Рынок ценных бумаг
государственное антикризисное управление на национальном рынке ценных бумаг
в. в. ГЛУЩЕНКО, доктор технических наук, доцент
Ценные бумаги играют большую роль в современном устойчивом социально-экономическом развитии, в частности в финансовом обеспечении инвестиционной и инновационной деятельности.
рынок ценных бумаг является сложной системой и может рассматриваться как объект государственного управления. Особую роль в управлении рынком ценных бумаг играет антикризисное управление, призванное минимизировать риск развития кризиса на этом рынке и/или ущерб от него.
Анализ состояния финансовых рынков позволяет предложить так сформулировать причины этого кризиса, т. е. записать «формулу кризиса» следующим образом. кризис имеет глобальный идеологический характер (кризис системы социально-экономических отношений) и заключается этот кризис в несоответствии спекулятивного (а не производительного) характера современных глобальных фиктивного (ценные бумаги) и банковского капитала степени развития производительных сил, их потребности в социально ответственном длительном инвестиционном (а не спекулятивном — кратковременном) финансировании развития (инноваций и инвестиций), а также потребности мировых производительных сил в управлении рисками воспроизводственного процесса, в частности порождаемых неравномерностью их регионального развития в процессе современной глобализации.
Представляется, что принимаемые правительствами Европы и сША меры по частичной национализации, что явно противоречит положениям неолиберальной доктрины, полностью подтверждают правильность (верифицируют практическим действием) такой формулы кризиса, так
как в терминах теории структуры капитала такая частичная национализация означает не что иное, как замещение в структуре капитала крупнейших финансовых организаций с глобальным влиянием спекулятивного частного капитала на социально ответственный по своему происхождению и назначению, стратегически ориентированный по времени вложения (не изымаемый в период кризиса) капитал государства.
такая диагностика кризиса свидетельствует о необходимости серьезных институциональных изменений (изменений системы отношений) в глобальной и национальных финансовых системах, в частности изменения законодательства для обеспечения большей надежности финансовых инструментов, прозрачности финансовой деятельности, эффективности государственного контроля и управления (в том числе антикризисного) этим рынком.
Заметим, что в процессе антикризисного управления кризис может рассматриваться как источник ущерба, шанс к улучшению функционирования и как момент принятия актуальных решений.
При этом все факторы риска и проблемы, влияющие на протекание кризиса на национальном рынке, могут быть разделены на внешние и внутренние, а собственно внутренние проблемы на ситуационные (связанные с кризисными явлениями) и институциональные, стратегические не связанные с данными кризисными явлениями, но влияющие на характер протекания кризиса.
рынком ценных бумаг условимся называть экономические отношения по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов на основе свободных актов купли-продажи с использованием ценных бумаг.
структурными элементами этих отношений могут выступать отношения эмитентов и инвесторов между собой и с профессиональными участниками этого рынка, а также отношения названных участников рынка с государством в процессе государственного управления этим рынком.
Процесс государственного управления этим рынком структурно может быть представлен несколькими вариантами:
• во-первых, по уровню наблюдаемых рисков в виде таких элементов, как рутинное (нормальный уровень систематических или отраслевых рисков) и антикризисное управление (при аномально высоком уровне систематических или отраслевых рисков). рутинное управление в данной статье не рассматривается;
• во-вторых, по отношению ко времени протекания кризиса можно выделить предшествующее (упреждающее, профилактическое) антикризисное управление; антикризисное управление в реальном масштабе времени протекания кризиса; последующее (после завершения кризиса) антикризисное управление в целях закрепления положительных тенденций;
• в-третьих, по масштабу возможного ущерба и временной отдаленности последствий для рынка и социально-экономического развития государства можно выделить стратегическое государственное антикризисное управление (на длительность до 25 лет или жизненный цикл крупных эмитентов), перспективное антикризисное управление (до 5 лет или на этап жизненного цикла рынка или крупного эмитента), текущее антикризисное управление (до 3 лет) национальным рынком, оперативное (до 1 года) и операционное (на несколько дней или торговых сессий) антикризисное управление национальным рынком ценных бумаг;
• в-четвертых, по выделению (декомпозиции) структурных элементов можно выделить целеполагание антикризисного управления, маркетинг методов и инструментов антикризисного управления, менеджмент методов и инструментов антикризисного управления на рынке ценных бумаг.
