Научная статья на тему 'Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института'

Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / EDUCATION OF ADULTS / SOCIAL INSTITUTION / SOCIAL AND CULTURAL SITUATION / MODERNIZATION OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подобед Владимир Иванович, Горшкова Валентина Владимировна

В статье целостно и системно раскрыты концептуальные положения образования взрослых как социокультурного института, обоснованы факторы и новые социальные требования к осмыслению сущности развития взрослого человека, представлены прогнозируемые результаты предлагаемого варианта решения проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State-social value of education of adults as a social and cultural institution

The article completely discloses conceptual statements of education of adults as a social and cultural institution, justifies factors and new social requirements to understanding the idea if development of an adult person, states forecasted results of the proposed variant of solving this problem

Текст научной работы на тему «Государственно-общественная ценность образования взрослых как социокультурного института»

КТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. И. Подобед, В. В. Горшкова

(Санкт-Петербург)

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИНСТИТУТА

В статье целостно и системно раскрыты концептуальные положения образования взрослых как социокультурного института, обоснованы факторы и новые социальные требования к осмыслению сущности развития взрослого человека, представлены прогнозируемые результаты предлагаемого варианта решения проблемы

Образование взрослых как социокультурный институт имеет государственнообщественную ценность, определяет ведущие принципы образовательной политики в интересах человека, общества, страны. Охватывая все культурное пространство, социокультурный институт образования взрослых существует как своеобразный механизм, стабилизирующий прогрессивно-поступательное возрождение России.

Политика России в области образования отражает общенациональные интересы в сфере образования взрослых и учитывает общие тенденции мирового развития. К числу основных, современных тенденций мирового развития, существенно влияющих на изменения в образовании взрослых как социокультурном институте, относятся:

- всесторонняя модернизация российского общества в интенсивно изменяющихся новых социокультурных условиях и как следствие - необходимость осуществления подготовки человека к новому качеству жизни;

- переход к постиндустриальному информационному обществу на основе разработки, реализации и расширения масштабов межкультурного взаимодействия;

- сотрудничество в рамках международного сообщества в ходе возникающих глобальных проблем на основе формирования ноосферного и планетарного стиля мышления у российского гражданина;

- рост значимости человеческого капитала, составляющего в развитых странах более 70% национального богатства и обуславливающего интенсивное, непрерывно опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

В ходе нарастающих и активно проявляющихся цивилизационных вызовов многие страны: Великобритания, США, страны Восточной Европы, Южной Америки, ЮгоВосточной Азии, Китай и др. закономерно проявляют повышенный интерес к проектированию глубоких реформ систем образования. Система образовательных реформ, проводимых за рубежом, направлена на реализацию потребностей современного общества, на эффективное использование общечеловеческих ресурсов, в том числе самих систем образования.

Современной России необходимо учитывать подобные общемировые тенденции. Отечественная система образования взрослых должна занять приоритетное место в ряду ведущих стран мира, подтверждающее

ее престиж как страны, главной особенностью которой всегда был высокий уровень развития культуры, науки и образования. Этот престиж Россия должна подтвердить как в общественном признании, так и в условиях активного экспорта и импорта образовательных услуг. Особая роль при этом отводится развитию плодотворного международного сотрудничества и сохранению единого образовательного пространства с мировым образовательным сообществом, а также образовательная поддержка обучающихся соотечественников за рубежом.

В современных условиях изменяющейся России необходимость перемен в сфере образования взрослых связана с важностью ряда внутренних социальноэкономических и социокультурных факторов.

По данным социологических исследований, в России в процессе сложных политических и экономических трансформаций в последние десятилетия у значительной части взрослого населения снижено качество жизни за счет утраченной стабильности и надежды на собственные силы и возможности, обеспечивающие успешность жизнедеятельности, деструктивно смещены ценностные смыслы и субъектные ориентации. Поэтому в настоящее время актуальными и значимыми являются проблемы осмысления сущности развития взрослого человека в образовательном пространстве России, а также поиска путей повышения духовно-творческого потенциала российского общества и выявления социокультурных условий, способствующих позитивному развитию современного человека и общества в контексте образования взрослых как социокультурного института.

Для создания конкурентоспособной экономики, базисом которой должны стать новые знания, наукоемкие технологии, высокий интеллект, Россия уже владеет образовательным, научным и творческим достоянием, создающим ей видимые преимущества на мировой арене. Основным двигателем экономического развития России являются современные идеи, проекты, изобретения и способность взрослого человека в опережающем режиме вне-

дрять их в повседневную жизнь. Для реализации такой стратегии уже подготовлена законодательная база и сформированы необходимые структуры (проекты модернизации российского образования и приоритетный национальный проект «Образование»).

