и 2012 гг., которая может быть как отрицательной, так и положительной. Отрицательная разница РР - это «ухудшение», которое свидетельствует об увеличении ранга смертности в 2012 г. по сравнению с 2006 г. относительно других регионов. Положительная разница - это «улучшение», которое свидетельствует об уменьшении ранга смертности в 2012 г. по сравнению с 2006 г. относительно других регионов. В свою очередь разность рангов (РР) ранжирована в порядке убывания. Субъекты РФ сгруппированы в 10 кластеров подобия, отражающих 3 основных тренда (позитивный, нейтральный, негативный). В один кластер вошли территории, отличные по возрастно-половым, климатогео-графическим, экологическим и другим параметрам.
Для расчета доли вклада СЭФ в уровни смертности использовали уравнение регрессии: 1Х = |Р1| х (К2 х 100%)/(|Р1| + |Р2| + |Р3|... + •••|Р„|) (в %). Все модели прогнозирования статистически значимы, коэффициенты регрессии достигают высоких значений, СЭФ на 40-75% объясняют разброс региональных показателей смертности. Из всех СЭФ выраженное и устойчивое влияние на смертность оказывает удельный вес лиц пенсионного возраста (13-35%). В трудоспособном возрасте значимый фактор увеличения смертности - среднедушевое потребление крепких алкогольных напитков (5-7%). Доля мужчин в структуре населения, доля лиц с высшим образованием, индекс Джини имеют статистически значимую связь лишь по отдельным показателям смертности. На основании уравнений регрессии рассчитали смоделированную (предсказанную) смертность от БСК. Далее определялась разница между смоделированными и фактическими показателями (в %) в 81 субъекте РФ, которая стала основой для их группировки. В результате получены 8 кластеров регионов РФ с несоответствием между предсказанной и фактической смертностью от БСК. Первые 4 кластера объединяют регионы с позитивными тенденциями, т.е. фактическая смертность ниже смоделированной. Другие 4 кластера представляют регионы с преимущественно негативными тенденциями, т.е. фактическая смертность выше смоделированной.
Заключение. На основе современных статистических методов получены качественно новые данные о тенденциях динамики смертности, связи и доли вклада комплекса СЭФ в изучаемое явление, в том числе в смертность от БСК и отдельно от ИБС и ЦВБ, и их роль в общей смертности населения в 81 регионе РФ. Полученные результаты могут быть использованы при социально-гигиеническом мониторинге здоровья населения и факторов окружающей среды, в частности при оценке причинно-следственных связей СЭФ и смертности, что важно при планировании мероприятий по ее снижению и нивелированию существенных различий показателей смертности в субъектах РФ. Это обеспечит наиболее рациональное распределение ресурсов здравоохранения и значимое снижение смертности населения России за более короткий период.
Бережков Д.В.1, Москвичева М.Г.2_
Государственно-частное партнерство в здравоохранении: опыт работы многопрофильной частной медицинской организации
1 ООО «МЦ "Лотос"», Челябинск
2 ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, Челябинск
В докладе приводится анализ структуры и объемов медицинской помощи, оказанной в частной клинике в рамках программы государственных гарантий за 4-летний период, позволяющий оценить эффективность деятельности медицинской организации, возможности ее роста и развития при работе в системе обязательного медицинского страхования.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это сотрудничество публичного партнера и частного, основанное на объединении ресурсов, распределении рисков, юридически оформленное на определенный срок. Основная цель в здравоохранении - привлечение частных инвестиций.
Обзор систем здравоохранения в странах мира показывает нам 2 основные модели с реализацией ГЧП. Первая - государственно-бюджетная модель в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Кубе. Она характеризуется доминирующей ролью государства. Основной недостаток этой модели -высокая налоговая нагрузка на работающих граждан. Вторая модель - социально-страховая медицина - представлена в большинстве экономически развитых стран, таких как Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Япония, США. Ответственность и основные расходы на здравоохранение здесь несут работодатели, обязанные страховать своих работников. Существуют отчисления и самих граждан за счет приобретения полисов страхования. В этой модели предполагается равное участие медицинских организаций (МО) различной формы собственности. Главным критерием является выполнение стандартов качества оказания медицинской помощи.
