ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Академик РАН, д-р экон. наук А. А. Дынкин д-р экон. наук С. В. Чемезов д-р воен. наук Н. И. Турко д-р техн. наук И. А. Шеремет
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ФОРСАЙТА
В статье обоснованы предложения по развитию национальной инновационной системы, излагаются концептуальные подходы к формированию системы стратегического и технологического форсайта с использованием механизма государственно-частного партнерства в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ключевые слова и словосочетания: оборонно-промышленный комплекс, военно-техническое сотрудничество, государственно-частное партнерство, Российская академия наук, инновации, национальная инновационная система, вооружение и военная техника.
Прежде всего остановимся на нескольких моментах, которые определяют современный этап мирового политического развития.
Во-первых, следует отметить возрастающую непредсказуемость развития мировых политических процессов. В настоящее время стали возможны войны, скрытые для противника и даже для своего народа. В результате возросло многообразие форм и методов военной агрессии. И ответная военная борьба не только не снята с повестки дня национальной и международной жизни современных народов, а существенно усложнилась.
Способность сдерживать и вести различную по средствам и методам военную борьбу остается условием суверенного, а во многих случаях и физического существования государства. Это в свою очередь приводит к тому, что государства больше внимания уделяют проблемам военной безопасности.
Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ), с 2001 по 2010 г. общий объем военных расходов в мире вырос почти в 2 раза: с 888,4 млрд до 1,6 трлн долларов1.
Во-вторых, к 2030 г. страны НАТО, Китай и ряд других государств закончат беспрецедентное по масштабам и затратам техническое переоснащение своих армий и флотов. Вооруженные силы Российской Федерации только на 20% оснащены современным оружием. А ведь способность вооруженных сил выполнять стоящие перед ними задачи в значительной степени определяется их техническим оснащением.
В-третьих, промышленное развитие и укрепление позиций передовых стран мира неразрывно связано с созданием высоких технологий, повышени-
1 Ежегодник СИПРИ 2011: вооружения, разоружение и международная безопасность : пер. с англ. / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М., 2012.
ем научно-технического потенциала, увеличением инвестиций в инновационные проекты.
Инновация - драйвер экономического роста и значительное преимущество в конкурентной борьбе. Мы рассматриваем инновацию как системную ситуацию временного совпадения процесса создания наукоемкой технологии и формирования общественного спроса на новый продукт или товар.
Как известно, к началу 1990-х гг. в России был накоплен значительный научно-технический потенциал, сопоставимый по своему качеству с американским и европейским. В ряде областей науки и техники, в частности в военно-промышленном комплексе, уровень подготовки кадров и их квалификация были сопоставимы, а иногда даже и превосходили развитые страны. Такой высокий уровень объяснялся и тем, что в развитии военно-промышленного комплекса (ВПК) СССР были реализованы принципы обеспечения конкурентоспособности, в частности, благодаря использованию определенных рыночных механизмов.
Создание военной техники и ее принятие на вооружение проходило в жесткой конкурентной борьбе. Разработкой одной системы вооружения занимались не менее двух НИИ или КБ. Даже всемирно известный и легендарный автомат Калашникова имел серьезных конкурентов. Но на вооружение принимались лучшие системы оружия. Побеждал наиболее совершенный образец, в полной мере отвечающий требованиям вооруженных сил.
Советский ВПК де-факто развивался в международной конкурентной среде. На всех уровнях, вплоть до отдела оборонной промышленности ЦК КПСС и Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, проводилось сопоставление тактико-технических характеристик и боевых возможностей советских образцов с зарубежными аналогами. Именно так советское руководство стремилось обеспечить силовой паритет.
В гражданской промышленности мнение конечного потребителя практически не учитывалось. В ВПК же решающее слово оставалось именно за потребителем в лице вооруженных сил. Их интересы безукоризненно представляла военная приемка. Она была почти всесильной и неподкупной.
В начале 1990-х гг. авторы экономических реформ в России предполагали, что свободный рынок поможет выйти стране в мировые лидеры и полностью реализовать свой высокий потенциал. Однако этого не произошло. Более того, в результате тяжелейших преобразований был практически разрушен механизм формирования человеческого потенциала в экономике1.
