Научная статья на тему 'Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере социального партнерства'

Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / STATE AND LAW POLICY / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА / PRINCIPLES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куникина Анна Александровна

В данной статье рассматриваются основы современной государственно-правовой политики России в сфере социального партнерства, анализируются базовые нормативно-правовые акты, регулирующие социальное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере социального партнерства»

ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Государственно-правовая политика Российской Федерации в сфере

социального партнерства Куникина А. А.

Куникина Анна Александровна / Kunikina Anna Alexandrovna - магистрант, кафедра теории государства и права, Юридический институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в данной статье рассматриваются основы современной государственно-правовой политики России в сфере социального партнерства, анализируются базовые нормативно-правовые акты, регулирующие социальное партнерство. Abstract: the foundations of the modern state legal policy of Russia in the field of the social partnership, analyzed core normative legal acts governing the social partnership are discussed.

Ключевые слова: социальное партнерство, государственно-правовая политика, принципы социального партнерства в сфере труда.

Keywords: the social partnership, state and law policy, principles of social partnership in employment.

Большинство современных теоретиков права видят в природе правовой политики систематическую деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по выработке эффективных способов правового регулирования для обеспечения прав и свобод человека и гражданина, по укреплению правопорядка и законности, которые реализуются в сфере действия права и по средствам права [1].

Важными признаками государственно-правовой политики являются:

1) наличие специально уполномоченных субъектов, формирующих и реализующих правовую политику (законодательные, исполнительные органы власти, высшие должностные лица, Президент и др.;

2) направленность на укрепление публичной власти, на достижение социально полезных целей.

Правовая политика носит активный характер, реализует качественные позитивные преобразования правового поля государства. Одной из целей является удовлетворение публичных интересов, как всего общества, так и отдельных граждан, обеспечение прав личности, основываясь на принципах справедливости [2];

3) правовая политика проводится с учетом и при воздействии правового сознания.

На основе названных признаков можно дать следующее определение правовой

политики РФ в сфере социального партнерства - это систематическая деятельность государственных органов и субъектов социального партнерства по выработке эффективных способов правового регулирования взаимоотношений работодателей (их представителей) и работников (их представителей), направленная на эффективное согласование их взаимных интересов в процессе регулирования социально-трудовых отношений в целях обеспечения социального мира и устойчивого развития общества.

Трудовой кодекс РФ 2001 г. вместо традиционной главы о коллективных договорах и соглашениях ввел раздел II, который называется «Социальное партнерство в сфере труда».

Законодатель определяет социальное партнерство как правовой принцип трудового права в целом и правовым институтом.

С одной стороны, согласно ст. 23 ТК РФ под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Социальное партнерство как институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по обеспечению согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

С другой стороны, в ст. 2 ТК РФ в качестве основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений называет социальное партнерство. Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых отношений [3].

Таким образом, сам законодатель, обозначил в ст. 2 ТК РФ социальное партнерство как принцип, а в ст. 23 ТК РФ - как систему взаимоотношений между определенными субъектами.

Социальное партнерство является достаточно новым институтом трудового законодательства. Действующие статьи второй части ТК играют важную роль в создании системы социального партнерства, расширении и развитии договорного регулирования социально-трудовых отношений, содействии согласованию интересов как работников и работодателей, так и интересов государства в целом.

Социальное партнерство может выражаться в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению, взаимных консультаций, участия работников, их представителей в управлении организацией, участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Кроме перечисленных форм социального партнерства стороны могут использовать и иные способы взаимодействия.

В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов работников и работодателей в процессе поиска соответствующих решений, при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере. Социальное партнерство позволяет наиболее эффективно решить вопросы обеспечения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, установления стабильности гражданского общества.

Целью политики социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установление государственных гарантий интересов работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей. Достижению этой цели в значительной степени могут способствовать реальные отношения социального партнерства, которые строятся на принципе трехстороннего или двухстороннего участия и представительства. На каждом из уровней социального партнерства интересы сторон выражают различные представители [4].

Так, на государственном (федеральном) уровне в этих отношениях участвуют общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и федеральные органы государственной власти. Аналогичная ситуация складывается и на межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

На уровне организации эти отношения имеют двусторонний характер.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, которые сами, без посредников, могут реализовывать свои интересы, согласовывать позиции сторон и регулировать возникающие разногласия.

Выражать интересы работников и работодателей могут также их полномочные представители. Такое представительство от имени работников или работодателя

9

осуществляется на основании закона, нормативных правовых актов, учредительных документов или иных документов, дающих право на представительство в соответствии с гражданским законодательством. Представители также могут быть уполномочены на представительство собранием, конференцией стороны социального партнерства.

В социальном партнерстве в качестве работодателя могут участвовать органы государственной власти федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления.

Так, при функционировании государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятий участие государственного органа (или органа местного самоуправления) является обязательным, так как сами унитарные или казенные предприятия не являются собственниками имущества, которое закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

В отношения социального партнерства органы государственной власти и органы местного самоуправления вступают через своих представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями.

Социальное партнерство, выражающееся в ведении коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также заключении коллективных договоров, соглашений, является основой социально -партнерских отношений.

Решения, принятые сторонами, закрепляются в установленной законом форме и позволяют конкретизировать права и обязанности работников и работодателей, создать благоприятные условия труда работникам, стабилизировать социальную обстановку на соответствующем уровне.

Итак, становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в РФ законодательство о социальном партнерстве пришлось создавать практически с «чистого листа».

В прежнее время понятия «социальные партнеры», «трипартизм» и некоторые другие почти не употреблялись, так как в соответствии с официальной доктриной при социализме не формируется гражданское общество, а также не возникают основания для социальных конфликтов и противоречий [5].

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул. В настоящее время не оспаривается тот факт, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

Литература

1. Воронцов Д. Ф. Государственная политика: понятие, виды, соответствие праву и справедливости как элемент решения проблем современной экономики // Актуальные проблемы российского права, 2011. № 3. С. 36.

2. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012. С. 54.

3. Трудовое право / Под ред. Смирнова О. В., Снигиревой И. О. М. Проспект, 2013. С. 67.

4. Трудовое право России / Под ред. Орловского Ю. П., Нуртдиновой А. Ф. Проспект, 2015. С. 123.

5. Воскресенская Е. В. Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания, 2008. № 6. С. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.