Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в системе стратегического и технологического форсайта'

Государственно-частное партнерство в системе стратегического и технологического форсайта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / DEFENSE AND INDUSTRIAL COMPLEX / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY AND TECHNICAL COOPERATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК / RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / WEAPONS AND WAR EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дынкин Александр Александрович, Чемезов Сергей Викторович, Турко Николай Иванович, Шеремет Игорь Анатольевич

В статье обоснованы предложения по развитию национальной инновационной системы, излагаются концептуальные подходы к формированию системы стратегического и технологического форсайта с использованием механизма государственно-частного партнерства в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дынкин Александр Александрович, Чемезов Сергей Викторович, Турко Николай Иванович, Шеремет Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article substantiates the proposals for the development of national innovation system, provides the conceptual approaches to shaping the system of strategic and technological foresight by using the mechanism of state and private partnership with the aim to ensure country defense and security of state.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в системе стратегического и технологического форсайта»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Академик РАН, д-р экон. наук А. А. Дынкин д-р экон. наук С. В. Чемезов д-р воен. наук Н. И. Турко д-р техн. наук И. А. Шеремет

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФОРСАЙТА

В статье обоснованы предложения по развитию национальной инновационной системы, излагаются концептуальные подходы к формированию системы стратегического и технологического форсайта с использованием механизма государственно-частного партнерства в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевые слова и словосочетания: оборонно-промышленный комплекс, военно-техническое сотрудничество, государственно-частное партнерство, Российская академия наук, инновации, национальная инновационная система, вооружение и военная техника.

Прежде всего остановимся на нескольких моментах, которые определяют современный этап мирового политического развития.

Во-первых, следует отметить возрастающую непредсказуемость развития мировых политических процессов. В настоящее время стали возможны войны, скрытые для противника и даже для своего народа. В результате возросло многообразие форм и методов военной агрессии. И ответная военная борьба не только не снята с повестки дня национальной и международной жизни современных народов, а существенно усложнилась.

Способность сдерживать и вести различную по средствам и методам военную борьбу остается условием суверенного, а во многих случаях и физического существования государства. Это в свою очередь приводит к тому, что государства больше внимания уделяют проблемам военной безопасности.

Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), с 2001 по 2010 г. общий объем военных расходов в мире вырос почти в 2 раза: с 888,4 млрд до 1,6 трлн долларов1.

Во-вторых, к 2030 г. страны НАТО, Китай и ряд других государств закончат беспрецедентное по масштабам и затратам техническое переоснащение своих армий и флотов. Вооруженные силы Российской Федерации только на 20% оснащены современным оружием. А ведь способность вооруженных сил выполнять стоящие перед ними задачи в значительной степени определяется их техническим оснащением.

В-третьих, промышленное развитие и укрепление позиций передовых стран мира неразрывно связано с созданием высоких технологий, повышени-

1 Ежегодник СИПРИ 2011: вооружения, разоружение и международная безопасность : пер. с англ. / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М., 2012.

ем научно-технического потенциала, увеличением инвестиций в инновационные проекты.

Инновация - драйвер экономического роста и значительное преимущество в конкурентной борьбе. Мы рассматриваем инновацию как системную ситуацию временного совпадения процесса создания наукоемкой технологии и формирования общественного спроса на новый продукт или товар.

Как известно, к началу 1990-х гг. в России был накоплен значительный научно-технический потенциал, сопоставимый по своему качеству с американским и европейским. В ряде областей науки и техники, в частности в военно-промышленном комплексе, уровень подготовки кадров и их квалификация были сопоставимы, а иногда даже и превосходили развитые страны. Такой высокий уровень объяснялся и тем, что в развитии военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР были реализованы принципы обеспечения конкурентоспособности, в частности, благодаря использованию определенных рыночных механизмов.

Создание военной техники и ее принятие на вооружение проходило в жесткой конкурентной борьбе. Разработкой одной системы вооружения занимались не менее двух НИИ или КБ. Даже всемирно известный и легендарный автомат Калашникова имел серьезных конкурентов. Но на вооружение принимались лучшие системы оружия. Побеждал наиболее совершенный образец, в полной мере отвечающий требованиям вооруженных сил.

Советский ВПК де-факто развивался в международной конкурентной среде. На всех уровнях, вплоть до отдела оборонной промышленности ЦК КПСС и Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, проводилось сопоставление тактико-технических характеристик и боевых возможностей советских образцов с зарубежными аналогами. Именно так советское руководство стремилось обеспечить силовой паритет.