В начале 2000-х гг. была предпринята уникальная попытка придать оборонно-промышленному комплексу (ОПК) инновационный импульс. Для интеграции сохранившегося научно-технологического и производственного потенциала было принято решение о создании диверсифицированных корпораций (холдингов) и иных вертикально интегрированных структур2.
1 См.: Чемезов С. В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования : монография. - М., 2001.
2 См.: Дынкин А. А., Чемезов С. В. Дискурс: к открытым инновациям через национальные ме-гапроекты и наднациональные инновационные системы // Вестник Академии военных наук. -2013. - № 2 (43).
Эффективное развитие научно-технического потенциала новых концернов и холдингов могло бы стать залогом производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Однако реализации этих планов не суждено было сбыться. Негативное влияние на инновационную деятельность оказала приватизация. Вопреки международному опыту она привела к дезинтеграции уже сложившихся научно-промышленных объединений и сложных технологических цепочек, росту издержек и падению конкурентоспособности отечественных высокотехнологичных производств.
В общем векторе политики, внешне ориентированной на развитие ОПК, основные акценты при реализации промышленной политики делались на его эффективное функционирование, а основными факторами развития выступали лишь растущие объемы государственного оборонного заказа (ГОЗ). Главным критерием при конкурсном размещении и закупках ГОЗа (в соответствии с законом № 94-ФЗ) была наименьшая начальная цена создаваемого образца вооружения и военной техники (ВВТ).
В итоге это чаще всего оборачивалось низким качеством продукции, срывами сроков выполнения заказов, возвратами экспортных контрактов.
Государственные инвестиции в развитие производственно-технологической базы были крайне недостаточны (их доля составляла 18-30%). Механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), в том числе государственные гарантии по банковским кредитам, страхование рисков, работали неэффективно.
В методологическом плане стратегическая цель оборонно-промышленной политики, ориентированная лишь на эффективное функционирование ОПК как высокотехнологичного сектора экономики, не согласовывалась с основным направлением самой стратегии - на развитие ОПК. Реально ОПК не столько развивался, сколько действительно функционировал, показывая устойчивый рост и выполняя целевые функциональные задачи по реализации программных заданий Государственной программы вооружений (ГПВ).
В этом контексте развитие ОПК следует рассматривать как важный компонент системы стратегического программно-целевого планирования, основанной на комплексном рассмотрении взаимосвязанных систем: Вооруженных сил, самого ОПК и системы военно-технического сотрудничества (ВТС). В этом объединенном пространстве трех систем стратегия понимается не просто как способ достижения поставленной цели, а как комплекс взаимосвязанных стратегических решений, обеспечивающих реализацию долговременных программных задач - создание Вооруженных сил РФ нового облика, развития ОПК и интенсификации военно-технического сотрудничества.
Такая стратегия развития оборонно-промышленной политики призвана заменить действующую сферу тактических решений, обеспечивающих лишь восстановительный рост ОПК, на стратегические решения, способные реализовать программу его расширенного воспроизводства в соответствии с возросшими требованиями ГПВ и системы ВТС, основанной на широком использовании перспективных и прорывных технологий и инновационных решений, свойственных ключевым направлениям новых высоких технологических укладов.
Сегодня очевидно, что лидерство в условиях конкуренции невозможно без мощной национальной инновационной системы. Возможно, это одна из причин, побудивших руководство страны создать в России по аналогии с американским агентством передовых оборонных исследовательских проектов ДАРПА Фонд перспективных исследований.
Ключевой новацией всей оборонно-промышленной политики на период до 2020 г. следует считать ее «модернизационный дух». Эффективная модернизация ОПК требует дальнейшего совершенствования роли и места государства как партнера по бизнесу, создания и функционирования тройственного частно-государственно-общественного партнерства, необходимого для консолидации общества, государства и бизнеса. В ситуации, когда и бизнес, и государство не могут обеспечить эффективную работу предприятий, необходимо обращаться к потенциалу гражданского общества.
Государственную корпорацию «Ростехнологии», созданную в 2007 г., можно с полной уверенностью назвать национальным инновационным мега-проектом1. Корпорация также известна под своим брендом «Ростех», который был введен в декабре 2012 г. Корпорация позиционируется как корпорация развития с преобладанием в ее деятельности государственных интересов. Сегодня она является неотъемлемой частью оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов страны. В своей деятельности корпорация руководствуется разработанной Стратегией развития на период до 2020 года2.
