Научная статья на тему 'Государственно-правовая деятельность Н. П. Румянцева в области освоения дальневосточных территорий России'

Государственно-правовая деятельность Н. П. Румянцева в области освоения дальневосточных территорий России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИНИСТР КОММЕРЦИИ / ОСВОЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ТОРГОВЫЙ ДОГОВОР С ЯПОНИЕЙ И КИТАЕМ / STATE-LEGAL PERFORMANCE / THE MINISTER OF COMMERCE / DEVELOPMENT OF FAR EAST TERRITORIES / THE TRADING CONTRACT WITH JAPAN AND CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоконь Д. Л., Рассолов М. М., Belokon D. L.

Анализируется этап государственно-правовой деятельности Н.П. Румянцева в освоении Россией восточных территорий. Подробно освещается деятельность Российско-Американской компании, торговых соглашений с Японией и Китаем, колониальная политика в отношении Аляски. Н.П. Румянцеву удалось начать политический диалог с Японией и Китаем, укрепить российские позиции в Северной Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N.P. RUMYANTSEV'S STATE-LEGAL PERFORMANCE IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF FAR EAST TERRITORIES OF RUSSIA

The author describes a stage is state N.P. Rumjantseva's legal performance in development of east territories by Russia. The detailed analysis of performance of the Russian-American company, trading agreements with Japan and China, a colonial policy concerning Alaska is given. The conclusion becomes that N.P. Rumjantsevu was possible to begin political dialogue with Japan and China, hardening of the Russian positions in the North America.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовая деятельность Н. П. Румянцева в области освоения дальневосточных территорий России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ ................................

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.П. РУМЯНЦЕВА В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Д.Л. БЕЛОКОНЬ,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Минюста России 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

denros777@mail. т

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор

М.М. РАССОЛОВ

Аннотация. Анализируется этап государственно-правовой деятельности Н.П. Румянцева в освоении Россией восточных территорий. Подробно освещается деятельность Российско-Американской компании, торговых соглашений с Японией и Китаем, колониальная политика в отношении Аляски. Н.П. Румянцеву удалось начать политический диалог с Японией и Китаем, укрепить российские позиции в Северной Америке.

Ключевые слова: государственно-правовая деятельность, министр коммерции, освоение дальневосточных территорий, торговый договор с Японией и Китаем.

N.P. RUMYANTSEV'S STATE-LEGAL PERFORMANCE IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF FAR EAST TERRITORIES OF RUSSIA

D.L. BELOKON,

the post-graduate student of chair of the theory and history of the state and the law of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation

The summary. The author describes a stage is state — N.P. Rumjantseva's legal performance in development of east territories by Russia. The detailed analysis of performance of the Russian-American company, trading agreements with Japan and China, a colonial policy concerning Alaska is given. The conclusion becomes that N.P. Rumjantsevu was possible to begin political dialogue with Japan and China, hardening of the Russian positions in the North A merica.

Key words: state-legal performance, the minister of commerce, development of Far East territories, the trading contract with Japan and China.

В XVII в. началась русская колонизация дальневосточных территорий России, а точнее, территорий Сибири и Дальнего Востока, позднее — освоение необжитых пространств Аляски. Благодаря энергии и смелости землепроходцев XVI—XVШ вв. (Ермак, Невельской, Дежнев, Беринг и др.) граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана, и лишь в XIX в., когда Россия вступила в эпоху капиталистического развития, началось интенсивное освоение огромных пространств.

Одним из первых государственных деятелей, поставивших перед собой такую непростую задачу, был крупный государственный деятель времен правления Александра I Н.П. Румянцев (1754—1826), оставив-

ший глубокий след в развитии и освоении Дальнего Востока и Аляски1. Занимая с 1802 г. пост министра коммерции, Румянцев приложил для выполнения этих задач немало сил.

Известно, что в то время должность министра коммерции обусловливалась не только исключительно финансовой частью, поиском новых внешнеторговых партнеров, рынков сбыта для отечественных товаров, перезаключение старых торговых договоров на более выгодных для России условиях, но и освоением малозаселенных территорий, в частности Сибири, Дальнего Востока, укрепление российских позиций в Северной Америке.

