Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОГО ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА) В РОССИИ XIX В. - XX В.*'

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОГО ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА) В РОССИИ XIX В. - XX В.* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИИ / MONOPOLY / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВА / THE EXCLUSIVE RIGHT OF THE STATE / БРЯНСКИЙ ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД / BRYANSK LOCOMOTIVE FACTORY / СИНДИКАТ "БРЯНСК-ВАРШАВА" / THE SYNDICATE BRYANSK TO WARSAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Партненко С. И., Якушкина Т. А.

В статье исследуется роль деятельности крупных монополий в России XIX в. - XX в., взаимоотношения крупных предприятий участвующих в международных монополиях и синдикатах в дореволюционный период, участие в синдикате «Брянск-Варшава» с позиции государственно-правового регулирования данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF MONOPOLY COMPANIES (ON EXAMPLE OF THE BRYANSK LOCOMOTIVE WORKS) IN RUSSIA XIX CENTURY - XX CENTURY

The article examines the role of the large monopolies the XIX century in Russia. - XX in, relations between large enterprises participating in international monopolies and syndicates in the pre-revolutionary period, participation in the syndicate "Bryansk-Warsaw" with the position of state regulation in this sphere.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОГО ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА) В РОССИИ XIX В. - XX В.*»

С.И. Партненко Т.А. Якушкина*

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОГО ПАРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА) В РОССИИ XIX В. - XX В.**

Аннотация. В статье исследуется роль деятельности крупных монополий в России XIX в. - XX в., взаимоотношения крупных предприятий участвующих в международных монополиях и синдикатах в дореволюционный период, участие в синдикате «Брянск-Варшава» с позиции государственно-правового регулирования данной сферы.

Ключевые слова: монополии, исключительные права государства, Брянский паровозостроительный завод, синдикат «Брянск-Варшава».

Современные экономические и социальные условия требуют новых подходов к разрешению ряда проблем: так, рыночные конкурентные начала неэффективны в некоторых стратегических областях (железнодорожные перевозки, связь и т.д.), а государство должно уделить больше внимания охране своих исключительных монопольных прав. В этой связи историко-правовое исследование государственного регулирования деятельности монопольных предприятий предстает актуальным и значимым в настоящее время. Кроме того, учитывая научный пробел (исследований в данном направлении в истории государства и права не проводилось), тема имеет не только большое практическое, но и научно-исследовательское значение.

Рассмотрение отдельных примеров в истории позволяет более тщательно исследовать поставленную проблему, сформировать представление о системе монополий в России и за рубежом, глубже оценить меры государственно-правового регулирования1.

Крупные частные монополии в России стали активно развиваться в конце 80-х годов XIX в. в наиболее значимых отраслях промышленности:

* Татьяна Алексеевна Якушкина, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры "Финансы и информационные технологии в экономике" Финансовый университет при Правительстве РФ, Брянский филиал;

Светлана Ивановна Партненко, аспирантка кафедры теории и истории государства и права Юго-Западного государственного университета, н/роМпвпкиКапай!. ги;

** Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России по проекту № 2109 «Система привилегий и иммунитетов в России: историко-правовое исследование».

1 Ларина О. Г. Регалии в России: национальные традиции и их правовое закрепление (ХУП-Х1Х вв.): монография. М., 2011. С. 4.

в производстве рельсов, вагонов, паровозов, металла1, в основном это были картели и синдикаты. Они монополизировали сбыт и объем производства. В финансовой, технической, производственной деятельности члены объединения были самостоятельны. Часто одни и те же предприятия входили одновременно в несколько объединений. Если предприятие выпускало различную продукцию: вагоны, рельсы, сталь, паровозы - оно могло быть в монополиях по производству всех перечисленных видов продукции. Брянский завод был членом объединения «Продамет», «Продвагон», «Продруда», «Синдикат мостостроительных заводов». Монополистические объединения не были монолитны по составу - одни предприятия вступали в них, другие выходили в зависимости от их интересов2. Транснациональные (международные) монополии стали складываться в 20-е - 40-е годы XX в. В России они не могли возникнуть, т.к. в 1917 г. произошла социалистическая революция .