В настоящее время наблюдается несоответствие содержания образования взрослых характеру требований современного социума, а также несоответствие психологической и профессиональной готовности специалистов к происходящим изменениям. Все это привело к неосвоенности современных знаний и способов их актуализации, девальвации профессиональной и социальной значимости качественного образования, недостаточной профессиональной компетентности, усилению отчуждения человека от труда. В соответствии с этим наблюдается дестабилизация профессиональных коллективов, несформированность социального партнерства между ними, снижение качества жизни граждан, недостаточная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

В условиях современной социокультурной ситуации России наблюдаются противоречия между:

- интенсивно изменяющимися социально-экономическими условиями жизни в стране и недостаточной способностью взрослого человека успешно адаптироваться в новой идеологической и социокультурной ситуации;

- декларированным провозглашением жизнеопределяющей роли образования в обществе, дающей ему возможность быть приоритетным, занимать ведущую позицию в культуре, определять перспективы развития страны, и игнорированием опережающей функции образования в обществе;

- объективно растущим значением повышения имеющегося и создания нового качества непрерывного образования взрослых и отсутствием методологического, финансового и научно-методического обеспечения этого процесса;

- созидательным усовершенствованием человеческой природы и деструктивногедонистическим влиянием СМИ и других виртуальных средств, в том числе эстетизации и героизации насилия в социуме и др.

Отмеченные проблемы могут быть устранены через новое понимание феномена

образования, его нацеленность на реализацию философско-антропологической (че-ловекоориентированной)парадигмы.

Духовное единство народа, общие морально-нравственные ценности являются особо важным фактором развития России, равно как и политическая, и экономическая стабильность страны. Следует отметить, что прогнозировать и успешно решать задачи развития в масштабе всей страны можно в том случае, если общество имеет общие нравственные ориентиры. Переходный период в жизни страны, преодоление тяжелых последствий и издержек не во всем однозначной общественной трансформации вызвали тревожные симптомы духовно-нравственного нездоровья населения.

Факторы девальвации духовно-нравственных ценностей населения современной России актуализируются и обнаруживаются с позиций: Человека (обесценивание человеческой жизни, потеря нравственных идеалов, утрата ориентаций на личностное развитие, снижение значимости семейных ценностей, ослабление толерантности) Социума (отсутствие модели общественно-политической формации общества, недостаточность гражданской ответственности и уважения к человеку, усиление бюрократических тенденций в организации общественных отношений, дестабилизация трудовых коллективов, эстетизация насилия, ориентация на ценности американского и европейского образа жизни), Культуры (вытеснение самобытности национальной культуры, деэтизация межсубъектных отношений, подмена стремления к одухотворенной деятельности понятиями успеха, падение речевой культуры населения, технократизация и экономизация подходов к модернизации российского образования) и Труда (негативное отношение к трудовому процессу как способу жизнеосуществления, формализм и бюрократизация оценки результатов труда, искаженное понимание конкуренции как ориентации на случайный результат, отчуждение от социальной значимости труда, старение кадров, отсутствие возможностей для полноценной реализации субъекта деятельности, неудовлетворенность профессиональной деятельностью).

Разрушение системы общественных и человеческих ценностей характерно, как правило, для переходных периодов в истории общественных формаций, выступающих фактором дестабилизации общества. В этой связи необходима глубокая перестройка ценностных основ российского общества в целом и каждой личности в отдельности, направленная не только на значимые материальные объекты действительности, но и на осознание смысла человеческого существования.

С этих позиций образование взрослых как образовательная метасистема должно стать важным решающим фактором гуманизации общественных и экономических отношений и новых жизненных ценностей личности. Развивающееся российское общество нуждается в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных самостоятельно, инициативно и творчески принимать решения, умело и объективно прогнозируя возможные последствия неудач, способных к деловому партнерству и активному конструктивному сотрудничеству; отличающихся мобильностью, обладающих развитым чувством ответственности за свою судьбу и за судьбу страны. Обновление целей и содержания образования взрослых сыграет ключевую роль в сохранении российского народа и его генофонда, обеспечит позитивное устойчивое и динамичное развитие российского общества высоким уровнем жизни, гражданской, правовой, профессиональной, духовной и бытовой культурой.

В этой связи философские и социокультурные основы образования взрослых на ближайшую перспективу должны рассматриваться как интеграция и интенсификация следующих целеполагающих процессов:

- определение методологических ориентиров и разработка общей концепции современного образования взрослых, проектирование механизмов его реального становления;

- актуализация инновационного содержания российского образования в соответствии с декларативно провозглашенными требованиями гуманизации и гуманитаризации;

- воспитание уважения к человеку как индивидуальности, личности, субъекту, универсууму как высочайшей ценности че-

ловеческого сообщества; уважения к своему народу, его уникальности, самобытности, сопряженных с чувством собственного достоинства, уважения к труду в самых разных его формах и проявлениях;

- мобилизация творческого потенциала населения России, укрепление духовнонравственных, моральных и правовых ценностей, воспитание толерантного отношения к соотечественникам и людям разных национальностей и рас, гражданской ответственности за страну и ее положение в мировом сообществе.

