ИССЛЕДОВАНИЕ
Золотарева В.П.
1 Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Военно-промышленный сектор как фактор модернизации экономик стран «догоняющего развития»
АННОТАЦИЯ:
Экономические процессы, проходившие в странах «догоняющего развития» во второй половине XIX в. - начале ХХ в., не были однонаправленными. Беспрецедентные по своему характеру и масштабу, они охватывали широкий спектр сфер деятельности, соединяя их воедино в целостный хозяйственный организм, важное место в котором принадлежало военно-промышленному сектору. В данной статье, на основе исследования хозяйственных систем Германии, Японии и России и во взаимосвязи с происходившими там военными реформами, анализируется мультипликационный эффект, оказываемый развитием военно-промышленного сектора на темпы модернизации их национальных экономик. Данное исследование может быть полезно студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: «догоняющее развитие», модернизация, хозяйственные системы, военно-промышленный сектор
JEL: H56, N40, O14
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Золотарева В.П. Военно-промышленный сектор как фактор модернизации экономик стран «догоняющего развития» // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 12. — С. 1483-1496. — doi: 10.18334/rp.17.12.35392
Золотарева Вера Петровна, кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 20.06.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.12.35392
(с) Золотарева В.П. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Многоаспектность проблемы выявления роли военно-промышленного сектора в развитии национальных хозяйственных систем во многом связана с двойственным характером этого влияния, который особенно очевиден в странах «догоняющего развития». Они, с одной стороны, нуждаются в мощном оборонном комплексе для защиты своего суверенитета, в том числе и экономического, а с другой, вынуждены непроизводительно тратить и без того ограниченные материальные ресурсы. Возникает закономерный вопрос об обоснованности подобных затрат и влиянии военно-промышленного сектора на эффективность развития их экономик в целом. Особый интерес для исследования представляет анализ влияния бурного роста военно-промышленного сектора Германии, Японии и России на корректировку тенденций «догоняющего развития» экономик этих стран во второй половине XIX в. - начале ХХ в.
Ориентиры приоритетов развития, как экономики в целом, так и военно-промышленного сектора в частности, в этих странах определялись как эндогенными, так и экзогенными факторами функционирования их хозяйственных систем в рамках исследуемого хронологического периода, что нашло свое отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 4, 11, 12, 15, 19, 22]. Так, Погребинская В.А. в статье «Структурные проблемы предвоенной российской экономики», анализируя факторы, оказавшие влияние на экономическое развитие России, выделяет структурные диспропорции, сложившиеся в экономике, и подчеркивает зависимость индустриализации от развития военно-промышленного комплекса [21]. А Щерба А.Н. в монографии «Военная индустрия Санкт-Петербурга - Ленинграда в 1900-1940» выявил не только масштабы военного производства и основные тенденции его развития, но и показал механизм его влияния на экономику Санкт-Петербурга, на формирование высокого научно-технического и технологического уровня промышленного производства [24]. Глубокий анализ развития германской оборонной промышленности проведен в работе Норберта Здровомыслова (Zdrowomyslaw) «Оборонная промышленность
Германии со времен Империи до Федеративной республики» [26]. Эволюция военного производства Японии нашла отражение в работе Эйдуса Х.Т. «История Японии с древнейших времен до наших дней», «Истории Японии» под редакцией А.Е. Жукова [14, 25] и др. Однако
проблема влияния военно-промышленного сектора на эффективность развития экономик стран «догоняющего развития» исследователями не затрагивалась.
Германия
В Германии активизация модернизационных процессов началась сразу после образования империи в 1871 г. и была связана с созданием мощного военно-промышленного комплекса, финансирование которого поглощало возраставшую из года в год часть ее государственного бюджета. За период с 1872 по 1913 гг. военные расходы Германии возросли с 347,3 млн марок до 1771,2 млн марок, увеличившись более чем в пять раз [26, с. 22-23].