В настоящей статье речь пойдет об участии крупных промышленных предприятий Брянщины в общероссийских и международных монополиях и синдикатах в дореволюционный период (середина XIX в. - XX в.).

В целях исследования темы были изучены как нормативные акты (местного и локального уровня), так и исторический архивный материал (70 дел) и законодательные акты государственного уровня: протоколы заседаний правления общества Брянского завода; протоколы, отчеты общих собраний акционеров Брянского завода; протоколы съездов представителей паровозостроительных заводов; протоколы заседаний правлений чугунно-литейных заводов; отчеты о работе завода; договоры с различными заводами о получении заказов и поставке продукции; ведомости о состоянии заказов; описание способа отливки многослойной стали; патенты на изобретения Брянского завода; списки акционеров Брянского завода; переписка Брянского завода с Министерством путей сообщения, с правлениями других заводов.

Известен факт участия Брянского паровозостроительного завода в синдикате «Брянск-Варшава» документов фонда «Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод в Бежице» за 1874-1917 гг. (изучено 70 дел), других источников, а именно: «Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод». Сборник документов и материалов. Брянск. 1969, «Брянску 1000 лет». Сборник документов и материалов. Тула. 1986, Кизимова С.П. «Бежица».

1 Ларина О.Г. Правовые основы реформирования финансового управления в России в начале XIX века//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-1. С. 28.

Захаров В.В., Исаев И.А., Ларина О.Г.. Салтыкова С.А. Эволюция права и правовых институтов в истории российской государственности: монография. Москва, 2012. С. 162.

Большая Советская Энциклопедия (далее БСЭ). Т.16. М., 1974. С.532

Историко-экономический очерк. Брянск. 1996. выявлена следующая информация.

20 июля 1873 г. был утвержден устав акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Дата утверждения устава завода вошла в историю как дата его основания. Устав определил цель учреждения акционерного общества «Для устройства в Брянском уезде для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежности для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество под наименованием «Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода»1.

В конце 1874 г. строительство завода было закончено. Началось изготовление рельсов для железных дорог, сначала железных, с 1876 г. -стальных. В 1887 г. от Департамента железных дорог заводу поступил заказ на 1.800.000 пудов стальных рельсов. Это был первый крупный государственный заказ.

В этом же году заказ на 1.200 тонн стальных рельсов поступил от Грязе-Царицынской железной дороги2.

В 80-х годах завод ввел машиностроительное производство -производил котельный, мостовой, судостроительный металл. Заводу поступают заказы от Уральской Горнозаводской железной дороги на изготовление металлических частей мостов; от Ландварово-Роменской железной дороги на производство запасных паковок к воинским приспособлениям товарных вагонов; от Соединенного общества пароходства Гамбург-Магдебург на воздуходувную машину .

В 1882 г. продукция Брянского завода была представлена на Московской выставке. За образцы бессемеровского литья завод был удостоен награды - ему предоставили право изображения на своей продукции государственного герба4.

В 1887 г. Брянский завод построил металлургический завод в Екатеринославе на Днепре, названный Александровским5.

Сталь, выпускаемая на Брянском заводе, быстро завоевала рынок. Пройденные ею испытания позволили Морскому министерству дать ей высокую оценку «Брянский завод стоит на первом плане в числе частных

1 Государственный архив Брянской области (далее ГАБО), ф.220, оп.1, историческая справка; «Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод»; Сборник документов и материалов. Брянск. 1969. С.27

2 ГАБО. ф.220, оп.1, д.402, лл 5,6

3 ГАБО, ф.220, оп.1, д.402, лл.1, 2об.,14

4 «Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод». Сборник документов и материалов. Брянск. 1969. С.4

5 ГАБО, ф.220, оп.2. д.42. л.1

наших заводов ... отличается высоким качеством выделываемой судостроительной стали, давшей при официальных пробах превосходные результаты и оказавшейся выше стали лучших английских фирм»1.