Именно сегодня образование взрослых, рассматриваемое в глобальном масштабе и как непрерывный процесс, может решительно содействовать экономическому и культурному развитию России, ее социальному прогрессу, а также обеспечить глубокое взаимопонимание и более эффективное сотрудничество между поколениями.

Обозначенные цели составляют императив политики России в сфере образования взрослых, ее главное стратегическое направление, которое позволит позитивно решить стоящие перед страной проблемы.

Таким образом, образование взрослых как социокультурный институт развития человека и общества выступает механизмом «консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав и свобод человека, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [1] в системе общественных связей. Определяя исходные положения концепции исследования проблемы, современное образование взрослых рассматривается в геополитическом контексте Культуры, Общества, Цивилизации, Природы, Человека и в контексте современных научных достижений в различных областях гуманитарного знания.

Образование - (education) функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности, реализуемая через процессы трансляции культуры и культурных норм. Образование взрослых - это принятие культуры и обращение к идеалу спо-

соб проектирования опережающей модели развития общества. Образование взрослых

- это не просто множество объектов и компонентов (образовательные учреждения, центры образовательной деятельности, внутрифирменное образование, институты повышения квалификации и другие организационные, социокультурные и структурные компоненты), входящих в систему, а концептуальное пространство взаимосвязанных и взаимодействующих между собой всех составляющих, представляющих его целостность.

Образование взрослых как социокультурный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности субъектов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных потребностей (экономических, политических, культурных, религиозных и др.). Образование как социокультурный институт представляет собой развивающуюся метасистему, которая ставит проблему непрерывного интеллектуального и духовно-нравственного развития человека, формирования гражданственности, культуры и системы общечеловеческих ценностей. Образование взрослых рассматривается как базисная, фундаментальная основа инновационного развития общества и человека, в контексте которой взрослый человек выступает как «организм (наделенный психикой); индивид (принадлежащий роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); Я - образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.)» [4]; взрослый как личность - социокультурное качество человека, «его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом» [4]; универсуум - высший уровень духовного развития взрослого человека как носителя сопряженности вселенского разума, ноо-сферного мышления и божественного начала в себе.

Социокультурный институт образования взрослых представляет собой развивающуюся форму онтологического взаимодействия человека с окружающим метапространством. В настоящее время акцент сме-

щен в пользу функции воспроизводства социально-профессиональных структур образования. Однако отечественное образование не должно ограничиваться воспроизведением самого себя как социального и профессионального института. Оно призвано сохранять, транслировать и преумножать в новом качестве цели, приоритеты, ценности образования и воспитания, связанные с особенностями уровня цивилизации общества, его менталитетом, историческими приоритетами России адекватно современному человеку и обществу. Отсюда приоритетная роль опережающей функции Образования в развитии Культуры, Общества и Человека.

Целостное представление образования взрослых как социокультурного института развития человека и общества позволяет выделить и его онтологические составляющие - непрерывное обновление интеллектуального и информационно-технического аспектов образования; духовнопрактическое освоение действительности; накопление и воспроизводство профессиональных и общественных ценностей (политических, правовых, гражданских, национальных, нравственных и др.) для повышения качества жизни российского человека; нормативизация действий; обмен кросс-культурными образовательными инициативами; межсубъектное андрагоги-ческое взаимодействие и др.

В этом контексте общая теория образования взрослых базируется на интеграции методологических подходов. Метаси-стемная интеграция классических, по-стклассических и инновационных методологических подходов к исследованию заявленной проблематики рассматривается с позиций субъектной реальности, т.е. развития образования (общего, профессионального, дополнительного), исследуемого с позиций философско-антропологического, экзистенциального, феноменологического, герменевтического, акмеологи-ческого и праксиологического подходов; объектной реальности, т.е. исследования мира, культуры, современного социума, образовательной реальности как институционального и жизнеопределяющего факторов для качественного выполнения взрослым человеком различных видов

деятельности с позиций антропосоциеталь-ного, системного, деятельностного, компе-тентностного и прагматического подходов; бытийной (онтологической) реальности, предполагающей взаимообусловленность значений ценностей и смыслов указанных реалий и взаимодействие взрослого человека с современным миром, культурой, природой.