Н.П. Румянцев проявлял в этом вопросе более дальновидную политику. Будучи акционером образо-

ванной в 1799 г. Российско-Американской компании (РАК), созданной для колонизации новых территорий в Северной Америке и обладавшей монопольным правом на организацию промыслов и заведений на западном побережье Америки и в районе северной части Тихого океана, он активно поддержал идею осуществить под ее эгидой кругосветное плавание. Главной целью задуманного предприятия была прокладка прямого морского пути от Петербурга к берегам Русской Америки, освоение необжитых пространств Дальнего Востока, что значительно обогатило бы эти территории необходимыми товарами и снизило бы издержки от использовавшегося ранее длительного сухопутно-речного пути через Сибирь до Охотского порта2.

20 февраля 1803 г. Н.П. Румянцев представил Александру I две докладные записки — «О значении и перспективах развития торговли с Японией» и «О выгодах развития торговли в Кантоне». В первой из них речь шла о возможности открыть на постоянной основе и на благоприятных для обеих сторон условиях торг с Японской империей, отношения с которой складывались довольно непросто. Румянцеву приходилось учитывать сложившиеся непростые отношения с Японией. Он предложил императору «назначить род некоторого к японскому двору посольства», положив при этом «прочное основание торговли» и установив «на предбудущее время дружественные отношения между обеими империями». Румянцев полагал, что наиболее востребованными со стороны японцев предметами торга могут стать рыба, выделанные кожи «морских и земляных зверей», мягкая рухлядь, моржовая кость, сукно и даже производимые в России товары, «служащие к роскоши». В обмен предполагалось закупать «пшено, не только для американских селений, но и для всего северного края Сибири нужное, штыковую медь, добротою своею в целом свете известную», шелковые и бумажные ткани, серебро, лаки»3.

Вторая записка Н.П. Румянцева, заметно более короткая, чем первая, посвящена проблеме проникновения российских купцов на китайские рынки, а именно в знаменитый порт Кантон (Гуанчжоу), замечая, что широкое развитие торговых связей с Китаем представляет прямой интерес для РАК. Он предлагал отправить в Пекин нарочного просить «и о произведении мены подобно тому, как и все европейцы оною пользуются». В случае успешного проведения переговоров территории Русской Америки, по его мнению, получали реальный шанс для ускорения темпов экономического развития. Имея «знатные звериные промысла и... видя возможность сбывать рухлядь, рыбу, жиры», селения под опекой РАК получили бы средства к привлечению «людей, в науках и художествах испытанных, приступили бы к учреждению фабрик и заводов. для выделки металлов, кож и прочего, и таким образом. возникли бы города»4. От

* .....ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

успеха торгового соглашения с Китаем зависело, по мнению Румянцева, упрочнение русского влияния в Северной Америке.

По указу императора обе записки были рассмотрены и получили одобрение в Комитете министров. Румянцеву же было поручено составить две подробные инструкции, касавшиеся целей, задач экспедиции и средств их достижения. Они были вручены 10 июля 1803 г. действительному камергеру Н.П. Резанову, назначенному руководителем дипломатической миссии в Японию. Первая из них, по словам Н.П. Румянцева, предусматривала «предписать. каким обрядом по прибытии в Японию подвержены вы будете, и объяснить вам мысли мои касательно японской торговли». Составление этого документа, как показывает даже беглое прочтение его, требовало серьезного ознакомления с обычаями страны Восходящего Солнца, что и продемонстрировал министр коммерции, когда упомянул о необходимости «разостлать ковер» перед японскими посланниками и «на нем их посадить», или заметил, что к сундуку, в котором будет находиться грамота российского государя, нельзя приближаться «с покровенною головою».

Вторая инструкция представляла собой план торговых задач, поставленных перед экспедицией, мероприятий, направленных на улучшение быта и налаживание жизнедеятельности русских селений в Америке и научных исследований, намеченных для проведения в ходе путешествия. Н.П. Румянцев настаивал, что необходима государственная поддержка колонии со стороны метрополии. Именно благодаря ему в этих краях было заложено основание русских владений. Среди множества наставлений, содержавшихся в этом документе, стоит выделить наряду с традиционными напутствиями распространять на американском континенте и о-ве Кадьяк христианскую веру, просвещение, укреплять торговлю, хлебопашество и пр.5