систематический риск — риск падения рынка в целом. В качестве признаков аномально высокого систематического риска могут рассматриваться колебания биржевых индексов и котировок целых групп (структурных элементов рынка) ценных бумаг в течение одной биржевой сессии (предлагается назвать это «сваливанием, или переходом в
штопор, рынка») или определенного календарного периода (выход на критические режимы функционирования).
на суммарный риск национального рынка ценных бумаг влияет глобализация. длящийся во времени многогранный процесс глобализации в начале XXI в. достиг качественно нового состояния и уровня влияния на все стороны жизни государств и субъектов социально-экономической деятельности. Этот процесс характеризуется: усиливающиейся взаимосвязью не только сфер экономики, но и социальной, политической, духовной; разделение факторов развития и систем регулирования на национальные и внешние становится все более условным; ведущим звеном предпринимательской деятельности становится не производственный, а финансовый и интеллектуально-научный комплексы; расширение и ускорение информационных обменов расширяет возможности «управления в реальном масштабе времени», изменяет процедуры принятия финансовых решений и совершения сделок на рынке ценных бумаг; финансовые перераспределительные процессы (в частности, осуществляемые с использованием ценных бумаг) все больше уходят из-под влияния национальной экономической политики; центр тяжести в деятельности транснациональных корпораций переносится со снижения индивидуальных издержек производства на использование преимуществ глобализации, монополизация капиталом средств массовой информации позволяет оказывать мощнейшее обратное воздействие на государственные институты и общественное мнение и др. [1]. В условиях глобализации возрастает значение инвестиций, управление рисками и спекулятивная составляющая деятельности на рынке ценных бумаг.
социально-экономическим развитием назовем процесс расширенного воспроизводства в экономике и населения государства посредством постановки и реализации совокупности социальных и экономических целей с учетом путей их достижения, источников финансовых ресурсов и объектов экономических и социальных инвестиций. социально-экономическое положение государства тесно связано с геополитическим положением страны. социальное развитие возможно на основе развития реального сектора экономики, демографического роста, укрепления научного потенциала, финансовые ресурсы для которых могут быть мобилизованы с использованием инструментов и механизмов рынка ценных бумаг.
Наблюдаемое влияние международных и крупных иностранных рынков ценных бумаг на национальный рынок ценных бумаг, в частности России, позволяет предложить ввести понятие «корреляционный риск».
Корреляционный риск (риск взаимного влияния или взаимозависимости) — приращение к систематическому риску национального рынка ценных бумаг, определяемое негативным влиянием процессов, происходящих на международном и крупных национальных рынках ценных бумаг других стран в условиях современной глобализации.
Корреляционный риск связан не только с интенсивностью негативного внешнего влияния, но и с таким свойством национального рынка, как его уязвимость — способность получать повреждения, нарушения работы, а также живучестью рынка как его способностью функционировать в условиях повреждений, вывода активов (например, иностранными спекулянтами).
Кризис осенью 2008 г. показал, что национальный рынок ценных бумаг России имеет повышенную уязвимость. Так, если в развитых странах падение индексов составило 15-30 % докризисного уровня, то в России этот показатель достиг 60 %. Такое положение, видимо, связано с большими уровнем олигополии на национальном рынке России, сильным влиянием иностранных спекулянтов, практическим отсутствием мелких массовых спекулянтов и инвесторов. Это позволяет говорить о структурном характере кризисной уязвимости национального рынка ценных бумаг и требует принятия стратегических мер по исправлении такого положения.