Методология исследования проблемы опирается на фундаментальные принципы образования взрослых:

- опережающей ориентации на междисциплинарный синтез и методологическую интеграцию в андрагогических исследованиях; концептуальное преодоление классико-просветительского проекта образования взрослых для выхода на инновационную парадигму;

- онтологического плюрализма, предполагающий формирование множественности типов мышления, углубление человека в собственные культурные и бытийные основания, выход за собственные пределы и ограничения, признание в человеке виртуальной глубины неисчерпаемости духовного мира;

- социокультурного институционального анализа, ориентирующего на работу с культурными образцами, духовно-нравственным опытом человека, структурами повседневной жизни;

- обеспечения эволюционной устойчивости и стабилизации, прогрессивной социальной динамики посредством развития системы непрерывного образования как социокультурного института; субъектности взрослого человека в выборе стратегий непрерывного образования.

Образование взрослых - универсальное явление, которое должно осуществляться на основе закономерностей целостного становления человека как универсального созидающего субъекта в совокупности с его личным опытом, способностями и потенциальными возможностями. Образование взрослых по своей сути - глобальный процесс, осуществляемый локально (образование для субъекта), который может рассматриваться как в филогенезе, так и онтогенезе.

С позиций общетеоретической концепции образования взрослых необходимо обозначить ведущие базисные теории и иннова-

ционные технологии: теорию целостного человека в образовании взрослых (технологии философского дискурса; контекстного жизнеосуществления; темпорального анализа; рефлексивной оценки; креативного мышления; личного роста и др.); отношений (технологии диалога; полилога; игрового моделирования; межсубъектного события; коучинга; группового взаимодействия; преодоления негативной этики и др.); теорию деятельности в образовании (технологии опережающего целеполага-ния; проектирования; прогностического моделирования; становления компетентности; стимулирования мотивации, контекстного действия и др.).

Идея повышения социокультурного статуса образования взрослых способствует возвращению России ее приоритетных позиций в мире и прогнозирует обеспечение следующих достижений:

- инновационное развитие духовной, социально-политической и экономической сфер общества, обеспечивающее национальную безопасность страны и лидирующее положение России в мире;

- формирование пространства непрерывного образования взрослых с позиций профессиональных, дополнительных, непрерывных, открытых образовательных систем; альтернативных подходов, культурных форм, наукоемких технологий;

- создание конвенционального проекта системы образования взрослых как социокультурного института развития человека и общества в новых условиях прогрессивно изменяющейся России;

- конструирование инновационных метаконцептов образования взрослых как механизма преодоления инерционности развития в сфере политики, экономики, производства, образования и культуры; создание международных научно-педагогических сообществ с внутренними и

внешними образовательными и научными структурами.

Современные социокультурные ситуации нуждаются в специальном исследовании и, возможно, имеет смысл воспринимать и понимать взрослого в системе образования не только как универсального субъекта, т.е. существа с бесконечными способностями ко всему, но и учитывать возрастные кризисы психического развития человека, осознающего и испытывающего значительные спады, затрудняющие его прогрессивное образование и развитие. В связи с реальной социокультурной ситуацией в отличие от ребенка взрослый находится не в столь благоприятных условиях (профессиональная занятость, социальная ответственность за семью, гипертрофированная нагрузка и низкий уровень материального вознаграждения за труд, нескончаемая стрессогенность эмоционального состояния и т.д.), что создает дополнительные проблемы сбережения физического, психического и социального здоровья нации.

Таким образом, в целях, приближенных к реальным, необходимо построить новую модель образования взрослых при условии сохранения и преумножения уникально-позитивного и преодоления негативного опыта, являющегося причиной инерционности и стагнации развития взрослого человека. Современные условия жизни вынуждают взрослого человека к непрерывному участию в образовательной деятельности. В связи с этим возникает проблема инновационной готовности социальных институтов обеспечить взрослому человеку адекватные условия для участия в процессе непрерывного образования, вызывающего необходимость приобретения новых общих и профессиональных знаний, ценностей и компетентностей, способствующих полноценной универсализации взрослого человека в современных социокультурных условиях.

Литература

1. Горшкова В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО. - 2004. - 148 с.

2. Горшкова В. В. Опережающие тенденции образования взрослых в условиях изменяющейся России // Философия образования. -2007. - №3(22). - С.111-124.

3. Осипов А. М. Социология образования. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2006. - 504 с.

4. Перспективы развития образования взрослых: Культура. Общество. Человек. В 2-х частях / Под ред. В. В. Горшковой - СПб.: ИОВ РАО. - 2005.

5. Подобед В И. Образование взрослых - инвестиция в человеческий капитал // Человек и образование. - 2008. - № 1. - С.3-10.

6. Подобед В. И., Горшкова В. В. Образование взрослых: методологический аспект // Педагогика. - 2003. - №7. - С.25-31.

7. Практическая андрагогика. Книга 1. / Под ред. В. И. Подо-беда, А. Е. Марона. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003. - 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.