Научная статья на тему 'Государственно-конфессиональные отношения, светскость и религиозные противоречия: политико-правовые аспекты'

Государственно-конфессиональные отношения, светскость и религиозные противоречия: политико-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СВЕТСКОСТЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / CHURCH-STATE RELATIONS / SECULARITY / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / RELIGIOUS EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плужников Евгений Николаевич

В статье анализируются политико-Правовые аспекты государственно-конфессиональных отношений в России. Основной акцент делается на проблемах принципа светскости и границ его применимости, на законодательной регуляции сферы государственно-конфессиональных отношений, а также на политико-нормативной базе преодоления религиозного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-конфессиональные отношения, светскость и религиозные противоречия: политико-правовые аспекты»

D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и

Тема номера: Религия в современном мире: ракурсы проблемы

Государственно-конфессиональные отношения, светскость и религиозные противоречия: политико-правовые аспекты

Плужников Евгений Николаевич - кандидат политических наук, главный советник Управления делами Президента РФ

E-mail: tim@pmc.ru

1№4, май 2012

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

1 »EV- I ПРИ IV Социологи и

Государственно-конфессиональные отношения,светскость

И реЛИНИОЗНЫе ПрОТИВОреЧИЯН

политико-право вые аспе кты

Клювывы1еоловв:государстранао-тснфассионаоанылотн>шении, светскость, религиозные организации, религиозный экстремизм

Keywordo: chHrol-saHteaala-ons, secularity, religious organizations, religious extremism

Проблема светскостигосударства

Внастоящеевремяособую а^1^т^агалтс^с^тьЕ5те^тетмости бртанлсгосуца^веенаойвластипртобретает проблема политико-правовой реас^г5ац^^аеал^^олс]^оо^е;срства.СЛата этойсро-б.вем1>][ зеключаеогя в адеттаммон (тол^,аолтсв^^мгста]д рлто^нли-гии и религиозных институтов в правовом светском государстве.

Соглесаусл.С4 Ооновного зссуеа Са^сзсийо^с^^^еее^с^и ^1Сос^<зг^1^,^^^^^51С,,У Т9СЗс.) Ссм.: [1]), во-первых, Россия -этс квотскоегоеааурллво,инктаксярелчеоя нг.есег^'г уста-зс^то^^м^с^ьтс а котестое еооннлрсовеннзйили обязательной и, во-вторых, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Конституционные принципы отно-

А-нса-ция

В статье анализируются политико-правовые аспекты государственно-конфессиональных отно-ВРОССОН. аК^НТделаОТсЯРа про-

блемах е|Э^Ио1ГС^ CГTTTKOетаИГpaH^1L.J1 еГОН^Ме-нимости, на законодательной регуляции сферы г о с ^аре1тс э н о. о-каг—ее с .с о и а лтенхотел) на а и ий, теaбеaнaглен■гике-еггматсснсатaзeрpeoдс)Лг -ния религиозного экстремизма.

Abstract

The article analyzes the political and legal aspects of state-confessionalrelationsin Russia.ltfocusesonthe principleofsecularity and the limits of its applicability, the scale of legislative regulation of state-confessional eelhtions,aawefespoliticalpndnormacivebase spavin g tooetreome rclig iousextremism.

В отдельных регионах РФ местные органы государственной власти направляют свой административный ресурс на развитие и поддержание традиционных религий в данном регионе; примером может являться массовое строительство объектов религиозного культа, введение льгот по налогообложению для религиозных объединений, несмотря на то, что Конституция РФ устанавливает равенство всех форм собственности.

сч

тН

о

сч

го

§

шений государстваирелигиозныхобъединений декларируют в качестве правовой основы: свободу совести каждому (ст. 28), cваоскс>етьгoгyдмееклтиpaвeнггвoселигиoзныxм0рeдисрн ий пс-ер такоачм(са. еOе,бaa;eнcтоoпpaвиcвоболсaсждaнина нсаеалсиммoротнoшeннтк рблимни,убеждение е<^г^. тсс.Эти г ^ссчат; другие паoнцвпоолaбмтаеoтoлкоoвoоаримтойcчмзи.

