Научная статья на тему 'Государственно-частноепартнерство в социальной инфраструктуре регионов разного уровня развития'

Государственно-частноепартнерство в социальной инфраструктуре регионов разного уровня развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / ЛОКОМОТИВ РОСТА / ОПОРНЫЙ РЕГИОН / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скопин О.В., Грабар А.А.

В регионах разного уровня развития социальная инфраструктура функционирует и развивается по-разному, поэтому при разработке механизмов государственно-частного партнерства необходимо учитывать конкретные региональные особенности. В статье показаны возможные виды государственно-частного партнерства в регионах РФ с учетом мировой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частноепартнерство в социальной инфраструктуре регионов разного уровня развития»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕГИОНОВ РАЗНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

о. в. скопин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: mim@mcnip.ru

А. А. ГРАБАР, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга

E-mail: mim@mcnip.ru Вятский государственный университет, г. Киров

В регионах разного уровня развития социальная инфраструктура функционирует и развивается по-разному, поэтому при разработке механизмов государственно-частного партнерства необходимо учитывать конкретные региональные особенности. В статье показаны возможные виды государственно-частного партнерства в регионах РФ с учетом мировой практики.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная инфраструктура, регион,локомотив роста, опорный регион, депрессивный регион.

Государственно-частное партнерство представляет собой развитие механизмов взаимодействия между государством и частным бизнесом в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации в различных сферах хозяйствования в виде долгосрочного партнерства. Наиболее общее определение этому понятию дано В. Г. Варнавским [3]: «Государственно-частное партнерство — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплотьдо сферы услуг».

Анализ высказываний и публикаций по этой теме позволяет сделать вывод, что в настоящее время можно говорить о двух основных значениях употребления термина «государственно-частного партнерства»:

1) государственно-частное партнерство как принцип взаимодействия государства и бизнеса;

2) государственно-частное партнерство как правовая форма такого взаимодействия.

В Российской Федерации механизм государственно-частного партнерства не сформирован. В основном деятельность организаций в рамках государственно-частного партнерства регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [5].

На уровне региона государственно-частное партнерство позволяет привлечь дополнительные ресурсы для решения бюджетных проблем. В частности, это относится к таким объектам социальной инфраструктуры, как учреждения образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и т. п.

По мнению П. Понизова [7], управление и финансирование названных объектов в рамках государственно-частного партнерства позволит привлечь в регион финансовые ресурсы, переложить на предпринимательский сектор часть рисков и в то же время сохранить объекты в собственности региона.

Важно отметить, что в этом случае объекты социальной инфраструктуры полностью либо частично остаются в собственности региона, что немаловажно для осуществления контроля. С рыночной позиции некоторые объекты социальной инфраструктуры региона непривлекательны и могут исчезнуть, если их активы передать в частные руки. При этом следует учесть, что государство не может полностью передать их в собственность, так как существуют социально незащищенные слои населения, которые не смогут оплачивать услуги по их коммерческой стоимости. По мнению Н. В. Зуба-ревича [4], именно поэтому на практике возникает полуприватизация, с которой часто отождествляют

государственно-частное партнерство. Это дает основание рассматривать государственно-частное партнерство в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации.

Международная практика предусматривает несколько основных видов государственно-частного партнерства в развитии социальной инфраструкту-рырегиона(табл. 1) [2].

Использование различных видов государственно-частного партнерства особенно необходимо в экономически слабых, депрессивных регионах. Экономически развитые регионы обладают большими бюджетными ресурсами для вложения в развитие социальной инфраструктуры региона. Однако во многих регионах Российской Федерации потребность в услугах социальной инфраструктуры выше, чем возможности ее покрытия. Особенно ощущается недостаток в наличии объектов социальной инфраструктуры в области образования, здравоохранения, культуры [1].

Основные виды государственно-частного партнер1

Сравнительный анализ зависимости видов государственно-частного партнерства от уровня экономического развития регионов РФ (табл. 2) показывает, что в регионах Российской Федерации различны проблемы, складывающиеся в области социальной инфраструктуры, различен уровень влияния региональной власти на ее развитие. Поэтому и уровень развития социальной инфраструктуры в регионах достаточно сильно отличается. Уровень развития регионов принят в соответствии с типологией регионов Российской Федерации, разработанной на основе Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [6], согласно которой все регионы Российской Федерации делятся начетыре типа по уровню развития, степени включенности в глобальные процессы развития: регионы-локомотивы, опорные, депрессивные и особые регионы.