В 1889 г. Брянский завод получил заказ на изготовление до 225.000 пудов стали разных форм, сечений и размеров от Русского общества пароходства и торговли для строящегося в Севастополе броненосца «Три Святителя». А всего из брянской стали было построено 8 броненосцев, 4 крейсера первого ранга и др. В числе построенных кораблей был, ставший впоследствии историческим, броненосец «Князь Потемкин Таврический»2.

В конце 80-х годов Брянский завод приступил к производству вагонов. В 1889 г. завод получил заказы от Екатерининской железной дороги на 100 вагонов правительственного типа, на 240 вагонных бандажей и 705 пудов рессорной стали. Товарищество «Нефть» заказало 25

3

вагонов-цистерн .

В декабре 1891 г. представители 6 заводов, выпускающих вагоны, составили соглашение о распределении заказов между заводами. Так появилось монополистическая организация. В неё вошли заводы: Коломенский, Сормовский, Лильпоп Рау и Левенштейн, Путиловский, Брянский и Русско-Балтийский4.

С 1890 г. Брянский завод начал производство паровозов. В мае 1892 г. Рязанско-Уральская железная дорога заказала Брянскому заводу 60 товарных восьмиколесных паровоза системы Компаунд с шестиколесными тендерами, с полными комплектами паровозных инструментов и со всеми принадлежностями5.

В декабре 1892 г. на Брянском заводе открыли электрометаллургический отдел для переделки медных стружек и лома в электролитическую медь. Завод первым в России начал применять электричество в технологических процессах.

В 1902 г. он стал членом синдиката «Продамет», который объединял русские металлургические заводы6.

В мае 1903 г. правление АО Брянского завода приняло решение о начале производства сельскохозяйственных машин и орудий. Правление обратилось к директору завода с просьбой «представить свои соображения

1 Кизимова С.П. «Бежица». Историко-экономический очерк. Брянск. 1996. С.54

2 ГАБО, ф.220, оп.1, д.408, л.31; «Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод». Сборник документов и материалов. Брянск. 1969. С.385-386

3 ГАБО, ф.220, оп.1, д.408, лл.34,35

4 ГАБО, ф.220, оп.1, д.410, лл.1,6

5 ГАБО, ф.220, оп.1, д.4, лл.29,30

6 ГАБО, ф.220, оп.3, д.103, л.3; оп.1, д. 4, л.78

о наиболее ходовых типах сельскохозяйственных машин и орудий в центральном районе, какие Брянский завод мог бы сделать»1.

Кроме плугов, борон, жаток завод осваивал производство подъемно-транспортных устройств, гвоздей, проволоки, мостов, труб, рессор, кровельного железа2.

В 1903 г. Брянский завод вступил в синдикат «Продвагон», полное название которого - «Общество для торговли изделиями русских вагоностроительных заводов». Членами синдиката (деловыми партнерами) были: Русско-Балтийский вагоностроительный завод, завод «Сормово», Путиловский завод, завод «Феникс», общество Лильпоп Рау и Левенштейн, Московский вагоностроительный завод, общество Мальцовских заводов, Южно-Уральское металлургическое общество, С.-Петербургский вагоностроительный завод, Брянский завод в Бежице. Синдикат выполнял заказы отечественных и заграничных железных дорог. Так, заказ на поставку 30 трехосных пассажирских вагонов III класса (заграничной колеи) поступил от Варшаво-Венской железной дороги .

В ноябре 1904 г. в Харькове состоялось совещание 5-ти заводов, изготовляющих чугунные водопроводные трубы. Возникло новое монопольное сообщество. В его состав вошли: Брянский, Макеевский, Сулинский, Верхнеднепровский и Каменской заводы. Было заключено соглашение о долях производства. Доля Брянского завода составила 23% (более всех членов)4.

В 1905 г. Брянский завод достиг рекордного выпуска продукции - на 14100 тысяч рублей. Если в 1904 г. было сдано паровозов - 165 штук, то в 1905 г. - 221 шт.; вагонов пассажирских и товарных, платформ и цистерн в 1904 г. - 1588 шт.; в 1905 г. - 2234 шт.; произведено железа сортового и листового в 1904 г. - 2223334 пуд.; в 1905 г. - 2401182 пуд5.