Закон «О свободе совести и о религиозных объедине-пмяес Сс^юг[.: [2ас, сфинястай о 1[во е.а ялляется н нсстонтцее еьемв леooонымеуумaтиoным скосмвсфере регулирования десисиооя ]^^^:е^^пвлса иpeглaмантaииипpnooоуeапзтPЖ ения НВчмгиoтечIxонлaнееaцие.]ОpсгI;oетлечяемpaждaлумпaaмoaa авoблуллзьеиeпoуeучтив(сосyолоcовnеоетзосвательно, разви-аaяиснcтисyцсoннаIeпpмрлкпЫгpe[лизyст тлинциезоeтско-оте гoеaьуpллвo ос озсeиенип oтоaеapглифиoзныт ooеxдинeндй.

Указанный нормативный документ позволяет толко-заср ово кaчхоитyцеoнбoa пслoн-г-cг[е слстеующим oбоиеoм. ^с^сз5^С^<е]?слс«нмнм ешивается в определение гражданином ЗB0бб0C,ГHЗШГHИЯУГeППСУИИpCЛИеMУеT0Л ноинадлежности, явввпизалие оoесЛpoти,гeляшл или лицами, их заменяю-щнyя,oхзoовбесевинoо cвоиo[итаeждeниьo[имсyчётзм права pсOёнлaнaoooбoнyговзвгииовoбoдyвгpopcпсpeдaниPс, о но «не возлагает на религиозные объединения выполнение функ-знмoсгaнoaгоcya;аaетвгинoйвлacту.еиyгуxгрcyz]|;оpcеaеуны х льгaнoв,лоcyвчpyлоeнныxyчpсждeннй и органов местного зaмopпpaвлeния»,н[аизшпвугнcявогртeльнoетьpcлигиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О квсеюде соБертс в о религиоаудсс oбъеднпснинмх.

Также государство обязано обеспечивать светский лсррктер ьnaaгoвaнрnoгзcyaьзвтвyнныx к мoнициплльных нбрасвоеосльчыхучоежве ниях. Таким образом, российское гaввнoдaтeуьнoп иоoонeпсзитмуниpyeтсoбя

лсмoоeтcклe.

И дожуо о]^с^т^^с^, н аслигиугеыeoOъьnинeния должны кeйетоавутocоpбeoвpнмкaxмeйcооyющoбззaкoнoдн^йльc тва. Овмако о ефcpсеeллокой нолитииялpoиaoшлпеумоycoллнeние государства от решения проблемы политико-правовой реали-аолии yвeтcкocти н«оeyьуpyт,вe.Taк,оoьдeт:гны«pеoеонах Улрcлйcкоь Федерации,рс0(как пpaвилгзпоoживacтомтуль-oотбoлыниуеиоoеиц, исповедоющис определённую религию, кнсхныо оргааы сocyдapcтеeинoйвнтези пауpлoпяют звоП бдмтниевpстивнын нсллое мaнPВоитиeипомдepжониетннди-ционных религий в данном регионе; примером может являться когрноос cзсoинельeтвo оеъокоов pглисиoзпoсб кульна (оСЫЫ>О т PсетнВJIИлр Татарстан -мечетей; в Москве - быстровозво-^I^MЫ5CM(^^^yИH^I^^]^^OPC»^^^ЛЫX сратот, виннеог), ооедение зогво лoнaлoгooблoж«нтюдля нвчлгзотиоIX объединений, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливает равенство всех форм собственности (ст. 8).

І№4, май 2012

Следует отметить, чтосозначеннойпроблемой сталкивается не только наша страна. Большинство государств мира являются светскими,несмотря нато,чтоихсветскийхарактер прямозакрепляется мі^ои^е^т^тітуи^с^^ихвяи^ішви^с^в^оствк^с: стран (внx)шcлeФpрнцyссяах Респубиика,КаесийскаяФедерация, ^^сщаяРесп^тико х дсі.),^и^евя^и)^£^т,рх ттрвиахмодели фоузшьнихмєжду государством и религиозными объедине-ни^мс^^Е^лі^титат Конкрстхия моделт вякихотношвнийна дс^с^^^с^]^]ихе^і^]^с^^тоидскс^]^оііРе^Л^іирсво^зависит от религиозных, национальных, культурных и традиционно-исторических факторав,а тхкжр теобщеетвенно-иолитической и схонокичє-скдИсиеуации.

Сущтоттующлввсвйрємсяхом миpeсистeo[ытонoшeний езсyдapcткaиpeлигиoсрыxo0ъедфнeнийycлoвнoмижнкяaз-денрежнс еригфрРпы,моторым соответствуют:

1. (Пирамы с теократиякскон фсдямой иравиекия фИран,Ваьииан-;

Т.Стиоиы т oфициaлвнoCaтeиртичеквoMидeологией

ткыдрв

З-Сєкутррибіє^зтостиє сткPны]Пocлeдcиeнacoдст ся -промежуточном положении к первым двум системам.

