Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИКИ СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИКИ СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственная поляризация / государственные инвестиции / территориальные диспропорции / региональное развитие Китая / инфраструктурные проекты / spatial polarization / public investment / territorial disparities / China's regional development / infrastructure projects

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — О.Ю. Антропова, А.М. Иванова

В статье рассмотрены особенности и результаты применения государственного инвестирования как механизма политики сглаживания пространственной поляризации в Китае. Выявлены основные факторы диспропорций в развитии провинций Китая, а также исследована динамика социально-экономических показателей развития регионов КНР. На примере Синьцзян-Уйгурского автономного района проанализированы процессы государственного инвестирования, рассмотрены основные реализованные проекты в сфере производства, сельского хозяйства и инфраструктуры и обосновано, что рассматриваемый инструмент является эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC INVESTMENT AS A POLICY MECHANISM FOR SMOOTHING SPATIAL POLARIZATION (ON THE EXAMPLE OF CHINA)

The article discusses the features and results of the use of public investment as a policy mechanism for smoothing spatial polarization in China. The main factors of disproportions in the development of the provinces of China are identified, and the dynamics of socioeconomic indicators of the development of the regions of the People's Republic of China is studied. On the example of the Xinjiang Uygur Autonomous Region, the processes of state investment are analyzed, the main implemented projects in the field of production, agriculture and infrastructure are considered, and it is proved that the tool under consideration is effective.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИКИ СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОЛИТИКИ СГЛАЖИВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ)

О.Ю. Антропова1, преподаватель А.М. Иванова2, студент

1Колледж бизнеса и технологий Санкт-Петербургского государственного экономического университета

2Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-13-18

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и результаты применения государственного инвестирования как механизма политики сглаживания пространственной поляризации в Китае. Выявлены основные факторы диспропорций в развитии провинций Китая, а также исследована динамика социально-экономических показателей развития регионов КНР. На примере Синьцзян-Уйгурского автономного района проанализированы процессы государственного инвестирования, рассмотрены основные реализованные проекты в сфере производства, сельского хозяйства и инфраструктуры и обосновано, что рассматриваемый инструмент является эффективным.

Ключевые слова: пространственная поляризация, государственные инвестиции, территориальные диспропорции, региональное развитие Китая, инфраструктурные проекты.

Независимо от уровня развития государства, в каждом из них существуют диспропорции территориального развития, то есть протекают процессы поляризации в социально-экономических системах регионов. Подобная ситуация заставляет органы власти разрабатывать и реализовывать специальный вид политики - политику сглаживания пространственной поляризации, поскольку даже несмотря на естественность асимметрии регионального развития, страны максимально заинтересованы в предотвращении особо тяжелых социальных, экономических, экологических и других кризисов в отдельных районах, отличающихся низкими темпами социально-экономического развития.

Существует целый ряд инструментов решения проблемы поляризации территориального развития, одним из которых является государственное инвестирование.

В рамках государственного инвестирования государство преследует три ключевые цели: повышение благосостояния населения региона; развитие экономики региона (стимулирование производствен-

ных процессов); развитие инфраструктуры и социальной среды региона.

Государство инвестирует в разнообразные сферы экономики, что определяется спецификой регионов и имеющихся в них проблем: например, производство, сельское хозяйство, социальную сферу, в том числе объекты социальной инфраструктуры, систему охраны окружающей среды, развитие инноваций и т.д. [1].

Государственное инвестирование применяется практически во всех странах, различается только обусловленное совокупностью социально-экономических факторов соотношение государственных и частных инвестиций

Интересным примером является система государственного инвестирования в Китае, поскольку в этой стране ввиду экономико-географического и социокультурного разнообразия входящих в нее территорий, региональные различия существуют на протяжении многих столетий. К основным причинам поляризации развития провинций КНР являются различия экономико-географического положения (некоторые территории быстрее и эффектив-

нее развиваются за счет преимуществ ЭГП - наличия выхода к морю (развитие морской торговли, рыболовства и пр.), благоприятного климата (потенциал для развития сельского хозяйства, солнечной энергетики и пр.), особого рельефа (например, развитие горного туризма и пр.)); институциональный, демографический факторы, разнообразие социальных групп и межнациональные проблемы, исторические предпосылки (регионы, развивающиеся на протяжении многих веков, имеют потенциально большую конкурентоспособность по сравнению с недавно заселенными за счет наличия инфраструктуры, созданного социально-бытового уклада в регионе и пр.); выбор стратегии регионального развития (регионы с одинаковым историческим, экономико-географических и этно-национальным потенциалов будут развиваться по-разному в зависимости от того, какая стратегия развития будет выбрана, поскольку во многом именно стратегия определяет курс регионального развития) и многие другие.