Должны учитываться как структурные особенности рынка с точки зрения его участников (инвесторы, спекулянты и т. д.), так и структура по видам ценных бумаг, в частности то, что с точки зрения назначения и устанавливаемых отношений, рынок корпоративных ценных бумаг включает рынки акций, облигаций, векселей, конвертируемых, производных ценных бумаг и деривативов [3].
В переходный период национальный рынок особенно тесно связан с проблемами политики, социальных отношений, доверия к государству и конкретному правительству, информационной прозрачности общественной и финансовой деятельности, эффективности управления и законов в государстве и корпорациях.
Поэтому в процессе такого рода антикризисных исследований национальный рынок ценных бумаг (далее — просто рынок) должен рассматриваться и
как организационная система, и как институт социально-экономической системы государства.
При этом нужно учитывать известное определение и содержание институционального подхода: «...Основное назначение и смысл существования институтов, или, как их нередко называют, правил игры, заключается в организации взаимоотношений между людьми.. .неправомерно сводить институты к организационным образованиям, складывающимся по поводу необходимости осуществлять экономические действия наиболее эффективным способом» [2].
Институциональными функциями рынка ценных бумаг являются:
• инвестиционная, которая состоит в обеспечении реальной экономической деятельности инвестиционными ресурсами;
• селекция (выделение) эффективных собственников путем перераспределения собственности на средства производства;
• повышение ликвидности долга и реальных производственных активов;
• хеджирование, т. е. нефондовое страхование рисков путем заключения «противоположных» сделок;
• «притяжение» венчурного капитала, позволяющее рисковать собственным капиталом ради его многократного роста [4].
В дополнение к этим известным функциям предлагается выделять функции:
• источника доходов для населения, создания высших и средних классов путем роста вложенного капитала;
• инструмента финансового планирования деятельности организаций, которое наиболее присуще производным ценным бумагам и деривативам;
• стимулирования участия индивидуумов в воспроизводственном процессе [5];
• инструмента перераспределения национального богатства [6].
В рамках инвестиционной функции рынок корпоративных ценных бумаг обеспечивает развитие производств, рабочие места для населения, создает или не создает материальные условия для роста его численности. О степени выполнения этой функции свидетельствует следующее. Этот рынок в РФ составляет около 2,3 %, в то время как в Германии он составляет 25,6 %, а в Великобритании — 113 % ВВП.
В России с использованием акций осуществляется только около 1 % инвестиций, а всего в 2000 г. было
обновлено только 3 % производственных мощностей, износ мощностей составляет около 75 % [7].
В развитых странах часть среднего класса, которая не имеет своего бизнеса как объекта для собственных прямых инвестиций, являются наиболее активными гражданами — мелкими инвесторами на рынке ценных бумаг за рубежом. и в России при условии достаточного уровня оплаты труда и цивилизованных отношениях на рынке ценных бумаг они могли бы участвовать в финансировании реальных проектов.
Важным элементом инновационной модели развития государства является работа венчурного капитала, создаваемого с использованием ценных бумаг и специальных венчурных фондов. При этом рыночная стоимость акций инновационных корпораций в сША и Японии иногда в 50 и более раз выше их номинальной стоимости) [8]. Это позволяет рассматривать корпоративные ценные бумаги как один из основных финансовых источников положительных демографических тенденций, которые влияют на этно-демографические параметры и социальную структуру общества. Однако в России практического распространения венчурный капитал пока не получил [9].
иностранные стратегические инвесторы, ожидаемые в высокотехнолгичных отраслях более 15 лет, не торопятся, предпочитая делать инвестиции в развитые страны. интерес проявляется только к сырьевым, в частности топливно-энергетическим, отраслям России.