Ростех активно взаимодействует с основными институтами гражданского общества. Среди них особое место занимает Союз машиностроителей России, который за относительно короткий период времени превратился в авторитетную общественную силу.
В корпорации разработана и реализуется Программа инновационного развития на период до 2020 года3. В нее включено более тысячи проектов инновационной направленности, в том числе около 500 проектов НИОКР и более 300 проектов по техническому перевооружению. Ростех также реализует ряд проектов по развитию малого и среднего бизнеса. В основу положен механизм формирования политики открытых инноваций.
Открытые инновации - новая парадигма ведения бизнеса. Она основана на широком использовании крупными корпорациями внешних разработок, знаний и инновационных проектов из вузов и научных организаций, от индивидуальных разработчиков и малых инновационных компаний в целях ускорения создания и вывода на рынок конкурентоспособных продуктов и технологий совместно с разработчиками.
Из изложенного следует программно-целевая установка: реализация программы расширенного воспроизводства ОПК требует совершенствования
1 См.: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии».
2 См.: Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на 2011-2020 годы. -М., 2011.
3 См.: Программа научно-технического развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на 2011-2015 годы. - М., 2011.
и практической апробации методов повышения качества прогностической деятельности в государственных структурах и органах военного управления1.
Приоритетную реализацию форсайт-технологий на уровне хозяйствующих субъектов мы связываем с деятельностью и дальнейшим развитием интегрированных корпоративных структур, поскольку в их рамках объединяются значительные капиталы и достигается синергетический эффект (эффект взаимодействия) различного плана - производственного, сбытового, инновационного, социального и т. д. Именно на базе госкорпорации как наиболее гибкой организационно-правовой формы некоммерческой организации, сочетающей в себе признаки хозяйствующего субъекта и органа управления, имеются большие перспективы в плане реализации форсайт-проектов.
Методология научно-технического прогнозирования, или форсайта, основана на экспертной оценке стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Социально-диалоговый формат их работы объективно вытекает из совместных проектов с бизнесом на основе инструментария государственно-частного партнерства, что предполагает тесные контакты с властными структурами различного уровня и институтами гражданского общества.
Наши предложения по реализации форсайт-проектов сводятся к следующему:
1. Развитие проблемно ориентированного взаимодействия с академической наукой. Международный опыт показывает, что инвестиции в науку дают эффект только в долгосрочной перспективе - через 10-15 лет. Признавая определяющую роль интеграции науки, промышленности, образования и бизнеса в формировании национальной инновационной системы, разработке и освоении передовых достижений науки и техники, Ростех совместно с РАН в рамках действующего соглашения о сотрудничестве выстроит систему технологического форсайта, т. е. долгосрочного прогнозирования перспективных направлений развития высоких технологий. В настоящее время завершена подготовка документов на проведение конкурса на оказание консалтинговых услуг Государственной корпорации «Ростехнологии» на тему «Стратегические аспекты глобализации в сфере высоких технологий и Россия». В качестве исполнителя проекта предполагается творческий коллектив Российской академии наук.
В числе проблемных вопросов:
- зарубежный опыт и практика продвижения на внешний рынок высокотехнологичной промышленной продукции, технологий и услуг, включая продукцию ОПК, ведущих зарубежных стран-экспортеров (США, Германия, Франция, Израиль, Китай, Индия и др); возможность применения этого опыта в России;
1 См.: Чемезов С. В., Куликов С. А. Генезис открытых инноваций: теория и практика государственной корпорации // Новая экономика. Инновационный портрет России. - М. : НП «Центр стратегического партнерства», 2012.
- возможные пути преодоления барьеров для российского экспорта и совершенствование системы мониторинга мер торговой политики иностранных государств, затрудняющих доступ российских товаров на внешние рынки;
- прогнозы и тенденции развития прорывных направлений в авиации, энергетике и телекоммуникациях.
2. По инициативе Ростеха президиум и общее собрание Академии военных наук поддержали идею создания научного отделения (научно-исследовательского центра - НИЦ) стратегического и технологического прогнозирования (форсайта). В его состав дали согласие войти действительные члены АВН - руководители ведущих вузов Москвы. Возглавил вновь созданное научное отделение (НИЦ) один из вице-президентов АВН. Таким образом, интегрируется прогностический потенциал вузовской науки.