В гражданской промышленности мнение конечного потребителя практически не учитывалось. В ВПК же решающее слово оставалось именно за потребителем в лице вооруженных сил. Их интересы безукоризненно представляла военная приемка. Она была почти всесильной и неподкупной.

В начале 1990-х гг. авторы экономических реформ в России предполагали, что свободный рынок поможет выйти стране в мировые лидеры и полностью реализовать свой высокий потенциал. Однако этого не произошло. Более того, в результате тяжелейших преобразований был практически разрушен механизм формирования человеческого потенциала в экономике1.

В начале 2000-х гг. была предпринята уникальная попытка придать оборонно-промышленному комплексу (ОПК) инновационный импульс. Для интеграции сохранившегося научно-технологического и производственного потенциала было принято решение о создании диверсифицированных корпораций (холдингов) и иных вертикально интегрированных структур2.

1 См.: Чемезов С. В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования : монография. - М., 2001.

2 См.: Дынкин А. А., Чемезов С. В. Дискурс: к открытым инновациям через национальные ме-гапроекты и наднациональные инновационные системы // Вестник Академии военных наук. -2013. - № 2 (43).

Эффективное развитие научно-технического потенциала новых концернов и холдингов могло бы стать залогом производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Однако реализации этих планов не суждено было сбыться. Негативное влияние на инновационную деятельность оказала приватизация. Вопреки международному опыту она привела к дезинтеграции уже сложившихся научно-промышленных объединений и сложных технологических цепочек, росту издержек и падению конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных производств.

В общем векторе политики, внешне ориентированной на развитие ОПК, основные акценты при реализации промышленной политики делались на его эффективное функционирование, а основными факторами развития выступали лишь растущие объемы государственного оборонного заказа (ГОЗ). Главным критерием при конкурсном размещении и закупках ГОЗа (в соответствии с законом № 94-ФЗ) была наименьшая начальная цена создаваемого образца вооружения и военной техники (ВВТ).

В итоге это чаще всего оборачивалось низким качеством продукции, срывами сроков выполнения заказов, возвратами экспортных контрактов.

Государственные инвестиции в развитие производственно-технологической базы были крайне недостаточны (их доля составляла 18-30%). Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе государственные гарантии по банковским кредитам, страхование рисков, работали неэффективно.

В методологическом плане стратегическая цель оборонно-промышленной политики, ориентированная лишь на эффективное функционирование ОПК как высокотехнологичного сектора экономики, не согласовывалась с основным направлением самой стратегии - на развитие ОПК. Реально ОПК не столько развивался, сколько действительно функционировал, показывая устойчивый рост и выполняя целевые функциональные задачи по реализации программных заданий Государственной программы вооружений (ГПВ).

В этом контексте развитие ОПК следует рассматривать как важный компонент системы стратегического программно-целевого планирования, основанной на комплексном рассмотрении взаимосвязанных систем: Вооруженных сил, самого ОПК и системы военно-технического сотрудничества (ВТС). В этом объединенном пространстве трех систем стратегия понимается не просто как способ достижения поставленной цели, а как комплекс взаимосвязанных стратегических решений, обеспечивающих реализацию долговременных программных задач - создание Вооруженных сил РФ нового облика, развития ОПК и интенсификации военно-технического сотрудничества.

Такая стратегия развития оборонно-промышленной политики призвана заменить действующую сферу тактических решений, обеспечивающих лишь восстановительный рост ОПК, на стратегические решения, способные реализовать программу его расширенного воспроизводства в соответствии с возросшими требованиями ГПВ и системы ВТС, основанной на широком использовании перспективных и прорывных технологий и инновационных решений, свойственных ключевым направлениям новых высоких технологических укладов.

Сегодня очевидно, что лидерство в условиях конкуренции невозможно без мощной национальной инновационной системы. Возможно, это одна из причин, побудивших руководство страны создать в России по аналогии с американским агентством передовых оборонных исследовательских проектов ДАРПА Фонд перспективных исследований.

Ключевой новацией всей оборонно-промышленной политики на период до 2020 г. следует считать ее «модернизационный дух». Эффективная модернизация ОПК требует дальнейшего совершенствования роли и места государства как партнера по бизнесу, создания и функционирования тройственного частно-государственно-общественного партнерства, необходимого для консолидации общества, государства и бизнеса. В ситуации, когда и бизнес, и государство не могут обеспечить эффективную работу предприятий, необходимо обращаться к потенциалу гражданского общества.