Законодательная база ГЧП включает Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях», принятый в 2005 г. Работа Минздрава России по внедрению ГЧП выразилась в утверждении приказами № 37 и № 442 комплекса мер, направленных на развитие этого закона в здравоохранении. В рамках деятельности Минздрава России разработаны Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ по применению механизмов государственно-частного взаимодействия в сфере здравоохранения (одобрены на заседании Координационного совета от 10.03.2015 № 73).
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г. предусматривает возможность вхождения частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) начиная с 2012 г.
В Челябинской области в системе обязательного медицинского страхования в 2012 г. были наделены государственным заданием и оказывали медицинскую помощь 28 частных МО, что составляло 13,4% от всего количества МО, реализующих территориальную программу оказания медицинской помощи (в 2015 г. - 34). На 2016 г. заявки на участие в реализации Территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) Челябинской области дополнительно подали еще 5 частных медицинских организаций.
ООО «МЦ "Лотос"» - крупная многопрофильная клиника г. Челябинска с развитой филиальной сетью в нескольких районах. Самый большой филиал имеет площадь действующих помещений более 6000 м2, объединяет в своей структуре поликлинику, подразделения компьютерной и магнитно-резонансной томографии, отделение вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО). В круглосуточном режиме работают скорая медицинская помощь, хирургический стационар, травматологический центр. Среднее количество обслуживаемых пациентов в месяц - 15-16 тыс. человек. МЦ «ЛОТОС» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности более чем по 50 медицинским специальностям.
Одним из самых перспективных для инвестиций в ГЧП является создание диализных центров. На сегодняшний день диализные центры работают в 35 субъектах РФ и постоянно развиваются (из последних: в феврале 2016 г. открылся диализный центр в Липецке, 10 марта 2016 г. - в Ульяновской области), где пациенты с хроническими болезнями почек могут получить жизненно важные для них услуги высокопотокового гемодиализа и гемодиафильтрации.
В нашем регионе в 2011 г. работало всего 2 отделения гемодиализа, расположенных в Челябинске. Это направление и было выбрано клиникой «Лотос» для начала работы в ОМС. Начиная с 2012 г. установлено государственное задание на выполнение услуг программного гемодиали-
за, план оказания медицинской помощи пациентам с терминальной хронической почечной недостаточностью составил 30 257 пациенто-дней. По итогам года выполнение плана составило 94,5%.
В 2013 г. для повышения доступности и качества услуг по направлению «гемодиализ» было открыто 2 филиала отделения в Челябинской области - в городах Миасс и Магнитогорск. В результате количество пациенто-дней увеличилось до 48 410 (рост 168% по сравнению с 2012 г.).
Дополнительно с 2013 г. был расширен перечень медицинских услуг, оказываемых в рамках государственного задания, выполнялись услуги компьютерной и магнитно-резонансной томографии.
Средства ОМС, полученные за 2 года, были направлены на завершение строительства круглосуточного хирургического стационара на 35 коек, оборудование рентгеновского кабинета и травматологического центра. После открытия травматологического центра с необходимым количеством помещений стала возможна организация амбулаторной травматологической помощи пациентам клиники «Лотос».
В 2014 г. был открыт филиал поликлиники медицинского центра в новом активно застраиваемом районе города, впервые в ООО МЦ «Лотос» получено государственное задание по обслуживанию 13 500 человек прикрепленного населения г. Челябинска по территориально-участковому принципу, на оказание амбулаторной помощи в размере 20 954 посещений и 1440 пациенто-дней дневного стационара для проведения химиотерапии онкологических больных. Работа открытой «с нуля» поликлиники позволила выполнить плановые показатели за первый год работы по посещениям на 55%, по дневному стационару - на 75,5%. В рамках государственного задания в поликлинике осуществлялся прием по 11 врачебным специальностям и 5 диагностическим направлениям. За второй год работы (2015 г.) плановые показатели по посещениям были выполнены на 121,9%, по дневному стационару - на 105,5%.
Результаты работы ООО «МЦ "Лотос"» в рамках ТПГГ и средства, полученные из системы ОМС, позволили обеспечить дальнейшее развитие медицинской организации. Работа круглосуточного хирургического стационара в 2015 г. в рамках государственного задания была расширена и осуществлялась по 9 клинико-статистическим группам. За 2015 г. темп роста выполнения государственного задания в сравнении с 2014 г. составил 139,7%
Дополнительно инвестиции были вложены в развитие отделения вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) с полноценной технологической и лечебно-диагностической базой, что повысило уровень оказания специализированной медицинской помощи в клинике.