Несмотря на то, что проблема поляризации регионального развития существует в Китае долгое время, поскольку на протяжении многих столетий Восточное побережье страны традиционно являлось важным торгово-экономическим центром Азии, тогда как западные территории были практически не освоены, наиболее актуальной для правительства она стала в 1990-е годы, по результатам реформ эпохи Дэна Сяопина. В условиях пеализации на государственном уровне стратегии, в рамках которой основное внимание уделялось «открытию» восточных провинций КНР для международной торговли, размещению на их территориях экспортоориенти-рованного производства и центров по разработке и производству высоких технологий, существовавшие ранее диспропорции между «отстающим» Западом и «экономически развитым» Востоком усилились. Сложившаяся ситуация предопределила необходимость сокращения усиливающихся диспропорций регионального развития [12].

В рамках девятого пятилетнего плана (1996-2000) сокращение регионального разрыва в развитии и содействие региональной экономической координации было определено в качестве одной из целей КНР. В этот период была разработана стратегия «великого развития западных областей», включающая в себя программы, направленные на общее повышение благосостояния населения, развитие инфраструктурных проектов и производственного сектора на Западе Китая [10].

Другой важной инициативой в данном направлении стала программа «Оживление старых северо-восточных промышленных баз», запущенная в начале XXI века - проект разрабатывался для ряда префектур Внутренней Монголии, а также провинций Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян и был нацелен на повышение производительности местных предприятий и модернизации их материально-технической базы.

По мере реализации проектов в западной части КНР было выявлено, что центральные регионы страны также имеют существенные отставания от передовых восточных районов и нуждаются в государственной поддержке. В этой связи была разработана программа «Роста Центрального Китая», целью которой было развитие транспортной инфраструктуры региона, а также отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства: в рамках проекта были построены высокоскоростные железные дороги, превратившие центральные провинции КНР в ключевые транспортные узлы между Севером и Югом, Востоком и Западом [9].

Таким образом, на протяжении всего XXI века Китайская Народная Республика прикладывает целый ряд усилий для минимизации поляризации регионального развития. Эффективность работы в данном направлении можно оценить,

проанализировав динамику такого показателя, как валовый региональный продукт на душу населения, на примере ряда «отстающих» регионов страны (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ВРП на душу населения и доля от среднекитайского показателя

ВРП (2000-2020 гг.) в «отстающих провинциях» [5]

ВРП на душу нас., юань и % от среднекитайского ВРП КНР Внутренняя Монголия Синьцзян-Уйгурский АР Тибетский АР Хэйлунцзян

2000 7942 5350 67% 6470 81% 4262 54% 7660 96%

2005 14368 11305 79% 11199 78% 7779 54% 13897 97%

2010 30808 47347 154% 25034 81% 17027 55% 27076 88%

2015 50028 71046 142% 4064В 81% 29252 58% 39226 78%

2020 70892 67В52 96% 542В0 77% 48902 69% 36183 51%

Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о том, что успехи центральной власти Китая по устранению диспропорций регионального развития не велики (среди изучаемых в таблице 1 провинций положительная динамика наблюдается только в Тибетском автономном районе, в то время как тенденция к увеличению отставания от средних по стране показателей сохраняется во Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе доля ВРП от среднеки-тайской в целом стабильна на протяжении двух десятилетий).

Подобный тренд свидетельствует о том, что региональная политика сглаживания пространственной поляризации сложна в реализации и не всегда эффективна, поскольку регионы передового развития страны продолжают развиваться за счет имеющейся на их территории инфраструктурной базы и комфортного инвестиционного климата, что в последствие приводит к еще большим различиям в социально-экономическом развитии отдельных регионов. Ключевыми механизмами сглаживания пространственной поляризации в Китае являются освобождение предприятий, создающих рабочие места, (на региональном уровне) от налогов или предоставление налоговых льгот; предоставление целевых субсидий и бюджетных кредитов; создание системы финансовых и социальных гарантий для инвесторов; создание системы гарантий в сфере административного регулирования; запуск комплексных программ социально-экономического развития регионов, разработанных на основе анализа развития поселений региона; государственные инвестиции.

В Китае инструмент государственного инвестирования используется повсемест-

но, поскольку реализация крупных инфраструктурных проектов является одним из приоритетов для центральной власти страны, однако в последние годы все больше государственных инвестиций направляется в отстающие провинции (Цинхай, Синц-зян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский и Тибетский автономный районы).