Прифврмшіьном яиcтaнкУсювaнииoткслиеиoзныxФоъe -данени- ьдекрафьрованрл фридимоокого равенства в право-coмccлбвcexpeлнглoзныxoнсaнизaциK.гocyинpcтво, как показывает практика, может допускать и даже поддерживать определёноею адтивноств кoнфcгеийI имеющисх ибоо]сиоо-иулр-турные корни в жизни народов данной страны (так происходит с (США, Иепании, Фнытстии, Фвлории, Г^манис и с^І--)-

MеoдйсФPтиисобxoдимо отметить исследования в обла-

CCИГбCTДapCTPeHHO-KOOфeCTИOЯPЛTPЫXOTHДШeHУрaMCKPKaH -свогоучифссо К.Дурэма,кдоорый выделяет в качестве кри-сссмнтесенряим т^пы цзpнoвнo-гocyдapытвтнныx систем ееФпeнсpeлpгиoкo:oйcpхOддыеoбфсcтвт(aбcoлютнлрpолигиоз-какcвoбoыяиeBoвзyecткнеI,рвтopaяoцертвтсясрвзевиcим о-с,грвтвлиунияcвзyдррсзфрнa религиозную веру и поведение те^юмщтлдт ТОЄДХУВХ ИИ еBЗyг;ЯреTOвЛЯЫЯИpвЛИCCBTных ХЬЙТИТУТВк (нЗУВУСРИЫ д. ПВЛНОС ЗBвДИЯCPИC.B

ПвмтениюК. Дурема, воявшения государства и рели-еиотных eбнвЛHHвHИЙMOЖHB ИpзрйTaBИTЬKaKИетбЛPЖвHHT 0ЯXЯTИЫOBpвЛИГИBЗHB-ГОCyйapЗTBвHHЫXpвЖеB[BB,OTaбзBЛЮT-хзр телиратии до враждебного и неприкрытого преследования реолбсотаыдтртокрсацийиихстооолниктвссм.^сдс. 27-31]).

Озновытаяст нартрр^і^фдх^^і^с^шенди осферегвсу-рacттвеннь-кыффeccнтнaионвйполитики, можно назвать ТОСурТд CTBеHHB-ПяKBBBOф лСЖкУ,ДСХСЯВУЮЩИЙвРвССИйской ы,сусдaции,cвтpyррндоющим,ьйиквквлвм де предусматривается специальный статус для определённых конфессий, но в то же время государство тесно взаимодействует с ними.

Отсутствие единых правил решения проблемы политико-правовой реализации принципа светскости государства в нашей стране порождает столкновение идеологических интересов.

гч

т-Н

о

гч

го

§

Кавуетрсннаиисниудозаниссаитсроснй невозможно без анализа многообразия моделей светского государства. (^временаыо нoxoясы аoсoиИcииxyчсoыxкуpoOльмeз,ипо-пoсcигocyaе.ссopтoкpкяeунюеpстcкocoии гслударстлснно-HOHфeCCИOЛOPЬTЫO»ЬОOШРHC0 H^(^пHа]3(ZC^HЫ^^^^^I^^^сЬЛИ вы усгвс.] Се-Рво в ПoHИOЛе«TTСOСKOCTЬ0CCyДOH0ЬPa»ОЯЛHOГOMOмTK-туется сквозь призму секуляризма, при учёте многообразия его юхягесс о зaвизимoсии от иoоoчкитeииx и кнлoьyоиoIЛ oзтВеи-лостейтехилииныт oвиндapcот.

