от 28 января 2006 г. № 47 (в ред. от 29 января 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 6, ст. 702.
3. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 30, ст. 3799.
4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 1, ст. 5.
5. Критерии и технические условия отнесения домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных: постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. № 10 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. - 2004. - № 7.
6. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004. - URL: // https://base.garant.ru/12135452/. (дата обращения: 05.02.2020).
7. Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу: постановление Президиума ВС РФ от 29 апреля 2014 г. - URL: // http://www.vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=9254 (дата обращения: 05.02.2020).
8. Генпрокуратура нашла нарушения при расселении ветхого жилья в 40 регионах. - URL: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2020).
Г
i I
Е.П. Крылова,
прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном
округе
A.C. Шейнин,
старший прокурор управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
E.P. Krylova,
Prosecutor of the office of the Prosecutor General of the Russian Federation in the North Caucasus Federal district [email protected]
A.S. Sheikin,
Senior Prosecutor of the General Prosecutor's office of the Russian Federation in the North Caucasus Federal district t9280052922@gmail. com
% s
0
1
0" X
i £ I
о 8
133
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в статье освещается деятельность органов прокуратуры (на примере Северо-Кавказского федерального округа) по правовому просвещению населения. Проводится краткий обзор приказов Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующих организацию работы по правовому просвещению, а также законодательства Российской Федерации в сфере правового воспитания граждан.
Ь ш
Г»?
II
$ э 1 S
Обосновывается важность и положительная роль данной функции прокуратуры в укреплении правового государства, патриотическом воспитании граждан, профилактике преступности. Именно прокуратура способна в настоящее время решить задачу единого правовоспитательного центра в Российской Федерации.
Ключевые слова: прокуратура, правовое просвещение, разъяснение законодательства, правовая пропаганда, патриотическое воспитание, правовой нигилизм.
£
The role of the prosecutor's office in the legal education process
Abstract: the article highlights the activities of the Prosecutor s office (on the example of the North Caucasus Federal district) on legal education of the population. A briefreview of the orders of the Prosecutor General of the Russian Federation regulating the organization of work on legal education, as well as the legislation of the Russian Federation in the field of legal education of citizens. The article substantiates the importance and positive role of
O this function of the Prosecutor's office in strengthening the rule of law, Patriotic education
of citizens, and crime prevention. It is the Prosecutor's office that is currently able to solve the problem of a unified legal education center in the Russian Federation. This article is intended for legal professionals who practice law.
S
q Keywords: prosecutor's office, legal education, clarification of legislation, legal
CQ propaganda, patriotic education, legal nihilism.
I
S Борьба с правовым нигилизмом и правовой безграмот-
^ ностью в Российской Федерации становится все более актуальной g на современном этапе развития государства, когда в целом в стране и, в частности, на Северном Кавказе, остается нестабильной соци-О ально-экономическая обстановка.
^ Повысить состояние законности невозможно при всеобщей право-Ч вой неграмотности, которая влечет за собой совершение правонару-О шений (преступлений) гражданами при незнании ими закона, а также ^ возможность нарушения закона правоприменителями (должностными ^ лицами, субъектами предпринимательской деятельности и другими лицами, деятельность которых направлена на реализацию прав 134 граждан), пользующимися безграмотностью населения в корыстных и иных целях.
Начало планомерной и целенаправленной работы органов вла-О сти в данном направлении заложено в послании главы государства Г1 Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 ^ года, в котором было отмечено, что «правовой нигилизм появился в России не вчера. Он уходит своими корнями в наше давнее прошлое. И пятнадцать лет - слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо то, что этой
проблемой - проблемой пренебрежения к праву - мы еще системно и глубоко не занимались» [1].
Свое продолжение указанное послание получило в Основах государственной политики Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации в апреле 2011 г., в соответствии с которыми «развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов» [2].
Вступившим в силу Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3] в состав субъектов профилактики правонарушений включены органы прокуратуры Российской Федерации, -ц а повышение уровня правовой грамотности и развитие право со- ^ знания граждан определены в числе основных направлений этой деятельности. |
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. 5} № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к основным це- Ц лям деятельности прокуратуры относится обеспечение верховенства ® закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов обще- § ства и государства [4]. Несмотря на то, что осуществление правового § просвещения граждан как самостоятельное направление деятельности д указанным законом не закреплено, оно нашло отражение в органи- Щ зационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры § Российской Федерации. ^
На протяжении десяти лет действовал приказ Генеральной | прокуратуры Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 182 о «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, ® разъяснению законодательства и правовому просвещению», которым 135 прокурорам ставилась задача максимально использовать имеющийся потенциал для систематического правового воспитания и просвеще- £ ^ ния населения [5]. £ ^
В пришедшем ему на смену приказе Генеральной прокуратуры | § Российской Федерации от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации I § в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» [6] прокурорам поручено организовать работу по правовому просвещению и правовому
информированию таким образом, чтобы она максимально отвечала задачам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
В системе органов прокуратуры находят реализацию все выделяемые юридическим научным сообществом формы правовоспитательного процесса прокуроров: 1) правовая пропаганда, 2) правовое обучение, 3) организованная и контролируемая юридическая практика [7].