В 1905 г. Брянский завод поставлял широкополосное листовое железо в 26 городов: Архангельск, Астрахань, Белосток, Воронеж, Вильно, Варшаву, Гродно, Минск, Могилев, Казань, Нижний Новгород, Одессу и

др6.

Для наращивания производства производителю необходим рост основного капитала. 17 июля 1906 г. по ходатайству правления Брянского завода Государь «соизволил повелеть: 1) предоставить названному обществу увеличить основной капитал с 12.087,500 руб. до 24.175,000 руб.

1 ГАБО, ф.220, оп.1, д.62, л.4

2 ГАБО, ф.220, оп.1, д.458, л.21

3 ГАБО, ф.220, оп.1, д.173, лл.1,6,15

4 ГАБО, ф.220, оп.1, д.65, л.39

5 ГАБО, ф.220, оп.1, д.453, лл.144,145

6 ГАБО, ф.220, оп.1, д.403, л.115

посредством выпуска 120875 дополнительных акций в общей сумме на 12.087,500 руб.»1.

В этом же году на общем собрании акционеров АО Брянский завод было принято решение о продлении договора с французским обществом банка и вкладов, который был заключен 30 декабря 1902 г. до 31 декабря 1906 г. У завода данному обществу был кредит на сумму 2.829,174 рублей2.

В списке акционеров Брянского завода значатся фамилии иностранных граждан (на латинице).

На заседании правления АО Брянского завода в этом же году решили «предоставить заграничным акционерам право для участия в общих

"5

собраниях акционеров» .

В последующие годы (1907, 1908) завод закончил строительство Днепровского моста на 2-ой Екатериненской железной дороге, строительство в г. Екатеринославе водопровода, получил заказы от Киевского арсенала на изготовление парового водотрубного котла, от фирмы «Борман, Шведе и Ко» в Варшаве на полный электрический мостовой кран в 6 тонн подъемной силы, с пролетом в 8000 м/м (без моста), от Орловско-Грязской железной дороги на 16 паровозов4.

География поставок продукции Брянского завода была очень широка, представлена в таблице 1 5.

Таблица 1 - География поставок продукции Брянского завода

Московско-Киевской ж/д - запасные паровозные части, стальные паровозные бандажи

Риго-Орловской ж/д - стальные паровозные бандажи

Китайско-Восточной ж/д - крюки для вагонов

Рязанско-Уральской ж/д - стальные барабаны

Юго-Восточной ж/д - металлические части мостов

Екатерининской ж/д - паровозные части

Либаво-Роменской ж/д - вагонные колеса

Черноморскому - стальные крестовины

механическому заводу

Невскому судостроительному - приборы и чертежи

заводу

Польским ж/д - паровозные цилиндры

С.-Петербургско-Варшавской ж/д - запасные вагонные части

1 ГАБО, ф.220, оп.1, д.444, л.64

2 ГАБО, ф.220, оп.1, д.444, л.17; д.453, л.49 об.

3 ГАБО, ф.220, оп.1, д.75, л.204; оп.2,д.43,лл.13-42

4 ГАБО, ф.220, оп.4, д.43, л.4; д.56, л.29; оп.1, д.510, л.13; д.457, л.3

5 ГАБО, ф.220, оп.1, д.120, лл.1-40

Товариществу В.А.Фельдман и Ко - стальные вагонные колеса

Средне-Азиатской ж\д - стальную пружину

Орловской губернской управе - плуги, бороны, жатки

В 1909 г. образовался синдикат из наиболее крупных мостостроительных заводов в составе: Брянского, Дебальцевского, Коломенского, Николаевского, заводов К.Рудзкий и Ко, завода «Сормово». Синдикат получил крупный заказ на строительство мостов для Амурской и Рязанско-Уральской железных дорог

В этом же году Брянский завод заключил соглашение с фирмой «Артур Коппель» на поставку легковесных рельсов1.