Пp0T0BMpИЧУЯИK0BфyИKTЫ

Pг^-^C^a^-^^вно^CI^н^^нп равил решения проблемы полити-^^-по!^^х^<^ТС пхолозасоп пoииципаcсатгкасoи сол^нсгоготв на-шeйcоpaнeпopoждaeтетбеннopлнбпидoслoсячecкининтттезсp. И счеейсио .оо ы1,пбсуждение проблемы светскости государства зepбoocлxзпpвуиуoнoеoаулллиeслceке во^^е^т^^о^г^ео степень кoнШликтoгeчноoтиeекyляpнoйиp елигиозной моделей обще-зтIУянooнycтpoйеовнcмллтисннoй Рассти. Coг)]^l^^й^a^zeлг nыерaДИрИ0HHЫHK0HMсCеИП0 ЦнЛОФ еTTTPЮCP0POHPPCHHой избирательную поддержку государством наиболее значимых йeлигххзнoрx оOитиинoтич: I»o их муeнию,ллорнoeм спсггиом государстве, чтобы религиозные организации не исполняли Ыннкклиopгaнopoиacьн:Изпняcеятсльнoйoтниcки к проек-cy«Koпцхтциирoсoдapcоаeннoйпoлпoикиpефeнгхтнoшeний «OРЛиеиoакымиoбъeоингненмc oPoвтийекoИФeхeнaцин», ^^сп^И^м^^^комзы ИaиpнымoпpapлгниeмMиниcоеocтси юстиции лсг. MозрpeиИнсoиnyьoмcoсyзтиволзннo-кoтфecxимнoльных нтношенийи чнсoо.cлeдис т, что «одним из основополагающих poхoнpeясниCнeШвp[гocyуapсoрeнныxoтхoшeниИcpбтиги -oотымир0лeуинeнипош рРяпсийской Федерации, предлагае-^^тн^^онхсп^^и, яoлнeтслooeуeеилуотяпинтpaниционной квлилиозной тpосниакции, чмо унитыопео широко ромпсоегра-чттoyюзоуибсжнyю ноУKTикy». «Государство, как институт, ^]^I^p^нI^-^[^IЙ^OeЯz:o^^c^J^тю ннвеpecы —ев ео^ин прожодн, -аопoортcядaлeepнокyментe, НрoлжнoпpиpгaимoдеОеоpии тирлoaиoр нылиобъеданенилми ^итыратс , г^'^о^г^^чттельно oсзлппoющcееяпoниcлентocтичувси населения Российской Ыгпeнao;ии[ ыpaжaютпpинaдлзжнтвоo nниплсдпoчтeнис к чoз-сс>IM кичигиoннымоOъeдирвклям»,и»чeпо «я«елтoт,чир ГOCyеapCOЗCOППCOe ИO-ОaЗHOОTCГTаHOHИЧaTЬCpeЛИДИOЗHOЙ лсeрнизaцией,нaлнптыpоющeП ^о^]вл]»ыс^^-т1ПИ ь^^нпио^о^ппо-eлcaаствслий, ^н^.я^]^«^о^1^с^0 сеуепой из нескольких десятков сех оке^о с[8,г. ес.

Подрлиикип мэ«иxинтйр paоocлзстaя общественность инициирует обсуждение таких, например, тем, как «Россия -православная страна или светское государство?». Характеризуя

І№4, май 2012

Роосию какттасеснаннтю стрсно>енч енылтроср на её историческое развитие, на традиции и вероисповедание большинства яраждтн.

Именкоттспозиции унскалывавтьовроннипотрелигиоз-кых^вждеий ^пни^имиид оиф бClиoнaльхoйкриндрлгжндс ти. ПрОТИВ ПрЄТЄНЗИф PПЦп0CЛeДHеeтpeMHaKTИBHB0ЫCTyП4Ют мусульмане. Например, в Заявлении мусульманской обще-нтвтниости Фтгзпт «Киершкалисы - угроьг хоунсналонг>й бые-днасностя Kкссo:и>I(пoпoтoнрeхopoввПиcьме 10 академиков РАН(нстдиагаеттипоФТРвитьяиернкалисФунврсжныйга слон. КсекиР пуриестьыскатыврекср ноновыдуноныток уселрвррцни сoгococтoяннреocyдapcтзенне-peлигыIoзныкoтношений, кото-рыссиожптист oPтстиCскзpимпeoнидoпpрoниpмвкPйxии: „Мы ьготгормчесрк арооив годиень-духснное-) веедождения многонациональной и многоконфессиональной России рестав-ртцгеї) флoс;aльнс-гocyдоpетФCннoй монвиолнн на всну!в [КО

Ещь одн-отч ку зрения в дискуссии представляют сто-C^^T^И^I^I^^HыФHKI^^ИOIO^P^^I^ЫOII^I^HЫMИ тенден-TИPMиклсyикoлиФaциуирсcpтyтoв государственной власти, ^т^^от^^^п^ил^ліоф е^^]^і^]еко^с^^Ф^е^в^і^отт зoсyд(рcoвaигocyдep-ытотнпой cитосмывepосxоpниp, доононгсррисировссиссти свпбоды совести для всех, противоречием между конститу-лнонной иoрмoиoрpвeнcтoeрзпигквзныxoксйнизpцийпepтд ooкoнcмифкиeяньeким роножснибмвещей, наличием «ата-лизмсс кнсдккpлизыp,к0т0pысвынлсслир0ютcpя:0вepх одеяла светскости», очевидным стремлением некоторых вернуться и «рдилирк.) ДOyCBOЛMЦKOHЯЫX КСДФГВыНО-СВСурО^ПВбИНЫХ отношений [10].

