Научная статья на тему 'Государственно-частное партнёрство в социальной сфере на примере дошкольного образования'

Государственно-частное партнёрство в социальной сфере на примере дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГЧП / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SOCIAL SPHERE / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелова Светлана Станиславовна

В статье представлены материалы по реализации государственно-частного партнёрства. Проведён мониторинг основных показателей дошкольного образования. Обозначен ряд проблем, которые тормозят внедрение моделей ГЧП в образовательную сферу. Предложено решение проблемы финансового обеспечения проекта создания ДОУ. Обоснована необходимость создания условий, стимулирующих частный сектор экономики инвестировать капитал в объекты социальной сферы, организационной и нормативно-методической поддержки государством социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горелова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SOCIAL SPHERE ON THE PATTERN OF PRE-SCHOOL EDUCATION

The article deals with the materials on the public-private partnerships realization. The monitoring of the main factors concerned with the pre-school education has been conducted. A number of problems that are impeding the introduction of the public-private partnerships (PPP) models in the sphere of education are designated. The way to solve the problem of financial support of the project on the PSEI(pre-school educational institutions) creation has been suggested. The need to create the conditions to stimulate the private sector of economy to invest in social facilities, in the organizational and regulatory methodological support of the social projects on the part of the government is substantiated.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнёрство в социальной сфере на примере дошкольного образования»

Государственно-частное партнёрство в социальной сфере на примере дошкольного образования

С.С. Горелова, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ

Концепция государственно-частного партнёрства (ГЧП) базируется на принципе определения государством необходимых услуг и инфраструктуры, выдвижения частными инвесторами конструктивных предложений, максимально отвечающих требованиям государства [1].

Интересы государственной власти направлены на повышение качества предоставляемых услуг и их необходимое финансовое обеспечение, в том числе путём увеличения налоговых поступлений. Для бизнеса повышение социальной собственности путём партнёрства с государством привлекательно в случае создания благоприятных условий для осуществления основной деятельности. Одним

из наиболее важных направлений сотрудничества государства и частного бизнеса, формирующих качество человеческого капитала, является образование.

На сегодняшний день в российской системе образования выделяют два основных уровня — это общее и профессиональное образование, которые в свою очередь подразделяются на ряд ступеней [2]. Следует отметить, что именно дошкольный возраст охватывает начальный период становления личности, мотивирует детей к приобретению новых умений и навыков, прививает общечеловеческие ценности и правила поведения в обществе. Высокая продуктивность усвоения информации формирует у детей дальнейшее стремление к получению знаний на уровне общего образования и соответственно качество усвоения профессионального образования по выбранному направлению. Поэтому базовую ступень образовательной системы следует рассмотреть в качестве её важнейшего компонента, приумножающего человеческий капитал. Именно система дошкольного образования как непосредственного уровня образования во многом определяет дальнейшее развитие личности индивида.

На протяжении последних пяти лет дошкольное образование является одной из наиболее интенсивно реформируемых отраслей. Первая волна изменений пришлась на середину 90-х годов прошлого столетия. Последние несколько лет идёт процесс использования новых организационно-экономических механизмов, повышается открытость дошкольного образования обществу. В 2010 г. принят новый ориентир — введение федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям её реализации. Система дошкольного образования должна быть достаточно жёстко увязана с приоритетами социальной политики государства и инновационной экономики. Безусловно, всё это предъявляет высокие, достаточно сложные требования и к обновлению системы дошкольного образования муниципального образования город Оренбург [3].

Анализ информации статистических ежегодников Оренбургской области показывает тенденцию роста потребности в дошкольных образователь-

ных учреждениях (ДОУ) на территории города и посёлков городского типа (табл.). В сельских населённых пунктах показатели обеспеченности ДОУ приближаются к оптимальному значению по вместимости объектов недвижимости. В целом востребованность услуг, предлагаемых ДОУ, достигла достаточно высокого уровня удовлетворённости. Мониторинг экономики образования подтверждает рост наполняемости ДОУ во всех типах населённых пунктов, что проиллюстрировано на рисунках 1 и 2.