На основании анализа данных можно сделать вывод, что чем выше экономическое развитие региона, тем меньше необходима координирующая функция региональных органов исполнительной власти при реализации механизма государственно-

Таблица 1

;а в развитии социальной инфраструктуры региона

Вид государственно-частного партнерства Сущность экономических отношений

Строительство—владение— управление—передача Предусматривает владение и управление собственностью, созданной на средства инвестора в согласованные с органами власти сроки. По истечении периода, предусмотренного договором, созданные активы переходят в собственность государства, региона или муниципального образования

Строительство—управление— передача Предусматривает передачу во владение инвестору созданную на государственные средства собственность, но позволяет управлять ею в течение срока, обеспечивающего возврат инвестиций и согласованные нормы прибыли на вложенный капитал. По его истечении собственность передается государственной власти

Строительство—владение— управление Инвестор строит объект и осуществляет его последующую эксплуатацию, получая все права собственности

Строительство—передача— управление Инвестор передает права собственности государству сразу по завершении строительства. После этого государство передает инвестору построенный объект в эксплуатацию на согласованный сторонами срок

Таблица 2

Сравнительный анализ зависимости форм государственно-частного партнерства от уровня экономического развития регионов РФ

1ЙП Основные проблемы социальной инфраструктуры Направление развития Влияние региональных органов исполнительной власти Виды государственно-частного партнерства

Локомотив роста Недостаточная обеспеченность населения некоторыми видами услуг объектов социальной инфраструктуры (здравоохранение) Строительство объектов для покрытия потребности населения в услугах. Строительство объектов социальной инфраструктуры для привлечения дополнительных средств в регион Минимальное. • подготовка и заключение договора ГЧП; • контроль за исполнением договора; • контроль за деятельностью объекта (у частных инвесторов достаточно средств и возможностей для самостоятельной реализации проектов в области социального партнерства) 1) строительство—владение— управление-передача; 2) строительство—управление—передача; 3) строительство—владение — передача

Окончание табл. 2

Ihn Основные проблемы социальной инфраструктуры Направление развития Влияние региональных органов исполнительной власти Виды государственно-частного партнерства

Опорный регион Низкий охват населения всеми видами услуг социальной инфраструктуры Строительство значительного количества объектов социальной инфраструктуры. Содействие развитию малого бизнеса (бытовые услуги, розничная торговля) Выше среднего: • мотивация бизнеса к инвестированию средств в социальную инфраструктуру; • участие в построении коммуникационной схемы между инвесторами; • контроль за реализацией проекта на всех этапах реализации проекта 1) строитель-ство-владе-ние-управле-ние—передача; 2) строительство—управление—передача; 3) строительство—владение— передача

Депрессивный регион Необходимость капитальных вложений в уже имеющиеся объекты социальной инфраструктуры. Повышение качества предоставляемых услуг Строительство новых объектов, капитальные вложения в основные фонды существующих объектов. Повышение финансовой отдачи от имеющихся объектов Высокое: • принятие на себя транзакционных издержек; • создание коммуникативной схемы между участниками договора государственно-частного партнерства (банк, строительная организация, страховая компания ит. д.); • предоставление финансовой поддержки в виде грантов, субсидий ит. п.; • предоставление информационной поддержки; • предоставление законодательной поддержки на региональном уровне; • контроль за реализацией проекта на всех этапах реализации проекта 1) строительство—передача— управление; 2) покупка-строительство— управление

частного партнерства. В экономически развитых регионах риски инвесторов меньше. Локомотивы роста и опорные регионы в большей степени нуждаются в строительстве новых объектов социальной инфраструктуры, а депрессивные регионы — в реконструкции старых и повышении финансовой ^ отдачи от действующих объектов. Однако сопоставление зависимости видов государственно-частного партнерства от уровня развития российских регионов основано на адаптации мирового опыта, и требуется разработка собственной нормативной 5. базы осуществления их в Российской Федерации и учет особенностей и специфики ее в регионах.

6.

Список литературы

1. АмунцД.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финан- ^ совоемких проектов // Справочник руководителя ' учреждениякультуры, 2005. № 12. С. 16—24.

2. Булгадаева С. А. Государственное регулирование — стратегический фактор социально-экономическо-

го развития региона // Дайджест-Финансы, 2004. № 1(109). С. 26-34.

Варнавский Ä/[Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2005.315 с.

Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005. 102 с.

Майор И. Г. Причины и принципы частно-государственного партнерства (гражданско-правовой аспект) // Общество и право, 2008. № 1 С. 5—7. Министерство регионального развития Российской Федерации разработало новый подход к типологии регионов Российской Федерации // Официальный сайт Минрегион развития. 2009. URT: http://www.minregion. ru/Workitems/Newsltem. aspx?NewsID=492.

ПонизовП. Количественная оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Социальная политика и социальное партнерство, 2009. № 4. С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.