ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)
УДК 347.963
Гаврилов Максим Александрович,
доцент кафедры основ организации и управления в органах прокуратуры Казанского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, ул. Московская, д. 41, г. Казань, Россия, 420011, е-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с деятельностью прокуратуры Российской Федерации по государственно-патриотическому воспитанию прокурорских работников в современных условиях. Рассмотрены вопросы планирования этой деятельности в органах прокуратуры, проанализированы особенности воспитания молодых специалистов. Кроме того, рассмотрена деятельность органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью, осуществляемая с целью патриотического воспитания граждан.
Ключевые слова: прокуратура, государственно-патриотическое воспитание, прокурорский работник, воспитание, кадры органов прокуратуры.
Gavrilov Maxim Alexandrovich,
associate Professor of the Department of Fundamentals of Organization and Management in the Prosecutor's Office of the Kazan Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, st. Moscow, 41, Kazan, Russia, 420011, e-mail: [email protected]
STATE PATRIOTIC EDUCATION IN THE PROSECUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article is devoted to the study of issues related to the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation on the state-patriotic education of its employees in modern conditions. The issues of planning this activity in the prosecutor's office are considered. The features of education of young specialists are analyzed. In addition, the activities of the prosecutor's office on interaction with the media and the public, carried out with the aim of patriotic education of citizens, are considered.
Key words: prosecutor's office, state-patriotic education, prosecutor's worker, education, personnel of the prosecutor's office.
Современная ситуация в мире и нашей стране, в том числе связанная со специальной военной операцией, определила новые вызовы, вставшие перед органами прокуратуры Российской Федерации. Неизбежной стала
необходимость в содержательной корректировке организации
воспитательной работы в органах прокуратуры, наполнении ее новыми смыслами, использовании современных методов с опорой на хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы. Достаточно своевременным в этой связи представляется издание
Генеральным прокурором Российской
Федерации приказа № 510 от 14.09.2022 «Об утверждении Концепции
совершенствования системы
государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации» (далее - Концепция).
Концепцией определено, что воспитательную работу в органах прокуратуры надлежит активизировать и систематизировать с учетом единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам
предписано обеспечить контроль за организацией работы по государственно-патриотическому воспитанию работников органов прокуратуры.
Эта деятельность в органах прокуратуры осуществляется на плановой основе [1, с. 27-30]. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры ежегодно разрабатывают и утверждают план мероприятий
патриотического воспитания работников.
Представляется, что планирование мероприятий по государственно-патриотическому воспитанию
прокурорских работников именно на предстоящий календарный год выглядит не совсем оправданным. В органах прокуратуры в целом в качестве основного вида применяется полугодовое
планирование, которое позволяет всесторонне и оперативно реализовывать полномочия прокуратур по основным направлениям их деятельности [2, с. 51]. В современной действительности события развиваются достаточно динамично. Зачастую именно события, происходящие в политической или экономической жизни страны, предопределяют потребность в применении тех или иных форм мероприятий по государственно-патриотическому воспитанию
прокурорских работников, выбор их тематической направленности. Кроме того, чисто с практической стороны, трудно запланировать на год вперед посещение
каких-либо мероприятий, например, тематических выставок и т. п.
Более приемлемым, на наш взгляд, представляется планирование
рассматриваемого вида деятельности на срок не превышающий полгода. Тогда можно учесть эффективность ранее проведенных мероприятий, обнаружить и оперативно устранить имеющиеся недостатки в проводимой работе.
Если говорить о содержании государственно-патриотического воспитания в прокуратуре, то под ним понимается система мер, направленных на формирование у работников прокуратуры любви к России, гордости за честь служить Отечеству, уважения к истории страны, готовности к выполнению в любых условиях служебного долга и конституционной обязанности по защите Родины от внешних и внутренних угроз. Другими словами, прокурорский работник должен быть патриотом.
При всей кажущейся очевидности, является достаточно сложным для уяснения и поэтому порождает постоянные дискуссии в научной литературе определение патриотизма как явления. Наиболее верным представляется мнение Р. Я. Мирского о том, что «... патриотизм в структурном отношении состоит из трех взаимосвязанных, взаимообусловленных и находящихся в диалектическом единстве компонентов: патриотического отношения,
патриотического сознания,
патриотической деятельности» [3, с. 9]. Другими словами, истинный патриотизм -это любовь к Родине в действии, не только в конкретных словах, но и в делах [4, с. 79-100]. Совершенно справедливо отмечал советский педагог
А. С. Макаренко, что главным мерилом патриотических убеждений человека является личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд [5].