Далее на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района (далее СУАР) рассмотрим, как власти используют инструмент государственного инвестирования с целью стабилизации экономической ситуации и минимизирования существенных диспропорций регионального развития.

Власти СУАР, как и во многих других отстающих провинций Китая стремятся получить как можно больше преференций и выгод со стороны центральной власти и активно выступают за развитие различных инфраструктурных проектов на своей территории [8].

Синьцзян, с учетом его значимости для государственной политики Китая и одновременно наличия проблем этнорелигиозного, экономического и социокультурного характера, является одним из приоритетных для КНР регионом, что заставляет центральное правительство постоянно увеличивает объем государственных инвестиций: совокупный объем финансовых трансфертов СУАР с 2000 по 2010 год составил более 400 млрд юаней, а в период с 2011 по 2020 год - более 2,1 трлн юаней [7].

Среди ключевых проектов Синцзян-Уйгурского автономного района, в которые активно инвестировали китайские власти, можно выделить Кашгар-Хотанскую железную дорогу, протяженностью около 500 км (стоимость проекта оценивается в 717 млн долларов США).

Строительство заняло 2 года - с 2008 по 2010 год, а с июня 2011 г. дорога была открыта для пассажирских перевозок [13]. Скоростная железная дорога Ланьчжоу-Урумчи, открытая в 2014 году, также стала важным объектом инвестиций китайского правительства в регион [6]. Данные проекты повысили привлекательность СУАР как места для размещения производств и позволили развивать внутреннюю и внешнюю торговлю в регионе, а также создали дополнительные рабочие места для местных жителей.

Среди инфраструктурных проектов СУАР, инвестируемых Китайской Народной Республикой, стоит также выделить ирригационные объекты. Вввиду того, что Синьцзян-Уйгурский автономный район является одним из ключевых сельскохозяйственных регионов страны (основные категории производимой продукции: хлопок, хмель, томаты, сахар, мясо), обеспечение эффективной ирригации становится одним из национальных приоритетов. Среди проектов в данной сфере можно выделить строительство гидроузла Улува-ти в Хотане, а также Кызылское водохранилище [11]. Также стоит отметить проект, реализуемый в бассейне реки Тарим, реализованный с 2002 по 2008 год, в который правительство КНР инвестировала около 11 млрд юаней: были выполнены работы по реконструкции оросительных сооружений, внедрению водосберегательных технологий, освоению запасов подземных вод, упорядочению фарватера реки, экологическому строительству и др. [2]. Реализация проектов привела к многократному увеличению площади орошаемых земель и способствовало развитию агропромышленного комплекса в регионе.

Помимо инфраструктурных проектов, КНР активно инвестирует в развитие промышленности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе: с этой целью в регионе были открыты разнообразные специальные экономические зоны: Учанский интеграционный экономический район, экономический пояс северного склона Тянь-шаньских гор, Курля-Кучаский нефтехимический промышленный пояс и др. промышленные районы. Кроме того, в СУАР

расположены 32 технопарка государственного и регионального уровня, которые были открыты благодаря инвестициям китайского правительства.

Отдельно стоит отметить инвестиции китайского правительства и государственных компаний в нефтедобычу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе: одним из наиболее перспективных в сфере нефтедобычи регионов является Шуньбэй, месторождения которого разрабатываются с начала XXI века - на сегодняшний день Китайская нефтяная корпорация Sinopec имеет там 40 глубинных скважин и продолжает инвестировать в развитие данной отрасли, создавая потенциал для экономического развития территорий [4].

Помимо реализации новых инфраструктурных проектов, на государственном уровне больше внимание уделяется модернизации и реконструкции уже имеющихся: с 2019 года более 10,8 млрд юаней было инвестировано в реконструкцию электросетей, 42 млрд юаней в модернизацию международного аэропорта «Дивопу» в Урумчи [3] и т. д.

Важно отметить, что использование государственного инвестирования как ключевого механизма территориального выравнивания объясняется и тем, что на территории СУАР расположены стратегические важные для КНР нефтегазовые и горнодобывающие производства, что делает нежелательным активное присутствие иностранных инвесторов - в этих условиях государство вынуждено самостоятельно инвестировать крупные инфраструктурные проекты.

Таким образом, проанализировав особенности государственного инвестирования как механизма сглаживания пространственной поляризации в КНР на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района, можно сделать вывод, что данное направление политики имеет относительно высокий уровень эффективности и значительные перспективы.

Развивая транспортную и социальную структуру автономного района, создавая условия для развития сельского хозяйства, нефтедобычи и различных видов производства, государство создает возможности

для экономического развития Синьцзяна, в рост ключевых показателей социально-результате чего можно видеть постоянный экономического развития провинции.