Анализ работы органов прокуратуры субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по правовому просвещению и правовому информированию населения за истекшие три года свидетельствует о том, что данное направление деятельности активно развивается, эффективно сочетается с надзором за исполне-нием законов и способствует повышению юридической осведомлен-^ ности граждан.
Количество мероприятий по правовому просвещению неуклонно ^ растет. В 2019 г. прокурорами округа проведено свыше 32 тыс. таких О мероприятий, в 2018 г. - 30 тыс., в 2017 г. - 27 тыс. ^ Активно в округе реализуются мероприятия по правовому просве-С щению в форме лекций, бесед, иных выступлений перед гражданами 5 в образовательных организациях, трудовых коллективах, на сходах ^ и иных собраниях граждан, а также в ходе круглых столов, семина-ров, конференций по актуальным вопросам и проблемам правового ^ характера, которых в 2019 г. проведено более 12 тыс. О Высокую эффективность в практике правовой пропаганды покади зывает использование информационно-разъяснительных материалов Ч и социальной рекламы. Всего в 2019 г. прокурорами округа подготов-О лено 956 таких материалов, наибольшее число которых - прокурорами ^ Ставропольского края и Республики Дагестан. ^ Прокурорами субъектов ведется работа по изданию буклетов, брошюр, памяток, листовок, методических пособий и других печатных 136 информационно-разъяснительных материалов, которые распростра-няются работниками прокуратуры в ходе встреч с гражданами. Часто подготовка таких материалов проводится совместно с органами испол-О нительной власти субъектов и местного самоуправления. Социальная Г1 реклама, направленная на правовое просвещение и правовое инфор-^ мирование граждан, размещается прокурорами на информационных щитах, стендах, растяжках, баннерах, светодиодных экранах, установленных на улицах, в скверах, на железнодорожных вокзалах и в аэропортах.
Расширяется взаимодействие прокуроров со средствами массовой информации в сфере правового просвещения. Сообщения правового характера также публикуются на интернет-сайтах органов прокуратуры. В 2019 г. прокурорами округа опубликовано почти 19 тыс. выступлений по правовому просвещению в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах. Развивается сотрудничество органов прокуратуры с телерадиокомпаниями в форме совместного ведения телевизионных рубрик, тематических передач правового характера, которые выходят в эфир на регулярной основе. Положительный опыт работы в этом направлении отмечен в прокуратурах Ставропольского края и Карачаево-Черкесской Республики.
Деятельность прокуратуры по правовому просвещению особенно важна для молодежи, так как у нее только формируется правовая культура и гражданская позиция, она подвержена повышенной опасности вовлечения в преступную деятельность, является менее защищенной, в отличие от взрослых. Кроме того, правовое просвещение является -ц эффективным инструментом патриотического воспитания граждан, 5 доведения до их сведения объективной информации, которая может искажаться под влиянием криминальных факторов, идеологии раз- ! личных субкультур. 5}
Примером просветительской деятельности органов прокуратуры Ц служит разъяснение прокурорами вопросов об истории Второй ми- ® ровой войны. Учитывая, что в последние годы отдельными государ-ствами осуществляется переоценка итогов Второй мировой войны, § их искажение, героизация нацистов, принижение роли СССР в победе § над фашизмом, распространение угрозы терроризма и экстремизма, д и все это - на фоне низкой грамотности и недостаточной осведом- Щ ленности подростков о реальных военных событиях, прокурорами § разъясняется деятельность Международного военного трибунала * в Нюрнберге, который стал первым в истории опытом осуждения о преступлений государственного масштаба - правящего режима, его о карательных институтов, высших политических и военных деятелей. ®
Особенно актуальна эта работа в текущем году, так как Президент 137 Российской Федерации 8 июля 2019 г. подписал Указ № 327 «О про-ведении в Российской Федерации года памяти и славы» в целях со- £ ^ хранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы ^ ^ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [8]. Прокуроры || нацелены на проведение проверок поддержки и помощи участникам I § и инвалидам ВОВ, а также приравненным к ним категорий граждан с последующим освещением указанной деятельности в средствах массовой информации.
о
см
Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. №114 утвержден и введен в действие Кодекс этики прокурорского
Так, по поручению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики организована проверка деятельности самого высокогорного музея Обороны Приэльбрусья, где проходил самый высокогорный фронт Второй мировой войны. По итогам проведенной органами прокуратуры республики проверки приняты меры по ремонту помещения музея, а информация о проверке освещена управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе на республиканском телевидении.