В 1910 г. Брянский завод выполнял заказ Челябинского городского управления по строительству в г. Челябинске водопровода для снабжения города питьевой водой в количестве 120000 ведер в сутки и 4800 ведер в час во время пожаров, заказ Ижорского завода о сооружении водопровода со всеми трубами, водоподъемными насосами, водоемным зданием и баками. Сам же завод заказал акционерному обществу Густов Лист водоподъемные машины2.

В 1910 г. произошло крупное открытие в металлургическом производстве. Инженер Брянского завода А.З.Рожков изобрел способ отливки многослойной стали. Изделие из этой стали были подвергнуты специальным испытаниям, которые прошли с отличными результатами. В 1911-1914 гг. на этот способ отливки стали были выданы патенты в России, Франции, Италии, Венгрии, Бельгии, Австрии, Швеции, Германии, Англии, Японии, Америке .

В 1912 г. завод вошел в Совет представителей паровозостроительных заводов. В Совет входили: Брянский завод, завод Гартмана, Невский завод, Путиловский завод, завод «Сормово», Харьковский завод. Совет решал следующие вопросы: распределял заказы Министерства путей сообщения, определял цены на продукцию, обсуждал технические данные паровозов и вагонов, условия принятия новых членов. Вновь созданный Совет сразу заявил о себе на рынке. Были получены заказы от Черноморско-Кубанской железной дороги на 5 товарных паровозов и 5 танк-паровозов, от Троицкой железной дороги на 4 товарных паровоза, от Торгового дома К.Ю.Пфейферь и Ко на танк-паровоз, от Технической конторы О.Р.Сан-Галли на 3 паровоза нормальной колеи, от Рижского чугунолитейного завода на 2 электрических мостовых крана .

1 ГАБО, ф.220, оп.1, д.470, лл.8,75

2 ГАБО, ф.220, оп.3, д.39, л.1; д.105, л.1; д.81, л.2

3 ГАБО, ф.220, оп.3, д.121а, лл.85-87

4 ГАБО, ф.220, оп.3, д.122, лл.1,12,24,38,39,87

В 1912 г. Брянский завод посетила комиссия контроля правительственных железных дорог Франции. Изучив самым тщательным образом оба завода (имеется ввиду и Александровский завод), комиссия констатировала, что «эти заводы, как в смысле их мощности, так и качества производства, стоят наравне с лучшими и самыми значительными паровозостроительными заводами Западной Европы»1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом же году представители Брянского завода были приглашены на съезд промышленников и торговых фирм в С. -Петербург. На съезде рассматривались самые разнообразные вопросы: о развитии торговых отношений с Афганистаном и Бухарой, предоставлении железным дорогам права на разработку нефтяных земель, санитарной охране воздуха, воды и почвы, соединении железнодорожными путями Донецкого бассейна и царства Польского, событиях на Балканах (шли Балканские войны), законопроектах по продаже крепких напитков, строительстве железнодорожных линий Орел-Нарва, Орел-Царское село, Орел-С.-Петербург, страховании рабочих. Прослеживается

заинтересованность крупного капитала не только в получении сверхприбыли, но и в более активном присутствии во внутренней и внешней политике страны2.

В 1912-1913 гг. Брянский завод выполнял заказы Виленской железной дороги на поставку 6 пассажирских летних вагонов; Гродненской железной дороги на 3 закрытых пассажирских вагона; Яблонно-Ваверской железной дороги на 43 пассажирских вагона, 5 паровозов; Варшавско-Венской железной дороги на паровозные части; Варшавской конторы Б.Авенариус и Ко на пивной вагон, полувагоны, паровозные части и танк-паровоз; Техническо-торгового дома в Варшаве на пассажирский вагон на 20 мест; Варшавского округа путей сообщения на 6 шоссейных вагончиков; Русско-Балтийского общества на вагон для перевозки доломита; общества Выксунских горных заводов на паровой кран и ковш для мартеновской мастерской, на мостовой кран и

3

загрузочную машину .

