность данного вопроса ранее также обращалось внимание в литературе [16. — С. 227].
Опыт работы подразделений Управления МВД России по Пензенской области показывает — без конструктивного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества по проблеме асоциального поведения лиц без определенного места жительства, обеспечения и защиты их прав и законный интересов ситуация в указанной сфере не изменится в лучшую сторону. Для того чтобы остановить рост преступлений, совершаемый бездомными, необходима планомерная, широкомасштабная работа и сотрудничество на различных уровнях. Этот процесс должен включать деятельность по привлечению лиц БОМЖ в положительные формы жизнедеятельности, возвращению в общество в качестве его полноценных членов, т. е. все то, что в науке принято назышать ресоциализацией (лат. ге — повторное, возобновляемое действие; юоіаііь — общественный) [17].
К примеру, на территории г. Пензы работа по оказанию социальной и правовой помощи лицам без определенного места жительства осуществ -ляется государственным учреждением «Пензен -ский дом ночного пребышания» и муниципальным учреждением «Пензенский городской комплексный центр срочной социальной помощи населению».
В число оказышаемыгх безвозмездный услуг данный учреждений входит: предоставление временного приюта, правовое консультирование по оформлению личныгх документов и временной регистрации по месту пребышания, обеспечение трудовой занятостью, предоставление медицинской помощи, устройство в стационарные учреждения социального обслуживания, обеспечение питанием, оказание материальной помощи и друго е.
Однако, несмотря на положительные результаты практической работы с вышеуказанной категорией граждан, около 70% от их общего числа не желают возвращаться к нормальному образу жизни. По данным социологов, продолжительность бездомности свыше шести месяцев приводит к глубоким изменениям личности, процесс ресоциализации становится крайне затруднительным и требует значительный средств [16. — С. 9]. Именно поэтому вопрос профилактики делинквентного поведения данной категории лиц без определенного места жительства стоит наиболее остро. С точки зрения обеспечения и защиты прав, законный интересов добропорядочный граждан подобный лиц БОМЖ необходимо изолировать от общества. Однако в настоящее время органы правопорядка не располагают юридическими механизмами воздействия на данную категорию.
Принимая во внимание усилия отдельных министерств и ведомств, проблемы профилак -тики противоправного поведения лиц без оп-ределенного места жительства, обеспечения и защиты их законных интересов все же остают -ся одними из самых актуальных для общества и государства, в их рамках не решен целый комплекс не только социальных, но и органи -зационно-правовых вопросов. В частности, не определен юридический статус лиц БОМЖ; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть учреждений для помощи указанной категории населения; не разработана комплексная система подготовки кадров (социальных работников, психологов, педагогов и т. п.) для работы с лицами БОМЖ; не заложены основы государственной и обще -ственной помощи бездомным с учетом диффе -ренцированного подхода, что порождает цик-личность этого явления, увеличивает слож-ность и материальные затраты по ресоциализа -
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
2. Байниязов Р. С. Правосознание и право -вой менталитет в России: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Саратов, 2006. — 53 с.
3. Байниязов Р .С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. — 2000. — №2 (229). — С. 31—40.
4. Филатова Е .В. Теория социальной работы.
— Кемерово: Изд-во КемГУ, 2002. — 96 с.
5. См.: Карлинский И .З. Анализ социально -го и правового положения бездомных в совре -менной России. — СПб.: Дельта, 2004. — 61 с.
6. Бездомность в современной Росси: про-
блемы и пути их решения // Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной ис-ключенности». Выт. 1 / сост. А. Варсопко,
Е. Ринн. — СПб., 1996. — 92 с.
ции лиц БОМЖ. Все это неоднократно обсуж -далось в научной литературе [18].
Подводя итог, представляется необходимым высказать предложение, направленное на создание на федеральном уровне Целевой программы по организации поддержки и помощи лицам без определенного места жительства в России, которая позволила бы обеспечить: во-первых, повышение эффективности профилактической работы органов социальной защиты населения по предупреждению бродяжничества; во-вторых, совершенствование нормативно-правовой базы профилактики делинквентного поведения лиц БОМЖ; в-третьих, предоставление данной категории лиц возможности комплексной медико-психологи -ческой реабилитации (адаптации) с целью их последующей социализации; в-четвертых, активи -зацию финансирования материально-технической базы учреждений для бездомных; в-пятых, подготовку кадров различного профиля и направления для работы с лицами БОМЖ; в-шестых, развитие и совершенствование взаимодействия с организациями по трудоустройству бездомный посредством предоставления различный налоговый льгот и привилегий для учреждений, создающих условия для их труда.
Очевидно, что для решения проблемы профилактики делинквентного поведения лиц без определенного места жительства, обеспечения и защиты их прав необходим комплекс -ный подход, предполагающий рассмотрение данного вопроса в социальном, экономиче-ском, юридическом, медицинском и морально -этическом аспектах. Крайне важно привлече-ние к организации помощи лицам БОМЖ общественных, благотворительных и правоза-щитных организаций. Действенная социальная поддержка и помощь данной категории лиц — единственный реальный способ сдержать рост противоправного поведения с их стороны.
7. Мороченко Ю. Бездомность с лицом нестарого мужчины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pnp.ru/pdfarchive (дата обращения: 26.09.2011).
8. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова. — Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. — 324 с.
9. Степанян Ш.У. Алкоголизм и наркомания
— причины женской преступности // Юрист -Правоведъ. — 2009. — № 5. — С. 123—126.
10. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Феде -рации: Указ Президента рФ от 18.02.2010 №208 (в ред. от 01.03.2011) // Собрание законодатель -ства РФ. — 2010. — №8. — Ст. 839.
11. О ликвидации муниципального учреж -дения Медицинского вытрезвителя при Пер -вомайском РОВД г. Пензы: постановление Администрации г. Пензы от 24.03.2011 № 284 // Муниципальные ведомости. — 2011. — 7 о к т.
12. О ликвидации медицинского вытрезвите -ля при Железнодорожном РОВД г. Пензы: постановление Администрации г. Пензы от 13.01.2011 № 6 // Муниципальные ведомости. — 2011. — 18 марта.
13. Соглашение № 2/1/80 от 28 февраля 2011 года // Документ опубликован не быт.
14. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 488; 2004. — № 11. — Ст. 914; 2006. — № 2. — Ст. 176.
15. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 07.12.2011). Ст. 32 // Ведомости СНД и ВС РФ.
— 1993. — № 33. — Ст. 1318; Российская газета.
— 2011. — 9 дек.
16. Гребеньков А.А. О недобровольном лечении алкоголизма и наркомании в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Актуаль-ные проблемы1 российского права. — 2008. — №1. — С. 221—227.
17. Баранов Ю.В. Ресоциализация осужден -ных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологичсекие и правовые основы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Москва, 2008. — 37 с.
18. Волков В.В. Дифференцированный подход в системе социальной помощи бездомным в Российской Федерации: теоретико-прикладные основы: автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Саранск, 2011. — 23 с.