Всё большее развитие получают «гибкие» формы дошкольного образования. Это группы кратко -временного пребывания разной направленности, разных видов: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы подготовки детей к обучению в школе. Кратковременный, но систематический режим пребывания ребёнка в детском саду позволяет экономить бюджетные средства, снизить плату родителей за содержание детей в учреждении и вместе с тем сделать услуги дошкольных учреждений более доступными для населения.

Несмотря на то что наметилась устойчивая тенденция увеличения расходов на дошкольное образование, проблемы его ресурсного обеспечения не сняты, а после утверждения федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования по-прежнему остаются актуальными, в частности: количественный дефицит ресурсов, высокая муниципальная дифференциация ресурсного обеспечения дошкольного образования, отсутствие единых на территории РФ нормативов, которые обеспечивали бы реализацию инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по всем компонентам системы ресурсного обеспечения [3].

Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие частный сектор экономики инвестировать капитал в объекты социальной сферы. В свою очередь органы государственной власти должны оказывать организационную и нормативно-методическую поддержку подобным проектам.

В стране накоплен определённый опыт успешной реализации государственно-частного партнёрства (ГЧП), позволяющий правительству страны

Мониторинг основных показателей дошкольного образования по Оренбургской области

Показатель Год

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Число ДОУ - всего, в т.ч.: 789 784 779 788 777 781

в городской местности 332 333 338 335 334 337

в сельской местности 457 451 441 453 443 444

Численность воспитанников в ДОУ - всего, тыс. чел., в т.ч.: 77,4 79,1 81,9 86,2 92,5 96,9

в городской местности 53,1 54,4 56,0 58,8 63,0 65,5

в сельской местности 24,3 24,7 25,9 27,4 29,5 31,4

Численность воспитанников, приходящихся 100 101 104 102 104 103

на 100 мест в ДОУ - всего

в городской местности 110 111 114 111 113 111

в сельской местности 84 85 88 87 89 91

Рис. 1 - Распределение ДОУ в Оренбургской области по назначению, кол. ДОУ

Рис. 2 - Численность воспитанников ДОУ в Оренбургской области, кол. чел.

решать проблемы финансирования инфраструктурных объектов и социальных программ, создающий возможность частному бизнесу, выступая соинвестором государства, получать приемлемую для него прибыль.

Основные направления ГЧП сформулированы Центром ГЧП Внешэкономбанка:

1) создание (реконструкция, модернизация) объектов капитальных вложений, которые осуществляются в общественных интересах;

2) проекты, для реализации которых необходимо привлечение частного финансирования, обоснованного окупаемостью за счёт доходов частного инвестора, получаемого путём коммер-

ческого использования объекта, либо с помощью оплаты услуг, производимых при его эксплуатации публичным заказчиком;

3) покрытие рисков, связанных с проектированием, строительством, эксплуатацией и коммерческим сбытом, с использованием капитала и компетенций частного бизнеса;

4) использование возможностей бюджета, государственной или муниципальной собственности, законодательных установлений и прочих публичных прерогатив участия в рисках осуществления проекта, относящихся к компетенции государственного или муниципального управления [4].

Для первой ступени образования существенное значение имеет не только качество обучения, но и количество образовательных учреждений. В силу различий в социально-экономическом положении регионов Российской Федерации во многих из них остро строит проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. По нашему мнению, существующее положение обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, особенностью структуры имущественного комплекса дошкольных образовательных учреждений является преобладающая доля в его стоимости недвижимости. Исследуя возможность взаимодействия государства и частного бизнеса, следует уделить внимание вопросам эффективного управления объектами недвижимости. Грамотная эксплуатация, содержание инженерных сетей, уборка помещений, коммунальное обслуживание территорий, квалификация штата сотрудников — всё это может обеспечить частный бизнес, что повысит общую эффективность реализации совместного инвестиционного проекта в рамках ГЧП.