Экспедиция отправилась в путь 26 июля 1803 г. и в течение трех лет совершала кругосветное плавание. В сентябре 1804 г. в японский порт Нагасаки на шлюпе «Надежда» прибыл камергер двора Н.П. Резанов. Он имел посольские полномочия от императора Александра I — «Чрезвычайный посланник и полномочный министр ко двору Японскому», и высокий чин, приравненный по Табелю по рангам к генеральскому. Весной 1805 г. японская делегация вручила Резанову письменный отказ от ведения любых переговоров. Казалось бы, Румянцев как министр коммерции должен был остаться разочарованным ее результатами. Но в очередном письме Резанову от 13 октября 1806 г., с которым граф, равно как и с Крузенштерном, поддерживал во время путешествия постоянную связь, он с пониманием воспринял все неудачи и призвал российского дипломата не терять надежды.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Подобной позиции Н.П. Румянцев придерживался и в отношении торга в Кантоне (Китае), замечая, что если сегодня не удалось договориться об открытии торговли с китайской стороной на постоянных началах, то надо иметь в виду, что «обстоятельства переменчивы, а предназначение компании полагается вечным». Нельзя пренебрегать возможностью при удобном случае возобновить переговоры. Рассуждая о новых направлениях торговой деятельности РАК, Румянцев подчеркивал, что не видит препятствий к распространению промыслов «от Кадьяка к Берингову проливу по северо-западному берегу Америки, где нет. иностранного соперничества», и соответствующему расширению сферы торговых интересов компании. Он не сомневался, что проникновение русских в эти места может «дать нам неисчерпаемое богатство и предохранять. от торговых раздоров с бостонцами и другими европейцами», столкновение с которыми было бы крайне нежелательным до тех пор, «пока компания не возмужает в силах».

Хотя коммерческие и политические задачи экспедиции, безусловно, не были реализованы и наполовину, это путешествие произвело грандиозное впечатление на современников и увенчалось успехом в научном и государственном отношении (учитывая совершенные открытия в области географии, геологии, биологии, физики). Экспедиция финансировалась РАК и правительством, однако всеми признавалось, что большую роль в ее организации сыграл министр коммерции.

И в дальнейшем Н.П. Румянцев проявлял устойчивый интерес к проблемам Русской Америки и деятельности РАК. Доказательством этому служит ряд докладных записок и прошений графа на имя Александра I. Так, в докладе от 13 марта 1808 г. Николай Петрович обращался с просьбой дать возможность компании расширить наем мастеровых и промысловых людей. В обоснование своих предложений граф ссылался на запрос правления американской компании, «чтобы дозволено ему было. мастеровых и ремесленников, которых в одних только столицах и многолюдных городах с удобностию можно приискивать. нанимать везде»6. В тот же день доклад был утвержден императором.

А уже 22 мая 1808 г. Н.П. Румянцевым была представлена очередная записка с новыми идеями об

ускорении освоения территорий, подчиненных РАК. Он доводил до сведения государя, что многие находившиеся по паспортам в службе компании люди «от давнего пребывания в тех местах не только обзавелись домами, но, поженясь на диких, прижили с ними детей и занимаются хозяйственной деятельностью». Николай Петрович, резонно считая оседлость людей идущей на пользу государству, предлагал «дать позволение, укореняться» в Америке «купцам, мещанам, государственным и экономическим крестьянам, ясашным, отставным солдатам» с тем условием, чтобы по истечении контрактов их не могли против воли возвратить в Россию.

Наконец 17 июля, через два месяца после обращения, Н.П. Румянцев выступил ходатаем за еще одно прошение РАК. В нем излагались доводы о важности заселения о-ва Сахалин и в связи с этим содержалась

просьба позволить «по примеру острова Урупа......за-

весть экономию, хлебопашество, кораблестроение, училища». В случае успешного освоения Сахалина компания ручалась «упрочить себе японскую торговлю», что являлось немаловажным аргументом для графа.

Таким образом, рассмотрев государственную деятельность графа Н.П. Румянцева по освоению Российской империей Дальнего Востока и Северной Америки, можно отметить, что главной его заслугой было проведение первой русской кругосветной экспедиции, что позволило начать торговый и политический диалог с Японией и Китаем, упрочению российского присутствия в Русской Америки, в том числе благоустройством российских поселенцев.

1 Подробное жизнеописание Н.П. Румянцева с биографией см.: Иконников В.С. Опыт русской историографии. Киев, 1891.

2 Исследования русских на Тихом океане в XVIII — первой половине XIX в. : в 6 т. ; сб. док-в. Т. 3: Российско-Американская компания и изучение тихоокеанского Севера, 1795—1815. М, 1994. С. 6.

3 Внешняя политика России XIX — начала XX в. М., 1979. Т 1. С. 387— 389.

4 Исследования русских на Тихом океане в XVIII — первой половине XIX в. С. 71.

5 Внешняя политика России XIX — начала XX в. С. 492.

6 РГИА. Ф. 13. Оп. 1. Д. 373. Л. 15—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.