ПокытoктoпoФлвoст отopoлызIo;зныгыxoтсyиapзтвeeных пертелсы од^с^і^,і^л^(^^по^]^^елигиям, государственное финанси-Coocнсeстpoт[oдитcзвoыннxоввылсрpнинIyсIyпкк итрелвным ^внг^e(^виJ^ио си^тоМраотднич серьёзно подрывают основы сссмскотохиунковур гocoдapзтвa(сyжaюввгыФoxиayФную базу (ем.:[1с,г.7х)Д12,с.н31и04в]).ф подовом консексоедопу-зкотсФн і—ірнпфс-езнфнос втношениетоерктрствркрзлигии в угоду политическим компромиссам и сотрудничеству госу-ЯeoзвroсизбoPнлымиpeлпсиoзнымиopсpнисpцнpди[Птиpтие кьветткогеь гocypppсoыp» oвмивгымзнoктyвтcиcквoзьпpизму aeкрлркизмл, ириучёте Фие>ГФобрясчя его моделей в зависи-моcтизтpcooличeФкиxикниттypныxocoЫфнлocтeйтсxили

ИНКІХс0Сур0рЄ0К.

На наш взгляд, проблема политико-правовой реализации босрдаынтвтнной свтоскосон в ои^рзмснноИ Pвсснявысврна не тольктнжеивноттыяртлигиозйых организаций, изменением тбщеcpвтннococoзнaниpI ит кбтлошпми ироДслвмив зако-лодаескоетвз! и4ворыопоеокньютррсшиуиеельно толковать правовые нормы. Так, создан разрыв между общей характеристикой государства, изложенной в ст. 1 Конституции

1№4, май 2012

Р01СИЙСК0ЙФрдеПУЦИи 1993 г.,Р0ПЪеДеЛРНИ1Й его как светского в ст. 14. В результате светскость выглядит второстепен-спм крчвепмом нешегогосудунству. Креме логс^оржнейшей пaoелeмaй еoooeмeяеoббpoccийсиуeo пpaвоcопнaнинядля-отcятoтфoир,чрo иаoвоыо хoнеоитyциoнныопoинципo((сво-уоды oиригиoзнвср иидeoлoзичocкoгoвыOооo,птюутлчoмy, светскости), во-первых, не имеют официального толкования, юо-выорыо, pвесмвopиоaюoса иоoлноувaнир дв-оег он1 мругс.

Зуoвляяocтyeллeниикмирa[coилyдничеству и согла-нию,куждмяче пелисиогнын оигнниаoиий сoоyоeтcлмoнопо-ниоиyиврoо прави нpacтинO]Beyy,мnчoвозгyнииe.Kpжрoяпз нвлфевcиИcтyeмитcякмoитиoIOлонo воеможтому охвату граж-HPH.BpжoсУшceлтпypppeриeo0тлжденитстойтeмылрЬIяв-овиоо соотоошенио сoс,гcихcткeycaлapпoваипоaвoнxoвoбoду совести и вероисповедания, закреплённого в Конституции РФ.

Щш MHOXOaЧЗJ-eШCOCrГИ КОДХсв^В НО О СртОС МесЗТС ВОВДО Ивостс я обзчжуени ео^-плов светскости государства и реализации зринципо pввтвпнУвияpeлиплooныxoбъелинотие.Вx оде дис-ялсcийпoлнимоюocтвуиyыcы шенностных приоритетов, соот-зншсния уемигило yoeoлoтии,оалигиoзныxиoрщecтврнныx naгунлпаций,диен;пциoлиуeти о псбоаoициopнoсpи, ий

нелигиозных организаций к пацифизму и военной службе змносоп °ууго У

Бтльшичаовoэнcнеиооo соог^х^;зирует на ближайший йеyиpp даоорвйш гг исилсниеуелипи озныхп.иои воречий, включая проявления религиозного экстремизма, терроризма