Стимулирующее воздействие на промышленность Германии оказало выполнение шести программ строительства военно-морских сил, так как огромные военные заказы способствовали возможности использовать денежные средства и для развития других сопряженных отраслей. Это отразилось на темпах ее экономического роста — прирост промышленной продукции в 1890-е гг. составил за десятилетие 62,2% [8, с. 355]. Ведущие позиции в промышленности заняли такие отрасли, как электротехническая, химическая, машиностроение, точная механика и оптика, развитие которых во многом было обусловлено потребностями оборонного комплекса.
Высокая экономическая конъюнктура способствовала росту традиционных отраслей (горной и металлургической), выполняющих функции «несущих конструкций» германской экономики. Ежегодный прирост продукции горнодобывающей промышленности в предвоенный период составил 4,7% [12, с. 48].
Предъявляя повышенный спрос на уголь, металл, электротехническую и химическую продукцию, милитаризация стимулировала развитие германской крупной индустрии, ускорив процессы ее монополизация. В 1895 г. на крупных предприятиях, составлявших около 0,6% от общего количества, было занято в горной и металлургической промышленности 95,2% рабочих, в химической -61,7% и т.д. [8, с. 356]. В 1911 г. в промышленности Германии действовало около 600 картелей, способствовавших более глубокой модернизации и специализации национальной экономики, а также повышению ее эффективности. Ведущие позиции занимали такие фирмы, как «Сименс-Гальске и Шуккерт», Всеобщее электрическое
общество «АЭГ», «ИГ Фарбениндустри», БАСФ, «Стальной трест», концерн Круппа.
Несмотря на снижение в начале 1900-х гг. темпов роста промышленной продукции до 37%, успехи германской промышленности были весьма значительными [8, с. 355]. Итоги за 14 лет - с 1900 г. по 1913 г. - приведены в таблице 1, а динамика внешнеторговых показателей Германии за период 1886-1911 гг. приведена в таблице 2.
Таблица 1
Динамика темпа роста промышленной продукции Германии за период
1900-1913 г.
Показатели, в млн т Годы Динамика, %
1900 1913
Выплавка чугуна 8,5 19,3 227
Добыча угля 109,3 190,1 174
Выплавка стали 6,6 18,3 277
Источник: составлено автором по [8, с. 437].
Данные таблицы 1 свидетельствуют о значительных темпах роста выпуска продукции, необходимой как для развития оборонного комплекса, так и в целом германской экономики.
Таблица 2
Динамика внешнеторговых показателей Германии
Показатели Годы Динамика, %
1886 1911
Экспорт Германии, млрд марок 3,2 9,7 303
Доля Германии в мировой торговле, % 10,3 12,5 121
Источник: составлено автором по [5, с. 61].
Увеличение стоимости экспорта Германии более чем в три раза и процентный рост ее доли в мировой торговле являются еще одним показателем успешной реализации германской модели «догоняющего развития», преимущественный рост индустриального сектора которой в немалой степени объясняется возросшими потребностями военного производства, явившегося ключевым фактором модернизации всей хозяйственной системы страны.
Япония
Начавшаяся в последние десятилетия XIX в. индустриализация японской экономики также была тесно связана с военной проблемой, определившей магистральные направления ее последующего развития. Модернизация конфискованных военных арсеналов, чугунолитейных и судостроительных заводов и шахт, а также создание новых предприятий стратегического значения, таких как заводы серной кислоты, стекольные и цементные заводы, потребовали резкого увеличения расходов государственного бюджета. Так, например, только за период 1881 по 1891 г. рост военных расходов составил свыше 60% [19].
Проблема обороны потребовала уделить большое внимание развитию современной промышленности и транспорта, поэтому в техническом развитии Японии отчетливо наблюдался рост тех отраслей, которые более тесно связаны с военными предприятиями -машиностроения, судостроения, горного дела и т.п. Стратегические соображения с самого начала играли первостепенную роль и при осуществлении задач по строительству железных дорог, созданию телефонной и телеграфной сети, которые развивались бурными темпами.
Так, принятая в 1895 г. 10-летняя программа развития экономики страны, декларируя в качестве своей главной цели обеспечение реорганизации и укрепления вооруженных сил, предусматривала наряду с этим ускоренное развитие ряда отраслей тяжелой промышленности, имевших военно-стратегическое значение, как за счет строительства государственных предприятий, так и за счет поощрения частных фирм. К 1900 г. военные заводы составляли 40% всех государственных предприятий Японии, на них было занято 54% рабочих и 74% двигателей.