Были приобретены и оснащены современным оборудованием машины скорой медицинской помощи (класса С). В 2015 г. ООО «МЦ "Лотос"» получил государственное задание на осуществление скорой медицинской помощи территориально прикрепленного населения. В течение года бригады скорой медицинской помощи выполнили план на 128,1%; все это повысило уровень доступности медицинской помощи населению обслуживаемого района.
Итоги работы. В клинике за 4 года увеличилось количество направлений медицинской помощи в системе ОМС с 1 до 6, при этом выполнение государственного задания отделениями медицинского центра за последний год в большинстве случаев было 100% (как в отделении ВРТ) или выше: амбула-торно-поликлиническая помощь, химиотерапия, скорая медицинская помощь. Перевыполнение планового задания объясняется невозможностью отказа в экстренной и первичной медико-санитарной помощи гражданам прикрепленного района.
Объемы финансирования в ОМС клиники «Лотос» показывают наибольшие значения в первые 2 года. В 2014 г. отделение «гемодиализ» было передано немецкой компании «В. Вгаип», которая стала собственником сети диализных центров в Челябинской области. Дальнейшее развитие работы по ОМС осуществлялось по другим направлениям стационарной и поликлинической помощи.
Проблемы и оценка рисков. При принятии решения о вхождении и работе в системе ОМС медицинская организация должна предусматривать определенные риски и принимать меры, если данные риски являются управляемыми. Существующие риски при работе в системе ОМС делятся на управляемые и неуправляемые. К неуправляемым с позиции медицинской организации относятся:
■ неустойчивая тарифная политика, так как орган государственной власти (или публичный партнер) является лишь одной из 4 сторон, определяющих тарифы в системе ОМС. Это не позволяет гарантировать в рамках Соглашения о ГЧП для частного партнера выгодные с экономической точки зрения тарифы;
■ невозможность полного возмещения инвестиций частных медицинских организаций в основные фонды.
Риски,управляемые с позиции медицинской организации:
■ необходимость и организация выполнения медицинской помощи в соответствии с условиями ТПГГ - не только амбулаторный прием, но и проведение диспансерного наблюдения, вакцинация, диспансеризация, льготное лекарственное обеспечение граждан;
■ необходимость взаимодействия с экспертами страховых медицинских организаций. Выводы. 1. Влияние ГЧП на систему здравоохранения в целом позитивно, так как оно развивает
конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи, увеличивая ее качество и доступность. 2. Участие в ГЧП в виде включения в ТПГГ обеспечивает возможности роста и развития для частной клиники. 3. Работа в системе ОМС приносит стабильный доход в течение долгосрочного периода. 4. Медицинской клинике частной формы собственности необходимо оценивать риски при работе в системе ОМС.
Экономический кризис последних 2 лет актуализирует привлечение в ГЧП частных медицинских организаций для государства.
Борисова Е.А., Луцкан И.П._
Из опыта внедрения стандарта менеджмента качества в медицинском центре г. Якутска
ГАУ РС(Я) «Медицинский центр г. Якутска»
В статье рассмотрены вопросы, связанные с внедрением в деятельность государственного учреждения здравоохранения стандарта менеджмента качества (СМК) 1Б0:9001-2015, предложены примеры управленческих процессов, методов контроля и показателей оценки эффективности. Также подведены итоги работы в области стандарта менеджмента качества, достижения целевых показателей и отражены проблемы и риски, с которыми сталкивается медицинская организация при использовании в свой работе СМК.
Цель исследования - оценить внедрение стандарта менеджмента качества 1Б0:9001-2015 в медицинской организации.
Методы: аналитический, метод опроса и экспертных оценок, экспериментальный. Медицинский центр г. Якутска одним из первых государственных медицинских учреждений Якутии получил сертификат соответствия стандарту менеджмента качества К0:9001. В целях перехода на процессное управление организацией и повышения результативности процессов были разработаны и утверждены план контроля процессов системы менеджмента качества и Положение о Совете по управлению качеством, куда вошли заместители главного врача по направлениям (взрослая служба, детская, акушерско-гинекологическая помощь), клинико-экспертный отдел и отдел качества оказания