Наша страна сегодня как никогда нуждается в патриотическом труде всех граждан, и, в первую очередь, государственных служащих, в том числе прокурорских работников. Ценность служения Отечеству только увеличится,
если оно совершается бескорыстно - вне зависимости от каких-либо материальных расчетов, соображений престижа и т. д.
Особенно важно понимание этого молодыми начинающими свой трудовой путь прокурорскими работниками. Необходимо учесть, что образовавшийся с начала 90-х годов вплоть до начала 2000-х годов ценностно-идеологический вакуум явился причиной забвения в сознании современной молодежи исторических и культурных корней. Одновременно нельзя недооценивать и внешнее
информационное давление, которое способствует формированию в массовой культуре максимально приземленных, сугубо прагматических ценностей.
Сегодня не каждый молодой специалист готов к самоотверженному труду в органах прокуратуры, когда необходимо порою не считаться с личным временем, принимать взвешенные решения, влияющие на судьбы людей. Например, в 2018 и в 2019 годах из органов прокуратуры Российской Федерации уволилось соответственно 278 и 227 молодых специалистов, т. е. лиц, чей трудовой стаж не превышает 3 лет. Одной из основных причин увольнения этих лиц служит их неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических нагрузок и строгой ответственности1. То есть люди оказались просто не готовы к сложной, требующей полной самоотдачи работе в органах прокуратуры. Возможно, для некоторых из них личный комфорт и спокойствие оказались в приоритете при выборе дальнейшего профессионального пути.
Патриотические чувства хоть и возникают естественным образом, но сохраняются и укрепляются в определенной социальной среде, каковой является, в том числе, и трудовой коллектив.
Не случайно Концепцией определено, что вовлечение в проводимую работу по государственно-патриотическому
1 Информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.06.2020 № 62-13-2020. Документ официально опубликован не был.
воспитанию молодых специалистов органов прокуратуры имеет особое значение для их адаптации к службе в органах прокуратуры Российской Федерации и профессионального становления. Концепция устанавливает отдельные формы и методы такой работы, среди которых можно выделить: индивидуальную воспитательно-
педагогическую работу наставников; встречи ветеранов прокуратуры с работниками, проходящими подготовку в учебно-методических отделах прокуратур; изучение на занятиях биографий выдающихся работников прокуратуры.
Как известно, патриотами не рождаются, ими становятся. Именно поэтому Концепция направлена на формирование в коллективах прокуратур атмосферы, наполненной духом патриотизма. Социальное взаимодействие членов такого коллектива будет только способствовать формированию
патриотических чувств у работников, а особенно у молодых специалистов.
Все содержание Концепции нацеливает на избежание формального подхода к организации деятельности по государственно-патриотическому воспитанию прокурорских работников. Важно не просто применять те или иные методы государственно-патриотического воспитания, реализовывать разнообразные его формы, а нужно проводить эту работу комплексно, постоянно ее совершенствуя. Неслучайно от прокуроров субъектов требуется ежегодное представление в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (а от военных прокуроров в Главную военную прокуратуру) информации о результатах исполнения плана работы по государственно-патриотическому воспитанию с
предложениями по совершенствованию деятельности на данном направлении.
Представляется, что положительный опыт работы различных прокуратур по государственно-патриотическому воспитанию работников будет обобщаться Генеральной прокуратурой Российской Федерации и распространяться в системе прокуратуры. Ведь сейчас как никогда
нужны новые идеи в этом направлении. Здесь уместно упомянуть меткое высказывание Президента России В. В. Путина о том, что: «патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд. А это совсем не значит, что нужно всё время хвататься только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее, и в этом залог успеха»1.
Но, конечно, без опоры на великую историю России, на исторические сведения о тех событиях, которые пережила наша страна, невозможно представить организацию работы по патриотическому воспитанию. Концепцией специально выделяется историко-патриотическое направление государственно-
патриотического воспитания прокурорских работников.
История в широком смысле представляет собой память народа, которая позволяет поэтапно проследить развитие государства в контексте исторических фактов, дает возможность понять, почему события происходили так, а не иначе, а также осмыслить предпосылки многих современных реалий. Знание истории своей страны позволяет человеку более осознанно видеть картину настоящего, понимать происходящие процессы, не повторять ошибок прошлого. Патриотизм задается знанием и личностным переживанием истории своей страны.