Реализация Программы дала мощный толчок и развитию металлургии, судостроения, машиностроения Японии. Строительство в 1896—1901 гг. государственного металлургического комбината «Явата», оснащенного новейшим импортным оборудованием, а также сооружение нескольких крупных частных металлургических комбинатов позволили существенно увеличить производство чугуна и стали и ослабить зависимость страны от импорта. В результате принятия в 1896 г. закона о поощрении судостроительной промышленности и в 1899 г. закона о субсидировании судоходства были расширены мощности имевшихся и построен ряд новых крупных верфей, что позволило Японии строить
торговые суда, по тоннажу и оборудованию приближавшиеся к мировым стандартам.
Снижению зависимости от импорта различного промышленного оборудования способствовало строительство государственных машиностроительных предприятий (заводы по производству подвижного состава в Нагоя и Осака, завод по производству горного оборудования в Фукуока, и т.д.) и всяческое поощрение правительством развития частных («Сибаура дэнки» и т.д.).
Выгодные военные заказы сыграли заметную роль также и в процессах монополизации, усиливших индустриальный потенциал японской экономики. На первый план среди монополий выдвинулись такие концерны, как «Мицуи» и «Мицубиси», значительно расширившие сферу своей деятельности: «Мицуи» увеличил контроль над угледобывающей отраслью, а «Мицубиси» — судостроением.
Главной чертой экономического развития Японии был быстрый рост промышленности, сопровождавшийся повышением уровня ее технической вооруженности. Производство электроэнергии возросло за 1907—1914 гг. более чем в 6 раз, составив 716000 кВт-час. Рост производства стали за период 1906—1913 гг. в 3,7 раза, а чугуна - в 1,7
Г «_» и и и
раза позволил перед Первой мировой войной удовлетворять внутренние потребности на 48 и 34% соответственно. В результате ускоренного развития отраслей тяжелой промышленности их доля в отраслевой структуре за период с 1905 по 1915 гг. возросла с 28,5 до 33,8% [14, с. 236—237].
Таким образом, уделяя огромное внимание развитию военно-промышленного сектора, японское правительство оказывало тем самым стимулирующее воздействие на индустриализацию экономики страны и ее успехи на пути «догоняющего развития».
Российская Империя
Военно-политический характер носил и процесс модернизации в Российской Империи. Приоритетными направлениями развития отечественной экономики как в конце XIX в., так и в начале ХХ в. оставались развитие оборонной промышленности, транспортной сети и связи. Свидетельством их огромной важности служит доля государственного бюджета, направляемая на их финансирование. В 1913 г. на военные нужды было выделено 816,5 млн руб., что составляло
26,6% его расходной части, по сравнению с 1904 г. доля военных расходов выросла на 75% [13, с. 13].
Огромных средств требовала реализация специальных целевых программ оборонного комплекса. К примеру, для восстановления флота, потерянного в результате русско-японской войны, были разработаны несколько вариантов судостроительных программ, стоимость которых колебалась от 870 млн до 5 млрд руб., а на перевооружение сухопутных войск планировалось единовременно израсходовать более 2,1 млрд руб. [2, с. 9].
Кроме этого, существовали постоянно возраставшие затраты на обеспечение армии вооружением и боеприпасами, а также на развитие стратегически важных транспортных коммуникаций (сети стратегических железных дорог и шоссе) и линий связи. Анализ статьей чрезвычайных расходов за предвоенное десятилетие (1903—1913 гг.), указанных в таблице 3, показывает, что почти треть из них носила военно-стратегический характер.
Как и в других странах «догоняющего развития», огромные финансовые ресурсы, направляемые в военно-стратегические отрасли российской экономики, повлекли за собой бурный рост машиностроения, химической, горнозаводской, металлургической и прочих сопряженных с ними отраслей.
Таблица 3
Статьи чрезвычайных расходов в 1903—1913 гг.