Государственную корпорацию «Ростехнологии», созданную в 2007 г., можно с полной уверенностью назвать национальным инновационным мега-проектом1. Корпорация также известна под своим брендом «Ростех», который был введен в декабре 2012 г. Корпорация позиционируется как корпорация развития с преобладанием в ее деятельности государственных интересов. Сегодня она является неотъемлемой частью оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов страны. В своей деятельности корпорация руководствуется разработанной Стратегией развития на период до 2020 года2.

Ростех активно взаимодействует с основными институтами гражданского общества. Среди них особое место занимает Союз машиностроителей России, который за относительно короткий период времени превратился в авторитетную общественную силу.

В корпорации разработана и реализуется Программа инновационного развития на период до 2020 года3. В нее включено более тысячи проектов инновационной направленности, в том числе около 500 проектов НИОКР и более 300 проектов по техническому перевооружению. Ростех также реализует ряд проектов по развитию малого и среднего бизнеса. В основу положен механизм формирования политики открытых инноваций.

Открытые инновации - новая парадигма ведения бизнеса. Она основана на широком использовании крупными корпорациями внешних разработок, знаний и инновационных проектов из вузов и научных организаций, от индивидуальных разработчиков и малых инновационных компаний в целях ускорения создания и вывода на рынок конкурентоспособных продуктов и технологий совместно с разработчиками.

Из изложенного следует программно-целевая установка: реализация программы расширенного воспроизводства ОПК требует совершенствования

1 См.: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии».

2 См.: Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на 2011-2020 годы. -М., 2011.

3 См.: Программа научно-технического развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на 2011-2015 годы. - М., 2011.

и практической апробации методов повышения качества прогностической деятельности в государственных структурах и органах военного управления1.

Приоритетную реализацию форсайт-технологий на уровне хозяйствующих субъектов мы связываем с деятельностью и дальнейшим развитием интегрированных корпоративных структур, поскольку в их рамках объединяются значительные капиталы и достигается синергетический эффект (эффект взаимодействия) различного плана - производственного, сбытового, инновационного, социального и т. д. Именно на базе госкорпорации как наиболее гибкой организационно-правовой формы некоммерческой организации, сочетающей в себе признаки хозяйствующего субъекта и органа управления, имеются большие перспективы в плане реализации форсайт-проектов.

Методология научно-технического прогнозирования, или форсайта, основана на экспертной оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Социально-диалоговый формат их работы объективно вытекает из совместных проектов с бизнесом на основе инструментария государственно-частного партнерства, что предполагает тесные контакты с властными структурами различного уровня и институтами гражданского общества.

Наши предложения по реализации форсайт-проектов сводятся к следующему:

1. Развитие проблемно ориентированного взаимодействия с академической наукой. Международный опыт показывает, что инвестиции в науку дают эффект только в долгосрочной перспективе - через 10-15 лет. Признавая определяющую роль интеграции науки, промышленности, образования и бизнеса в формировании национальной инновационной системы, разработке и освоении передовых достижений науки и техники, Ростех совместно с РАН в рамках действующего соглашения о сотрудничестве выстроит систему технологического форсайта, т. е. долгосрочного прогнозирования перспективных направлений развития высоких технологий. В настоящее время завершена подготовка документов на проведение конкурса на оказание консалтинговых услуг Государственной корпорации «Ростехнологии» на тему «Стратегические аспекты глобализации в сфере высоких технологий и Россия». В качестве исполнителя проекта предполагается творческий коллектив Российской академии наук.

В числе проблемных вопросов:

- зарубежный опыт и практика продвижения на внешний рынок высокотехнологичной промышленной продукции, технологий и услуг, включая продукцию ОПК, ведущих зарубежных стран-экспортеров (США, Германия, Франция, Израиль, Китай, Индия и др); возможность применения этого опыта в России;

1 См.: Чемезов С. В., Куликов С. А. Генезис открытых инноваций: теория и практика государственной корпорации // Новая экономика. Инновационный портрет России. - М. : НП «Центр стратегического партнерства», 2012.

- возможные пути преодоления барьеров для российского экспорта и совершенствование системы мониторинга мер торговой политики иностранных государств, затрудняющих доступ российских товаров на внешние рынки;

- прогнозы и тенденции развития прорывных направлений в авиации, энергетике и телекоммуникациях.