Все прокурорские работники имеют высшее юридическое образование, которое предполагает глубокое знание мировой и отечественной истории. Однако, важно, чтобы история была увязана с современностью. Ведь большое значение имеет знание истории с точки зрения противостояния чуждым идеологиям и насаждению искаженной картины мира, что сегодня актуально как никогда. Знакомство с историческими событиями, понимание исторических процессов позволяют нивелировать попытки подтасовок и фальшивого толкования хода
1 «Посвятить себя развитию страны»: Путин назвал патриотизм национальной идеей России. URL: https://ru.rt.com/fz6q (дата обращения: 15.05.2023).
истории. Поэтому для прокурорского работника важно хорошее знание истории своей страны, умение оперировать историческими сведениями.
Несмотря на то, что в целом Концепция касается вопросов
государственно-патриотического воспитания прокурорских работников, она затрагивает взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью. При таком взаимодействии прокурорским работникам необходимо особое внимание уделять освещению деятельности органов прокуратуры по обеспечению сохранения памяти о защитниках Отечества и исторической правды, привлечения к ответственности за посягательства на указанные конституционные ценности.
Это очень важно сейчас как никогда. Сегодня ряд государств предпринимает попытки пересмотра исторических событий. В большей степени это касается стран так называемого «коллективного запада», где пересматриваются взгляды на роль и место России в борьбе с фашизмом. Учитывая определенное влияние контролируемых этими странами средств массовой информации (иностранные соц. сети и т. п.) на умы подрастающего поколения в нашей стране, государственные органы и в частности прокуратура, должны принимать все возможные усилия по сохранению исторической правды. В работе по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью необходимо особое внимание уделять освещению деятельности органов прокуратуры по обеспечению сохранения памяти о защитниках Отечества и исторической правды, привлечения к ответственности за посягательства на указанные конституционные ценности.
И такая работа ведется. Например, в средствах массовой информации активно освещается деятельность прокуратуры о признании геноцидом убийств жителей Советского Союза нацистами в годы Великой Отечественной войны. Так, подробно освещается работа прокуроров в
Белгородской1 и Воронежской областях2, в Ставропольском крае3 по обращению прокуроров в суды с соответствующими исками. В Санкт-Петербурге суд по иску прокурора признал геноцидом блокаду Ленинграда4. Прокуроры в рамках взаимодействия с общественностью участвуют в проведении культурных мероприятий. Например,
в Государственном аграрном университете им. В. М. Кокова в г. Нальчик по инициативе прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики организована фотовыставка «Донбасс-2022».
В экспозиции фотовыставки представлена уникальная фотоколлекция военкора «Российской газеты» Владимира Аносова. Главная цель фотовыставки - донести до жителей республики историческую правду и объективную оценку событий, происходящих на Украине5.
Подводя итог, можно констатировать, что органы прокуратуры уделяют огромное внимание формированию высоких патриотических чувств у своих работников. Эта деятельность
осуществляется в рамках общей системы воспитания кадров органов прокуратуры. Сегодня особое внимание уделяется совершенствованию такой деятельности: определению основных целей, поиску новых форм и методик государственно-патриотического воспитания. Учитывая сложный и противоречивый период развития современной России, органы
1 Суд признал геноцидом преступления вермахта в Белгородской области. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5888053 (дата обращения: 15.05.2023).
2 Прокуратура увлеклась историей. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5938506
(дата обращения: 15.05.2023).
3 Суд признал геноцидом массовые убийства на Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. URL: https://tass.ru/proisshestviya/16844711 (дата обращения: 15.05.2023).
4 Суд Петербурга признал блокаду Ленинграда геноцидом. URL: https://www.rbc.ru/society /20/10/2022/63512b0c9a794773dd5e20ad (дата обращения: 15.05.2023).
5 Историческая правда в объективе военкора. URL: https://nalchik.bezformata.com/listnews/istoricheskaya -pravda-v-obektive-voenkora/113498070/
(дата обращения: 15.05.2023).
прокуратуры, взаимодействую с общественностью и средствами массовой информации, принимают самое активное участие в формировании у граждан нашей страны высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Вся эта деятельность в целом способствует реализации эффективной государственной политики в данной сфере.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Егоров М. А. Государственно-патриотический аспект воспитательной работы в органах прокуратуры // Искусство правоведения. 2023. № 1 (5). С. 27-30.
2. Организация деятельности прокуратур городов, районов, приравненных к ним территориальных и специализированных прокуратур : учебное пособие. Ч. 2 / С. Н. Будай и др. ; под общ. ред. Э. Б. Хатова. Москва, 2019. 186 с.
3. Мирский Р. Я. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. Москва : Мысль, 1988. С. 9.
4. Кузьмин А. В. Формирование патриотизма: возможности государственной политики // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 79-100.
5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. / редкол. М. И. Кондаков. Москва : Педагогика, 1983-1986.