Научная статья на тему 'Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений'

Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниловских Т.Е., Даримова Я.С.

В результате бюджетной реформы изменился порядок финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений, для которых государственное (муниципальное) задание и план финансово-хозяйственной деятельности заменили смету доходов и расходов. В статье рассматривается сущность государственного (муниципального) задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений»

200

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

жим доступа: http://fd.ru/artides/12601-osobenmsti-razrabotki-korporativnoy-strategii (дата обращения: 10.11.2014).

2. Даниловских Т.Е. Оценка эффективности использования основных фондов предприятия, как основа разработки его производственной стратегии / Т.Е. Даниловских // Сборник статей ХХХЛ Международной научнопрактической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика». - Новосибирск, 2013. - С. 100-106.

3. Даниловских Т.Е. Этапы разработки инвестиционной стратегии модернизации рыбоперерабатывающих предприятий / Т.Е. Даниловских, О.В. Пра-виков // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 2. - С. 134-139.

4. Колиснык Н.В. Управление структурой капитала промышленного предприятия / Н.В. Колиснык, Т.Е. Даниловских // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук». - Новосибирск, 2013. -С. 175-179

5. Кузьмин С. Уссурийский бальзам» остается брендом Приморья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zrpress.ru/business/pri-morje _03.04.2012_52105_ussurijskij-balzam-ostaetsja-brendom-primorja.html (дата обращения: 15.11.2014).

6. Некрасов С.О. Анализ финансовых результатов коммерческой организации / С.О. Некрасов, И.А. Кузьмичева // Экономические науки в России и за рубежом. - 2014. - № XV - С. 75-77.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Даниловских Т.Е.*, Даримова Я.С.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, г. Владивосток

В результате бюджетной реформы изменился порядок финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений, для которых го-

* Доцент кафедры Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, кандидат экономических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Финансового менеджмента Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета.

Экономические науки

201

сударственное (муниципальное) задание и план финансово-хозяйственной деятельности заменили смету доходов и расходов. В статье рассматривается сущность государственного (муниципального) задания.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственное задание, муниципальное задание, финансовое обеспечение.

Бюджетные и автономные учреждения осуществляют деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. На основании государственного (муниципального) задания составляется план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения [4].

Положения о составе государственного (муниципального) задания, его формировании, использовании и финансовом обеспечении содержатся в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ [3].

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

При оказании государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам государственное (муниципальное) задание также должно содержать:

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг;

- порядок оказания услуг;

- предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством [5].

Таким образом, в бюджетном законодательстве закрепляется связь между финансированием учреждений и качеством оказываемых ими услуг, а

202

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

также результатом их работы, что мотивирует учреждения к эффективному использованию бюджетных ресурсов, повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Согласно пункта 2 статьи 69.2 БК РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), при составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1. Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3. местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

На уровне Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в частности, утверждены:

- Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания;

- Форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности;

- Форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности. Базовые (отраслевые) перечни могут быть утверждены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности и размещены на официальных сайтах в сети Интернет [6].

В Амурской области тоже принято соответствующее постановление Правительства Амурской области от 2 декабря 2010 г. № 674 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных

Экономические науки

203

учреждений области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» [7].

Аналогичные правовые акты приняты и на уровне муниципальных образований области. Отметим, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых (отраслевых) перечней. Новый механизм переводит государственные учреждения с традиционного сметного финансирования на предоставление субсидий на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг. Субсидии могут быть обязательными (на оказание услуг в соответствии с государственным заданием) и не обязательные (субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции).

Кроме того, вводится новая группировка затрат - по степени их участия в предоставлении услуги. Сначала затраты подразделяются на две категории: затраты на оказание услуги и затраты на содержание имущества. В затратах на оказание услуги выделяются две группы: затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и затраты на общехозяйственные расходы.

Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, включают в себя фонд оплаты труда основного персонала, материальные запасы и прочие расходы. К затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую ни к затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги, ни к затратам на содержание имущества. Они включают в себя коммунальные платежи (частично), затраты на содержание имущества, связь, транспорт, фонд оплаты труда прочего персонала и прочие затраты. Выделение группы затрат, связанных с оказанием услуги, позволяет рассчитать фактическую стоимость этой услуги.

Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Соглашение заключается между бюджетным учреждением и органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений. Оно определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Примерная форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания утверждена Приказом Минфина РФ, Минэкономразвития РФ от 29.10.2010 N 138н/528.

Учреждение вправе обращаться к учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном (муниципальном) задании показателей объема (содержания) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и (или) показателей качества (в случае их установления).

204

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляются без представления в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на выполнение задания, используются в очередном финансовом году на те же цели. Взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.

Бюджетное и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Главные распорядители средств бюджета могут также утвердить перечни показателей качества государственной услуги. Данные перечни они должны согласовать с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреж-

Экономические науки

205

дение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях [1].

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В последнем случае бюджетные учреждения будут уплачивать налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке, в том числе производить только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль [2].

В заключение следует отметить, что реформа государственных бюджетных учреждений ведет к созданию нового правового и финансового механизма, способного гибко и адекватно обеспечивать стремительно меняющиеся потребности нашего общества в условиях масштабной модернизации страны.

Таким образом, современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений.

Список литературы:

1. Александров И.М. Бюджетная система российской Федерации: учебник для вузов / И.М. Александров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 486 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие для студентов вузов / Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - М.: Новое знание, 2009. - 409 с.

3. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в редакции от 29.11.2014 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

4. Даниловских Т.Е. План финансово-хозяйственной деятельности как основной документ финансового планирования в бюджетном учреждении / Т.Е. Даниловских, Я.С. Даримова // Интеграция науки и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции / Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс». - Уфа, 2014. -С. 221-223.

5. Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учрежде-

206

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ния и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества: Приказ министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 114н [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

6. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

7. О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений области и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства Амурской области от 02 декабря 2010 года № 674 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».

ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ: ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Маколова Л.В.*

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

Процесс старения локомотивного парка фиксируется по всем железным дорогам при этом уровень удельных эксплуатационных затрат и ремонт остается достаточно высоким. Значительная степень износа производственной базы локомотивного хозяйства является результатом недостаточной скорости обновления основных средств. Одним из направлений снижения затрат при эксплуатации и ремонте локомотивного парка а также сокращения негативной нагрузки на окружающую среду является внедрение механизмов вторичного использования энергоресурсов, основывающееся на процессах регенерации отработанных продуктов.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, локомотивный парк, отработанные вторичные энергоресурсы, отработанные масла, регенерация отработанных масел.

Механизм функционирования железнодорожного транспорта предполагают не только достижение определенного положительного эффекта, за-

* Доцент кафедры «Логистика и управление транспортными системами», кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.