Более того, уже дважды (в 1998 и 2008 гг.) иностранные спекулянты фактически провоцировали «обвал» российского национального рынка синхронным выводом своих активов. Это вынуждает принимать специальные законодательные меры по снижению подвижности и ликвидности таких активов, например, как введение специальных разрешений на досрочный вывод вложенных капиталов и т. п.
Поэтому существует необходимость в создании условий для внутренних портфельных и мелких инвестиций с использованием ценных бумаг.
В рамках функции селекции эффективных собственников (селективная функция риска) работа рынка ценных бумаг должна способствовать формированию класса эффективных собственников, способных обеспечить социально-экономическое развитие государства; служить финансовым инструментом формирования конкурентоспособных финансово-промышленных групп и холдингов, высшего и среднего класса.
Роль рынка ценных бумаг в структурной перестройке экономики в условиях глобализации посредством слияний и поглощений подтверждает статистика. Например, известно, что все большее значение в концентрации капитала и его структурной перестройке в современной экономике играют поглощения и слияния. так, в сША из 500 крупнейших в 1900 г. корпораций к 1970 г. сохранилось только 70 корпораций. из 200 крупнейших в сША в 1940 г. корпораций к 1970 г. сохранилось только 30 корпораций. Объем сделок, связанных со слияниями и поглощениями, возрос с $ 541 млрд в 1994 до $ 798 млрд в 1999 г. [10]. следовательно, передел собственности с использованием ценных бумаг является не столько российской спецификой, сколько мировой тенденцией. Для России крайне важно, что в результате поглощений и слияний формировались эффективные высокотехнологичные бизнесс-груп-пы и класс эффективных собственников.
В условиях рыночного демократического государства, свободной конкуренции рынок ценных бумаг позволяет обновлять в результате добровольных актов купли-продажи пакетов ценных бумаг социальные группы эффективных собственников в каждом общественном классе. Для демократии в России очень важно, чтобы этот процесс проходил цивилизованно. Однако, по сообщениям средств массовой информации не всегда сделки с ценными бумагами в России бывают свободными. Это позволяет проникать в высшие классы тем, кто, по существу, эффективными собственниками не являются. Например, известны случаи, когда для приватизации акционерных обществ (АО) с контрольным пакетом государства используется следующий нехитрый механизм: с согласия представителей государства проводится новая эмиссия акций. Государство «свою» долю эмиссии не выкупает по причине отсутствия средств. В результате этого доля государства в уставном капитале АО снижается, например, вдвое. Затем проводится еще несколько эмиссий, и доля государства снижается до незначительной, предприятие из государственного превращается в частное.
Другой способ приватизации предприятий в форме АО с участием государства состоит в том, что, по предварительному сговору, руководство искусственно создает задолженность этого АО перед аффилированным с руководством юридическим лицом. Последнее, используя закон, проводит банкротство и изменяет организационно-правовую форму и состав владельцев предприятия. В этих случаях права государства нарушаются, а
права мелких акционеров, трудового коллектива учитываются редко. Помимо прямого экономического ущерба это может культивировать стремление прежде всего к приватизации, захватам, а не к созидательной деятельности.
При выполнении функции стимулирования участия в воспроизводственном процессе ценные бумаги позволяют решать вопросы корпоративного управления, повысить мотивацию к эффективному труду на основе превращения наемных работников в совладельцев предприятия посредством вознаграждений в виде производных ценных бумаг, продажи им части акций др.
Мировой тенденцией начала XXI в. является снижение активности участия мелких инвесторов в деятельности рынка ценных бумаг. Возможно, одна из основных причин этого состоит в окончании эпохи конвергенции — взаимопроникновения экономических систем (социалистической и капиталистической). Главные (мажоритарные) акционеры утратили идеолого-политический стимул к тому, чтобы распространять акции среди работников корпораций и мелких (миноритарных) акционеров и делиться с ними частью прибыли в виде выплат дивидендов.