Таблица 2. Показатели социально-экономического развития GYAR (2005-2G2G гг.) [14]

Показатель 2GG5 2G1G 2G15 2G19 2G2G

ВРП, млрд юаней 22G,G1 427,71 927,34 1219,9 1359,71

ВРП на душу, юаней 11199 25G34 4G648 49475 5428G

Уровень безработицы, чел. на 10 тыс. населения 11,1 11 1G,3 9,5 8,4

Таким образом, государственное инве- этнокультурных и др. факторов. Именно стирование является одним из ключевых поэтому, государственное инвестирование инструментов Китайской Народной Рес- должно применяться в совокупности с публики в рамках решения проблемы другими инструментами политики сглажи-асимметрии регионального развития, од- вания пространственной поляризации и нако его исключительное использование носить индивидуализированный характер. не может гарантировать положительных В итоге, рассматриваемый механизм дол-результатов, поскольку неравномерное жен способствовать улучшению инвести-развитие регионов страны объясняется це- ционного климата отстающих регионов и лым рядом социально-экономических, по- привлечению в них ПИИ. литических, экономико-географических,

Библиографический список

1. Бюджетные инвестиции: сущность и назначение. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://business-poisk.com/byudzhetnye-investicii.html (Дата обращения 21.05.2021)

2. В Китае выделено свыше 9,2 млрд юаней на комплексное упорядочение бассейна реки Тарим. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/photos/txt/2010-10/04/content_21061637.htm/ (Дата обращения 22.05.2021)

3. Власти Китая одобрили масштабный план модернизации аэропорта Синьцзяне // Селдон Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/199080741/ (Дата обращения 25.05.2021)

4. Китай расширяет добычу нефти и природного газа в Синьцзяне - ИА REGNUM. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/3097970.html/ (Дата обращения 22.05.2021)

5. Национальное бюро статистики Китая // Годовые данные. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/ (Дата обращения 20.05.2021)

6. Скоростная железная дорога Ланьчжоу - Урумчи / Википедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скоростная_железная_дорога_Ланьчжоу_—_Урумчи (Дата обращения 20.05.2021)

7. Экономическое и социальное развитие. - Иле-Балкашский трансграничный бассейн: проблемная ситуация и пути ее решения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vuzlit.ru/1889531/ekonomicheskoe_sotsialnoe_razvitie (Дата обращения 20.05.2021)

8. Spence J.D. (1999). The Search for Modern China, 2nd. New York: W.W. Norton. - С. 2728.

9. Wen, Ruchun. The Study of the Economic Development Strategy of Central China. In: Proceedings of 2010 International Conference on regional management science and engineering / Eds.: Joseph Kam Hung, Plum-blossom Zhao, Zhang Wei. International Conference on Regional Management Science and Engineering. Jinan, Shandong, 2010. - С. 322-326.

10. Xiang Deng, Zheng Lu and Xuezheng Chen. The Evolution and Impact of China's Regional Policy: A Study of Regional Support Policy for Western China. In: The Evolution of Eco-

nomic and Innovation Systems. Andreas Pyka, John Foster (eds). N.Y.: Springer International Publishing, 2015. С. 119-145.

11. Xinjiang development at new starting point - People's Daily Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.people.cn/90001/90780/91342/7055962.html (Дата обращения 20.05.2021)

12. Yongnian Zheng, Minjia Chen. China's Regional Disparity and Its Policy Responses. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nottingham.ac.uk/iaps/documents/cpi/briefings/briefing-25-china-regional-disparity.pdf (Дата обращения 21.05.2021)

13. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20111008200030 (Дата обращения 20.05.2021)

PUBLIC INVESTMENT AS A POLICY MECHANISM FOR SMOOTHING SPATIAL POLARIZATION (ON THE EXAMPLE OF CHINA)

O.Yu. Antropova1, Lecturer A.M. Ivanova2, student

1College of Business and Technology, St. Petersburg State University of Economics 2St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses the features and results of the use of public investment as a policy mechanism for smoothing spatial polarization in China. The main factors of disproportions in the development of the provinces of China are identified, and the dynamics of socioeconomic indicators of the development of the regions of the People's Republic of China is studied. On the example of the Xinjiang Uygur Autonomous Region, the processes of state investment are analyzed, the main implemented projects in the field of production, agriculture and infrastructure are considered, and it is proved that the tool under consideration is effective.

Keywords: spatial polarization, public investment, territorial disparities, China's regional development, infrastructure projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.