Статья расходов Израсходовано с 1903 по 1913 гг., млн руб. Доля вида ассигнования, %
Транспортное строительство
На сооружение железных дорог 951 19,1
На улучшение казенного железнодорожного дела 19 0,4
На постройку новых и капитальное улучшение существующих портов (по Министерству торговли и промышленности) 24 0,5
Военные расходы
На хозяйственные операции и другие расходы военных ведомств 455 9,1
Итого 1449 29,1
Источник: составлено по [17, с. 117].
Так как важнейшим условием укрепления обороноспособности страны было признано создание современной транспортной сети, то
правительство с помощью казенных заказов и субсидий поощряло развитие так называемой «железнодорожной промышленности» — транспортного машиностроения и рельсового производства. Общая сумма первой (1868 г.) и второй (1874 г.) серии казенных заказов предприятиям, занимавшиеся изготовлением вагонов, паровозов и рельсов (Коломенский, Сормовский, Невский и др.), составила 65 млн руб. [20, с. 20].
Государство также приобретало облигации заводов транспортного машиностроения, предоставляло предприятиям эмитентам постоянные отсрочки по платежам в казну процентов и по погашению облигаций, что стимулировало развитие транспортного машиностроения и позволило ему в 1890-е гг. стать одной из ведущих отраслей российской промышленности. Крупнейшие предприятия транспортного машиностроения Российской империи и их основная продукция приведены в таблице 4.
Таблица 4
Номенклатура продукции ведущих предприятий транспортного машиностроения Российской империи
Краткое наименование предприятия Основная продукция
Коломенский завод товарные платформы, вагоны различного типа, паровозы и речные пароходы
Невский судостроительный завод миноносцы, легкие крейсеры и вспомогательные суда
Людиновский завод пароходы, паровозы, пассажирские и товарные вагоны, локомобили
Воткинский завод пароходы и паровозы
Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод товарные вагоны, платформы и цистерны, пассажирские вагоны
Общество путилковских заводов товарные и пассажирские вагоны, миноносцы
Сормовский завод пароходы, баржи, паровозы
Верхневолжский (Тверской) вагоностроительный завод пассажирские вагоны
Луганский паровозостроительный завод паровозы
Харьковский паровозостроительный завод паровозы
Ижорский завод пароходы, миноносцы
Мытищинский вагоностроительный завод товарные и пассажирские вагоны, трамвайные вагоны
Источник: составлено автором
Данные таблицы 4 свидетельствуют о широком ассортименте и наличии гражданской и военной специализации в транспортном машиностроении России.
Появление крупных потребителей донецкого и криворожского угля и руды - металлургических предприятий и железных дорог, а также разветвленная транспортная инфраструктура, способствовали созданию нового промышленного района на юге России, имевшего важное стратегическое значение.
Больших успехов достигло устройство телеграфной связи: в 1898 г. в России насчитывалось уже 5343 телеграфных станций, а протяженность телеграфных линий достигла 145188 верст. К этому времени все губернские города, морские порты, промышленные города, а также подавляющее большинство уездных городов империи, были соединены государственной сетью телеграфной связи, что имело большое экономическое и оборонное значение [9, с. 78].
Развитие военной отрасли сопровождалось процессом диверсификации, что проявилось как в развитии на их базе гражданского производства, так и появлении новых подотраслей промышленности. Интересы военного производства потребовали развития производства оптики, двигателей, аккумуляторов, осветительных приборов и т.д. Становление новых средств связи привело к появлению радиозаводов, первым из которых было Радиотелеграфное депо Морского ведомства, а ведущие позиции в оптическом производстве занял Обуховский завод.
Действие с 19 апреля 1871 г. до 1888 г. правил, согласно которым военные ведомства могли размещать заказы любыми способами, удобными и выгодными для казны, привело к обострению конкуренции между оборонными предприятиями и отказу правительства от ограничения функций этих предприятий лишь государственными заказами, что стимулировало развитие на их мощностях товаров гражданского назначения. Так, на базе казенных предприятий развивалось изготовление отечественного охотничьего оружия, основными производителями которого были Тульский и Ижевский оружейные заводы.