Важная составляющая правового просвещения - безупречная репутация прокурора. Профессионализм современного прокурора основывается не только на знании юриспруденции, но и на высоком культурном уровне, который предполагает обязательное соблюдение рЗ этических норм, правил служебного (делового) этикета. Приказом
I
О*
^ работника Российской Федерации и Концепция воспитательной ра-О боты в системе прокуратуры Российской Федерации [9]. ^ В них закреплены основные требования как к исполнению про-С курорскими работниками служебных обязанностей, так и к поведению $ во внеслужебных отношениях. Нормы этикета, став внутренним со-^ держанием прокурорских работников, признаны способствовать по-вышению авторитета системы прокуратуры Российской Федерации, росту эффективности ее деятельности. О Поэтому, наряду с реализацией главной задачи - осуществления ^ надзора за соблюдением законов, - органы прокуратуры должны уде-Ч лять постоянное внимание и улучшению собственного имиджа [10]. О От поведения любого работника прокуратуры зависят как его личная ^ репутация, так и репутация прокурорской системы в целом. Для насе-^ ления особенно важен личный пример прокурора, который находится в поле постоянного внимания на поднадзорной ему территории.
138 В органах прокуратуры реализуется профессиональная, историко-патриотическая, психологическая воспитательная работа, ее формы различны - принятие работниками Присяги прокурора, торжественные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и Дню работника прокуратуры Российской Федерации, проведение ^ встреч с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами прокуратуры и др. Безусловно, указанные направления и формы воспитательной работы используются прокурорами в рамках своей деятельности по правовому просвещению.
Учитывая изложенное, правовое просвещение населения необходимо рассматривать как перспективное направление прокурорской деятельности, имеющее важное социальное значение. В то же время для более эффективной реализации полномочий прокурора в рассматриваемой сфере требуется рассмотрение вопроса о закреплении в Законе о прокуратуре правового просвещения в числе функций прокуратуры, а также наделении прокуратуры полномочиями по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по правовому просвещению.
Основными предпосылками к этому являются: наличие высококвалифицированного состава органов прокуратуры; самая большая концентрация правовой информации о нарушениях требований действующего законодательства и ежедневная юридическая практика работников; координирующая функция органов прокуратуры среди правоохранительных органов [11].
Список литературы: |
1. Послание главы государства Федеральному Собранию Российской .g Федерации от 5 ноября 2008 г. - URL: https://rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst. J html ■§
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере ^ развития грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом Е Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета. ® -2011.-14 июля. "§
3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской g Федерации: федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. - URL: // https:// 8 rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html |
4. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 ян- | варя 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - j № 47, ст. 4472 (с поел. изм.). |
5. Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъ- ^ яснению законодательства и правовому просвещению: приказ Генеральной о прокуратуры Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 182 // ® Законность. - 2008.-№10. 8
6. Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации ра- -jgg боты по правовому просвещению и правовому информированию: приказ — Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 августа 2018 г. № 471 ь m // Законность. - 2018. - № 9. Р ja
7. Курбатов, С. О. Прокуратура России как субъект правовоспитательно- Ц § го процесса / С. О. Курбатов // Вестник Пермского ун-та. Сер.: Юридические ^ | науки. - 2014. - № 2. - С. 18-26. I §
8. О проведении в Российской Федерации года памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: указ Президента РФ
от 8 июля 2019 г. № 327. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201907080031
9. Приказ Генпрокуратуры России от 17 марта 2010 г. № 114. - URL: // https://genproc.gov.ru/documents/orders/document-14294/
10. Нафиков, И. С. Имидж прокуратуры / И. С. Нафиков, Ф. Н. Багаутдинов // Законность. - 2014. - № 5. - С. 14.
11. Вавилин, М.В. Проблемы прокурорской деятельности // Сборник материалов VII научно-практической конференции молодых ученых, 19 июня 2015 г., г. Москва) / М.В. Вавилин ; под ред. А. Ю. Винокурова, К. А. Комогорцевой. - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ [изд.], 2015. - 267 с.
I
I
в; §
0 CQ
1
1 I
I
0Q
I
140
О
см
О
СМ
•ч
см
Е.В. Пономаренко,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии
К. О. Копшева,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии
E.V. Ponomarenko,
Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Associate professor at the Department of the criminal and criminal-executive law of Saratov State Law Academy ponomarenko@mail. ru
K.O. Kopsheva,
Candidate of Juridical Sciences, Associate professor, Associate professor at the Department of the criminal and criminal-executive law of Saratov State Law Academy kristina25.80@mail. ru
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К ПРЕДМЕТУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 283.1 УК РФ
Аннотация: в статье актуализируется проблема, касающаяся возможности отнесения сведений, полученных с нарушением Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в результате осуществления оперативно-розыскного мероприятия, к предмету состава преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ. Цель работы состоит в исследовании проблемных аспектов предмета состава преступления, предусмотренного ст. 283.1 УК РФ. В статье использованы диалектический метод, методы дедукции и индукции, логический метод. Обосновывается вывод о том, что сведения, полученные с нарушением положений Федерального закона № 144-ФЗ, а также содержащие исключи-