Наблюдается активизация офшорного бизнеса и его использование крупным бизнесом (мажоритарными акционерами) для внедивидендного извлечения доходов в ущерб интересам мелких (миноритарных) акционеров. В современной России бизнес-единицей является совокупность акционерного (АО) предприятия и офшорной компании. При этом АО является центром затрат, а офшорная компания — центром извлечения прибыли для мажоритарных акционеров. Исследования показывают, что в России уровень выплаты дивидендов остается крайне низким [7]. Поэтому по существу экономический смысл имеет владение пакетом акций не менее блокирующего, т. е. 25 %. Только такие пакеты дают какие-то права российскому инвестору и ликвидны, а это уже не мелкое инвестирование.
В России, кроме уже упоминавшегося создания искусственной задолженности и последующего экономически необоснованного банкротства предприятий, с изменением организационно-правовой формы для вытеснения мелких акционеров используется ряд методов: консолидация (повышение номинальной стоимости) акций; невыплаты заработной платы и другие методы давления на мелких акционеров — работников предприятия в интересах скупки акций приватизированных
в виде АО предприятий; вполне законная по форме длительная невыплата дивидендов АО по решению совета директоров. Поэтому доверие к ценным бумагам в России как финансовому инструменту у мелких независимых мелких и средних (портфельных) инвесторов сильно подорвано. Как следствие, временно свободные денежные средства население практически не вкладывает в корпоративные ценные бумаги, портфельное инвестирование потеряло смысл. Как следствие этого временно свободные средства населения (а по некоторым оценкам, это около 50 млрд долл. США) не участвуют в финансировании актуальных проектов реальной экономики, что не способствует ускорению ее развития.
В условиях глобализации как государственные органы, так и конкурентоспособные предприятия России стремятся делать займы на международном рынке ценных бумаг. Известно, что в 1995 — 1998 гг. российское государство активно заимствовало на рынке еврооблигаций под высокие проценты, иногда еще и с серьезным дисконтом. В феврале 2003 г., по сообщениям газеты «Коммерсант», Газпром «триумфально» провел размещение своих еврооблигаций на сумму 1,75 млрд долл. США (первоначально планировался 1 млрд долл. сША) на 30 лет под 9 % годовых. Эти условия оказались настолько привлекательны для зарубежных инвесторов, что возник ажиотажный спрос на сумму 6 млрд долл. США. По существу же, Газпром, являясь государственной компанией, на одной этой эмиссии «переплатил» своим инвесторам весьма круглую (при завышении 2 % годовых переплата составит 1,05 млрд долл. США) сумму государственных, по сути денег. Негосударственные конкурентоспособные предприятия России, например металлургические, все чаще стремятся делать займы на рынке еврооблигаций: объем займа и его сроки больше, а проценты меньше, чем возможны на внутреннем рынке [11]. Однако при этом происходит перераспределение национального дохода государства в пользу нерезидентов.