«, ЫOCMOЖHO] ВоЙИ. КРК C[Пi0^ИJ][O[ носе усниги0вннс0 ВаtГX]ЭHI

мизма эксперты связывают с радикальным исламом, обсуж-рoютвeyoятнуcтр шиyoпомpcшзpбнрзo нpкстиаеxкo-мycуль-мpиeнoooсooлкнoоспиявп лоть до «конфликта цивилизаций», ppсникнoсннcяoВшиpнынкoнфликтнылаaн полинш^Севес- _ Юe»,«Иeнрмcкиймиy - Одпад». Такого рода конфликты экс-pecгю-,ннкноpвилo,ь[я»ывpютeпрoceeрpмиeпoбpoизации кскcпаиеиeйзpпpдныoсокллконыт цепоозтс^пртннпоющей совоктер «секуляосносо экетремиомр».Рядэкспертоопросно-зируют новый виток конфликтности, связанный с борьбой за иeрзоPЛвфзpвoияни«Iкoтарыймoжeттниня:Jьxаяокрeoмe ж-Oилирooзнoсoпpoтивoерорния.Aкnивиаoиит о eлоeиoалоeo экс-opeмппмaтукжeвoемoычоиe-зaуacп ространения деструктив-кып кульоон исзиаa лoбоныoбyдлортpeмрnьcякppзpyшeлию бppдиииoнтыи оели еил,пoуeждpятзмcpмыммнooочиеoeнныр конфликты.

1№4, май 2012

Пути решения межрелигиозных противоречий и проблемы оветокости торударслви

М сояал е oпимcленyeo»тмeаиoь,чоовyотиоияxoВo-стрения религиозных противоречий государственная власть, n0щecтoa итpoуициопные peлкpнocныeкоифзocн:кт;oлжны Лсое.нoвиoонгoииeпpлopиьoьывзaиоoдeйс твия, так как при-нстыс Caнгeнopмтоиaныс aooтмeитытсoтвeo:aюо современ-нт^мтpв^^^^нм^м paeaитияpозeийcкnеooOщeптoо,oтcyocoуyст Пp0OЛOTИЛ 0ОCypУoеOУPHTОНKOTИTИnИПpOTИBOДеЙCTBИЯ экс-,гpeо[истcлимпpoлвиeaиpмигapмвничнoгoaaзвиoииa0щe ства о линиaсеи. На наш oаетяJ]^, pбнотюpaбoоинpоOxoмимонaчaть с разрешения проблемы светскости государства при её правиль-пoмocвещeнии ИМИ.

Дни ^^л^^(?пш его совершенствования законодательства зсоободо зовесвиЛ [е ППСCOaHЫXо0иeуИHeHИЯX,aOO кже для явспepooаoсльнoй рeулизaииипpинимаемых законов нужна Зoлгвтoннояюoиднчeзкaяквoл ификацп яв^миг тoннвчй -Фслигиознвш лнсо^мизм»' и«pблиеиoгтapскpоpeмpcспкая деятельность», не допускающая разночтений и произволь-ныxoспкoюaткй.

В ряду конкретных мер, которые следовало бы пред-нHиняpo сооорарствн и огоикстетзгеам тс-я пквыши^ия эффективности противодействия религиозному экстремизму, на певоыйпланвыпвесаютпя пpипяеизк pтуниnaцитвссешeннсй poхнpннхиcвcнoapявуpлнo-кoнфeесиoнaльныxoтнaшений, Пooрpжчззиспpипципoвaeсxoвзнивоaзaкoнa,paoeмcooaп еред ееконвмо оавноувавиттсьного отношения к представителям paсличныx нaниoпaльиo-пггcьтypнытиp6лисноcтыxтрьниций. ■Вневремслто, востребввояноом представляется институт ква-pифиципoвмнныxипoтниoтичeccиносеpoeнныл рлнигиозных иирерoB] иоерерсовомкотосоковозможнлзорьИае ч^псоени-лмиpeлиeиopяоеo сясoуpмизма. Целесообразно установление XoлpeетcябзгсквнтpоттзaнолaoоoвкoИ еoящснноcлyжителей а aooyбтжтзIиyчeбныт заверенияк имиссиотеоскойдеяоель-нecтaюикoсорунныxpeриеиoзныx вoсaнизoцийиpлтoвных опт0 псспoуовaниеpенитиoоeртеcксх дисциплин в средних иоптснгах yнeaныxзaвбoенияx, aoгpaниeзистeмыпoвышeниa

бPЛИСИOBepЧeCKOИHBaЛИВиKaв;НP0a0ООHИKaOII0OBOO«paHИOTИЬ-ных органов, государственных и муниципальных служащих. и вр оке врсмг, выppлeнит седтах peлиспoзнык ореа.низоиий тyоём«I:pepeотnaлгнинимeoвтaeтствующих преференций за дчсг поидижeнnяуpyспxIкaи и иснaльзoвaниeapмитистра-зивиолopeoлpеодляфоpмиpовaнинтoгp илтиного отношения к религии должны быть признаны неконструктивными.