Научное отделение (НИЦ) стратегического и технологического прогнозирования (форсайта) АВН представил Генеральному штабу ВС РФ установленный пакет документов на разработку проекта специализированной системы исходных данных на период до 2030 г. и научно-методического аппарата ее обоснования.
3. В настоящее время готовится соглашение о сотрудничестве АВН и Минобороны России с целью совместного объединения усилий в реализации стратегических инновационных проектов в области разработки высоких технологий и производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения. При этом предусматривается интеграция стратегического и технологического прогностического потенциала созданной системы перспективных военных исследований и разработок Министерства обороны Российской Федерации (СПВИР), одна из важнейших задач которой - мониторинг и анализ мировой научной деятельности и разработок для предотвращения внезапного появления средств, способных представлять угрозу национальной безопасности России.
4. За государством в лице Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и Минпромторга России сохраняются стратегические функции по развитию ОПК, по его эффективному использованию как в военной, так и в гражданской сферах, а также по обеспечению государственного контроля в области стратегического развития ОПК.
Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т. п., но и на развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации. В арсенале Ростеха и реализация современного метода исследований краутсорсинга.
В настоящее время проводится полномасштабный натурный эксперимент с привлечением выпускников магистратуры МГИМО по специальности «Менеджмент в области ВТС и высоких технологий». Цель экспертного проекта - формирование технологических дорожных карт, представляющих целевые характеристики или свойства продуктов, которые будут востребованы рынком, либо необходимы для обеспечения национальной безопасности, либо имеют значимый социальный эффект. Одновременно с этим определяются временные горизонты, на которых наиболее вероятно получение продуктов с
указанными свойствами. Важно коротко представить проекты и предложения по формированию наднациональной инновационной системы.
Необходимость интенсификации военно-технического сотрудничества предопределяет потребность в превентивном создании образцов продукции военного назначения, которые будут востребованы на мировом рынке вооружения. Они могут быть созданы с участием предприятий различных организационно-правовых форм, форм собственности, ведомственной и страновой принадлежности. Эти и другие перспективные направления внешнеэкономической деятельности характерны для ВТС России с Индией, Китаем, Вьетнамом, Венесуэлой.
Как известно, инновационный бизнес интернационален. Корпорация активно развивает международное сотрудничество, вовлекая в сферу интересов российского машиностроительного комплекса зарубежных партнеров - потенциальных инвесторов и обладателей передовых технологий. Зарубежные представительства корпорации сегодня действуют в 50 странах мира и играют основополагающую роль во внешнеэкономической деятельности Ростеха. По своим возможностям они фактически являются страновыми маркетинговыми информационно-аналитическими центрами. С их помощью корпорация в рамках частно-государственного партнерства и дальше будет развивать проекты с мировыми высокотехнологичными компаниями, эффективным частным бизнесом и его менеджментом.
Развивая взаимодействие с зарубежными разработчиками и поставщиками технологий, нам, конечно, предстоит пройти период и копирования, а где-то рассчитывать на творческое заимствование или технологическое творчество. Наряду с использованием внутренних резервов (созданием технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.) действенным методом повышения международной конкурентоспособности является привлечение на российский рынок иностранных компаний. Корпорация обладает определенным опытом в данной сфере. Безусловно, остается актуальной задача организации конкурентной разведки (бизнес-разведки), предполагающей соответствующую систему подготовки кадров и адекватный политический ресурс.
Если мы сможем реализовать научный потенциал отечественного ОПК и системы ВТС в создании эффективных инновационных систем и комплексов военной техники, то можно будет считать затраченные усилия на научную работу не напрасными.
Список литературы
1. Дынкин А. А., Чемезов С. В. Дискурс: к открытым инновациям через национальные мегапроекты и наднациональные инновационные системы // Вестник Академии военных наук. - 2013. - № 2 (43).
2. Чемезов С. В., Куликов С. А. Генезис открытых инноваций: теория и практика государственной корпорации // Новая экономика. Инновационный портрет России. - М. : НП «Центр стратегического партнерства», 2012.