Однако оборонная промышленность стимулировала не просто рост, но и формирование высокого научно-технического и технологического уровня промышленного производства как в столицах Империи, так и в российских регионах. Одним из ярких примеров этого
процесса можно считать Записку в Главное артиллерийское управление саратовского городского головы А. Немировича с просьбой разместить в Саратове военные заводы, в которой отмечено, что городская управа находит привлечение новой отрасли индустрии и новых капиталов вполне отвечающим интересам города «в целях дальнейшего развития его торговли и промышленности» [6, с. 217—218].
Таким образом, инвестируя в оборонную промышленность, российское государство активно способствовало развитию модернизационных процессов разветвленной хозяйственной системы нашей обширной страны.
Заключение
Обострение конкуренции в мировом хозяйстве и борьба за передел сфер влияния потребовали во второй половине XIX в. - начале ХХ в. формирования защитных институциональных структур национальных рынков, в том числе и военными методами, что вызвало необходимость формирования мощных оборонно-промышленных комплексов в странах «догоняющего развития» и проявилось в политике «инвестиционной экспансии». Милитаризация же экономик Германии, Японии и России ускорила процессы индустриализации и выявила мультипликационный эффект влияния как на сопряженные с оборонным комплексом отрасли, так и в целом на развитие национальных хозяйственных систем.
Так, доля Германии в мировом промышленном производстве возросла с 13% в 1870 г. до 16% в 1913 г., выдвинув ее на первое место в Европе и второе в мире. В период с 1883—1913 гг. ее чистый внутренний продукт возрастал в среднем на 3% ежегодно. Общий подъем экономики Японии привел к росту ее валового национального продукта с 1870 по 1913 г. в среднем на 3% в год. В России среднегодовые темпы промышленного роста за период с 1885 по 1913 гг. составляли 5,7%, что позволило ей занять пятое место по объему промышленного производства.
Важнейшим результатом приоритетного развития военно-промышленной сферы в этих странах стало усиление их экономической безопасности и возможностей для защиты национальных экономических интересов и пространственного расширения. Следует отметить и создание в этих странах мощного научно-технического и производственного потенциала экономики, а также появление новых
передовых отраслей промышленности, таких как электротехническая, химическая, оптическая и др.
Однако необходимо отметить и такие негативные результаты данного процесса, как отвлечение огромных сумм на непроизводительные расходы. Так, в 1913 г. прямые военные расходы России с учетом чрезвычайного бюджета и расходов военного характера, проходивших по сметам гражданских ведомств, оценивались в 965 млн руб., военные расходы Германии составили 1771 млн марок (19,6% государственных расходов), а Японии - более 200 млн иен. Происходило и отвлечение от производительной деятельности огромной армии трудовых ресурсов, как для работы в военно-промышленном секторе, так и для военной службы.
Кроме того, перекос в отраслевой структуре национальных экономик в сторону стратегически важных отраслей в дальнейшем привел к одностороннему развитию регионов и образованию моногородов с оборонной промышленностью, что особенно явно проявилось в России.
Оценка роли военно-промышленного сектора в развитии национальных экономик не потеряла актуальность и для современной экономической науки и практики хозяйствования. Она позволяет выявить как возможности ускорения развития хозяйственных систем, использующих ВПК как мультипликатор экономического роста, так и негативные и позитивные стороны данного пути, а также дает представление о значении военно-промышленного сектора в рамках модернизационной парадигмы «догоняющего развития». Особо следует отметить, что развитие военно-промышленного сектора явилось обязательным условием «догоняющего развития» на данном историческом этапе его практического осуществления.
ИСТОЧНИКИ:
1. Аар В. Военное могущество и народное хозяйство великих держав за последние 30 лет.
- Варшава: Издательство книжного склада при журнале «Офицерская жизнь», 1910. - 21 с.
2. Алексашин А.А., Гарбук С.В., Губинский А.М. Российский оборонно-промышленный
комплекс: история, современное состояние, перспективы. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - 240 с.
3. БескровныйЛ.Г. Армия и флот России в начале XX века. Очерки военно-экономического
потенциала. - М.: Наука, 1986. - 242 с.