Влияние рынка ценных бумаг на социальную структуру общества связано с ролью социальных классов на этом рынке. В настоящее время определить структуру социальных классов в России проблематично. Для анализа воспользуемся известной в маркетинге схемой деления общества на классы [12]. Представляется, что в настоящее время в РФ сложилась следующая ситуация:
1) высший высший класс — элита общества, происходящая из именитых семей и живущая на
наследуемое богатство, — отсутствует в РФ. На рынке ценных бумаг этот класс является держателем и управляет крупными пакетами ценных бумаг, воздействует на государство в целях создания выгодной для них законодательной среды;
2) низший высший класс представлен крупными бизнесменами, получающими высокие доходы, директорским корпусом. Наиболее крупные состояния в мире имеют индивидуумы, относящиеся к этому классу. как считают, это свидетельствует о возрастании роли интеллектуальной составляющей современного бизнеса. В 2004 г. в России насчитывалось не менее 25 долларовых миллиардеров, владеющих крупными пакетами акций предприятий. Они управляют этими пакетами, организуют слияния и поглощения корпораций, стремятся путем диверсификации активов интегрироваться в высшие слои мирового финансово-промышленного сообщества. В рамках Российского союза промышленников и предпринимателей они руководят разработкой кодекса корпоративного управления, который регламентирует взаимоотношения крупных и мелких инвесторов;
3) высший средний класс — делающие карьеру лица свободных профессий (адвокаты, деятели культуры), управляющие, бизнесмены — в России немногочисленен. На рынке ценных бумаг могут быть инвесторами и эмитентами, управлять пакетами ценных бумаг;
4) низший средний класс представляют служащие местных органов власти, естественных монополий, коммунального хозяйства, мелкие предприниматели, наемные работники коммерческих структур, «рабочая аристократия (водопроводчики, средний инженерно-технический состав заводов, выпускающих конкурентоспособную продукцию)» — в России немного. Это мелкие инвесторы на рынке ценных бумаг. Этот класс активно участвует в создании реального капитала и добавленной стоимости как источников роста курсовой стоимости акций и выплат дохода по ценным бумагам;
5) высший низший класс составляют научные работники, преподаватели, деятели культуры, мелкие служащие, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие. В России — достаточно многочисленен. В функционировании рынка ценных бумаг практически не участвуют. Вместе с тем этот класс активно участвует в создании реального капитала и добавленной стоимости как источников роста курсовой стоимости акций и выплат дохода по ценным бумагам, в частности государственным;
6) низший низший класс — неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. В России достаточно многочисленен. В работе рынка ценных бумаг практического участия не принимает.
В рамках анализа функции рынка ценных бумаг по социальному и демографическому развитию государства необходимо отметить следующее. Недостаточное количество и качество отечественных высокотехнологичных корпораций, высокие налоги, административные ограничения, низкая заработная плата не способствуют расширенному воспроизводству населения, образованию среднего класса. известен тезис, что снижение рождаемости в развитых странах и в России связано с культурными установками. Однако, возможно, такая тенденция связана с действием «экспоненциального закона повышения качества», который в данном случае может звучать так: «приращение каждой последующей единицы качества уровня жизни и квалификации рабочей силы требует больших затрат, чем на предыдущую единицу качества» [5]. Для современного высокотехнологичного производства постоянно требуется повышение качества рабочей силы. Приращение такого качества требует все больших затрат на содержание и подготовку детей. Вместе с чем зарплата родителей растет медленней, чем уровень расходов на повышение качества рабочей силы детей, способных сохранить социальный статус родителей. Это вынуждает сокращать количество детей в семье, стремящейся сохранить свой социальный статус и профессиональную квалификацию. Одновременно больше внимания уделяется росту продолжительности жизни не только из-за человеколюбия, но и потому, что инвестиции в квалификацию рабочей силы должны окупать себя, для чего требуется длительное время. Это приводит к старению и сокращению нации. В этой ситуации рынок ценных бумаг мог бы пополнять семейный бюджет тех, кто относится к среднему классу, однако ставшая правилом невыплата дивидендов в России исключает этот канал пополнения семейного бюджета, блокирует участие семей в инвестиционном процессе. В совокупности это порождает негативные демографические тенденции, которые со временем могут сделать реальным превращение РФ в зону длительного снижения численности населения, качества рабочей силы, этно-демографической и геополитической нестабильности.
Что касается других сегментов глобального рынка ценных бумаг, то кратко можно сказать следующее.
Конвертируемые и производные бумаги в России используются слабо. Видимо, это связано с низкой ликвидностью мелких пакетов, лежащих в основе этих инструментов—реальных ценных бумаг и недостаточным участием по описанным выше причинам в работе этого рынка мелких инвесторов.
Деривативы, которые создают на основе производных ценных бумаг и предназначенные для достаточно «тонкого» управления рисками в России, тоже пока не получили практического развития. Возможно, это связано с большой величиной рисков на рынке ценных бумаг России по причинам нестабильности социально-экономической ситуации и с тем, что обычаи делового мира в России недостаточно развиты для использования столь тонких инструментов.