На этапе проектирования нового ДОУ инвестору необходимо разработать концепцию функционирования готового объекта недвижимости, затем застроить участок и передать (продать) в муниципальную собственность результат своего труда. Роль государства проявляется в оптимизации финансового обеспечения проекта, стимулировании частного бизнеса в социальной сфере посредством выкупа готовых объектов, либо выделяя застройщику субсидии на строительство недвижимости [5].

Во-вторых, финансовое обеспечение качества оказания услуг в ДОУ возможно с помощью инновационных инструментов фондового рынка, эмитируемых коммерческой организацией — участником ГЧП под гарантию государства. Предлагается обратить внимание на облигации, как на основную долговую ценную бумагу. Базовая (традиционная) облигация считается таковой при наличии выпуска согласно трём условиям. Первое — фиксированный номинал в национальной валюте, погашаемый в конце срока облигации. Второе — фиксированный срок погашения. Третье — фиксированный купон, выплачиваемый с заданной периодичностью не реже одного раза в год. При этом погашение но-

минала и выплаты купона происходят в денежной форме, дополнительные условия любого рода полностью отсутствуют.

По мнению И.А. Дарушина, все облигации с изменениями в вышеперечисленных характеристиках можно рассматривать в качестве инновационных [6]. Объём облигационного займа должен соответствовать стоимости затрат на строительство недвижимости ДОУ или выкуп готовых помещений, в том числе на первых этажах зданий в новостройках. Началом выплаты процентов следует указать дату ввода недвижимости в эксплуатацию либо выплату процентов, которую в первые периоды после эмиссии осуществляет государство. Источником средств для последующего обслуживания долга может выступать плата за реализуемые ДОУ услуги. В случае несоответствия величины разности между суммами поступлений от реализации услуг и выплатой процентов по облигациям величине среднеотраслевой прибыли это соответствие частному бизнесу обеспечивает государство.

Поскольку речь идёт не только о количественной составляющей дошкольных образовательных учреждений, но и о качестве оказания услуг по образованию и воспитанию, следует провести аналитический обзор проектов, которые будут не только экономически целесообразными, но и усовершенствованными под требования настоящих потребностей. В частности, необходимо на этапе пребывания в дошкольных учреждениях проводить подготовку детей к школе согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Это позволит как повысить уровень образованности индивида, так и сократить затраты родителей на поиск и оплату услуг по дополнительным занятиям к поступлению в школу.

Российская и международная практика для реализации инвестиционных проектов в сфере дошкольного образования помимо предложенной формы поддержки частного бизнеса в составе ГЧП применяет и другие формы государственной поддержки:

— субсидирование процентных ставок по привлекаемым принципалом кредитам;

— внесение взносов в уставный капитал принципала;

— участие уполномоченного банка в финансировании проекта;

— заключение концессионных соглашений;

— государственные гарантии РФ и субъектов РФ [4].

Возникновение очередей при приёме в дошкольные образовательные учреждения привело к обострению проблемы социальной сферы. На сегодняшний день разрабатывается ряд программ возможного увеличения количества мест в детских садах: за счёт уплотнения, внесения изменений в функциональное назначение помещений с целью максимизации размещения групп, помимо

этого, проводятся работы по реконструкции и пристройке спортивных или музыкальных залов с целью высвобождения помещений для дополнительных групп.

Внедрение моделей ГЧП в образовательной сфере сталкивается с рядом проблем, решение одной из которых — финансовое обеспечение проекта создания ДОУ предложено в настоящей статье.

Литература

1. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнёрство в инновационной сфере: зарубежный и российский опыт общ. ред. и предисл. С.Н. Сильвестрова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 256 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 17 3649/?frame= 14#p20 26 (дата обращения 15.05.2015).

3. Долгосрочная целевая программа «Модернизация дошкольного образования муниципального образования город Оренбург на 2012—2015 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/mun_pr/Orenburg.pdf (дата обращения 10.05.2015).

4. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 с.

5. Горелова С.С. К вопросу оценки эффективности управления объектами недвижимости // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8 (157). С. 88—95.

6. Дарушин И. А. Финансовый инжиниринг: инструменты и технологии: монография. М.: Проспект, 2015. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.