4. Блиох И.С. Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношении. В
6 т. Т. 1-5. - СПб: Типолитография И.А. Эфрона, 1872.
5. Военные займы: Сборник статей. - Петроград: Типолитография «Правда», 1917. - 194 с.
6. Военная промышленность России в начале XX в. (1900-1917). Т. 1. - М.: Новый
хронограф, 2004. - 832 с.
7. Высокое М.С. История почты, телеграфа и радио на Дальнем Востоке России (40-е гг.
XVII - начало XX в.): Монография. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2004. - 120 с.
8. Германская история в новое и новейшее время. В 2 т. Т.1. - М.: Наука, 1970. - 512 с.
9. Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900-1917 гг.). - СПб:
ВМИРЭ, 2005. - 709 с.
10. Государственные финансы России: XIX - первая четверть XX века. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. - 304 с.
11. Гулевич А.А. Война и народное хозяйство. - СПб: Типолитография Главного управления
уделов, 1898. - 188 с.
12. Дроз Ж. История Германии. - М.: АСТ; Астрель, 2005. - 161 с.
13. Загорулько М.М., Булатов В.В. Государственно-частное партнерство в военно-
промышленном производстве: из отечественного опыта: Монография. -Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 188 с.
14. История Японии. Т. 2. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 703 с.
15. История Японии. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 560 с.
16. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: От палеолита до наших дней. - М.:
Российская политическая энциклопедия, 2001. - 543 с.
17. Финансовые просчеты в экономической политике России на рубеже XIX-XX вв. / И.В.
Караваева, В.А. Мальцев, Г.И. Белова // Финансы и кредит. - 2003. - № 23. - С. 108-119.
18. КафенгаузЛ.Б. Эволюция промышленного производства России (последняя треть XIX
в. - 30-е гг. ХХ в.). - М.: Эпифания, 1994. - 849 с.
19. Норман Г. Становление капиталистической Японии. - М.: Издательство иностранной
литературы, 1952. - 231 с.
20. Обзор правительственных мероприятий по развитию в России металлической
промышленности. - СПб: Типолитография В. Киршбаума, 1879. - 107 с.
21. Погребинская В.А. Структурные проблемы предвоенной российской экономики //
Военная экономика России в первой половине ХХ столетия: Сборник статей. - М.: Институт экономики РАН, 2006. - 224 с. - С. 44-67.
22. Поликарпов В.В. Русская военно-промышленная политика. 1914-1917.
Государственные задачи и частные интересы. - М.: Центрполиграф, 2015. - 383 с.
23. Родионов Н.А. История оружейного производства в Удмуртии (XIX-XXI вв.). - Ижевск:
УИИЯЛ УрО РАН, 2009. - 316 с.
24. Щерба А.Н. Военная индустрия Санкт-Петербурга - Ленинграда в 1900-1940. - Москва;
Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2012. - 448 с.
25. ЭйдусХ.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней: Краткий очерк. - М.:
Наука, Главная редакция восточной литературы, 1968. - 224 с.
26. Bontrup H.-J., Zdrowomyslaw N. Die deutsche Rüstungsindustrie: Vom Kaiserreich bis zur
Bundesrepublik: Ein Handbuch. - Heilbronn: Distel, 1988. - 228 S.
Vera P. Zolotareva, Candidate of Science, Economics, Moscow State University of Printing Arts named after Ivan Fedorov, Moscow
The military-industrial sector as a factor of modernization of the economies of the countries of «catching-up development»
ABSTRACT
Economic processes in the countries of «catching-up development» in the second half of the nineteenth century and the early twentieth century, were not unidirectional. Unprecedented in nature and scope they covered a broad range of fields, connecting them together into a coherent economic organism, an important place of which belonged to the military-industrial sector. In this article the multiplier effect of development of military -industrial sector on the pace of modernization of their national economies is analyzed. It is based on the study of the economic systems of Germany, Japan and Russia, and linked with military reforms. This study can be useful to students, graduate students and teachers of economic specialties
KEYWORDS: «catch-up development», modernization, economic system, military-industrial sector