Существующие разногласия по многим вопросам государственно-конфессионального взаимодействия указывают на отсутствие общественного консенсуса относительно оптимальной модели такого взаимодействия, способной обеспечить эффективность сотрудничества государственных и религиозных институтов в ходе борьбы с религиозным экстремизмом.

2

1

0

2

а

§

4,

Понашемуънеиию,преодопонъерелиеиозного экстремизма - это задача также и гражданского общества, но в силу нерасвичоеви пос> ИHЗTИ0y00вBCИBpеMеHHуйP0CCИИeфУeЛ0ИBH0 пaилюpaбooл ыoжeтвecтинишьгосударство. Вотпочемануко-оoдетвoбoсoбoИ лпиoявлeнхямн рплигиозпocoэкcвpeпизмa -спочоеитиоя oocлдоуooотпныxвeдoмcтвфсдеpсльнoеoи oеoиo-нального уровней, органов местного самоуправления, которые п сеосс ооласти дaежпoI оетно взаимодийствовонь зo втвми инсти-лиамо oнaжуунcкooooб]мeoтвa, оключая религиозные нрсьсизсдии. Лео погoopиooЬoeиeниao опоимотитое сычетание мpлпpинлдмотнeкoeoиoocпиooтeньнoгoтooaктepу.в настоя -п;oeвpтплpeшaющчю poJI0oпoooивoдeйcтвии проявлениям oкcоьсмилмм дoпжиыcPIeрaоoпpaии охсунивстоныо ов-аны, нтнолёнпыт свoоoеoсooиющсйкoмнoтeнциeйпpи лoлмоийпaд-лежащего общественного контроля за их деятельностью.

yЛЩeеooлюЩик ркзносласия по мтoзим оoй[JIooaм гое]-пaсеooелсмгиoн(0гcхсонального взаимодействия, на наш взгляд, ркaбылaxтнooocлтгтииеaЬщссьлeинocoкoнcснcтсaooтocительно впoпмoлoпoймooeнлиoкopcвcaпмoдействия, способной обеспе-ритоэHфхйтиoиoooо гoтpлдниaсoввo гoeлCУpстуeепылиpPлиеиз n^^C^ИJ^(^TI^TI^^OTОДOZ^C^pI^-^I^Р CpeЛИГИOЗHPIMCPCOpeMPCMOM.

В связи с этим необходимо подготовить Концепцию зoендaххтoeнто-xонЛeeoигнилыJын oетoшeниИ.фaкоИдnплёJeнт оьaaIел0ывтoтeизмeнeниPIИооopыe произошли в религиоз-нoмpppеoопocлeдииeгoды ]нaмсьcтплoисoвeoшенc твования Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пoнcсуeинooaл от сaкpспии тнаоо пс липоко nснлюгцизе впмхдH[ лённых конфессий, но мировоззренчески-нейтральных граж-рот. тoеoзnллющиa знаaиoeльнлючoсoo иаселенияРоссии. Уиaeoнныйдонпмeнтдoижен в своей основе базироваться на ppиoомиeсныxяoпpaииeнилe сосзгиоаесис^1^о-леое^<^^нс^1н1^,с^а-шeниНвнaииoнaльнoПпoиитикс РФ:

- coмpднeтееoтибинoнocеиионгвитnпиoнпoгo строя, ипсеитлтовсо г^^ав[г^в^с^о^ ;

] УOеoпсeoтис сртжданского мира и общественного со-гяoзия,тeppииopиял он ойце логин осои,еринстоатр аво-еюс’о птоеортпевва, правопорянла(

(Нс йтpaниcaцил примани °словий, способствующих

РОЗИИиНОВеНИЮКОНфЛИпООР Нт^ЛИГИОЗпО0 ИОИОО.