Фондовые биржи являются одним из элементов глобального рынка ценных бумаг. В начале XXI в. в мире наблюдается тенденция снижения роли бирж. Это связано с развитием электронных технологий, потребностью практики рынка ценных бумаг в снижении степени формализации деятельности, стремлением снизить издержки и комиссионные, выплачиваемые инвесторами профессиональным участникам этого рынка. Одновременно возрастает роль торговых систем и внебиржевых сделок. Для России с ее большими территориями развитие сети взаимосвязанных бирж могло бы стать положительным фактором, позволять мобилизовывать свободные ресурсы в различных регионах, обеспечить переток свободных ресурсов из одного региона в другой.
Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг и биржевое дело в переходный период развития государства оказывает неготовность части субъектов этой деятельности вести ответственный и честный бизнес на рынке корпоративных ценных бумаг.
Как свидетельствует зарубежный опыт, для решения актуальных задач социально-экономического развития России в условиях глобализации может быть использован институт рынка ценных бумаг. Предпринятые в 2003 г. усилия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, принятие мер по пресечению манипулирования ценами на этом рынке [13], Кодекса корпоративного управления не смогли изменить тенденций этого рынка. Для исправления ситуации необходимо пересмотреть и изменить философию деятельности и законодательное обеспечение этого рынка. Нужно относиться к институту ценных бумаг как к инструменту управления социально-экономическим развитием государства в условиях глобализации.
При этом нужно учитывать, что в Конституции России закреплен ее статус социального государства. Поэтому нужно, чтобы рынок ценных бумаг заработал в интересах социально-экономического развития государства с учетом изменяющихся в процессе глобализации условий и методов работы на этом специфическом рынке. Если изменения в деятельности российского рынка ценных бумаг окажутся удачными, то на этой базе возможны получение выгод от глобализации и укрепление социально-экономического и геополитического положения государства; развитие структурной перестройки экономического базиса государства, дальнейшее формирование устойчивой классовой структуры общества через законное рыночное перераспределение собственности с использованием ценных бумаг и других финансовых инструментов [14]. Эти рекомендации, как и некоторые другие, например, можно использовать для обеспечения устойчивости инвестиционного потока в национальной экономике, а бюджетные средства — в объеме, обеспечивающем простое воспроизводство основных фондов [15].
В условиях кризиса остается актуальной постановка вопроса об использовании права как инструмента управления инвестиционными рисками [16].
Сохраняют свою актуальность и результаты, показывающие, что финансовые риски в условиях современной глобализации будут возрастать [17].
Поэтому рекомендации по итогам данной статьи могут быть разделены на несколько категорий: институциональные улучшения, совершенствование правовых норм, содержательные улучшения работы, касающиеся непосредственно функционирования национального рынка ценных бумаг.
Институциональные улучшения могут состоять в дальнейшей институциализации антикризисного управления — введение в норму и систему такого управления в непрерывный процесс управления и контроля национального рынка ценных бумаг. Настоящий кризис показал, что принятие своевременных мер по результатам научных исследований позволило бы повысить устойчивость рынка и снизить его уязвимость, минимизировать ущерб от кризиса. Однако позитивной и конструктивной реакции на результаты исследований не было. Это привело к имиджевым и иным ущербам для рынка ценных бумаг и государства. Поэтому следует закрепить в системе и институте управленческих отношений и законодательстве понятие «правомерность риска» и «адекватность управления
рисками», а также ввести, например, административную ответственность, вплоть до отстранения от должности тех кто не обеспечил правомерности риска и адекватности управления риском. Оценки действиям должностных лиц с этой точки зрения должны давать комиссии законодательных органов, анализирующие действия должностных лиц в период кризиса.