В 1913 г. синдикат «Продвагон», в который входил Брянский завод, получил заказы на поставку вагонов для Болгарских железных дорог, на 1000 крытых товарных вагонов для Владикавказской железной дороги, на 157 вагонов для Северо-Восточной Уральской железной дороги, на 1000 крытых товарных вагонов и 400 платформ для Юго-Восточных железных

4

дорог .

В 1914 г. с началом Первой мировой войны менялись заказы и продукция. Для управления артиллерии требовались пушечные лафеты,

1 ГАБО, ф.220, оп.1, д.534, л.13

2 ГАБО, ф.220, оп.1, д.202, лл.14,31,40,47,48,83

3 ГАБО, ф.220, оп.1, д.220, л.17; д.187, лл.5,10,12,38,45,85,94

4 ГАБО, ф.220, оп.1, д.228, лл.34,42,110

для Главного управления кораблестроения - фугасные снаряды, для Киевского арсенала - гранаты, снаряды1.

Таким образом, Брянский завод в Бежице был одним из крупных предприятий тяжелого машиностроения, имел многочисленные деловые отношения внутри страны и за её пределами, входил в самые значимые монополии России, которые всесторонне поддерживались государственно-правовыми мерами.

Библиографический список:

1. Государственный архив Брянской области (далее ГАБО), ф.220, оп.1, историческая справка

2. ГАБО. ф.220, оп.1, д.402, лл 5,6

3. ГАБО, ф.220, оп.1, д.402, лл.1, 2об.,14

4. Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод. Сборник документов и материалов. Брянск. 1969. 162 с.

5. ГАБО, ф.220, оп.2. д.42. л.1

6. Кизимова С.П. «Бежица». Историко-экономический очерк. Брянск. 1996.

181 с.

7. Ларина О.Г. Правовые основы реформирования финансового управления в России в начале XIX века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-1. С. 28-34.

8. Ларина О.Г. Учение о финансовых прерогативах государства и его практическое значение: историко-правовой анализ // Юридические науки. 2010. № 2. С. 17-18.

9. ГАБО, ф.220, оп.1, д.408, л.31;

10. ГАБО, ф.220, оп.1, д.408, лл.34,35

11. ГАБО, ф.220, оп.1, д.410, лл.1,6

12. Большая Советская Энциклопедия. Т.16. М., 1974. 632 с.

13. ГАБО, ф.220, оп.1, д.4, лл.29,30

14. ГАБО, ф.220, оп.3, д.103, л.3; оп.1, д. 4, л.78

15. ГАБО, ф.220, оп.1, д.62, л.4

16. ГАБО, ф.220, оп.1, д.458, л.21

17. ГАБО, ф.220, оп.1, д.173, лл.1,6,15

18. ГАБО, ф.220, оп.1, д.65, л.39

19. ГАБО, ф.220, оп.1, д.453, лл.144,145

20. ГАБО, ф.220, оп.1, д.403, л.115

21. ГАБО, ф.220, оп.1, д.444, л.64

22. ГАБО, ф.220, оп.1, д.444, л.17; д.453, л.49об.

23. ГАБО, ф.220, оп.1, д.75, л.204; оп.2,д.43,лл.13-42

24. ГАБО, ф.220, оп.4, д.43, л.4; д.56, л.29; оп.1, д.510, л.13; д.457, л.3

25. ГАБО, ф.220, оп.1, д.120, лл.1-40

26. ГАБО, ф.220, оп.1, д.470, лл.8,75

27. ГАБО, ф.220, оп.3, д.39, л.1; д.105, л.1; д.81, л.2

28. ГАБО, ф.220, оп.3, д.121а, лл.85-87

1 ГАБО, ф.220, оп.1, д.424, лл.1,5,34

29. ГАБО, ф.220, оп.3, д.122, лл.1,12,24,38,39,87

30. ГАБО, ф.220, оп.1, д.534, л.13

31. ГАБО, ф.220, оп.1, д.202, лл.14,31,40,47,48,83

32. ГАБО, ф.220, оп.1, д.220, л.17; д.187, лл.5,10,12,38,45,85,94

33. ГАБО, ф.220, оп.1, д.228, лл.34,42,110

34. ГАБО, ф.220, оп.1, д.424, лл.1,5,34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.