Слществует и явная необходимость внести в действу-ющиесaкoхкдмвoтуиыoaкoыпииaаoки] попpaoтанные на пторятотепие рссиcтpaиии«eлиoиуeныо opгoклаоииЙIOcу-ы^(^^^.т^1ани]зпнсо^и пoноpoяaeo стороны государственных ДOбщe0TДeНHЫXИHГOИTЛTOB,ПCИMСHCHИПCaHKЦИЙBOOTOПI ении зии; к о^аниео^0, доп^кагтищн еист^мистские действия, включая конфискацию имущества религиозных организаций и их адептов.

1№4, май 2012

Млпдуел мщёназ мюмпеитл,птёнелбхидимо на законодательном уровне дать определение понятиям «религиозная Pкoapoмигтoкaл ислoeиьиoeть»,«peлисcозтряэкcтре-мисескал очоа^1^;^^]е^як ^е^аз^^пти eт^^e- исчерпывающий cпиеoлxoрoирepиеeющиxкpибнayмз ,ооизпсжанио росши0ен-гооо толковонлев

Динамика проявлений межрелигиозных противоречий за-сиест пан вс0 oUщooaooтнo-пoлитилсoпоИ л[,вго(лоности о тосн-нарстве, ooииoтвнeшниxфaктopoв.Пуoтому, именно, взве-п:сннaн,pмзyмеaп сoсypсacoвeннoнпoлиoикoIoeиoвaнная на PёOИЗMЗOKMHOДae0ЛЬCTBeИПOДKpeПЛЗHЯOПMHO0OBeKOЗOЙИCTO -

о о т> о о

oиеимиртoooeостщеcввoвaниятсpoз;ooипсти гий Российской П,еоepоциинвдясocяoaнpoPёРмзатIoгoмcoуЬитотoсвирсгри тия poееиИскиго в0щeоoоa.

Бмблooepифичпукн Кспксок

ё.ШВopниистиoнoпaтеиьcтвaШФ. М., 2009. № 4. С.т 445. 0[CбонникзaкoнодотслуeeoаPФ.M.(199P.N^P0.Cт.0065.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дурэм К. Перспективы религиозной свободы: сравнитель-о:сшанаткг.М.. ИтаьитиьpeлoгиеиcрсoP] ёOO-(-

4.Д0P0HЦeвП:H. РОЗВИ тиесвётскойгосуптретвенности оРоссии:историуиео opeменнoeoу. СПИ., «ОЯ8.

5.BонoпитаH. В. yаoимooтнoшсппaгзсpдapcовa иpoииеH[ оаныикбъсдинсни0^ гooнсмгннoмоuщеcтвe:гaоyеeжный нотехccовeнтaIЙвтыo.Mп2И0a.

6. KтееослиЛK,Peтиeиoзный ренессанс в России. Проблемы гоcлхнoлвoeплo-кoнУ)cтссиoнoиьных отношений С/ Роеси^каяюстнв;^.0000. № 11.

С. ПинкинЫ. В[Пнaвoвысoспooыхвeoзозcтo еонуоврства и-^Г^Р^;^^]^^^ио^.]0^., СПДО.

8. Письмо Главного управления Минюста России по г. Москве от T0.0P.000Л н Иг Р-пЯеРТТС-еОГ.

ы Зoaвкeхиe мутуломанопой aВш;ecтвeнпоeьи 0>оссии «Клерикализм -уедоза тицтональной безопасности Pooopи[[Элеиopoйныйpecлпр] ВС Опаи^аланыйса^ Инеттоута религии и политики. иИЬ: http://i-r-p.ru/

paосбзCсeom-Пoeтmлnt/Jнdex-1O042.html (Даеапосещения:

б-ов^осм).

1№4, май 2012

10. Пмелинцлю А. Десмтп л^л пые^е^л^^'Д светскости. Главное - не навредить хрупкому межконфессиональному вшру [ЭлектуонтыИресурс: /ентКЕЛИГИИ^ПР.09.2007. иссИ: loЛть0HaВUeиеoкрpтoлoеoаaPTгmeлCВЮП:ЫTИаС;MTЛгTЫyrs. cьlеи1(Дстaпоoeщoлип] °ы 4.^^1^^2[с

ТГ-ЛдирртвК. Конституционные проблемы законодательства оодлнгиииpeлигиooтoсxopгoнизaцияxCeeTeлиаияипpтоo-Информвиионко-Рнититичвекё[йжкриал.2000. JО^P[

12. Нуруллаев А. А., Нуруллаев А. Ал. Религия и политика. Уpo0еоeпoтe0иe.- М.,ВЛСВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.