к этой группе могут относиться меры по совершенствованию финансового контроля всех участников рынка ценных бумаг и обеспечению большей прозрачности их деятельности.
Правовые рекомендации могут заключаться в том, чтобы законодательно закрепить режим антикризисного управления и набор возможных ограничений на действия субъектов рынка (приводящих к его дальнейшей дестабилизации, возникновению паники и т. п.) во внесудебном порядке по решению органа государственного надзора на определенный период. Это может быть приостановление работы бирж, запрет на единовременное изъятие спекулятивных капиталов, в том числе иностранными спекулянтами и др.
В эту же группу входят рекомендации по доработке законодательства в целях обеспечения прав миноритарных держателей ценных бумаг и привлечению на этот рынок массового мелкого инвестора.
к Рекомендациям по совершенствованию работы рынка ценных бумаг относится категория рекомендаций, включающая положения по совершенствованию проспектов эмиссии и финансовой отчетности эмитентов в целях обеспечения их большей прозрачности.
кроме того, важное значение могло бы сыграть усиление роли по превентивному — упреждающему антикризисному управлению самоорганизующихся организаций участников рынка ценных бумаг и др.
таким образом, для стабилизации рынка ценных бумаг необходимо провести институциональные изменения в его функционировании, а также повысить роль превентивного антикризисного управления, ввести административную ответственность должностных лиц за неадекватное антикризисное управление.
Литература
1. Соколинский В. М, Фаризов И. О. Глобализация. Портрет в финансовом интерьере. М.: Вестник Финансовой академии; 2004. № 4(32). с. 5-16.
2. Львов Д. С., Гребенников В. Г., Зарнадзе А. А. и др. институциональная экономика/Под рук. акад. Д. с. Львова. — М.:инфра-М, 2001. — 318 с.
3. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995.
4. Колесников В. И., Торкановский В. С. и др. Ценные бумаги. — М.: Финансы и статистика,
2001.— 448 с.
5. Глущенко В. В. тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг в России и их социально-экономические последствия. М.: Объединенная академия образовательных учреждений, Экономика. Право. Лингвистика, Вып. 1, 2005, с. 58-66.
6. Глущенко В. В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системный подход. г. Железнодорожный, МО.: тОО НПЦ «крылья», 1999.-216 с.
7. Розинский И. А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике. /Предприятия России: корпоративное управление и рыночные сделки. — М.: ГУ ВШЭ,
2002. — с. 168-182.
8. Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг. Учебник. сПб, изд-во Михайлова В. А., 2001.
9. Остапюк С. Ф, Филин С. А. Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ. М.: изд-во Фирма «Благовест-В», 2004. — 320 с.
10. Костин Е. В. Особенности развития современных корпоративных структур: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01/ Финансовая акад. при Правительстве РФ М., 2001.-23 с.
11. Р. Ямбаева. Металлурги занимают все больше денег. / коммерсант, № 76, 30.04.2003.
12. Ф. Котлер. Основы маркетинга. с-Пе-тербург, АО «кОРУНА», АОЗт «ЛитЕРАтУРА плюс», 1994, 698 с.
13. И. Костиков. Руководители компаний, нарушающих закон, должны быть привлечены к ответственности / коммерсант, № 66, 16.04.03.
14. Глущенко В. В. Ценные бумаги как многофункциональный инструмент управления социально-экономическим развитием государства. — М.: ГУУ, Вестник ГУУ, серия «Финансовый менеджмент», №1(9), 2006, с. 42-49.
15. Глущенко В. В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации/ г. Железнодорожный, МО: ООО НПЦ крылья, 2006. - 230 с.
16. Глущенко В. В. Право как инструмент снижения инвестиционных рисков национальной экономики в условиях глобализации М. : Законодательство и экономика, 2006. № 3. с. 1-10.
17. Глущенко В. В. Финансовые риски в условиях глобализации/ Финансы и кредит, 2006. № 19 (221).с. 19-25.