2. По инициативе Ростеха президиум и общее собрание Академии военных наук поддержали идею создания научного отделения (научно-исследовательского центра - НИЦ) стратегического и технологического прогнозирования (форсайта). В его состав дали согласие войти действительные члены АВН - руководители ведущих вузов Москвы. Возглавил вновь созданное научное отделение (НИЦ) один из вице-президентов АВН. Таким образом, интегрируется прогностический потенциал вузовской науки.

Научное отделение (НИЦ) стратегического и технологического прогнозирования (форсайта) АВН представил Генеральному штабу ВС РФ установленный пакет документов на разработку проекта специализированной системы исходных данных на период до 2030 г. и научно-методического аппарата ее обоснования.

3. В настоящее время готовится соглашение о сотрудничестве АВН и Минобороны России с целью совместного объединения усилий в реализации стратегических инновационных проектов в области разработки высоких технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения. При этом предусматривается интеграция стратегического и технологического прогностического потенциала созданной системы перспективных военных исследований и разработок Министерства обороны Российской Федерации (СПВИР), одна из важнейших задач которой - мониторинг и анализ мировой научной деятельности и разработок для предотвращения внезапного появления средств, способных представлять угрозу национальной безопасности России.

4. За государством в лице Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и Минпромторга России сохраняются стратегические функции по развитию ОПК, по его эффективному использованию как в военной, так и в гражданской сферах, а также по обеспечению государственного контроля в области стратегического развития ОПК.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т. п., но и на развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В арсенале Ростеха и реализация современного метода исследований краутсорсинга.

В настоящее время проводится полномасштабный натурный эксперимент с привлечением выпускников магистратуры МГИМО по специальности «Менеджмент в области ВТС и высоких технологий». Цель экспертного проекта - формирование технологических дорожных карт, представляющих целевые характеристики или свойства продуктов, которые будут востребованы рынком, либо необходимы для обеспечения национальной безопасности, либо имеют значимый социальный эффект. Одновременно с этим определяются временные горизонты, на которых наиболее вероятно получение продуктов с

указанными свойствами. Важно коротко представить проекты и предложения по формированию наднациональной инновационной системы.

Необходимость интенсификации военно-технического сотрудничества предопределяет потребность в превентивном создании образцов продукции военного назначения, которые будут востребованы на мировом рынке вооружения. Они могут быть созданы с участием предприятий различных организационно-правовых форм, форм собственности, ведомственной и страновой принадлежности. Эти и другие перспективные направления внешнеэкономической деятельности характерны для ВТС России с Индией, Китаем, Вьетнамом, Венесуэлой.

Как известно, инновационный бизнес интернационален. Корпорация активно развивает международное сотрудничество, вовлекая в сферу интересов российского машиностроительного комплекса зарубежных партнеров - потенциальных инвесторов и обладателей передовых технологий. Зарубежные представительства корпорации сегодня действуют в 50 странах мира и играют основополагающую роль во внешнеэкономической деятельности Ростеха. По своим возможностям они фактически являются страновыми маркетинговыми информационно-аналитическими центрами. С их помощью корпорация в рамках частно-государственного партнерства и дальше будет развивать проекты с мировыми высокотехнологичными компаниями, эффективным частным бизнесом и его менеджментом.

Развивая взаимодействие с зарубежными разработчиками и поставщиками технологий, нам, конечно, предстоит пройти период и копирования, а где-то рассчитывать на творческое заимствование или технологическое творчество. Наряду с использованием внутренних резервов (созданием технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.) действенным методом повышения международной конкурентоспособности является привлечение на российский рынок иностранных компаний. Корпорация обладает определенным опытом в данной сфере. Безусловно, остается актуальной задача организации конкурентной разведки (бизнес-разведки), предполагающей соответствующую систему подготовки кадров и адекватный политический ресурс.

Если мы сможем реализовать научный потенциал отечественного ОПК и системы ВТС в создании эффективных инновационных систем и комплексов военной техники, то можно будет считать затраченные усилия на научную работу не напрасными.

Список литературы

1. Дынкин А. А., Чемезов С. В. Дискурс: к открытым инновациям через национальные мегапроекты и наднациональные инновационные системы // Вестник Академии военных наук. - 2013. - № 2 (43).

2. Чемезов С. В., Куликов С. А. Генезис открытых инноваций: теория и практика государственной корпорации // Новая экономика. Инновационный портрет России. - М. : НП «Центр стратегического партнерства», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.